Джорджоне: жизнь и творчество художника. Джорджоне картины


Картины Джорджоне

Итальянский художник Джорджоне

Джорджоне картины

Спящая Венера

 

Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco, 1477–1510), – итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения.

Учился, вероятно, у Джованни Беллини, был близок к кругу венецианских гуманистов, славился также как певец и музыкант. Наряду с композициями на религиозные темы (“Поклонение пастухов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон) Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты, именно в его творчестве получившие преобладающее значение. В картинах Джорджоне (“Юдифь”, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Три философа”, Музей истории искусств, Вена; “Гроза”, Галерея Академии, Венеция; “Спящая Венера”, Дрезденская галерея ) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он сочетал их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (“Портрет юноши”, Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая “Лаура”, Музей истории искусств, Вена). Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы (в том числе на работы Себастьяно дель Пьомбо, Я.Пальмы Старшего и др.), получила развитие у его ученика Тициана.

БСЭ

Портрет юноши

Картина Джорджоне Портрет юноши

Воин со своим оруженосцем

Джорджоне Воин со своим оруженосцем

Юдифь

Живопись Джорджоне Юдифь

 

Церера

Картина Джорджоне Церера

Три философа

Три философа Джорджоне

Три возраста жизни

Картина Джорджоне Три возраста жизни

Сельский концерт

Искусство Джорджоне Сельский концерт

Портрет старухи

Картина Джорджоне Портрет старухи

Портрет Антонио Броккардо

 Джорджоне Портрет Антонио Броккардо

Поклонение пастухов

Джорджоне Поклонение пастухов

Нахождение Моисея

Нахождение Моисея

На закате

Джорджоне На закате

Мадонна с младенцем и святые

Картина Джорджоне Мадонна с младенцем и святые

Мадонна с книгой

Картина Джорджоне Мадонна с книгой

Мадонна на троне и святые

Мадонна на троне и святые

Лаура

Картина Джорджоне Лаура

Мадонна на фоне пейзажа

Картина Джорджоне Мадонна на фоне пейзажа

Гроза

Картина Джорджоне Гроза

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Джорджоне Картины биография Giorgione

Джорджоне Портрет

Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо, из-за крупного телосложения).

Джорджоне ЮдифьЮдифь, 1504,Эрмитаж, Санкт-Петербург Джорджоне ГрозаГроза, 1505-1508,Галерея Академии, Венеция

Не установлено его происхождение. После смерти историка и биографа многих художников эпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение, что художник своим происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось.

К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в возрасте шестнадцати лет итальянский живописец уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского художника Джованни Беллини. Собственно, именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер.

Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральности пейзажу. Наряду с композициями на религиозные темы (“Поклонение пастухов”, Национальная галерея, Вашингтон), итальянский живописец создавал картины на светские, мифологические сюжеты, именно в его творчестве получившие преобладающее значение. В произведениях Джорджоне (“Юдифь”, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Три философа”, Музей истории искусств, Вена; “Гроза”, Галерея Академии, Венеция; “Спящая Венера”, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.

Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он сочетал их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству.

Вся жизнь и творчество художника были тесно связаны с гуманистической венецианской культурой середины 15 и начала 16 века. Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов, которые являлись их основными заказчиками. Так, некоторые картины Джорджоне писал для дома Джованни Корнаро, члена королевской семьи Кипра, другие работы художника находились во дворце венецианского дожа Леонардо Лоредано, в коллекции Доменико Гримани — патриарха Аквилеи.

Знаменитая картина Джорджоне “Гроза” украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, “Три философа” была в коллекции Таддео Контарини, картина “Спящая Венера” в свое время состояла в собрании музыканта Джироламо Марчелло. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства, имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Общая направленность творчества живописца определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (“Портрет юноши”, Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая “Лаура”, Музей истории искусства, Вена).

