Роберт Фальк: картины, биография. Фальк картины


Художник Роберт Рафаилович Фальк|Картины

художник Роберт Фальк картины - 01

Весна в Крыму

Русский художник еврейского происхождения, который сумел соединить в своём творчестве русский модерн и авангард.

Биография художника Роберта Рафаиловича Фалька

художник Роберт Фальк картины - 24

Автопортрет

Роберт Рафаилович Фальк родился в октябре 1886 года в Москве, в семье известного юриста (и шахматиста) Рафаила Александровича Фалька и его супруги Марии Борисовны Фальк.

Маленький Роберт некоторое время учился живописи в московских частных школах, а затем был определен (с 1905 по 1909 годы) в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стати В.А. Серов и К.А. Коровин.

В 1909 году Роберт Фальк крестился с именем Роман, и женился на Елизавете Потехиной. С женой он вскоре развелся, а после революции вернулся к прежнему имени.

В 1910 году Роман Фальк стал одним из основателей известного художественного объединения «Бубновый валет» и отправился в путешествии по Италии.

Как и все «валеты», Роберт писал свои картины насыщенными угловатыми пятнами, пытался добиться особой выразительности объёмных форм.

В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской.

После революции (с 1918 по 1928 годы) был преподавателем в ГСХМ-Вхутемас-Вхутеин (ныне МГАХИ имени Сурикова), стал деканом факультета живописи.

С 1928 года по 1937 год жил в Париже – был командирован для «изучения классического наследия».

Вернулся в Советский Союз, получил собственную мастерскую , работал оформителем Московского государственного еврейского театра.

В 1939 году состоялась персональная выставка Роберта Фалька в Доме литераторов.

С началом войны художник был эвакуирован: некоторое время жил и работал в Башкирии, а потом был переведен в Самарканд.

В послевоенные годы художник «не вписался» в сформировавшиеся творческие течения и был попросту отторгнут официальной живописью – работал в своей мастерской, писал «строгие» официальные портреты и натюрморты.

Скончался Роберт Фальк 1 октября 1958 года и был похоронен на Калитниковском кладбище.

Картины художника Роберта Рафаиловича Фалька

 

художник Роберт Фальк картины - 02

Натюрморт с фикусом

художник Роберт Фальк картины - 03

Бухта в Балаклаве

художник Роберт Фальк картины - 04

Красная мебель

художник Роберт Фальк картины - 05

Натюрморт с рыбами

художник Роберт Фальк картины - 06

Пейзаж с парусной лодкой

художник Роберт Фальк картины - 07

Париж. Сена

художник Роберт Фальк картины - 08

Крымский пейзаж

художник Роберт Фальк картины - 09

Загорск. Осень

художник Роберт Фальк картины - 10

Солнце. Крым. Козы

художник Роберт Фальк картины - 11

Три дерева

художник Роберт Фальк картины - 12

Старая Руза

художник Роберт Фальк картины - 13

Натюрморт

художник Роберт Фальк картины - 14

Турецкие бани в Бахчисарае

художник Роберт Фальк картины - 15

Подмосковный букет

художник Роберт Фальк картины - 16

Обнаженная

художник Роберт Фальк картины - 17

Женский портрет

художник Роберт Фальк картины - 18

Лиза на солнце

художник Роберт Фальк картины - 19

Портрет татарского журналиста Мидхата Рефатова

художник Роберт Фальк картины - 20

Девушка с попугаем

художник Роберт Фальк картины - 21

Дама в красном. Потехина

художник Роберт Фальк картины - 22

Парижанка (Эллиан Тайяр)

художник Роберт Фальк картины - 23

Лиза в кресле. Портрет жены художника

 

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

Сохранить

27 Ноя 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: русская живопись 1917, соцреализм     1142       Поделитесь записью

svistanet.com

Роберт Фальк: картины, биография

Творчество художника Роберта Фалька (1886-1958)

Роберт ФалькНаследие Фалька — одна из самых значительных страниц русского и советского искусства, оно принадлежит истории, но интерес к нему никак нельзя назвать академическим. Отношение к творчеству Фалька — это отношение к творчеству художника необычайной актуальности. Фальк волнует нас своим мастерством и своей личностью, верой в искусство и ответственностью перед ним, недекларативной и глубокой верностью своим принципам — творческим и моральным — и во время славы, и в годы непризнания; способностью к обновлению и цельностью на протяжении всего жизненного пути.

