Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира. Экологическая картина


Диссертация на тему «Экологическая картина мира как форма интеграции экологического знания» автореферат по специальности ВАК 09.00.01 - Онтология и теория познания

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Мысль, 1994. -211с.

2. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - С.8-258.

3. Азимов А. Конец вечности. Алма-Ата: Наука, 1985. - 288с.

4. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.В. Хаскина. М.: ЮНИТИ, 1998. - 456с.

5. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М.: Наука, 1992.-209с.

6. Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций: Человек в духовных традициях Востока. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 288с. / Сер. «Мир Востока».

7. Ан С.А. Хомо цвишенс или человек границы. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2001. - 118с.

8. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Мир Урании, 2004. - 608с.

9. Аристотель. Сочинения: В 4 тт. Т.1. - М.: Мысль, 1976. - 377с.

10. Асеев В. А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1977. - 231с.

11. Афоризмы старого Китая. М.: Наука, 1991. - 77с.

12. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. -М.: Алгоритм, 2003. 272с.

13. Благая Весть. Новый Завет. М.: Соваминко, 1992. - 355с.

14. Бобров М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1999. - 196с.

15. Бобров М.Я. Общие законы развития человека. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1989. - 194с.

16. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1996. - 59с.

17. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 тт. Т.2. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.-478с.

18. Будда Шакьямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский: Биографические повествования / Сост. Н.Ф.Болдырев. Челябинск: Урал, 1995. -432с. / Сер. «Жизнь замечательных людей».

19. Буддизм: Четыре благородных истины / Под ред. В.А.Галий. Харьков: Фолио, 2002. - 832с. / Сер. «Антология мысли».

20. Булатов В.И. Российская экология: дифференциация и целостность. Аналитический обзор. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - 115с. / Сер. «Экология».

21. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения: В 2 тт. Т.2. - М.: Мысль, 1972. - С.5-222.

22. Бюффон Ж.Л.Л. Всеобщая и частная естественная история. СПб.: Кристалл, 1998.-639с.

23. Вавилин Е.Е., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 1982. -129с.

24. Венцковский Л.Э. Диалектическое единство естественнонаучного и философского знания. Ташкент: Фан, 1989. - 128с.

25. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. - 258с.

26. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-217с.

27. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы / Отв. ред. Е.Т.Фадеев. М.: Наука, 1986. -349с.

28. Войтов А.Г. Самоучитель мышления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. - 408с.

29. Всемирная библиотека поэзии. Избранное / Сост. М.И.Силин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512с.

30. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-477с.

31. Выжлецов Т.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. №1. - С.61-99.

32. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. - 848с.

33. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С.198-226.

34. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения: В 14 тт. Т.4. - М.: Соцэкгиз, 1959.-264с.

35. Геккель Э. Всеобщая морфология организмов. СПб.: Знание, 1990. -376с.

36. Герасимов И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. №11.- С.61-72.

37. Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки: антология вступлений к классике естествознания. М.: Наука, 1973. - 208с.

38. Гессе Г. Сиддхартха: повесть, новеллы. СПБ.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2003. - 160с.

39. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие взаимодействия общества и природы // Философские вопросы экологии. М.: Наука, 1983. -С.105-120.

40. Гомер. Илиада. М.: Просвещение, 1987. - 400с.

41. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 1999. - 511 с.

42. Горелов А.А. Человек гармония - природа. - М.: Наука, 1990. - 1192с.

43. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М.: Наука, 1992. -424с.

44. Гумбольдт А.Ф.В. Космос -Т.2.-М.: Наука, 1978.-319с.

45. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.-544с.

46. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 395с.

47. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. -472с.

48. Дарвин Ч.Р. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь СПб.: Книжный Дом Н.Н.Цылова, 1911.-503с.

49. Дегтярев С.И. Виды взаимодействия и формы синтеза естественнонаучного и социально-исторического знания. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2000. - С.28-32.

50. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. - 711с.

51. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -480с.

