Дейнека Александр АлександровичКартины и биография. Дейнека картины


Александр Дейнека. Советское искусство, картины

 

картина Дейнеки Будущие летчики

Будущие летчики

Картины художника Александра Дейнеки, классика соцреализма

Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — Живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.

"Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".

...Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах "Безбожник у станка", "У станка", иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса "В огне". Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937)...

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— 1960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие — убедительное тому подтверждение.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — "Оборона Севастополя"—исполнена в 1942 году.

В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина "Оборона Петрограда" долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.

Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77

Сбитый ас

 

картина Александра Дейнеки Сбитый ас

картины Дейнеки

картины Александра Дейнеки

живопись Дейнеки

военные картины Дейнеки

картина маслом Дейнека

Оборона Севастополя

Оборона Севастополя Дейнека

александр дейнека

графика дейнеки

живопись дейнеки

художник дейнека

выставка дейнеки

работы дейнеки

живописные работы дейнеки

дейнека картины

дейнека картины

американские работы дейнеки

соцреализм Дейнека

девушка-модель Дейнека

дейнека художник

Герои первой пятилетки

Спорт Дейнека

Спортивная тематика в картинах Дейнеки

Автопортрет в панаме. Дейнека

Америка Дейнека

картины Дейнеки

Дейнека 6 восьмиугольных мозаичных панно украшают свод центрального зала станции метро Новокузнецкая Одно панно - в вестибюле станции

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Александр Дейнека, живопись и рисунки, биография художника Дейнеки

Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва) — художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах. Но Дейнека не так прост. Ведь ко всему этом он еще и художник, которого в нынешнем XXI веке называют остросовременным модернистом.Особенности творчества художника Александра Дейнеки: плакатность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи), иногда в одном произведении; радостное, оптимистическое изображение советской действительности; увлеченность темой спорта, изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии, мощи в любом произведении; асексуальность моделей, отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.Известные картины Александра Дейнеки: «Сбитый ас», «Будущие лётчики», «Оборона Севастополя».

Чаще всего об Александре Дейнеке говорят как о создателе образа «счастливого советского человека». Между тем, это далеко не весь Дейнека. Нет-нет, мы не запишем его в диссиденты, им Дейнека не был. А кем был, так это лидером. Ему жизненно необходимы были масштаб, пространство, признание. Такое явление как «писать в стол» для него не существовало. Дейнека непременно желал быть успешным, а создавать что-то ради самого процесса — это не о нем. Он искренне верил в советский строй, горячо принял революцию, был уверен в счастье всех этих спортивных мужчин и женщин, бегающих в эстафетах, спускающихся в шахты, тянущих доверху груженные телеги, строящих самолеты и летающих на них.

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он — лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать — обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция — это очищение сюжета от всего лишнего».

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу — обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» — тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…

Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (1, 3), великолепных римских монахов, прекрасные пейзажи.

У художника Александра Дейнеки было всё, чем могла обласкать советская власть, при этом его ценили и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» — эпическое полотно.

Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.

Другой Дейнека

Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека — это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, — бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно — не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья«), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (1, 2, 3, 4)?

Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, — я бы пустил себе пулю в лоб». О чем это? Что именно он видел и понимал?.. Его же великий Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и «ушедшим вперед в своем художественном развитии». И действительно разве могли Матиссу не понравиться эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или футболистами Дейнеки и легендарным «Танцем» Анри Матисса?

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть — явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Александр Дейнека – биография и картины художника в жанре Социалистический реализм – Art Challenge

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы.Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932), «За занавеской» (1933) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище (участок № 7). Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А. А. Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Работы Дейнеки в связи с развитием арт-рынка в России в последние годы, востребованностью произведений этого художника и отсутствием новых серьёзных научных описаний его творчества довольно часто становятся объектом фальсификации.Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов — без малого 3,5 млн долларов.

