Эта слава не оскудеет в веках. Картина «Покорение Сибири Ермаком». Ермак картина


Картина "Покорение Сибири Ермаком" Сурикова :: SYL.ru

Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" - один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» - представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

автор картины покорение сибири ермаком

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример - его картина "Покорение Сибири Ермаком".

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

картина покорение сибири ермаком

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, - красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

суриков покорение сибири ермаком

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине "Покорение Сибири Ермаком" хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

 покорение сибири ермаком картина описание

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры - 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

www.syl.ru

Эта слава не оскудеет в веках. Картина «Покорение Сибири Ермаком»

Покорение, завоевание, присоединение Сибири – что это было? Была экспансия или все проходило относительно мирно? Споры в среде ученых-историков не утихают.

Продвижение русских на Восток

Оно включало постепенное покорение территорий до Тихого океана и Камчатки. Поход Ермака в Сибирь – это частный эпизод. При этом русских местное население называло казаками. Самое сильное сопротивление оказало Сибирское ханство и племена хантов. Об этом расскажет картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Строгановы пригласили небольшой отряд Ермака на Каму для защиты своих владений от нападений вогулов и остряков. Произошло несколько сражений по мере продвижения отряда на Восток, за Урал. Осенью примерно в 1581 году хан Кучум собрал войско, состоявшее из разных сибирских племен. Их набралось почти пятнадцать тысяч человек. Отряд Ермака был значительно меньше, но часть войск хана бросила его, и он проиграл это сражение. Именно эту стычку при слиянии Тобола и Иртыша изображает картина «Покорение Сибири Ермаком».

Работа над этюдами и композицией

Мысль написать историческое полотно пришла В. Сурикову, когда он находился на родине в Красноярске в 1891 г. Он много работал в Сибири, создавая эскизы и подыскивая типажи.

картина покорение сибири ермаком

Работа велась на Оби и в Хакассии. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Если внимательно вглядеться, то будет явно виден треугольник, созданный из отряда Ермака, который острым клином врезается в кишащую массу войск хана. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». На берегах Оби сначала был нарисован пейзаж без людей, который позже, найдя типажи, Суриков заполнит массой войск. Вот как выглядел первоначально пустынный берег.

суриков покорение сибири ермаком картина Это потом будет картина «Покорение Сибири Ермаком». Кроме этого, живописец тщательно работал как этнограф, создавая подлинные предметы давнего быта на полотне: щиты, луки, шлемы, кольчуги, одежду, лодки и струги. Все это послужило для создания исторически верной атмосферы на полотне. Очень долго художник искал будущий образ Ермака. Нашел его на Дону, как, впрочем, и казаков.

картина сурикова покорение сибири ермаком

Недаром работа велась четыре года. Суриков изучил исторические записи, песни о Ермаке. Все вместе взятое сложилось в батальное произведение, известное как картина «Покорение Сибири Ермаком».

Противоборство

Слева находится небольшой русский отряд. Все воины плотно слиты, они объединены одной идеей, волей к победе. Выражение их лиц не дает возможности усомниться в их отваге. Один из бойцов выскочил из лодки и стоит в холодной мутной глинистой воде. Он стреляет, но если откажет ружье, у него есть сабля, сломается она, тогда пригодится топор, который он заткнул за пояс.

Фигура Ермака (картина «Покорение Сибири Ермаком») центральная. Она выделена движением руки атамана казаков, которая дает направление его маленькому отряду. Идет самый разгар битвы. Но враги, это видно на заднем плане, уже не выдерживают напряжения и готовы отступать, даже видны их спины. Кое-кто уже повернул назад. Еще немного - и исход боя будет решен.

автор картины покорение сибири ермаком

Колорит

Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Художник вник в жизнь каждого персонажа, в каждую складку его костюма, в блеск стали на стволах, мечах и стрелах. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно.

