Картины и эскизыАлександры Экстер. Эскизы картины


Композиция в живописи. Эскиз

28 марта 2018

Основы рисования

Всякая композиция начинается с эскиза. Эскиз в живописи — это проект картины. Все основные вопросы должны быть продуманы и решены в эскизе.

Главный из этих вопросов, требующий решения в первую очередь — это идея, сюжетный замысел, основная мысль, которую надо выразить понятно и просто. В дальнейшей работе вопросы художественного выражения главной мысли будут приобретать все большее значение, однако идейное содержание произведения всегда остается главным, руководящим и подчиняющим себе все остальное.

Обязательно ли делать эскиз?

Безусловно, обязательно. Начинающий художник должен приучить себя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с эскиза. Эскиз нужен не только для картины, но и для портрета, для пейзажа, даже для академического рисунка с натуры.

Только наброски делаются без предварительного эскиза. Но и наброски не должны быть случайными, сделанными неизвестно для чего. Они преследуют определенную цель — уловить движение животного, птицы, человека, как бы «записать», «запомнить карандашом» выразительный поворот, ракурс, характер изображаемого. Здесь не случайно приведено выражение — «запомнить карандашом», так как делать эскизы — значит, образно выражаясь, думать карандашом.

Какие же вопросы решает эскиз? Самые основные, без которых не может быть творческого произведения. Главная задача в работе над эскизом — добиться выразительности, правильности общего впечатления в поисках художественного образа. Сюда входит расположение частей картины — групп людей, предметов, пейзажа и так далее, расположение силуэтов пластических форм, основных линий, цветовых пятен, которые создают колорит произведения; и при всем этом нельзя упускать главной цели работы — создания художественного образа.

Следовательно, эскиз — это уже композиция. Но композиция не кончается в эскизе, она здесь начинается, и забота о совершенствовании ее не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе над картиной.

Чтобы основная мысль стала ведущей в картине, чтобы создать единую форму, надо в начале работы над эскизом отказаться от деталей и набросать всю сцену целиком. Леонардо да Винчи, например, советовал делать эскизы большой кистью, потому что если будет понятна в эскизе главная мысль, то дальнейшая разработка деталей сделает ее еще ясней; если же эскиз в самом начале не ясен в целом, то никакие детали не помогут.

Композиция тесно связана с созданием художественного образа. Собственно, композицией и решается самая великая задача творчества — создание художественного образа в картине. Художественный образ (в данном случае не в философском, а в творческом, практическом смысле) является настолько важным, что становится главной целью поисков при эскизировании будущей картины.

Если вспомнить ставший классическим пример создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», то видно, что уже в эскизах к ней заключалось самое существо будущей картины — художественный образ в основном мотиве сюжета.

Боярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. МаслоБоярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. Масло

Черный силуэт на белом фоне — сидящая боярыня на фоне снега и заснеженных строений.

Боярыня Морозова. В. Суриков, 1881-1884. КарандашБоярыня Морозова. В. Суриков, 1881-1884. Бумага, акварель, графитный карандаш

Или картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»: на фоне безлюдных волжских просторов возникает вдруг по контрасту группа бурлаков — серая, унылая, поражающая своим драматизмом.

Бурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. МаслоБурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. Масло

Эскиз к картине:

Бурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. КарандашБурлаки на Волге. И. Репин, 1870. Карандаш

Теперь эти картины кажутся естественными, такими, какими они и должны быть, но история создания их говорит о том, что они дались их авторам ценой огромного труда, массы времени и большого количества вариантов эскизов.

Картина создается творческим воображением художника. Она не рассказывает, а показывает, и в этом ее сила и особенность. Картина не является протокольным документом, как фотография. Она — духовное свидетельство времени и эпохи, она выражает мысли и чувства людей этого времени.

О картине И. Е. Репина «Не ждали» можно говорить много: пересказать ее содержание, анализировать мастерство художника, вникнуть в историческое и общественное значение произведения. Но все слова бледнеют перед тем потрясающим впечатлением, которое производит сама картина. Такова сила искусства живописи.

