Жак Луи Давид: жизнь и творчество художника. Давид картина


Жак Луи Давид, картины: описание и фото

Художник, который в своих произведениях отражал все этапы политической жизни Франции, являлся и ярким общественным деятелем, активно участвующим в революционном движении. Основоположник неоклассицизма чутко реагировал на все изменения, происходящие в обществе, а направление в живописи, которое он заложил, продолжили развивать новые поколения мастеров.

Краткая биография творца

Великий Жак Луи Давид, картины которого принесли ему известность, родился в Париже в 1748 году. В возрасте 18 лет он поступает в Академию художеств, где его наставником был Жозеф Мари Вьен – прославленный в то время живописец, несправедливо сейчас забытый. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Давид, внимательно изучающий работы Микеланджело и Рафаэля, мечтает оказаться в Италии, чтобы совершенствовать свое мастерство в колыбели искусства Возрождения. Получивший премию как лучший ученик академии, юный художник в 1775 году отправляется в страну с богатейшей культурой.жак луи давид картины

В Италии он общается с любителями античности, которые знакомят его с великими шедеврами, а восхищенный живописец, преклоняющийся перед талантом гениальных скульпторов и художников, признается, что «с его глаз словно пелена спала». Жак Луи не пытается подражать произведениям античных мастеров, а ищет свой путь: «Понимаю, насколько несовершенен мой стиль, и я готов многое пройти, чтобы приблизиться к истине. Мне нужно стремиться к уровню Рафаэля».

Художник и революционер

Вернувшись во Францию, критично расценивающий свое творчество Жак Луи Давид, картины которого вызывают неоднозначные суждения в обществе, активно участвует в революционном движении. Он примыкает к радикально настроенным Робеспьеру и Марату, голосует за смерть короля Людовика XVI, а после термидорианского переворота сам попадает в тюрьму за свои взгляды.

картины жака луи давида с названиями

Когда к власти приходит Наполеон, бывший революционер принимает активное участие в политической жизни и становится пылким поклонником императора, делающего его первым художником Франции и придворным живописцем. После низвержения Бонапарта Жак Луи бежит в Брюссель, где и умирает в 1825 году, оставив после себя около 500 учеников.

Выражение взглядов автора

Искусство творца эволюционировало вместе с его стилем и выражало эстетические взгляды художника. Он передавал в своих картинах суть идеалов Древнего Рима и Греции, повествуя о самопожертвовании и добродетели. Художник отказался от сложных ракурсов, избытка отвлекающих от сути произведения деталей и живописного фона. Словно выводя на театральную сцену своих персонажей, направлял на них яркий свет прославленный Жак Луи Давид.

описание картины смерть сократа жак луи давид

Картины, идеи которых долгое время вынашивались творцом, появились в тишине и покое, вдали от людской суеты. Все античные образы не были отстраненными героями для живописца, а выбор сюжетов не подчинялся веяниям моды.

Произведение, ставшее поворотной точкой в творчестве мастера

Любопытно поговорить о полотнах, создатель которых лично участвовал в революционных действиях, а в его произведениях можно увидеть не только идейное обоснование происходящих событий, но и жертву, которую заплатили бунтари. О чем хотел поведать видевший своими глазами свержение старых устоев Жак Луи Давид?

Картина «Клятва Горациев» появилась в 1784 году и положила начало новому стилю – революционному классицизму. Она принесла небывалый успех автору, использующему множество приемов, характерных для направления.

Предыстория кровавого сражения

Художник рассказывает о том, что предшествовало историческому сражению, произошедшему между братьями Горациями из Рима и Куриациями из Альба-Лонги – теряющего свое влияние главного города Италийского союза.

Два поселения боролись за лидерство, однако такая междоусобица не могла продолжаться долго. По свидетельству историков, город-победитель должен был определиться после решающего сражения доблестных воинов. В кровавой схватке в живых остался один из братьев Горациев, и Альба-Лонга подчинилась всем требованиям Рима. Узнав про историческое сражение, решил передать чувство патриотизма молодых людей Жак Луи Давид.

