"Дама с единорогом" кисти Рафаэля представлена московской публике. Дама картина


Картина «Дама с единорогом» Рафаэля Санти: описание, история

Картина «Дама с единорогом», автор которой Рафаэль Санти, демонстрирует один из самых притягательных и загадочных шедевров гения. Она впервые была упомянута в 1652 году в коллекции Galleria Borghese в Риме.картина дама с единорогом рафаэль

Флорентийский период молодого Рафаэля

Пройдя обучение у Перуджино и наработав свой стиль, юный Рафаэль отправляется во Флоренцию, где предположительно в 1504 году появляется в мастерской великого Леонардо и видит портрет Моны Лизы. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление. Он тщательно изучает технические приемы опытного мастера, делает зарисовки с картин Леонардо и с еще большим упорством начинает работать над своей техникой. Во Флоренции в 1506–1507 гг. была создана картина «Дама с единорогом». Рафаэль Санти и предположить не мог, что через несколько столетий она вызовет дискуссии и споры, сколько изменений с ней произойдет, прежде чем она откроется всем в своем первоначальном варианте. Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры. Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим.

Утонченный стиль юного живописца

Всего 36 лет было отведено «божественному Санцио», как звали его современники, для превращения из даровитого ребенка в истинное дитя Возрождения, который обладал даром художника, мастера монументальных росписей, и архитектора. Его стиль покоряет ясностью, уравновешенностью и чистотой.

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.дама с единорогом картина рафаэля описаниеЮная дама с единорогом сидит на лоджии, которую обрамляют с двух сторон, как и произведение его великого предшественника, две колонны. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом. Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог.дама с единорогом картина рафаэля музей пушкина

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Аккуратно убранная головка с золотистыми волосами украшена маленькой диадемой, которая, возможно, связывает волосы сзади. Дева изображена на фоне ясного чистого неба, где вдали виднеются невысокие голубеющие холмы Тосканы, в которых нет таинственности. Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки – две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Кого считали автором?

История портрета уникальна. Ее авторство приписывали Перуджино, Гирландайо и еще многим другим живописцам, а Вазари не давал описания этого произведения. Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом». Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века. Она была исследована рентгеновскими лучами. С 1935 года началась реставрация. На картине до этого все видели святую Екатерину Александрийскую, на плечи которой был наброшен плащ. Даже руки она держала иначе.

рафаэль санти дама с единорогом описание картины Очень помог рисунок из Лувра, где мы видим первоначальную стадию создания портрета.

Метаморфозы святой Екатерины

картина дамы с единорогом автор

Рентген выявил несколько слоев позднейших дописок, а также то, что первоначально на руках модели сидела маленькая собачка (символ верности супругов), которую сам автор заменил единорогом. Это узнали в 1959 году, когда еще раз исследовали произведение и выяснили, что в ходе позднейших доработок живописец сам изменил смысл картины от преданности до чистоты. Картина была сильно повреждена. Реставраторы, осторожно снимая слой за слоем, вернули шедевру первоначальный вид.

Сейчас предполагают, что картина прошла несколько этапов работы:

  • Модель, державшая собачку, была менее юной, и Рафаэль написал только озерный пейзаж, небо и фигуру на его фоне.
  • Положение рук, рукава, собачку, колонны дописывал другой художник. Возможно, он был близок к школе Леонардо.
  • Спустя несколько десятков лет собачка стала единорогом, что потребовало переписать руки.
  • Через столетие неизвестный художник превратил этот образ в святую Екатерину.

Выяснить, кто послужил моделью, до сих пор не удалось. Это загадка портрета.

Выставка одной картины

Жемчужину Ренессанса «Дама с единорогом» (картина Рафаэля) музей Пушкина выставил в экспозицию в 2011 году. Картина была привезена в Россию в ознаменование года культуры Италии и ее языка в нашей стране. Произведение крайне редко покидает родину.