Роберт Рафаилович Фальк происходил из интеллигентной и образованной московской семьи, соединившей в себе русскую и немецкую культурные традиции. В 1905 году, к огорчению родителей, предпочитавших видеть будущее сына более стабильным, чем это может обещать жизнь художника, и к отчаянию преподавательницы музыки, считавшей, что ее талантливый ученик делает непоправимую ошибку, Фальк поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Своими учителями Фальк всегда называл В. А. Серова и К. А. Коровина, школа которых заложила основу его творчества. Его живопись студенческих лет наполнена игрой света и цвета. Форма растворяется в цвете — через подобный этап импрессионизма прошли почти все его сверстники. Фальк покидает Училище в 1910 году; в том же году вместе с группой молодых художников — Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским, Ильей Мешковым, Аристархом Лентуловым, Александром Куприным и Василием Рождественским он создает новое художественное общество «Бубновый валет».

Русское искусство начала нашего века, — может быть, самая сложная, противоречивая, но яркая и блестящая страница его истории. Огромное количество направлений, объединений и группировок, сменявших одна другую, отрицавших и враждовавших друг с другом, решало, в сущности, одну задачу — задачу обновления художественного языка, поисков искусства, адекватного тревожному, полному предчувствий перемен, времени. В выставках «Бубнового валета» участвовали почти все художники русского авангарда, здесь можно было увидеть и работы немца Франца Марка, и французских художников Пикассо, Глеза, Руссо, Синьяка, Делоне, Леже, Матисса. Художники объединения в борьбе с традиционной условностью формы и цвета прибегали к нарочитому огрублению живописи, даже намеренному «эпатированию» публики. Родство своему искусству они находили в лубке, декоративизме провинциальных городских вывесок, а с другой стороны — в творчестве европейских новых мастеров, прежде всего Сезанна. В декоративной плоскостной живописи Фалька можно видеть реакцию на юношеский импрессионизм. Вскоре на смену бурному периоду утверждения приходит время более углубленного и спокойного анализа предметов, логики их построения. «В этот период я любил яркие контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской... В какой-то мере я отдал дань кубизму, многие мои вещи того времени отличаются сдвигами формы. Но это не был логический прием конструктивизма, а я стремился сдвигами форм акцентировать эмоциональную выразительность», — говорил Фальк. Эмоциональное начало всегда присутствовало в фальковской живописи, окрашивая своеобразным лиризмом даже работы, ближе всего приближающиеся к кубизму. К началу двадцатых годов художника все более начинают привлекать пространственные отношения предметов, пластика и среда, их окружающая. «Живопись — не изобразительное, а пластическое искусство», — утверждает Фальк. Усложняется и живописная система, появляется сложная многослойность живописи, идущая во многом от старых мастеров, Рембрандта более всего.

красная мебель фальк

В одной из лучших картин — «Красная мебель» (1920) — сгущенное, напряженное пространство и овладевшие им предметы, погруженные в собственное самостоятельное существование, и взрывная экспрессия цвета.

В 1928 году Фальк едет во Францию. Парижское десятилетие (1928—1937) было одним из самых плодотворных и счастливых периодов в творчестве Фалька. Миновал некоторый творческий кризис, пережитый во второй половине 20-х годов, «отвалилась та твердая кора на глазах и на нервах, которая делала восприятие статичным и прозаичным». Новые впечатления, новые душевные состояния, подчас мимолетные и неопределимые, требуют иного средства выражения, новой манеры и даже новой техники. Парижский период богаче всех иных отражен в акварелях Фалька. И в этой технике он остается прежде всего живописцем, наделяя ее живописной сложностью, напластованием красок и даже валерностью. Темп работы акварелью, требующий необычайной точности, но и позволяющий воплощению следовать сразу же за ощущением, делает акварели Фалька взволнованными и непосредственными. В его живописи — чувство кристаллизованное, в акварелях — неопределенное и неуловимое. Его собственное сравнение живописи с романом и акварели со стихами очень точно определяет смысл и задачи каждой из техник.