«Клятва Горациев»: описание картины

Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Они осознают, что могут погибнуть, но вступают в сражение, веря в торжество справедливости. Интересно, что противники римлян – их детские друзья, однако этот факт не помешал Горациям с ними расправиться. Великий гений Жак Луи Давид, описание картин которого дает понять зрителю, каким невероятным талантом он обладал, справа от мужественных воинов изобразил группу скорбящих женщин, понимающих неотвратимость утраты близких людей.

жак луи давид картина клятва горациев

Мать славных героев нежно обнимает внуков, тут же сидит сестра братьев – невеста одного из альбанцев, склонившая голову к сестре противников – жене одного из Горациев. Художник показал не только готовность к самопожертвованию, но и личные переживания отчаявшихся женщин. Если братья и отец изображены как главные герои, то мать и сестры – это второстепенные персонажи, дополняющие композицию.

На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям.

На главных персонажей направлен свет, чтобы показать их значимость, а фон картины оттенен, дабы не отвлекать внимания от готовых к битве братьев. Сильные эмоции проявляют страдающие женщины, а строгие мужчины лишь выполняют свой долг.

Полотно, укрепляющее дух человека

Линию героического классицизма продолжила новая работа живописца, появившаяся в 1787 году. Необходимо рассказать о несправедливо приговоренном к смертной казни философе, прежде чем делать описание картины «Смерть Сократа». Жак Луи Давид заинтересовался судьбой древнегреческого героя, выпившего яд с неизвестным составом. Наживший множество врагов философ, принявший решение смириться с судьбой, был обвинен в «непочитании богов».

На полотне Сократ обращается к своим ученикам с прощальным словом. Одна рука поднята вверх, а другая тянется за сосудом с ядом, но не касается его. И этот жест считается ключевым, он создает впечатление остановившегося времени и заявляет о бессмертии человеческого духа, поскольку учитель, увлеченный своей речью, забывает о том, что ему жить осталось совсем мало.

жак луи давид описание картин

Торжественность сцене придают персонажи, в движениях и лицах которых читается особое величие, а также их расположение вдоль передней плоскости грандиозного полотна, названного гениальным. Накануне революции Жак Луи Давид, картины которого заставляют каждого задуматься о вечном, пытался укрепить дух французов примером невероятной стойкости Сократа, принимающего смерть.

Новое время – новый стиль

Художник писал не только картины на исторические сюжеты, он создал огромное количество портретов, которые хранятся в различных музеях. Родоначальник нового направления в искусстве передал уникальное мастерство своим многочисленным ученикам, правда, неоклассический стиль очень быстро вышел из моды. После свержения Наполеона он слишком напоминал о кровавых событиях, произошедших в истории Франции. На смену ему пришел более мягкий, отвечающий вкусам новых властей, стиль ученика Давида – Жана Огюста Энгра.

жак луи давид клятва горациев описание картины

В нашей статье мы рассмотрели биографию и главные картины Жака Луи Давида (с названиями у признанного гения проблем не возникало – они четко передают суть каждой работы). Можно только восхититься уникальным талантом гения, мастерская которого стала настоящей колыбелью искусства Франции.

fb.ru

Жак Луи Давид (David). Картины выдающегося художника классицизма.

 

Картины Давида

Давид, Жак Луи (фр. Jacques-Louis David, 1748-1825 гг.) -  французский живописец, основоположник французского неоклассицизма. В начале творческого пути работал в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг.) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. В результате Давид оказался во главе течения, ставшего реакцией на "вольности" рококо и стремившегося выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Жак Луи Давид создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

Активно участвовал в революционном движении, в 1792 избран депутатом Национального Конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Примкнул к радикально-экстремистскому крылу революционеров во главе с Маратом и Робеспьером. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». В 1794 году после термидорианского переворота Давид заключён в тюрьму за революционные взгляды.

В 1797 стал свидетелем торжественного въезда в Париж Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Давид прославил деяния Наполеона в ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого классицизма к романтизму.

У Давида было много учеников, самым прославленным из них считается Энгр.

На заметку: На сайте юридических услуг в Санкт-Петербурге ООО «МигУчет» читайте материал - Регистрация ООО пошаговая инструкция. Описано, как зарегистрировать фирму.