Творческая концепция итальянского живописца своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы великого мастера. Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко в своей живописи раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. Итальянский живописец рано ушел из жизни, Джорджоне умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Джорджоне - картины (всего 49)

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1477/1478—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. В 1493 перебрался в Венецию и стал учеником Джованни Беллини. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа — «Христос, Несущий Крест». Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. В 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для семейной часовни Святого Георгия в местном соборе, чтобы увековечить память Маттео Костанцо. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы.

Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Джорджоне — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости.

«Мадонна Кастельфранко» — это самая большая по размеру (200 х 152 см) и единственная работа Джорджоне, написанная им для церкви.

Уже в ранних работах видно, что Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. В «Читающей Мадонне» пейзаж содержит легко узнаваемые здания Венеции.

Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Джорджоне 1506—1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа.

На портрете «Лаура», на тыльной стороне холста имеется полустёршаяся надпись: «День 1 июня 1506 года исполнено рукой мастера Джорджоне из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катена по заказу мессира Джакомо».

В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера»; «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия.

Некоторые незаконченные произведения Джорджоне были дописаны после его смерти Тицианом.

Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Джорджоне (Джорджо Барбарелли). Все картины художника

Джорджоне и Юдифь

Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.

Женщина, изображённая на картине Джорджоне, похожа на античную Венеру. От средневековой статуи легкий наклон тела, напоминающий латинскую букву S. Так же, чуть улыбаясь, держа в руке атрибуты, которые должны раскрыть смысл изображения, стояли у стен и порталов готических соборов каменные скульптуры, олицетворяющие добродетели или пороки. Но её безупречная красота напоминает богиню Олимпа.

По сведениям Д. Вазари, он умер в 1510 г, во время очередной эпидемии чумы, в возрасте 32-33 лет. Кто обучал его живописи, как складывалась судьба художника – неизвестно. Не известно и точное количество его работ. Некоторые учёные считают, что он написал не менее 60 картин, другие, что не более четырёх-шести. Но исследователи уже не сомневаются в том, что «Юдифь» принадлежит кисти Джорджоне.

Трудно установить год создания картины столь рано умершего художника, творческая зрелость которого длилась около десяти лет.

Венеция, которую называли «Жемчужиной Адриатики» в конце XV – начале XVI века, была могущественной республикой. Она имела большой флот и вела оживленную торговлю. Выгодное географическое положение способствовало усилению её могущества и богатства.

Жители Венеции не возлагали слишком больших надежд на «царствие божье», обещанное церковью после смерти. Они ценили своё пребывание на земле и заботились о процветании родного города.

Героический сюжет «Юдифи» созвучен тому времени. Обычно художники и скульпторы изображали Юдифь в момент убийства Олоферна, или когда она возвращалась из лагеря врагов, а девушка, следовавшая поодаль, несла голову. Но у Джорджоне она совершенно спокойна и пребывает в задумчивости.

Некоторые известные учёные-реставраторы утверждают, что Джорджоне придал свои черты Олоферну.

Кажется естественным, что в природе с таким неповторимо радостным обликом должны были рождаться художники, у которых чувство цвета было в крови. Венеция подарила миру величайших живописцев: Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, но первым среди них по времени был Джорджоне. Именно он осознал тесное взаимодействие цвета и света.

Красное – не всегда красное. В зависимости от того, как распределяется свет на платье Юдифи, оно кажется то нежно-розовым, то винно-вишневым там, где в складках залегают глубокие тени. Полированная сталь меча также неоднородна по цвету: на ней вспыхивают розовые отсветы от соприкосновения с тканью платья или ложатся зеленовато-серые отблески там, где острие меча, воткнутое в землю, соседствует с травой и гравием. Увидеть и передать цветные тени – великое завоевание живописи!

Складки одежды Юдифи напоминают высеченные в камне одеяния средневековых статуй. Детали не мешают воспринимать главное, но переданы они с тщательностью, свойственной ещё мастерам XV века. Каждая травинка, камень, трещины в складке стены, вьющийся плющ изображены подробно с любовным вниманием к разнообразным проявлениям форм природы.

Поэтическая недосказанность произведений Джоржоне будоражит фантазию, настраивает на эмоциональный лад, который часто достигается музыкой или поэзией.