После недолгого перерыва, когда в начале войны художнику казалось, что в это трагическое время никто не нуждается в его творчестве, Фальк вернулся к живописи. Его темы —- это портреты, натюрморты, пейзажи, люди и предметы, окружающий мир. Среди портретов не было заказных.

Модель привлекала внутренней близостью либо своей характерностью, своим человеческим типом. К портретам принадлежат лучшие из созданий Фалька, такие как «В белой шали» (1947), где драгоценная многослойность мазков создает невиданно сложную и трепетную живописную материю, пронизанную огромной духовной силой.

Поздние натюрморты Фалька, составленные из немногих, часто очень простых предметов — картошки, крынок — исполнены той возвышенной простоты, какая может быть только следствием душевной мудрости и проникновения в суть явлений.

Фальк писал портреты, в которых стремился довести лицо до лика, опуская случайное и выявляя основное. Тихая жизнь вещей превращалась мастером в драматическое «пластическое событие». Его волновала передача ощущения света и световоздушной среды. Он писал Бретань, «где небо влажно, как море, а океан безбрежен, как небо»; любимый, как никакой другой город, Париж, непарадный меланхолический Париж небольших улочек, старых мостов и сизых сумерек; четкий ритм деревьев на набережных Тулона; самаркандские купола на фоне сухого сине-фиолетового неба; ясный день в Ленинграде и солнце в Загорске. Со всем, на чем бы ни останавливался взгляд художника, его связывает некое «избирательное сродство». Он романтичен в отношении к будничному, неизменно скрывающему в себе возвышенное. Даже в заурядном нет прозаичности, поскольку на все изображаемое проецируется высокая одухотворенность художника. «В живописи Фалька, — сказал М. В. Алпатов, — самое главное не то, как ложатся мазки и цветовые пятна (хотя известно, сколько труда он положил на то, чтобы их подчинить своей воле). Главное это то, как они таинственно преображаются в признаки духовного величия человека, каким образом мы, свидетели этого пре­вращения, приобщаемся через них к самым высоким ценностям искусства».

Галерея картин Роберта Фалька

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Роберт Фальк: биография, фото, личная жизнь

Роберт Фальк с юности увлекался изобразительным искусством и учился живописи у известных русских художников. Он состоял в авангардистском объединении «Бубновый валет» и писал картины в самых разных жанрах: натюрморты, портреты, пейзажи. В 1950-х годах самый «тихий» и лиричный из русских авангардистов стал для последующих поколений патриархом московской школы XX века.

«ТИХИЙ БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в обеспеченной семье. Его отец Рафаил Фальк был юристом, увлекался шахматами и стремился привить своим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. Дети говорили дома по-немецки, учились в престижной лютеранской школе Петер-Пауль-шуле, которая славилась строгими порядками. У Роберта Фалька рано проявились способности к музыке, и родители всячески их поддерживали.

Однако второе увлечение сына — изобразительное искусство — в семье считалось несерьезным занятием. В 1903 году юноша попробовал писать маслом и, несмотря на протесты родственников, решил стать художником. Сначала он брал частные уроки у молодых мастеров Константина Юона и Ильи Машкова. А в 1905 году Фальк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами стали знаменитости — Леонид Пастернак, Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов и Константин Коровин.

фальк1

Роберт Фальк. Автопортрет на синем фоне. 1909. Донецкий художественный музей

фальк1

Роберт Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916. Галерея «Дом Нащокина»

фальк1

Роберт Фальк. Автопортрет в желтом. 1924. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В 1909 году молодой художник женился на сокурснице — Елизавете Потехиной. Это был неравный брак. Городские интеллигенты Фальки стояли по социальной лестнице ниже дворян Потехиных. Свадьбе мешало и разное вероисповедание молодых влюбленных — чтобы обвенчаться с невестой, Роберт Фальк принял православие. С тех пор в официальных документах он указывал имя Роман, но близкие продолжали называть его Робертом, и именно под этим именем он вошел в историю живописи.

В 1910 году за бунт против авторитарного преподавания Фалька в числе других студентов исключили из училища.