Р. Водре, глава музеев Рима, сообщила, что подготовка картины к путешествию в Российскую Федерацию шла три месяца. Первоначально создали полностью герметичный контейнер. Именно в нем должен сохраниться необходимый для полотна микроклимат. После этого изготовили наружный деревянный ящик, в который поместили контейнер, который не может передвинуться ни на один миллиметр. В аэропорт Рима контейнер привезли на специальном автомобиле и потом поместили на правительственный самолет для доставки в Москву.

В музее Пушкина обеспечили сохранность шедевра, поместив его под пуленепробиваемое стекло.

Опыт моновыставок в Пушкинском музее уже имеется, так как в него в 70-х годах привозили «Джоконду». На просмотр шедевра зрителю отводилось сорок пять минут. Очереди, конечно, неизбежны, но любители искусства дождались встречи с полотном Рафаэля Санти.

fb.ru

"Дама с единорогом" кисти Рафаэля представлена московской публике

Картина "Дама с единорогом" (Dama col liocorno, 1504-1506) художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти в субботу была представлена в посольстве Италии в Москве на официальном открытии программы Года Италии в России, шедевр представляли министр культуры РФ Александр Авдеев, министр науки и образования Италии Мариястелла Джельмини (Mariastella Gelmini) и посол Италии Антонио Дзанарди-Ланди.

МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Картина "Дама с единорогом" (Dama col liocorno, 1504-1506) художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти в субботу была представлена в посольстве Италии в Москве на официальном открытии программы Года Италии в России, шедевр представляли министр культуры РФ Александр Авдеев, министр науки и образования Италии Мариястелла Джельмини (Mariastella Gelmini) и посол Италии Антонио Дзанарди-Ланди (Antonio Zanardi Landi).

"Приезд в Москву "Дамы с единорогом" из римской Галереи Боргезе (Galleria Borghese) - пример того, что могут сделать послы и посольства, когда между двумя странами существуют великолепные отношения. Я знаю, что это личная инициатива посла, которую поддержали музеи Италии и руководство страны", - сказал Авдеев.

"Это великолепный жест дружбы", - отметил он по-итальянски.

Картина Рафаэля "Дама с единорогом"

"Дама с единорогом" до 24 марта пробудет в особняке Берга в Денежном переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ имени Пушкина и пробудет там до 10 мая. Шедевр Рафаэля открывает целую программу моновыставок: в июне и июле в посольстве будут показывать "Двойной портрет" Джорджоне из римского палаццо Венеция, в сентябре-октябре, возможно, привезут "Голову Медузы" Бернини (1630) из Капитолийских музеев, а в декабре-январе покажут "Юношу с корзиной фруктов" Караваджо, снова из галереи Боргезе - последнее полотно примет также участие в масштабной выставке, намеченной на декабрь 2011 - февраль 2012 годов.

"В России от Италии ожидают очень многого, и мы постараемся оправдать ожидания", - отметила Джельмини, пообещав, что связанные с Италией события продолжатся в России и в 2012 году.

"Озонная" живопись

"Дама с единорогом" написана в 1504 году, когда совсем еще молодой Рафаэль приехал во Флоренцию и ненадолго пересекся там с Леонардо да Винчи и Микеланджело. "Коненчо, он был захвачен, потрясен Джокондой", - отметила директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.

Историки искусства неоднократно сравнивали два портрета улыбающихся дам, однако, убеждена Антонова, сравнения начинаются и заканчиваются на том, что обе героини представлены зрителю на фоне пейзажа.

"Образ Леонардо - это образ, построенный на контакте со зрителем. Но Джоконда - это психологическая атака, сгусток энергии, и главную роль в этом играет знаменитое леонардовское "сфумато" (прием в живописи, смягчение очертаний изображаемого), тревожащее зрителя. Рафаэль проводит волевую атаку другого характера: он опирается на пластическую силу образа, для него огромную роль играет цвет. Я называю эту живопись "озонной", насыщенной кислородом, из-за ее очень высветленного тона, который создает образ чистоты, невинности, женственности и многих других достоинств, которые есть в этой женщине", - сказала директор ГМИИ.

