Изобразительное искусство и еврейский мир. Еврейские картины


ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

"Во мне слились – перемешалисьпророки, веры и скрижали,тысячелетия в пути.Исходы, бегства, караваны,местечки, города и страны –нигде покоя не найти..." М.Этельзон, "Еврей"

Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника Александра Шабанова "Ищу человека", с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.

580133

Мне казалось, что так передать суть народного характера может только представитель этого народа, но я нигде не нашла упоминания о том, что художник имеет какое-то отношение к еврейству. Тогда у меня возник интерес к тому, как нееврейские художники отражали еврейские характеры и жизнь еврейских общин в своих странах. Ведь в силу религиозной традиции мы не можем судить об этом до самого конца 19 века, когда появились первые еврейские художники, нарушившие религиозные запреты. ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…")Начиная с 15 века, с изгнания евреев из Испании, происходит постепенное распространение евреев по Европе, возникает интерес к их образу жизни. Евреи привлекали к себе внимание и многочисленных художников. Имеется сравнительно большое количество полотен, на которых запечатлены те или иные стороны жизни евреев. Несомненно, каждый из этих художников имел свое видение этого своеобразного и не совсем понятного ему мира. И сначала еврейский образ проник в живопись в качестве персонажей ветхозаветных и евангельских сюжетов, что понятно - христианство выросло из иудаизма, все персонажи Ветхого Завета и Евангелия были евреями. Многие художники никогда не видели евреев, не были знакомы с их бытом, традициями и внешностью, поэтому изображали на своих полотнах близких или знакомых им людей и допускали много фактологических ошибок. Доходило до смешного, как, например, на картине Веронезе, где ни лица, ни одежда, ни пейзаж не соответствуют образам библейской страны.

Paolo_Veronese_005

Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.

caravaggio_23

Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.

den_Petra_i_Pavla

Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.

загруженное

Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_Het_Joodse_bruidje

Рембрандт дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, даже на некоторых его картинах имеются надписи на иврите, например на этой (מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎ - мене, мене, текел, упарсин - "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твое и дано персам")

Rembrandt-Belsazar

Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше

16_Rembrangt-Rabbi

и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.

79ea1257664b628a52354061966595a3

После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.

r220

Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.

Еще один голландский художник, Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины "Еврейское кладбище" реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась "Аллегория жизни человеческой".

ruisdael_03

Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: "Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно... и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…"

Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника Н.Григореску не только в манере, но и в портретах

images

и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.

Николае Григореску-Еврей с гусем

Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев Gierymski

Zydowka_z_cytrynami

и Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.

pl_fo_michalowski_zydzi_mnk_3461396 (1)

Есть одна картина у Пабло Пикассо, написанная в "голубой" период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.

1421576397_goluboy-period-staryy-evrey-s-malchikom-1903-holst-maslo-moskva-gosudarstvennyy-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-im.-a.s.-pushkina

В России, как и на Западе, еврейские образы первоначально использовались для изображения в живописи библейских персонажей, ничем внешне не напоминая истинных евреев. Даже И.Крамской изобразил в образе Христа совсем не еврея, а по слухам - самого себя.

khristos_v_pustyne

Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины "Явление Христа народу".

10_ivanov_yavlenie_messii_fr04

Это же можно сказать и о В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.

image001

Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.

1912

В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели "еврейский мир" со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.

А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста Александра Шабанова

chelovek-s-pticey_shabanov_aleksandr_1353592853

Он родился в 1957 году в г. Донецке (Украина). Закончил Художественную школу г. Донецка, занимался в изостудии, учился в Московском университете им Н Крупской. Участвовал в областных и республиканских выставках . Является учредителем творческого объединения художников "Пленер".

photo_176_4602992

Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии...

photo_125_7450622

Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда...

Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.

Ссылки: http://arts.in.ua/artists/shabanov_art/http://shabanov-art.com/Портрет в творчестве Рембрандта. К. С. Егорова. - М. : Искусство, 1975.http://www.jewish-heritage.org/prep12.htmhttp://artmy.com.ua/article-evreyskaya-topic.shtmlhttp://www.stihi.ru/avtor/etelzon

vanatik05.livejournal.com

Евреи в мировой живописи - uglich_jj

1

"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже - подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

96ced0fb53b35b714d9dc31ab14568ec0a9c1584

Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.

