Картины российских художников, которые не популяризируют. Дьячок картина


Репродукция картины "Дьячок" Владимира Маковского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Владимира  Маковского.Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Александра Маковского на натуральном холсте.

Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году в Москве в семье умного, образованного и одаренного человека Егора Ивановича Маковского, служившего бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений и коллекционировавшего редкие, высокохудожественные гравюры и картины: в его собрании были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембранта, рисунки Брюллова, Кипренского. Отец и сам достиг значительных успехов в живописи.

Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.

Младший сын Маковских Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и красивый голос.

Еще мальчиком занимался живописью под руководством Василия Тропинина.

Оба брата – Константин и Николай, – а также сестра Александра стали художниками, а другая сестра – Мария – певицей.

Подчиняясь силе призвания, Владимир в 1861 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был его отец.

Уже через год на выставке в училище была показана его картина «Мальчик, продающий квас». С нее и начался большой творческий путь художника.

Непосредственными учителями Маковского были Василий Перов, Петр Сорокин, Сергей Зарянко, ученик Венецианова.

В 1866 году Маковский успешно закончил училище.

Первые три года после окончания училища Маковский был занят работой над картиной на соискание золотой медали. Одновременно он много пишет и рисует с натуры. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.

Конкурсная картина "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей", законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

За картину "Любители соловьиного пения" автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.

В 1872 году В.Е.Маковский единогласно был принят в члены Товарищества передвижных выставок, а через год в члены Правления.

В 1882 году В. Маковский принимает приглашение занять место старшего преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сменив ушедшего из жизни Перова. Двенадцать лет, в течение которых он преподавал в Московском училище, явились периодом наивысшего успеха художника, творческих дерзаний, смелости мысли, зрелости мастерства.

В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи.

С 1894 года и почти до последних дней В. Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.

В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

В целом в его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.

Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности не навязывалась, а воспринималась зрителем как собственное суждение о происходящем.

 

Умер Маковский в Ленинграде 21 февраля 1920.

 

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Владимира Маковского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Этих картин нет в школьных учебниках: vakin

Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь, прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников...

Алексей Корзухин. «Пьяный отец семейства». 1861 г.

На картине — пьяный дебош в русской семье. Ужратый отец наезжает на жену, она покорно сидит. Вид у пьяного папаши — крайне злобный. Сейчас будет бить, видимо. Испуганный ребенок прижимается к матери.

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв). 

В отличие от корзухинского «пьяного отца» тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?!

Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.

Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

Он, кстати, так… с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»

- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться.

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

Или вот так:

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

Иван Богданов. «Новичок». 1893 г.

У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних.

И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заствляла крестьян отдавать детей «в люди», т.е. фактически в рабство. На картине «Новичок» — первые дни пацана в подмастерьях у сапожника.

Пьяное быдло «учит жизни» заплаканного ребенка.

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.

Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.

Фирс Журавлев. "Купеческие поминки". 1876 г.

Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане — пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже?

Штоф — около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причём поминки в православии — мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом — два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

А вот этот их коллега — уже не совсем.

Николай Неврев. "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие ". 1866 г.

5

А тут — и вовсе все перепились (самый классный — мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.

Основы православной культуры, да.

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.

Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

На Святой Московии освящали все, и водочные магазины, и публичные дома.

Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди...

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются.

По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться.

Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вариант этой картины:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1882 г.

На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они ещё и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа?? Да и кстати о пьянстве.

Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах — 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили, естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина,  Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского «Не пущу» выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7 в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад. Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства — зрелище тяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.

Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.

Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов…Дедушка не поедет домой, все кончено.

А лица-то на картине…

Или вот самая знаменитая картина Шульженко — «Сортир».

Василий Шульженко. «Сортир». 1991 г.

Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир — это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке.

В лучшем случае юмор тут — это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где «пьедестал» для очка, есть подпись:  «Здесь был Вася Шульженко. 1991 г."

В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент — небольшое окошко вверху, символ надежды. Там — небо, свет, голубые купола, а выше надпись: «Суки вы все хочу в Америку».

