Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев. Добужинский картины


Мстислав Добужинский - картины, рисунки и дизайны (всего 165)

Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875, Новгород — 1957, Нью-Йорк) — русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса.

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 года Добужинский был ведущим художником литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика — 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья — 21 июня 1928, в степень мастера — 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Жена (с 1899 года) — Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 — 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859—1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858—1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Картина М.В.Добужинского "Гримасы города", 1908

 
Картина М.В.Добужинского* "Гримасы города"(1908)
     Городские пейзажи Мстислава Валериановича Добужинского (1875 – 1957) привлекают графической  изысканностью, тревожной таинственностью. Урбанистические  мотивы художника предваряли позднейшие творческие  искания европейского искусства. Так же, как символисты, Добужинский заботится о повышении эмоциональной выразительности языка искусства, так же, как и они, стремится к музыкальному воздействию образа (символисты считали музыку самым совершенным символом, поскольку она умеет внушить сущность, не называя ее). В 1902 году он сблизился с художниками "Мира искусства", разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, "полного горькой поэзии и тайны", в создании которого он сам принимал непосредственное участие. "Меня интересовала больше всего "изнанка" города... Я рисовал Питер, его "уголки", а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало...  За парадный С.-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и "заказчиков", хотя довольно рано, с 1903 – 4 г.: большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором" (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. 1975. № 120. С. 174 – 175).
 

     Добужинский постоянно ощущал «присутствие тайны в мире и жизни» и поэтому, «чувствовал склонность к мистике». Он выискивает «гримасы и курьезы» на улицах города, в природе, музеях. Его записные книжки, альбомы, полки полны зарисовок с натуры причудливой формы труб, фонарей, деревьев и пней, похожих очертаниями на какие-то странные существа. Собирает он и забавные тексты реклам, вывесок.         Следует заметить, что Петербург Ахматовой во многом перекликается с работами Добужинского стремлением к постижению в интуитивно-лирическом переживании таинственной души мира, скрытой за его обыденной и часто пошлой оболочкой. «Ветер рвал со стены афиши, / Дым плясал вприсядку по крыше, / И кладбищем пахла сирень. / И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый / Город в свой уходил туман / И выглядывал вновь из мрака / Старый питерщик и гуляка / Как пред казнью бил барабан…».*        Нетрудно проследить в этом отрывке параллели с картиной Добужинского «Гримасы города», где над торжественным траурным шествием, возглавленным факельщиками, царят огромный декольтированный торс и белозубая улыбка вульгарной краснощекой красавицы на рекламе какао. Она выглядит куда более живой и активной, чем фигуры, наполняющие пейзаж. Механически замедленны движения факельщиков. Зрители на первом плане скрыты зонтами. Среди них шарманщик с обезьянкой. Она так же, как ее хозяин, сняла свою шляпу с перьями перед зрелищем смерти. Почти в зеркальном отражении повторяются два жеста: руки уличного зеваки в сторону погребальной процессии и, как иронический парафраз, руки на рекламе.       Город Добужинского – это живой организм, в котором воедино слиты история и современность, быт и миф, умирающее и зарождающееся, высокое и пошлое, быт и фантастика, проза и поэзия, – словом, все те парадоксы, без которых немыслимо творчество Добужинского.

*Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения "Мир искусства", художественный критик, мемуарист. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), писал исторические картины. вернуться

 

literatura5.narod.ru

Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев

Среди работ художников, которые удалось собрать за свою жизнь отцу НА художнику А. Васильеву, есть следующая.

Добужинский М.В.

Иллюстрация к повести Ю. Олеши «Три толстяка»

Осип Браз     Портрет М В Добужинского

 

 

 

Мстислав Валерианович Добужинский (1875 — 1957) 

Родился в Новгороде в семье военного, потомка обрусевшего старинного литовского рода. 

Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также у А.Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия)- в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ.  Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Еще ребенком три года прожил в Кишиневе.

Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами Петербурга. Один из самых ярких представителей объединения «Мира искусств».

Добужинский был выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром (БДТ), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами.

Работая в книге с 1906, он создал в этой области немало шедевров- среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1925) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1928).

С 1939 года жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен…  Об этом чуть ниже.