3

Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?

4

Ну тогда Окей. Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).

Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране. Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.

Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.

Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.

5

По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.

Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.

6

Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьем в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.

Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных".

Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.

7

Женщин и детей сжигают живьем:

8

Резня проходит в присутствии католического духовенства.

9

Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).

На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.

11

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд. Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея - мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.

11.1.jpg

Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.

11.2.jpg

Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.

12

Два главных персонажа - великолепны.

13

Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.

14

Но кого - не могу вспомнить.

15

Я бы назвал эту картину: "Рождение системы "Платон". Можете предлагать свои варианты.

Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.

16

Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.

17

"В корчме". Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости - Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.

18

А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:

Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает. "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.

19

Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).

Как ни крути, а социальный лифт - великая вещь. Даже, если через несколько поколений.

20

Ну и еще немного про жуликов:

Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.

21

Как вариант картина могла бы называться: "Санкции ввели!!!" Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.

Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"

22

Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе, Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.

23

Ну и конечно легендарный портной.

Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.

24

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.

25

Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт. Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт.

Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.

26

В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку. Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.

Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.

27

Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.

28

Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.

29

По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".

Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).

Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.

30

Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.

31

В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).

Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.

Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:

«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Да, сурово...Но зато на выходе получался «Народ Книги».

Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.

Frankfort, Eduard. A Theological Debate, 1888

Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.

Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.

32

Однако не всегда оно было так весело.

Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.

33

Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:

34

Враги Христовы беснуются.

35

Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:

37

Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.

Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.

38

Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.

39

Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире. Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.

Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

40

Все участники ритуала - в экстазе.

41

Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).

42

Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину. Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г. картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.

Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:

Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).

43

Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.

Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.

44

Давид Олер. "В крематории", 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).

45

Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.

Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).

46

Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.

Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).

47

На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!

uglich-jj.livejournal.com

Изобразительное искусство и еврейский мир

 

Великие произведения искусства на протяжении всей человеческой истории неразрывно связаны с религией.

Взаимоотношения иудаизма с изобразительным искусством складывались под влиянием Второй заповеди Торы: "Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им..." (Исход, 20:4-5).

Иудаизм запрещает создание образов, предназначенных для поклонения, отделяя их от изображений, созданных для декоративного украшения ритуальных предметов и интерьеров синагог.

Есть в еврейской истории один потрясающий пример взаимоотношения изображения и религии. В пустыне Моше получил заповедь сделать медного змея, водрузить его на древко и нести впереди колен Израиля. Этот змей имел чисто утилитарное назначение - он должен был каким-то неведомым нам образом спасать израильтян от укусов гадюк в пустыне. Когда поход кончился, это замечательное изображение, конечно же, сохранили. Держали его в Храме. Спустя несколько веков иудейский царь Хизкия обнаружил, что народ ходит поклоняться этому змею, и приказал его уничтожить. Уничтожению подлежала вещь, сделанная самым великим человеком в еврейской истории, сделанная не самочинно, а по прямому повелению свыше. И все же тот факт, что народ начал этой вещи поклоняться, оказался достаточным, чтобы от нее избавиться.

Иудаизм не отрицает, что на свете существуют силы природы. Он утверждает, что силы эти созданы Всевышним. Известный мидраш говорит, что изначально все человечество служило только Всевышнему, но потом люди решили, что стоит поклоняться и Его слугам - солнцу, луне и т.д. В результате картина мира раскололась, вместо поклонения единому источнику всего, Создателю света и творцу тьмы (Исайя, 40), люди начали служить идолам.

Раскалывая высший мир, человек раскалывает и свой внутренний мир. В Талмуде сказано: "Идолопоклонство - источник всех бед". Иудаизм чувствует исходящую от идолопоклонства опасность и воздвигает на его пути преграду - запрещает художникам изображать высшие силы.

Археология показывает, что в Стране Израиля до 3 века новой эры евреи не делали никаких изображений животных и птиц, и уж тем более людей. Изображений нет на могилах, нет в домах. Единственное, что мы находим, - это чисто декоративное искусство: орнаменты, переплетения листьев, цветов и плодов.Мудрецы той эпохи отлично знали разницу между декоративными изображениями и сакральными, используемыми в других культурах. Талмуд выступает не против изобразительного искусства, а против идолопоклонства. Любовь к красивому - неистребима. Когда царь Ирод решил перестроить Иерусалимский Храм, он сделал его из голубого и белого мрамора. Собрался Ирод покрыть мрамор золотом, но мудрецы ему сказали: "Оставь его как есть, так будет красивее, потому что похоже на морские волны".

