История одного шедевра: «Опять двойка» Решетникова. Двойка картина


История одного шедевра: «Опять двойка» Решетникова

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

фото 1 Прибыл на каникулы. 1948.jpg«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

фото 2 «Переэкзаменовка» 1954.jpeg«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

фото 4 Крюково. Лесная поляна. 1946 .jpgКрюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Сочинение по картине "Опять двойка" (Решетников Ф.П.)

Большинство как советских, так и современных школьников получали задание по литературе - написать сочинение по картине «Опять двойка». Решетников Федор Павлович, создавший это полотно, был довольно известным художником. Его картины известны многим со школьной скамьи.

Как создавалась картина

сочинение по картине опять двойка решетников

История картины «Опять двойка» очень интересна. Изначально художник имел совсем другой замысел. Его желанием было описать советского ученика, то отнюдь не двоечника, а, наоборот, отличника. Решетников даже посещал школы, наблюдая за поведением детей. Но однажды выбранный для описания отличник получил неудовлетворительную оценку. Мастеру понравилась необычная реакция ребенка. Таким образом родился замысел известной нам картины.

В середине прошлого века, в 1952 году, рождается всем нам известное полотно «Опять двойка». Изображенный на ней школьник являлся типичным лоботрясом того времени. Советские ученики знали, что на него равняться нельзя. Вообще, это было смелым по тем временам решение – изобразить на полотне двоечника, а не отличника.

По мотивам этой картины создана серия в известном детском киножурнале, который смотрели все советские ребята, - «Ералаш».

Непритворная печаль

решетников картина опять двойка сочинение

Начать сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П) стоит с описания главного героя. Мальчишка пришел домой после школы очень грустным. По его лицу вся семья прочитала, что он снова сегодня провинился. Ребенок с печальным лицом отворачивается от родных, кажется, что ему очень стыдно. Но что мы увидим, приглядевшись к нему? Мальчик держит в руке портфель, в котором лежат коньки. Вероятно, он после школы совсем не грустил, а весело проводил время с друзьями. Розовые щеки ребенка пылают совсем не от стыда, а от подвижных игр на улице в зимнее время. На это указывает и перевязанный веревкой портфель. Вероятно, он служил мальчишке санками на горке. Но раскаявшееся лицо мальчика говорит об обратном – ему очень стыдно, и это непревзойденно изобразил Ф. Решетников. «Опять двойка» - картина, заставляющая школьников задуматься над своим поведением.

Сестра-пионерка

Вся семья собралась возле парнишки. Каждый из них по-своему оценивает поведение. Самой строгой оказалась старшая сестра. На ней пионерский галстук, а значит, с учебой у девочки все в порядке. В отличие от брата, школьница уже давно пришла домой и успела выполнить домашнее задание. Описание этого момента должно содержать в себе сочинение по картине «Опять двойка». Решетников бесподобно изобразил эмоции на лице старшей сестры. Девочка не просто злая, она возмущена поступком брата. Ей, пионерке, стыдно за него. При этом она понимает, что парнишка, получив двойку, не пошел тут же домой, а отправился развлекаться. Возможно, именно ее мальчик боится больше собственной матери.

Руки опускаются…

Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.

Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.

Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец – собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.

ф решетников опять двойка картина

А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.

Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.

Интерьер

Как мы видим, на картине изображена типичная советская квартира. Угол изображения – треугольник, что довольно распространено в живописи. Обстановка в квартире скромная, но уютная. Стол застелен чистой скатертью, на стене висят часы с маятником, на подоконнике растут домашние цветы. Самое примечательное, что есть в интерьере комнаты, это календарь с картиной того же самого художника. Она называется «Прибыл на каникулы».

история картины опять двойка

Смысл этого полотна в том, что на нем изображен бравый суворовец, отличник, приехавший домой отдохнуть. У него никогда не будет такого печального лица, как у нашего двоечника, ведь он отличник и целиком положительный герой! Художник изобразил на стене картину «Прибыл на каникулы», чтобы создать контраст. Мальчишка-двоечник с коньками в портфеле противопоставлен отличнику-суворовцу. Но какой живой облик у нашего провинившегося персонажа! Его эмоции трудно передать словами. Таким образом, описать картину «Опять двойка» поможет сравнение этих двух героев.