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы.Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932), «За занавеской» (1933) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище (участок № 7). Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А. А. Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Работы Дейнеки в связи с развитием арт-рынка в России в последние годы, востребованностью произведений этого художника и отсутствием новых серьёзных научных описаний его творчества довольно часто становятся объектом фальсификации.Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов — без малого 3,5 млн долларов.Сохранить

artchallenge.ru

Художник А.Дейнека. Избранное соцреализма. - Заметки Замоскворечанина

Александр Дейнека – художник-соцреалист. Родился в 1899 году, в Курске. После революции рисовал плакаты и оформлял агитпоезда. В 1924 году побывал в Донбассе, что послужило неисчерпаемой темой для его зарисовок на протяжении долгого времени. Он будет изображать Донбасс и в 1930-х годах. В начале 1930-х рисует больше на мирные, жизнеутверждающие темы. В конце 1930-х появляются современные темы. В 1938 году и в 1941-43 годах участвует в оформлении станций метро Маяковская и Новокузнецкая мозаичными панно, рисуя для них эскизы. Во время войны лично ездил на фронт и передавал свои ощущения на полотнах. После войны чаще рисовал монументальные изображения для оформления интерьера зданий: МГУ, Дворец съездов в Кремле, а  также множество других мозаик и даже витражей. Умер Дейнека 12 июня 1969 года.

Далее я хочу показать лучшие работы Дейнеки, отобранные на свой вкус.О мозаиках на станции Новокузнецкая и творчестве Дейнеки я еще поговорю в следующем посте. 

1925 В Донбассе. Рис. для ж. «У станка»

1925 Перед спуском в шахту

  1925 Сам батюшка пожаловал.

  1928 Оборона Петрограда.

  1930 Китай на пути освобождения от империализма.

  1931 Девочка у окна.

  1932 Игра в мяч.

  1932 Мать. Х., м.

  1932 Полдень. (Сон).

  1932 Полдень.

  1932 Утренняя зарядка.

  1933 Купающиеся девушки.

  1933 Отдыхающие дети.

  1933 Утро.

  1933 Физкультурница.

  1934 Беседа колхозной бригады.

  1934 Крымские пионеры.

  1935 В обеденный перерыв в Донбассе.

  1935 Рим. Площадь Испании 

  1935 Этрадный танец.

  1937 Эскиз росписи потолка Театра Красной Армии.

  1938 Будущие летчики.

  1941 Бегущие девушки.

  1941-43 Мозаичное панно ст. метро «Новокузнецкая».

  1943 Сбитый ас.

  1944 Едут на войну.

  1947 Донбасс.

  1951 Женщина в платке.

  1949 Утро. Мозаика.

  1949 Выходной день.

  1948 После работы.

  1962 День Гагарина в Париже.

  1932 Спящий ребенок с васильками

Вот такой красивый соцреализм глазами Александра Дейнеки.

 

zamos.livejournal.com

Дейнека Александр Александрович Картины биография Deyneka Aleksandr

Дейнека Александр Александрович — русский живописец и график, автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах). Родился 8 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожного рабочего.

Две натурщицы Две натурщицы, 1923,Курская картинная галерея На стройке новых цехов На стройке новых цехов, 1926,Третьяковская галерея Ода весне Ода весне, 1927,частное собрание Пейзаж Пейзаж, 1929,Курская картинная галерея

В 1915-1917 годах Дейнека учился в Харьковском художественном училище. Участвовал в гражданской войне на стороне Красной Армии. В 1920-1925 годах продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе у Владимира Андреевича Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Фердинанда Ходлера и немецкого экспрессионизма.

В 1925 году молодой талантливый художник Александр Александрович Дейнека стал одним из учредителей ОСТа. Сам Дейнека считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков.

Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Бег Бег, 1932,Русский музей Сухие листья Сухие листья, 1933,Курская картинная галерея В парижском кафе В парижском кафе, 1935,Русский музей Натурщица Натурщица, 1936,Курская картинная галерея Оборона Севастополя Оборона Севастополя, 1942,Русский музей Автопортрет Дейнека Автопортрет, 1948,Курская картинная галерея

Характерная для Дейнеки любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-1939) — этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе Аркадия Петровича Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Купальщицы Купальщицы, 1952,частное собрание Мать и сестра Мать и сестра, 1954,Курская картинная галерея Пейзаж с лодками Пейзаж с лодками, 1965,Курская картинная галерея