Иллюстрация Добужинского к «Трем толстякам» из коллекции А. Васильева не раз участвовала в  выставках в Кишиневе, в других городах Молдовы и за ее пределами.

Сохранился каталог одной из них.

Мстислав Валерианович Добужинский биография

Выставка произведений русских и украинских художников из частных собраний.

Мстислав Валерианович Добужинский биография

Одесское областное управление культурой

 Одесский художественный музейЖивопись, графикаОДЕССА — 1976

Мстислав Валерианович Добужинский биографияДобужинский Мстислав Валерианович (1875 — 1957).

 ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ю. ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА».Б(умага)., тушь, акв(арель). 10.5х14Собрание А. А. Васильева. Кишинев.

Каталог информирует, что работа выполнена на бумаге тушью и акварелью. Глядя на рисунок (см. выше), трудно определить присутствие акварели. Тушь есть, а акварели нет.

Это означает, что, несмотря на то, что работа хранилась под стеклом, оберегалась от попадания прямых солнечных лучей, не удалось избежать типичного для графики процесса выцветания красок.

 

Увидеть рисунок  в цвете поможет маленькая Наташа (будущая Наталья Алексеевна), которой ее папа в марте 1951 года дал  задание скопировать произведение Добужинского.  

В отличие от работы прославленного художника, работа Наташи Васильевой из ее детского альбома совсем не выцвела…  Это ответ на вопрос, как лучше всего хранить графику. 

Иллюстрация к повести Ю. Олеши "Три толстяка"

Том ХIII, стр 105 

Копия с рисунка Добужинского к «Трем толстякам»

26 марта 1951 года

Наташа скопировала даже цифру в верхнем правом углу — 22 (См. ниже — рисунок без оформления)

 

На этом мы предполагали закончить сообщение, но в последний момент задались вопросом: что говорит Интернет по поводу иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам»? В процессе поиска  были найдены все иллюстрации художника к повести Олеши, в том числе и наш рисунок.

 

 

Юрий Олеша ТРИ ТОЛСТЯКА РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ с 25 рисунками в красках художника М. Добужинского

Юрий Олеша

ТРИ ТОЛСТЯКА

РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ

с 25 рисунками в красках

художника М. Добужинского

«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА»

Москва — Ленинград

Теперь становится понятной цифра 22.  Это 22  по счету из 25 рисунков Добужинского к повести Олеши.

 

Не совсем понятны разночтение в страницах (на рисунке — 105, а рисунок в книге на 171.). Возможно, это объясняется разными изданиями «Трех толстяков». Два издания вышли одно за другим. Первое издание в 1928 году, а следующее, через 2 года в 1930 году.

Из приведенных двух фотографий рисунка Добужинского заметны различия в цветовых оттенках. Сине-фиолетовый цвет нижнего рисунка явно «сдает» перед верхним.

Работа Наташи Васильевой, которая говорит в пользу верхнего рисунка, выступает здесь в качестве исторического «арбитра».

То, что акварельные работы выгорают (а работы Добужинского к «Трем толстякам», нам представляются,  сделаны из особо нестойких к выгоранию красок), иногда приводит к накладкам.

одна из иллюстраций Добужинского к "Трем толстякам".

Показывается одна из иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам».

Нам хотят сказать, что иллюстрация черно-белая.  Но… — это не так.

 

иллюстрации Добужинского к "Трем толстякам"

И последнее.

По биографиям М.В.  Добужинский умер в Америке в Нью-Йорке, но… покоится художник на русском кладбище Сан Женевьев де Буа под Парижем.

Брат НА, когда был в Париже, по ее просьбе сфотографировал могилу великого художника.

могила Добужинского

Так выглядела могила Добужинского в конце 1980-х годов

Почти в самой середине кладбища возвышается мраморный крест серого цвета с рифленой поверхностью. 

Внизу – керамическая овальная эпитафия «под гжель». Надпись: «Семья Добужинских» на русском и французском языках. На четырех частях эпитафии начертаны четыре имени и даты: 

                          [1]                                        [3] 

Мстислав Валерианович               Ростислав Мстиславович

                  1875 – 1957                          1903 – 2000 

                          [2]                                         [4] 

         Елизавета Осиповна,           Лидия, по прозвищу Тата, 

     урожденная Волькенштейн          рожденная Коптяева

                   1874 – 1965                          1898 – 1966 

На мраморном памятнике сияет золотом православный крест.