Картины Давида

 

 

Автопортрерт. Жак Луи Давид

Автопортрерт. Жак Луи Давид

Венера и грации обманывают Марса

Портрет мадам Генриэтты де Верниньяк

Портрет мадам Рекамье1800

Давид

Любовь Париса и Елены, 1788Музей Лувр, Париж

картина Давида

Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783

Живопись Давида

Клятва Горациев

Живопись Давида

Смерть философа Сократа, 1787Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Живопись Давида

Смерть Марата

Живопись Давида

Живопись Давида

Велизарий, 1781Музей изящных искусств, Лилль

Живопись Давида

Антиох и Стратоника, 1774Академия изящных искусств, Париж

Живопись Давида

Андромаха у тела Гектора, 1783Музей Лувр, Париж

Живопись Давида

Портрет мадам Эмилии Серизиа, 1795

Живопись Давида

Контесса де СорсиАнна-Мари Фелюсьен

Живопись Давида

Сабинянки, останавливающие битву

Живопись Давида

Путешествие Телемаха1783

Живопись Давида

Живопись Давида

Живопись Давида

Сафо и Фаон1809

Живопись Давида

Контесса Вилейн XIIII с дочерью

Живопись Давида

Живопись Давида

Живопись Давида

Портрет Наполеона

Живопись Давида

Живопись Давида

Живопись Давида

Портрет Наполеона в императорском кабинете

Живопись Давида

Наполеон на перевале Сен-Бернард, 1801

Живопись Давида

Живопись Давида

Леонид I и спартанцыпри Фермопилах, 1814

Живопись Давида

Помазание Наполеона I и коронация Жозефины

Живопись Давида

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Давид Жак Луи (1748 - 1825)

Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания. Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства - в архитектуре, живописи, скульптуре.

Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познинии прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в себе чуство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, целенаправленный характер.

В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник - Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре - "революционный классицизм".

Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо. Получив "римскую премию" как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников. После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.

Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга , который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем ("Клятва Горациев").

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь "Верховного существа" или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.

В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.

В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев "Клятва в зале для игры в мяч", в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит "друг народа" Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину "Смерть Марата".

С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности - и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.

Его последующий путь - это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет "Сабинянок". Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины "Наполеон на перевале Сен-Бернар", "Коронация" и пр.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.

Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир.

cvetamira.ru

Художник Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David)|Картины

художник Жак-Луи Давид картины - 01

Битва Марса с Минервой

Известный французский живописец восемнадцатого века, выдающийся педагог и один из представителей французского неоклассицизма.

Художник Jacques-Louis David (Жак-Луи Давид) родился в Париже в августе 1748 года, в семье состоятельного французского коммерсанта. Когда будущему художнику исполнилось 9 лет, его отец погиб на дуэли. Мать забрала ребёнка из колледжа и передала на воспитание в семью своего брата, а сама уехала в Эврё.

художник Жак-Луи Давид картины - 23

Автопортрет

Брат матери был архитектором и племянника решил приобщить к этой профессии, но Давид интереса к архитектуре не проявил. Дядя отвёл племянника к Франсуа Буше в надежде, что великий художник возьмёт Jacques-Louis David в ученики. Однако, Буше в это время сильно болел и рекомендовал в качестве учителя Жозефа Вьена, который преподавал в Королевской Академии живописи и скульптуры.

В 1766 году Жак-Луи Давид поступил в Академию, в класс Вьена, который был приверженцем античного искусства. От своих учеников великий мастер требовал достижения в живописи величия и правды.

Жак-Луи Давид учился с огромным желанием. Большой мечтой будущего художника было получение Большой Римской премии, которая давала возможность ученику жить и учиться в Риме.

Первая в жизни художника картина «Битва Марса с Минервой» принесла Давиду только второе место на конкурсе. Он ещё три раза представлял свои картины на конкурс и только работа «Антиох, сын Селевка» принесла Jacques-Louis David желанную победу.

Работы художника постепенно, но уверенно, входили в моду, аристократы (главным образом дамы) вскоре просто завалили Давида заказами.

