Марсель Дюшан (Marcel Duchamp): картины, ready-made, биография. Дюшан картины


Марсель Дюшан (Marcel Duchamp): картины, ready-made, биография.

Марсель Дюшан

Марсель Дюшан (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-сюр-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма.

Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.

В 1912 г. ввёл в употребление термин "реди-мейд" (англ. - "готовое изделие). Но замыслу Марселя Дюшана «готовые вещи» (ready-made) делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея.

В Первую мировую войну Дюшана признали негодным к военной службе — он утверждал, что у него слабое серд­це, но, возможно, его не взяли в армию из-за проблем с психикой. Устав объяснять всем и каждому, почему он не на фронте, летом 1915 года Дюшан сел на судно, отплы­вающее в Нью-Йорк. В Америке игры с искусством продолжились. Дюшан купил лопату для уборки снега и вырезал на рукоятке аб­сурдную фразу «Аванс за сломанную руку». Он поставил вертикально велосипедное колесо на табуретку. Всё это — «редимейды», объявил он ошарашенной публике (то есть предмет промышленного производства, оформленные как произведения искусства). На выставке 1916 года он явил миру объект, выразивший идею редимейда во всей полноте фаянсовый писсуар, подписанный «R. Mutt» и на­званный «Фонтаном».

Марсель Дюшан фонтан

Так почему редимейды — искусство? А потому, настаивал Дюшан, что, «взяв обычный предмет обихода, я позиционировал его так, что значение пользы исчезает под давлением другого названия и иного подхода». Его объяснения можно было понять в том смысле, что он хотел заставить зрителей увидеть обиходные предметы в ином свете, но оказалось, что красоту Дюшан вовсе не имел в виду. Он стремился уйти от визуального восприятия, «восприятия сетчатки», как он это называл, к чисто интеллектуальному, или «церебральному», восприятию. Смысл был не в том, чтобы увидеть писсуар в новом свете, но чтобы думать о нем с иных позиций.

Справка:

Марсель Дюшан родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагающегося в 20 км от Руана. Отец Марселя Дюшана был нотариусом.

В семье было семеро детей, один из которых умер в детском возрасте. Из детей четверо стали знаменитыми художниками. У Марселя  Дюшана было два старших брата: Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймонд Дюшан-Вийон (1876—1916), которые стали знаменитыми художниками. Ближе всего он был к своей сестре-погодке Сюзанне (1989—1963), ставшей художницей. Самыми младшими были две сестры.

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны дедушке по материнской линии — Эмилю Николя, бывшему художником и гравером. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Марсель Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 год Марсель Дюшан также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте 14 лет Марсель Дюшан начинает серьезно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Старясь подражать своем старшему брату Жаку Вионну, он создает несколько пейзажей в импрессионистическом духе.

В 1904 Марсель Дюшан приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.

Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Виййона Марсель Дюшан знакомится с кубизмом. Марсель Дюшан присоединяется к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз, Метценже.

Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 - 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом Марсель Дюшан демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Рроза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора.

В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 Марсель Дюшан принял американское гражданство.

Дюшан несколько раз снимался в кино — в том числе, в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт» (1924), сам снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926), ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002).

На заметку: Вам требуется разработка логотипа? Рекламное агентство "Персона" (сайт: persona-print.ru), оказывающее весь спектр услуг в области дизайна любой сложности, создания фирменного стиля, поможет вам сделать качественный логотип компании.

 

картина Марселя Дюшана

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Марсель Дюшан - картины с названиями и другие произведения, биография Марселя Дюшана

Марсель Дюшан (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887; Бленвиль-Кревон, Франция — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен, Франция) — французско-американский художник, один из ярчайших представителей дадаизма и сюрреализма. Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны. Именно в Штатах он и создал свой первый реди-мейд. Он был увлеченным шахматистом и неоднократно полностью прекращал заниматься искусством, чтобы посвящать себя шахматам. Несмотря на то, что его работы можно пересчитать по пальцам, Дюшан считается одним из самых влиятельных художников ХХ века.

Особенности творчества художника Марселя Дюшана: в ранние годы он занимался традиционной живописью, однако в современных стилях. Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм. Однако вскоре после переезда в США он представил публике работу, которая изменила ход истории искусства — фарфоровый писсуар, подписанный именем несуществующего человека. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства.

Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками (Большое стекло)», «L.H.O.O.Q».

Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство. Это были шахматы. Он мог на долгие годы забросить творческую работу, проводя все свободное время за шахматной доской, а потом вдруг появлялся с очередны шокирующим произведением. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени. Математический склад ума и удивительное везение позволяли художнику совершать редкие, но точно выверенные ходы, чтобы оставаться на слуху и при этом жить в свое удовольствие. Дюшан очень мало зарабатывал с помощью собственных работ, по большей части живя за счет щедрых меценатов. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью. Вся его жизнь была похожа на одну большую шахматную партию, которую он провел с блеском и, конечно, одержал победу.

