history_of_art. Ева картины


...Адам и Ева в живописи XII-XIIV вв. : ludabelka

5expulsiБратья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.31englisАнглийский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.5nave01sМозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

08_1251Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).creationДжиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.1annunc1Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

Из ЖЖ: http://vakin.livejournal.com/730621.html

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?1openЯн и Губерт ван Эйк.  Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».u1adam3u7eve3Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.expulsТоммазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.2lastjudИероним Босх. Рай. Левая створка алтаря«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.10leftИероним Босх. Рай. Левая створка алтаря«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».11leftИероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде"  прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад.04_3ce4Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.2panel4Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.03adam_eАльбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.31adam_eГанс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.adamev05Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Из ЖЖ: http://vakin.livejournal.com/730621.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

ludabelka.livejournal.com

Адам и Ева - История искусств

5expulsiБратья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.31englisАнглийский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.

5nave01sМозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

08_1251Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).

creationДжиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.

1annunc1Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?

1openЯн и Губерт ван Эйк.  Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».

u1adam3    u7eve3Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.

expulsТоммазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.

2lastjud   10leftИероним Босх. Рай. Левая створка алтаря«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.

Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».

11leftИероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде"  прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад.

04_3ce4Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.

2panel4Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.

03adam_eАльбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.

31adam_eГанс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.

adamev05Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Иллюстрации с сайтаhttp://www.wga.hu/index1.html

history-of-art.livejournal.com

АДАМ и ЕВА в изобразительном искусстве. Религиозные сюжеты в живописи. Часть 1.

    Как известно всем любителям живописи, одними из самых популярных для изобразительного искусства европейского Средневековья и Ренессанса являлись библейские сюжеты, что неудивительно, как мне представляется, если учитывать следующие факторы:- во-первых, для людей Средневековья религиозное сознание было едва ли не определяющим как в повседневной жизни, так и в творчестве;- во-вторых, именно библейские сюжеты были наиболее понятны в это время для представителей любых сословий, поэтому не стоит сбрасывать со счетов стремление художников быть понятыми массами, да и популярными не только в аристократической, но и простонародной среде;- в-третьих, многие живописцы работали по заказам Церкви, которая в условиях неграмотности абсолютного большинства своих прихожан, а также малопонятной мессе на мертвой латыни, стремилась донести до паствы суть христианской веры любыми способами, в том числе и посредством визуального ряда.

    Это, кстати, характерно как для католической, так и для православной Церкви. Фресковая живопись в культовых сооружениях и той, и другой конфессии изобилует изображениями сцен ветхозаветной истории, Страстей Господних, деяний апостолов, Страшного Суда и т.д.

    Я полагаю, будет интересно проследить, какие именно библейские сюжеты использовались художниками в их творчестве. И разумеется, в этом случае нужно начинать с Книги Бытия, с Акта Творения, с первых, согласно Библии, людей - Адама и Евы.

    На шестой День Творения, согласно Библии (Быт., 1:24-31), Бог создал первых людей - Адама и Еву.   Основные сюжеты об Адаме и Еве в изобразительном искусстве можно условно разделить на несколько тем:

- Акт Творения;- Пребывание Адама и Евы в Эдемском саду, то есть, в раю;- Искушение;- Изгнание из рая.

    До эпохи раннего Возрождения в Акте Творения Бог, как правило, изображался как второе лицо Троицы - Иисус Христос, но в более поздних произведениях его соотносят с "патриархальным" типом Бога-Отца. Он вдыхает жизнь в ноздри Адама или простирает свою руку, чтобы передать ему жизнь своим прикосновением.

  В сцене сотворения Евы Адам лежит на земле, поскольку Бог погрузил его в глубокий сон, а сам тем временем извлекает из него ребро. Хотя в Книге Бытия утверждается, что Ева была создана из ребра уже после того, как Бог вынул его и прикрыл это место у Адама (Быт., 2:21 - 22), существовало широко распространенное правило, согласно которому она изображалась выходящей из тела Адама в тот момент, когда он еще спит.    По другой версии, ее изображают полностью сотворенной, стоящей перед Богом в позе, выражающей почтение. Изредка художники изображали эту пару без пупков, подчеркивая этим их непорочное происхождение.

Эдемский сад.

    В живописи художников Северного Возрождения изображалась буйная растительность в раю с длинными аллеями и лесными прогалинами. Южные мастера же стремились к изображению рая как оазиса в пустыне; его питают четыре реки, и он часто обнесен стеной. В раю обитают всевозможные животные, а Адам дает им имена (Быт., 2:19 - 21). Он может либо стоять над ними на возвышении, или же они проходят перед ним, а он тем временем записывает их имена в книгу.

Искушение.

    Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла, но Змей, самый хитрый из всех Божьих тварей, соблазнил Еву, сказав: "Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт.,: 3: 5). Ева отведала плода и дала его Адаму, который также вкусил его. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт., 3: 7).

    Обычно Древо познания добра и зла - это яблоня или фиговое дерево. Змей - искуситель изображается вьющимся вокруг ствола или стоит рядом с ним. У него может быть женская голова, а порой и торс (здесь очевидно влияние ближневосточных преданий о Лилит). Адам и Ева стоят у дерева, Ева держит плод или изображена в тот момент, когда пытается скрыть его или же, надкусив, предлагает его Адаму.

Изгнание из рая.