Изобразительное искусство и еврейский мир

"Мозаика синагоги в Бейт-Шиане". 6 век.

Где-то около третьего еврейские мудрецы несколько ослабили запреты. Отныне дается разрешение делать фигуративные изображения на мозаичных полах и на фресках синагог, ставших главными центрами еврейской религиозной жизни после разрушения Второго Храма. Безусловно, евреи испытывали влияние античной культуры - греческой и римской. Однако еврейское изобразительное искусство того времени достаточно самостоятельно.В 1930 году археологи раскопали руины синагоги в Дура-Европос - сирийском городе на берегу Эфрата. Синагога была построена в 244 году нашей эры. Внутренние стены и потолки синагоги были покрыты фресками, последовательно изображавшими сцены из Танаха в соответствии с их интерпретацией в Мидрашах.

Изобразительное искусство и еврейский мир

Изобразительное искусство и еврейский мир

"Жертвоприношение Исаака".Фрагмент напольной мозаики синагоги в Бейт-Алефе.6 век.

Эта свобода еврейского религиозного по сути искусства исчезает в 5-6 веках, когда христианство начинает пользоваться художественными средствами для распространения своих представлений и верований

Иудаизм, стремясь отмежеваться от христианских обычаев, вновь налагает запреты на изображения. В средневековых синагогах фигуративные изображения встречаются редко, их заменили схематичные изображения Иерусалима, Храма, скрижалей завета и декоративные орнаменты.

Изобразительное искусство и еврейский мир

росписи синагоги в Могилеве.

Зато в иллюминированных рукописях наблюдается удивительное разнообразие способов иллюстрирования священных текстов.

Изобразительное искусство и еврейский мириллюстрация к Барселонсой Агаде.16 век.

 

Помимо диковинных зверей и птиц появляются и своеобразные изображения людей. Изображаются человеческие фигуры с птичьими или звериными головами. Так, в Птичьей агаде 1300 года из Музея Израиля каждый персонаж представляет собой диковинный гибрид человека и птицы, причем птичья голова неизменно увенчана островерхой шапкой, которую в то время вынуждены были носить в качестве отличительного знака евреи Германии.

Изобразительное искусство и еврейский мир

"Птичья Агада".

Тех, кто когда-либо бывал на старых еврейских кладбищах Восточной и Центральной Европы, всегда поражала изысканная и гармоничная резьба на каменных надгробиях (мацевот). Причудливые изображения зверей и птиц, растений и цветов завораживают сочетанием декоративности и выразительной образности.

Изобразительное искусство и еврейский мир

"Стела Арье-Лейба, сына Шолома", первая половина 19 века.Яблонов.

Первые надгробные еврейские стелы появились в Северной Италии - в Падуе и Венеции, оттуда распространились по всей Европе. На них выбиты семейные эмблемы, которые с первой половины 16 века выбирали себе состоятельные евреи. Это, как правило, животное или растение, чье название этимологически или фонетически связано с именем владельца. Семейство Каценельбоген предпочло для гербового рисунка кота (кацен по-немецки кошка), семья Цви Гирш - оленя, Дов Бер - медведя, а человек по фамилии Элефанте выбрал слона. В начале 18 века на надгробиях появляются изображения, уже никак не связанные с именами: лев с единорогом, птица, утаскивающая зверька, три зайца, медведи, несущие виноградную лозу. Это не просто украшения или фамильные знаки, а определенный изобразительный язык, поддающийся расшифровке. Например, двуглавый орел - не признак лояльности евреев к государственной власти, а изображение таких эманаций Бога, как справедливый Суд и Милосердие.

Изобразительное искусство и еврейский мир

 Аист символизирует праведника, хасида [хасид’а - на иврите аист], а заяц - особо богобоязненного человека.

Изобразительное искусство и еврейский мир

Один из фрагментов росписи Могилевской синагоги.