Ещё Вазари упоминал, что современники ценили Джорджоне не только как художника, но и как музыканта. Музыка постоянно присутствует в картинах Джорджоне. Он любил изображать концерты. Но даже там, где в руках персонажей нет ни нот, ни инструментов, живет музыка. В «Юдифи» мелодичность создается красотой форм, цвета пейзажа.

В 1972 году была окончена реставрация «Юдифи». Под старым лаком открылась первоначальная цветовая гамма. Выявились детали, скрытые поздними записями, плющ на стене, кустики растений. Оказалось, что на втором плане изображён не голубой залив, а зеленая равнина. Удалось установить первоначальное назначение произведения. Основой «Юдифи» служила когда-то деревянная доска. В XIX веке картину перевели с дерева на холст. Сбоку на доске имелись петли, значит, картина являлась створкой алтаря. Рентген показал, что на поверхности картины есть квадратная вставка, сделанная на месте старой замочной скважины. Узкий формат картины (144 х 65, 5), петли говорят о том, что изображение украшало дверцу шкафа. Во времена Джорджоне живопись перестает быть достоянием только церквей и становится частью светского интерьера. В этом тоже проявляются новые веяния эпохи Возрождения.

Только в конце XIX в. удалось установить имя подлинного создателя «Юдифи» – Джорджоне. И Эрмитаж стал одним из немногих музеев мира, которые обладают двумя произведениями замечательного венецианского мастера: кроме «Юдифи» в Эрмитаже находится ещё одна небольшая работа Джорджоне «Мадонна с младенцем».

gallerix.ru

различные произведения, творчество и биография художника

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, или Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco; 1477 (1478) — 1510) — великий живописец, являющийся одним из ярчайших деятелей Ренессанса, представитель венецианской художественной школы. Любопытно, что некоторые из его незавершенных полотен дописал Тициан уже после смерти автора.

Настоящим именем живописца является Джорджо, однако в связи с крупным телосложением ему дали прозвище — Джорджоне (т.е. большой). Точной информации о происхождении этого великого мастера не установлено. Популярна точка зрения, что он связан с известным семейством Барбарелли, потому позже живописца нередко звали Джорджо Барбарелли да Кастельфранко.

Биография великого мастера во многом загадочна. Он был одним из наиболее одаренных деятелей эпохи Ренессанса в Венеции, хотя и умер в достаточно молодом возрасте (вероятно, из-за холеры). Картины, которые принадлежат его авторству, немногочисленны, они не присутствуют во всех крупных музеях мира, однако вызывают неутихающий интерес и по сей день. Творчество гениального автора превосходно отражает присущую эпохе Ренессанса любовь к человеческой красоте, самому бытию.

Особенности творчества художника Джорджоне: даже в начале пути великого мастера проявляется ключевая особенность его манеры — поэтическое изображение многообразия сокрытых в природе, в самом человеке сил, существование которых способно раскрыться не в действиях, а в тихой одухотворенности. Художнику удавалось изображать пейзажи так, что они не только становились фоном для главных фигур, но и передавали глубину пространства, создавая незабываемое впечатление от всего полотна.

В зрелых картинах автора есть чувство неявного дыхания жизни, а органичное воспроизведение натуры соединено с некоторой идеализацией, утонченной эмоциональной атмосферой, непростым, ассоциативным характером идеи и сюжета. Все это придает произведениям автора флер недосказанности. В произведениях более позднего периода сформировалась основная тема в творчестве Джорджоне — сочетание человека и натуры.

Известные картины художника Джорджоне: «Святое семейство», «Испытание огнем Моисея», «Суд Соломона», «Юдифь».

Таинственное творчество Джорджоне

Таинственность, окружавшая как личность, так и творчество великого мастера, объясняется не только ограниченными данными об этом гениальном художнике, но и отсутствием подписанных им картин. Правда, современник живописца, Маркантонио Микиэль, все же оставил после себя детальное описание работ великого мастера, которые находились на то время в частных коллекциях. Как раз это дало возможность опознать полотна в самых разных европейских музеях.