Наступление, преодоление препятствий, победу – все показал Суриков в своем полотне. Действие происходит в Сибири, но оно касается России, потому что татарский хан Кучум уже подошел к Уралу и начал угрожать Поволжью. Для самого художника тема была близка потому, что его предки пришли в Сибирь и были основателями Красноярска. Так возрождается в творчестве художника прошлое. Оно становится частью настоящего, не музейного, но живого.

fb.ru

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», страница 3 :: Артпоиск

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Хладнокровно целятся казаки, в их руках примитивные ружья — грозное оружие, небольшая пушечка, оглушительно стреляя, торопливо посылает вперед раскаленные ядра. В гуле ее не слышен ли отзвук небесного грома? Может быть, и боги отвернулись уже от некогда всемогущего племени, предопределив победу этим бесстрашным иноземцам? Такие сомнения смущают души многих, хотя и яростно сопротивляющихся татар. Все больше растерянных, искривленных болью лиц, а двое в центре, побросав оружие, с поднятыми руками в ужасе обратились в бегство. Светложелтые силуэты их распластанных фигур, повторяющих друг друга (что усиливает мотив), сразу же вносят смятение в толпу татар, намечая дальнейшее развитие событий в пользу русских. Напрасны мольбы шаманов на берегу, взывающих к богам, бешеный скок конницы, устремившейся на помощь теснимым,— победа казаков неизбежна. Это не только победа огнестрельного оружия над оружием холодным, к которой так часто сводят основное содержание картины, но победа народа, уверенного в необходимости этой победы, народа исторически крепкой национальности над народом без твердого костяка, легко распадающегося на племенные и родовые образования. Их связал только страх за свою судьбу, лишь немногие среди них возвышаются до идеи патриотизма, защиты родных мест и через то себя, своих святынь, своей культуры. Этот стрелок в шишаке с медным шлемом, жарко пылающим в его руках, со страстной ненавистью готовящийся послать стрелу, — он не отступит, даже если останется совсем один. Мы найдем в толпе татар еще трех-четырех таких же героев, но в массе, пестрой племенной массе татар, вогулов, остяков и т.д. нет того единого духа, которым объединена в монолитное целое маленькая армия казацкого атамана.

Известно, как официальная историческая наука того времени старалась представить в нежно-розовом свете кровавую колонизаторскую политику русского царизма. Поход Ермака под пером верноподданных историков превратился чуть ли не в мирное «миссионерское» предприятие, а сам Ермак приобрел благостные черты верного слуги «царя и отечества». Лагерю либеральных историков Ермак рисовался в «разбойничьем», «кровавом» образе, столь же далеком от исторической правды. Он был превращен в беспринципного наемника, продававшего свой меч и свою жизнь после неудач вольной разбойничьей жизни всем, кто их покупал: сначала  Строгановым, потом царю.

Как к другим историческим деятелям прошлого, вроде Ивана III, Ивана IV, Петра I, так и к Ермаку либеральное общественное мнение относилось настороженно — в их делах видели только сопровождавшие их потоки крови, но не улавливали исторической необходимости и прогрессивности того, что было существом этих дел.

Между тем справедливейший в своих оценках народ давно причислил Ермака к своим любимым героям, а поэтичная «дума» декабриста Рылеева — «Смерть Ермака» — приобрела широкую популярность, быстро став народной песней:

Ревела буря,  дождь шумел; Во мраке молнии  блистали; И непрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали... Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой...

Ермак в этой песне предстает храбрым, заботливым вождем, бесстрашным и находчивым в минуту смертельной опасности, а смерть его рисуется как результат случайности — «тяжелый панцырь, дар царя, стал смертии его причиной».

, несомненно, великолепно знал народные песни и легенды о Ермаке, и образ, который сложился в его представлении, был освещен народной молвой о храбром атамане — покорителе Сибири. Здоровым народным чутьем своим художник разглядел в нем черты народного вождя и сумел показать картину битвы за столицу Кучума как событие большого прогрессивного значения в жизни крепнущего русского государства.