 

 

Конец

www.na-vasilieva.ru

Мстислав Добужинский. Живопись, графика, рисунки, иллюстрации, литографии, картины

Мстислав Добужинский. Живопись, графика, иллюстрации, литографии

  • Хвалебный гимн Чижову... Карикатура. 1898-1899
  • Мюнхен. Мастерская школы А. Ашбе. 1900
  • Натурщик. 1900
  • Карикатура на А. Г. Явленского. Ок. 1900 г.
  • Автопортрет. 1900-1901
  • Автошарж. 1900-е
  • Карикатура на И. Э. Грабаря. Нач. 1900-х гг.
  • Этюд. 1900-1901
  • «Город пышный, город бедный...» 1902
  • Уголок Петербурга. 1904
  • В Ротах. Зима в городе. 1904
  • Карикатура на А. А. Венценосцева. 1904
  • Домик в Петербурге. 1905
  • Вильна. Стеклянная улица. 1906
  • Карикатура на С. П. Дягилева. 1900-е гг.
  • Карикатура на Вяч. Иванова. 1906-1908
  • Вильно. Трущобы. 1907
  • М. В. Луначарский. 1907
  • Н. Н. Евреинов. 1902-1909
  • М. В. Луначарский. Карикатура. 1907
  • Бесовское действо. Эскиз декорации пролога. 1907
  • А. Н. Бенуа. 1908
  • Карикатура на В. Н. Аргутинского. Конец 1900-х гг.
  • Типы Петербурга. Безногий. 1908
  • Набережная в Санкт-Петербурге. 1908
  • Месяц в деревне. Эскиз декорации. 1909
  • Месяц в деревне. Эскиз костюма Верочки. 1909
  • Месяц в деревне. Эскиз костюма Наталии Петровны. 1909
  • Типы Петербурга. Охтенка. 1909
  • Карикатура на М. А. Кузмина. 1909
  • Типы Петербурга. Продавцы сбитня. 1910
  • Типы Петербурга. Ломовик. 1910
  • Автопортрет. 1910
  • Е. Н. Званцева. 1910
  • Николай Ставрогин. Эскиз декорации. 1913
  • Грим Лебядкина. 1913
  • Е. О. Добужинская. 1913
  • Е. Е. Лансере. 1914
  • А. П. Остроумова. 1914
  • К. А. Сомов. 1914
  • С. П. Яремич, А. Н. Бенуа, Н. Е. Лансере. 1914
  • Петербург. 1914
  • Б. М. Кустодиев. 1915
  • А. А. Блок. 1910-е гг.
  • Петербург. Крыши в снегу. 1916
  • Фронтиспис книги «Граф Калиостро». 1918
  • Страница книги «Граф Калиостро». 1918
  • Ребус «Сто рож». 1918
  • В. П. Добужинский. 1918
  • Роза и крест. Эскиз костюма Бертрана. 1923
  • Пляж у моря. 1923
  • Пиковая дама. Эскиз декорации. 1925
  • Пиковая дама. Эскиз костюма. 1925
  • «У жизни в лапах». Эскиз декорации. 1927
  • «Ревизор». Эскиз костюма Марии Антоновны. 1927
  • Деревянные куклы. 1927
  • Улица де ля Томб Изуар. Париж. 1927
  • Петербург. Ростральная колонна. 1929
  • К. С. Станиславский. 1929
  • «Борис Годунов». Эскизы декораций: 1, 2, 3. 1930
  • Тангейзер. Эскиз декорации «Грот». 1930
  • Тангейзер. Эскиз костюма. 1930
  • Дворик в Каунасе. 1930
  • Цирк в Мариамполе. 1930
  • Каунас. Чайная в Старом городе. 1930
  • Король Лир. Эскиз декорации
  • Опера Ш. Гуно «Фауст». Эскизы декораций: 1, 2. 1931
  • Опера Ш. Гуно «Фауст». Эскизы костюмов: 1, 2. 1931
  • «Гамлет». Эскизы декораций: 1, 2. 1932
  • «Гамлет». Эскизы костюмов: 1, 2. 1932
  • Борисас Даугувиетис в роли Клавдия. 1932
  • Каунас. Костел Шаричай. 1931
  • Каунас. Дома на улице Даукантас. 1931
  • Каунас. Старые дома. 1931
  • Каунас. Тюремный переулок. 1931
  • Каунасский государственный театр. 1931
