Донателло: скульптуры, статуи, биография художника. Донателло картины


Скульптор и художник Донателло – галерея работ

Скульптор и художник Донателло

Эпоха Возрождения в искусстве прочно ассоциируется с таким гениальным художником и скульптором как Донателло. Практически всю свою жизнь он отдал живописи и скульпторскому делу, и не зря: приблизительно за 60 лет своего творчества он подарил миру много шедевров, которые сегодня являются бесценными. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Художник Донателло умел нечто больше, чем высокоточное и реалистичное воспроизведение образов. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.

Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях

Полное имя художника и скульптора звучит так: Донато ди Никколо ди Бетто Барди. В юные годы, когда происходило его творческое становление, он находился под влиянием Лоренцо Гиберти, ставшего его учителем. Одной из первых работ Донателло стал горельеф, олицетворяющий Благовещение.

В скульптурных работах Донателло в разное время преобладал один из двух стилей. Вдохновленный произведениями античных творцов, он увлекся реалистичным стилем, пытаясь передать без прикрас человеческую природу. Именно поэтому его считают той движущей силой, которая стала толчком для начала эпохи Раннего Возрождения.

Но самые известные его работы – это те, которые были созданы в рамках классического стиля. Самые почитаемые из них – статуя апостола Марка, статуя Давида и мраморная статуя св. Георгия.

annunciation-vi_1

работы скульптора и художника Донателло

musicianangels-vi_1

prophetjeremiahdetail-vi_1

stjohnthebaptist-vi_1

cantoriadetail-vi_1

thehighaltarofstanthony-vi_1

ascensionofstjohn-vi_1

depositiondetail-vi_1

Скульптор и художник Донателло фреска

Скульптор и художник Донателло

Скульптор и художник Донателло

ststephenandstlawrence-vi_1

stjohnthebaptistdetail-vi_1

 

Бескомпромиссность Донателло и способность передать глубину образа

Художник Донателло, картины которого настолько популярны во всем мире, что им практически нет цены, умел писать свои произведения так, что его неповторимый стиль остался узнаваем. Он не боялся выходить за рамки дозволенного и передавать образы так, как ему того хотелось. В этом было некое его бунтарство, которое со временем и сделало его настолько популярным.

Невероятно, но в одном своем произведении он мог передать богатую гамму чувств и эмоций. Гнев и мощь пересекались с покорностью и миролюбивостью, грусть и удручающая скорбь – с радостью и духом торжества.

После Донателло осталось много потрясающих произведений, продолжающих радовать современников. Это и искусные картины, и преисполненные величием статуи, и восхитительные архитектурные элементы. Правда, хотелось бы, чтобы такого творческого наследия от итальянского гения осталось еще больше.

allforcreate.ru

Донателло

ДОНАТЕЛЛО (Donatello),

наст. имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi)

 

1383/1386, Флоренция — 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения.

 

Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. В 1425—1427 и 1457—1459 работал в Сиене, в 1431—1432 посетил Рим, в 1441—1453 работал в Падуе. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно, и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).

 

Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров; мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве.

 

Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Высеченная из глыбы мрамора толщиной всего около полуметра, она должна была поразить флорентийцев величием образа, мощью и богатством пластического языка.

 

С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Людовика Тулузского (ок. 1423—1425) и св. Георгия (ок. 1415, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Эта статуя юного воина, проникнутая гармоническим началом, ясностью, спокойствием, стала одним из символов Раннего Возрождения.

 

В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Донателло приписывают не менее 4 статуй пророков; совместной работой Донателло и Россо считается группа Авраам и Исаак. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).

 

Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Это первый опыт Донателло в создании так называемого "живописного рельефа" с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели.

 

В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции, изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью; ок. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).

 

1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Изваянный из несколько необычного материала — песчаника, он отличается своим поэтическим строем, грациозностью образов и необыкновенным даже для Донателло богатством пластического решения — полные грации и одухотворенности Мария и ангел предстают на фоне великолепного орнамента дверей и треножника, тяжелые складки их одеяний пронизаны движением, и в то же время облик персонажей, их жесты, позы полны одухотворенности.

 

К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа, и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера.

 

Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. Антония (Санто). Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца, и для ее осуществления был приглашен Донателло.

 

Конных памятников такого масштаба в Италии не воздвигали со времен Римской империи, хотя в Северной Италии существовал тип сравнительно небольшой надгробной конной статуи. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров, и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов. Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя, и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар; спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Сдержанна и в то же время энергична пластическая выразительность монумента, прекрасно вписанного в обширное пространство площади.