 Древо Познания с гнездом,к которому летит аист, несущий змею. Около Древа – архитектурная конструкция в виде башни на колесах: изображение библейского ковчега Завета на пути в Иерусалим.Аисты на Древе Познания символизируют подлинных праведников, которые способны победить змей, то есть сатанинские силы. Символ основан на созвучии слов «хасид» («праведник») и «хасида» («аист») на языке иврит

Новые изменения произошли уже в 19 веке, когда мировое искусство окончательно вырвалось из-под опеки религии. Художники стали работать не столько для церкви, сколько для частных людей, а их картины - отражать окружающий мир, а не сакральные события. И как реакция на происходящее во внешнем мире вновь ослабли еврейские религиозные запреты. В своде еврейских законов Шулхан Арух допустимыми признаны плоские (не скульптурные) изображения человека, если какие-либо части его тела деформированы или вообще отсутствуют. В соответствии с этими правилами фигуры людей на еврейских фресках частично драпируются или заслоняются листвой, облаками, камнями. Например, в росписи синагоги в Черновцах на сюжет из книги Йоны: рыба заглатывает Йону - художник показал лишь торчащие из пасти чудища ноги в белых чулках и черных ботинках, типичных для хасидского костюма 19 века. В произведениях анонимных художников того времени часто встречаются образы, свойственные специфически еврейскому художественному мышлению. Так, изображая визит ангелов к Аврааму, художник рисует три пустых стула, придвинутых к накрытому столу, а обвивающая дома сказочная рыба Левиафан символизирует мессианские времена и возрождение Иерусалима.

Яркий, образный и наивный язык еврейского народного искусства стал в начале 20 века основой для искусства профессионального. Есть некие устойчивые традиции, прослеживаемые со Средних веков и до наших дней. Представим себе впечатления ребенка, живущего в еврейском местечке. Самый большой дом, который он видит - синагога. Синагога должна вместить в праздник всех евреев местечка. Свои представления об изобразительном искусстве ребенок выносит оттуда. Диковинные и таинственные для постороннего взгляда изображения животных на росписях, занавесях, резьбе составляют для еврейского мальчика понятный, последовательный образный ряд.

Изобразительное искусство и еврейский мир

"Роспись Ходоровской синагоги". 16 век.

. Поскольку еврейское искусство избегало человеческих изображений, еврейский художник намеренно изображает людей в виде животных или придумывает существо, соединяющее в себе и человеческие и «звериные» черты. Отсюда возникает фантастический изобразительный ряд, которым пользуются еврейские художники и сегодня. Это - устойчивая линия, проходящая через весь еврейский мир

В 1919 г. Лисицким, например, были сделаны иллюстрации к старинной народной песне на арамейском языке, которая завершает чтение Пасхальной агады. В песне говорится о козленке, которого купил отец за два зуза (денежная единица в древности), которого съела кошка, а кошку съела - собака и т.д. Пока не пришел отец и не восстановил справедливость. По иллюстрациям видно, что Лисицкий прекрасно понимал  образный язык священных текстов - каждый персонаж в его картинках точен и многозначен.

 

Изобразительное искусство и еврейский мир

 

Шагал  писал о своих прямых родственных связях с художником, расписавшем синагогу в Могилеве.

Шагал, Лисицкий, Чайков,Альтман отождествляли себя с еврейскими ремесленниками, искусство которых открылось им в материалах экспедиции С. Ан-ского, в начале 20 века описавшего и исследовавшего множество синагог и еврейских кладбищ.Народный примитив становится основой авангардного творчества еврейских художников Восточной Европы, служит почвой для поиска стиля, новых изобразительных средств.

Изобразительное искусство и еврейский мир

М.Шагал "Авраам и три ангела".

В этой статье мы не приводили ѓалахических постановлений, связанных с разрешенными и запрещенными изображениями. Их было чрезвычайно много, и они менялись от эпохи к эпохе в зависимости от опасностей, грозивших иудаизму от искусства, ангажированного верованиями и религиозными культами окружающих народов.

