«Дискобол» (Мирон): история создания статуи. Дискобол картина


"Дискобол": скульптура Мирона.

Древнегреческая культура - одно из величайших достижений античной эпохи, оказавшее непосредственное влияние на дальнейшее развитие всего человеческого общества. Люди, населявшие земли Эллады, оставили своим потомкам много образцов материального и духовного искусства. Особенно преуспели греки в создании скульптурных композиций. Античные статуи, сохранившиеся до наших дней, поражают своей красотой, гармонией и величественностью.

дискобол скульптура

Самым знаменитым образцом древнегреческого искусства является "Дискобол" - скульптура из бронзы, изображающая юношу-атлета во время спортивных соревнований. Датой создания этого античного шедевра историки считают середину V столетия до н. э. - период наивысшего расцвета Афин. Оригинал статуи бесследно исчез в Средние века, однако сохранилось несколько её копий, датируемых временами Римской империи.

Некоторые факты из жизни Мирона

На сегодняшний день доподлинно известно, кто является автором скульптуры "Дискобол". Название статуи связывают с именем Мирона - знаменитого мастера, жившего и творившего в Афинах в V веке до н. э. О самом скульпторе известно очень мало. Годы его жизни и смерти историки определить не смогли. Есть информация, что он родился в Элевферах - маленьком городке, расположенном между Аттикой и Беотикой, позже переехал в Афины, где его наградили титулом гражданина города (такое звание давали только выдающимся людям). Учителем создателя "Дискобола" был талантливый скульптор Агелад из Аргоса. Мирон считался популярным мастером, он получал множество заказов со всех греческих регионов. Его авторству принадлежит немало статуй древнегреческих героев и богов, среди которых фигуры Геракла, Зевса и Афины на острове Самос, изваяние Аполлона в Эфесе, ряд скульптурных композиций в Аргосе, памятник Персею в Афинском акрополе и множество других произведений искусств.

Занимался Мирон и ювелирным делом. Его современники оставили сведения о том, что он изготавливал сосуды из серебра.

Несмотря на то, что Мирон оставил после себя большое количество статуй, самой известной из них всех является «Дискобол». Скульптура, изображающая прекрасного, физически развитого атлета, считается первым античным памятником, запечатлевшим человека в момент движения. Древние греки высоко почитали спорт. дискобол автор скульптурыОни были убеждены, что жизнь рождается из состязаний и борьбы. Не удивительно, что Олимпийские игры появились именно в этой стране. Тема спорта была излюбленной для многих античных скульпторов. Не остался от неё в стороне и Мирон. В своих произведениях автор искусно передавал совершенство, красоту и силу атлетически сложенного мужского тела. Вершиной мастерства Мирона оказался «Дискобол». Автор скульптуры сделал её настолько реалистичной, что кажется, будто застывшая на мгновение фигура юноши сейчас оживёт и продолжит движение.

Описание скульптуры

Точно не известно, кого изобразил Мирон в статуе «Дискобол». Скульптура могла быть посвящена победителю спортивных состязаний: к такому мнению склоняется большинство исследователей античной культуры. Мирон запечатлел в бронзе фрагмзе фрагмент спортивной борьбы, когда обнажённый юноша нагнулся корпусом вперёд и отвёл руку назад, дабы замахнуться и как можно дальше метнуть диск. Крайнее напряжение чувствуется во всей фигуре атлета.

дискобол скульптура мирона

Несмотря на то что метатель диска застывший, всё его тело пропитано движением: руки находятся в положении сильного размаха, ноги буквально вдавлены в землю, на накачанном торсе виден каждый мускул. Спортсмен изображён в позе, в которой находиться более двух-трёх секунд невозможно. Это вызывает у зрителей ощущение, что он в любую секунду сменит положение, диск вырвётся из его правой руки и стремительно полетит к цели. Хоть фигура атлета напряжена, она кажется лёгкой и естественной. В противовес туловищу, лицо у юноши на редкость спокойно и сосредоточенно. Оно выглядит безликим, без индивидуальных черт, из-за чего некоторые историки предполагают, что изображённый атлет – это собирательный образ идеального человека времён античности.