С 1775 по 1780 годы Jacques-Louis David обучался во Французской академии в Риме. Для него сделали исключение и разрешили посещать галереи, которые были закрыты для обычных любителей живописи. Он сделал огромное количество набросков с работ известных художников и античных скульптур – в комнате художника просто не осталось места для новых работ.

В 1780 году Жак-Луи Давид вернулся на родину и представил в академию картину «Велизарий».  Дело в том, что парижские салоны выставляли только и исключительно картины академиков живописи и молодому художнику, для успешной работы,  требовалось официальное признание, и приобщение к числу академиков. И его мечта сбылась — он был избран членом Академии.

В мае 1782 года Жак-Луи Давид женился на Шарлотте Пекуль.

Слава его росла, появились ученики, от заказчиков не было отбоя, супруга родила четверых детей. Что ещё нужно для счастливой жизни?

И тут во Франции случилась революция, Жак-Луи Давид был избран депутатом Национального Конвента. В конвенте он примкнул к возглавляемым Маратом монтаньярам, ратовал за смерть короля, подписывал приказы на арест «врагов революции». В это  период, из-за своих политических убеждений, Давид развёлся со своей женой.

Желая увековечить события и героев революции, он пишет целую серию картин о революции, организует Национальный музей в Лувре.

После термидорианского переворота, в 1794 году, художник оказывается в тюрьме.

Революционный порыв постепенно прошёл и Давид вторично женится на своей, ранее покинутой, жене.

Он приветствует Наполеона, а вскоре становится придворным художником нового французского императора. Так появилась серия картин о Наполеоне, о жизни при дворе императора, портреты лиц, приближённых к Наполеону.

После поражения Наполеона при Ватерлоо, в 1815 году, Жак-Луи Давид оставляет Францию и обосновывается в Брюсселе, где он прожил последние десять лет своей жизни. Художник умер в декабре 1825 года.

Французские власти запретили хоронить знаменитого соотечественника на родине. Только сердце великого живописца Jacques-Louis David, по многочисленным просьбам его почитателей, было похоронено во Франции на кладбище Пер-Лашез.

 

Картины художника Jacques-Louis David (Жак-Луи Давид)

 

художник Жак-Луи Давид картины - 02

Смерть Сократа

художник Жак-Луи Давид картины - 03

Парис и Елена

художник Жак-Луи Давид картины - 04

Клятва Горациев

художник Жак-Луи Давид картины - 05

Гектор

художник Жак-Луи Давид картины - 06

Купидон и Психея

художник Жак-Луи Давид картины - 07

Гнев Ахиллеса

художник Жак-Луи Давид картины - 08

Сабинянки останавливают бой римлян с сабинами

художник Жак-Луи Давид картины - 09

Прощание Телемаха и Эвхариды

художник Жак-Луи Давид картины - 10

Нападение Аполлона и Дианы на детей Ниобы

художник Жак-Луи Давид картины - 11

Леонид в битве у Фермопил

художник Жак-Луи Давид картины - 12

Сапфо и Фаон

художник Жак-Луи Давид картины - 13

Марс, обезоруживаемый Венерой и тремя грациями

художник Жак-Луи Давид картины - 14

Святой Рох молит Деву Марию излечить больных чумой

художник Жак-Луи Давид картины - 15

Андромаха, оплакивающая Гектора

художник Жак-Луи Давид картины - 16

Портрет Камиля Демулена с семьей

художник Жак-Луи Давид картины - 17

Коронация Наполеона и Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.

художник Жак-Луи Давид картины - 18

Наполеон на перевале Сен-Бернар 20 мая 1800 г.

художник Жак-Луи Давид картины - 19

Конный портрет графа Станисласа Потоцкого

художник Жак-Луи Давид картины - 20

Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) и его жена (Мари-Анна-Пьеретта Паульц, 1758-1836)

художник Жак-Луи Давид картины - 21

Портрет мадам Эмили Серизиат и её сына

художник Жак-Луи Давид картины - 22

Смерть Марата

 

РЕКОМЕНДУЮ:

29 Мар 2017      admin49h4d5fR94817     Метки: век давно минувший, жанровая живопись     392       Поделитесь записью

svistanet.com

Давид Жак Луи Картины биография David Jacques-Louis

Давид Портрет

Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.