Не ждали. И. Репин, 1884—1888. МаслоНе ждали. И. Репин, 1884—1888. Масло

Ниже приведены два наброска к картине:

Не ждали. И. Репин, 1883. КарандашНе ждали. И. Репин, 1883. КарандашНе ждали. И. Репин, 1883. КарандашНе ждали. И. Репин, 1883. Карандаш

Любую картину в каком-то смысле можно рассматривать как замкнутый мир, имеющий собственную внутреннюю жизнь. Многие художники и теоретики рассматривали картину в виде «сценической коробки», с боков строго ограниченной рамой, а спереди и сзади прозрачными стенками. Ничто не должно выходить за стены и нарушать целостность картины. В. Серов говорил, что одной из забот, всю жизнь его преследовавшей при работе над портретами, была забота о том, чтобы персонажи не «вываливались» на зрителя, а находились в глубине картины. Все, что выходит за переднюю плоскость картины, антихудожественно, нелепо и разрушает произведение.

Внутренний мир картины живет своей независимой жизнью и действует на зрителя только своим художественным образом в целом. В этом и заключается ее огромная сила воздействия. Тонкий художник умеет сделать так, будто бы перед зрителем открывается дверь и он застает все заключенное в картине действие как бы врасплох. Такая неожиданность особенно волнует, поражает, берет в плен своей общей художественной правдивостью, и только потом зритель начинает всматриваться в детали, находить в них подтверждение общей идее и любоваться мастерством исполнения.

drawingpractice.ru

Картины и эскизы Александры Экстер

В 1924 году Александра Экстер покинула Россию, проживала преимущественно во Франции. В 1924-1925 годах занималась оформлением советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовкой экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства ("Арт Деко") в Париже. В лучших своих работах Александра Экстер органически соединила принципы кубизма, конструктивизма и модерна, тем самым развивая стиль "Арт Деко". Персональные выставки Александры Экстер состоялись в 1927 году в Берлине, в 1928 в Лондоне, в 1929 в Париже, в 1930 в Нью-Йорке, в 1937 году в Праге. Александра Экстер умерла в Фонтене-о-Роз под Парижем в 1949 году.

Синьор Капулетти Грегорио Третья женская маска

Эскизы костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира для Московского Камерного театра, 1921 год. Работы хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве

Первая женская маска Бенволио Вторая женская маска

Эскизы костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира для Московского Камерного театра, 1921 год

Произведения Александры Александровны Экстер, находящиеся в музейных собраниях Российской Федерации, атрибуция кисти художницы которых не подлежит сомнению. Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Государственный театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина, Москва Государственный архитектурно-художественный музей "Ростовский кремль", Ярославская область Астраханская картинная галерея имени Б.М. Кустодиева Вологодская областная картинная галерея Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Махачкала Краснодарский краевой музей имени А.В. Луначарского Нижнетагильский музей изобразительных искусств Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева Серпуховский историко-художественный музей Ярославский художественный музей.

Вторая женская маска, эскиз костюмак спектаклю Ромео и Джульетта, 1921 Расплюев, эскиз костюма к спектаклю"Смерть Тарелкина" по комедииСухово-Кобылина, 1921 Чиновники, эскизы к спектаклю по комедии Сухово-Кобылина, 1921 Аэлита, эскиз костюма к кинофильму Аэлита по роману А.Н. Толстого, 1924 Орфей и Эвридика, 1930-е, собраниесемьи Веры Игнатьевны Мухиной Танцоры на пляже, начало1930-х, частная коллекция

