НОД по развитию речи рассказывание по картине "Ежи" для старшей группы. Ежи картина


"Составление рассказа по картине "Ежи"

Подробности Опубликовано: 06.05.2015 21:20 Просмотров: 3920

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи: учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Учить детей понимать смысл образных выражений в загадках. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Ход занятия.

Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки:

       Мы ладошку к ладошке сложили

       И друг другу дружить предложили

       Будем мы заниматься, играть,

       Чтобы добрыми, умными стать.

- Мы с вами пришли в лес, посмотрите как тут красиво. Ой,ребята, кто-то спрятался под пеньком. А кто это, нам поможет узнать загадка.

 Воспитатель загадывает загадку:

“Колючий недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки ни одной.”

– О ком эта загадка?(О еже.)– Как вы догадались?

- Давайте вспомним, как выглядит ёжик.

Дети: он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.

Воспитатель: (уточняет ответы детей). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие с маленькими коготками. Что я еще забыла?

Дети: Колючие иголки!

Воспитатель:

- Где живет еж? (в лесу под елкой)

-Это дикое или домашнее животное? (дикое)

- Чем отличается еж от других животных? (он колючий)

- Ваня, спроси ежа, зачем ему иголки.

 (Несколько детей задают ежу вопрос: “Ежик, зачем тебе иголки?”)

– Машенька, расскажи, зачем ежу иголки.

(ребенок рассказывает стихотворение)

“Что ж ты еж такой колючий?– Это я на всякий случай.Знаешь, кто мои соседи?Лисы, волки и медведи”.

– От каких врагов защищают ежа иголки?

(От лисы и волка.)

Дети: Еще он носит на них грибы и яблоки.

Воспитатель: Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму.

Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.

– Заяц пушистый, а еж … (колючий).– Еж спит днем, а охотится … (ночью).– Медведь большой, а еж … (маленький).– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).

«Физминутка «Ёж»

Еж спешил к себе домой

Нес запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал

Вдруг он сел и изменился

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

3. Рассматривание картины “Ежи”.

- Ребята, вам нравится картина?  (Да)

- Как бы вы назвали эту картину?

- Какое время года изображено на картине?(Лето)

- Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)

– Кого мы видим на картине?(Ежиха с ежатами.)

– Какая мама?(Большая.)

– Какие детеныши?(Маленькие.)

– Куда пришли ежи?(На лесную полянку.)

- Что они увидели на полянке?

- Чем еще питаются ежи?

Дидактическая игра «Выбери лакомство для ежа»

(он любит грибы, яблоки, ловит мышей)

- Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Несмотря на свои короткие лапки, на охоте еж проворен и ловок. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей.

– Зачем пришли ежи на лесную полянку?(Они пришли поохотиться)

- Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)

- Почему ежата схватили вместе одного червяка?

- Что им сказала мама?

- Где же папа-еж? Давайте придумаем, где бы он мог быть?(ушёл на охоту, спрятался за пеньком)

- А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперёд и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите. Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину?(ответы детей)

4. Составление рассказа по картине.

– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.– На лесную полянку вышли … (ежи).– Это мама … (ежиха), она … (большая).– А это … (ежата), они … (маленькие).– На спине у ежей … (колючки – иголки).– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).– Они нашли … (улитку и жука).

Давайте, сделаем ежику подарки: сделаем ему друзей.

Чтение стихотворения «Невидимка» В. Степанов          С ветки яблоко упало

И по лесу побежало.

Побежало мимо мишки,

Мимо серого зайчишки,

Как же яблоко без ножек,

Убежало?..

Вот вопрос!

Это кто же, это кто же,

На спине его унёс?

Пальчиковая гимнастика (с мячами)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек,

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит

Продуктивная деятельность.

– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает?(Колючек.)– Поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка.(Дети, стоя, втыкают палочки в пластилин.)

d04103.edu35.ru

Занятие по развитию речи СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ "ЕЖИ" в старшей группе

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ» для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

Пяткова О.С.

  1. Цель занятия: развивать диалогическую и монологическую речь детей. 