 

Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Антония. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Статуи и рельефы алтаря — последний большой скульптурный цикл Донателло, отмечен драматическим накалом и острой, иногда несколько преувеличенной экспрессией изобразительного языка. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Антония.

 

Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории).

 

Донателло оказал огромное влияние не только на современников, но и на мастеров более молодого поколения, в частности, Верроккио. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.

 

Лит.: Романов Н. Н. Донателло. М., 1901; Bole W. Donatello a Padue. Paris, 1883; Muntz L. Donatello. Paris, 1886; Reymond M. Donatello. Paris, 1890; Crutwell M. Donatello. London, 1912; Janson H. W. The sculpture of Donatello. Vol. 1—2. Princeton, 1957; Hartt F. Donatello: Prophet of Modern Vision. N. Y., 1973; Pazzonchi A. Donatello e il potere. Fienze, 1980.

 

И. СмирноваДонателлоДонателлоДонателлоДонателло

art.mirtesen.ru

Скульптор Донателло: биография, работы, фото

Донателло - это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы. О его жизни и работах мы поговорим в этой статье. Биография данного автора в деталях неизвестна, поэтому представить ее возможно только кратко.

скульптор донателло

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди - богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику бронзового литья. На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком - Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.

Джорджо Вазари говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.

Ранний период творчества

Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.

донателло скульптор

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. "Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи - героическую индивидуальную личность - Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания - 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.

Гробница Иоанна XXIII

донателло скульптор давид

Скульптор Донателло создает вместе с Микелоццо гробницу Иоанна XXIII в период с 1425 по 1427 год. Она стала классическим образцом, использовавшимся для позднейших усыпальниц, относящихся к эпохе Возрождения. Длительное сотрудничество этих двух скульпторов начинается именно с данной работы.

Литье фигур из бронзы

Донателло в начале 1420 годов обращается к литью фигур из бронзы. В этом материале первая его работа - это статуя Людовика Тулузского, которая была ему заказана в 1422 году для украшения ниши в Ор Сан Микеле. Это один из наиболее примечательных памятников, в котором нашло отражение понимание святости как личного подвига, господствовавшее в Ренессансе.

Статуя Давида

Вершиной творчества этого мастера в технике бронзы является статуя Давида, созданная примерно в 1430-1432 годах. Она рассчитана, в отличие от средневековой скульптуры, на круговой обход. Еще одним новаторством стала тема наготы, к которой обратился Донателло. Скульптор Давида изобразил нагим, а не в одеяниях, как это было принято раньше, впервые после Средневековья столь реалистично и в столь крупном масштабе.

донателло статуи

Другие работы Донателло, относящиеся к 1410-м - началу 1420-х годов - фигура льва, высеченная из песчаника, - эмблема Флоренции, деревянное распятие для церкви Санта-Кроче, бронзовый реликварий для церкви Оньисанти, бронзовая статуэтка, находящаяся в Национальном музее Флоренции под названием "Аттис Аморино", которая является, по-видимому, изображением античного божества плодородия, Приапа.

Работы в технике рельефа

Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Отметим здесь такие работы, как "Битва Георгия с драконом", "Мадонна Пацци", "Пир Ирода", "Вознесение Марии" и другие. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.

Поездка в Рим, второй флорентийский период

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города, изучает античную скульптуру. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе - Алтарь Кавальканти, см. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания - 1434-1438 годы).

статуя гаттамелаты донателло

Донателло достигает подлинной классичности в рельефе "Пир Ирода", созданном по возвращении из поездки в Рим.

Около 1440 года скульптор создает бронзовые двери, а также восемь медальонов для флорентийской Старой сакристии Сан-Лоренцо (период с 1435-го по 1443 год). В вылепленных из стука четырех рельефах достигнута была поразительная свобода в изображении интерьеров, зданий и фигур людей.

Падуанский период

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже - в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

донателло скульптор работы

Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. Иоанна Крестителя во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.

Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.

Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.

Поздний флорентийский период

Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Порой говорят об упадке его мастерства, а также о возвращении к некоторым готическим приемам. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. ниже), выполненной из дерева, группой "Юдифь и Олоферн", статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками - Бертольдо и Беллаго.

донателло скульптор биография

Умер скульптор в 1466 году. Он был погребен в церкви Сан-Лоренцо, которая украшена его работами, с большими почестями. Так завершается творческий путь Донателло. Скульптор, биография и работы которого были представлены в этой статье, сыграл заметную роль в мировой архитектуре. Отметим, в чем же она состояла.