опять двойка основная мысль картины

Стоит отметить и еще одну деталь, касающуюся интерьера. Художник мастерски использует игру цветов. Комната, в которой находится провинившийся, выполнена в темных тонах. Сестра-пионерка изображена на светлом фоне, олицетворяя собой прекрасное будущее всей молодежи. Такой контраст позволяет понять, что мальчишка идет неправильной дорогой и должен быть направлен на путь исправления, когда не будет получена опять двойка.

Основная мысль картины

Этот художественный шедевр известен школьникам с советских времен. Картина стала очень популярной в нашей стране. Ее включили в программу изучения не только на уроке изобразительного искусства, но и на русском языке. Практический каждый ученик имел возможность описать эту картину. К примеру, в разделе «Развитие речи» она как нельзя лучше подойдет для изучения описания состояния. «Говорящие» эмоции на лицах домочадцев помогут школьнику передать, что чувствовал каждый из героев.

Основной мыслью картины является изображение персонажа, который не хочет учиться, и теперь ему приходится отвечать за это перед всеми членами семьи. Так поступать стыдно, это должен запомнить каждый ребенок. Нельзя лениться и развлекаться, если не выполнены уроки.

Заключение

описать картину опять двойка

Сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П.) обязательно должно включить в себя то, какую роль это полотно сыграло в советской живописи. Трудно переоценить, насколько важной она считалась в середине прошлого века. В 1957 году знаменитый художественный музей «Третьяковская галерея» выкупил у Федора Павловича эту картину. Популярность ее достигла такого пика, что какое-то время она явилась обложкой для учебника начальных классов «Родная речь». Глядя на нее, каждый школьник мог представить себя на месте главного героя и задуматься о своих успехах в учебе.

fb.ru

Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Анализ и особенности :: SYL.ru

В этой статье мы поговорим о том, как написать сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Проблематика произведения довольно проста и знакома каждому, поэтому обычно проблем у школьников с этой работой не возникает. Тем более что сочинение пишется в 5-м и 6-м классах. Итак, попробуем составить план, который подойдет для детей любого возраста.

сочинение по картине опять двойка решетников

Ф. Решетников, сочинение по картине «Опять двойка»: план

Для начала нужно составить план, который поможет в написании:

  • История создания, возможность лучше понять обстановку и характеры персонажей.
  • Описание фона.
  • Образы героев: сначала главного, затем второстепенных.
  • Основная мысль.
  • Подведение итогов.

История создания

В 1952 году была написана картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Сочинение лучше начать с описания изначальной задумки художника. Решетников хотел изобразить отличника, рассказывающего матери об очередной полученной пятерке. Чтобы найти натурщика, художник отправился в школу. Здесь ему разрешили посидеть на одном из уроков. Но дети волновались, и даже отличник в смущении не смог решить задачу. Он растерянно крутил мел в руках. Так возникла идея изобразить двоечника у доски. С этого момента начались поиски учителя-натурщика, а точнее учительницы, ведь в школе чаще работают женщины. Художник даже сделал несколько набросков картины с этим сюжетом.

картина ф п решетникова опять двойка сочинение

Но и этот вариант не удовлетворил Решетникова, он казался скучным. Тогда пришла идея перенести действие в семью, так как неудача в учебе – это удар по всем ее членам. Для каждого персонажа художник искал реального натурщика, а затем делал множество рисунков-эскизов.

Своего главного героя он нашел во дворе на футбольной площадке. Вихрастый лопоухий мальчик как никто подходил на роль двоечника. Работа закипела. Он первым оказался на полотне, затем появился пес, мама, сестра и младший братик.

Описание обстановки

Продолжаем описанием обстановки сочинение по картине «Опять двойка». Решетников изображает простую советскую семью. Следовательно, и обстановка в квартире самая обычная для тех лет. С момента окончания войны прошло всего семь лет (картина писалась в 1952-м), страна уже начала восстанавливаться, поэтому, несмотря на небогатую обстановку, семья не бедствует.

ф решетников сочинение по картине опять двойка

Возраст детей – 12, 8 и 4 года – говорит о том, что их отец вернулся с войны живым, так как родился третий ребенок. За окном светло, а время зимнее, значит, еще день. Из чего можно сделать вывод, что глава семейства на работе, а мать занимается хозяйством, следит за порядком – дома чистота и уют. Отец зарабатывает достаточно, чтобы прокормить всех отпрысков, так как у мальчика есть велосипед, дети опрятно одеты, собака также не выглядит голодной. Из всего вышесказанного можно заключить, что двоечник живет в хорошей благополучной семье, у него заботливые и работящие родители. Оттого мальчику так стыдно – он разочаровал их своим поведением.