  2. Задачи:

  • формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,

  • учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,

  • упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

  • уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

  1. Тип занятия: составление описательного рассказа по картине

  2. Форма занятия: традиционное занятие

  3. Продолжительность: 26 минут

  4. Участники: старшая группа

  5. Возраст обучающихся: 5-6 лет

  6. Оборудование и материалы: картина «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова), игрушечный ежик, картинки следов ежа.

  7. Предварительная подготовка: чтение стихотворения «Ежинка» В. Осеевой

  8. Методы и приемы работы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- поиск неизвестного зверя по следам

- загадка

- дыхательное и имитационное упражнение «ёжик»

- чтение стихотворения Маршака с добавлением пропущенных слов

5 минут

Основная часть

- рассматривание картины, рассуждение по картине при помощи наводящих вопросов

- физкультминутка

- рассказ воспитателя по картине

- рассказ детей по картине

17 минут

Заключительная часть

- подведение итогов

- скороговорка

4 минуты

12. Ход занятия.

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Из знакомой сказкиКатится клубок:Хитренькие глазки,Чёрненький носок,Вся спина в иголках...Тронешь – и  поймёшь:Раз колюч, как ёлка,Значит, это ...1

- Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этой загадке? (показ игрушечного ежа)

- А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный)

- Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

infourok.ru

Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» - «Дошколенок.ру»

Задачи: образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней коррекционные: развивать зрительное внимание, координацию дви-жений, прослеживающую функцию глаза  воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животнымОборудование:Демонстрационный материал: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, лист осенний, фотография ежа

Раздаточный материал:тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка (из фетра)

Проведение НОД:1.Беседа о ёжикеВоспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,На нём иголки просто кучей.Он похож на маленькую горку.Ищет он грибы и тащит в норку.Носик у него курносый, чёрный,А характер тихий, но упорный.По траве он бродит без дорожек.Ты его не бойся, это… ёжикРассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…)

Интересные сведения о ежеЁж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2.Рассматривание картиныПредлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель вы-ставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

Игра «Самый внимательный»А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т.д.

3.Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик»Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)Вверх смотрел он, вниз глядел,(посмотреть вверх- вниз)Сам тихонечко пыхтел.(произнести «пых», «пых», «пых»)Смотрел влево, смотрел вправо,(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)Вдруг увидел гриб на славу!(закрыть и широко открыть глаза)Оглянулся он ещё через левое плечо,(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)Через правое ещё.(повернуть голову вправо, посмотреть назад)Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

4. Составление рассказа по картинеМы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой. Чтобы было легче рассказывать, используйте план: Где происходит действие? Кто изображён на картине? Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает. Как можно закончить рассказ? Ребята, вам нравятся ежиха и ежата? Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

5. Игра «Собери ежа»А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.

6. Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

7. Игра «Закончи предложение» медведь большой, а ёж… (маленький) Заяц пушистый, а еж … (колючий) Ёж спит днем, а охотится … (ночью) Белка живет в дупле, а еж … (в норе) У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

8. Итог занятия.Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.

blog.dohcolonoc.ru

НОД по развитию речи для старшей группы "Ежи"

Занятие по развитию речи для старшей группы

Тема: Составление рассказов по картине «Ежи»

Цель:

Создать условия для успешного составления рассказа по картине «Ежи», с помощи картинок-схем

Задачи:

Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине

Расширять знания детей о внешнем виде, жизни ежа в лесу, чем питается, каков его образ жизни

Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом

Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание им помогать.

Словарная работа: 

Предварительная работа: чтение стихотворения «Ежинка» В. Осеевой

Материал к занятию: картина «Ежи». Елка, ежи, слепленные из пластилина, пластилин, досточки для лепки; фонограмма фырканья ежа, указка; карточки «солнышко», «тучка»

Ход занятия

Организационный момент:

Вы ребята проходите,

Друг на друга поглядите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы с вами будем составлять рассказы по картине. Вы любите гулять? Я вас приглашаю отправиться на прогулку в лес.

Основная часть.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу. Ребята, слышите, кто какой то шорох, кто то фыркает? Кто же это может быть? Узнать это нам поможет загадка.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки-ни одной (ёж)

Ребята, посмотрите, кто это под ёлкой? (Ежи) Под ёлкой сидят ежи. Послушайте чистоговорку

Чистоговорка: жи-жи-жи

Под ёлочкой сидят ежи. Повторите чистоговорку вместе со мной, тихо теперь громко, сейчас шепотом:

Давайте присядем на полянку и рассмотрим ежей.