Осененный знаменами, на переднем из которых изображен строгий лик Христа, стоит Ермак иа одной из лодок второго плана, спокойно и уверенно руководя боем. Сильное движение его руки, ритмически подкрепленное многократно повторенными параллелями ружейных стволов, увлекает всех вперед, на врагов. На нем тускло поблескивающие латы, островерхий шлем, из-под козырька которого сверкают зоркие глаза. Рядом с Ермаком держит ружье наготове его ближайший сподвижник — есаул Кольцо. В лихо заломленной шапке, с подкрученными, торчащими усами, он, в противоположность сдержанной силе Ермака, как бы олицетворяет страстное кипение, еле сдерживаемое нетерпение. Эти два основных характера развиваются и варьируются, художником в других персонажах группы казаков. Суриков убедительно вместе с тем противопоставляет характеры вождей обоих лагерей. Ермак — подлинный народный вождь, храбро идущий в авангарде своего войска, воодушевляющий его своим примером, решительным словом и жестом. Кучум же, сидящий на коне, показан далеким силуэтом на берегу, в отрыве от своей истекающей кровью орды.

Однако в обрисовке враждебного казакам лагеря не допустил ни малейшей неверной ноты. Его татары ничуть не похожи на «дикарей», как третировал царизм восточные и северные народы России, провозглашая их «неполноценными». Суриков обнаруживает в них всю гамму лучших человеческих качеств: беззаветный героизм и отвагу, любовь и дружбу, высокое человеческое достоинство. Их лица не только освещены внутренними переживаниями, но многие и по-настоящему прекрасны, как, к примеру, лицо воина с большим луком в центре. Недаром Суриков говорил: «Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Нужно удивляться и тому, насколько неидеализированно изобразил Суриков и своих любимых героев. Подчеркнув беззаветную храбрость казаков, их выдержку и хладнокровие в разгаре боя, он не обошел молчанием и то, что они озлоблены яростным сопротивлением, которого, может быть, и не ожидали. Посмотрите на этого бородача в шапке с желтым верхом, сидящего в передней лодке. Он заряжает ружье, но его голова повернута к толпе врагов, глаза из-под насупленных бровей грозно сверкают. Такой, не щадя своей крови, обильно прольет и вражескую кровь. Да и у всех остальных лица суровые, сосредоточенные — победа дается нелегко. И в то же время зритель ясно видит, что ожесточение — не признак внутренней жестокости, бессердечия, причина его — встречное ожесточенное сопротивление противоположного лагеря. Грозная суровость казаков тае мешает вместе с тем и тому, что всем им присуща уверенность в достижении победы. У них решительные, неторопливые жесты, все четко знают свои обязанности, свое место в бою. Никакой суеты, никакого смятения, хотя навстречу несутся меткий стрелы. Повторы горизонталей ружейных стволов, чуть склоненных вертикалей стоящих фигур Ермака и его ближайших сподвижников, подкрепленных вздернутыми древками штандартов и пик,— вся эта четкая ритмика связывает казачий авангард в крепкую, компактную группу, Придает ей целеустремленное движение. С огромным композиционным мастерством ввел фигуру стоящего у лодки в воде стреляющего казака, видимого со спины. Если очерк группы в целом,, многие жесты, в том числе и жест Ермака, властно устремившего руку вперед, были найдены уже в первых. набросках, то с этой отдельно стоящей фигурой художнику пришлось немало повозиться. На ряде эскизов ее движение ритмически связывается с общим, причем ствол ружья этого казака располагается горизонтально, а он сам изображается почти в профиль. Но при этом группа казаков лишилась существенного акцента. В картине же он многое определяет. Действительно, эта фигура дает направление важной диагонали вглубь, придающей группе казаков очертание клина, входящего в растянутый полукруг татарского войска. Такое композиционное решение казачьего авангарда оказалось наиболее ярко выражающим его мощную устремленность вперед, его внутреннюю силу. Примечательно и то, что Суриков для усиления динамичности группы избрал диагональное построение ее слева направо, что в сравнении с обратным ему построением справа налево производит впечатление  движения гораздо более стремительного и напряженного (сравнивая, например, с медлительным, заторможенным движением саней в «»). Остановимся еще на одном из важнейших композиционных приемов, примененных здесь Суриковым. Мы уже отмечали в качестве первого же впечатления от картины ее огромный пространственный размах и ее массовость. Для достижения такого впечатления, крайне необходимого по существу тематического замысла, Суриков широко использовал систему нескольких горизонтов, тонко совместив воедино части, видимые на самом деле с разных точек зрения. Первопланная группа казаков рисуется нам так, как если бы мы смотрели на нее стоя на борту лодки. Это позволяет зрителю заглянуть в лица сидящих в передней лодке казаков и в то же время сразу же выделить взглядом центральную группу Ермака, возвышающуюся над ними. Первый ряд татарских стрелков, наделенных яркими индивидуальными характерами, изображен также с этой точки зрения. Однако дальше линия горизонта все более и более повышается, хотя всадников на крутом берегу и город Сибирь вдали зритель видит опять с пониженной точки. Это нарушение зрительной «правды» позволило художнику достигнуть в высокой степени яркой художественной правды и, уменьшив масштаб задних фигур, превратить какую-нибудь сотню татар в тысячное скопище племен.

