Елизавета Петровна в цветах - картина в стиле барокко. Елизавета картина


Портреты Елизаветы I Тюдор - agent_40

Рассматривать портреты Елизаветы I Тюдор (1533 - 1603), которых великое множество,можно бесконечно. Её наряды - это нечто феноменальное, гардероб её состоял из 3000 платьев. Королева,которая ни разу за свою жизнь не вышла замуж и очень гордилась титулом королевы-девственницы,не раз акцентируя внимание на том, что ее супруг – это Англия, а детьми являются верноподданные,всегда следовала моде.

elizabeth (529x700, 73Kb)

Коронационный портрет Елизаветы I

Elizabeth_I_in_Parliament_Robes (550x700, 423Kb)

Парламентское одеяние Елизаветы I

Многие признавали, что не обремененная замужеством и родами, королева выглядит на много моложе своих лет. Елизавета не злоупотребляла в питании, обожала светские развлечения, и ухаживала за собой. Её день начинался с танцевальной зарядки: без того, чтобы и в преклонном возрасте не протанцевать пяти-шести танцев, она за письменный стол не садилась.А за собственными портретами, которые показывались публике, она следила с особой тщательностью: королева должна была являться народу во всем своем великолепии.

1546ca_elizabeth_i_when_p-2 (520x700, 527Kb)

Молодая Елизавета  1546  (т.е. ей тут 13 лет)

Elizabeth-I-of-England-The-Darnley-Portrait (478x700, 320Kb)

1558ca_elizabeth_i_by_eng-2 (527x700, 458Kb)

1558

Детство её было безрадостным,ей было 3 года,когда её мать Анну Болейн казнили,отец Генрих VIII был к ней безразличен,не желая видеть дочь "изменщицы Болейн",ему нужен был наследник,а дочь у него уже была от первой жены. Её сводная старшая сестра Мария,занявшая престол после отца, держала её в Тауэре,но несмотря на это жизнелюбию Елизаветы можно позавидовать.

Портрет английской королевы Елизаветы I Тюдор.

George  Gower   Портрет английской королевы Елизаветы I Тюдор.

Она не была красавицей,к тому же в 29 лет после оспы потеряла волосы и носила парики,которые вошли после неё в моду. Елизавета ввела в моду и высокий воротник, состоящий из множества складок ткани. Он лежал у неё на плечах,  хорошо скрывая при этом недостатки.Она никогда не экономила на нарядах и украшениях. Елизавета переодевалась по несколько раз в день, а если куда-то выезжала, то все её 3000 платьев тащили следом.

Portretnoe-kolco-Elizavety-I-Tyudor (666x700, 444Kb)

George  Gower

Драгоценностей на себя Елизавета даже в те нескромные времена навешивала бездну, так что особенным вкусом в глазах международной общественности она себя вовсе не зарекомендовала. Елиизавета Английская считала себя образцом чистоты. Во времена,когда вся Европа не мылась,она заявляла, что принимает ванну каждые 3 месяца вне зависимости от того нужно это или нет. Правда,свои последние 10 лет жизни Елизавета I отказывалась умываться.

Елизавета I Тюдор - королева-девственница и покровительница пиратов.

Елизавета I Тюдор - королева-девственница и покровительница пиратов.

Но ясный ум и жизнелюбие делали Елизавету обворожительной,она до последних дней оставалась обаятельна, мила, любезна,хотя порой и коварна, как и положено королеве и женщине.Претенденты на руку и сердце королевы менялись в зависимости от того, какую политику на тот момент вела Англия. Известно, что обручение французского герцога Алансонского продолжалось целых 10 лет, в течение которых Елизавета I то давала надежду претенденту, то отдаляла, вступая в политические игры с оппонентами Франции.Среди претендентов на её руку был и русский царь Иван Грозный,которому было отказано.

Королева Елизавета I Тюдор в окружении своих подданных.

Коронование Елизаветы I

coronationmini (440x700, 161Kb)

Елизавету называли покровительницей пиратов, королевой фей, английской Жанной д’Арк. Она правила 45 лет и её правление называют "золотым веком Англии" в связи с расцветом культуры и возросшим значением Англии на мировой арене.Именно в её правление Англия превратилась в могущественную морскую державу,постепенно отвоёвывая У Испании авторитет главной морской державы.

800px-Elizabeth_I_Rainbow_Portrait (493x700, 100Kb)

Королева к концу жизни стала понимать, что её внешность уже не так привлекательна, как раньше, и научилась умело отвлекать внимание от лица дорогими, богато украшенными нарядами, причём чем старше она становилась, тем более грандиозными становились платья,а  на её лице присутствовал все более толстый слой пудры.Со смертью королевы-девственницы династия Тюдоров завершилась и началась династия Стюартов, так как преемником своим Елизавета I назначила Якова I, сына Марии Стюарт.