Для произведений художника 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить свободолюбивые героические идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв художника к революционной борьбе.

Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (“Портрет доктора Альфонса Леруа”, 1783, Музей Лувр, Париж).

Воодушевленный событиями Великой французской революции, Жак-Луи Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (“Клятва в зале для игры в мяч”, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, картина не сохранилась, известна по гравюрам Тардье) и особенно “Смерть Марата” (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента, организовывал массовые народные революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.

Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: Давид выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративной частью и т.п. В это время из-под кисти французского живописца вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен — убийства Лепелетье и Марата. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины — “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”).

Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т.п.), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.

После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов французский живописец как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции он, как якобинец, был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею”, “Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” и другие картины.

Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

картины с названиями, творчество художника

В январе 1793 года «живописец революции» Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) на заседании Конвента — нового законодательного органа Франции — проголосовал за смертную казнь для короля Людовика XVI. «Против» были 360 депутатов, «за» — 361. Невозможно, глядя на эти числа, отделаться от мысли: голос художника стал решающим, чтобы окончательно «закопать монархию» во Франции. Жена Давида Шарлотта, убеждённая роялистка, не сможет простить этого мужу и вместе с их четырьмя детьми покинет его.

А всего через девять лет художник будет восторженно наблюдать за церемонией «венчания короной и помазания на царство» в Нотр-Дам де Пари маленького корсиканца. Вместо картин, когда-то вдохновивших нацию на революцию, теперь своим творчеством Жак-Луи Давид станет пропагандировать империю и славить императора-самозванца, буквально влюбившись в Наполеона: «Какая же у него голова! Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи… Этот Бонапарт — мой Эрос!»

Биография Жака-Луи Давида — обширное поле для психоаналитических трактовок.

Он родился в 1748-м году в Париже. Морис-Луи Давид, его отец, был успешным коммерсантом, торгующим железом, и очень заботился об образовании сына. В дорогом частном пансионе семилетний Жак-Луи изучал историю и древние языки, анатомию и основы рисунка. А когда мальчику исполнится девять, отца убьют на дуэли.

Биографы говорят, своего отца Давид помнил плохо — так сознание вытесняло травмирующую информацию. Но ему радостно было слышать от родни, что «Жак-Луи картавит совсем как отец» (хотя этот речевой дефект не передается по наследству). Много позже уродливый шрам возле рта, который сам Давид получит на дуэли (деформацию от него хорошо видно на портрете художника, написанном Жеромом-Мартеном Ланглуа), будет радовать его как напоминание об отце — о том, что теперь вот и у них есть что-то общее.

Важнее всего, что вся последующая жизнь Давида — это беспрестанные поиски того, кто мог бы заменить ему отца.

Опекать осиротевшего Жака-Луи взялись братья его матери. И Жак Бюрон, и Жан-Франсуа Демезон были архитекторами. Оба дяди Давида полагали, что он сможет продолжить династию и определили его в Академию св.Луки. Когда стало ясно, что племянник больше тяготеет к живописи, чем к архитектуре, дядя Бюрон решил представить его еще одному их дальнему родственнику — Франсуа Буше, совсем недавно «главному художнику Франции».

Буше в то время было уже за 60, искусство рококо выходило из моды, а сам он постепенно терял зрение и уже не отваживался набирать новых учеников. Но легендарная встреча юного Давида и пожилого Буше (старого и нового французского искусства) всё же состоялась. Якобы 17-летний Давид в запале заявил: «Античность никогда не сможет меня соблазнить!» в ответ на предложение Буше позаниматься с художником-неоклассиком Вьеном. Лукавый Буше парировал: «Конечно же, манера Жозефа-Мари Вьена немного холодна. А ты просто иногда заходи ко мне: я покажу тебе, как подправить его холодность моей теплотой».

Не самый одарённый художник, Вьен всё-таки стал для Давида хорошим учителем, ему вообще будет везти с покровителями. В те же годы опекать Давида возьмётся Мишель-Жан Седан — а он был ни много ни мало ученым секретарём Королевской Академии архитектуры. К Давиду Седан, видя его рвение и задатки, отнёсся как к сыну: в годы учения Давид даже жил в его доме и пользовался его всесторонней поддержкой.