  • Крыши Лондона. (Вид из окна квартиры Каринской). 1931 (?)
  • Эскиз фриза. 1932
  • Костел в Скаруляй. 1932
  • «Дон Жуан». Эскизы декораций: 1, 2. 1933
  • «Дон Жуан». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4. 1933
  • «Ревизор». Эскизы декораций: 1. 1933
  • «Ревизор». Эскизы костюмов: 1. 1933
  • Кедайняй. Мост. 1933
  • Кедайняй. Городской вид. 1933
  • «Спящая красавица». Эскизы костюмов: 1, 2. 1934
  • «Пиковая дама». Эскизы декораций: 1, 2, 3, 4, 5. 1934
  • «Пиковая дама». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6. 1934
  • Князь Игорь. Эскиз костюма. 1934
  • Клайпеда. 1934
  • Ночь на Темзе. Лондон. 1935
  • Сад Тюильри. 1935
  • Евгений Онегин. Эскиз декорации. 1935
  • Жизель. Эскиз декорации. 1935
  • Карлик-гренадер. Эскиз декорации. 1935
  • «Арлекинада». Эскиз костюма Феи. 1935
  • «Радвила Перкунас». Эскизы декораций: 1, 2, 3. 1936
  • «Радвила Перкунас». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 1936
  • «Тайна пирамиды». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 1938
  • «Золотая грамота». Эскиз декорации. 1938
  • «Сказки Андерсена». Эскиз декорации. 1939
  • «Сказки Андерсена». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 1939
  • «Одержимые». Эскизы декораций: 1, 2. 1939
  • «Одержимые». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. 1939
  • Церковь в Бостоне. 1940
  • Эскиз к картине «Водоем в Тэнгль Вуде. США». 1940
  • Водоем в Тэнгль Вуде. США. 1940
  • Ундина. 1940
  • Бал-маскарад. Эскиз костюма. 1940
  • Сорочинская ярморка. Эскиз декорации. 1941
  • «Русский солдат». Эскизы декораций: 1, 2. 1941
  • «Русский солдат». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4. 1941
  • «Королева Анна Английская». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. 1941
  • Крыши Нью-Йорка. 1942
  • Ленинградская симфония. Эскиз декорации. 1943
  • «Мадемуазель Анго». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 1943
  • Парк перед домом. 1945
  • Сад перед домом. Ньюпорт. 1945
  • Интерьер на Род-Айленде. США. 1945
  • «Коппелия». Эскиз костюма. 1945
  • Комната в саду. 1946
  • Сады в Бельвю. 1946
  • Воздушный корабль. Иллюстрация, 1947
  • Комната в нью-йоркской квартире М. В. Добужинского. 1947
  • Интерьер с камином. США. 1947
  • Пейзаж. Париж. 1947
  • Интерьер в Бельвю. Розовая комната. Медон. 1947. Бумага, тушь, акварель.
  • Интерьер в Бельвю. Розовая комната. Медон. 1947. Бумага, гуашь.
  • Терраса в Бельвю. 1947
  • Война и мир. Эскиз занавеса «Война». 1947
  • Война и мир. Эскиз занавеса «Мир». 1947
  • Комната Комиссаржевского. 1948
  • Хованщина. Эскиз декорации. 1949
  • «Любовь к трем апельсинам». Эскизы костюмов и гримов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 1949
  • «Четыре грубияна». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 1948-1951
  • Воццек. Эскиз декорации. 1952
  • Наша комната. Лондон. 20, Wetherly Gardens, SWS. 1955
  • «Кавказский пленник». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5. 1957