Произведения Александры Экстер, находящиеся в мировых музейных собраниях. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания Музей Людвига, Кельн, Германия Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен, Германия Музей нового и современного искусства, Салоники, Греция Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид, Испания Музей украинского изобразительного искусства, Киев, Украина Музей современного искусства, Сент-Этьен, Франция Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Публичная библиотека, Линкольн центр, Нью-Йорк Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало Музей изящных искусств, Филадельфия Музей искусств Нойбергера, штат Нью-Йорк Музей Уодсворт Атениум, Хартфорд, США Галерея Техасского университета, Остин, штат Техас Национальная галерея Канады, Торонто, Онтарио.

smallbay.ru

Эскиз в живописи | aquarells.ru

Эскиз в живописи

Автор: Марина | Рубрика: О живописи и графике Четверг 23 Авг 2012

 

 

Эскиз в живописи (франц. esquisse) – это предварительный набросок, целью которого является фиксация общего замысла картины или скульптуры или же ее части.

Леонардо да Винчи. Эскиз к картине «Мадонна с младенцем» 1508 г.

 

Эскиз намечает композицию, пространственное расположение предметов или фигур, основные колористические соотношения будущего произведения живописи или скульптуры.

Различают графические, живописные и скульптурные эскизы. Как правило, эскизы выполняются в беглой и свободной манере, но бывают и детально проработаны.

Эскиз спальни. Современный дизайн.

 

Среди наследия крупных художников эскизы имеют особенную художественную ценность как самостоятельные произведения искусства, а не только как часть подготовительной работы.

 

Похожее

aquarells.ru

Живопись фигуры - А. А. Унковский

Эскизы и этюды к картине

Когда художник ищет композиционное решение жанровой картины, отвечающее его творческому замыслу, он использует различные графические и живописные средства. Работу над эскизами часто начинаютс карандашных и акварельных набросков. Такие наброски иногда очень скупые в изобразительных средствах, являются результатом выражения первого образного представления. После этого делается более конкретный эскиз маслом. Конечно, фигуры людей трактуются в нем довольно обобщенно, крупными массами, без детализации формы, но в то же время они должны достаточно убедительно передавать различные движения, тональные и цветовые различия, а также взаимоотношения с той средой, в которой они находятся (в пейзаже или интерьере).

Каждая жанровая фигурная композиция должна иметь свое решение, свой строй, который отличает ее от других композиций, а потому нельзя вести работу на одном композиционном приеме, используя положения, позы и группировки фигур, уже встречающиеся в других работах. Сюжетное распределение фигур в композиции должно полностью зависеть от того жизненного сюжета, который художник выбрал. Сюжет помогает определить и формат эскиза, и особенности композиции, и выбор тех предметов изображения, которые нужно взять более крупными, отведя им главное место. Все то, что играет второстепенную, вспомогательную роль, придется «увести» на второй план, погасить в тоне и цвете.

В полном соответствии с выбранным сюжетом используются и различные приемы освещения, возможности тональной и цветовой насыщенности в изображении фигур персонажей и, конечно, определяется общий колорит.

Именно здесь, в работе над колористическим решением фигур, объединенных общим сюжетом, нужно дать взаимосвязь всех элементов цветового строя. Ведь колорит является одним из главных средств искусства живописи. В работе над эскизом, чтобы передать определенный колорит, краски нужно брать не обособленно, а в отношениях, т. е. во взаимосвязи с соседними тонами и с учетом общего цветового решения.

Чтобы добиться выразительности художественного образа, необходимо работать и над распределением тональных масс, силуэтов темного на светлом фойе и, наоборот, светлого на темном, над пластическим расположением фигур, учитывая направление тех линий, которые они образуют. Все многообразие изобразительных средств и приемов нужно использовать для лучшего выражения выбранного сюжета.

В процессе создания композиции, чтобы сделать картину жизненно убедительной, художнику приходится на основе эскиза выполнять этюды для отдельных персонажей непосредственно с натуры. Этюды эти, разумеется, пишут в тех условиях освещения, в которых задумана картина.