Молодой художник отправился в путешествие по Италии: он побывал в Венеции, Риме, Флоренции, где изучал работы известных художников. Этой же зимой живописец принял участие в выставке «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению авангардистов. Позже последняя жена художника Ангелина Щёкин-Кротова прозвала трех участников этого сообщества — Роберта Фалька, Александра Куприна и Василия Рождественского — «тихими бубновыми валетами». В противовес «громким»: Петру Кончаловскому, Илье Машкову и Аристарху Лентулову.

«…От 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна — некоторый уклон к кубизму. Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям».

В эти годы художник стал выезжать в Крым, где писал полные южного зноя пейзажи. Но Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, а в 1920-е годы — новаторские по формам и колориту интерьеры.

ЭКЛЕКТИКА ФАЛЬКА — ОТ РЕНУАРА ДО РЕМБРАНДТА

фальк2

Роберт Фальк. Автопортрет. 1920-е. Киргизский государственный музей изобразительных искусств им. Г.Айтиева.

фальк2

Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. 1957. Государственная Третьяковская галерея, Москва

фальк2

Роберт Фальк. Автопортрет с женой. 1923. Киргизский государственный музей изобразительных искусств им. Г.Айтиева.

Первые годы советской власти принесли Роберту Фальку признание и известность. В 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности отдела изобразительных искусств Наркомата просвещения РСФСР, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, много преподавал. Тогда же его назначили деканом художественного факультета Высших художественно-технических мастерских (позднее — ВХУТЕИН). В середине 1920-х годов Фальк заработал репутацию яркого театрального художника, оформив для Государственного еврейского театра спектакли «Ночь на старом рынке» и «Путешествие Вениамина III».

Казимир Малевич, который интересовался творчеством современников, писал о Фальке: «При осмотре всех работ 1922, 1923, 1924 годов и опросе автор высказал, что во всех работах в поле зрения были: Ренуар, Клод Моне, Сезанн, Шарден, Ватто, Веласкес, Эль Греко, Тициан. Здесь нужно разуметь, что все перечисленные есть эклектический живописный материал, из которого автор строит свою живописную деятельность». Через несколько лет список увлечений авангардиста Фалька возглавил великий мастер «старой школы» Рембрандт.

Личная жизнь художника, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался. Третьей женой Фалька стала его студентка Раиса Идельсон.

В 1928 году Роберт Фальк оправился в командировку в Париж — изучать классическое наследие. Вместо запланированных шести месяцев он прожил во Франции почти девять лет.

«Город, воспринятый изнутри, сразу же стал главной темой фальковского пейзажа. Такой взгляд был подготовлен еще московскими пейзажами 20-х годов. Но московские виды словно застывали в сонном оцепенении. Париж же предстал перед глазами Фалька оживленным, приобрел динамику ритмов и выразительность мгновенного впечатления».

В 1930-х годах в Париж приехал сын Фалька от первого брака — Валерий. Он тоже увлекался живописью, и Роберт Фальк всячески поощрял этот интерес. В Париже отец и сын наравне участвовали в выставках.

В 1937 году Фальки вернулись на родину. «Нашел время возвращаться!» — воскликнул, узнав об этом, друг Роберта Фалька актер Соломон Михоэлс.

«НЕПОМЕРНАЯ ТЯЖЕСТЬ ТАЛАНТА»

фальк3

Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

фальк3

Роберт Фальк. Лиза в кресле. Портрет жены художника. 1910. Донецкий областной художественный музей

фальк3

Роберт Фальк. Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной. 1910. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Однако репрессий в отношении художника так и не последовало. Возможно, сыграла роль дружба с Андреем Юмашевым — летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Юмашев помог Фальку получить небольшую квартиру в Доме Перцовой. В этом особняке в центре Москвы располагались мастерские многих художников. Роберту Фальку стали поступать заказы от театров на оформление спектаклей, в Советском Союзе проходили его персональные выставки.

В 1940 году живописец женился в четвертый и последний раз. Его избранницей стала переводчица Ангелина Щёкин-Кротова. В эти годы Роберт Фальк уже не был таким популярным художником. Его начали критиковать за «формализм», что фактически означало в те годы полную изоляцию от творческого сообщества. У Фалька не было заработка: существовал негласный запрет давать ему любую работу, включая эскизы театральных декораций и костюмов.