В то время главная мечта Давида — выиграть Римскую премию, присуждаемую Французской академией и дающей право учиться в Италии. Вслед за первой попыткой Давида проваливаются еще две. Когда на третий раз он получает специальную награду «за изображение обнажённой натуры», но гран-при из-за подковёрных интриг уходит кому-то другому, Давид решает стреляться. Жан Седан успел ворваться к нему в комнату и смог найти слова, чтобы убедить: у такого талантливого молодого человека всё еще впереди.

В 1774 году, с пятой попытки, художник Жак-Луи Давид всё-таки получает вожделенную премию и отправляется в Рим. Его наставник Жозеф-Мари Вьен также пошёл на повышение: теперь он директор Французской академии и тоже едет в Рим со спецмиссией: итальянские власти жалуются на распущенность студентов-живописцев, и Вьен призван укреплять их дисциплину и нравственность. С Давидом, впрочем, это не слишком получилось. Обрюхатив какую-то итальянскую служанку, Жак-Луи наотрез отказался жениться. Девушка подала в суд. Давид попал бы в тюрьму, но пассия согласилась на щедрые отступные. Денег ему одолжил всё тот же Вьен.

Художнику Жаку-Луи Давиду и вправду не до семьи: в свой итальянский период он совершенствуется в мастерстве с маниакальной страстью, не оставляющей времени ни на что другое. Рафаэль — его кумир. Корреджо и Карраччи — мастера, чьи искусство он изучает пристально и пристрастно. Через искусство Возрождения Давид движется к его материнскому лону — античности. С неимоверным трудом художник получает от властей разрешение копировать изображения с эллинистических камей и ваз из знаменитого собрания Гамильтона, ездит на раскопки в Неаполь — в общем, делает всё, чтобы постичь законы античной гармонии во всём их величии и первозданной простоте.

Античность не только «соблазнила» Давида, но и дала обильные плоды. Он возвращается в Париж другим художником. Его манера эмансипировалась и окрепла. Всё, что было до этого — робкое наследование барокко, неуверенные перепевы рококо — уступают место новому стилю, крепко замешанному на боготворимой художником Давидом римской античной классике. Очень скоро этот стиль четких линий и ясной композиции обретает соответствующее название — неоклассицизм.

В 1781 году мастер получает право выставляться на регулярных луврских Салонах. Жак-Луи Давид показывает несколько замечательных эскизов и картины: «Велизарий, просящий милостыню» — на античную тему, «Портрет графа Потоцкого верхом» — на современную. Критик Дени Дидро, этот барометр вкусов эпохи, отзывается о Давиде вполне благосклонно. В первой картине он отмечает «исключительный вкус молодого живописца», рецензия на вторую ограничивается одним предложением: «Превосходная картина, краски здесь не так темны, как в остальных; но не слишком ли напряжена правая нога коня?»

А французской публике творчество художника Жак-Луи Давид нравится безусловно: грезящая о справедливом республиканском устройстве и консолидации нации, она не обманывается античным антуражем. За древнеримскими темами картин мастера она видит намёки на величественное будущее Франции. У Давида быстро появляются заказчики, подражатели и… жена. Шарлотта Маргарита была сестрой его товарища по римским штудиям и дочкой главного королевского строительного подрядчика мсье Пекуля, который, видя быстро возрастающую популярность живописца, сам сосватал художнику свою дочь. Вышло удачно. Через четыре года в семье мастера (благодаря состоянию жены — далеко не бедной) было уже четверо детей: мальчики Шарль-Луи Жюль и Эжен и девочки-близнецы Фелисити- Амели и Полина-Жанна.

Сейчас мы знаем художника Жака-Луи Давида, прежде всего, по его картинам 1790−1800-х годов — «Смерти Марата» и портретам Наполеона. Но апогей его прижизненной славы случился раньше, в 1785 году, когда Салон был буквально взорван сенсационной «Клятвой Горациев». Трое римлян из рода Горациев собираются сразиться с братьями Куриациями из города Альба-Лонга, один из которых, по иронии богов, был обручен с их сестрой Камиллой. Но так велит общественный долг. Горации должны защитить от Куриациев честь Рима и ради этого готовы жертвовать не только родственными связями, но и жизнями.