Семейные традиции

У Марселя Дюшана было не слишком много шансов пойти в жизни по какому-то другому пути. Его дед по материнской линии был художником и гравером, многочисленные работы которого окружали Марселя буквально с рождения. Мать мальчика была художницей-любительницей, изображавшей по большей части сельские пейзажи. Старшие братья Дюшана Жак и Реймон и младшая сестра Сюзанна тоже избрали творческую стезю, и Марселю не оставалось ничего другого, кроме как последовать семейной традиции. Интересно, что уже в раннем возрасте у мальчика помимо художественного обнаружился еще и недюжинный математический талант, он даже завоевал несколько призов в обеих этих областях. Однако Марсель сделал первый в своей жизни неожиданный ход, решив ничего не выбирать. Он продолжал заниматься живописью, а математический дар трансформировал в любовь к шахматам.

Первый преподаватель живописи старался оградить Марселя и всех своих подопечных от «тлетворного влияния» импрессионизма, пост-импрессионизма и прочих авангардных течений в живописи. Однако Дюшану удивительным образом удалось пропустить эти наставления мимо ушей. На самом деле его настоящим учителем был брат Жак Вийон, который сам находился в поисках индивидуального стиля и поддерживал подобное стремление Марселя. Уже в возрасте 14 лет Дюшан создает множество рисунков, акварелей и импрессионистских масляных полотен с пейзажами и портретами его сестры Сюзанны.

В начале 1900-х Марсель вслед за старшими братьями отправляется в Париж. Но в знаменитой Академии Жюлиана он проучился всего год. Говорили, что Дюшан гораздо больше времени проводил за игрой в бильярд, чем за учебой. После этого он начинает зарабатывать на жизнь в качестве карикатуриста. Большинство его тогдашних работ были построены не только на визуальных шутках, но и на игре слов. Этот прием Дюшан будет использовать и в будущем, когда начнет создавать реди-мейды.

Париж начала ХХ века был для Дюшана идеальным местом. Художественная жизнь здесь ни на секунду не замирала на месте, она едва ли не каждый день рождала что-то новое. Новое поколение художников постоянно проверяло на прочность границы искусства, трансформируя его в неизвестные прежде формы. Здесь Марсель познакомился с кубистами и будущими дадаистами, завел дружбу с поэтом и арт-критиком Гийомом Аполлинером (который жестоко разгромил ранние работы Дюшана, назвав их «уродливыми обнаженными») и авангардным художником Франсисом Пикабиа.

Границы дозволенного

Настоящим художественным прорывом Марселя Дюшана и одновременно кульминацией его карьеры в качестве живописца стало весьма спорное полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912). Оказалось, что картина может быть слишком авангардной даже для кубистов. Дюшан собирался впервые представить полотно на кубистическом Салоне Независимых в 1912 году. Однако организаторы Салона попросили старших братьев художника убедить его либо переименовать картину, либо совсем убрать ее с выставки. Узнав об этом, Дюшан снял «Обнаженную» со стены и увез домой на такси. С этого момента он будет задавать обществу два основных вопроса (в том числе и с помощью своих работ): что считается приемлемым в искусстве и у кого есть право это решать? Тогда же, по его словам, он решил больше не примыкать ни к одному из художественных движений.

С началом Первой мировой войны Дюшану становилось все неуютнее в Париже, и он обратил свой взгляд через океан. Несколько его работ на тот момент уже были куплены коллекционерами из США, и когда в 1915 году художник приехал в Нью-Йорк, он с удивлением обнаружил, что весьма знаменит в Штатах. Но настоящий успех обрушился на него в 1917 году, когда свет увидел его первый реди-мейд. Керамический писсуар, перевернутый под необычным углом, названный «Фонтаном» и подписанный псевдонимом R. Mutt, стал предметом множества споров, жестокой критики и домыслов. Однако Дюшану удалось доказать, что совершенно любой предмет можно вписать в историю искусства, что ему совершенно необязательно отвечать каким-то особым канонам, чтобы отображать видение художника и влиять на зрителя. Сейчас «Фонтан» считается одним из самых влиятельных произведений искусства в мире.

После окончания войны Дюшан все последующие годы будет периодически жить то в Нью-Йорке, то в Париже. Согласно одной из легенд, во время Второй мировой он даже притворялся торговцем сыром, чтобы беспрепятственно вывозить творческие материалы из оккупированной Франции, и ни разу не вызвал подозрений.

Марсель Дюшан никогда особенно не стремился оставаться на слуху у публики и арт-критиков. Он вполне мог позволить себе на несколько лет вообще исчезнуть с художественной сцены и посвящать все свободное время игре в шахматы. А иногда он мог долгие годы скрупулезно трудиться над одним-единственным произведением. Монументальную работу с затейливым названием «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах (Большое стекло)» Дюшан создавал с 1915 по 1923 год. Кроме прочего, она включала в себя трехмерные репродукции ранних картин художника «Невеста» (1912) и «Мельница для шоколада» (1914), зафиксированные между двумя огромными кусками стекла. После первой же выставки во время транспортировки одно из стекол треснуло, но Дюшан не стал его заменять, сделав эти трещины частью произведения искусства.

