Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже. Демон картины


Что скрывают знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.

«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы.

Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу)

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904 г.

Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.

Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.

Не забудь поделиться статьей:

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

pics.ru

Тринадцать демонов Михаила Врубеля: vakin

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.Доска — гранит, барельеф; скульптор И. П. Кавалеридзе, архитектор Р. П. Быкова; открыта в 1962.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Михаил Александрович Врубель. Роза

Михаил Александрович Врубель. Белый ирис

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящийВ «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

Михаил Александрович Врубель. Голова демона

Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2)

Михаил Александрович Врубель. Демон летящий

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон

И дик и чуден был вокругВесь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье Бога своего,И на челе его высокомНе отразилось ничего,

Демон у монастря

Поныне возле кельи тойНасквозь прожженный виден каменьСлезою жаркою, как пламень,Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

Сирень

Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)

Михаил Александрович Врубель. Гадалка

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь. 1900, 93×142 см.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров.

Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

Михаил Александрович Врубель. ПанВ имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана»

Михаил Александрович Врубель. ВалькирияХозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Волхова 1

Морская царица

Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

Михаил Александрович Врубель. Демон

Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей

Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила – ангела смерти.

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим

Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел "в одном флаконе"

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон. 1899, 430×138 см.

Михаил Александрович Врубель. Демон поверженныйУ этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

Михаил Александрович Врубель.  Автопортрет. 1885

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Автор: Инна ЛостманИсточник - artchive.ru

Кроме того, мои посты о Врубеле - 1, 2 и 3.

vakin.livejournal.com

Дьявольская живопись — Artrue

Адская сторона изобразительного искусства и образ дьявола в искусстве.

Помимо картин, посвященных религиозным сюжетам и природным красотам, существуют полотна, навеянные пугающими и мистическими образами всяческих чудищ. Часть из них тоже основывается, например, на библейских историях, а часть создана исключительно воображением художников.

Безусловно, образы злых духов диктуются сформировавшимся культурным кодом народа и его традициями, но кроме того, в большей мере, зависят от воображения автора.

Ярким примером бурной фантазии живописца служат работы Иеронима Босха, в которых художник создал массу запоминающихся и ни на что не похожих образов.

Страшный суд. БосхСтрашный суд. БосхСтрашный суд. Триптих.

Религия

Ужасные сцены убийств, кошмарные антропоморфные птицы, демоны, вобравшие в себя черты зверей и предметов обихода, напоминали религиозному зрителю о том, что праведная жизнь избавит его от страшных мук, выполняя функции, которые перед живописью ставила церковь. Особенно это чувствуется в средневековых работах.

Адская прогулка. Иероним Босх.Адская прогулка. Иероним Босх. Адская прогулка. Босх.

Демоны в разных культурах

Традиционный стиль, фольклор и классические идеи искусства определенной страны, обычно отчетливо отражаются в работах местных мастеров. Например, китайские и японские художники наполняют картины и скульптуры необыкновенным азиатским колоритом, а европейские композиции очаровывают своей светотенью и пугающей реалистичностью.

Демоны. Каванабэ Кёсай.Демоны. Каванабэ Кёсай. Демоны. Каванабэ. Мучения святого Антония. Микеланджело.Мучения святого Антония. Микеланджело. Мучения святого Антония

Говоря о распространенной в японском искусстве теме демонов и злых духов, нельзя не упомянуть творчество невероятно продуктивного и смелого мастера — Каванабэ Кёсай. Фигуры, вышедшие из под его руки бывают абсурдными или ужасающими, но обязательно свежими и новаторскими.

Ящик ПандорыЯщик Пандоры Ящик Пандоры Танец львовТанец львов Танец львов

В европейском искусстве на колдовству и всякого рода бесовщине посвящены сотни работ, и хотя многие из них связаны с ролью церкви, существуют и более современные картины. Темные и атмосферные «черные» работы Франсиско Гойи дополняются серией капричос и рядом работ для Герцога Осуна и вместе образуют внушительный ряд работ, в которых красной нитью проходит колдовство, дьявольские сущности и загадочные ритуалы.

Шабаш ведьм. Гойя.Шабаш ведьм. Гойя. Шабаш ведьм

Великий козел. Гойя.Великий козел. Гойя.Великий козел

Ночной кошмар

Немалый интерес 1780-х годах вызывала работа швейцарца Фюссли, изображающая инкуба, сидящего на животе спящей женщины.

Ночной кошмар. Фюссли.Ночной кошмар. Фюссли. Ночной кошмар. Фюссли.