Особенности скульптуры

кто является автором скульптуры дискобол

В чём ценность статуи «Дискобол»? Автор скульптуры сумел передать в ней динамику, что до него не удавалось сделать ни одному мастеру. Попытки изобразить человеческую фигуру в движении делались и до Мирона, однако все они были безуспешны.

Метатели дисков у скульпторов более раннего периода получались скованными и застывшими. Их всегда представляли в виде атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперёд ногой. По фигуре человека невозможно было понять, каким видом состязаний он занимается. Мирон оказался первым, кому удалось сотворить статую спортсмена в период соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры.

Историческое значение статуи

«Дискобол» - скульптура Мирона, которая как нельзя лучше отображает идеального античного человека с такими присущими ему чертами, как сила, целенаправленность, спокойствие, гармоничность. Древнегреческий атлет всем своим видом символизирует стремление к победе, сопровождающееся сосредоточенностью и настоящим олимпийским спокойствием.

fb.ru

«Дискобол» (Мирон): история создания статуи

«Дискобол» (Мирон) является официально признанным образчиком скульптурного мастерства классического периода в искусстве Древней Греции. Эта статуя изображает обнаженного юношу-атлета, который готовится метнуть спортивный снаряд. Чем так интересна эта скульптура, которая прославила своего автора, Мирона, на многие века? Кого она изображает – конкретного человека, олимпийского бога? Об этом вы узнаете из данной статьи. Здесь же мимоходом сообщим, что «Дискобол», наравне с кольцами, является официальным символом Олимпийских Игр. Этим знаком как бы подтверждаются античные корни этого спортивного состязания.Дискобол мирон

Мирон и его школа

К сожалению, мы не можем назвать точных дат рождения и смерти этого мастера. Нам лишь кое-что известно о его жизни, да и то не из уст современников, а из писаний древнеримских авторов, которые очень ценили его творчество. Если верить Плинию, автор «Дискобола» родился в середине пятого столетия до нашей эры в Элевтерах – небольшом городке на границе двух провинций в Атичной Греции – Беотии и Аттики. Скорее всего, его отец не был скульптором. Мирон учился в Аргосе у Агелада. Вместе с ним у этого прославленного скульптора брали уроки Фидий и Поликлет. За свое мастерство, как пишет Павсаний, Мирон получил гражданство Афин. Это тогда считалось большой честью. Работая в Афинах, Мирон получал заказы из других городов на изготовление скульптур богов, героев, атлетов и животных. Кроме того, он прославился и как искусный ювелир в работе с серебром.Дискобол статуя

Другие творения Мирона

Нельзя сказать, чтобы признание и слава обходили стороной этого скульптора. Наоборот, «мода» на него прочно укоренилась еще при жизни творца и не проходила вплоть до конца античности. Древние римляне повторили его произведения в многочисленных копиях. И хоть все оригиналы резца Мирона утрачены, мы знаем о том, как они выглядели. Некоторые из скульптур были увековечены даже в стихах (к примеру, бегуна Лада). Цицерон и Плиний упоминают о статуях прославленного мастера в Эфесе, святилище Асклепия в сицилийской Акраганте, в родном городе его учителя Аргосе, в беотийском Орхомене, на островах Эгине и Самосе. Но более всего принесли лавры скульптору его «Афина и Марсий» и «Дискобол». Мирон также украсил афинский акрополь скульптурной группой «Геракл и Персей». Изображения Зевса, Афины-Паллады и Геракла так понравилось Антонию, что он забрал скульптуры с Самоса и установил их в Александрии. А бронзовая корова на постаменте из мрамора была доставлена из Афин в Рим.Автор дискобола

Как выглядел оригинал?

Мы можем утверждать, что «Дискобол» - статуя, вылитая из бронзы. К сожалению, она не сохранилась. Вероятно, ее расплавили или просто уничтожили во времена Средневековья. Мы можем лишь гадать, как такой пластичный, теплого цвета материал, как бронза, передавал игру мускулов под «загорелой кожей». Эту скульптуру пытались повторить многие римские скульпторы. В качестве материала они выбирали более стойкий мрамор. Но он требовал подпорок и был более тяжелым. К тому же, последователи иногда сознательно меняли поворот головы. Например, в некоторых копиях взгляд атлета устремлен не на диск, а вниз. Самым лучшим римским повторением является мраморная статуя, выставленная в Национальном музее в Риме. Она была найдена в 1781 году на Эсквилинском холме. Также известны фрагменты скульптуры – торс, рука с диском, голова атлета. Они хранятся в музеях Берлина, Флоренции, Ватикана, Мюнхена, Базеля.