Итак, столкновение народов — вот что прежде всего интересовало художника. «А я ведь летописи не читал, — говорил Суриков.— Она сама (картина.— В. 3.) мне так представлялись: Две стихии встречаются. А когда потом уж (по окончании картины) кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем как у меня...» Ведь и казаков в картине совсем не «горстка», как о том подчас неправильно толкуют. Показывая крупным планом авангард, Суриков символизирует следующую за ним массу множеством торчащих копий.

Вместе с этой величавой эпикой народной трагедии, разыгравшейся на фоне величественного, строгого ландшафта, Суриков, как мы говорили, насытил картину живыми человеческими страстями. Здесь не только столкновение армий, но и скрещение индивидуальных воль, и аил. Мы найдем в картине немало враждующих пар: лучник в центре и обращенный к нему стрелок-казак, лежащий в лодке; заряжающий ружье бородач и воин с медным щитом и т.д. Все это придает картине удивительную правдивость. Каждый участник битвы — живой человек, со своим индивидуальным характером, со своими переживаниями. Впервые в истории русской живописи, а может быть и мировой, была создана батальная картина, в которой сцена сражения была так глубоко раскрыта в ее психологическом содержании.

Высокие живописные качества «» достойны также самого пристального внимания. Картина обладает наредкость тонко сгармонизированным колоритом, цветовым единством и равновесием красочных пятен. Все пронизывает сумеречно-желтоватый отсвет облачного дня, отягчающий яркость каждой краски, но нисколько не лишающий ее индивидуальности. Мастерски пользуясь красочной перспективой, давая сочные, красочные акценты на переднем плане — красный, синий, желтый тона в одеждах казаков, розово-красный щит в руках татарского воина, разнообразные узорчатые одежды обороняющихся,— Суриков быстро приближает краски задних планов к серовато-голубому тону дали, создавая необычайно сильное впечатление глубины.

«» появилось на передвижной выставке 1895 года. Публика с большим вниманием отнеслась к новому произведению знаменитого мастера, однако единодушного признания у критики картина не получила. Даже Стасов, мнением которого особенно дорожил, не разглядел ее великих живописных достоинств и усомнился в ее тематической ценности. Многих настораживал официальный успех картины, которая еще в мастерской Сурикова была приобретена царем.

Однако большинство в демократической художественной среде горячо приветствовало произведение Сурикова, который с удовлетворением и гордостью Писал брату: «Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Был также устроен вечер в мастерской Репина, и он с учениками своими при входе моем тоже аплодировал...» Сурикова особенно трогало то, что даже простые солдаты приходили от картины в восторг. По его желанию был отдан приказ показать ее казачьим воинским частям, причем художник сам давал им пояснения, радуясь, что картина волнует тех, подвиги которых он прославлял.

В наши дни с особой полнотой раскрылась глубокая народность, немеркнущая красота великой картины Сурикова. В ней нам дорого то, что побуждением художника было прославление русского народа, правдиво показанного в героический момент его победы. Нам дорого и то, что он сумел раскрыть в своих героях лучшие стороны характера народа, которому отдал свое вдохновенное искусство, всю свою чистую, могучую жизнь.

В. Зименко Издательство «Искусство». 1948 год. Из серии «Массовая библиотека»

artpoisk.info

Картина Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" - один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» - представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Картина

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример - его картина "Покорение Сибири Ермаком".