Найдена информация о 2-х официальных заказах, которые получил мастер в 1507-м году, однако фрески, сделанные по ним, не сохранились до наших дней. Работы художника обогатили искусство Венеции актуальным прочтением особенностей композиции, колористики, фактуры, к тому же несколько разнообразили выбор сюжетов; произведения Джорджоне послужили образцом для наиболее известного из его последователей — Тициана, которого в дальнейшем считали одним из самых талантливых художников Италии.

В очень юном возрасте Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в 16 лет художник Джорджоне работал и учился у знаменитого мастера Джованни Беллини. Как раз в Венеции в его творчестве ярче всего проявились новые гуманистические идеи, в начале XVI ст. его работы обладали четко выраженным светским характером. Наследие художника имело немалое влияние на ряд итальянских живописцев, и это вызвало ряд проблем с атрибуцией картин Джорджоне.

Картины Джорджоне — загадочные шедевры эпохи Ренессанса

Образ Юдифи нередко служил источником вдохновения для множества живописцев этой эпохи. Она олицетворяла гражданское достоинство, доблесть, самопожертвование. Юдифь, которую создал художник Джорджоне, — это тонкий, непростой и таинственный образ. На полотне изображена героиня библейской легенды в тот самый момент, когда она, удачно выйдя из вражеского лагеря и исполнив долг, останавливается в задумчивости над грозным трофеем. Ее глаза опущены, а лицо исполнено безмятежности. Картина Джорджоне «Юдифь» — одно из величайших произведений художника.

Непривычна и интересна также знаменитая алтарная композиция мастера «Мадонна Кастельфранко». Художник Джорджоне выбрал тему святой беседы (Мадонна в окружении святых говорит с ними), которая была популярна среди венецианских алтарных картин. Этот сюжет не имел непосредственного отношения к Библии, а потому предоставлял большой простор для создания полотен именно в светском духе.

Святой Георгий с Франциском находятся вблизи трона, на котором восседает Мадонна с ребенком. На месте обычного для таких композиций окружения, символизирующего церковь, живописец изобразил венецианскую провинцию. Прозрачность красоты светлого пейзажа, исполненного простора и окутанного легкой дымкой, отвечает той спокойной задумчивости, в которой пребывает Мадонна со святыми. Между персонажами работ Джорджоне будто бы натянуты невидимые духовные нити, которые создают ощущение их истинного внутреннего единства, и это наполняет полотно особенной лирической атмосферой.

Данный алтарный образ заказан Туцио Костанцо в память о его погибшем сыне. Он был предназначен для капеллы в соборе г. Кастельфранко. У основания престола Мадонны находится саркофаг с гербом династии Костанцо — туда и устремлен взгляд Богоматери. Св. Георгий, являющийся патроном воинов, — наилучшее изображение Маттео Костанцо, убитого на войне.

«Мадонна Кастельфранко» — произведение Джорджоне, созданное для церкви, однако мастер имел свободу творчества касательно сущности самого образа. Эта работа наполнена светской атмосферой, верно ее сравнение со своеобразной надгробной элегией. Однако автор не просто переосмыслил обычную литургическую композицию, а пошел дальше, отказавшись в числе первых среди живописцев Европы от традиционных тем.

Нестандартные подходы и спокойное созерцание

И вправду, картины Джорджоне зачастую существенно отличаются от остальных полотен эпохи Ренессанса. Обычно сюжеты были взяты из неизвестных источников, а смысл их до сей поры неясен. Неспроста данные картины вызывают так много споров и в наше время — их интерпретации был посвящен ряд исследований. В особенности сложно поддаются толкованию картины великого Джорджоне «Три философа» и «Гроза». Первая из них выполнена для патриция Таддео Контарини, чтобы украсить его дом, вторая — для еще одного представителя знати, Габриеле Вендрамина.