Три в одном

По словам главы Объединенных музеев Рима (Polo museale di Roma) Росселлы Водре (Rossella Vodret), героине Рафаэля за время создания картины пришлось сменить несколько ролей, и обнаружилось это лишь во время радиографического исследования, которому "Дама с единорогом" подверглась в 1927 году, впервые в истории итальянской науки.

Обнаружилось, что сначала Рафаэль писал девушку с собачкой на коленях. "Возможно, речь шла о свадебном портрете, который перед бракосочетанием предполагалось отослать жениху. Собачка - это символ супружеской верности", - сообщила Водре.

Однако картина не была закончена.

"Почему - мы не знаем. Возможно, свадьба расстроилась, возможно, жених скончался. Как бы то ни было, Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог - знак чистоты и непорочности", - сказала глава Объединенных музеев.

По ее словам, через несколько десятков лет, в конце XVI века "Дама с единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-36 годов картине вернули прежний вид. Параллельно появилось предположение, согласно которому "Дама с единорогом" была портретом Джулии Фарнезе, любовницы папы Александра VI Борджиа, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.

Водре отметила, что "Дама с единорогом" крайне редко покидает пределы Италии. Подготовка ее визита в Москву длилась три месяца: вначале был изготовлен герметичный контейнер, в котором должен сохраняться привычный для картины микроклимат, затем деревянный ящик особой конструкции, позволяющей жестко закрепить контейнер, не давая хрупкой доске сдвинуться даже на миллиметр. В специально оборудованном автомобиле шедевр Рафаэля доставили в римский аэропорт, а оттуда он правительственным бортом прилетел в Москву.

ria.ru

Картина «Дама с горностаем» — Artrue

Тип: масляные краски на деревянной панели.Габариты: 55*40 см.

Винчи. Дама с горностаем.Винчи. Дама с горностаем.

История работы

«Дама с горностаем» — известный труд, авторство которого приписывается знаменитому художнику Леонардо да Винчи. Данная работа является одним из четырех женских портретов данного художника.

Критики и искусствоведы считают, что в качестве главной героини изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей самого Людовико Сфорца. По одной версии считается, что Леонардо написал портрет этой юной особы, когда работал на герцога миланского, при его дворе, что было примерно в 1490-х годах. Возраст главной героини полотна предположительно составляет семнадцать лет, утверждается, что именно тогда начались ее отношения с герцогом. По второй версии, написание данной картины приписывают к 1480-м годам, что полностью противоречит тому, что героиней работы является Чечилия, так как в то время ей было около десяти лет. Третья версия гласит, что портрет был создан после 1490-х, ссылаясь на прическу юной девушки. Мода на такие прически появилась в Милане только после 90-х годов 15 века.

Дама с горностаем

Наряду с проблемой определения даты создания картины, немало сложностей возникло и с установлением ее подлинного создателя. Леонардо был не единственным, кто «претендовал» на авторство портрета.

«Дама с горностаем» была сильно изменена художником, некоторые детали корректировались, либо вовсе были переписаны. Все это ставит под сомнение факт авторства Винчи. Однако, лицо главной героини проработано очень тщательно, что говорит о большом опыте и мастерстве живописца. На ее губах изображена незаметная улыбка, еще один аргумент в пользу авторства мастера, предпочитавшего намекнуть на эмоцию, вместо ее явного изображения. Для одежды той эпохи характерна сложность отделки рукавов. В данном случае они украшены лентами.

Горностай, фрагмент.Горностай, фрагмент. Горностай

Животное в руках героини, предстает перед зрителем с поразительной точностью и живостью, однако, подробный анализ изображения дает основание предполагать, что это хорек. Вероятно, в силу природы дикого горностая, использовать его в качестве модели было сложно, в отличие от более послушного хорька.