33028129_The_Pelican_Portrait_of_Queen_Elizabeth_1_c (534x700, 169Kb)

Хиллиард Николас  Портрет  1575 года

33028169_Elizabeth2_Phoenix (543x700, 101Kb)

Хиллиард Николас  Портрет 1880 года

c4d01a098b8d (572x700, 190Kb)

Хиллиард Николас  Портрет с горностаем  1585

GCDC_Elizabeth_Pelican_Portrait (572x700, 225Kb)

Хиллиард  Николас  Портрет Елизаветы I Тюдор

Графические портреты

AN00396240_001_l (494x700, 114Kb)

AN00491147_001_l (462x700, 121Kb)

Назначенный Елизаветой - Яков I  Английский,он же Яков VI Шотладский.Украшение на его шляпе - символ объединения Англии и Шотландии,называемый "Зерцало Великобритании".

false

Джон  Критц

agent-40.livejournal.com

Искусство середины XVIII века. Елизавета Петровна

Период царствования Елизаветы Петровны - апогей всего искусства XVIII века. В России наступил новый взлет всех искусств после смерти Петра.

Россика елизаветинского времени отличалась от петровского: качество работ начало иметь значение. В Россию уже приглашали иностранных художников, сделавших себе имя.  В XVIII веке в искусстве возник новый стиль рококо (некоторые считают его облегченным барокко). Рококо зародилось во Франции, в Германии этот стиль на редкость органично и быстро прижился, и стал ведущим стилем. Рококо в России было не очень распространено, но оказало влияние на искусство елизаветинской эпохи. "Демократический стиль" обращает внимание не на сан и регалии, а на изящество, утонченность, красоту. Любимые модели рококо - дети и дамы. Чувства в рококо - не мрачные, а утонченные. Характеристики героев - не сложные, обращенные прежде всего к чувствам и эмоциям. 

Одним из приглашенных немецких мастеров рокайльного стиля был Георг Христофор Грот. В России художник написал серию небольших парадных портретов. Маленькое произведение терялось среди огромных пространств гостиных и предназначалось для камерных комнат, использовавшихся для повседневной жизни. Маленькие парадные портреты были очень модными, но в то время частной жизни, тем более у императрицы, не было. 

Г.Х.Грот. Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743

Конный протрет Елизаветы Петровны (парадная форма императорского портрета) написан в рокайльном стиле. Рококо любит загадки и переодевания: императрица изображена в военной форме, но не как военный, а как светская дама, выехавшая на прогулку. На Елизавете - мундир конного преображенского полка, который создал Петр: каждая персона, занимающая престол, была полковником преображенского полка. Елизавета любила носить мужские костюмы. Она носила костюмы, когда ездила верхом и на охоту. С одной стороны, императрица изображена как шеф преображенского полка, но с другой - почти в маскарадном костюме. Ее посадка на лошади - мужская. Рядом с Елизаветой - арапчонок (так называли всех смуглых мальчиков-слуг). Высокопоставленные дамы для контраста имели рядом с собой маленького слугу экзотической внешности, которые были нарядно одеты и выполняли маленькие поручения. На заднем плане портрета изображена водная гладь с суднами, которые, несмотря на свою декоративность, олицетворяют созданный Петром российский флот. О настоящей дикой природе художники еще не помышляли. Пейзаж на заднем плане выглядел искусственным: пышные деревья непонятной породы, вазы и постаменты.

Мейсенская статуэтка из фарфора

Маленькие портреты переводились в прикладное искусство. Конный портрет императрицы был использован при создании фарфоровой статуэтки на Мейсенской мануфактуре в Германии.

Еще одним придворным живописцем при Елизавете Петровне был итальянский граф Пьетро Ротари. В XVIII веке художник в России - ремесленник. Деятельностью высших чинов и образованных людей была литература, а не живопись. Ротари был принят в высших кругах русского общества не только как граф, но и как художник.

П.Ротари. Молодая девушка
П.Ротари. Спящая девушка
П.Ротари. Девушка с любовным письмом. 1755

Ротари любил писать так называемые "головки" - небольшие портреты изящных девушек, чьих имен мы не знаем. Они не характерны, но очаровательны, одеты изящно, но не вычурно. Такие картинки служили модными картинками. Российская дама XVIII века училась по ним, как подобает себя вести. "Головки" - почти декоративно-прикладное искусство, один из самых распространенных жанров. 

Кабинет мод и граций. Портретный зал Петергофского дворца
При Елизавете использывали так называемую шпалерную развеску картин: стены Петергофского дворца были полностью увешаны "головками". Станковая картина еще не сформировалась в свободную форму, ее нельзя было рассмотреть. Если какой-то холст не влезал, то его обрезали для шпалеры. Позже пришла "повеска с воздухом" , когда стали вешать картины с расстоянием между ними. 