Последние 25 лет жизни Дюшан провел вдали от мира искусства. По крайней мере, ему удалось всех в этом убедить. На самом же деле между 1946-м и 1966-м годами он тайно трудился над еще одной масштабной работой, которую, согласно его воле, показали публике лишь после смерти художника. Произведение под названием «Данное» представлено в Музее искусств Филадельфии, оно никогда не покидало и не покинет его стен. Дело в том, что «Данное» — это массивная дверь, вмурованная в стену, за которой скрывается диорама с обнаженной женщиной, лежащей на траве, керосиновой лампой и водопадом (1, 2). Увидеть работу может лишь один зритель за раз, но для этого ему придется поставить себя в весьма неудобное положение вуайериста, подглядывающего в замочную скважину. Логично, что при жизни Дюшан никак не комментировал эту секретную работу. Можно сказать, что она стала его последней шуткой, последней загадкой, точный ответ на которую никогда не будет найден.

Двойная игра

Личная жизнь Марселя Дюшана всегда была тайной за семью печатями. Он вообще крайне редко общался с журналистами, и даже когда снисходил до интервью, мог бесконечно долго разговаривать об искусстве и шахматах, но категорически отказывался говорить о себе лично. Долгое время было известно лишь то, что художник был женат дважды. Но в один прекрасный день его первая супруга Лидия Саразен-Левассор выпустила мемуары, в которых поведала все подробности их недолгой совместной жизни.

Когда они познакомились, Лидии едва исполнилось 24, а Марселю вскоре должно было стукнуть 40. Их знакомство устроили близкий друг Дюшана Франсис Пикабиа и его тогдашняя возлюбленная, довольно влиятельная фигура в движении дадаистов Жермен Эверлинг. Лидию, весьма далекую от мира искусства, заинтриговало то, что немолодой мужчина, желающий остепениться и завести семью, не может найти жену самостоятельно и прибегает к помощи друзей.

Роман развивался стремительно. Лидия и Марсель познакомились в марте 1927-го, а уже в начале июня поженились. Вскоре после свадьбы Дюшан снял квартиру, которая, как предполагалось, должна была стать их семейным гнездышком, однако буквально на следующий день после переезда оказалось, что художник настроен на гостевой брак. Он предпочитал проводить время в своей студии и за игрой в шахматы с друзьями, лишь изредка навещая жену. Он постоянно говорил Лидии, что семейные узы — это фикция и «пережиток Средневековья». Романтической любви, по его словам, тоже не существовало, а секс имел не больше важности, чем ужин на двоих. Дюшан заявлял, что был бы совсем не против, если бы она завела себе любовника, потому что «немного опыта ей бы не помешало». Этот странный брак продлился всего лишь полгода. И уже тогда злые языки утверждали, что Марсель женился на Лидии по чистому расчету, поскольку она была дочерью крупного автомобильного магната.

Кстати, существует легенда, согласно которой Лидия так сильно ревновала художника к игре в шахматы, что однажды приклеила все его шахматные фигуры к доске.

Вторая супруга Дюшана, Алексина (Тини) Саттлер, мемуаров не писала, поэтому об их совместной жизни неизвестно практически ничего. Ее первым мужем был арт-дилер Пьер Матисс, младший сын художника Анри Матисса. С Дюшаном Алексина познакомилась в Нью-Йорке, они поженились в январе 1954 года и были вместе до самой смерти художника. Супруги вместе курсировали между Нью-Йорком и Парижем, иногда проводя лето в Испании. А кроме любви к искусству их объединяло еще и страстное увлечение шахматами.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Марсель Дюшан - рисунки, картины, инсталляции и скульптуры (всего 81)

Марсе́ль Дюша́н (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.

В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны деду по материнской линии — Эмилю Николя, бывшему художником и гравёром. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела.Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с десяти до семнадцати лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте четырнадцати лет он начал серьёзно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.

Дюшан хорошо играл в шахматы. Звание мастера получил по итогам 3-го чемпионата Франции в 1925 г., набрав 4 очка из 8. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах.

Дюшан играл в гипермодернистском стиле. К примеру он был одним из популяризаторов защиты Нимцовича. Сборная Франции тех лет обычно занимала места в середине итоговой таблицы.

В начале 1930-х гг. Дюшан достиг пика как игрок. Участвовал в турнирах по переписке, был шахматным журналистом (вёл колонку в журнале). Составил ряд шахматных задач.

Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом. Он присоединился к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз, Метценже.

Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Сушилка для бутылок», 1914; «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Марсель Дюшан | Artifex.ru

Жизнь чертовски похожа на русскую рулетку. Иногда люди долго и упорно идут к славе, но становятся известными лишь после смерти. Кто-то однажды вытягивает счастливый билет, быстро «выстреливает» своим талантом и так же быстро затухает. А кто-то одарен от рождения, и каждый свой шаг умеет превращать в настоящую сенсацию. Таким счастливчиком был художник Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 1887-1968).