52. Докучаев В.В. Избранные сочинения. Т.З. - М.: наука, 1995. - 423с.

53. Дубинин Н.П. Вечное движение. -М.: Политиздат, 1973. 447с.

54. Дышлевой П.И., Яценко JI.B. Что такое общая картина мира // Философия. 1984. №6. - С. 15

55. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы. Нижний Новгород: Изд-во Новгородского гос. пед. ун-та, 1998. - С.8-17.

56. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. Методы и средства обучения. -М.: Экология и образование, 1993. 86с.

57. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 240с.

58. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2001. -240с.

59. Иванова В.А. Человек в изменяющейся научной картине мира. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2001. - 162 с.

60. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Изд-во ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205с.

61. Казначеев В.П. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991.-302с.

62. Казютинский В.В. Научная картина мира как фактор интеграции знания // Мат. конф. «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук». М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1978. -С.42-46.

63. Кант И. Трактаты. СПб.: Наука, 1996. - 552с.

64. Кармин А.С. Познание бесконечного. М.: Мысль, 1981. - 229с.

65. Каширин В.П. Науковедение. Актуальные проблемы теории научного знания: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. -101с.

66. Кессиди Ф.К. От мифа к логосу: становление греческой мифологии. -М.: Мысль, 1072.-312с.

67. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Минск: Изд-во Белорусского фонда Рерихов, 1997. - 812с.

68. Кобылянский В.А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1985. - 219с.

69. Коран. М.: Эксмо, 2000. - 750с.

70. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М.: Наука, 1999. - 605с.

71. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. -221с.

72. Коэльо П. Алхимик. М.: София, 2005. - 240с.

73. Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. -Минск: Университетское, 1984. 42с.

74. Кун Т. Структура научных революций. М.: Советская Россия, 1975.296с.

75. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. 1995. №3. -С.29-36.

76. Курманова Г.А., Багдасарова Н.А. Экологический миф вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1998. № 5. - С.15-17.

77. Ламарк Ж.Б.П.А. Философия зоологии. Т.1. - М.: Наука, 1995. - 520с.

78. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. - 357с.

79. Лекторский В.А. Эпистемология: классическая и неклассическая.- М.: Наука, 1985.-319с.

80. Лесков Л.В. На пути к новой картине мира // Сознание и физическая реальность. 1996. №1-2. - С.37-41.

81. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1981.-584с.

82. Либеров А.Ю. Философские основания экологизации образования // Наука и школа. 1999. №1. - С.48-53.

83. Лисеев И.К. Философия перед лицом глобальных проблем // К экологической цивилизации / Отв. ред. Ю.В.Олейников. М.: ИФРАН, 1993. - 1 Юс.

84. Ломоносов М.В. Труды по физике, химии и корпускулярной философии // Избранные произведения: В 2 тт. Т. 1. - М.: Наука, 1950. - С. 10-283.

85. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. - 620с.

86. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1989. - 304с.

87. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. М.: Фолио, 2000. - 864с.

88. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аградо, 1998.-320с.

89. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968.- 191с.

90. Маркарян Э.С. О средствах оптимизации научно-интегративных процессов // Вопросы философии. 1980. №12. - С.112-121.

91. Матвеев В.М. Естественнонаучная картина мира: Учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та,1998. - 89с.

92. Мейлах Б.С. Художественная картина мира. М.: Культура, 1989.210с.

93. Мелюхин С.Т. Мировоззрение, методология, научная картина мира // Философские проблемы естествознания. 1985. №6. - С.22-24.

94. Михайловский В.И., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. СПб.: Наука, 1989. - 126с.

95. Можайскова Н.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России. 4.2. - М.: Наука, 2001. - 295с.

96. Моисеев Н.Н. В раздумьях о будущем. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.56с.

97. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооператив-ность // Вопросы философии. 1989. №7. - С. 52-66.

98. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. -М.: Наука, 1987. 240с.

99. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. СПб.: Наука, 1972.-239с.