Во время правления Елизаветы Петровны в России возобновляется приглашение иностранных мастеров. Создаются грандиозные дворцовые комплексы пышного елизаветинского барокко. В живописи на смену барокко приходит изящное декоративное рококо. Русские художники все более отходят от древних традиций, перенимая технику письма у иностранных учителей.

artnotes4u.blogspot.com

«Елизавета Петровна и Москва» в Третьяковской галерее

На выставке представлены живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивные материалы

Сегодня, 9 декабря, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Елизавета Петровна и Москва». Это крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва», 1997; «Петр Великий и Москва», 1998). Яркая масштабная экспозиция включает около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни Елизаветы Петровны и ее окружения, связанные с Первопрестольной, на широком фоне московского быта середины XVIII века.

 «Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Продолжая вековую традицию русских государей, императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.

Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны — публичные и тайные — связаны с Москвой. Она неоднократно посещала Первопрестольную, в том числе по случаю коронации Екатерины I (1724), во время собственных коронационных торжеств (весна 1742), празднования годовщины подписания «вечного мира» со Швецией (1744). Согласно легенде, в 1742 в сельской церкви в Перове состоялось венчание Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским.

В годы правления Елизаветы Петровны (1741–1761) многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия прилагались к упорядочиванию московской застройки, благоустройству городской структуры и поддержанию в ней порядка.

Подготовка проекта длилась около трех лет. Была проведена большая исследовательская работа. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы». Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивный материал, поступившие из Государственного Исторического музея; Государственного Русского музея; Российского государственного архива древних актов; Музея архитектуры им. А. В. Щусева; Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века».

Значительное внимание в экспозиции уделено иконографии Елизаветы Петровны. Портретные изображения императрицы, выполненные в разных материалах и техниках, дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле в XVIII веке.

Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754). Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ). Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Л. Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743; ГТГ).

Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ). Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо.

Третьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г. Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П. Ротари и портрет, приписываемый Л. Токе.

Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 и только что отреставрированный «Портрет князя М. Н. Волконского» (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ).

Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Однако ее платья почти не сохранились — драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции — платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. А. В.Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А. П. Сумароков) — усадьбы Коломенское.

Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами, письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.

К выставке издан фундаментальный богато иллюстрированный каталог, имеющий самостоятельную научную ценность. Впервые собрана и опубликована хроника жизни императрицы в Москве, а также изданный ею свод «московских указов».

Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, тематические концерты (расписание и подробности на сайте tretyakov.ru).

В рамках программы опубликована детская книга «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве» (автор — куратор выставки, зав. отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Л. Маркина; художник — В. Ермолаев), способная увлечь даже ребенка судьбой императрицы, бытом и нравами далекой исторической эпохи.

Гравюры. Коронационный альбом. XVIII век

Выставка продлится до 27 марта 2011 года.

Источник: пресс-релиз ГТГ

artinvestment.ru

Елизавета Петровна | Государственное управление в России в портретах

Аргунов И.П. (1729-1802 гг)  «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Елизавета Петровна 18 (29) декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 (5 января 1762), Санкт-Петербург — российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых, дочь Петра I Великого и Екатерины I.

Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам — братьям Алексею и Кириллу Разумовским, Ивану, Петру и Александру Шуваловым, Роману, Михаилу и Ивану Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину.

Господствующими принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднён. Сенат получил право законодательной инициативы.

Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом — Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашённые императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии.

В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения.

В конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьёзных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный). Была отменена смертная казнь (1756), остановлена массовая практика изощрённых пыток.

И.А. Соколов № 30. Вид Успенского собора и Соборной площади. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. (Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

И.А. Соколов № 30. Вид Успенского собора и Соборной площади. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. (Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.

30 августа 1756 года — подписан указ о начале создания структуры Императорских театров России. Созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.

Шарль Андре Лоо. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Шарль Андре Лоо. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Русско-шведская война (1741—1743)

Война, которую Швеция начала в надежде вернуть себе утраченные в ходе Северной войны территории. 28 июля 1741 г. русскому послу в Стокгольме было сообщено, что Швеция объявляет России войну. Причиной войны в манифесте было объявлено вмешательство России во внутренние дела королевства, запрет вывоза хлеба в Швецию и убийство шведского дипломатического курьера М. Синклера.

ГВАРДЕЙСКИЙ ГРЕНАДЕРСКИЙ ОФИЦЕР, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

ГВАРДЕЙСКИЙ ГРЕНАДЕРСКИЙ ОФИЦЕР, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

С русской стороны главнокомандующим был назначен фельдмаршал Пётр Петрович Ласси. Узнав о движении шведов, русское правительство 24 ноября отдало гвардейским полкам приказ готовиться к выступлению в Финляндию. Это спровоцировало дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла цесаревна Елизавета. Она приказала прекратить военные действия и заключила с Левенгауптом перемирие.В феврале 1742 г. русская сторона разорвала перемирие, и в марте военные действия возобновились. Елизавета Петровна опубликовала в Финляндии манифест, в котором призывала её жителей не принимать участия в несправедливой войне и обещала свою помощь в случае, если бы они захотели отделиться от Швеции и образовать независимое государство.В августе Ласси настиг шведскую армию у Гельсингфорса, отрезав ей дальнейшее отступление к Або. В это же время русский флот запер шведов со стороны моря. Левенгаупт и Будденброк, оставив армию, выехали в Стокгольм, будучи вызванными для отдания риксдагу отчета в своих действиях. Военные операции в 1743 г. свелись главным образом к действиям на море.