Рентгенография

После проведения рентгенографии картины выяснилось, что произведение претерпело много изменений: фон был заменен на более темный, очертание окна за спиной девушки было закрашено. Помимо этого изменены некоторые элементы внешности героини: изначально другую форму имела переносица; вуаль, которая прежде была на волосах дамы, была убрана; переработке подверглись также положение пальцев на руках. Переписывание фона отнесли к середине 19 века, предполагая, что некоторую работу с картиной проводил Эжен Делакруа.

artrue.ru

"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи, описание картины, репродукция (фото), где находится "Дама с горностаем"

Некоторые (небезосновательно?) считают, что именно эта картина - лучшая из всего созданного Леонардо да Винчи. Просто ей не посчастливилось стать такой знаменитой, как "Джоконда": она обитает не в Лувре, ее не воровали, о ее пропаже не писали несколько месяцев на первых полосах всех газет. 

Любопытно, что приписываемое Леонардо да Винчи авторство «Дамы с горностаем» долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки. Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор, когда технические средства цифровой эпохи позволяют исследовать картину под новым углом.

Пока же стоит остановиться на том, что на портрете изображена Чечилия (Цецилия) Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца, мать его сына Чезаре. Художник позаботился о том, чтобы как можно меньше деталей отвлекало зрителя от юной и свежей красоты модели. Да Винчи изобразил ее в простом платье, а из украшений оставил на девушке лишь нитку черного жемчуга. Даже гладко зачесанные волосы Чечилии, кажется, служат именно этой цели (такая прическа – с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос – была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone). Изображение модели вполоборота было инновацией Леонардо, до этого портреты представляли собой по большей части чеканные профили. И даже этой необычной позой художник сумел подчеркнуть живость характера юной модели, которая будто бы прислушивается к невидимому собеседнику.

На руках Галлерани держит белого зверька, которого принято считать горностаем. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное. Традиционно «зимний» белый горностай считался символом чистоты и непорочности, бытовало даже поверье, что он скорее погибнет, чем позволит себе запятнать белоснежный мех. Согласно еще одной версии, зверек служит своеобразным намеком на связь девушки с Лодовико Сфорца, который в 1488 году был принят в Орден горностая и включил животное в свой герб. Кроме того, существует мнение, что, будучи большим любителем загадок и кодов, да Винчи с помощью горностая зашифровал на полотне фамилию Галлерани (на древнегреческом все семейство куньих именовалось «gale»).

Миланская муза

Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью. У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи. Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани. Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет.

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет. По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте, и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка. Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой. Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Автора, автора!

Картина «Дама с горностаем» прошла два детальнейших лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо да Винчи. Результаты первого, проведенного варшавскими учеными, были опубликованы в 1955 году. Второе исследование вместе с реставрацией было проведено в 1992 году в лабораториях Национальной галереи искусства Вашингтона под предводительством специалиста по сохранению предметов искусства Дэвида Булла. Ученый был ошеломлен мастерством Леонардо, позже он говорил, что при внимательном изучении картины создается впечатление, что художник начал писать свою модель со скелета, добавив плоть и одежду лишь после того, как понял механику ее тела.

О том, что автором картины «Дама с горностаем» является именно да Винчи, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, имеются документальные свидетельства того, что художник был знаком с Чечилией Галлерани (более того, их связывала нежная дружба) и писал ее портрет. Во-вторых, в пользу авторства Леонардо говорит цветовая гамма картины, игра света и тени, а также поворот головы модели в три четверти. В-третьих, на полотне были обнаружены следы пальцев, характерные для других работ художника. И, наконец, по мнению ученых, на тот момент только да Винчи мог изобразить человека со столь потрясающей анатомической точностью и детализацией. Достаточно присмотреться к руке Галлерани и увидеть, насколько тщательно прописан каждый ноготь и каждая морщинка на костяшках ее пальцев.

Оба исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной. Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), поскольку за годы своего существования она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами. Безусловно прекрасный портрет стал немного похож на плоский плакат, в отличие от других работ Леонардо, знаменитых, кроме прочего, потрясающей детализацией ландшафтов на заднем плане.