Без сомнения, он был одним из величайших новаторов в искусстве, перевернувший его вверх ногами так же, как и свой знаменитый писсуар. Именно Дюшану мы обязаны возникновением дадаизма и сюрреализма. Его творчество повлияло на представление людей о минимализме, поп-арте и концептуальном искусстве. Зачастую в своих идеях Марсель Дюшан опережал время и поражал неординарностью.

В один из прекрасных дней 1917 года художник забрел в магазин сантехники и приобрел там обыкновенный писсуар. Дюшан поставил его вверх тормашками, расписался на нем псевдонимом R.Mutt и представил в качестве экспоната под названием «Фонтан» (Fountain) на выставке. Благодаря этой скандальной истории Марсель Дюшан приобрел бешеную популярность.

  

«Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством», — писал десятками лет позднее Дюшан своему немецкому другу, художнику Хансу Рихтеру.

В том, что банальная сантехника стала произведением искусства, кроется парадокс человеческого сознания. Чем сложнее и запутаннее философия творчества, тем спокойнее реагирует публика. А вот тот же «Черный квадрат» будет еще тысячелетия причиной бессонницы у самых пытливых умов. И хотя Казимир Малевич и Марсель Дюшан одновременно пришли к выводу, что традиционное искусство мертво и нуждается в реанимации, действовали они абсолютно разными способами.

Тот самый «Фонтан» Дюшан представлял не как единственную попытку «приучить» зрителя к искусству нового уровня. До этого публика уже познакомилась с «Велосипедным колесом» (Bicycle Wheel) и «Сушилкой для бутылок» (Bottle dryer). Ничего нового – простое велосипедное колесо и обычная сушилка для бутылок. Эти вещи уже существовали, поэтому Марсель Дюшан ввёл абсурдно простой новый термин - реди-мейд (ready-made), то есть, дословно - «сделанные готовыми».

 

Творчество | Марсель Дюшан | Bicycle Wheel, 1913Творчество | Марсель Дюшан | Porte bouteilles, 1914

Художник хотел донести до зрителя, что конец пришел не искусству в целом, а традиционному представлению о нем. Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы. Настоящим шедевром мог стать любой предмет, но он не должен быть очень красивым и вызывать предсказуемые ассоциации. Поэтому в ход пошли и скребок для снега, и вешалка для шляп, и все тот же писсуар. Важным было не создать что-то гениальное, а доходчиво объяснить, почему же перевернутый писсуар Дюшана вдруг стал неповторимым шедевром.

Творчество в обычном смысле этого слова Марселя Дюшана вообще мало интересовало. Будущий художник учился в лицее в Руане, не отличался там особыми успехами, но явно преуспевал в игре в шахматы. Кроме того, в зрелом возрасте Дюшан увлекался физикой и математикой, что помогло ему вместе с братьями организовать «Салон золотого сечения», где они исследовали идеальные пропорции и математические основы искусства.

Это увлекало его куда больше, чем рисование, поэтому Марсель Дюшан писал картины лишь в начале своего творческого пути. Одной из самых известных работ художника была «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (Nude Descending a Staircase). Название заставляет нас представлять некую девушку, только разглядеть ее в хаосе степеней просто невозможно.

  

Однако, глядя на неё, мы не сомневаемся, что перед нами лестница, по которой спускается девушка. Может быть, мы снова становимся невольными жертвами изощренного юмора художника? Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Доходчиво, не правда ли?

Название другой картины Марселя Дюшана — «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (The Bride Stripped Bare By Her Bachelors, Even) — тоже заставляет фантазию играть буйством красок. И как, господин Марсель Дюшан, прикажете вас понимать?

  

На картине мы снова не увидим никакой конкретики. Предположим, что в верхней части располагается сама несчастная девушка, а в нижней — холостяки, имеющие к ней какое-то отношение. Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище. А про содержание второй части картины и вовсе рассуждать страшно: группа людей стоит неподалёку от загадочного механизма, рядом изображено подобие солнца… Наверняка Дюшан вдоволь посмеялся, вчитываясь в критику своих работ. Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её».

В дальнейшем ехидный гений Марсель Дюшан всячески отнекивался от роли художника, с каждым годом уменьшая количество собственных живописных произведений. С куда большим рвением он высмеивал произведения других авторов.

Досталось от Дюшана и непревзойденной «Джоконде» Леонардо да Винчи. Марсель нашел открытку, на которой была изображена Мона Лиза, дорисовал девушке усы и бороду и дал этому произведению необъяснимое название-аббревиатуру — L.H.O.O.Q. Кощунство? Нет, новый шедевр!

  

Разносторонний и непредсказуемый характер Марселя Дюшана помог ему показать себя в живописи, скульптуре, литературе, киноиндустрии и точных науках. Однако, несмотря на очевидный талант и безграничный потенциал, Дюшан принял решение оставить творчество. Кто знает, какие ещё шокирующие произведения, записки, фильмы и идеи увидел бы зритель, если бы не пристрастие творца к шахматам.