В России

Самая популярная серия картин, посвященная теме демонов, вероятно, принадлежит кисти Михаила Врубеля. В определенный момент идеи, зарождавшиеся для иллюстрирования поэмы Лермонтова, поглотили художника.

"Сидящий демон" Врубеля"Сидящий демон" ВрубеляДемон сидящий

Поверженный демон. Врубель.Поверженный демон. Врубель.Поверженный демон

В культуре

Как и Бог, дьявол является собирательным образом, обладающим похожими особенностями. Многих людей Сатана и его приспешники привлекают благодаря своим идеалам и необычным чертам. Такое влияние можно видеть не только в поступках человека, но и в его творчестве. Действительно, мрачный лорд со свитой вдохновлял музыкантов, скульпторов, писателей, художников и других мастеров, поэтому существует внушительно количество пьес, опер, фильмов, граффити и других продуктов искусства, посвященных этому образу.

artrue.ru

картины, от которых мороз по коже.

Начало 1902 года подарило ценителям живописи художественную выставку «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. На ней была показана одна из наиболее известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный». К этой работе автора было приковано особое внимание, так как знакомые Врубеля стали замечать за ним признаки психологического расстройства. Считают, что картина отображала весь спектр внутренних переживаний автора, а сам нарисованный Демон менял выражение лица изо дня в день... Воспоминания друзей и близких гениального художника смогут пролить свет на жизнь Михаила Врубеля в то время.

Шел 1901 год. Михаил Александрович Врубель как раз начал работу над последней тринадцатой картиной из цикла «Демоны». Супружеская чета Врубелей готовилась к великому событию — они ждали рождения ребенка. Мысли Михаила Александровича и его жены Надежды Ивановны были веселыми и беззаботными. Они мечтали, как вместе с будущим ребенком поедут за границу выставлять «Демонов» в иностранных галереях.

Супружескою пару Врубелей ждало большое испытание. Их сын Савва родился с дефектом на лице, так называемой «заячьей губой». Это событие глубоко потрясло Михаила Александровича. С тех пор близкие стали замечать, что с великим художником начинает твориться что-то неладное.

Внутренние переживания Михаила Врубеля несложно разглядеть на портрете его сына. На лице маленького Саввы отчетливо читаются тревога, страх и отчаяние. Очевидно, что художник наделил портрет сынишки своими эмоциями.

Подготовив для выставки «Мир искусства» работу «Демон поверженный», Врубель не остановился на достигнутом. Каждое утро он прямо в галерее продолжал вносить изменения в уже нарисованную картину. Бывали дни, когда «Демон» становился чрезвычайно страшным, а иногда он выглядел невыносимо печальным. Родственники Врубеля вспоминали, что в связи с душевной болезнью тяга Михаила Александровича к творчеству многократно возросла, однако жить с таким человеком стало невыносимо.

В марте 1902 года душевная болезнь достигла критической точки, и Михаила Врубеля пришлось поместить в частную психиатрическую клинику. В поведении художника отчетливо прослеживались признаки мании величия, а уровень возбуждения был настолько большим, что на полгода пришлось прекратить свидания даже с самыми близкими людьми.

Через полгода Врубеля перевели в клинику Сербского. Художника доставили в больницу в одной лишь шляпе и пальто на голое тело, так как все свои вещи он уничтожил.

В новой лечебнице дела пошли на поправку. К великому художнику начала возвращаться ясность ума. По наставлению лечащего врача, Врубель вновь начинает писать картины.

В феврале 1903 года Михаила Александровича выписывают из клиники. Однако теперь он становится очень печальным, а к апрелю совсем «расклеивается». Художник считает себя ничтожеством и не находит в себе сил работать.

А в начале мая 1903 года происходит трагедия — умирает единственный сын Врубеля, Савва. К чести Михаила Александровича, он ведет себя чрезвычайно мужественно. Занимается организацией похорон и всецело поддерживает свою жену, которая была в полном отчаянии.

После этого чета Врубелей уезжает в свое имение под Киевом. Там Михаил Александрович начинает сильно нервничать и требует увезти его обратно в психиатрическую больницу. По совету знакомых художника направляют в рижскую лечебницу.

Теперь психическое расстройство Михаила Врубеля имело совершенно другой характер. От былой мании величия не осталось и следа. Мастер впал в глубокую депрессию и думал о том, чтобы покончить с жизнью.

Осенью 1903 года стараниями сестры Врубеля снова переводят на лечение в Москву в клинику Сербского. Здесь Михаил Александрович вновь возвращается к живописи, рисуя отличные портреты других больных. Но полная ясность мысли к художнику так и не вернулась. Ему кажется, что жена и сестра также являются пациентами лечебницы.