Художник создал необычные для своей эпохи картины в небольшом формате. Они являются созерцательными по своему смыслу, способными удовлетворить самых взыскательных частных заказчиков, будучи к тому же рассчитаны на тонкое общение зрителя и самого произведения. Заказчики и ценители картин Джорджоне — это представители самых интеллигентных кругов общества Венеции, которые приобщились к идеям гуманизма и получили превосходное образование.

artchive.ru

Джорджоне: жизнь и творчество художника

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Содержание

Биография Джорджоне

Творчество Джорджоне

Работы художника

Картины Джорджоне

Библиография

Биография Джорджоне

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.

Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

Умер от чумы.

Творчество Джорджоне

Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.

Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников.

Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.

Спящая Венера

Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.

Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Работы художника

  • «Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
  • «Поклонение волхвов», до 1505, Национальная галерея, Лондон.
  • «Мадонна Кастельфранко». ок. 1504, Собор св. Либерале, Кастельфранко.
  • «Три философа», ок. 1507—1508, Музей истории искусств, Вена.
  • так называемый «Концерт» в палаццо Питти во Флоренции.
  • «Юдифь», ок. 1505, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Поклонение пастухов Поклонение пастухов Три философа Три философа Юдифь Юдифь
  • «Гроза», ок. 1508, Галерея Академии, Венеция.
  • «Спящая Венера», ок. 1508, Галерея старых мастеров, Дрезден.
  • «Портрет молодого человека», ок. 1510, Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Библиография

  • Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955.
  • Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27—42.
  • Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, No 1.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джорджоне: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джорджоне: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

ТВОРЧЕСТВО ДЖОРДЖОНЕ

 

 

 

 

 

Весной 1500 Леонардо да Винчи некоторое время прожил в Венеции. Как ни малопродолжительно было это пребывание, его было достаточно, чтобы вдохновить и направить на всю жизнь двадцатидвухлетнего юношу Джорджоне

.

 

Вазари говорит: «Джорджоне видел несколько произведений Леонардо, и его манера так понравилась ему, что он следовал ей, пока жил».

 

Джорджоне. Автопортрет

 

Джорджоне. Автопортрет. Ок. 1510

 

 

 

Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы».

 

Двое молодых людей, юный рыцарь и монах, стоят на страже у трона Мадонны. Ничто не шелохнется. Все дышит глубоким покоем и безмолвием, в которое так мечтательно погружены и святые. И все-таки легкий оттенок уже предвещает новый стиль, новую манеру чувствовать.

 

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко

 

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко. Ок. 1505

 

Источник изображения

 

 

 

Настроение крестовых походов и поэзия трубадуров вытеснили церковный элемент. Культ Мадонны стал рыцарским служением даме. А сама Мария! Пусть овальная под покрывалом головка с меланхолическим взором и просто причесанными темными волосами похожа на Мадонны Беллини – чувствует она уже иначе. Не затуманены ее глаза ни горем, ни скорбным предчувствием. Нежно-печально грезит она, словно думая о далеком возлюбленном. Как ни целомудрен ее образ, от него веет легким ароматом чувственности.

 

Подобно «Мадонне в скалах» Леонардо да Винчи, это уже не церковная картина, а только гимн красоте.

 

Прибавьте к этому еще пылающие, звучные краски и красивый, как греза, пейзаж, где на одной стороне виднеется, правда, христианская базилика, зато на другой, на берегу озера, поднимается греческий храм. Картина, изображающая христианскую Мадонну, превратилась в молитву, произносимую на акрополе. Во всей картине слышится меланхолический возглас Шиллера: «Чудный мир, куда ты исчез, о вернись!»

 

Натура Джорджоне как нельзя более предрасполагала его стать пионером этого нового, пронизанного языческим духом, творчества венецианского чинквеченто. Он родился в местечке Кастельфранко, в церкви которого до сих пор еще является чудеснейшим украшением его алтарная картина, в марке Тревизане, которой поэты так охотно дают эпитет «amorosa».

 

Прибыв в Венецию, он нашел здесь свою родную почву. Вазари изображает его жизнерадостным сыном земли; очертя голову, бросается он в водоворот жизни, от одного любовного приключения переходит к другому, содрогаясь от восторга, наслаждается всеми утехами и радостями.