Образ главного героя

Должно быть посвящено центральному персонажу сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников). Мальчик стоит, понурив голову, волосы его взъерошены, уши и щеки раскраснелись. В руках он держит растрепанный портфель, повязанный веревкой, из которого выглядывают коньки. Состояние рюкзака говорит о небрежном отношении мальчика к вещам. Коньки указывают на то, что он не пошел домой сразу после школы, а отправился с друзьями на каток. Такой поступок мог быть вызван желанием отсрочить наказание или же стыдом.

сочинение на тему опять двойка картина решетникова

По одежде видно, что герой только вошел в квартиру, даже не успел раздеться, но всем сразу стало понятно, что из школы он вернулся с дурными вестями. Следовательно, это не в первый раз. Такое предположение подтверждает и название картины.

Примечательно поведение собаки. Она радостно бросается приветствовать маленького хозяина. Видимо мальчик очень хорошо к ней относится. Поэтому мы можем сказать, что наш герой добрый малый. Он не хулиган, просто безответственный и совестливый сорванец. Весь вид его говорит о раскаянии. Мальчик не хотел расстроить маму и ни со зла или вредности не подготовился к уроку. Скорее, это вышло из-за легкомыслия.

Остальные персонажи

Одну из ключевых ролей отвел матери мальчика Решетников («Опять двойка»). Описание картины (сочинение) невозможно без характеристики этого персонажа. Волосы ее собраны под косынку, поверх платья надет фартук, видимо, готовила обед до прихода сына. Важно и то, что она сидит – это говорит об усталости. Дома чисто, следовательно, часто делается уборка. На подоконнике цветок, стол накрыт скатертью – мать пытается создать уют. Взгляд ее полон немой усталой укоризны. Женщина не злится, она просто расстроена и разочарована. Со своей стороны она сделала все, чтобы обеспечить детям комфортную жизнь, и не может понять, чего еще не хватает сыну.

решетников опять двойка описание картины сочинение

У стола стоит старшая сестра нашего героя. Девочка опрятно одета, ее портфель в полном порядке. Из него она достает тетради и учебники, видимо, собирается делать домашнюю работу. На шее у девочки ярко-красный пионерский галстук, она явно учится на отлично. На брата сестра смотрит строго, ее взгляд не такой мягкий, как у матери. Она полная противоположность брату. Девочка злится не только потому, что младший плохо учится, но и оттого, что он этим причиняет боль матери. Малыш, веселый и беззаботный, катается на велосипеде. Он не понимает серьезности происходящего.

Основная мысль

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» должно раскрыть основную идею произведения. Настроение полотна можно понять по блеклой цветовой гамме, единственное яркое пятно – пионерский галстук. Что касается остальных членов семьи, то до появления двоечника, каждый из них был занят своим делом. Мать готовила, сестра собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей тому, как безответственное отношение к учебе может расстроить родных и близких людей. Заставляет задуматься о своем поведении и том, как сами они относятся к школьным занятиям.

Как написать хорошее заключение

Сочинение на тему «Опять двойка» (картина Решетникова) должно оканчиваться небольшим выводом, в котором нужно высказать свое мнение о данном полотне и той проблеме, которую оно затрагивает. При этом необходимо помнить, что это ваше личное мнение, и нет никакого «правильного» ответа. Вы можете осудить или поддержать героя. Главное, обосновать свое суждение.

сочинение по картине ф решетникова опять двойка

Начать писать заключение можно со слов «я считаю», «я думаю», «я согласен/не согласен» и проч. Далее сформулируйте мысль, например, «мальчик повел себя скверно, у него были все условия для того, чтобы хорошо учиться…». А в конце можно рассказать, как бы вы повели себя на месте нашего персонажа. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова написать довольно просто, если следовать представленному здесь плану.

www.syl.ru

Опять двойка (картина) — Циклопедия

Картина Ф. Решетникова «Опять двойка», 1952 "Опять двойка": история картины

«Опять двойка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1952 году.

Холст, масло 101 х 93.

Жанр: социалистический реализм.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Москва[1].