В результате продолжительных переговоров 17 июня 1743 г. был подписан так называемый «Уверительный акт». В нём шведскому риксдагу рекомендовалось избрать наследником престола регента Голштинии Адольфа Фридриха. Швеция уступала России часть Кюменигордского и Нейшлотского лена (швед.)русск. со всеми устьями реки Кюмени, а также крепость Нейшлот. Россия возвращала шведам занятые в ходе войны Эстерботтенский лен (швед.)русск., Абоский и Бьёрнборгский лен, Нюландский и Тавастехусский лен (швед.)русск., часть Карелии и Саволакс. Швеция подтверждала условия Ништадтского мирного договора 1721 г. и признавала за Россией её приобретения в Прибалтике. 23 июня 1743 г. риксдаг избрал наследником престола Адольфа Фридриха. Одновременно с этим было объявлено о мире с Россией. Русская императрица подписала мирный договор 19 августа.

Семилетняя война (1756—1763)

ОФИЦЕР Л.-Гв. Конного полка, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

ОФИЦЕР Л.-Гв. Конного полка, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

Крупный военный конфликт Нового времени, охвативший как все европейские державы, так и Северную Америку, страны Карибского бассейна, Индию, Филиппины.Основное противостояние в Европе происходило между Австрией и Пруссией из-за богатой Силезии, потерянной Австрией в предыдущих Силезских войнах с пруссаками. Россия с конца 1756 г. оказалась втянута в войну в коалиции с Австрией, Францией, Испанией, Саксонией, Швецией, – которым противостояла коалиция Пруссии, Великобритании (в унии с Ганновером) и Португалии. Императрица Елизавета воспринимала усиление Пруссии как угрозу русским западным границам и интересам в Прибалтике и на севере Европы. Тесные связи России с Австрией, союзный договор с которой был подписан еще в 1746 г., также повлияли на выбор России в этом конфликте.70-тысячная Русская армия начала боевые действия в мае 1757 г. Главнокомандующим был назначен фельдмаршал С.Ф. Апраксин.В октябре 1757 г. Апраксин за проявленную медлительность был снят Императрицей с должности главнокомандующего, отозван в Петербург и арестован (а через год умер в тюрьме от удара). Новым главнокомандующим русских сил стал генерал-аншеф Виллим Фермор. В мае 1759 г. главнокомандующим русской армией, сосредоточенной на тот момент в Познани, вместо Фермора был назначен генерал-аншеф П.С. Салтыков.

Когда король Пруссии Фридрих II уже активно зондировал через посредников возможность начала мирных переговоров, умирает его непримиримая противница, императрица Елизавета Петровна, заявившая однажды о своей решимости продолжать войну до победного конца, даже если бы ей пришлось для этого продать половину своих платьев. 25 декабря 1761 года на российский престол взошёл Пётр III, который спас от поражения Пруссию, заключив Петербургский мир с Фридрихом, своим давним кумиром. В результате Пётр III предоставил Фридриху корпус под началом графа З. Г. Чернышёва для войны против австрийцев, своих недавних союзников, и отказался от всех занятых русскими войсками территорий (Восточная Пруссия с Кёнигсбергом, жители которой, в том числе Иммануил Кант, уже присягнули на верность русской короне). Политика Петра III вызвала возмущение в российском высшем обществе, способствовала падению его популярности и, в конечном итоге, его свержению.

portret-elizavetyi-petrovnyi-3-1

«Портрет Елизаветы Петровны» (конный портрет императрицы со свитой). Георг Каспар Иосиф фон Преннер. Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Личная жизнь и отношение к религии

Начало царствования Елизаветы запомнилось как период роскоши и излишеств. Существует мнение, что Елизавета состояла в тайном церковном браке (морганатическом) с Алексеем Разумовским. В петербургском обществе конца XVIII века ходили слухи, что у Елизаветы были сын от Алексея Разумовского и дочь от Ивана Шувалова. В связи с этим после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским; наиболее известна среди них так называемая княжна Тараканова.

Елизавета отличалась глубокой набожностью. Как последний монарх, считавший Москву родным городом и проводивший там много времени, она регулярно совершала пешие паломничества из первопрестольной в окрестные монастыри — Саввино-Сторожевский, Новоиерусалимский и особенно в Троице-Сергиев, который в её правление получил статус лавры и украсился новыми постройками, включая самую высокую в России колокольню. В шествиях по Троицкой дороге императрицу сопровождали весь двор и фавориты.

В 1744 году Елизавета отклонилась от традиционного своего маршрута и поехала на богомолье в Киевский Печерский монастырь, где провела две недели. Для последующих приездов в Малороссию она велела начать строительство царского дворца, ныне именуемого Мариинским, и собственноручно заложила первый камень в основание Андреевской церкви. Позднее при лавре был возведён также и Кловский дворец. Несмотря на все эти приготовления, больше в Малороссии императрица не бывала. Она мечтала удалиться на покой в основанный по её указанию Смольный монастырь, строительство которого велось придворным архитектором Растрелли близ берега Невы на месте небольшого дворца, где она провела своё детство.