dobuzhinsky.com

Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника

Мстислав Добужинский (1875 Новгород — 1957 Нью-Йорк) — русский и американский художник, мастер городского пейзажа, художественный критик, мемуарист.

Содержание

Биография Мстислава Добужинского

Творчество Добужинского

Работы художника

Картины Мстислава Добужинского

Библиография

Биография Мстислава Добужинского

Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в чине генерал-майора.

После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого.

Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. Гимназию окончил в Вильне. Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901).

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы.

Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР.

В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь».

 

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика — 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья — 21 июня 1928, в степень мастера — 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год[3].

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

Творчество Добужинского

В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса.

По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»).

Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Добужинский много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

Работы художника

  • Петербург. Фонтанка. Летний Дворец Петра 1
  • Двор
  • Петербург. Мойка. У Нового Адмиралтейства
  • В ротах. Зима в городе
  • Октябрьская идиллия
  • Умиротворение
  • Старый домик
  • Домик в Петербурге
  • Кукла
  • Омнибус в Вильно
  • Лондон. Монумент
  • Стеклянная улица в Вильно
  • Гримасы города
  • Сад
  • Канал. Хаарлем
  • Неаполь
  • Чернигов. Склады
  • Воронеж. Ворота
  • Поцелуй
  • Витебск
  • Митинг перед Дворцом Искусств
  • Из жизни Петрограда 1920 года
  • Ночь в Петербурге
  • Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи»
  • Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне»
  • Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда»
  • Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер»
  • Провинция 1830-ых

Библиография

  • Маковский С., Нотгафт Ф. Графика М. В. Добужинского, Л., 1924.
  • Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1965.
  • История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431-43, кн. 2, М., 1969, с. 194-99.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Мстислав Добужинский: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Художник Мстислав Добужинский|Пейзажи

пейзажи Мстислав Добужинский - 14

Мстислав Валерианович Добужинский – известный русский и американский художник, признанный мастер городского пейзажа, художественный критик и мемуарист.

Он родился в Новгороде в 1875 году в семье военного. Его отец служил в Петербурге и в чине генерал-майора вышел в отставку. После рождения Мстислава родители развелись и мама будущего художника (певица, либералка) оставила семью и уехала. Мстислав остался с отцом.

Впоследствии он встречался с матерью и периодически проживал вместе с ней.

Жил в Кишиневе вместе с отцом, потом учился в гимназии в Вильно. Потом была Императорская школа общества поощрения художеств в Петербурге.

Начал выставлять свои работы с 1902 года, был членом объединения «Мир искусства» .

Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств, в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ.

В 1924 году получил литовское гражданство и покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом для Парижского театра Н.Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет.

В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 – в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Мстислав Добужинский часто говорил, что его любимый город – это Петербург. Не парадные проспекты и площади, а «изнанка» города – дворики, улочки, городские окраины.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько работ художника. И самая первая из этих работ – это «Кукла». Почему я обратил на неё внимание? Оказывается, ученикам 2 класса предлагается писать сочинение по этой картине. Мир просто сошел с ума. Слава Богу, что мне такого сочинения писать не нужно – как это можно передать словами? Давайте смотреть.

Городские пейзажи Мстислава Валериановича Добужинского

пейзажи Мстислав Добужинский - 01пейзажи Мстислав Добужинский - 02пейзажи Мстислав Добужинский - 03пейзажи Мстислав Добужинский - 04пейзажи Мстислав Добужинский - 05пейзажи Мстислав Добужинский - 06пейзажи Мстислав Добужинский - 07пейзажи Мстислав Добужинский - 08пейзажи Мстислав Добужинский - 09пейзажи Мстислав Добужинский - 10пейзажи Мстислав Добужинский - 11пейзажи Мстислав Добужинский - 12пейзажи Мстислав Добужинский - 13

РЕКОМЕНДУЮ:

12 Мар 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: городской пейзаж     35       Поделитесь записью

svistanet.com

Добужинский

dobuginskij

Автопортрет

В 2015 году Мстислав Валерианович Добужинский отметил бы сто сорок лет со дня рождения (1875), и потому этот текст - запоздалое посвящение одному из лучших русских художников Серебряного века, принадлежавшего  младшему поколению мирискусников, эстетике модернизма которых остался верен до конца.

За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным  графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти и даже либреттистом.

Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник  жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов  он закончил.

dobuginskij1

Город. 1904

Основная тема  Добужинского – большие столичные города - Петербург, Москва,  Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаага - и города  малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральной площади. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород…

Город стал своеобразной визитной карточкой художника, любимым сюжетом, сближающим его с современниками XXI века, живущими среди тех же городских стен и пропитанными  той же городской психологией, которую Добужинский очень точно почувствовал и изобразил еще в начале XX века.