В августе 1941-го художник с женой уехали в эвакуацию — сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк преподавал в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи. В 1942 году, не воспользовавшись освобождением по здоровью, ушел на фронт Валерий Фальк. В марте 1943 года он умер в госпитале от ран.

В 1958 году, за несколько месяцев до смерти Роберта Фалька, прошла его небольшая персональная выставка. Стараниями вдовы художника уже с 1960-х годов работы почти забытого мастера начали показывать в разных городах страны. В экспозиции, посвященной 30-летию Московского Союза художников, в Манеже были выставлены две его картины. Посетив вернисаж, председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв устроил разнос.

«Обнаженная» работы Фалька. Подобный «шедевр» может вызвать только возмущение, — вещало советское телевидение о событиях 1 декабря 1962 года. — Как ни смотри, невозможно согласиться с художниками-формалистами. А ведь нашлись и защитники формалистических выкрутасов. Ну что ж, будем спорить. Наш критерий — высокая идейность и художественное мастерство. С отступлением от него мириться нельзя».

Когда в 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, Ангелина Щёкин-Кротова делилась с писателем Варламом Шаламовым: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?» Сегодня картины художника хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Тулы, Нижнего Новгорода и других городов России и СНГ. Работы, которые 60 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с ведущих мировых аукционов.

www.culture.ru

Портрет в творчестве Роберта Фалька

Роберт Рафаилович Фальк – один из талантливейших живописцев в русском искусстве XX века. Профессиональное мастерство живописца и масштаб личности в равной мере привлекают к нему внимание.

Роберт Фальк. Портреты родителей. Рафаил Александрович Фальк (1856 - 1913) и его жена Мария Борисовна Фальк (1866 - 1940).

Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом, 1924

Роберт Рафаилович Фальк (1886 - 1958)

Роберт Рафаилович Фальк родился 27 октября 1886 года в Москве. Отец его был юристом, присяжным поверенным, и, кроме того, известным шахматистом-любителем. То есть к рисованию не имел никакого отношения. А маленький Роберт уже в семь лет увлеченно рисовал. Не просто рисовал - он вел дневник, каждый вечер зарисовывал все впечатления дня.Первые эстетические впечатления Фалька связаны с сундуком их кухарки. На внутренней стороне крышки были наклеены лубочные картинки, обертка от мыла, разные этикетки... "Ничего столь красивого и привлекательного я не находил в обстановке у моих родителей и их знакомых!" …Позже Фальк скажет о своей ранней живописи: "Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки..."

К одиннадцати годам появилось сильное увлечение музыкой, в 16 лет Роберт играл на рояле и готовился поступать в консерваторию, но к 17-тилетию ему подарили масляные краски - и живопись вернулась снова.

«Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».Конечно, родители Роберта, как могли, сопротивлялись живописным устремлениям сына. Они хотели для него более респектабельной карьеры. Поскольку отец был знаком с Валентином Серовым, на семейном совете было решено, что он покажет рисунки Роберта мэтру, и его слово будет решающим. Приговор был ужасен: "Пусть лучше занимается музыкой".

Роберт пытался бросить и живопись, и музыку, но однажды в очередную бессонную ночь понял, что без живописи не может жить. Усиленные занятия, и через год он уже студент Училища живописи, ваяния и зодчества, а главным "судьёй" в приёмной комиссии был тот же Валентин Серов. По конкурсу Роберт прошел в числе первых, и так был счастлив, что шел по улице и пел: "Я принят! Я принят! Я принят!"

Роберт Фальк. Автопортрет с завязанным ухом. 1921

В 1903–1904 Роберт Фальк учился в художественных студиях Константина Фёдоровича Юона и Ильи Ивановича Машкова, в 1905–1912 – в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) у Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина.

Фальк начал свой путь художника в шумной группе молодых обновителей живописи, в объединении "Бубновый валет"...

Творческая концепция Роберта Рафаиловича сложилась к концу 1910-х годов под влиянием позднего импрессионизма, примитивизма и живописи Поля Сезанна.