100. Наймушина Т.В. Целостность экологической картины мира // Философия, методология и история знаний: Тр. Сибирского ин-та знаниеведения / Отв. ред. Е.В.Ушакова, Ю.И.Колюжов. Вып. 3. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2005. -С.62-65.

101. Научная картина мира в духовно-экологической цивилизации: Мат. Российской науч.-практ. конф. / Науч. ред.: ВА.Рассыпнов, Е.В.Ушакова. -Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед ун-та, 2000. 118с.

102. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического восприятия: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 255с.

103. Никифоров А.С. Познание мира. М.: Советская Россия, 1989. - 192с.

104. Новые идеи в философии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В.В.Орлова. Вып.5. - Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1996. - 190с.

105. Одум Ю. Экология. Т.1. -М.: Мир, 1986. - 329с.

106. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс. М.: Молодая гвардия, 1990. - 272с.

107. Олдак П.К. Введение в метасоциальный анализ. Теория экологически устойчивого общественного развития. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1992.-132с.

108. Осипов В.А. Социально-экономические проблемы управления природопользованием. Концептуальный аспект: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999. - 248с.

109. Паршиков В.И. Философские основания современного образования. -Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001. 264с.

110. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. -М.: Наука, 1985.- 115с.

111. Планк М. Единство физической картины мира. М.: Прогресс, 1966.106с.

112. Платон. Сочинения: В 3 тт. -Т.1. -М.: Мысль, 1968. -300с.

113. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1989. - 191с.

114. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.605с.

115. Потеев М.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. СПб.: Питер, 1999. - 350с.

116. Проблемы социогуманитарного знания // Вестник Томского гос. ун-та: Бюллетень оперативной научной информации / Гл. ред. Г.В.Майер. № 43. Март 2005. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2005. - 123с.

117. Пушкин В.Г. Сознание и творчество // Творческая активность сознания. СПб.: Знание, 1986. - С.3-13.

118. Разумовский О.С. Оптимальность как выражение единства ценностного и рационального в системах живой природы и общества // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. №2. - С.21-27.

119. Райбекас А.Я. Детерминизм и системный характер бытия материальной вещи (мира вещей) // Системность и детерминизм: Межвуз. сб. науч. тр. -Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1984. С.10-16.

120. Рассыпнов В.А. Экологическое сознание в меняющейся России // Тр. философов Алтая 2001: Мат. круглых столов Философского общества Алтая. -Барнаул: Изд-во Барнаульского юрид. ин-та МВД России, 2002. - С. 134-139.

121. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. - 367с.

122. Реклю Ж.-Э. Человек и земля. СПб.: Книгоиздательство П.П.Сойкина, 1908. - 1016с.

123. Розенберг Г.С. Анализ определений понятия «экология» // Экология. -1999. № 2. С.89-98.

124. Розенберг Г.С. О периодизации экологии // Экология. 1992. № 4. -С.3-19.

125. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1998. -292с.

126. Русский Космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368с.

127. Сагатовский В.Н. Истоки экологической духовности в русской философии: постановка проблемы и исходные понятия // Альманах русской философии и культуры. 1996. №5. - С.74-88.

128. Семилет Т.А. Кризис культуры как социальное явление: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 1996. - 86с.

129. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 350с.

130. Слуцкий М.С. Взаимосвязь философии и естествознания. М.: Высшая школа, 1973. - 119с.

131. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544с. / Сер. «Выдающиеся мыслители».

132. Соловьев B.C. Смысл любви. Киев: Лыбидь-АСКИ, 1991. - 63с.

133. Софокл. Эдип-царь // Античная драма. М.: Художественная литература, 1970.-С. 119-178.

134. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 тт. Т. 1. - М.: Политиздат, 1957.-222с.

135. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. - 591с.

136. Ставская Н.Р. Философские вопросы развития современной науки. -М.: Высшая школа, 1974. 231с.

137. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.744с.

138. Субетто А.И. Человековедение // Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1999. - С.787-827.

139. Суворова А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самара, 1996.-192с.

140. Сытых O.JI. Вероятное знание. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. унта, 2000.-249с.