Иудаизм не возложил на изобразительное искусство никакой миссии, к нему не предъявляется никаких дидактических или пропагандистских требований. Это не значит, что иудаизм относится к изобразительному искусству пренебрежительно или равнодушно. Скорее обратное: иудаизм слишком хорошо осведомлен о силе художника, о его воздействии на зрителя, а также о невозможности влиять на творчество художника, который пишет, как дышит и способен донести до нас такие глубины своей души, о которых и сам не подозревает. Самый факт многовекового существования еврейского пластического искусства доказывает поощрительное отношение иудаизма к художественному творчеству

М. Левинов, М. Яхилевич

s30058420884.mirtesen.ru

"Скромный еврейский художник" Марк Шагал

Любовь — это состояние, когда можешь взлететь и летать бесконечно. Марк Шагал, день рождения которого мы отмечаем сегодня, показал это в своих картинах, прославив свою маленькую родину. Дома и улочки родного Витебска на его пронизанных светлой печалью полотнах заняли место в лучших музеях мира, опровергнув прижизненные обвинения художника в провинциальности и примитивизме.

Скромный еврейский художник Марк Шагал

Марк Шагал

"Нарушитель гравитации", мировой гений живописи XX века Марк Шагал сегодня самый популярный и продаваемый художник, после Пикассо и Матисса. И, как утверждают специалисты, первый по числу краж его работ.

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь). Был он самым старшим из девяти детей, его отец Захар — грузчик у торговца селедки, мать Фейга-Ита содержала маленькую лавку, а дедушка — учитель и певчий в синагоге. В возрасте девятнадцати лет, благодаря влиянию матери, юный Марк поступил в частную школу художника Пэна. Хотя он проучился всего 2 месяца, но это обучение стало точкой отсчета творческой деятельности Шагала. В 1907 году Шагал, с 27 рублями в кармане, едет в Петербург поступать в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, возглавляемую тогда Николаем Рерихом. Его работы настолько поразили приемную комиссию, что Марка взяли сразу на третий курс без экзаменов. Окунувшись в атмосферу революционных лозунгов, Шагал начинает знакомиться с новыми художественными течениями, такими, как футуризм, экспрессионизм, что естественно оказывает влияние на становление его как художника.

Читайте также: Сальвадор Дали: Знаю, что я не в своем уме

День рождения

Но, несмотря на это жизнь молодого Шагала в столице была часто сопряжена с трудностями и лишениями. Дискриминационная политика к евреям в Петербурге была агрессивнее, чем в родном Витебске, поэтому чтобы не быть выдворенным из города, Шагал работал в мастерской вывесок для получения удостоверения ремесленника, дающее право проживать в столице. Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника. Однако летом 1909 года произошло событие, перевернувшее жизнь художника с ног на голову, он познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира. Позже Шагал в книге "Моя жизнь" писал про Беллу так: "Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена". Они поженились 25 июля 1915 года, Белла была для Шагала не только верной и любящей женой, но и музой, дающей силы на новые подвиги.

В 1910 году подающего большие надежды художника берет под свое покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж, для продолжения обучения.

Париж очаровывает Шагала и влюбляет в себя навсегда. Ночью художник работает над холстами, а днем пропадает на выставках и экспозициях признанных мастеров кисти: Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе, жадно впитывая художественную технику. На второй год жизни в Париже он снимает мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников, под названием "Ла Рюш" (Улей), где еще больше погружается в атмосферу парижской богемы, знакомясь с поэтами, художниками; и осваивая новые течения — кубизм, орфизм, футуризм.

Читайте также: Заказчик творений архитектора Гауди — бог

Весной 1914 года Шагал и еще несколько художников принимают участие в выставке своих работ в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и постепенным признанием критиков. Через некоторое время он уезжает в Витебск, повидать родных и Беллу, но внезапно начинается Первая мировая война и возвращение за границу откладывается на неопределенный срок.

Прогулка

Вскоре красным крылом промелькнула революция в России, и Шагал, как многие деятели искусства, с радостью воспринял становление нового мира и с головой ушел в продвижение искусства в массы. Он становится уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии, где с большим энтузиазмом принимается за организацию годовщины Октябрьской революции. Однако вскоре Шагал стал ощущать давление со стороны новой власти.

В 1920 году он вместе с женой и дочерью переезжает в Москву, где активно работает над созданием декораций к театральным постановкам. Потом был Берлин, Париж, Нью-Йорк, предоставивший убежище еврейской семье от террора нацистов. В США Шагал приехал уже известным художником, Америка восторженно встретила мастера, проявив не дюжий интерес к его работам. Но в конце их пребывания в Америке случилось одно из самых страшных потрясений в жизни Марка Шагала, буквально за два дня до отправления в Париж, умерла Белла. Только через девять месяцев после смерти жены Шагал сумел взять в руки кисть, чтобы создать две картины в память о навеки потерянной любимой женщине.