Фальк Роберт Рафаилович (автопортрет, 1924)

Постепенно, на протяжении 1920-х годов, живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Исчезают кубистические сдвиги. Эмоциональное напряжение в портрете теперь может быть передано и без них. Демонстративная "вывесочность" ранних вещей тоже больше не нужна. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом. Фальк ищет в картине целостную, насыщенную цветом и светом среду, обволакивающую людей и предметы.

Для художника главным было не сюжетное начало в произведении, а, как он сам говорил, переживание "пластического события". Мастер не изменил своим принципам и в период господства "социалистического реализма". В разные годы бубнововалетец Фальк входил и в другие художественные группы («Мир искусства», Общество московских художников, Ассоциация художников революционной России). В 1918 – 1928 годах художник преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские, образованных на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Его учениками были С.А. Чуйков, Г.Г. Нисский, Н.М. Ромадин…

В 1928 году Роберт Фальк уехал в Париж. («Для изучения классического наследия».) Французский период (1928 - 1937) стал очень важным этапом его творчества. В парижских его холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, самососредоточенность, богатство и тонкость цветовых отношений.

Роберт Фальк. Автопортрет в серой шляпе. 1931. Холст, масло

Автопортрет в парижском кафе. 1934

При всем уюте, комфорте и успехе выставок в Париже Роберта Фалька мучила ностальгия, чисто российская болезнь. А тут еще угроза фашизма в Европе, короче, Фалька потянуло на родину. И в роковом 1937 году художник вернулся в СССР.

Когда художника спросили, почему он вернулся в такое страшное время, он ответил, что приблизительно знал, …что могут посадить, но хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях.

На родине и картины Фалька, и он сам оказались ненужными. Прошли лишь две небольшие выставки в ЦДЛ и ЦДРИ, и никакой реакции художественного сообщества: какой-то Фальк из чужой Франции, ну и что?! Ни один музей не приобрел его картины, они никак не вписывались в торжество социалистического реализма. Лишь после смерти Фалька Пушкарев, директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам «протаскивал» их через комиссию. Президент Академии художеств Александр Герасимов зорко следил, чтобы чуждого Фалька музеи не покупали!..

А художник продолжал, несмотря на изгойство, работать сосредоточенно, упрямо, фанатично.

Три военных года художник провел в Башкирии и Средней Азии (1941 – 1943), природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности.

В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, он продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы (дом Перцова). По сути в поздние годы мастер перешел в сферу «неофициального искусства», став вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька», собиравшие кружок либеральной творческой интеллигенции, вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

…Роберт Рафаилович Фальк умер 1 октября 1958 года, немного не дожив до 72 лет. На прощании с Фальком Илья Эренбург предсказал, что вскоре наступит то время, когда музеи будут спорить из-за картин Фалька. И такое время наступило. Фальк — это уже классика…

http://www.art-drawing.ru/biographies/brief-biographies/1525-falk-robert-rafailovich

Из статьи Юрия Безелянского http://www.alefmagazine.com/pub2985.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/59978/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA

Роберт Рафаилович Фальк был мастером пейзажа, натюрморта, портрета. Обратимся к портрету.

Портрет и персонаж. В каких отношениях они находятся? Какие тайны своего героя выдает портрет или наоборот, скрывает, предлагая легенду взамен обыденной реальности?

И что при этом художник? Только ли мастер, которого ведет карандаш, перо или кисть, а может - провидец, медиум, преобразователь либо сочинитель чужой жизни?

http://sites.utoronto.ca/tsq/16/alekseeva16.shtml

Фальк не любил этого слова – портрет. Оно казалось ему чересчур официальным, репрезентативным. "Я люблю писать людей", – говорил он" – вспоминала вдова художника А.В.Щекин-Кротова. Фальк много разговаривал со своими моделями, стремился понять их внутренний мир и воплотить его на холсте или в рисунке. Он традиционно понимал портрет как психологический жанр.

Фальковские портреты можно разделить на две группы. Мужским портретам свойственна острая характеристика образа. Художника интересовали модели с различной этнической пластикой, разными национальными характерами: негры, татары, индусы, евреи, бретонцы. Фальк много писал и рисовал людей сильного интеллекта, яркого характера.