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. В 1947 году Дейнека удостоен звания действительного члена Академии художеств СССР. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику было присвоено звание народного художника СССР в 1963 году, и, кроме того, Дейнека был награжден Ленинской премией в 1964 году) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». В 1969 году Дейнека был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Работы Дейнеки находятся в собраниях: Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства и других музеях. По материалам статьи М. Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru).

smallbay.ru

28.01.2016 Художник Александр Дейнека

Художник Александр Дейнека

deyneka1

Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало, и тем, кто знал его близко. Поэтому и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего, и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства.

deineka dve naturc

А. А. Дейнека, "Две натурщицы", 1923 г., Курская картинная галерея

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и совершенной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки, и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени.

letnee utro

А. А. Дейнека, "На балконе", 1931 г.

В ряду лучших картин Дейнеки, таких как «Мать», «Девочка у окна», «Спящий мальчик», «На балконе», «Пейзаж с лошадьми и сухими травами» и других, нет локально определенного сюжета, нет и каких-либо специально уточняющих историческое время подробностей, однако именно наше время чувствуется во всем ритме и строе этих произведений, в их цвете, в естественной ненавязчивой характеристике душевного и физического облика людей. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей, и именно поэтому всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен.

deyneka beg

А. А. Дейнека, "Бегуны", 1934 г., ГРМ

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа, и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

oborona p

А. А. Дейнека, "Оборона Петрограда", 1928 г., Москва, Центральный музей Вооружённых Сил РФ

Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В суровом, строгом ритме фигур рабочих, идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Место и время действия даны предельно скупым намеком; композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет, и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Такой замысел и такое выполнение картины ясно свидетельствовали, что она возникла как результат больших раздумий и большого душевного волнения, вполне сохранивших свою покоряющую силу до наших дней.

na stroike novih cehov

А. А. Дейнека, "На стройке новых цехов", 1926 г., ГТГ

Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны, и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925–1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ.

deyneka placat 1920

А. А. Дейнека, "Физкультурница. Работать, строить и не ныть!", 1933 г.

Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве.

deyneka natur

А. А. Дейнека, "Натурщица", 1936 г.,Курская картинная галерея имени А. Дейнеки

В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов»), и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей; скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени; смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция; цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.

deyneka suhie listya

А. А. Дейнека, "Сухие листья", 1933 г., Курская картинная галерея имени А. Дейнеки (ККГ)

1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Этому помогают и естественная асимметричная композиция, и сдержанная простота колористического строя, и выбор моделей. Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Но картина не была одинокой удачей. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).

deineka mati

А. А. Дейнека, "Мать", 1932 г., ГТГ

Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет - середины 1930-х годов - будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. Прежде всего – умение художника находить на редкость живые и привлекательные модели своих картин, как правило, далекие от классического идеала красоты, но всегда светящиеся умом и душевной чистотой, одухотворенные нравственно и интеллектуально. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного.

deyneka v kafe

А. А. Дейнека, "В парижском кафе," 1935 г., ГРМ

Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

deineka miath

А. А. Дейнека, "Игра в мяч", 1932 г., ГТГ

Дейнека, совершенно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат. Дейнека с блеском нашел этот мерный тяжелый ритм шагов, замечательно живые, разные, но одинаково суровые лица матросов, объединенных единой волей и единой устремленностью. Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы.

deyneka oborons sev

А. А. Дейнека, "Оборона Севастополя", 1942 г., ГРМ

На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Сразу исчезли все явно наносные черты умозрительной нарочитости, все вызванное не душевной потребностью, а всякими преходящими внешними условиями. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа, и акварель «Берлин. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.

deyneka kupanie

А. А. Дейнека, "Купание", 1952 г., частное собрание

Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.

В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.

deyneka avtoportret

А. А. Дейнека, "Автопортрет", 1948 г., ККГ

Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки.

А. Чегодпев,«Искусство Советского Союза»Альбом, второе издание (1984)

tramvaiiskusstv.ru

Дейнека Александр – художник монументального стиля

Дейнека Александр Александрович (1899–1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Он автор многих станковых работ, акварелей, рисунков, мозаичных панно и скульптур. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью».