Красный еврей

Но даже после смерти Беллы Шагал не опускал руки, продолжал творить и работать не только на холстах, но принимал активное участие в общественной жизни СССР, Франции и Израиля. Его работы можно встретить и в декорациях "Еврейского театра" находящегося в Санкт-Петербурге, в иллюстрациях к Библии и поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" для парижского коллекционера Амбруаза Воллара, в росписи плафона Парижской оперы.

Одной из ярких особенностей творчества Шагала, можно выявить то, что ни к одной из определенных художественных школ он не примкнул. То есть его картины, это синтез сгруппированных знаний о нормах художественного направления с его личным мироощущением.

Синий домик

На протяжении всего творчества Шагала в его картинах существуют две главные модели: любимая жена Белла и родной городок Витебск. Образ Беллы узнаваем во всех женских образах, смотрящие на нас с полотен мастера. Что же касается Витебска, то его тихие улочки, низкие дома отражаются даже на полотнах, где изображен Париж, в своем радостном великолепии.

Читайте также: Поль Гоген — брокер с мольбертом

Под личным мироощущением подразумеваются исторические корни художника, будучи евреем, он не потерял связи с национальной историей и бытом. И хотя Шагал не был религиозным человеком, но элемент религиозности в большей или меньшей степени присутствует в его работах. Свои национальные особенности и темперамент он отразил в изменении образного строя и содержания своих работ. Многие работы основаны на визуализации еврейских поговорок и фольклора, вкрапление еврейского начала в работах Шагала замечается даже в картинах на христианские мотивы.

Тематика его творчества крайне разнообразна, начиная от тихих пейзажей Витебска, вплоть до картин-размышлений. А вот определить художественное направление, в котором он творил достаточно проблематично, ибо работ, написанных с соблюдением того или иного течения не так уж и много. Поэтом искусствоведы, занимающиеся творчеством Шагала, называют его авангардистом, так как за свою долгую жизнь художник отразил в своих работах максимальное количество течений.

Марк Шагал умер на 97 году жизни в любимой Франции. Он не оставил после себя школы, он был единственный в своем роде, сумевший органично соединить новаторские идеи современности и легкие еврейские мотивы воедино. Шагал был гражданином не только еврейского народа, но и всего мира, ибо через свои работы он призывал людей не терять веры в чудо и торжество жизни.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

www.pravda.ru

Еврейская тема в картинах Владимира Любарова: vakin

Владимир Любаров – из «перпендикулярных» людей. В детстве не любил рисовать – стал художником. В советские годы, когда о существовании дизайна как искусства мало кто подозревал, оформил более ста книг.

«Еврейское счастье» – серия, над которой художник работает c 2000-го года. Среди крепкой российской зимы – с банькой, тоскою и водочкой, среди ладных и покосившихся избенок его новые герои соблюдают субботу, изучают Тору и Талмуд, едят кошерную пищу и думают о вечном.

Серия многослойна. Это и детские воспоминания художника, и пристальный интерес зрелого человека к философии и культуре древнейшего народа, и своеобразное прочтение классиков еврейской литературы – в первую очередь Шолом-Алейхема и Исаака Башевица Зингера. Как это всегда происходит у Любарова, серия исторична и современна, реальна и фантастична одновременно.

Еврейская тема в исполнении Любарова «есть нечто совершенно небывалое» и в то же время абсолютно интимно достоверное, как, впрочем, и сама жизнь.