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Картина

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, - красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Картина

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине "Покорение Сибири Ермаком" хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

Картина

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры - 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

Источник

www.obovsyom.ru

биография. Казачий атаман, исторический завоеватель Сибири

В народном сознании легендарный покоритель Сибири ― Ермак Тимофеевич - стал в один ряд с былинными богатырями, сделавшись не только выдающейся личностью, оставившей свой след в истории России, но и символом её славного героического прошлого. Этот казачий атаман положил начало освоению бескрайних просторов, простиравшихся за Каменным поясом ― Великим Уральским хребтом.

Загадка, связанная с происхождением Ермака

Ермак биография

У современных историков существует несколько гипотез, связанных с историей его происхождения. По одной из них, Ермак, биография которого являлась предметом исследования многих поколений учёных, был донским казаком, по другой ― уральским. Однако наиболее вероятной кажется та, что основана на сохранившемся рукописном сборнике XVIII века, повествующем о том, что род его происходит из Суздаля, где дед был посадским человеком.

Отец же его, Тимофей, гонимый голодом и нищетой, перебрался на Урал, где нашёл прибежище в землях богатых солепромышленников ― купцов Строгановых. Там он осел, женился и вырастил двух сыновей ― Родиона и Василия. Из этого документа следует, что именно так был наречён во святом крещении будущий покоритель Сибири. Сохранившееся же в истории имя Ермак ― лишь прозвище, одно из тех, что было принято давать в казачьей среде.

Годы военной службы

Покорять Сибирские просторы Ермак Тимофеевич отправился, уже имея за спиной богатый боевой опыт. Известно, что на протяжении двадцати лет он вместе с другими казаками охранял южные рубежи России, а когда в 1558 году царь Иван Грозный начал Ливонскую войну, он принимал участие в походе и даже прославился как один из наиболее бесстрашных воевод. Сохранилось донесение польского коменданта города Могилёва лично королю Стефану Баторию, в котором тот отмечает его храбрость.

В 1577 фактические хозяева уральских земель - купцы Строгановы - наняли большой отряд уральских казаков для защиты от постоянных набегов кочевников, возглавляемых ханом Кучумом. Приглашение получил и Ермак. Биография его с этого момента делает крутой поворот ― малоизвестный казачий атаман становится во главе бесстрашных покорителей Сибири, навсегда вписавших свои имена в историю.

Предание о Ермаке

В поход на усмирение инородцев

Впоследствии Сибирское ханство старалось поддерживать мирные отношения с государями Российскими и аккуратно выплачивало установленный ясак ― дань в виде шкур пушных зверей, но этому предшествовал долгий и трудный период походов и сражений. В честолюбивые планы Кучума входило вытеснение Строгановых и всех, кто жил на их землях с Западного Урала и рек Чусовой и Камы.

На усмирение непокорных инородцев отправилось весьма многочисленное войско ― тысяча шестьсот человек. В те годы в глухом таёжном краю единственными путями сообщения были реки, и предание о Ермаке Тимофеевиче рассказывает, как плыла по ним сотня казачьих стругов ― больших и тяжёлых лодок, способных вместить до двадцати человек со всеми припасами.

Дружина Ермака и её особенности

Этот поход был тщательно подготовлен, и Строгановы не пожалели денег на покупку самого лучшего по тем временам оружия. В распоряжении казаков было триста пищалей, способных поражать противника на расстоянии ста метров, несколько десятков дробовых ружей и даже испанские аркебузы. Кроме того, каждый струг оснастили несколькими пушками, превратив его, таким образом, в боевой корабль. Всё это обеспечивало казакам значительное преимущество перед ханской ордой, в то время вообще не знавшей огнестрельного оружия.

Легенда о Ермаке

Но основным фактором, способствовавшим успеху похода, была чёткая и продуманная организация войска. Вся дружина была разделена на полки, во главе которых Ермак поставил наиболее опытных и авторитетных атаманов. Во время боевых действий их команды передавались при помощи установленных сигналов трубами, литаврами и барабанами. Сыграла свою роль и железная дисциплина, установленная с первых дней похода.