А ниже: «Сосу с 5 до 6-00». У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

Шевченко — художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже — два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.

Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.

Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

И снова лица… Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

Гелий Коржев. «Адам Алексеевич и Ева Петровна». 1997-1998 гг.

Гелий Коржев — это художник, который написал триптих «Коммунисты» в свое время (знаменитое полотно «Поднимающий знамя» и др.)

Мрачная картина. Гротескные уроды-алкаши у Шевченко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм — люди утратили человеческий облик и сами это понимают.

Автор Аркадий КрасильщиковИсточник - www.liveinternet.ru

vakin.livejournal.com

Пукирев Василий Владимирович - это... Что такое Пукирев Василий Владимирович?

 Пукирев Василий Владимирович Пукирев (Василий Владимирович, 1818 - 90) - живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. Получив первоначальное образование, поступил в учение к одному неважному живописцу в Могилевской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. Зарянка, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства. Избрав вначале специальностью портретную живопись, прислал в 1853 году два образца своих работ в этом роде в Академию Художеств и получил за них звание неклассного художника. За портретные же произведения была присуждена ему в 1860 году степень академика. На академическую выставку 1863 года была доставлена им картина "Неравный брак" (в московской Третьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора. После этой картины Пукирев выставлял еще другие: "Ревность женщины", "Несостоявшийся брак", "Приемная концессионера", "Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда", "Размолвка", "Святой митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному" и прочее; однако все эти картины значительно уступали в достоинстве "Неравному браку", а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности. В 1861 - 1873 гг. Пукирев служил преподавателем в московском училище живописи, ваяния и зодчества. А. А. С-в.

Биографический словарь. 2000.

  • Пузыревский Платон Александрович
  • Пуни Цезарь

Смотреть что такое "Пукирев Василий Владимирович" в других словарях:

  • Пукирев, Василий Владимирович — Пукирев, Василий Владимирович …   Википедия

  • Пукирев Василий Владимирович — Пукирев, Василий Владимирович Дата рождения: 1818 Дата смерти: 1890 Гражданство:  Россия …   Википедия

  • Пукирев Василий Владимирович —         (1832 1890) живописец жанрист, крестьянин по происхождению. Получив первоначальное образование, поступил в учение к одному неважному живописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище… …   Художественная энциклопедия

  • Пукирев Василий Владимирович — [1832, с. Лужники, ныне Тульской области, 1(13).6.1890, Москва], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1847 58) у С. К. Зарянко, преподавал там же (1861 73; профессор с 1863). В 1850 е гг. работал над… …   Большая советская энциклопедия

  • ПУКИРЕВ Василий Владимирович — (1832 90) российский живописец. Жанровая картина Неравный брак (1862) о бесправии женщины в русском обществе сер. 19 в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пукирев Василий Владимирович — (1832 1890), живописец. Один из основоположников «обличительного» жанра в русском искусстве; наибольший общественный резонанс вызвала картина «Неравный брак» (1862). Писал также портреты, исторические композиции. * * * ПУКИРЕВ Василий… …   Энциклопедический словарь

  • Пукирев, Василий Владимирович — живописец; род.в 1832 г., ум. в Москве 1 го июня 1890 г. Был крепостным вдовы поручика Александры Васильевны Грековой, по имению ее в Рязанской губ., в Данковском уезде; в 1837 г. получил от нее отпускную, а впоследствии был приписан к… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пукирев Василий Владимирович — (1832 1890) русский живописец ( Неравный брак и др.) …   Словарь литературных типов

  • Василий Владимирович Пукирев — Пукирев, Василий Владимирович Дата рождения: 1818 Дата смерти: 1890 Гражданство:  Россия …   Википедия

  • Пукирев, Василий — Владимирович Дата рождения: 1818 Дата смерти: 1890 Гражданство:  Россия …   Википедия

dic.academic.ru

Картины российских художников, которые не популяризируют

Впрочем, розгами пороли не только детей, но и взрослых. Картина запечатлела сцену в волостном правлении. Осужденный крестьянин, стоя среди стаскивает с себя рваный зипун, а в углу экзекутор связывает последний пучок тонких прутьев.Н. В. Орлов «Недавнее прошлое» (Перед поркой), (1904), холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России.Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.Василий Максимов «Семейный раздел». 1876 год.