Посмотрите внимательно все ли ежи одинаковые? Скажи, какие ежи? (колючие, забавные) Как можно сказать про ежиху? Какая ежиха? (большая, крупная, смелая, сильная, осторожная) Какие ежата? (маленькие, забавные трусливые, хорошие, трусливые) Как вы думаете мама ежиха заботится о своих ежатах? Как? (кормит их, учит добывать в лесу корм). Как выглядят ежи? Мордочка ежа вытянутая, подвижная. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, похожи на маленькие пуговицы.. Уши маленькие, закругленные. У ежа очень коротенькие ножки. На лапках по пять пальцев с острыми коготками. Тело ежа покрыто густой жесткой шерстью. Где живут ежи? Ежи гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев Как вы думаете ежи дикие или домашние животные? Почему? Что это у ежей? (иголки) Иглы – это колючий панцирь, который защищает зверька от опасности. Спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Они расположены крест- накрест. Послушайте чистоговорку

Чистоговорка

Повторите чистоговорку вместе со мной, тихо теперь громко, шепотом: жа-жа-жа есть иголки у ежа.

Для чего ежам нужны иголки? Иголки нужны чтобы, защищаться. От кого? У ежика много врагов: барсуки, лисицы, крупные совы, кабан, собаки, кошки, вороны и хорьки. Ведь ежик животное очень маленькое и не было бы у него иголок, то каждый мог бы на него напасть. А колючие иголки отпугивают хищников. Сворачиваться ежу в клубок помогают специальные мышцы на спине. При встрече с опасностью он замирает и прячет незащищенную мордочку, выставляя иглы.

Физ. минутка «Ежи на полянке»

Дети (ежи) гуляют на полянке по команде «опасность» присаживаются и обхватывают колени

Физкультминутка.

Еж спешил к себе домой Шагать на

Нес запасы он с собой месте.

Через кочки он скакал Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал Бег на месте.

Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,

В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.

А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать

И к детишкам поспешил. на месте.

Кто из вас знает ем питаются ежи? ( Жуками, мухами, личинками, дождевыми червями, мышами, лягушками, даже змеями -это любимые лакомства ежа.) В домашних условиях зверек с удовольствием поест молока, куриное мясо. Ребята я вам открою один секрет, почему ежики, носят яблоки и грибы. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей. Сейчас поздняя осень совсем скоро ежи впадут в спячку и чтобы спокойно спать всю зиму им нужно почистить иголки и избавиться от насекомых, а в лесу уже нет яблок Поможем ежам, слетим для них яблоки? (дети лепят яблоки, дарят их ежам) Сколько яблок вы слепили посчитайте? (фонограмма) Ежам очень понравились ваши яблоки и они говорят вам спасибо. Ежи говорят, что хотят нам подарить в картинку с изображением своей семьи. Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? Почему же им не понравится? Ведь мы за ними будем ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет-волка, лисы. Правильно ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живёт. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

Сейчас нам пора возвращаться в группу, закройте глазки, вот мы и в группе, садитесь на стульчики. Ребята, давайте рассмотрим картину, которую нам подарила семья ежей. Как бы вы её назвали? (ежи)Рассказ начнём со слов: В теплый летний денёк ежиха вывела ежат на лесную полянку, ежата разбежались по всей поляне. Чем они занялись, расскажите? Чем занята Ежиха? Расскажите про красоту полянке. Концовка рассказа: как хорошо на лесной полянке! Кто хочет пойти и составить рассказ по картине? (рассказы 2-3 детей) Чей рассказ вам понравился? Почему? Какие слова вам понравились больше всего? Итог воспитателя: рассказ интересный, короткий, законченный.

Рефлексия

Ребята, если вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали на занятии? Если вам было интересно, и вы узнали что то новое? Тогда вы выбирайте солнышко, если вам было скучно, возьмите тучку. Почему ты выбрал тучку, солнышко? Я дарю тебе солнышко, чтобы в следующий раз у тебя всё получилось. Я выбираю солнышко, потому что мне было приятно с вами общаться, вы молодцы! Наше занятие закончено, всем спасибо!

infourok.ru


Смотрите также