Семья, 1998. Холст, масло, 70 х 100 смТашлих. 2014. Холст, масло, 70 х 70 см

Благословение Луны. 2013. Холст, масло, 60 х 70 см

Благословение коэнов. 2012. Холст, масло, 60 х 80 см

Первая шляпа. 2013. Холст, масло, 50 х 60 см

Беседа, 2003. Холст, масло, 70 х 70 см

Пока, пока, 2003. Холст, масло, 70 х 70 см

Адам и Ева, 2000. Холст, масло, 70 х 100 см

Праздник в шалаше, 2001. Холст, масло, 60 х 70 см

Суббота, 1998. Холст, масло, 60 х 100 см

За здоровье Мордехая, 2003. Холст, масло, 60 х 70 см

Танец, 2008. Холст, масло, 80 х 80 см

Будет? Не будет? 2009. Холст, масло, 80 х 70 см

Гефилте фиш, 2009. Холст, масло, 50 х 70 см

Толкователи Торы, 2012

Фруктовый салат. 2012. Холст, масло, 50 х 50 см

Большая рыба. 2013. Холст, масло, 70 х 60 см

Селедка для форшмака. 2014. Холст, масло, 50 х 50 см

Подарки на Пурим. 2014. Холст, масло, 60 х 80 см

Семен с петухом. 2013. Холст, масло, 70 х 60 см

Снежки на Ханкуку. Холст, масло, 60 х 80 см

Спор. 2013. Холст, масло, 50 х 60 см

Симхат Тора. 2014. Холст, масло, 60 х 60 см

Двери. 2013. Холст, масло, 80 х 80 см

Канун Иом Кипура. 2013. Холст, масло, 60 х 70 см

Ответный ход. 2013. Холст, масло, 60 х 70 см

Бессонница, 2002. Холст, масло, 80 х 70 см

Касриловские мудрецы, 2002. Холст, масло, 80 х 70 см

Я умею летать! 2003. Холст, масло, 80 х 70 см

Любовь, 2006. Холст, масло, 70 х 70 см

Песах, 2003. Холст, масло, 50 х 60 см

Праздник Пурим, 2002. Холст, масло, 80 х 80 см

Праздник в шалаше, 2001. Холст, масло, 60 х 70 см

Суд раввина, 1999. Холст, масло, 60 х 85 см

Цадики, 2000. Холст, масло, 50 х 70 см

Ветер, 1999. Холст, масло, 90 х 110 см

Источники - isralove.org и www.lubarov.ru

Кроме того, вот о замечательном художнике Владимира Любарова в моем посте.

vakin.livejournal.com

500 картин о жизни еврейского народа.

Художник Елена Флёрова.

Серия работ "Из жизни

еврейского народа".

2-Елена Флёрова-сама1 (300x450, 81Kb)Елена Флёрова родилась в Москве 19 декабря 1943 года в семьехудожника-дизайнера Н.Н.Самурдуза и театрального режиссераи педагога Е.Н.Гонсовской-Флёровой.Окончила Художественную школу приМосковском государственном институте им.В.И.Сурикова (1963),Московский государственный институт им. В.И.Сурикова (1969).Удостоена серебряной медали академии художеств СССР в 1972 годуи серебряной медали ВДНХ СССР в 1973 году.Окончила аспирантуру Академии художеств СССРпо классу народного художника СССР академика Е.А.Кибрика.Работала в еврейской галерее г.Нью - Йорка (1991-2005).У неё появился духовный интерес к созданию картино жизни и традициях еврейского народа.Работы были удостоены многочисленных наград и премий,продавались в галереях и на аукционах, в том числе, на аукционе“Филипс”. Елена написала более пятисот работ о жизни еврейскогонарода.Картины приобретались людьми искусства, культуры,общественными и государственными деятелями, коллекционерами.Почитатели творчества Е.Флёровой из России, Италии, Швейцарии,Австралии, Израиля, Германии, Англии, Китая и других стран подостоинству оценивают художественный дар Елены Флёровой,приобретая в собственность её картины.Елена Флерова – единственная в мире женщина, которойбыло позволено войти во внутренний мужской зал синагоги. РешениеНью-Йоркского раввината – знак уважения художнику за серию работ,посвященных жизни еврейского народа, и уникальное признание женщины,внесшей вклад в еврейскую культуру.

 

Здесь вы можете посмотреть больше работ

Elena Flerova

subscribe.ru

Евреи в мировой живописи | uglich-jj

1

«Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже —  подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

96ced0fb53b35b714d9dc31ab14568ec0a9c1584

Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.

3

Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?

4

Ну тогда Окей.  Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).

Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах,  ведения бизнеса по всей стране.  Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.

Казимир Великий — польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе),  для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина — Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) — украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.

 

Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.

5

По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.

Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», — как бы отвечает она.

6

Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд («костер из евреев»). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьем в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.

Я к тому, что понятие «европейские ценности» в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования «Дня всех влюбленных».

 

Эжен Беир. «Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.». 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе.  День Святого Валентина в разгаре.