141. Тейяр де Шарден Т. Феномен Человека. М.: Прогресс, 1965. - 296 с.

142. ТимошкинаИ.В. Интегративный подход к праву в современной науке // Наука и образование в XXI веке: Проблемы интеграции и правового регулирования: Мат. III Межд. науч. конф. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2003. - С. 124-128.

143. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс, 1991.736с.

144. Турсунов А.В. Мирозданья тугие узлы: Новейшая космология в философской перспективе // Вопросы философии. 1988. №2. - С.69-84.

145. Уайт JI. Исторические проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Наука, 1990.- 123с.

146. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 270с.

147. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепции устойчивого развития цивилизации. М.: РАУ «Луч», 1993. - 275с.

148. Ушакова Е.В. Науковедение и знаниеведение на Алтае // Вестник алтайской науки. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2001. - С. 14-20.

149. Ушаков П.В. Научно-философский анализ мистического бытия в комплексном изучении человека //Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 2000. - 172с.

150. Ушакова Е.В. Общая теория материи. Основы построения. Ч.З. Разд.1. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. аграр. ун-та, 1992. - 286с.

151. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: Монография. 4.1. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1998. - 250с.

152. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: Монография. 4.2. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1998. - 222с.

153. Ушакова Е.В. Системный этап в развитии философии и научной картины мира // Новые идеи в философии: Межвуз сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1996. - С.64-69.

154. Ушакова Е.В. Современная научная картина мира и проблемы социо-сферы // Тез. докл. III Междунар. конф. «Алтай Космос - Микрокосм». - Барнаул: Ак-кем, 1995. - С.77-80.

155. Ушакова Е.В. Становление знаниеведения в Алтайском регионе // Философия, методология и история знаний: Сб. науч тр. Сибирского ин-та знание-ведения / Отв. ред. Е.В.Ушакова, Ю.И.Колюжов. Вып.1. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос ун-та, 2004. - С.18-32.

156. Филиппов В.Н., Колтаков К.Г. Философия и методология науки: Курс лекций для магистров и аспирантов. Кн.1. Эволюция философии и методологии науки. Бийск: НИЦ им. В.М.Шукшина, 2002. - 330с.

157. Философия, естествознание, современность: Итоги и перспективы исследований 1970-1980 гг. // Сб. статей / Под ред. И.Т. Фролова, Л.И.Грекова. -М.: Мысль, 1981.-351с.

158. Философия, методология, история знаний: Тр. Сибирского ин-та знаниеведения / Отв. Ред. Е.В.Ушакова, Ю.И.Колюжов. Вып.З. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2005. - 396с.

159. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. М.: Инфра-М, 2002. - 576с.

160. Фролов И.Т. перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. 350с.

161. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 315с.

162. Хесле В. Философия и экология. -М.: АО «Ками», 1994. 192с.

163. Холличер В. Природа в научной картине мира. М.: Прогресс, 1966.315с.

164. Холличер В. Человек в научной картине мира. М.: Прогресс, 1971.431с.

165. Хорев Н.В. Социально-исторические предпосылки становления современного естествознания. -М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1986. 96с.

166. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценность. Тбилиси: Мецниероба, 1984.171с.

167. Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. / Под ред. О.С.Разумовского. Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1986. - 251с.

168. Чепиков М.Г. Интеграция науки. -М.: Мысль, 1981. 276с.

169. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1970. - 195с.

170. Чиа Мантэк, Чиа Мэниван. Дао пробуждение света. - Киев: София, 2002. - 480с.

171. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. -312 с.

172. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С.31-96.

173. Шилов К.И. Экология. -М.: Высшая школа, 1998. 512с.

174. Шумлянский И.И. Картина мироздания: основные закономерности процессов развития. М.: Мысль, 1990. - 62с.

175. Экологическое образование: концепции и технологии // Сб. науч. тр. / Под ред. С.Н.Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. - 282с.

176. Экология человека: духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. С.В.Казначеев. Т.2. 4.1. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского Филиала Межд. каф. ЮНЕСКО, 1998. - 460с.

177. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Наука, 1981. - 287с.

178. Этика и идеология. Критика современных буржуазных этических концепций / Отв. ред. Л.М.Архангельский. М.: Наука, 1983. - 359с.

179. Юм Д. Сочинения: В 2 тт. Т.2. - М.: Мысль, 1965. - 316с.

180. Armstrong D.M. Materialist Theory of Mind. London, 1968. - 226p.

181. Fodor J .A. Materialism and Mind. London, 1971. - 149p.

182. Garnap R. The Elimination of Metaphysies through logical analysis of language, in «Logical Positivisv». New York, 1959. - 144p.

183. Meyer-Abich A. Naturphilosophie. Stuttgart, 1948. - 460p.

184. Orlowska E. Logik for reasoning about knowledge. Warsaw: IPI, 1986. -19 p.

185. Regers E. S. Human ecology and health. New York, 1960. - 415p.

186. Rosenschein S.A. Formal theories of knowledge in AI and robotics //New generation computing. 1985. Vol.3. - P. 44-51.

187. Sinnot E.W. Mind an Man. The biology of human nature. New York, 1957.-299p.

188. Smart J. J. Philosophy and Scientific Realism. London, 1963. - 53p.

189. Waddington C.H. The evolutionist. Edinburg, 1973. - 326p.

www.dissercat.com

Экологическая картина мира.

Научная картина мира. Под ней понимают общую систему представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий.

С точки зрения классической экологии 1960-х годов экологический мир рассматривался как: 1)стабильный или стремящийся к стабильности,

2)предсказуемый в силу своей детерменированности (определенности биотическими взаимодействиями или условиями среды),

3)находящимся под воздействием в первую очередь конкурентных отношений,

4)дискретным,

5) объективен.

Появились противоположные представления:

1) Представление о субъективности образа экологического мира. Оно связано с тем, что все заключения относительно сообщества зависят от масштаба, в котором его изучают. Если природные системы изучаются на основе биосистемного подхода, то масштаб определяется следующими уровнями организации (биосистемный ряд): органелла, клетка, ткань, орган (система органов), особь, репродуктивная группа, популяция, вид.

Экобиосистемный подход, основывается на ином масштабе (экобиосистемном ряде):

экоморфа,

дем,

морфо-биологическая группа,

экологическая популяция,

трофический уровень пищевой сети, энергетико-пищевая сеть,

трофический комплекс.

В случае биоценотического подхода представления об окружающей среде формируются на основе иных по своим масштабам категорий:

фитоценозов и зооценозов,

синузий,

популяционных консорций,

парцелл,

биоценозов,

биономических типов,

ландшафтной биоты.

Экосистемный подход определяет следующий ряд:

биогеоценоз,

биогеоценотический комплекс,

индивидуальный ландшафт,

ландшафтная провинция,

природный пояс,

биогеографическая область,

экосистемы суши (геобиосфера)

и океана (гидробиосфера)

и литосферы (литобиосфера),

биосфера.

2) Представление о том, что экологический мир становится все менее понятным и объяснимым.

3) Представление о сложности понятия “время” в экологии, т.к. параметр “время” вводится посредством сравнения скоростей каких-либо экологических процессов.

4) Представление о чрезвычайной динамичности экологического мира.

Современные представления о ключевых проблемах геоэкологии, свойства геоэкологических систем.

Современные представления о ключевых проблемах геоэкологии.

1.Субъективность (масштаб понимается не как свойство материальной системы, а как нечто связанное с наблюдениями.)