Известно, что Решетников создал несколько копий этой своей знаменитой картины, и одна из первых версий, на обратной стороне которой художник набросал эскиз более ранней своей картины — «Прибыл на каникулы» (1948), была в 2013 году обнаружена сотрудниками Арт-фонда семьи Филатовых[2]. На заднем плане версии картины «Опять двойка», выставленной в Третьяковской галерее, изображена законченная работа «Прибыл на каникулы», в то время как на версии, хранящейся в арт-фонде семьи Филатовых, виден лишь набросок последней[2].

Сам принцип социалистического реализма обозначает не просто реализм как отображение в искусстве окружающей действительности, а пафосное приукрашение этой действительности с учетом идеологической концепции. Творчество советского художника Ф. П. Решетникова вполне соответствовало этой концепции, поэтому совершенно не следует искать в картинах этого художника истинных реалий и соответствий с жизнью и временем. Его произведения соответствовали не реалиям, а соцреализму. Сам член коммунистической партии, он и в своей работе неукоснительно следовал ее принципам. В этом направлении он тоже преуспел, и государственная система оценила его заслуги: он стал дважды лауреатом Сталинских премий (1949, 1951).

С 1940-х годов — а именно: в 1943 году с картины «Достали „языка“»  — художник Ф. П. Решетников обратился к теме детства и семьи[1] (правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова[3]), создав целый цикл произведений, где главным действующим лицом стали дети и советская семья.

[править] История создания

По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам.

Первый набросок к картине Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)

Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку[1][4]. Этот случай произвел на Ф.Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения.

Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам, в чем-то даже гуманистическое, отходящее в сторону от основной линии партии, но не слишком, не на большое расстояние: сделать героя произведения не отличником, а двоечником.

Кроме того, сначала Решетников собирался нарисовать учителя-мужчину, но потом заменил учителя на учительницу[5].

Характерная черта: во всех вариантах главный персонаж смещён влево от центра. С самого начала Решетников именно так хотел изобразить своего героя и следовал этому решению.

Вскоре картина была готова: на ней был изображен несправившийся ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница.

Казалось бы — произведение создано…

Но вдруг всё опять круто изменилось.

А изменила всё произведение дочь Ф. Решетникова Люба…

Именно в это самое время, когда новое полотно уже появилось, домой из школы заявилась дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку[6]. А между прочим, Люба учила уроки, чему есть документальное подтверждение — картина ее отца «Любины уроки», созданная в том же 1952 году.

Отец посмотрел на нахмуренную дочь и… — понял, что его полотно необходимо написать по-другому, в другом антураже. Художник воспользовался подступившим по этому случаю вдохновением и решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье[4], в реакции домочадцев, незамедлительно высказавшихся по этому поводу, то есть — совсем-совсем несчастного.

Работа над картиной началась заново.

Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Наконец, включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. С собакой оказалось самое сложное: выбранный натурщик не желал долго стоять на задних лапах.

А для написания главного персонажа согласился позировать сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды[4].

Главное действие перенесено в левую часть полотна: там стоит несчастнейший из людей — подросток, пришедший из школы с очередной двойкой. А все остальные действующие лица картины смотрят на него: кто как, укоризненно — старшая сестра-пионерка; весело и даже с некоторой издевкой, — как младший брат-дошкольник[7], радующийся своему двухколесному велосипеду и еще не знающий горестей получения образования; и совсем невозможно тяжело — как мать… И он, этот несчастный человек, не в силах вынести их взоры[8].

Огромное горе во всем облике матери. Такое ощущение, что эта двойка — самая чудовищная трагедия женщины — и ведь всё это происходит в годы тяжелейших сталинских репрессий. Однако ни персонажей, ни автора картины действительность, происходящая за пределами их семьи, будто и не касается; у художника собственная действительность, в которой он — лауреат Сталинских премий. Очевидно, и персонажи произведений Решетникова тоже далеки от нужд и реалий своего времени. У них свое горе: ребенок — нет, не умер, не заразился неизлечимой болезнью, не прочитал недозволенную статью с пометкой 18+, — он принес двойку. Кто виновник этого кошмара, кто та учительница, которая ничему не сумела научить своего ученика и поставила двойку себе как педагогу — потому что учитель сам оценивает свою работу оценками своим ученикам.

Единственный член семьи с добрым сердцем и живой душой — это собака; только она, чувствуя человеческую беду, спешит успокоить его со своими искренними собачьими ласками. По лицам всех остальных ясно: они собираются травить несчастного человека и дальше.