дискобол фото

Почему «Дискобол»?

Мирон был не первым скульптором, изобразившим метателя снаряда. В Древней Греции был обычай устанавливать памятники победителям соревнований. Нам известны скульптуры метателей дисков, а также бегунов и прочих спортсменов, выполненные еще в архаическом периоде. Однако все они поражают своей статичностью. Они выглядят скованно. Это – юноши, застывшие в «каноничной» позе: слегка выдвинутая вперед левая нога, в правой руке диск или дротик. Классический период в искусстве Древней Греции требовал большего. Творя свой «Дискобол», Мирон попытался изобразить человека в движении. В бронзе запечатлен тот краткий миг, когда широко замахнувшаяся рука застывает на миг перед тем, как совершить окончательный бросок. И это состояние покоя в движении нас особенно поражает.

Кого изображает «Дискобол»?

Статуя представляет нам идеально сложенного юношу. По правилам Олимпийских Игр, он наг. Кто он, этот вероятный победитель соревнований по метанию диска? Нам этого не узнать. Даже вглядываясь в лицо статуи, мы не уловим никакого намека на портретное сходство. Город, пославший своего гражданина для участия в Играх, хотел не его личного прославления, а своего. Именно «малая родина атлета» была увековечена в бронзе, а не какой-то конкретный человек. По канонам классического периода, бесстрастное лицо юноши контрастирует с полным динамики телом. Скульптура была рассчитана на то, что взирать на нее будут в анфас. Именно с этой позиции полнее раскрывается «Дискобол». Фото, сделанное слева, представляет скульптуру суженой и съежившейся, несколько неполноценной, потерявшей объем.

fb.ru

Дискобол – первая скульптура движущегося человека » Умурзак Шанов

26 Июль 2015

Создание скульптур великими мастерами всегда подразумевало под собой запечатление фигуры человека или существа в инертном виде. Долгое время создатели не представляли, каким образом можно показать движение в статуе? Дискобол является первой попыткой создания скульптуры движущегося человека. Примечательно, что это творение родилось в Древней Греции, население которой передало последующим поколения богатство своей культуры.

diskobol-pervaya-skuljjptura-dvizhuwegosya-cheloveka

Описание

Неизвестно, какого конкретно человека изображает скульптура. Наиболее вероятно, что это победитель спортивного состязания. Автор запечатлел момент подготовки молодого человека, спортивного телосложения, к метанию диска: фигура наклонена немного вперед, рука с диском отведена назад, голова смотрит вдоль туловища. Создается атмосфера напряженности.

С первых секунд созерцания статуи ощущается ее движение: руки расположены таким образом, чтобы сделать замах, ноги готовы в необходимый момент выпрямиться для того, чтобы остальное тело, как пружина, выстрелило диском. Также виден рельеф напряженного тела. Поза застывшего спортсмена говорит о том, что так стоять долгое время нельзя, и скоро произойдет рывок.

Несмотря на всю напряженность, лицо молодого человека спокойно. Не нем сложно прочитать какие-либо эмоции, так же, как и определить принадлежность к какому-либо сословию. Историки пришли к выводу, изображенный молодой человек создан на основе нескольких образов, что и объясняет безликость статуи.

Автор скульптуры и год ее создания

Принято считать, что Дискобол был создан в пятом веке до нашей эры мастером из Афин – Мироном. О биографии автора данного исторического шедевра известно очень мало. Историкам не удалось определить точную дату его рождения, а также смерти. Известно, что Мирон родился не в Афинах, и переехал туда позже. Местные власти оценили труд данного человека и дали ему статус гражданина города, который выдавался только наиболее значимым людям.