В религиозных вопросах Елизавета полагалась на советы своего духовника Фёдора Дубянского, который имел большой вес при дворе. При ней возросло значение Синода, жестоко преследовались старообрядцы. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства, монастырей, распространении духовного образования в народе. В правление Елизаветы была завершена работа над новым славянским переводом Библии, начатая ещё при Петре I в 1712 году. «Елизаветинская Библия», вышедшая в 1751 году, по настоящее время с незначительными изменениями используется в богослужении Русской православной церкви.

Стараясь укрепить положение православия в своём государстве, Елизавета уделяла значительное влияние вопросам вероисповедания. На заре её правления (2 (13) декабря 1742 года) был принят указ о высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие. Примерно в то же время (19 (30) ноября 1742 года) Елизавета издала указ о разрушении всех «новопостроенных за запретительными указами» мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых, при этом построенные без нарушения законов мечети не разрушались. Епископ Лука (Конашевич) приступил к лихорадочному исполнению предписания — в течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418.

Вместе с тем в 1741 году вышел указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.

152958_600

Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. Георг Гроот

823902e4014d319bd307ccd79f4104865f19fc162760209

Алексей Афанасьев. Въезд Петра I в Москву после Полтавской битвы.

Филипп Москвитин «Присяга Преображенского полка Императрице Елизавете Петровне» (1995 г.).

2i55a9dkfb

«Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту.»Картина В.Серова

8-13

Цесаревна Елизавета Петровна, неизвестный художник

wjsdyzxhan

Цесаревна Елизавета Петровна, будущая императрица (1741-1761). Неоконченный портрет. 1720-е годы. Русский музей

8khsz8nf4z

Елизавета Петровна и Анна Леопольдовна на гравюре Б. Чорикова

image020

Елизавета Петровна во главе гвардейцев на пути в Зимний дворец.

aczyjk1ar1

«Цесаревна Елизавета Петровна в кордегардии Зимнего дворца.»Лансере Е.Е.

kartina_groot_elizavet

Портрет Императрицы Елизаветы I, художник  Георг Христофор Грот

0_14ca1b_3cc84b7b_orig

Г.А. Качалов. Церемония коронации, проходившая в Успенском соборе. 1744. По рисунку Э. Гриммеля.(Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

И.А. Соколов № 30. Вид Успенского собора и Соборной площади. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. (Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

1462637243_06

Александр Маковский. Посещение императрицей Елизаветой Петровной мастерской М.В. Ломоносова

pic005

Неизвестный русский художник 2-й половины 18 века. Портрет цесаревны Елизаветы Петровны. Копия с оригинала, близкого типу Каравака. Кусково

988a66c6b70at

Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме. Л. Каравакк (?). Середина XVIII века.

tok7

Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

0_2cac8_48de672f_XL

Неизвестный художник. Портрет  Елизаветы Петровны. Ростовский областной музей изобразительных искусств

cyuitoa7b3

Преннер Георг Гаспар Иосиф фон. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1754

f01-cv

Императрица Елизавета Петровна. 1758-1760. Усть-Рудицкая мозаичная мастерская. Русский музей

pwbkx3m111

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762). Г. Бухгольц

ejtokihdvf

Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком.

70203_big_1336814046

Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года, Валерий Иванович Якоби

1031223-i_012

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Художник Е. Е. Лансере. 1905 г.

zmyyqtxtgv

Гроот Георг Кристофор. Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках. 1748

igthwebk4e

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762), Иван Вишняков

yxurmo7kdc

Портрет императрицы Елизаветы I. Г. Бухгольц

ascytnbqvk

Портрет императрицы Елизаветы. Луи Каравакк

6f10fa230e75

Императрица Елизавета Петровна. художник Жан Анри Беннер

dj1mne2x9u

Портрет Императрицы Елизаветы I,художник  Георг Христофор Грот

Nikolay_Ge_001

Екатерина на похоронах императрицы Елизаветы

34

Фейерверк и иллюминация 1 января 1749 г. в Москве.  Гравюра И.А. Соколова с рисунка Э. Гриммеля по проекту Я.Я. Штелина.

33

Вид вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук. 1753 г. Фрагмент. Гравюра Е.Г. Виноградова. С рисунка М.И. Махаева, выполненного под наблюдением Д. Валериани. 1749 г.

800px-Elizabeth_of_Russia's_departure

Неизвестный художник 18 века. «Выезд императрицы Елизаветы Петровны из Аничкова дворца». Cобрание Музея Усадьбы Кусково, 1750-е.

G.Quarenghi_-_Views_of_Moscow_and_its_Environs_-_Panorama_of_the_Villages_of_Kolomenskoye_and_Dyakovo_-_1797

Панорама сёл Коломенское и Дьяково. 1797. Акварель Дж. Кваренги.