Сознательно или нет, но «Клятвой Горациев» Давид угодил в самый нерв современного ему французского общества, наэлектризованного недовольством властью и предчувствием скорых решительных перемен. Монархия воспринималось как досадный пережиток. Революционные настроения, что называется, витали в воздухе. И потому «Клятва Горациев», со всем её пафосом братства по оружию и смерти за Великую Отчизну, была воспринята как к призыв к действию.

Давид сближается с революционными кругами: он бесконечно уважает «друга народа» Жана-Поля Марата, а Максимилиан Робеспьер становится его близким другом. Не слишком вникая в политические тонкости, художник ощущает общественные порывы как борьбу за справедливость, и это вдохновляет его. После Революции Давид становится членом Конвента. Он лидер академической оппозиции (что неудивительно после долгой борьбы за Римскую премию) и теперь получает возможность реформировать художественную жизнь Франции: Академию превратить в демократическую Коммуну искусств, королевский Лувр — в национальный музей. При посредничестве Давида Лувр значительно обогащает свои фонды. А место директора Лувра получает стареющий мастер рококо Фрагонар, которого революция сбросила было с корабля современности, но благородный художник не дал ему пойти на дно.

В 1793-м Давид поддержал казнь короля, так как считал Луи VI изменником и предателем национальных интересов. В том же году, в июле, аристократка Шарлотта Корде, обманом проникнув в дом идеолога Революции Марата, закалывает его прямо в ванной. Художник в этот день был в Париже, уже через 2 часа он оказывается на улице Кордильеров, чтобы по горячим следам зарисовать голову мертвеца и его безвольно свисающую руку. «Смерть Марата» станет первым по значению шедевром в творчестве Давида, но далеко не последней смертью в его биографии.

Уже в 1794-м году Робеспьер убит, а Давид брошен в тюрьму. Якобинская диктатура пала. Развязанный ею массовый террор с неизбежностью обернулся против первых лиц Революции. В тюрьме художник Жак-Луи Давид пишет удивительный автопортрет. Он изображает человека с остекленевшим взглядом и как будто сведенными судорогой мышцами (назло заветам Дидро, систематически бранившего мастера за излишне напряженные мускулы на его картинах) — самого себя в ожидании смертного приговора.

Но Давида оправдали. Шарлотта Пекуль, покинувшая художника после казни короля, предприняла все мыслимые усилия, чтобы её бывший муж не повторил путь Людовика на гильотину. После этого они снова повенчались и целых 29 лет, до самой смерти художника в 1825 году, были вместе. Шарлотта переживёт его лишь на год.

Осознавая крах всех своих начинаний, художник Жак-Луи Давид теряет ориентиры. Он отрёкся от своих политических взглядов, отказался от общественного призвания. Чем теперь заниматься, во что верить, на что надеяться? Жак-Луи Давид пишет громадную картину «Сабинянки» с явным примирительным пафосом. Но, видимо, продолжает подспудно грезить о чём-то сильном, величественном, триумфальном. В 1797 году в Париж торжественно въезжает Наполеон и Давид становится свидетелем этого зрелища. Римский профиль Наполеона в сочетании с исходящим от него обаянием власти потрясают мастера. С той же бешеной энергией, с какой еще недавно посвящала всего себя делу Революции, Давид начинает служить Наполеону, который назначит его первым художником империи. «Да, друзья, Бонапарт — мой кумир, и я не стесняюсь в этом признаться», — художник беззастенчиво бравирует своей близостью к власти, как многие из тех, кто слишком рано потерял отца. Но, как и они, он — заложник своих завышенных ожиданий и обречён и дальше разочаровываться и терять.