В 2000 году была учреждена Премия Дюшана молодым художникам. За 15 лет во Франции она стала крупнейшей в области современного искусства. Марсель Дюшан внес неоценимый вклад в понимание творчества и вошёл в историю благодаря своему пытливому уму и смелым решениям.

artifex.ru

Марсель Дюшан. По следам, которых нет

28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). Парадокс вполне в духе знаменитого дадаиста, считавшего, что "искусство может быть хорошим, плохим или никаким, но что, каков бы ни был употребленный эпитет, мы должны называть его искусством". РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него.

Марсель Дюшан

28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). Парадокс вполне в духе знаменитого дадаиста, считавшего, что "искусство может быть хорошим, плохим или никаким, но что, каков бы ни был употребленный эпитет, мы должны называть его искусством". РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него.

Фонтан – Дерьмо художника

Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг. В 1917 году художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов – M.Rutt 1917 ("дурак"), и свет увидел "Фонтан" - работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на развитие искусства. В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен.

Дюшан: "Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством".

Пьеро Мандзони, «Дерьмо художника»

Итальянец Пьеро Мандзони создавал свои произведения из ваты и стекловолокна, кроличьей кожи и вареных яиц, а в 1961-м году решил не скромничать и объявить произведением искусства собственные фекалии, размещенные в 90 пронумерованных консервных баночках (по 30 граммов в каждой), которые подписал "Дерьмо художника" (Merda d'artistaна) на итальянском, английском, французском и немецком. Таким образом, утверждал художник, он выражает свое отношение к доверчивости покупателей – но те не одумались и разобрали экспонаты по музеям и частным коллекциям. Так, одна из них была продана в 2007 году на аукционе Sotheby's за 120 000 евро, другая – за 97 250 фунтов в 2008-м

 

Пьеро Мандзони: "Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо".

L.H.O.O.Q. – Мадонна Бэнкси

Марсель Дюшан. L.H.O.O.Q.

В 1919 году  Дюшан взялся за Мону Лизу – на открытке-репродукции он пририсовал карандашом Джоконде усы с козлиной бородкой и дал своему произведению игривое название L.H.O.O.Q. – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как "у нее в одном месте горячо" ("elle a chaud au cul") или на английском как look. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее. В ней усмотрели и намеки фрейдистского толка, и, безусловно, привычные провокации в дадаистком духе, а исследовательница творчества художника, скульптор Ронда Роланд Ширер писала, что работа была даже большей шуткой, чем думал сам Дюшан: изменив образ Джоконды, он невольно придал ей собственные черты. Всего Дюшан создал 38 подобных работ разного размера – последнюю, названную "Бритая Мона Лиза", в 1964-м году.

В 2010 году на аукционе Christie's одна из копий работы – за номером 21 – ушла в пять раз дороже ожиданий его устроителей, почти за полмиллиона долларов.

Вице-президент торгового дома Кристис Бретт Горви: "Это одна из величайших икон XX столетия и шутка, конечно, тоже. Но эта шутка дала направление многим мастерам поп-арта, как Уорхол, Лихтенштейн, Принс... Все они шли за Дюшаном".

За мастерами поп-арта последовал и знаменитый анонимный британский художник и "вандал" Бэнкси, который нивелирует не только понятие произведения, но и личность автора – вопросом "а существует ли он на самом деле?" задаются до сих пор, несмотря на то, что из года в год его творения растут в цене, а работы ставятся на первое место в рейтингах произведений самых важных и влиятельных британских художников. В 2006 году он побил собственный рекорд на Sotheby's с трафаретом "Мона Лиза" зеленого цвета, которая плакала слезами краски. Британский коллекционер купил ее за 57 тысяч фунтов вместо предполагаемых 15-20.

Ему же приписывают и граффити с Моной Лизой, которая, повернувшись к зрителю спиной и задрав подол, демонстрирует примерно то, на что когда-то намекал Дюшан. По другой версии, автор изображения – Ник Уолкер.

Рроза Селяви – Влад Мамышев-Монро

Марсель Дюшан в образе Розы Селяви

В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго - эксцентричная томная дама Рроза Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение "эрос, это жизнь" (eros, c'est la vie), то ли "поднять тост за жизнь" (arroser la vie). Сначала образ возник на многочисленных фотографиях Мана Рэя - например, на флаконе духов Belle Haleine: Eau de Voilette, к которым художники  приклеили этикетку с изображением Дюшана в женской шляпке и манто. Позже этот флакон купил Ив Сен-Лоран, а после смерти французского кутюрье аромат попал на Christie's. Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах сюрреалистов ,  Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект "Почему не чихает Рроза Селяви?"), а также как копирайт в фильме "Анемик синема".

Дюшан: "Мне захотелось поменять свою личность, и первое, что мне пришло на ум в поисках персонажа, это то, что у него должна быть еврейская фамилия. Однако я не нашел фамилии, которая бы мне нравилась и искушала меня, тогда я подумал: а почем бы не изменить пол? Так родилась Рроза Селяви. Меня нравилось, когда имя начинается со сдвоенной согласной, как в Ллойд".