Женские портреты Фалька являют собой другую линию в его творчестве. В них "есть всегда какая-то манящая тайна, поэтический образ "вечной женственности". Фальк часто говорил, что в портрете ему хочется, сохраняя верность натуре, добиться некой отвлеченности, обобщения, "довести лицо до лика". Но при этом его портреты передают неповторимую прелесть именно данной модели. «Женщины позировали Фальку особенно прилежно, каждой было приятно увидеть свой облик преображенным поэтическим видением художника" (А.В.Щекин-Кротова).

(Татьяна Левина)

https://4.404content.com/static/t/img/default-512x512.png.ru/afisha/falk/

В наследии Роберта Рафаиловича Фалька, как и у многих художников, значительное место занимают изображения близких и родных людей. Среди таких работ — камерные зарисовки отца и матери в домашней обстановке, многочисленные портреты спутниц жизни живописца, в том числе четырех его жен (трое из них сами были художницами, а последняя — переводчицей), и, наконец, портреты двух детей — сына Валерия и дочери Кириллы.

Елизавета Сергеевна Потехина (1882—1963), художница, соученица по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества; в браке с Робертом Фальком с 1909 по 1920 гг.

Лиза на солнце. 1907

Весь холст "Лиза на солнце" (1907) организован ритмом слегка вытянутых мазков, образующих своего рода "оперение" картины. Но метафора сосредоточена не на мотиве белой птицы, словно распластавшейся на земле. Важнее то движение ниспадающих форм-мазков, которое образует скорее живописную, чем сюжетную метафору: струящиеся сверху вниз белые и голубые полосы, возвращающие нас к земле и противостоящие восходящим мазкам зеленого фона, создают некий ритмический эквивалент мотиву поникшей фигуры.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

В 1909 г., чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, Фальк крестился и принял имя Роман (после революции снова вернулся к прежнему имени).

Портрет К.К.Алексеевой, 1925. Графитный карандаш

Кира Константиновна Алексеева (1891-1977), художница, дочь К.С.Станиславского и М.П.Лилиной. Жена Р.Р.Фалька в 1920-1922 годах. Начинала как актриса, а также как художница (сохранилось несколько ее картин в картинных галереях Твери, Новгорода и Пскова). Фальк считал, что она "буйно талантлива". Но после рождения дочери она почти забросила живопись. После смерти К.С.Станиславского Кира Константиновна стала директором-хранителем музея его имени (в Леонтьевском пер. в Москве) и работала в нем до конца жизни.

Набросок портрета К.К.Алексеевой. 1920-1922.

Раиса Вениаминовна Идельсон (1894 - 1972), поэтесса и художница, в браке с Робертом Фальком с 1922 по 1931 гг. (вторым браком замужем за художником А. А. Лабасом).

Раиса Вениаминовна была красавицей и удивительно заботливым человеком. Фальк сохранял с ней дружеские отношения на протяжении всей жизни. Она, безусловно, в годы совместного проживания была его музой, он много её рисовал.

http://proza.ru/2014/09/17/203

«Женщина в белой повязке» (Р.В. Идельсон), 1923

Фон, на котором изображена фигура, однороден с ней. Фальк долго искал рисунок силуэта… Пластика и линии начинают тяготеть к геометризму: голова воспроизводит форму вытянутого яйца; плечи округлены, покаты; объемы плеч и рук словно стремятся уподобиться цилиндрам или частям цилиндра. Но при этом все наполняется достоверной материальной жизнью… Большую роль играет фактура холста. Рельеф красочного слоя словно движется вслед за формой, круглит ее, делает ощутимой не только зрительно, но и осязательно. В самом движении фактуры, в ритме "нашлёпок", мазков есть своя красота – красота шероховатости, сложных перемен поверхности, дающих игру света и тени. Фактурной сложности соответствует и сложность цветовая. Неконтрастная гамма построена на оттенках серого, из которого Фальк извлекает некое высокородное качество цвета. "Чудесный сплав" рождается из сложных смесей. Когда-то Абрам Эфрос назвал фальковский способ смешения красок алхимией. С таким сравнением можно согласиться лишь при одной оговорке: фальковская алхимия рождает не фальшивый блеск, каковым алхимия должна была удовлетвориться, – драгоценность фальковской живописи абсолютно подлинна.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922