 

Когда он умер, тридцати трех лет, число созданных им произведений было невелико, еще меньшее число дошло до нас.

 

В начале своего творчества, в двух ранних небольших картинах, изображающих суд Соломона и детство Моисея, Джорджоне еще является учеником Джованни Беллини. Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Не твердыми очертаниями, а мягко и нежно выделяются на небосводе грациозные верхушки деревьев. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен. Одетые в пестрые, восточные костюмы фигурки служат лишь для того, чтобы образовать красивые красочные пятна среди мечтательного, овеянного весенним воздухом пейзажа.

 

К благоговению перед Беллини вскоре присоединилось увлечение другим великим художником, озарявшим тогда своим светом всю Италию. Пусть Леонардо ненаписал в Венеции ни одной картины, все же здесь возникли кое-какие его рисунки. Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Создавая по поручению Дуцио Костанцо, кондотьера Кастельфранко, свой первый шедевр, он уже успел превратиться из ученика Беллини в поклонника Леонардо, который и указал ему дорогу в царство земной, чувственной красоты.

 

Нет надобности останавливаться на находящихся в разных галереях и приписываемых ему вариантах Мадонны Кастельфранко. Во всяком случае, эти картины не имеют никакого значения для дальнейшего творчества Джорджоне.

 

Необходимо прежде всего указать на ряд портретов. Ибо, даже если эти картины принадлежат не самому Джорджоне, а кому-либо из его последователей, они характеризуют происшедшую под влиянием Леонардо перемену в области портретистики. Если Беллини изображал строгих дожей, а Антонелло да Мессина – воинственных кондотьеров, то в творчестве Джорджоне их место заняли мечтательные мужчины, изящные юноши и чувственные красавицы женщины.

 

Джорджоне. Портрет молодой женщины (

 

Джорджоне. Портрет молодой женщины ("Лаура"), 1506

 

 

 

Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Едва ли есть какая-нибудь картина Беллини или Карпаччо, на которой у подножия трона Марии не сидели бы ангел или группа ангелов, славящих Мадонну игрой на скрипках и лютнях. Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. Под его кистью и отделилась от религиозной живописи как самостоятельный жанр картина, посвященная музыке. Великолепная картина в галерее Питти является прелюдией ко всем изображениям концертов, бывшим вплоть до Караваджо в такой моде в Венеции. Кто не знает этой картины? Августинский монах положил руку на клавиши клавесина и обернулся к канонику со скрипкой, положившему ему на плечо свою руку. Слева с картины смотрит богато одетый юноша. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво.

 

К этим и подобным картинам, рисующим салонную жизнь знати в рамках того или иного интерьера, примыкают картины, где подобная сцена разыгрывается на вольном воздухе. Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. Как в XVIII в. люди устремлялись из мира героизма и помпы к аркадским нивам, так в начале чинквеченто, после экстаза, вызванного Савонаролой, люди грезили о золотом веке, когда еще не существовало ни христианства, ни монашества, ни церковного песнопения, когда место соборов занимал величественный свод леса, когда не приходилось ждать блаженства на Небе, потому что им наслаждались уже здесь, на земле. Из всех античных поэтов наибольшей популярностью пользовались авторы пасторалей – Феокрит, Каллимах, Лонг, Нонн, а также Проперций и Катулл. Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия», изданный в Венеции Альдом Мануцием. Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов.

 

Уже в придворном искусстве предыдущей эпохи порою трактовались подобные темы. Вспомним находящуюся в Лувре картину Косты, изображающую состоящий из поэтов и гуманистов двор Изабеллы Д'Эсте, или другую его картину, где среди пейзажа у подножия триумфальной арки расположилась для отдыха группа нагих или полуодетых фигур. Теперь такие сцены с нагими или полуобнаженными фигурами, прогуливающимися в тихих мечтах среди вечернего пейзажа, играют особенно видную роль в венецианской живописи.