Мирона обучал творческому ремеслу известный создатель скульптур — Агелад. Автора Дискобола почитали в разных уголках Древней Греции и постоянно снабжали его заказами на выполнение различных скульптур, среди которых следует выделить статуи древнегреческих богов.

Помимо своей скульптурной деятельности, Мирон занимался созданием серебряных сосудов.

diskobol-pervaya-skuljjptura-dvizhuwegosya-cheloveka1

Особенности

Дискобол символизирует любовь древнегреческого народа к спортивным состязаниям. Не удивительно, что в этой стране были созданы Олимпийские игры. Мирон во всех своих скульптурах старался передать спортивную красоту мужского тела. Дискобол стал вершиной его стараний.

Фигура молодого человека, приготовившегося к броску диска, настолько реалистична, что кажется невозможным создать нечто подобное в древние времена. Если сравнивать Дискобол с другими скульптурами того времени, в которых мастера так же, как и Мирон, старались наделить свою работу движением, то становится очевидным, что это им не удавалась. Их скульптуры не создавали атмосферы напряжения реалистичности фигуры человека. Мирон сделал феноменальный прорыв, создав Дискобола в то время.

Вывод

Древнегреческий скульптор Мирон передал через Дискобола главные качества своих молодых современников, которым до сих пор многие стремятся соответствовать: нацеленность на результат, концентрацию, совершенство тела и гармоничность. На Дискобола равняются и современные спортсмены, выступающие на крупных международных соревнованиях.

Заключение

Дискобол является культурным наследием Древней Греции. Ее ценность в том, что несмотря на несовершенство технологий того времени, автору творения удалось создать первую в мире скульптуру, на которой изображена фигура в движении. Сегодня этот шедевр способен вдохновить современных авторов на творческий прорыв.

www.sculptor-shanov.com

Мирон, скульптор - Русская историческая библиотека

Схематичность и скованность греческих статуй эпохи архаики преодолел скульптор Мирон из Элевфер, показавший образы реального мира подвижными, изменяющимися. Мирон любил изображать энергичное действие. В его творчестве получил отражение динамический характер мира, в философии, выраженный в знаменитом изречении философа Гераклита: «все течет, все изменяется». Если в период архаики красота для скульптора во многом определялась орнаментальностью контура и деталей фигуры, то в эпоху классики её представляет благородство выразительных движений.

 

Мирон «Дискобол»

Из многочисленных, славных в древности скульптур Мирона до нас целиком дошли (да и то в более поздних копиях) только две: «Дискобол» и «Афина и Марсий». В статуе Дискобола Мирон воплотил не только физическое напряжение атлета, но и волевую сосредоточенность: лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное властной энергии, в то же время спокойно. Движение скрыто в совершенном равновесии, достигнута ясная законченность покоя, снято впечатление резкости мгновенной остановки. Если бы Мирон показал атлета в момент, когда диск срывается с руки, был бы утрачен смысл статуи, исчез бы накал ее чувств. Гармоническая красота волевого усилия человека составляет основной смысл скульптуры Дискобола, которая и по сей день кажется современной, а не древней.

Мирон Дискобол

Мирон. Дискобол. Римская копия, ок. 120 г. н. э.

 

Мирон «Афина и Марсий»

Сюжетом второго знаменитого произведения Мирона послужил миф о том, как богиня Афина изобрела, а затем прокляла флейту – за то, что при игре на ней искажалось и морщилось её прекрасное лицо. Проклятую Афиной флейту подобрал сатир Марсий. Научившись играть на ней, он так возгордился своим музыкальным даром, что вызвал на состязание самого покровителя искусств – бога Аполлона. Но Аполлон, играя на кифаре, легко взял верх над Марсием. Разгневанный дерзостью нечестивца бог велел подвесить сатира за руки и содрать с него живого кожу. Кожа была повешена в гроте у Келен во Фригии. Ходили слухи, что она начинала двигаться в такт, когда в этот грот долетали звуки флейт фригийских пастухов, и оставалась неподвижной при аккордах кифары.