Однако картины Врубеля продолжают интересовать публику. Его работы с успехом демонстрируются на различных московских выставках.

В это время Михаил Александрович создает картину «Шестикрылый серафим», на которой изображен ангел с кинжалом и горящей лампадкой в руках. Работа полна экспрессии и ярких красок. Она по праву считается одним из лучших творений автора.

Весной 1904 года состояние художника ухудшилось настолько сильно, что близкие Врубеля даже стали готовить себя к его близкой кончине. Ведь Михаил Александрович отказался принимать пищу, считая себя недостойным получать еду. К счастью, всё обошлось. Поскольку на лето клиники Москвы закрывались, профессор Владимир Сербский советует перевести художника в подмосковную больницу Усольцева.

В этой клинике пациенты пользовались большой свободой и жили вместе с семьей доктора. Лечение в клинике Федора Усольцева произвело на удивление благоприятный эффект. Врубель быстро идет на поправку, к нему возвращается связность мыслей. Он начинает активно переписываться с родными и много рисует. Через два месяца художник окончательно выздоровел и вернулся домой.

Супружеская пара Врубелей переезжает жить в Санкт-Петербург, где снимает квартиру с электрическим освещением. Михаил Александрович много работает, и ничто не напоминает о его недавней болезни.

В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Ее сейчас может увидеть каждый посетитель Третьяковской галереи.

Однако с наступлением 1905 года близкие художника начинают замечать возвращение недуга. Михаил Врубель становится несдержанным и нервным, тратит огромные деньги на абсолютно ненужные вещи и страдает бессонницей. Стараниями жены в Петербург приезжает доктор Усольцев, который забирает Врубеля обратно к себе в клинику.

Федор Усольцев имел необычайно благотворное влияние на Михаила Врубеля. К художнику возвращается спокойствие и сон. Родные Врубеля надеялись, что болезнь быстро отступит, однако недолгое прояснение сменилось очередным кризисом.

Даже будучи больным, Михаил Александрович продолжает работать. В больнице Врубель пишет портреты всех членов семьи Усольцева, других пациентов, а также друзей, которые приходили навестить художника. Знаковым является портрет поэта Брюсова.

Во время работы над портретом Брюсова с Михаилом Врубелем случилась новая беда — он стал стремительно терять зрение. Чтобы лучше разглядеть поэта, мастер вынужден был рассматривать его почти в упор. А закончил работу Врубель уже практически слепым.

Слепота окончательно выбила Михаила Александровича из равновесия. Он прекрасно понимал, что слепой художник никому не нужен. Врубель начинает отказываться от пищи. Он внушил себе, что 10 лет голода вернут ему зрение. Также художник начинает стесняться своих друзей, говоря: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

С этих пор начинается постепенное угасание великого мастера. Врубель смирился со своим финалом и терпеливо ждал смерти. Заболев воспалением легких, которое вскоре переросло в чахотку, Михаил Александрович воспринял это совершенно спокойно. В последний свой день он тщательно привел себя в порядок, вымылся, причесался, надушился одеколоном, попрощался с женой и сестрой и больше уже не разговаривал.

Лишь перед самой кончиной, будучи уже в бреду, Михаил Врубель вдруг ясно и четко произнес санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Эти слова оказались пророческими. Через день тело великого художника привезли в Академию художеств, чтобы с ним могли проститься...

Психиатр Усольцев, который едва ли не лучше всех знал Врубеля, сказал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров». И если психика художника не выдержала всех переживаний, то творческая натура мастера сумела с помощью картин донести до зрителя весь спектр его эмоций.

Внимательно присмотрись к этим картинам — в них можно увидеть душу автора. И не забудь поделиться этой записью с друзьями — пусть они тоже приобщатся к великому искусству.

ofigenno.com

Демон сидящий (картина) Википедия

«Демон сидящий» (1890) — картина русского художника Михаила Врубеля.

История создания

В 1891 году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова под редакцией П. П. Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон». Эскиз картины был создан в 1890 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Врубель написал свою картину «Демон сидящий» в Москве в доме Саввы Мамонтова.

Поступила в музей в 1917 г. из собрания В. О. Гиршмана. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 5600[1].

Сюжет

Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе:[2]

« Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый.. »

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

«135 лет со дня рождения М. Врубеля». На марке изображён демон летящий, 1991

Другие «Демоны»

Образ демона часто встречается в творчестве Михаила Врубеля. В 1899 году художник пишет картину «Демон летящий», где демон изображён как могучий властелин мира. В 1901—1902 годах он мучительно дописывает свою последнюю работу — «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели[3].

  • «Демон сидящий», 1890. Эскиз картины

  • «Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, 1890

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также