    Бог проклял Змея: "Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах" (Быт., 3: 7). Ева за свое ослушание была осуждена в муках рожать детей и терпеть господство Адама. Наказанием Адаму было впредь трудиться в поле до самой своей смерти, добывая себе хлеб насущный. Бог обрядил их обоих в одежды из кожи и изгнал из рая, чтобы они не вкусили также от Древа жизни и не обрели бессмертия. И чтобы сохранить это Древо, Бог "поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся" (Быт., 3: 24).

    В изобразительном искусстве Адам и Ева покидают Эдем обнаженными, прикрываясь руками, или же гирлянда из листьев обвивает их бедра; их лица выражают предельное горе и отчаяние. Изображается также ангел, выводящий их из рая, в руках которого меч или кнут.

  В последней сцене изнуренный Адам копает землю лопатой или мотыгой, пашет или сеет, а Ева либо помогает ему, либо сидит за прялкой. Иногда изображаются играющие возле нее двое малышей - Каин и Авель.

  Надеюсь, вам было интересно.    Продолжение следует.

    Сергей Воробьев.

 

sergeyurich.livejournal.com

Адам и Ева - 6 - XV – XVII века

Адам и Ева в изобразительном искусстве

АДАМ И ЕВА , XV – XVII века - ч. 6

Среди живописцев пятнадцатого – семнадцатого веков, обращавшихся к образу Адама и ЕвыМазаччо, Г. ван дёр Гус, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, Лука Лейденский, Я. Госсарт, Тинторетто, X. Голциус, Б. Спрангер.

Бартоломеус Спрангер. Первородный грех.

Пожалуй, первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей,были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-1432 годах для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складнойдвухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено двести пятьдесят восемь человеческих фигур, в том числе и Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа отцентральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман:"Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входятв алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые."

Ян и Губерт ван Эйк.Адам . Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г.

Ян и Губерт ван Эйк.Ева. Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г.

Самая поразительная из фресок Томмазо Мазаччо капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции — «Изгнание Адама и Евы из рая» (1428 г.). Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом,каждой складкой тела говорят о горе. Главное здесь – не библейский сюжет и не внешниедетали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта.

Томмазо Мазаччо.Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. Капелла Бранкаччи. Флоренция. XV в.

В итальянской живописи тема разрабатывалась Паоло Уччелло (фреска «Первородный грех», 1432-36 гг.) и художником сиенской школы Джованни ди Паоло («Изгнание из рая»).

Фреска Паоло Уччелло. Сотворение Евы и Первородный грех.

Джованни ди Паоло. Изгнание из рая.

Во фламандский живописи второй половины XV века к образам Адама и Евы обращалисьГанс Мемлинг («Адам и Ева») и Хуго ван дер Гус («Грехопадение»).

Хуго ван дер Гус. Грехопадение. 1480 г.

В Нидерландах в первые годы шестнадцатого века к теме Адама и Евы обращается Иероним Босх — «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд».

Иероним Босх.Воз сена. Левая створка.

На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы,грехопадение и изгнание из рая.

Иероним Босх.Страшный суд. Левая створка.

В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской»композиции к правой — «адской». Адам и Ева выглядят у Босха трогательно невинными —первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение — не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории.

Иероним Босх.Сад земных наслаждений. Рай.Левая створка.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом.Микеланджело создаёт на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане I фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая». Во фреске на потолке Сикстинской капеллы. Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное создание,словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающаясвои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетновстречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придаваяфреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.

Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Микеланджело. Сотворение Евы. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Микеланджело. Грехопадение. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

К фигурам Адама и Евы обращаются Якопо Тинторетто – «Искушение Адама» (1550 г.), П. Веронезе — «Сотворение Евы» (1575 – 1580 г.), Тициан — «Грехопадение» (ок. 1570 г.),Леонардо да Винчи – рисунок «Адам и Ева», Рафаэль — «Адам и Ева» (1509-1511 гг.).

Паоло Веронезе. Сотворение Евы. 1575 – 1580 г.

Тициан. Грехопадение.

Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511 гг.

То, что Адам и Ева — мужчина и женщина, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, впервые нашло отражение в работах Альбрехта Дюрера. Он создает на эту тему ряд гравюр, а также две парные картины – «Адам» и «Ева».Отметим, что в немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Картины первоначальнопредназначалась для заказного алтаря, но по неизвестным причинам он так и не былнаписан.Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. Его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги.

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504 г.

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» написанной в 1517 году Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 года Ева выглядит стыдливо-целомудренной.

Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1517 г.

Ганс Бальдунг Грин. Адам и Ева. 1531–1535 гг.

А вот у Лукаса Кранаха Старшего создавшего семь композиций на тему грехопадения, Ева кокетлива и соблазнительна.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1526 г.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1531 г.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1538 г.

Лукас Кранах Старший. Эдем.

В XVII веке к образам Адама и Евы обращаются Рембрандт («Адам и Ева», 1638 г.), Якоб Йорданс («Искушение Адама и Евы», 1640 г.), Адриан ван дер Верф («Адам и Ева»)и Хендрик Гольциус («Грехопадение»).

Рембрандт. Адам и Ева. 1638 г..

Адриан ван дер Верф. Адам и Ева.

Хендрик Гольциус. Грехопадение. 1616 г.

Источник: enc.vkarp.com

ngasanova.livejournal.com


Смотрите также