Большое значение художник придает обстановке. Сразу видно, что его картина разворачивается в семье небедной — паркетный пол покрыт ковром (чай, не линолеум), младший ребенок имеет собственный велосипед — в эти годы иметь велосипед для ребенка могли себе позволить далеко не все[9]. Так что, по всей видимости, речь идет о семье партномеклатурного работника сталинской эпохи. Впрочем, поди разбери, о какой семье идет речь — картина ведь выполнена в жанре соцреализма, то есть украшения действительности c пропагандированием советского образа жизни.

На стене — календарик с оттиском другой выдающейся картины Решетникова «Прибыл на каникулы» (за которую вкупе с другим, не менее выдающимся произведением — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», — он получил одну из своих Сталинских премий второй степени в 1949 году[10]) — и это тоже укор несчастному человеку с двойкой, потому что герой картины «Прибыл на каникулы» — явно отличник, не знающий никаких компромиссов с совестью и мук несоответствий с окружающим миром. Если главный персонаж картины «Прибыл на каникулы» — положительный герой, то двоечник с полотна «Опять двойка» — в эту категорию никак не входит: портфель у него развалился — что с ним делали, неужели использовали в качестве футбольного мяча? — а торчат из него не учебники и тетради, а коньки. Но какой же он живой и симпатичный! И что же это за мама такая идеологическая, что не пожалеет сыночка, не успокоит, не рассмеется над глупостью учителей, которые наверняка сами безграмотны, раз не могут ничему научить такого славного обаятельного человека с перевязанным портфелем, из которого торчат коньки… И это делает облик двоечника столь притягательным, узнаваемым и «своим», что картина не может не найти отклик в сердцах зрителей.

Картины Ф. Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» стали самыми популярными жанровыми произведениями советской живописи[10][11].

Через некоторое время, в 1954 г., видя такую значимость картины «Опять двойка», Решетников нарисовал ее продолжение — картину «Переэкзаменовка» (и на той картине поместил изображение картины «Опять двойка» в виде репродукции), с тем же натурщиком-соседом. Правда, действие перенесено из городской среды в деревню: в сельский дом, где готовится к переэкзаменовке несчастный двоечник, заглядывают ребята и зовут гулять…[4].

В 1957 году картину «Опять двойка» у художника выкупила Третьяковская галерея[6].

Опять двойка, 1957 г.

Популярность произведения «Опять двойка» стала такой, что она даже на какое-то время украсила учебник для младших школьников «Родная речь»[4].

В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова; сценаристы: Вадим Коростылев, Михаил Львовский, режиссеры: Евгений Райковский, Борис Степанцев.

Детский киножурнал «Ералаш» использовал сюжет этой картины Решетникова при создании одной из своих серий (1997 год, серия 124).

Существует немало разных использований картины «Опять двойка».

Изучение картины Ф. Решетникова «Опять двойка» входит в школьную программу.

Популярность произведения привела к множеству пародий. Среди рисунков-пародий (для увеличения кликнуть на каждое изображение):

  • Художник Андрей Волков

  • Рис. С. Романова (журнал «Крокодил», № 22, 1953)

  • Современный коллаж. Автор ВладП

  • «Дорожное дело» новгородского вице-губернатора Шалмуева

  1. ↑ 1,01,11,2 Решетников Фёдор Павлович. Опять двойка
  2. ↑ 2,02,1 Арт-фондом Филатовых найден оригинал шедевра «Третьяковки»
  3. ↑ Решетникова Любовь Федоровна
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4 Наш любимый «двоечник» // «Днепр вечерний», 2010, 28 июля, с.8.
  5. ↑ Ф. Решетников: картины
  6. ↑ 6,06,1 Где находится картина Решетникова «Опять двойка»?
  7. ↑ Опять двойка (Федор Решетников)
  8. ↑ Описание картины Ф. Решетникова «Опять двойка!»
  9. ↑ Описание картины Решетникова Опять двойка
  10. ↑ 10,010,1 Решетников Фёдор Павлович. Прибыл на каникулы
  11. ↑ Федор Павлович Решетников — советский художник

cyclowiki.org

Картина «Опять двойка» Ф.Решетникова. Описание картины

В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.

Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.

Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.

Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.

Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.

Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.

С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.

По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.

Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.

Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.

Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.

К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.

Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.

Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.

Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.

Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.

Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».

Ф. Решетников «Опять двойка»

В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.

Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.

Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.

Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.

Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.

Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.

С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.

По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.

Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.

Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.

Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.

К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.

Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.

Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.

Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.

Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.

Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».

5sec.info


Смотрите также