Значение работ этого мастера

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека, изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи.

fb.ru

Донателло: скульптуры, статуи, биография художника

Донателло (1386-1466)

Донателло

Донателло — его полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди — величайший скульптор первой половины XV века. Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создания нового стиля раннего Возрождения. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума — вот характерные черты этой эпохи. Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю.

Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и скульптор Донателло.

Его первые работы относятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры, придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность»» средневековой пластики. И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следует за реальным очертанием св. Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св. Марка лицо порядочного человека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).

По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «Св. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Донателло создает образ молодого воина — он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа. Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом. Св. Георгий — бесстрашный герой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший из лучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своего города. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазари пишет о нем: «...и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько при­рода и искусство вложили в это произведение Донато».

В 1432 году Донателло и Брунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней части Вечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятни­ки, мечтают найти новые. Римляне были уверены, что фло­рентийцы ищут в развалинах клад и с интересом за ними наблюдали.

После возвращения из Рима самой значительной работой Донателло стал бронзовый Давид. Неизвестно, для кого ста­туя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутрен­ний дворик палаццо Медичи во Флоренции.

Давид — библейский герой, и цель художника воспеть само­отверженность юноши. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, поэтому взгляд его уловить трудно. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Подобно греческим богам и героям, Давид представлен обнаженным и острое лезвие меча подчеркивает мягкую нежность тела подростка. Донателло максимально использует все воз­можности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней. Образ Давида полон внутренней ясности и гармо­нии, в нем соединяются лучшие черты личности, сохраняю­щие актуальность во все времена: благородство, величие души. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта на­столько естественна в своей оживленности и мягкости, что ху­дожники не хотят верить, что она не отлита с натуры».

В 1443—1450 годах Донателло живет в Падуе, где рабо­тает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. В XVII веке алтарь был разобран, и попытки реконструировать его не увенчались успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Постамент алтаря ук­рашали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св. Антонием. «Исцеление гневного сына» — история о маль­чике, который, рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себя наказать. Эта тема позволи­ла создать грандиозную композицию. На первом плане, в цент­ре, мальчик, лежащий на земле, его фигура полна бурного от­чаяния. Над ним, успокаивая его, склонился св. Антоний. Во­круг них собралась толпа, привлеченная криками: медлен­но идет, поглаживая живот после сытного обеда, богатый бюр­гер, спешит ремесленник и среди них, но не связанные с ними эмоционально, расположились античные боги. От первого плана уходят в глубину городские постройки, заканчиваю­щиеся холмами, деревьями, освещенными солнцем. Небо по­крыто легкими облаками. Донателло использует в этом про­изведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу; жи­вописные тени перебегают в разных частях композиции.

В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, про­званного Гаттамелата (пятнистая кошка). Он был сыном бу­лочника и одним из прославленных полководцев этого вре­мени. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелата не потерпел ни одного поражения. Задача авто­ра — прославить непобедимого героя, который не знает «како­го цвета страх». Гаттамелата после выигранной битвы совер­шает торжественный смотр войскам. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорит о привычке к по­бедам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».

Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не ста­ло друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, за­творником живет Учелло. Теперь произведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.

Мария Магдалина — изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразные морщины из­бороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты. Ее покорная поза — символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастер отполировывает обнаженные пле­чи и руки, оставляет шероховатыми одежду и спутанные воло­сы. Этот контраст придает образу еще более трагическое зву­чание.

Совсем другой пафос — героический — отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Грозная вои­тельница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольное тело Олоферна, еще секунда — и меч нанесет последний удар. Подобная композиция трудна для исполнения. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством... художник настолько был удовлетворен этим произведением, что за­хотел подписаться своим именем».

Последние годы жизни Донателло был беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег, которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой он держал деньги, каждый мог брать сколько надо и не возвращать.

Но в 1495 году Медичи были изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь» из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, где была городская ратуша.

Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не вы­разил демократические идеалы своего времени, как Дона­телло.

Донателло скульптуры

 

Св. Марк

 

Рельеф Донателло "Вознесение на небо"

 

 

Статуя Донателло "Эразмо де Нарни"

 

Иоанн Евангелист

Гробница Иоанна XXIII

Статуя Давида

Юдифь и Олоферн

Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием

Мария Магдалина

Пророк Аввакум

Аллегорическая фигура мальчика (Атис)

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Донателло. Жизнь и творчество. — Artrue

Описание творческого пути знаменитого скульптора.