7

Женщин и детей сжигают живьем:

8

Резня проходит в присутствии католического духовенства.

9

Появление последнего на «юденбранде» не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).

На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

 

Антони Козакевич. «На рынке в галицком местечке». 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна «с колес» у производителей. У возов с товаром — польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.

11

 

Сергей Грибков. «В лавке». 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд.  Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея —  мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с «колес»). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.

11.1.jpg

 

Франц Рубо. «Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии». 1897 г.Франц Алексеевич Рубо — знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те — это его). На этой его картине — местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.

11.2.jpg

 

Изидор Кауфманн. «Секрет бизнеса». Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн — еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине — ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему — старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д  Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.

12

Два главных персонажа — великолепны.

13

Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.

14

Но кого — не могу вспомнить.

15

Я бы назвал эту картину: «Рождение системы «Платон». Можете предлагать свои варианты.

 

Изидор Кауфман. «Прибыль». Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет — навар от своего гешефта.

16

 

Огюст Шарпентье. «Еврей-ростовщик». 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.

17

 

«В корчме». Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости —  Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.

18

А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:

Анатолий Козельский. «Восток. Запад». 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает.  «Тому, который под столом тоже повторить?», — спрашивает он.

19

Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина — Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).

Как ни крути, а социальный лифт — великая вещь. Даже, если через несколько поколений.

20

Ну и еще немного про жуликов:

Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.

21

Как вариант картина могла бы называться: «Санкции ввели!!!» Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.

 

Иегуда Пэн. «Варшавский часовщик, читающий газету». 1914 г.Выражение лица хорошее: «Шо за… брехню они пишут?!»

22

 

Иегуда Пэн. «Еврей-сапожник». 1925 г. Второе название этой картины «Еврей-комсомолец, читающий газету». Ну… 1925-й год на дворе,  Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.

23

Ну и конечно легендарный портной.

Иегуда Пэн. «Старый портной». 1910-е.

24

 

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.

25

Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт.  Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать в Москву (черта оседлости), но мог — в Детройт.

Иегуда Пэн. «Письмо из Америки».1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.

26

В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку.  Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.

 

Джоэл Левитт. «Кишиневский погром». 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине — сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.

27

Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.

28

 

Владимир Вучичевич-Сибирский. «Черносотенный погром в Томске». 1906 г.Автор — известный русский пейзажист начала 20 в., «певец сибирской природы». По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.

29

По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске «для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами«.

Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? — Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. «профессиональным русским» того времени (черносотенцам).

Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

 

Самуил Гирценберг. «Блуждающий еврей». 1899 г.Художник — польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей — жертва христианского религиозного мракобесия.

30

 

Николай Пимоненко. «Жертва фанатизма». 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.

31

В каждой религии — свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).

Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.

 

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей — многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.

Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:

«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Да, сурово…Но зато на выходе получался «Народ Книги».

 

Эдуард Франкфорт. «Богословский спор». 1888 г.

Frankfort, Eduard. A Theological Debate, 1888

Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего — Иисуса Христа и все, что с ним связано.

 

Изидор Кауфман. «В лавке». Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.

32

Однако не всегда оно было так весело.

Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.

33

Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:

34

Враги Христовы беснуются.

35

Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:

37

Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии — крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.

 

Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор — Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.

38

Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.

39

Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире.  Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.

 

Михай Мункачи. «Кровавый ритуал». 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине — евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

40

Все участники ритуала — в экстазе.

41

Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).

42

Остался тайной заказчик Мункачи — кто первоначально купил у него эту картину.  Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г.  картину переправили в Финляндию, а оттуда — в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину  переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.

Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:

 

Эммануэль Леви. «Распятие». 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).

43

Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру — не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.

 

Давид Олер. «Газация». 2-я пол. 1940х гг.

44

 

Давид Олер. «В крематории», 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане — электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).

45

Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.

 

Сальвадор Дали. «Алия. Возрождение Израиля». 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и «Алии» (переезда евреев на историческую родину).

46

Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.

 

Александр Риццони. «Еврей-скрипач». 1890-е.Риццони — это который автор «Жидов-контрабандистов». Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам «Скрипки Ротшильда» Чехова (кто не читал — прочитайте).

47

На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

uglichjj.wordpress.com


Смотрите также