Ермак: биография, ставшая легендой

Знаменитый поход начался 1 сентября 1581 года. Исторические данные и предание о Ермаке свидетельствуют о том, что его флотилия, проплыв по Каме, поднялась в верховья реки Чусовой и дальше по реке Серебрянке достигла Тагильских перевалов. Здесь, в построенном ими Кокуй-городке, казаки провели зиму, а с наступлением весны продолжили путь по реке Тагил ― уже по другую сторону Уральского хребта.

Недалеко от устья таёжной реки Туры произошло первое серьёзное сражение с татарами. Их отряд во главе с племянником хана Маметкулом устроил засаду и с берега осыпал казаков тучей стрел, но был рассеян ответным огнём из пищалей. Отбив нападение, Ермак и его люди продолжили путь и вышли в реку Тобол. Там произошло новое столкновение с неприятелем, на этот раз на суше. Несмотря на то что обе стороны понесли значительные потери, татары были обращены в бегство.

Взятие укреплённых вражеских городов

Ермак Сибирь

Вслед за этими сражениями последовали ещё два ― битва на реке Тобол вблизи Иртыша и взятие татарского города Карачин. В обоих случаях победа была одержана не только благодаря мужеству казаков, но и в результате незаурядных командирских качеств, которыми обладал Ермак. Сибирь - вотчина хана Кучума - постепенно переходила под российский протекторат. Потерпев поражение под Карачином, хан сосредоточил все усилия лишь на оборонительных действиях, оставив свои честолюбивые планы.

Через непродолжительное время, захватив ещё один укреплённый пункт, дружина Ермака вышла наконец к столице Сибирского ханства ― городу Искеру. Легенда о Ермаке, сохранившаяся с тех давних пор, описывает, как трижды шли казаки на приступ города, и трижды татары отбивались от православного воинства. Наконец, их конница предприняла вылазку из-за оборонительных сооружений и устремилась на казаков.

Это была их роковая ошибка. Оказавшись в поле зрения стрелков, они стали для них прекрасной мишенью. С каждым залпом из пищалей поле боя покрывалось всё новыми и новыми телами татар. В конечном итоге защитники Искера бросились бежать, оставив на произвол судьбы своего хана. Победа была полной. В этом отвоёванном у врагов городе Ермак и его войско провели зиму. Как мудрый политик, он сумел наладить отношения с местными таёжными племенами, что позволило избежать ненужных кровопролитий.

Конец жизни Ермака

Из бывшей столицы Сибирского ханства в Москву была послана группа казаков с донесением о ходе экспедиции, с просьбой о подмоге и богатым ясаком из шкур ценных пушных зверей. Иван Грозный, по достоинству оценив заслуги Ермака, направил в его подчинение значительную дружину, а ему лично даровал стальной панцирь ― знак своей царской милости.

Ермак Тимофеевич

Но, несмотря на все успехи, жизнь казаков проходила в постоянной опасности новых нападений татар. Жертвой одной из них и стал легендарный завоеватель Сибири ― Ермак. Биография его обрывается эпизодом, когда тёмной августовской ночью 1585 года отряд казаков, заночевав на берегу дикой таёжной реки, не выставил часовых.

Роковая небрежность позволила татарам внезапно напасть на них. Спасаясь от врагов, Ермак попытался переплыть реку, но тяжёлый панцирь ― подарок царя - увлёк его на дно. Так закончил свою жизнь человек-легенда, подаривший России бескрайние просторы Сибири.

fb.ru

Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком описание

Покорение Сибири Ермаком

Легендарная картина, которую писал Василий Иванович Суриков почти 4 года, известна всем. Она олицетворение освобождения России от татарского хана, начавшаяся по приказу Ивана Грозного с ханом Кучумом. Главный герой казачий атаман Ермак талантливый полководец и просто мужественный человек, выступал против этого хана.