Биография

Флорентийский мастер Донателло (полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) — одна из ключевых фигур в создании итальянской скульптуры эпохи Возрождения. Он вдохновил множество современников и оставил значительный след в искусстве раннего Ренессанса. Донателло стоит в одном ряду с Филиппо Брунеллески, Томмазо Мазаччо и Альберти — крупными творцами той же эпохи.

Донателло создавал скульптуры из бронзы, камня и дерева. Глубокие познания и умение обращаться с этими материалами позволили ему привносить в свои работы жизнь, сочетая реализм с сильными чувствами. Работы мастера полны энергии и мысли. Скульптор является автором многих известных скульптур в истории искусства, но одной из самых известных его работ считается обнаженная фигура Давида.

Давид. Донателло.Давид. Донателло. Давид (1408–1409)

Бронзовая статуя Давида (1430–1440)

По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику.

Давид. Донателло.Давид. Донателло. Давид. 1440 год.

Карьера

Отправной точкой в творческом пути мастера можно считать его приход в студию Лоренцо Гиберти, где Донателло помогал в создании нескольких статуй, прежде чем перейти к самостоятельной работе. Также скульптор сотрудничал с известным Якопо делла Кверча.

Аллегория Эроса. Донателло.Аллегория Эроса. Донателло. Аллегория Эроса

В 1411 году скульптор создает статую Святого Марка, а спустя несколько лет — статую Святого Георгия, являющуюся одним из первых примеров применения центральной перспективы в скульптуре. Эти работы были выполнены в барельефе. Преимущество данного способа состоит в том, что это позволяет мастеру рассматривать композицию с разных точек зрения без искажения объектов. Позже Донателло создает пять статуй для кампанилы Джотто, «Пир Ирода» (около 1427), «Мадонну Пацци» (около 1420) и другие знаковые произведения.

Пир Ирода. Донателло.Пир Ирода. Донателло. Пир Ирода

Спад

Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть. Но мастер продолжал получать доходы, работая до конца своей жизни. Прославленный скульптор умер в 1466 году и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо, рядом с Медичи.

Святой Георгий. Донателло.Святой Георгий. Донателло.

Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе.

artrue.ru

Итальянский скульптор Донателло: vakin

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в УффициДонателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в OperaПортретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Источник - Википедия

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Crucifix

Herod's Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Cantoria

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mark

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты :: SYL.ru

Донателло - итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения. Произведения искусства, принадлежащие ему, сохранились до наших дней. Сегодня ознакомиться с ними можно во многих европейских музеях.

Биография скульптора Донателло

В жизни этого великого человека происходило многое. Его творчество привлекало многих людей. Сказать кратко о биографии скульптора Донателло невозможно. Вся его жизнь была наполнена яркими событиями, которые сильно повлияли на эту известную личность.

скульптор донателло

Родился Донателло во Флоренции. Точный день появления на свет скульптора неизвестен. Историки утверждают, что его дата рождения выпала на 1386 год.

Семья скульптора Донателло ничем не отличалась от других рабочих семей. Отец мастера был простым чесальщиком шерсти, чем и зарабатывал на жизнь. Он никогда не понимал страсть и любовь сына к искусству. Поэтому считал, что заработать себе на жизнь таким способом почти невозможно. Неоднократно отец пытался втянуть Донателло в ряды обычных рабочих. Однако скульптор сопротивлялся и следовал за своей мечтой.

Еще в ранние годы мальчику представилась возможность учиться в мастерской. Первым наставником совсем юного скульптора Донателло стал Биччи ди Лоренцо, который на тот момент был владельцем этого небольшого местечка, где создавалось прекрасное. Вся мастерская спонсировалась одним из богатейших вельмож Флоренции.

Чтобы получить полное художественное образование, Донателло пришлось уехать в Рим, где тогда жили и развивались самые известные "рабы искусства". В этой учебной поездке юношу сопровождал его друг – не менее известный архитектор Брунеллески, который потом прославился своими волшебными и необыкновенными работами. Учителем для молодых талантливых людей стал Лоренцо Гиберти. Именно ему удалось заложить те основы прекрасного в этих парней, которые потом остались в памяти людей.

Если говорить о личной жизни скульптора Донателло, то о ней практически ничего неизвестно. Многие историки утверждают, что у столь талантливого человека не было возлюбленной, потому как всю свою жизнь он посвятил искусству. Не изменяя делу всей своей жизни, Донателло так и не оставил после себя потомков.