 

 

В исполненных скульптором Мироном статуях Афины и Марсия иногда видят насмешку над любившими флейту соседями афинян, беотийцами. Однако сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, гармоничное, светлое начало, и Марсия – неуравновешенного, дикого, темного – составляют резкую противоположность друг другу. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий Мирона, кажется, готов упасть навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося в испуге сатира. Гармоническое светотеневое решение в скульптуре Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь сатира, но Мирон не показал ее, изобразив лишь начало мифологической истории. Сдержанность классической скульптуры в театральном, пластическом, живописном выражении определил поэт Гораций:

 

«...на сценеБерегись представлять, что от взора должно быть сокрыто,Или что скоро в рассказе живом сообщит очевидец!Нет! не должна кровь детей проливать пред народом Медея;Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы;Прогна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться:Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно».(Гораций, Наука поэзии, 182-188. Перевод М. Дмитриева).

 

Движение здесь представлено у Мирона более сложным, нежели в Дискоболе. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в известной статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы.

Мирон. Афина и Марсий

Мирон. Афина и Марсий

Автор фото - shakko

 

Другие скульптуры Мирона

Острый момент движения привлек скульптора Мирона и в той статуе бегуна Лада, достигшем цели и хватавшемся за венок, о которой до нас дошло лишь стихотворение:

 

«Полон надежды бегун; на кончиках губ лишь дыханьеВидно; втянувшись во внутрь, полыми стали бока.Бронза стремится вперед за венком, не сдержать ее камню,Ветра быстрейший бегун, чудо он – Мирона рук».(Бегун Мирона. Античное стихотворение.)

 

Жадная тяга скульпторов к точному воспроизведению реальности нашла отражение и в созданной Мироном (и не дошедшей до нас) медной скульптуре коровы, по рассказам древних, настолько похожей на живую, что на нее садились слепни, а пастухи и даже быки принимали ее за настоящую:

 

«Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец,Сбрую и вожжи принес, телка – обманщица всех.Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве;Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид».(Гемин. Тёлка Мирона. Перевод С. П. Кондратьева.)

 

Мирон был новатором, смело и решительно отвергшим традиции архаического искусства, которые еще связывали мастеров в первой половине V века до н. э. Именно в этом заслуга скульптора из Элевфер, подошедшего вплотную к высокой классике.

 

rushist.com

Скульптура - bubligum9000

Файл:1868 Lawrence Alma-Tadema - Phidias Showing the Frieze of the Parthenon to his Friends.jpg "Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям", картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Фидию принадлежали две самые знаменитые греческие скульптуры — «Афина-Дева» в Парфеноне и «Зевс на престоле» в Олимпии. Фидий был другом Перикла, он руководил всем, что строилось на Акрополе.

File:Le Jupiter Olympien ou l'art de la sculpture antique.jpgЗевс в Олимпии. Фидий, статуя из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии.высота 12 метров.

File:NAMA Athéna Varvakeion.jpgИзображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акророполя, в главном храме,  — Парфеноне.

 И еще знаменитые скульптуры древней Греции, «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Дорифор» Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа и «Лаокоон» Агесандра.

Ни одна из этих статуй не дошла до нас — и все же мы их знаем. Дело в том, что сохранились их копии, подчас довольно многочисленные: богатые люди любили украшать свои дома и дворы копиями знаменитых скульптур.

Файл:Harmodius and Aristogeiton.jpg«Гармодий и Аристогитон». Скульпторы Критий и Несиот. Римская копия бронзовой группы

Двойная статуя в честь тираноубийц Гармодия и Аристогитона была поставлена после свержения тирании в Афинах. Ксеркс, захватив Афины, снял ее и увез в Персию. Когда персов прогнали, поставили новую, она и сохранилась в копиях: Аристогитон протягивает ножны, Гармодий выхватывает из них меч. Греки привыкли, что их однофигурные статуи симметричны: правая сторона фигуры точь-в-точь как левая. И первую свою двухфигурную статую они сделали так же симметрично: в центре оба героя вынесли вперед руки и выдвинули ноги, по краям — отвели их назад. Получилось очень цельно и величественно. Вспомните хорошо знакомую вам статую В. Мухиной «Рабочий и колхозница»: в ней две фигуры объединены точно такой же позой.