Уровни системы:

1.Орган

2.Клетка

3.Ткань

4.Орган или система органов

5.Особь

6.Репродуктивная группа

7.Популяция

8.Вид

2.Экосистема

1.Биогеоценоз (взаимообусловленный комплекс живых и косных компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии)

2. Биогеоценотический комплекс (горизонтальное или вертикальное сочетание двух или нескольких биогеоценозов, во взаимодействии составляющих единство экологической системы)

3.Индивидуальный ландшафт

4.Ландшафтная провинция

5.Природный пояс

6.Биогеография

7.Экосистема суши и океанов (геобиосфера,гидробиосфера,литобиосфера)

8.Биосфера

3.Сложность пространства экологического мира

4.Время

5.Динамичность экологического мира

Дата добавления: 2015-10-31; просмотров: 209 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Положение о системообразующих отношениях. | Структура природных систем и их свойства (целостность, устойчивость, изменчивость, саморегулирование, самоорганизация). | Частные потенциалы ландшафтов (биотический, водный, минерально-ресурсный, строительный, рекреационный, потенциал самоочищения). | Критическая допустимая нагрузка на природные системы и три показателя величины нагрузки. | Наиболее существенные антропогенные изменения изменения природных процессов в геосистемах. | Антропогенные изменения состояния и структуры природных систем, зональность антропогенных изменений ландшафтов (пояса, зоны, подзоны влияния). | МОНИТОРИНГ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ | Основные источники энергии в биосфере, тепловой баланс и его антропогенные изменения | Геоэкологические аспекты проблемы биоразнообразия. | Оценка биоразнообразия |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.006 сек.)

mybiblioteka.su

экологическая картина - это... Что такое экологическая картина?

 экологическая картина

Aviation medicine: ecological pattern

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • экологическая карта
  • экологическая картография

Смотреть что такое "экологическая картина" в других словарях:

  • Научная картина мира — (сокр. НКМ)  одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… …   Википедия

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Средний Егорлык (село) — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с защищённого авторским правом источника практически без изменений. Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице… …   Википедия

  • Природный газ — (Natural gas) Природный газ это один из самых распространенных энергоносителей Определение и применение газа, физические и химические свойства природного газа Содержание >>>>>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Львов — У этого термина существуют и другие значения, см. Львов (значения). Город Львов укр. Львів Флаг Герб …   Википедия

  • Преступность в России — это система совершавшихся и совершающихся на территории Российской Федерации преступлений, характеризующаяся показателями уровня (количества совершаемых преступлений), структуры и динамики. Преступность в России также может рассматриваться в… …   Википедия

  • Клубеньковые бактерии бобовых —         Данные палеонтологии свидетельствуют о том, что самыми древними бобовыми культурами, имевшими клубеньки, были некоторые растения, принадлежащие к группе Eucaesalpinioideae.         У современных видов бобовых растений клубеньки обнаружены …   Биологическая энциклопедия

  • ФИТОГЕОГРАФИЯ — наука о географическом распространении растений. В данной статье будет обсуждаться только экологическая фитогеография, или география растительных сообществ, называемая также геоботаникой и рассматривающая связь различных форм растительного… …   Энциклопедия Кольера

  • фитогеография — наука о географическом распространении растений. В данной статье будет обсуждаться только экологическая фитогеография, или география растительных сообществ, называемая также геоботаникой и рассматривающая связь различных форм растительного… …   Географическая энциклопедия

  • Украина — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). Украина укр. Україна …   Википедия

universal_ru_en.academic.ru

Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность, руководимая учителем, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной, непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.

Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания - важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

1.Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

2.Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

3.Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

4.Наконец, другая сторона дела - красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

5.Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши «соседи на планете».

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет. Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно - обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека - условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит, беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.

По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

turboreferat.ru

Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира

Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие - горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок – школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы. Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Заключение

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы: Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Литература

1.Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников/ С. В. Алексеев, Л. В.Симонова - НШ., 1999 - №1. 22 с.

2.Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников/ А. Н. Воробьева - НШ.,  1998 - № 6. 64 с.

3.Кваша, А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками/ А. В.Кваша - НШ., 1998 - №6. 92 с.

4.Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования/ З. П.  Кириллова - М.: Просвещение, 1983.

5.Климцова, Т. А. Экология в начальной школе/ Т. А Климцова - НШ., 2000 - №6 76 с.

 

2

 

turboreferat.ru