Живя в Чернавине, Максимов наблюдал, как распадалась сельская община, и делились большие крестьянские семьи на ряд обособленных мелких хозяйств. При таких разделах делилось все - избы, скот, телеги, сохи, сбруи, вилы, посуда, холсты и даже иконы. Сам Максимов тоже делил свой родовой дом в Лопине, где жила большая семья его старшего брата. И в своей картине «Семейный раздел» он правдиво представил эту реальную, жестокую сторону крестьянской жизни. По старинному обычаю старший брат разрезал пополам каравай хлеба, что было знаком раскола семьи. Как художник-передвижник второй половины ХIХ века Максимов создал на холсте психологически острое взаимодействие персонажей. На картине у старшего из братьев были изображены боль и нежелание обидеть, ему трудно переносить укор взгляда младшего брата, но эгоистичность интересов брала верх. Этот молчаливый «разговор» шел после того, как ничего нельзя было поправить. На первом плане художник подробно перечислял предметы дележа, показывая, как старшая невестка, бывшая хозяйкой в доме, обобрала младшую. Женские характеристики крайне противоположны. У старшей невестки злое, властное лицо, алчный, безжалостный взгляд и руки, вцепившиеся в вещи. Это первый женский образ такого содержания в творчестве художника, кисть которого всегда искала в женщине лиризм и нежность. Младшая невестка несправедливо обижена, но облик ее скромен и миловиден, он хранит русскую мягкость и внутреннее доброе достоинство, без вызова переживая несчастье. Она освещена потоком ничем света, став самым светлым образом в этой жестокой сцене.Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная общественность с дубинами.Фирс Журавлев — «Купеческие поминки» (1876 год)

Фирс Сергеевич Журавлёв, (1836 - 1901), русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств, приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи, выступивших против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века, подал прошение о выходе из Академии. Он был также одним из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.На картине показана ситуация, когда выпившие купцы, забыли, зачем собрались, и пошли в пляс. На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли станет пить? Причем поминки в православии - мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом - два попа, не вмешивающихся в происходящее, но хорошо, хоть сами трезвые.Николай Неврев — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие » (1866 год)

Как видите, поминки от именин почти ничем не отличались...Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861 год)

А вот как в деревнях отмечали светлы праздник Пасхи. Большинство крестьян уже перепилось, мужичок в центре держит икону верх ногами, а некоторые и вовсе не могут стоять на ногах.Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.

Основы православной культуры, да.Николай Орлов. "Освящение водочного магазина". 1904 г.Владимир Маковский "Освящение публичного дома". 1900 г.

Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.

Трое пьяных городовых пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.Ниже более поздний вараинт этой картины:Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1882 г.

На картине 1864 г. городовыые были слегка поддатые. Тут один (в центре) - уже не слегка.Возможно, составители школьной программы действительно правы. Мол, кто интересуется живописью, тот сам найдет неудобные картины, а ученикам знакомиться со всеми «прелестями» жизни наших предков еще рановато…

https://ofigenno.com/zaprescchennye-kartiny

sovsojuz.mirtesen.ru

Файл:Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда.jpeg

Краткое описание

Описание Источник Время создания Автор или правообладатель
Картина В. В. Пукирева "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда"
http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit12288.htm
1868
Василий Владимирович Пукирев

Лицензирование

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse
Это произведение находится в общественном достоянии в стране происхождения и других странах, где срок действия исключительного права на произведение не превышает всей жизни автора плюс 100 лет.

Оно было впервые обнародовано до 1 января 1918 года, и его автор (если он известен) умер ранее данной даты.

Если это изображение является точной (фотографической) репродукцией двумерного произведения изобразительного искусства, находящегося в общественном достоянии, «Фонд Викимедиа» официально считает, что оно также находится в общественном достоянии. Подробнее см. Commons:When to use the PD-Art tag (англ.).
Эта страница в последний раз была отредактирована 28 сентября 2015 в 14:13.

wiki2.org

Свинцовые мерзости дикой русской жизни.