 

Джорджоне. Сельский концерт

 

Джорджоне (?). Сельский концерт, 1508-1509

 

 

 

Иногда воспроизводится античная идиллия. Перед нами Венера и Адонис, Дафнис и Хлоя, Нарцисс, созерцающий свою красоту в зеркале пруда, нимфы, преследуемые фавнами, Аполлон, музицирующий с Марсием или охотящийся за Дафной. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Или изображаются три возраста человека. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза.

 

Подобные картины служат переходом к сценам, изображающим мир аркадских пастушков или романтику рыцарства. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Или перед нами морской залив, на берегу пасутся коровы, пастух играет на свирели, а Юпитер-бык похищает Европу. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Святой Георгий убивает дракона в честь красавицы принцессы и приносит вместе со спасенной благодарственную молитву перед маленьким распятием.

 

Или юный воин, похожий, несмотря на стальные латы, скорее на переодетую девушку, едет со своим оруженосцем по темному лесу. Порой от таких картин веет духом таинственной авантюры, например, от находящейся в Дрездене, где живущего в лесу астролога мать в присутствии молодого воина в панцире спрашивает о судьбе ребенка. На других изображен концерт на вольном воздухе. Скрипачи, музыканты, играющие на лютнях, и певицы сидят рядом, играют и поют. На третьих изображаются сады любви. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Античные развалины на фоне напоминают о том времени, когда ни один монах еще не проповедовал религию отречения, когда высшим идеалом был культ чувственности. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления.

 

Джорджоне. Гроза

 

Джорджоне. Гроза. Ок. 1505

 

 

 

Жаль только, что большинство подобных, встречающихся во всех галереях картин едва ли принадлежит Джорджоне. Исследователи приписывают ныне большую часть этих произведений Андреа Скьявоне и выходцу из Бергамо Джованни Кариани, атакже Тициану. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле. Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. Подобно тому как из существования мира мы делаем вывод о существовании его Творца, так эти картины предполагают художника, впервые наметившего саму тему. А им мог быть только Джорджоне. Пусть его авторство оспаривается относительно почти каждой картины, несомненно, он первый дал тон и первый определил мелодию.

 

И последнее творение Джорджоне, которым он завершил свою жизнь, – «Спящая Венера». В нагой красоте покоится Цецилия на ложе. Маленькая фигурка «Семейства» стала женщиной во весь рост, Мадонна в Кастельфранко стала Афродитой. Картина Джорджоне отличается от Венер Боттичелли не только, как готика от Ренессанса; там фигура стоит, здесь она лежит; там она стройно стремится вверх, здесь она покоится в изнеженной позе.

 

Джорджоне. Спящая Венера

 

Джорджоне. Спящая Венера. Ок. 1510

 

 

 

Сразу бросается в глаза и отличие в настроении. В творениях Боттичелли еще чувствуется монах, не без ужаса взирающий на нагую богиню эллинов. В «Венере», великолепном произведении творчества Джорджоне, сказывается сын Ренессанса, взор которого скользит с упоением по красивым членам женского тела. Между тем как над картинами Боттичелли все еще носится дух средневекового аскетизма, здесь, ликуя, возносится к небесам «крик плоти». Устало распростерто мягкое, пышное тело.

 

И только Джорджоне, художник, живший чувственной жизнью, смог открыть для Венеции врата этого нового века. Картина была не окончена, когда его сразила смерть, и если Тициан закончил ее, прибавив пейзаж на фоне, то это имеет как бы символическое значение.

 

А другая, также из-за смерти неоконченная, картина Джорджоне, ныне находящаяся в Вене, кажется аллегорией его собственного творчества.

 

Джорджоне. Три философа

 

Джорджоне. Три философа. 1508-1509

 

Источник изображения

 

 

 

Изображены три философа, из которых только младший смотрит сияющим взором на блеск восходящего солнца, тогда как оба других равнодушно стоят в стороне. Так, ранее других молодой венецианский художник узрел зарю нового века. Однако, следуя его примеру, завершили творчество преждевременно угасшего Джорджоне венецианские художники, старшие его по возрасту.

s30556663155.mirtesen.ru


Смотрите также