донателло скульптор биография

Стили искусства

Скульптор Донателло творил в двух стилях, которые были свойственны только ему. Первые работы отличались своим чрезмерным реализмом. Более поздние произведения уже выглядели куда приятнее. Два абсолютно разных стиля, которые выбрал для своего творчества мастер, стали основными. Именно благодаря им мы и сегодня знаем, кем был этот выдающийся человек.

Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Она изображала худую и длинноволосую женщину. Именно так мастер представил миру святую Магдалину. Сегодня эта скульптура находится в Крестильнице во Флоренции.

Работа, которая стала представителем второго направления или стиля, это скульптура святого Георгия. Она была выполнена из мраморного камня. Сейчас эта статуя находится на территории Флоренции.

Новая работа

В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. От скульптора требовалось лишь одно - проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Работа удалась на славу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Местоположение статуи не изменилось. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян.

донателло скульптор работы

После удачно выполненного задания Донателло предложили работу в самом соборе. На это скульптор дал положительный ответ. Ему требовалось украсить церковный алтарь святого Антония. Коллегой по работе стала такая известная личность, как Никколо Пиццоло.

Именно кропотливый труд в Падуе стал решающим в карьере Донателло. За всю его жизнь ему не сделали ни одного более выгодного предложения, чем отливка бронзовой скульптуры и невообразимо богатое украшение алтаря.

Дальнейшая работа

Скульптор остался в Падуе и не стал возвращаться домой. Там он продолжил целиком отдаваться искусству.

До 1456 года Донателло жил в Венецианской республике, где создал множество прекрасных статуй и памятников. Собор святого Антония был украшен работами скульптора, среди которых особенно выделялись отлитые из бронзы барельефы. Они изображали жизненные события покровителя по имени Падуе.

Возвращение домой

В 1957 году Донателло работал над созданием памятника, который изображал образ святого Иоанна Крестителя из мраморного камня. Сегодня эту статую можно увидеть в музее Барджелло.

скульптор донателло краткая биография

Работу мастер выполнял уже не в Падуе, а в родном краю – во Флоренции. Скульптура Иоанна способна впечатлить каждого и сегодня. Она изображает худого мужчину с пустым взглядом, в котором невозможно прочитать какие-либо мысли. Его уста слегка приоткрыты. Будто через несколько секунд он произнесет что-то невообразимое, пророческое. Статуя изображена в движении. Святой пророк спокойно идет, но из-за худобы даже обычный шаг уже кажется действием, к которому приложено немало усилий.

Другие отрасли искусства

Кроме скульптур, Донателло увлекался созданием бюстов. Всем известно, что портретный бюст – это отдельное направление искусства. Донателло преуспел и в этой отрасли. Произведения греческих и римских художников уже канули в века. Однако скульптору удалось воскресить и снова сделать этот вид искусства популярным.

Бюсты

Еще в детских работах Донателло можно увидеть, насколько сильно скульптор придерживался реализма. Одновременно с этим бюсты не казались жуткими от того, что они изображали лица людей в точности. Статуи выглядели мило и приятно.

Особенности работ великого мастера

Искусство мастера отличается еще и тем, что только он сам определял тот момент, когда скульптура будет завершена. Донателло заранее предугадывал, какое впечатление окажут его работы на людей, которые в скором будущем их увидят. Главная особенность работ мастера заключалась в том, что ему удавалось воплотить внутренний мир человека и духовное развитие в чертах его лица.

творчество скульптора донателло

Работа во Флоренции

Самые лучшие и интересные произведения Донателло сегодня находятся на родной земле скульптора – во Флоренции. Барельефы, медальоны, различные изображения известных евангелистов того времени в тяжелых раздумьях – все это сохранилось и до наших дней. Двери, на которых были изображены апостолы, вылитые руками Донателло, стали входом в великие храмы эпохи Возрождения.

Все яркие эпизоды жизней святых мастер всегда изображал с присущей ему резкостью и даже некоторой жестокостью.

Смерть Донателло

До самых последних своих дней скульптор жил во Флоренции. Работал мастер до глубокой старости, не зная при этом истинного чувства усталости.

донателло итальянский скульптор

Донателло скончался в 1466 году. Его тело было погребено в Сан-Лоренцо – одной из самых больших и старых церквей Флоренции, которая была украшена работами мастера как снаружи, так и изнутри. Во время похорон этому поистине талантливому человеку было отдано огромное количество почестей. Его смерть была большим ударом для тех, кто знал скульптора лично. В качестве знака уважения к творчеству скульптора Донателло, его работы стали особенно оберегать, что помогло их сохранить до нашего времени.

www.syl.ru


Смотрите также