0_799da_ebf0cb27_XL

Вид здания Московского университета. Современная копия с акварели неизвестного художника. 1790-е гг. 

b6f95luvxb

Посещение императрицей Елизаветой Петровной Новоиерусалимского монастыря. Гравюра. Середина XVIII века

0_9d648_dc009081_XL

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны. 1760-1761

0_8b27b_5cb9d4a_xxl

Летний дворец . Неизвестный художник. Летний дворец Елизаветы Петровны (1741-1744, Ф.Б. Растрелли), великолепное деревянное здание на каменном основании, богато декорированное резьбой и скульптурой. Здесь в сентябре 1754 года родился будущий император Павел I. В конце XVIII века обветшавший дворец разобрали и на его месте построен Михайловский замок.

Лит.:

Трехсотлетие дома Романовых. 1613-1913. Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года., М., «Современник», 1990Лебедев А. А. Гангутская кампания Балтийского парусного флота 1743 г. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы шестнадцатой ежегодной научной конференции (2-3 апреля 2014 г.) СПб., 2015. — С. 92 — 104.Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. — М.: Мысль, 1986. — 239 с.Анисимов М. Ю. Семилетняя война и российская дипломатия в 1756—1763 гг. — Москва. 2014. 574 с.Павленко Н. И. «Страсти у трона». История дворцовых переворотов. — М.: Журнал «Родина», 1996. — 320 с.Гельбиг Г. фон. Русские избранники / Пер. В. А. Бильбасова. — М.: Военная книга, 1999. — 310 с.

deduhova.ru

Елизавета Петровна в цветах - картина в стиле барокко » BESTlivejournal

17-1609.jpg

Интересный пост попался от galik_123 в Портрет в стиле Елизаветинского барокко. Подробная разборка картины Елизаветы Петровны позволяет взглянуть по новому на эту историческую фигуру. Роскошный портрет императрицы австрийского художника Преннера в зале Третьяковки затмевает все остальные портреты. Он царствует здесь как яркая демонстрация стиля эпохи Елизаветинского барокко. Художник использует в этом портрете все приёмы стиля барокко - помпезность композиции, яркость и насыщенность колорита, пышность одежды, выразительность детали. Пышные пионы и царственные розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки и яркие маки, не просто придают праздничность изображению, но и насыщены аллегориями.

Австрийский живописец Георг Каспар Иосиф фон Преннер, прибыл в Россию в 1750 году по запросу М.И.Воронцова, которому для императорского двора был нужен "сильный портретист". Преннер родился в Вене около 1720 года, а умер в Риме. Происходил из семьи живописца Преннера. Когда ему было 22 года, уехал в Италию, и там писал композиции для римских церквей в традициях барочной живописи. Будучи придворным живописцем русской императрицы, Преннер до 1755 года находился в Санкт-Петербурге, где создал этот оригинальный портрет Елизаветы Петровны. В 1754 году, когда был написан портрет, императрице исполнилось 45 лет. Елизавета Петровна изображена при царских регалиях: на ней корона, орден Андрея Первозванного, в руке сипетр, перед ней - Держава, она в платье, соответствующем царскому выходу, в горностаевой мантии.

17-1617.jpgГеорг Каспар Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754. . Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Елизаветы Петровны, конечно, парадный, царский, императорский, но уникальность его в русском искусстве заключается именно в царском цветнике, который окружает образ Елизаветы Петровны.

17-1616.jpg

Над головой императрицы – большой подсолнух. Если вспомнить о том, что в XVII веке французский король Людовик XIV уподоблялся солнцу, то понятно главенство цветка, который всегда поворачивает свой лик вслед за светилом. В какой-то степени подсолнух - это символ королевской власти. Известно, что подсолнух попал в Россию только при Петре Великом. Как редкостный цветок, он сажали в Москве около Кремлёвских стен.

17-1615.jpg

Доминирует в венке царица цветов - роза: тут и красная - классический символ земной любви и страсти, и розовая - символ элегантной женщины в расцвете красоты. Белая роза олицетворяет собой небесное совершенство, а жёлтая - это цветок удачи. В то же время жёлтый цвет - это золото. И конечно, есть пасcифлора "Кавалерийская звезда".

17-1614.jpg

Цветки декоративной пассифлоры перекликаются с орденской звездой Андрея Первозванного на груди Елизаветы Петровны.

17-1613.jpg

Ещё один представитель такого царского цветка - это тюльпан. Причём живописец отлично знает самые разные сорта тюльпанов - тут и большие и маленькие, с удлинёнными венчиками и выгнутыми лепестками, фантастической окраски - снежно белые, ярко-красные, пёстрые, в полосочку, один даже бархатисто-фиолетовый. В этой цветочной массе есть и гвоздика, её называли "Цветок Зевса", рябчик или "Императорская корона".