Художника интересует не только и не столько  городская архитектура, которую он любил изображать на открытках, умея расположить силуэты и детали зданий в интересном ракурсе, сколько  городская жизнь, предстающая в его изображениях дьявольским огромным пауком, диктующим человеку свои законы и свою философию.

dobuginskij2

Фабрика газов. 1914

Добужинский не копирует то, что видит, а изображает поэтические образы,  рождающиеся в его собственном воображении. Город Добужинского почти всегда безлюдный, мертвый, с огромными безжизненными стенами домов и фабрик, постепенно заглатывающими маленькие деревянные домишки с их маленькими двориками, садиками и поленницами дров.

Город в изображении Добужинского – это жуткий монстр, питающимся душами людей, из которых он по капле высасывает жизнь. Люди – это маленькие насекомые, которые почти не видны  на фоне огромного паука, в чьи сети они попадают. Человек живет, ходит, умирает, а дома продолжают  жить  своей жизнью, оставаясь на тех же местах, ожидая новые жертвы.

В его картинах присутствует тайная  жуть, пропитанная психологией смерти, завораживающая и пленяющая одновременно. Огромные дома, пустынные дворы-колодцы, заснеженные крыши Петербурга – все это напоминает город Достоевского с его безрадостной тоскливой жизнью.

dobuginskij4

Дьявол (образ города-тюрьмы)

Мстислав Добужинский любил иллюстрировать Достоевского, потому что чувствовал писателя. Достоевский был близок ему по мироощущению и философии. Город Добужинского-Достоевского, большой и таинственный, влечет к себе, завораживает своими колдовскими чарами и не отпускает человека  до тех пор, пока не напитается его кровью.

Особенно страшен город ночью: молчаливый  и тихий, огромный и ужасный он пугает маленького ничтожного зверька по имени "человек", который ютится в  своей маленькой норке-комнатушке многоэтажных домов.  Однажды я тоже ощутила такой же страх, когда увидела строящийся дом, в котором были возведены стены, но пока не было окон.

Эти пустые глазницы действительно были похожи на труп мертвого человека. Так выглядят разрушенные войной города и, наверное, такой образ всплыл из подвалов моего подсознания. Противовесом ужасу, который внушает человеку огромный столичный город, превращающий его в хмурого, серого и одинокого, являются,  по мысли Добужинского, маленькие и уютные провинциальные города.

dobuginskij3

Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга 1905-1906 (образ городского человека)

В них жизнь гораздо привлекательнее, несмотря на сонную размеренность и неспешность. Художник изображает провинциальные города с улыбкой и юмором, но без злорадства и надменности. Жизнь в них человечнее и теплее, чем в крупных:  спящий городовой, свинья, чешущаяся у верстового  столба, разбитый фонарь, огромная лужа, дом гостиного двора со знакомыми арками.

Это не город «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Идиота» Достоевского, холодный и мрачный. Это город Гоголя времен Николая I, узнаваемый по «Мертвым душам» или «Ревизору». И если большие города Добужинского пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то  провинциальные города дышат неторопливостью, ленью, благодушием, покоем  и стариной.

Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь - ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное  и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.

dobuginskij5

Провинция 1830-х годов. 1907

В 1912 году Добужинский отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и посетит Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника.

В акварели «Воронеж. Ворота» в центре – столб ворот, за которыми видна улица и тупичок, упирающийся в храм. Художник изображает  много любопытных деталей: водосток на доме слева, сделанный в виде крылатого дракона, украшение столба ворот колючей железной шишкой и т.д..

Комичным выглядит провинциальный Чернигов, запечатленный на другой картине Добужинского «Чернигов. Фотография», тоже выполненной в ходе поездки. На картине – нелепый городской «шедевр» - вычурное крыльцо, больше похожее на сказочный трон.

dobuginskij6

Чернигов. Фотография. 1912

Оно украшено резьбой и завершается куполом. Аляповатость крыльца доведена до гротеска расцветкой: красное, зеленое, синее… Женщина, склонившаяся перед крыльцом, рассматривает фотографии, выставленные в качестве рекламы. И здесь же, напротив крыльца, чахленькое деревце без листьев с мощной оградой.

Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году – в Москве, в Третьяковке.  Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так:

«За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».

dobuginskij7

Воронеж. Ворота. 1912

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru


Смотрите также