На деревянной основе обнаружились следы использования так называемого «картона» - рисунка, с которого изображение переносилось на дерево с помощью крошечных отверстий и угольной пыли. Дерево было покрыто тонким слоем грунта (gesso), подмалевок был выполнен коричневой краской. Кроме того, ученые определили, что после окончания работы над картиной дерево не обрезалось, об этом свидетельствуют узкие неокрашенные полосы со всех четырех сторон.

А был ли горностай?

Многочисленные исследования картины "Дама с горностаем" показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды. В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета. И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех). В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом.

И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос. Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, - на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами. Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства.

Тайная жизнь Чечилии

Несколько веков существования «Дамы с горностаем» покрыты завесой тайны. Приблизительно в 1491 году картина покинула студию да Винчи и несколько лет хранилась у Галлерани. Весной 1498 года Изабелла д’Эсте просит Чечилию прислать ей работу да Винчи: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным». Галлерани, хоть и призналась в ответном письме, что очень изменилась с тех пор, все же не смогла отказать высокопоставленной просительнице. Можно представить себе, каким губительным оказалось это путешествие для картины, ведь о его сохранности вряд ли кто-то позаботился. По мнению исследователей из Вашингтона, путешествие приблизительно в 150 километров шедевр да Винчи, по всей вероятности, совершил будучи завернутым в ткань и кожу и притороченным к седлу посыльного. Предположительно, спустя месяц картина вернулась к владелице, но на этом его след обрывается на три столетия.

Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и «исправлений» он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину в очередной раз отреставрировали. Тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI» (Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера», хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли). В течение XIX века «Дама с горностаем» несколько раз перемещалась по Европе: княгиня Чарторыйская успела спасти картину до вторжения российской армии в 1830 году, затем она была отправлена в Дрезден, а после – в Париж, в знаменитый особняк «Отель Ламбер», где жили Чарторыйские.

В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин. Год спустя владельцем «Дамы с горностаем» стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу. Сейчас картина «Дама с горностаем» находится в Кракове в Музее Чарторыйских.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонарло да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» принадлежит к числу четырех женских портретов Леонардо.

 

Итак, мы знаем, что изучать что-то, — это обычно очень скучно, поэтому редакция  публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

 

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д'Эсте. После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

 

 

Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецеей, и становится законной женой герцога и рожает мужу еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от в подарок дворец Карманьола.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов. У да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня...». Также известно, что эти двое были между собой на «ты», хотя в те времена даже друзья обращались друг к другу на «вы». Исследователи подозревают, что между ними была интимная связь.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

4. «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. По мнению Паскаля Котта, изучающего шедевр с помощью специального фотосканера, поначалу никакой зверушки на картине и в помине не было, как и не было на переднем плане мастерски выписанной кисти правой руки. Всему виной вечные сомнения и врожденный перфекционизм художника.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

 

 

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Следовательно второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

7. И вообще это не горностай... Девушка держит на руках не горностая, а белого хорька. Название же картины, очевидно, берет начало от игры слов: на древнегреческом слово «горностай» звучит как «гале», созвучно с фамилией Галлерани.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

8. Кстати говоря, ранее предполагалось, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д'Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо: он разглядел на ней отпечатки пальцев самого да Винчи.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

9. Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны ее снова спрятали, но в сентябре 1939 года она всё-таки попала в руки нацистов.

 

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

 

Сегодня картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

 

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

 

Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё, в первую очередь, зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

s30592398877.mirtesen.ru

Портрет в живописи. Женские образы

Портрет в живописи – это жанр изобразительного искусства, при котором художники добиваются не столько внешнего сходства, сколько стараются отразить внутренний характер изображаемого человека. Портрет может быть индивидуальным и коллективным, мастер-художник создает образ, типичный для определенной эпохи.

История жанра

портрет в живописиКак жанр портрет сложился во времена античного искусства. На острове Крит при раскопках было найдено множество фресок с изображениями женщин. Другие памятники искусства относятся к Египту, там обнаружили деревянные доски с изображенными на них портретами в технике энкаустики (это такие краски на основе воска). Во времена Средневековья портрет в живописи существовал лишь для изображения дарителей и был частью общей художественной композиции на религиозную тематику.