«Монро» из серии «Жизнь замечательных Монро», 1995

Любитель перевоплощений российский художник Владислав Мамышев-Монро использует чужие образы (среди его многочисленных превращений – Алла Пугачева, Надежда Крупская, Владимир Путин, Василиса Прекрасная и так далее, и так далее) в рамках перформансов или вернисажей, становится героем собственных фоторабот, а псевдоним Влад Монро закрепился за ним со времен "Пиратского телевидения" и концертов "Поп-механики", где он представал в образе легендарной голливудской блондинки. В 2000-м году у художника появилась другая любимица - Любовь Орлова, которую он заменил в ремейке "Волги-Волги" Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова: к телу актрисы с помощью компьютера была прилажена голова художника в образе Дуни Петровой, переозвученный его голосом фильм ездил в Роттердам и получил Премию Кандинского как лучший медиа-проект.

Влад Мамышев-Монро: "Сейчас художник – это совсем не тот мирный живописец, который мог себе позволить спокойно работать в мастерской и больше ничем не заниматься. Современный художник – это универсальная личность, владеющая огромным спектром разных видов, технологий искусства. В том числе и лицедейством – почему бы не использовать и свое тело как объект искусства? Вот в этом я, возможно, лучший из современных художников".

Анемичное кино – "Яркий свет 1"

В 1926-м году вместе с авангардным режиссером и художником Маном Реем Дюшан снял экспериментальный фильм "Анемик синема", который современники назвали "изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций" (к слову сказать, шахматы были для Дюшана важнейшим из искусств, художник имел звание гроссмейстера и выступал за Францию на шахматных олимпиадах). На протяжении всего фильма друг друга сменяли два гипнотизирующих кадра: первый - спиралевидные или концентрические окружности, вращающиеся с той или иной скоростью, второй - диски с надписями, каламбурами и аллитерациями, бегущие по кругу. В фильме Дюшан использовал созданные им ранее "роторельефы" – закрепленные на катушках проигрывателя картонные круги с нанесенными на них узорами, которые при движении создавали иллюзию трехмерных объектов.

Дюшан: "Так как трехмерный объект отбрасывает двумерную тень, мы можем представить себе неизвестный четырехмерный объект, тенью которого мы являемся. Я, со своей стороны, очарован поиском одномерного объекта, который не отбрасывает тени".

Бриджет Райли. Яркий свет 1. 1962 год

Отголоски опытов Дюшана найдутся в кинетическом искусстве и в оп-арте, чьи произведения "обманывают" человеческий глаз за счет оптических иллюзий, когда статичная картинка из плоских или пространственных фигур словно обретает объем, изгибается, меняется, перетекает, так что художник вполне может надеяться на обмороки и головокружения у своих зрителей. Так, в работе Бриджит Райли "Яркий свет 1" голова идет кругом от словно объемной и мерцающей спирали, состоящей из пересеченых ломаными линиями кругов.

Манифест оп-арта "Довольно мистификаций" (1961): "Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является нашей исходной точкой".

Большое стекло - аккумуляции Армана

Марсель Дюшан, "Большое стекло"

Над монументальной конструкцией "Невеста, раздетая своими холостяками. Равновесие" ("Большое стекло") Дюшан работал с 1915 по 1923 год. Работа была выполнена в сложной технике с использованием стекла, масляной краски, свинцовой проволоки, фольги, пыли и лака и представляла собой две стеклянные пластины, помещенные одна на другую. Внизу работы расположились "девять холостяков", а вверху, отделенная алюминиевой рамой, их недостижимая "невеста" - на деле напоминающие чертежи к каким-то механическим конструкциям из стержней, цилиндров, проводов, которые Робекр Лебель назвал "машиной любви". В 1923 году картина пострадала во время погрузки на корабль, и на стекле появились трещины, ставшие органичной частью работы, а в 1961 году появился новый вариант картины, созданный совместно с Улфом Линде.

Марсель Дюшан: "Мне было интересно ввести в искусство строгость и точность науки, так делали не очень часто. Я делал это не из любви к науке, наоборот, я хотел скорее отвергнуть ее, но исподтишка, легко и без натуги. Но в этом произведении присутствует ирония".

Один из основателей нового реализма Пьер Арман в 1959 году почти на тридцать лет оставил занятия живописью и обратился к экспериментам с отпечатками окрашенных предметов на полотне и бумаге и аккумуляциям (от французского "накопление, нагромождение") - композициям из идентичных предметов, бытовых вещей и их деталей, которые выставлялись укрепленными на вертикальных щитах, в стеклянных коробках или ящиках из плексиглаза. Некоторые его работы - это абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов, а с начала 1960-х (примерно в это время, кстати, происходит знакомство художника с Дюшаном) Арман делает первые "колерс" (coleres) - художественные акции, на которых объекты разбивались, взрывались, разрезались, а после выставлялись на общее обозрение.