17-1612.jpg

В венок вкраплены цветущие маки небывалой красоты. В данном случае мак олицетворяет неувядаемую молодость и женское очарование. Елизавета Петровна любила смехи и забавы, она была из самых весёлых императриц, большая модница, любила охоту, итальянскую оперу, пение. На этом фрагменте кроме известных цветов изображено очень интересное растение - как будто расцвёл какой-то початок кукурузы в синих лепестках.Растение не опознано!

17-1611.jpg

Первоначально портрет находился в родовом имении графов Воронцовых - Андреевском, которое славилось своей картинной галереей, прекрасным дворцом, парком, замечательной библиотекой и театром. Последней владелицей имения и этого портрета была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова. После революции эта работа попала во Владимирский музей, а уж затем в Третьяковскую галерею. Ранее картина выставлялась только на выставках, а теперь наконец украшает один из залов Третьяковки.

Взято: alik-morozov.livejournal.com

уникальные шаблоны и модули для dle

bestlj.ru

Елизавета Алексеевна на портретах Виже-Лебрен. Для alisal и не только.

Поздравляю замечательную, талантливую alisal с Днем рождения. Спасибо, что ты есть! Специально для тебя – Елизавета Алексеевна.

Французская художница Мария-Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в конце XVIII века жила в России и там нарисовала массу портретов. Возможно, я ничего не понимаю в живописи, но, похоже, она была Шиловым 2-х вековой давности. Персонажи на ее портретах получались, вроде бы, похожими сами на себя, но, в тоже время, выглядели крайне привлекательными. Понятно, что от клиентов отбоя не было. Не прошли мимо и члены императорской фамилии. В числе прочих Виже-Лебрен нарисовала несколько портретов великой княгини, а позже императрицы, Елизаветы Алексеевны. На наше счастье художница оставила интереснейшие воспоминания о жизни в Российской империи.

«Граф Эстергази подал мне руку, и мы отправились через парк, где я заметила у окна одного из домов на первом этаже молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Ей было не более семнадцати лет; правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом; приятный цвет кожи своей бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротости ее лица, которое обрамлялось потоком пепельных волос. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы, талии. Юная сия особа столь изящно выглядела на фоне комнаты с колоннами, задрапированной серебристо-розовой тканью, что я невольно воскликнула: «Вот истинная Психея!» Это была принцесса Елизавета, жена Александра. Она пригласила меня к себе и наговорила множество лестных слов, после чего сказала: «Сударыня, мы уже давно хотела видеть вас здесь, и даже во сне я не раз видела ваш приезд». С сожалением я рассталась с нею и навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече.

В.к. Елизавета Алексеевна. 1798. Виже-Лебрен. Эрмитаж.Когда я закончила портреты великих княжон, императрица заказала мне еще и портрет великой княгини Елизаветы, совсем еще юной супруги Александра.

В.к.Александра Павловна и в.к. Елена Павловна. 1795. Виже-Лебрен. ЭрмитажРечь идет об этом портрете.

Я уже говорила о восхитительной сей принцессе, и мне не хотелось изображать сию божественную женщину в обыкновенном одеянии. Более того, я даже задумала представить обоих супругов в исторических костюмах, кои столь соответствовали благородным и правильным чертам сих особ. Однако случай с портретами великих княжон не позволял мне всецело отдаться своему воображению, и я написала великую княгиню в полный рост в парадном придворном платье рядом с корзиной цветов. Дли наших сеансов была выбрана диванная, как называли тогда парадные гостиные, стены коих опоясывал один широкий диван; сия гостиная была задрапирована голубым бархатом с серебряной бахромой. Над диваном висели огромные зеркала, отражавшие, словно в магическом кристалле, видневшуюся за окнами Неву, буквально покрытую кораблями. Великая княгиня не заставила меня ждать; на ней была белая туника, такая же, какую я видела в первый раз, и при всей простоте ее обращения она снова представлялась мне истинной Психеей.»

В.к. Елизавета Алексеевна. 1795. Виже-Лебрен. Эрмитаж.Это тот самый портрет. Он парадный, поэтому наряд дополнен драгоценностями с крупными сапфирами и жемчугом. Это нее просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоимянитства великой княгини. Интересно, что "убор с синимя яхонтами" (сапфирами), изготовленный в петербургской мастерской "Дюваль и сыновья", был преподнесен позже, чем написан портрет. Исследователи предполагают, что сначала Елизавету Алексеевну на портрете украшали лишь жемчуга, а сапфиры пририсовали позднее. Драгоценности, подаренные царствующими особами были для дам примерно тем же, чем ордена для мужчин и на парадных портретах старались предстать во всех регалиях.

Позже художница нарисовала еще несколько портретов Елизаветы Алексеевны. Один из них приведен в начале поста. Существует копия с оригинала Виже-Лебрен.

Императрица Елизавета Алексеевна. Нач. XIX века. Неизвестный художник по оригиналу Виже-Лебрен. Эрмитаж.Но "копия" - понятие растяжимое. Похоже, художник взял очертание фигуры с картины 1798 года, а лицо и платье - с более позднего портрета Тончи. Спасибо rostislava за подсказку.