В большинстве случаев этюды выполняются быстро, так как в них нужно уловить характерные особенности позирующего человека, запечатленного в определенном движении и в условиях того или иного состояния дня. Так, например, этюды В. И. Сурикова к «Боярыне Морозовой», написанные с разных людей в условиях серого зимнего дня, помогли художнику придать персонажам картины необходимую убедительность. Благодаря этому каждое лицо и картине находится под влиянием воздушной среды и богато рефлексами от неба. Несмотря на разнообразие цвета в трактовке лиц и фигур, все они объединены колоритом московской зимы. Все это придало живописи большую эмоциональную силу, позволившую так великолепно выразить замысел художника. В. И. Суриков придавал этюдной работе большое значение, тратя много времени и сил в поисках нужных ему типов, предпринимая для этого дальние поездки. В период работы над «Покорением Сибири Ермаком» В. И. Суриков написал много этюдов казаков. Вот строки одного из его писем: «Не знаю, каково будет на Дону, да очень нужно быть там.

Ничего не поделаешь... Лица старых казаков там напишу». В другом письме он сообщает: «Я написал много этюдов, все лица характерные» 1.

Среди подготовительных работ И. Е. Репина к «Крестному ходу в Курской губернии» известно несколько этюдов и набросков горбуна. Один этюд сделан в солнечный день и полностью соответствует тому освещению, которое имеется в картине. Есть, однако, продолжительный этюд в другом, повороте, который скорее является портретом этого человека. Очевидно, художника сильно заинтересовал этот характер, В этом этюде видна убедительная и детальная лепка головы и одежды.

Много этюдов и зарисовок бурлаков сделал И. Е. Репин во время своей поездки по Волге. Там он близко познакомился с героями своей будущей картины, собрал богатый материал, который помог ему с такой силой воплотить в картине свой замысел. «...Но я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз, — писал И. Е. Репин в «Далеком близком», — и все больше и больше нравится он мне: я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. Какая теплота в этом колорите!» 2.

В картине «Бурлаки на Волге» можно видеть, насколько жизненны и убедительны типы бурлаков, выполненные на основе этюдов и многочисленных карандашных набросков с натуры. Несмотря на детальную лепку тела и одежды, группа фигур сохраняет цельность силуэта, что так важно для общей композиции. Все персонажи объединены одной темой, заняты одной тяжелой физической работой, но фигуры бурлаков в картине не повторяют полностью движений друг друга, в их изображении достигнуто большое пластическое разнообразие. Так, для крайнего слева бурлака, который выделяется четким силуэтом на фоне пейзажа, найдено очень выразительное движение. Эта согнутая фигура с низко опущенной рукой является одним из главных образов картины. Фигура второго бурлака — Канина — в целом повторяет то же движение, но сильно отличается от первой фигуры по пластике. Третий, высокий бурлак с трубкой во рту, очень отличен от соседних как по своему движению, так и по типажу, по тональному решению тела и одежды. Соседняя с ним сильно согнутая фигура опять вносит большое разнообразие в общую группу и т. д.

Умело подбирая на основе собранного этюдного материала отдельные позы и находя в них пластическое разнообразие, художник не отошел от жизненности сюжета, создав реалистическое произведение большой эмоциональной силы.

Большой правдой, выразительностью композиционного решения и мастерством в живописи отличается одно из лучших произведений советского изобразительного искусства — картина Б. В. Иогансона « На старом уральском заводе».

Непримиримое столкновение противостоящих друг другу социальных сил в дореволюционной России дано здесь путем показа типически обобщенных характеров.

Великолепно передан в картине образ рабочего, показано его моральное превосходство над капиталистом. Глаза рабочего светятся ненавистью и гневным протестом против невыносимой эксплуатации. Смело вылеплены художником черты его лица. Пластически красива вся фигура. Сильные руки усиливают общую выразительность.

1 Цит. по ст.: А. Турунов, Как создавалась картина «Покорение Сибири Ермаком», «Искусство», 1937, № 7, стр. 101.

2 И. Е. Репин, Далекое близкое, M. «Искусство», 1949, стр. 257.

hudozhnikam.ru