4 Пивная

Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь и прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников (а также в книгах русских классиков).

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..." (Максим Горький, "Детство", 1913 г.)

Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.

Василий Сварог. "Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА". 1932 г.

Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА - Василий Сварог (1932 год)

В автобиографичной повести "Детство"  Горький описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Ниж. Новгорода. Они живут как скоты. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку, издевается. Однажды в припадке широкой русской души отбирает у неё вещи (платья, лисий салоп), продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло,  пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна. Причина? - Его обделили при дележе приданного сестры (мамы главного героя).

Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.

Светлое пятно в жизни героя - бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: "Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали!". В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг - не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и гоняют еврейских коз.

Это был Горький. Теперь - картинки.

Иван Горохов. "Запил" (кон.19-нач. 20 вв).Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

35 Горохов Иван. Запил

Художник Иван Лаврентьевич Горохов сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. "Не пущу!". 1892 г.Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

36 В.Маковский .Не пущу!1892

Сильная картина. Чем-то перекликается с вот этой работой советских времен:

Геннадий Добров. "Прощальный взгляд". 1982 г.Спившийся скрипач и его жена, бывшая...

Геннадий Добров. Прощальный взгляд. 1982 г.

У Маковского на картине 1892 г. жена еще борется. Но муж так... с вызовом на неё смотрит: "Чо, думаешь, ты меня остановишь?"-  Ведь если и правда баба его остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:

Владимир Маковский. "Тихонько от жены". 1872 г.

В. Маковский. Тихонько от жены. 1872

Или вот так:

Василий Максимов. "По примеру старших". 1864 г.

33 Максимов Василий. По примеру старших. 1864

Иван Богданов. "Новичок". 1893 г.У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей "в люди", т.е. фактически в рабство. На картине "Новичок" - первые дни пацана в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло "учит жизни" заплаканного ребенка.

Иван Богданов. Новичок. 1893

Михаил Ватутин. "Воспитатель". 1892 г.Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

Ватутин М.Е. Воспитатель. 1892.

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. "Порка". 1880 г.

Павел Осипович Ковалевский. Порка. 1880 г.

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. "В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)". 1884 г.

Коровин Сергей. В волостном суде. 1884

Фирс Журавлев."Купеческие поминки".1876 г.Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут.  На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже? Штоф - около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причем поминки в православии - мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом - два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

Фирс Журавлев.Купеческие поминки.1876

А вот этот их коллега - уже не совсем.

Николай Неврев."Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие". 1866 г.

Неврев.Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие

А тут -  и вовсе все перепились (самый классный - мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасху". 1861 г.

2 Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 г.

Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.Основы православной культуры, да.

В. Пукирев. Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда. 1868

Николай Орлов. "Освящение водочного магазина". 1904 г.

Н. Орлов. Освящение водочного магазина. 1904

Владимир Маковский. "Освящение публичного дома". 1900 г.Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

Владимир Маковский. Освящение публичного дома. 1900.

На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.

Л. Соломаткин Славильщики-городовые 1864

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1882 г.На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) - уже не слегка.

Л. Соломаткин. Славильщики-городовые. 1882

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??

Да и кстати о пьянстве. Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров  в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах - 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили, естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского "Не пущу" выпивал уже 98 литров (49 X 2), т.е. 1,9 в неделю. Примерно по 0,5 через день. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад.

Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства - зрелище тяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.

Василий Шульженко. "Дедушка, поедем домой!". 1990 г.Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов... Дедушка не поедет домой, все кончено.

37 Шульженко (Дедушка,поедим домой!)

А лица-то на картине...

Василий Шульженко. Дедушка, поедем домой (фрагмент)

Или вот самая знаменитая картина Шульженко - "Сортир". Второе название: "Зато Крым наш!" (шутка).

Василий Шульженко. "Сортир". 1991 г.Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир - это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке.

Василий Шульженко. Сортир. 1991 2

В лучшем случае юмор тут - это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где "пьедестал" для очка, есть подпись: "Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.".