Подготовила Тамара Бараненкова

ria.ru

Марсель Дюшан. Жизнь и творчество. — Artrue

Биография и труды знаменитого сюрреалиста.

Обнаженная. Дюшан.Обнаженная. Дюшан. Обнаженная

Марсель Дюшан

Мало кто из художников может похвастаться тем, что изменили ход истории в той мере, в которой это сделал Марсель Дюшан. Изучив основы футуризма и кубизма, влияние которых ощущается уже на ранних картинах, он возглавил американское модернистское движение Дада, вместе со своими друзьями. По сей день идеи, которые ставили под сомнение понятие о том, что есть искусство, отражаются в живописи.

Творчество

Разрушая границы между искусством и бытовыми вещами, Дюшан пишет «обнаженную, спускающуюся по лестнице» (1912) и ряд других картин. Его неуважение к эстетическим нормам и желание следовать по пути, отличному от других мастеров, приводят Марселя к разработке знаменитых «готовых вещей». Данный метод использовался при создании знаменитого «Фонтана», пародии на Мона Лизу Леонардо и других работ. «Сделанные вещи» были восприняты критиками прохладно. Многие из них называли произведения аморальными и вульгарными.

Портрет отца. Дюшан.Портрет отца. Дюшан. Портрет отца

Дюшан имел две стратегические цели:

  1. Разрушить правило установки статуса произведения искусство;
  2. Продемонстрировать и развеять миф о том, что художники обладают экстраординарными способностями.
Велосипедное колесо. Дюшан.Велосипедное колесо. Дюшан. Колесо

Нежелание следовать обычному творческому пути и создавать похожие произведения привели к тому, что Дюшан за свою карьеру, за большой промежуток времени, создал малое количество работ. Это вылилось в «выход» из мира искусства.

Биография

Дюшан родился в Нормандии. Четверо его старших братьев были известными художниками и скульпторами. В академии Жюльен Марсель проводит 1904–1905 годы. К 1911 году художник формирует свой стиль, знакомится с кубизмом, футуризмом и другими направлениями.

В основном Дюшан жил в Нью-Йорке (1915–1923, 1942–1968). Около восемнадцати лет провел в Париже. Марсель был значимой фигурой в мире искусства, испытывал интерес к экспериментальному кино, организовывал различные выставки.

Мужчина у окна. Дюшан.Мужчина у окна. Дюшан. Мужчина у окна.

Остаток жизни художник провел играя в шахматы, участвуя в различных турнирах. Француз при рождении, Дюшан берет гражданство Америки в 1955. В 1968 году Марсель уходит из жизни.

Ключевые идеи

  • Придуманный метод «готовые вещи», который заключался в возведении в ранг произведения искусства бытовые вещи;
  • Отвержение сугубо визуального восприятия работ в пользу более интеллектуальных и концептуальных подходов;
  • Изобилие шуток, остроумных идей, каламбуров и сексуальных намеков.

artrue.ru

Как писсуар стал искусством - www.be-in.ru

Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства. Конечно, на третьем этаже в коллекции были произведения художников XX века, однако посетители воспринимали музей скорее как храм Рембрандта и Рубенса, чем галерею актуального искусства. Все изменилось, когда у Эрмитажа появился филиал – Главный Штаб, в котором кураторы наконец могли делать выставки современного искусства, не боясь нападков со стороны петербургской публики. Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Хотя этому искусству уже 60 лет, многие современники до сих пор воспринимают его как нечто свежее.

Выставка представляет два направления искусства первой половины XX века. Если со вторым, сюрреализмом, более-менее все понятно, то с дадаизмом все сложнее. Самым обсуждаемым художником экспозиции, скорее всего, станет Марсель Дюшан, друг и современник Дали.

Он писал картины только в начале своего творчества, а потом начал выставлять лопату, писсуар и сушилку для бутылок. Неискушенного зрителя это может шокировать. Поэтому перед тем, как пойти в Эрмитаж на выставку, мы предлагаем прочесть ответы на популярные вопросы о творчестве одного из самых значимых художников XX века.

Марсель Дюшан рядом со своим реди-мейдом «Фонтан»

Что такое дадаизм?

Первая мировая война оказалась для Европы разрушительной. Никогда в мировой истории не было такого долгого и кровопролитного противостояния. События воспринимались как бессмысленная и жестокая бойня, которая заставила пересмотреть европейцев свои взгляды на жизнь. Искусство как социальное зеркало отобразило смену людских мыслей и стремлений. Появилось новое течение – дадаизм, в котором художники передали упаднические настроения своей эпохи.

Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. К дадаистам можно отнести американского фотографа Ман Рея, румынского поэта Тристана Тцара, французского графика и писателя Франсиса Пикабиа. Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры.

«Велосипедное колесо»

Как писсуар может стать искусством?

Писсуар Дюшана – это примерно то же, что и «Черный квадрат» Малевича. Оба художника жили в одну эпоху и заявили о смерти традиционного искусства примерно в одно время. Но при этом каждый из них по-своему решил эту проблему. Однако Дюшан шокировал зрителей даже сильнее, чем «Черный квадрат» Малевича.