Расцвет жанра портретной живописи выпал на эпоху Возрождения. Художники Ренессанса проповедовали гуманистические идеи и взяли за основу мир отдельного человека, пейзажам и интерьеру отводилась скромная роль фона. Шедевром того времени стала «Джоконда», а ее автор Леонардо да Винчи прославился на века.

Огромный вклад в развитие жанра внес Тициан, он создал целую галерею портретов своих современников. Автопортреты таких художников, как Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер являются примерами для многих художников-портретистов.

Женский портрет в живописи

Вечной темой искусства является изображение образа женщины. Каждая эпоха рисовала свой идеал женщины, а ее характер привлекал особое внимание многих художников. Глядя на портрет тех времен, мы можем видеть, как на внешность и внутренний мир влияют те или иные события общественной жизни, искусство, литература, мода.

Искусство России в общем, и портрет в живописи в частности, показывают, как на протяжении веков изменялся идеал женской красоты. Связано это с изменением мировоззрения, привычек, обычаев, со сменой систем правления, поколений.

Образы женщин

женский портрет в живописиК концу 18 века русский портрет в живописи достигает наивысшего расцвета. И одной из самых главных и популярных тем становится изображение женского очарования. На полотнах нам предстают женщины кокетливые и обольстительные. А на портретах художников-иностранцев русские дамы и барышни выглядят куклами, они жеманничают и игриво улыбаются, и этим одна похожа на другую.

Русские художники И.П. Аргунов, Д.Г.Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский видят женщину по-иному. Они вносят психологическое оживление, конкретность характера в женский портрет. В живописи стараются передать живую и настоящую картину нравов, вкусов и моды эпохи женского всевластья. Мы видим весь спектр женских характеров: надменную холодную красоту и нежную мягкую мечтательность, кокетство и скромность, душевное обаяние и суровую скрытность с замкнутостью. Но властвовать в сердцах мужчин – это главное.

Новые идеалы

Эпоха романтизма 19 века призвана показать в женщине особую чувствительность и тонкие движения души. Творчество Карамзина, Жуковского оказало огромное влияние на художников начала века, например, О.А. Кипренского. Их полотна отразили все черты романтизма в жанре портрет. В живописи и музыке, а также поэзии этого времени востребованы мотивы личных лирических переживаний, таинственной красочности родной старины ( особой популярностью пользовалась романтическая опера А.Н.Верстовского «Аскольдова могила» 1835 год).

портрет в живописи 6 класс

Но уже к середине века возвышенность и мечтательность женских образов исчезает без следа. По картинам этого периода можно изучать модные веяния. Тщательно выписаны перья на шляпах, драгоценности, кружева, увлекаясь деталями, художники часто забывают о самом персонаже. В образах светских красавиц царит надменность, и уже нет той сердечности и простоты.

Но некоторые художники начала века, в частности, Венецианов и Тропинин, в поиске "живых" образов обращаются к простому народу. Возникло движение «простонародного» женского портрета, создается идеализированный образ женщины-труженицы.

Картины К.С. Петрова-Водкина

Новый век характеризуется поиском новых форм в жанре портрет. В живописи (6 класс школы на уроках ИЗО подробно изучает тему «Женские образы») художники обращаются к прошлому и будущему в поисках женского идеала. Тема материнства и женственности занимает большое место в творчестве художника 20 века В. Петрова-Водкина. В произведении «Мать» художник добился полного раскрытия темы. Его картина – это гимн семейному счастью и святости любви. В образе матери мы чувствуем нравственную силу, чистоту и возвышенность, прижимая ребенка к себе, она напоминает мадонну.

портрет в живописи и музыке

Картина «Богоматерь. Умиление злых сердец» написана им в годы первой мировой войны, она является душевным откликом художника на кровавые события тех времен. Он создал возвышенный и трепетный образ, который по глубине воздействия является одним из самых сильных в его творчестве.

Образ женщины менялся из эпохи в эпоху, но сохранил главные непреходящие черты: красоту, нежность, материнство.

fb.ru


Смотрите также