Василий Шульженко. Сортир. Подпись автора

В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент -  небольшое окошко вверху, символ надежды. Там - небо, свет, голубые купола, а выше надпись: "Суки вы все хочу в Америку". А ниже: "Сосу с 5 до 6-00". У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

Сортир Фрагмент 2

Шевченко - художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже -  два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.

Игорь Симонов. "Второе пришествие". 1991 г.Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

Игорь Симонов. Второе пришествие. 1991.

.

И снова лица... Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

Симонов Игорь. Второе пришествие (фрагмент)

Гелий Коржев. "Адам Алексеевич и Ева Петровна". 1997-1998 гг.Гелий Коржев - это художник, который написал триптих "Коммунисты" в свое время (знаменитое полотно "Поднимающий знамя" и др.)

Гелий Коржев. АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА 1997-1998

Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шульженко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм - люди утратили человеческий облик и сами это понимают.

PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)

Россия 19.в.: картины маслом...Приколы соцреализма. Часть 1Приколы соцреализма. Часть 2Последний Гольштейн (династия Романовых в картинках)История России в картинах польских художников

jelllena.livejournal.com

ЭТИХ КАРТИН НЕТ В УЧЕБНИКАХ

Алексей Корзухин. «Пьяный отец семейства». 1861 г.На картине — пьяный дебош в русской семье. Ужратый отец наезжает на жену, она покорно сидит. Вид у пьяногопапаши — крайне злобный. Сейчас будет бить, видимо. Испуганный ребенок прижимается к матери.

1

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв). В отличие от корзухинского «пьяного отца» тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки,впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?!Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

3

Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне подМожайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

4

Он, кстати, так… с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»

- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

5

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

6

Иван Богданов. «Новичок». 1893 г.У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних.И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заствляла крестьян отдавать детей «в люди», т.е.фактически в рабство. На картине «Новичок» — первые дни пацана в подмастерьях у сапожника.Пьяное быдло «учит жизни» заплаканного ребенка.

7

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, онтолько что их бил или за уши таскал.

1

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

2

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.

3

Фирс Журавлев.»Купеческие поминки».1876 г.Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане — пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже?Штоф — около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Прич 

м поминки в православии — мероприятие религиозное итрапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом — два попа с длинными волосами. В происходящее невмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

4

А вот этот их коллега — уже не совсем.

Николай Неврев.

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие 

. 1866 г.

5

А тут — и вовсе все перепились (самый классный — мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.Основы православной культуры, да.

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

9

Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

10

На Святой Московии освящали все, и водочные магазины, и публичные дома.

Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.

11

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются.По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться.Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1882 г.На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.

12

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяныйнаряд приезжаетна квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они ещ

и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа?? Да и кстати о пьянстве.Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров в год надушу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одноговзрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах — 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили,естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина, 

Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю.Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского «Не пущу» выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад. Так как сейчаспьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в нашидни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства — зрелищетяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.

Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов…Дедушка не поедет домой, все кончено.

А лица-то на картине…

Или вот самая знаменитая картина Шульженко — «Сортир». Второе название: «Зато Крым наш!» (шутка).

Василий Шульженко. «Сортир». 1991 г.Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир — это Россия, спившаяся страна, живущая вгрязи и каменном веке.

15

В лучшем случае юмор тут — это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где «пьедестал»для очка, есть подпись:  «Здесь был Вася Шульженко. 1991 г."

1

В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент —небольшое окошко вверху, символ надежды. Там — небо, свет, голубые купола, а выше надпись: «Суки вы все хочу в Америку».А ниже: «Сосу с 5 до 6-00». У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народсам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

2

Шевченко — художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже — два мэтра советского соцреализма, которыедожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.

Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

И снова лица… Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

4

Гелий Коржев. «Адам Алексеевич и Ева Петровна». 1997-1998 гг.Гелий Коржев — это художник, который написал триптих «Коммунисты» в свое время

(знаменитое полотно «Поднимающий знамя» и др.)

5

Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шевченко они все-такинемного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм — людиутратили человеческий облик и сами это понимают.

a.kras.cc