По идее Дюшана, конец искусства означает не конец его вообще, а лишь его привычной для зрителя формы. Художнику больше не нужно учиться в академиях и несколько лет копировать известных мастеров, теперь важно создавать концепт для своей работы. То есть нужно не научиться рисовать «как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке. Причем предметом искусства это колесо станет только после того, как его выставят в музее и зрители признают его ценность. Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914). В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан». Это был перевернутый писсуар с подписью.

«Фонтан»

Дюшан изобрел для таких работ новый термин – реди-мейд (ready-made). По его задумке, реди-мейдом может стать абсолютно любой предмет, попавшийся на глаза художнику. Причем здесь есть два важных условия: этот предмет не должен быть очень красивым и необычным и не должен вызывать какие-то предсказуемые ассоциации у зрителя.

«Сушилка для бутылок»

Чем «Сушилка для бутылок» отличается от остальных реди-мейдов?

Из трех самых известных реди-мейдов Дюшана («Велосипедное колесо», «Сушилка для бутылок» и «Фонтан») только «Сушилку для бутылок» можно назвать чистым реди-мейдом, потому что художник не изменил ее форму. «Фонтан» не совсем реди-мейд по нескольким причинам. Во-первых, сам предмет, писсуар, предмет явно не нейтральный. Во-вторых, Дюшан не оставил его нетронутым, он его перевернул.

«Сушилка для бутылок» была куплена в обычном парижском магазине, выставлена в неизмененном виде, и название указывает лишь на сам предмет, а не на символический подтекст, как у «Фонтана». Зритель оставлен наедине со своими ассоциациями. То, что родится в его голове, и будет смыслом произведения. То есть художник больше не навязывает свою волю в трактовке произведения, как это происходило раньше.

Как Дюшан дошел до этого?

Марсель Дюшан сначала писал традиционные для своего времени картины. Он попробовал и фовизм, и символизм, и кубизм. Последняя его работа, написанная маслом, – «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Затем он оставляет свои живописные поиски, и начинает разрабатывать новую художественную концепцию. В итоге он приходит к идее реди-мейдов. Предшественников у Дюшана не было, он был первый.

Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице»

Что теперь делать художникам?

Надо придумывать новые способы для творчества. Например, сам Дюшан создал свою «Мону Лизу». Он купил обычную открытку с изображением известной картины Леонардо да Винчи. Сама по себе эта открытка не искусство, но когда Дюшан пририсовал Моне Лизе усы и бородку, как это делают дети, этот кусок картона преобразился: он стал авторским произведением.

«Мона Лиза» Марселя Дюшана

Этот принцип преобразования обычной вещи в предмет искусства до сих пор используют многие художники. Например, братья Чепмены, тоже, кстати, недавно выставлявшиеся в Эрмитаже, проделали этот трюк с бумажными банкнотами: они их разрисовали. Так деньги потеряли свой статус банковского билета, но превратились в предмет искусства.

Как к этому вообще относиться?

Согласно написанному выше, получается, что Дюшан предлагает любую вещь считать искусством, что разница между объектом искусства и объектом обыденным только в том, что у последнего есть концепт. Однако для Филиппа Серса, написавшего монографию «Тоталитаризм и авангард», реди-мейд является вызовом обществу.

В доказательство он приводит интересную историю. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», потому что она шокировала организаторов. Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил, и к ней выстроилась огромная очередь. Картина стала сенсацией в Новом Свете. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия. Скульптура была отвергнута. Однако когда он снова отправляет свой реди-мейд, но уже указав, что его сделал именно он, писсуар сразу принимают в состав экспозиции.

Марсель Дюшан

Получается, по мнению Филиппа Серса, «Фонтан» нельзя считать произведением искусства в общепринятом понимании. Сам Дюшан писал немецкому художнику Гансу Рихтеру: «Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар – как провокацию, – а они восторгаются их эстетической красотой».

Фактом того, что писсуар может находиться на выставке, Дюшан хотел показать, что зрители оценивают произведение искусства, находясь под гнетом социальных представлений и навязанных стандартов. То есть, если все признали Клода Моне мастером, то мало найдется осмелившихся сказать, что это не так. И если в какой-то период, предположим, в Древнем Египте, было принято изображать фараона с идеальным телом, правильными чертами лица и в нужной позе, то другие изображения будут непонятны и, скорее всего, будут подлежать уничтожению. Однако это не означает, что через тысячу лет именно то ненавистное изображение признают единственно прекрасным. Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке.

Но демонстрация сработала даже чересчур действенно: писсуар стал «официальным» произведением искусства, к немалой досаде дадаистов и, в первую очередь, самого Дюшана. В 2004 году «Фонтан» признали самым значительным произведением искусства XX века. Так что относиться к творчеству этого художника можно как угодно, это вряд ли что-то изменит.

www.be-in.ru


Смотрите также