Императрица Елизавета Алексеевна. После 1800-го. Тончи. Русский музей.

В сети можно найти еще портрет Елизаветы Алексеевны, чьим автором, вроде бы тоже была наша художница. Но не поклянусь.

P.S. Насчет случая с портретами великих княжон. Случилось следующее. Художница нарисовала их в греческих платьях, с открытыми руками, но Зубов, фаворит Екатерины II, сообщил Виже-Лебрен, что императрица не выносит новомодных фасонов. Пришлось спешно рисовать рукава и менять фасон платьев. Позже выяснилось, что, вроде бы, Зубов солгал.

P.P.S. Полжизни бы отдала, чтобы увидеть Александра Павловича в бытность его великим князем в «историческом костюме». Увы, «не склалось». Хотя… Есть одна миниатюрка…

P.P.P.S. Картинки, как обычно, кликабельны.

catherine-catty.livejournal.com

Сочинения по картинам Н.Ге. Описание картин

Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы

1874,  Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Следующую большую работу Ге считают его творческой неудачей. Однако «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»  имеет в основе конкретную историю и очень точно передает психологическую драму героев. Художник, работая над ней, основательно изучил мемуары Екатерины II и княгини Дашковой, а также портреты XVIII века, интерьеры, одежду и тщательно воспроизвел в своей картине множество исторических деталей.

На полотне запечатлена мимолетная ситуация, когда у гроба Императрицы Елизаветы, скрытого от зрителя за пределами холста, случайно встретились и тут же разошлись августейшие супруги император Петр III и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Новоявленный российский государь в парадном белом мундире, так несоответствующем траурному настроению, увел за собой большую часть придворных. Но при этом на картине Ге он является фигурой третьего плана и столь простым приемом художник показывает, что роль этой личности в истории малозначительна и уже подходит к концу. Его супруга, одетая в траур, занимает центральное место композиции, какое в ближайшем будущем займет и в истории России.

Получив трон после смерти своей тетки Елизаветы, Петр III предался безудержному ликованию и самолюбованию, и был более озабочен оказанием почестей своему новому сану, нежели возданию последнего долга умершей императрице. Он редко появлялся у гроба, и то «только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров», — так описывает ситуацию княгиня Дашкова.

Екатерина, напротив, соблюдала строгий траур и искренне горевала: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих…».

Так и на картине, на первый взгляд, она выглядит одинокой и оставленной супругом и вельможами, но это обманчивое одиночество – обособленность будущего монарха, уже ставшего вне всех и над всеми. Зрителю было трудно идентифицировать изображенных исторических личностей, и, возможно, по этой причине трагическая суть полотна осталась непонятой современниками Ге. Художник условно разделил персонажей на две группы. Все те, кто изображен спиной к зрителю, уходят не только из траурного зала, но и политической жизни России. Одна из двух удаляющихся за Петром дам в черном – графиня Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка императора, на которой тот собирался жениться, сослав свою законную супругу в монастырь. Но урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская решила повернуть ход истории в свою пользу. Ее решение стоило Петру III короны и жизни.

Вторая группа состоит из сильных политических фигур, которые сыграют важную роль в грядущем государственном перевороте. Девятнадцатилетняя княгиня Екатерина Романовна Дашкова бросает презрительный взгляд на свиту удаляющегося императора. За ней стоят опытный дипломат и сторонник конституционной монархии граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич Разумовский – родной брат фаворита и тайного супруга покойной императрицы Елизаветы Петровны.

Среди челяди, следующей за императором, выделяется старик, обращенный к зрителю, но склонивший голову перед царем. Это князь Никита Юрьевич Трубецкой – знаковое лицо эпохи непрерывных дворцовых переворотов, успевший за долгую жизнь послужить восьми монархам – от Петра I до Екатерины II. И в своей картине Ге изобразил его неспроста: незначительная тщедушная фигурка выступает здесь символом грядущей перемены власти. С восторгом приветствуя Петра III, он в первые же часы переворота переметнется на сторону бунтарей и останется на новой политической арене. Трубецкой даже будет назначен маршалом на коронации Екатерины.

В этой картине Николай Ге проявил себя не просто отменным художником, великолепно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей. Например, красный цвет муаровой ленты ордена святой Екатерины, перекинутой через плечо великой княгини, говорит о подробном изучении источников. Голубую Андреевскую ленту Екатерина Алексеевна стала носить только после переворота и своего воцарения. Историческое полотно опередило эпоху своего появления почти на столетие. Мастер создал качественно новую художественную реальность, которую еще не могли воспринимать его современники. Зритель XIX века пока не дорос до понимания грядущего исторического события, показанного в незавершенной, едва зреющей стадии, — самые его зачатки, самые корни, но очень значительные, уже пустившие могучие всходы. Николай Ге в своих картинах всегда показывал причинно-следственную связь между нравственным выбором любой личности и неминуемым возмездием или вознаграждением, как случилось и в этой исторической драме августейших супругов.

Источник: http://russian-artists.org/artists/gay131.html 

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также