В 1815-м Наполеон проиграет битву при Ватерлоо, а в 1816-м во Франции реставрируют династию Бурбонов. От политических репрессий Давид бежит в Бельгию. Последние годы его жизни посвящены портретам товарищей по Конвенту — таких же изгнанников, как и он сам, и мифологическим картинам, ныне надёжно забытым. Давид умрёт от инсульта и будет похоронен в Брюсселе. Во Францию вернётся только его сердце: его перевезут в Париж и похоронят на участке № 56 кладбища Пер Лашез.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Жак Луи Давид: жизнь и творчество художника

Жак Луи Давид (фр. Jacques-Louis David) (30.08.1748, Париж, — 29.12.1825, Брюссель) — французский живописец.

Содержание

Биография Давида Жака-Луи 

Творчество французского художника 

Интересные факты о творчестве Давида Жака-Луи

Картины Давида Жака-Луи 

Библиография

Биография Давида Жака-Луи

В сущности, Давид был диктатором для своего поколения.

Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. Отсюда берет начало современное направление.

Давид обучался во Французской Академии.

После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить, из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию.

Его стремление к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском искусстве. Он заимствовал классические формы и мотивы, преимущественно из скульптур, чтобы демонстрировать чувство достоинства, приписываемое древним римлянам.

Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. Такое подавление в итоге вылилось в отличительное безразличие и рационализм.

Репутация в биографии Давида была в основном заработана на выставке 1784 года.

Тогда он представил свою величайшую работу «The Oath of the Horatii» (сейчас в Лувре). Это полотно, также как и «Death of Socrates» (1787, музей «Метрополитен»), «Lictors Bringing to Brutus the Bodies of His Sons», (1780, Лувр), выражало тематику соответствующей политической обстановки. Работы принесли Давиду большую популярность. В 1780 он был приглашен в Королевскую академию, работал как приближенный художник короля.

Как могучий республиканец, Давид со времен избрания в Конституционный Конвент, поддерживал уход короля и распад Королевской академии во Франции и Риме. В своих картинах революционных страдальцев, особенно в «Marat» (1793, Брюссель), его железный контроль смягчился. Драматическим портретам он придавал лоск. На некоторое время художник был заключен в тюрьму до конца политики террора.

Давид стал первым художником императора, фиксирующим события из жизни Наполеона («Napoleon Crossing the Saint Bernard Pass», 1800–01, «Coronation of Napoleon and Josephine», 1805–07, «The Distribution of the Eagles», 1810). Также биография Жака Луи Давида была известна как великолепного портретиста («Mme Recamier», 1800, Лувр). В этот период влияние Давида было наибольшим. Но его картины, более чем когда-либо воплощающие неоклассическую теорию, снова стали статичными и нечувствительными.

Во время реставрации монархии, восстановления Бурбонов, Давид провел свои последние годы в Брюсселе. Тогда он написал серию великолепных портретов. Не смотря на то, что художник недооценивал портретный жанр, в нем он наиболее прославился. Используя живых фигур охотнее, чем скульптуры, он позволял своим спонтанным чувствам раскрываться на рисунке.

Последние полотна в биографии Давида (например «Antoine Mongez and His Wife Angelica», 1812, Лилль, «Bernard», 1820, Лувр, «Zenaide and Charlotte Bonaparte», 1821, музей Гетти) чрезвычайно жизненны. В них четко проявились черты зарождения нового романтизма. 

Наполеон пересекает Альпы в Сен-Бернар Пасс Сестры Зинаида и Шарлота Бонапарт

Творчество французского художника

Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.

Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

«Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное; лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в неё страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества», — писал французский живописец Давид. 

Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.

Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.

Клятва Горациев

Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…

Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.

Похоронить его на родине власти не разрешили.

Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».

Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.

Интересные факты о творчестве Давида Жака-Луи

Дочь аристократа Лепелетье Сюзанна, в отличие от отца, была ярой роялисткой. Она планомерно скупала все репродукции картины Давида «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре», которая была написана после его убийства, за то, что он голосовал за казнь короля, и уничтожала их. В конце концов она за огромные деньги выкупила у сына художника оригинал и сожгла его. Как выглядела картина мы знаем по случайно уцелевшей одной репродукции и рисунку ученика художника.

Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре

Библиография

  • Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.
  • Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр. 104.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, letopisi.org, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Жак Луи Давид: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Жак Луи Давид: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru


Смотрите также