Некоторые сведения о художнике

Родившись в Курске и окончив Харьковское художественное училище, Дейнека Александр уезжает в Москву, где окунается в бурлящую художественную жизнь ВХУТЕМАСа. Его притягивала монументальность, и потому ею отличается большинство его работ. Камерных произведений у него мало. Даже создавая произведения на бытовые темы, он поднимался до высоких обобщений.

«Оборона Петрограда» (1928)

В этой первой большой картине отражены поиски художником нового языка, который сможет выразить революционный подъем народа, готового умереть за идею.

дейнека александр

Строг и суров ритм картины. Мерно и стройно шагает отряд. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В картине практически нет никаких примет быта. Фон дан скупой линией отдаленного города. И все. Художественный образ предельно величав и обобщен. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Просто сейчас они все объединены одной идеей, и ничему личному в данный момент нет места. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника.

Тридцатые годы

Творческие силы активно ищут выхода. Они просто выплескиваются на полотна. В это время окончательно складывается монументальный стиль художника, который окрашивается глубоким лиризмом, человечностью и вниманием к своим моделям.

Дейнека Александр Александрович

Вершиной явилась картина «Мать» (1932). Прекрасна и благородна материнская душа. Велика ее нежность к своему доверчиво лежащему на ее плече ребенку. Это поистине советская мадонна. Композиция полотна асимметрична, а колорит предельно сдержан, гармоничен и выразителен. Чуть позже будет писать Александр Дейнека картины, наполненные светом и солнцем.

Лирика на полотнах этого периода

Совершенно беззащитный образ мальчугана, который заснул и свернулся клубочком рядом с вазой с васильками. Это совсем другой Дейнека Александр, полный нежности к беспомощному ребенку. «Крымские пионеры» (1934) – это тоже светлое безоблачное детство, которое напоено у подростков ароматами моря. Ярчайшее солнце обесцветило все краски, оставив одну – радость и полноту жизни.

Александр Дейнека картины

Глаза мальчиков на полотне светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих. В те годы Дейнека Александр создает много произведений, связанных с утверждением здорового образа жизни, который приведет к созданию совершенного человека. В 1935 году написана «Парижанка».

Дейнека Александр Александрович картины Как всегда, цветовое решение лаконично, и все работает на создание поэтичного образа молодой изящной женщины. Ее наряд и шляпка изысканно просты. Тронуты алой помадой губы, в глубокие тени погружены глаза. Модель задумалась и не обращает внимания на то, какой эффект она производит. Ей это сейчас безразлично. Эта одухотворенная молодая женщина полна душевной чистоты.

Годы Великой Отечественной войны

Уходят весь лиризм и поэтичность, перед нами вновь встает в полный рост монументальность, присущая художнику. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Таким видит город Дейнека Александр. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика. Дома тревожно притихли. Они занесены снегом. Но враг не пройдет. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.

После перелома

После 1943 года в картинах живописца присутствует совсем другое настроение. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя.

художник Александр Дейнека

Это грандиозное произведение, которое передает всю силу народа, бьющего захватчиков с мощью и напором, которым противостоять просто невозможно. Динамика боя передана так, что словами ее пересказать трудно. Позднее будет акварель «Берлин. День подписания декларации» (1945), в которой отражаются чувства, овладевшие всей страной.

После войны

Дейнека Александр Александрович вновь обращается к образам, связанным со спортом. Люди должны быть прекрасными, как античные боги. Тут снова нет места дряблости и лени. Очень хорош его автопортрет за утренней зарядкой. Художник не только декларирует, что в человеке все должно быть прекрасно, но и сам следует этим принципам.

автопортрет

Новые люди должны создавать новый мир, утверждает своими работами художник. Произведение «Юный конструктор», созданное в 1966 году, показывает этого человека, молодую девушку, в которой неразрывно внешнее и внутреннее.

Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Его работы были высоко оценены правительством страны. Народный художник СССР был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, носил высокое звание Героя Социалистического Труда.

Работы художника востребованы и на сегодняшний день. Одно из его произведений продано в Лондоне примерно за три с половиной миллиона долларов. Умер художник в 1969 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

fb.ru


Смотрите также