Здесь мы видим поле боя, а именно сражение Ермака и его верных казаков с кучумовцами. Наш главный герой на полотне почти не виден, так как автор выделяет не только главного персонажа, но и его всю армию. Его протянутая рука этот жест, который направляется на войско, говорит о его уверенности в победе. Очень остро и на высоком мастерстве показан пик сражения, а именно кульминация битвы. Производится обстрел из пушек и оружий татарских войск, а они тем временем отвечаю стрельбой из луков.

Вся картина оформлена в мрачных и тяжелых тонах. Это и серое небо, и коричневые воды, и скользкий берег реки. Только красный кафтан одного из бойцов оттеняет весь этот мрак. Это говорит нам о том, что казаки готовы драться не только до первой крови, но и до тех пор, пока смогут держать в руке оружие. Все полотно заполнено войной и болью от потерь, даже не видно продолжения реки, всё завалено мертвыми солдатами.

Лица солдат отражают нам чувства и мысли, которые наполнены различными эмоциями. Главное что объединяет всех это воля к победе над врагом. На картине отчетливо видны отблески блестящих орудий и выстрелы, а так же темные пятна крови. Особое значение имеют лики Христа и фигура Георгия Победоносца на знаменах, говорящие, что победа достается с Божьей помощью.

Очень грамотно художником показаны татары, которые в панике убегают с поля боя. Увидев напористых и непобедимых казаков, им остается только одно сдаваться и бежать. Этот момент дает понять зрителю, что победа близка и дает нам ее прочувствовать и прожить.

Глядя на картину, сам невольно переносишься в те минуты сражения, став их непосредственным участником. Кажется, что слышны залпы орудий, крики сражающихся, свист стрел. Потому что эта картина не только будоражит наши чувства, но и мысли. На особом уровне начинаешь понимать героизм наших предков, как они боролись за родные земли, как умирали и побеждали. Ведь никто и никогда нам не расскажет о подвигах наших дедов как произведения искусных  мастеров своего дела.

Вариант 2

Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.

Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.

Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.

Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор. И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.

Вдали виднеется крепость хана, находящаяся в неминуемой опасности.

Хлопки оружейных выстрелов оглушают наблюдателей, пороховые газы наполняют прибрежный воздух и сжимают лёгкие своей резкостью, а эхо выстрелов заглушает крик людей, участвующих в битве. Зритель видит и слышит насколько сильно желание победы.

Описание настроения картины Покорение Сибири Ермаком

Чувства картины Покорение Сибири Ермаком

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Кузнецова Допрос Салавата

    Центральное место на полотне художника Алексея Кузнецова занимает фигура Салавата Юлаева, национального героя башкирского народа, борца за свободу.

  • Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 класс

    Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.

  • Сочинение по картине Герасимова Дары осени 6 класс

    На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

  • Сочинение по картине Брюллова Бахчисарайский фонтан

    Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.

  • Сочинение по картине Шевандроновой В сельской библиотеке

    Картина Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке» посвящена читателям – детям. Читателей пять, они все разного возраста. По центру полотна изображены девочка и мальчик, скорее всего брат и сестра.

sochinimka.ru

Сибирские летописи или как Ермак Тимофеевич покорял Сибирь (16-17 век).

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Я. М. КАРАМЗИН

Карта Сибири из «Чертёжной книги» (юг — вверху, север — внизу, запад — справа, восток — слева).

Сибирские летописи содержат восемь летописей о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь, и даже больше, летописи повествуют о том, что происходило после смерти атамана казаков Ермака Тимофеевича, это кладезь уникальных исторических очерков, особо ценный подробный исторический источник.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Список Сибирских летописей.

1) РУМЯНЦЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ 2) ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ 3) ПОГОДИНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ 4) СТРОГАНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ 5) БУЗУНОВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ 6) ПУСТОЗЕРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ 7) ОПИСАНИЕ СИБИРИ 8) КУНГУРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581—1582 гг.)

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах 17-18 века.

Историческая справка о современном слове Сибирь, укоренившимся современном понимании Сибирской земли, как следует из летописей Сибирь это прежде всего город властителя Хана Кучума, который впоследствии был убит калмыками за то, что разорял и грабил своих подопечных на закате бесславной своей жизни, Кучум угнал табун лошадей за это злодеяние, калмыкские воины его догнали, и убили .

"Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромные богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял и когда шел через калмыкские улусы, то угнал конские табуны. Калмыкские же воины догнали его, и войска его разгромили, и коней своих отвоевали. Тогда царь Кучум бежал в Ногаи и там был ими убит."

Сибирь (Кашлык, Сибир, Сибер, Ибер, Искер) город, столица Сибирского ханства. Находилась на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска в Тюменской области, сейчас памятник археологии "Кучумово городище".

В то время часто случались набеги Кучумовских племен на Пермь и пермские русские земли, которые в следствии этого несли постоянные разорения, претерпели насилие и людское горе, это беспокоило Ивана Васильевича, после некоторых расспросов братьев Строгановых о Сибирском царстве, и о возможности защиты от набегов башкир, остяков, вагулов, татар, нагайцев, сибирских отрядов, и других кочевников, Иван Васильевич дает добро грамотами с государевыми золотыми печатями на земли от устья реки Чусовой вверх по обеим берегам вплоть до истока и по притокам до (их) истоков, а в тех местах, от Камы вверх по чусовой - на 80 верстах по правому и левому берегам возвести укрепления для защиты и обороны от набегов басурман, дает полную свободу действий, и защиты всеми доступными способами, после чего начинается строительство укреплений, снабжение необходимыми ресурсами, и набор производится отрядов.

С этого момента на сцене появляется атаман Ермак с соратниками, которые часто разбойничали, громили и грабили на реках Волга, Оке и море, суда, каторги, купеческие торговые караваны с ватагой в 5000 человек, думая пойти в Кызылбаши вместе с донскими и яицкими казаками, чтобы господствовать на море, но этого не случилось, грабя купцов, в том числе государственную казну и прочий православных люд, проливая кровь христианскую, об этих подвигах становиться известно, царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, государь взбешен, и разгневан.

В дальнейшем эти события определили судьбу Ермаку Тимофеевичу с сотоварищами идти на службу к Строгановым, охранять земли от набегов разношерстных племен, и в дальнейшем осуществить военный поход на Сибирь.

В следствии чего Ермак с соратниками поступает на службу к Строгановым загладить вину, возможно из опасений, что прогневался великий князь Иван Васильевич, в том либо, либо ином случае, Ермак обороняет Русскую землю и Пермь Великую, разбивает кочевые отряды и покоряет близлежащие племена кочевников, после чего снаряжается экспедиция на Сибирское ханство Кучума, а дальше идут кровавые и ужасающие битвы с ханом Кучумом и кочевниками, которые многократно превосходили силы Ермака с соратниками, зачастую казаки перед битвой с противником, преклоняли колени с молитвой на устах, а далее в схватке следовала отчаянная храбрость (отступать не куда было), тем и брали противоборствую сторону, стоит отметить, что помощи в Сибирской земле Ермаку не было ни от кого ждать, после каждой схватки гибли соратники.

Отмечу, что восемь летописей о Сибири дают разнообразную информацию, зачастую дополняя друг друга, в итоге складывается общая картинка хронологии в событиях, что было в столь далекое время, кто был Ермак, его происхождение, что он делал, что происходило после смерти атамана Ермака с соратниками в Сибирской земле, никакая Википедия, ни кино об этом не расскажет в полной картине.

Что знают об этом ныне живущие современные Сибиряки? Сомневаюсь, что большинство из современников слышало что-либо об исторических Сибирских летописях, тем более, что описано внутри.

Постскриптум: После покорения Сибирских земель производятся экспедиции на край и конец Сибирской земли, Русским Царством активно осваивается Сибирь (освоение велось вдоль рек — Тобола, Иртыша, Оби, Енисея, Амура), основываются новые города-крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Кузнецк (ныне Новокузнецк) (1618), Красноярск (1628), отстраиваются церкви, монастыри, жилые и производственные сооружения, заселяются казаки, купцы, промышленные и служилые люди, казаки, купцы, земледельцы, крестьяне-переселенцы, и прочий люди.

Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа Семёна Ремезова, составленного в 1701 году.

picturehistory.livejournal.com


Смотрите также