Файл:Greek statue discus thrower 2 century aC.jpgДискобол Мирона.«Дискобол» был знаменит тем, что это была первая и удивительно смелая попытка неподвижной статуей передать движение. Для этого скульптор Мирон выбрал неуловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело в замахе и вот-вот рванется в посылающий толчок. Главным для скульптора было преодолеть привычку к симметричным фигурам, и он ее преодолел: никакой симметрии в статуе нет. Но он не преодолел другой привычки: его «Дискобол» рассчитан только на взгляд спереди, как картина; обходить его кругом неинтересно. Искания продолжались.

Файл:Doriphorus02 pushkin.jpgДорифор.Поликлета.«Дорифор» («Копьеносец») Поликлета — это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитывал те самые пропорции человеческого тела, которые должен соблюдать художник: какую долю тела составляет ступня, голова и так далее. Голова здесь укладывается в росте еще не восемь, а только семь раз: фигура сложена плотнее и крепче. Но главным у Поликлета было открытие перекрестной неравномерности движения тела: если из двух ног сильнее напряжена левая, то из двух рук — правая, и наоборот. (Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот.) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке. От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет.

Файл:Aphrodite Braschi Glyptothek Munich 258.jpg«Афродита Книдская» Пракситель. Стала каноном женской красоты, как «Дорифор» — мужской. Это была первая нагая женская статуя — до тех пор делались только одетые. Чтобы это не слишком поражало, Пракситель изобразил богиню как бы после купания: у ног ее — сосуд для воды, в руке — покрывало. Все равно это было непривычно; говорили, что статую Афродиты заказывали Праксителю жители острова Коса, он сделал две нагую и одетую; «заказчики поколебались и все-таки взяли одетую, а соседи их и соперники, жители Книда, отважились взять нагую, и это прославило их город; со всей Греции любители прекрасного ездили в Книд только затем, чтобы посмотреть на Афродиту Праксителя.

File:Bildhuggarkonst, Apoxyomenos, efter Lysippos, Nordisk familjebok.pngКрасивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся»: юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз, и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг — иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Именно этого и добивался Лисипп. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать; и он мне ответил: „Природе“. Для Лисиппа „Апоксиомен“ был лишь одной из полутора тысяч сделанных им статуй, но потомкам он полюбился больше всех. Из Греции его увезли в Рим, там он стоял на площади, а когда один император вздумал перенести его к себе во дворец, то народ поднял такой ропот, что пришлось вернуть статую обратно.

Файл:Laokoon-Gruppe-02.jpg«Лаокоон и его сыновья». Музей Пия-Климента. Ватикан.

«Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь — старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Лаокоон был жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами — торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статую эту раскопали в начале XVI в., и великий Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире.

Файл:Zeus Hermitage St. Petersburg 20021009.jpgВ этот список шедевров могли бы войти еще две статуи. Одна — это статуя Зевса в Олимпии работы Фидия; вся античность единодушно считала ее чудом света, но до нас она не дошла даже в копиях: она была огромная, деревянная, с облицовкой из золота и слоновой кости, и копированию не поддавалась. 

File:Hermes di Prassitele, at Olimpia, front.jpgДругая — это Гермес с младенцем Дионисом на руках работы Праксителя; это единственная статуя великого мастера, дошедшая до нас в подлиннике, и ученые сверяются с ней, чтобы по поздним копиям других статуй представить себе оригиналы, но в древности она никакой особенной известностью не пользовалась.

Файл:Belvedere Apollo Pio-Clementino Inv1015.jpgАполлон Бельведерский.И еще две статуи неизвестных мастеров следует здесь хотя бы назвать: Аполлона Бельведерского и Венеру Милосскую (правильнее — Афродиту Мелосскую). Первая изображает бога, только что поразившего змея Пифона:

Wenuszmf.jpgWenuszmt.jpgВенера Милосская.Вторая — статуя с отбитыми руками, которых не реставрируют, потому что любая реставрация помешает видеть изгиб тела богини: XVIII век преклонялся перед Аполлоном Бельведерским, XIX век — перед Венерой Милосской; сейчас восторг перед ними уменьшился, но из уважения к отцам и дедам не упомянуть о них нельзя.

 

bubligum9000.livejournal.com


Смотрите также