"В «Женщине в красном лифе» фигура кристаллизуется из среды. Из аморфной материи, инертной массы красочного слоя вырастает само совершенство – четкое и ясное, как формула… Фальк наращивает красочный слой. Он «мучает» холст, перенапрягает его, как бы материализует изображение - с тем, чтобы прийти к трудной гармонии пространства и плоскости... Фальк как бы останавливает время".

(Дмитрий Владимирович Сарабьянов)

В свое время Дмитрий Ефимович Аркин обратил внимание на то, что многие картины в самих названиях содержат упоминание цвета… Было бы наивно видеть в этом простое дублирование того, что и так изображено. Упоминание цвета предопределяет весь строй произведения. Подчас один и тот же цвет может выступать в качестве передатчика разных чувств и состояний.

(Дмитрий Владимирович Сарабьянов)

Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910-1992), жена Р.Р.Фалька в 1939-1958 гг. переводчик, преподаватель иностранных языков, искусствовед, хранитель, исследователь и пропагандист творчества мужа.

Муза и модель «зрелого» Фалька, Ангелина Васильевна на протяжении почти двадцати лет их совместной жизни была «добрым гением» домашнего очага, разделяя все тяготы жизни с выдающимся, но не имевшим официального признания мастером. Не удивительно, что ее образ многократно воплощался художником в разные годы, представая на портретах чудесно преображенным и глубоким. «Ты для меня вовсе не красавица, а что-то совсем другое. Я не хочу устраивать из тебя красивую модель», — говорил Фальк.

Портреты Ангелины Васильевны… чудесные, романтичные, таинственные и разные. В зависимости от шали (белой, желтой, черной), которую Ангелина накидывает на себя во время сеанса, каждый раз рождается новый образ прекрасной женщины. Это, конечно, художественные образы, потому что в реальности жены художников гораздо более многоплановы.

(Лариса Кашук)

Роберт Фальк. В белой шали. (А.В. Щекина-Кротова). 1947, Русский музей, Петербург

Фигура женщины отделена от зрителя полукругом шали. Опущенная голова и взгляд, направленный вниз, также утверждают самостоятельный, независимый ни от чего внешнего внутренний мир человеческой души. В картине мы не найдём ни одного сантиметра холста, покрытого белой краской. Белое обозначено серыми, сиреневыми, жёлтыми цветами, розовыми и зелёными оттенками, которые, сливаясь в общий тон, обогащают цвет, заставляя его колебаться, двигаться, жить самостоятельной жизнью.

(Из статьи Д. Сарабьянова)

http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=274&show=bio

Для Фалька главное не портретное сходство с моделью, а "портрет человеческой души", созданный мерцающим цветом, напоминающим о древних мозаиках.

Фальк Р. Р. Портрет жены (А. В. Щекин-Кротова в Софрино). 1945

«…Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы... Образ порой уподобляется ирреальному видению… Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически изысканные, хотя и вполне натурные феерии. Феерически красивы, «самоцветны» его портреты, неизменно предполагающие тонкое духовное сродство между автором и персонажем».. .

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/falk_robert_rafailovich.html

Ангелина Васильевна целиком посвятила себя сохранению, обработке наследия Р.Р. Фалька и популяризации его творчества. Она описала оставшиеся в мастерской произведения, составила ценную фототеку и картотеку его работ, а также продолжила начатую самим художником традицию воскресных показов картин в мастерской. Много времени занимало устройство организованных по ее инициативе посмертных персональных выставок Роберта Фалька, начиная с первой, которая прошла в 1965 году в Ереване, и включая последнюю – выставку 1993 года в Русском музее в Санкт-Петербурге, до открытия которой Ангелина Васильевна, к сожалению, не дожила.

Р.Р.Фальк. При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой). 1943. Бумага, акварель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина

Подобно Пастернаку, Фальк в этой работе как будто «ранен женской долей». Возникающее из мягких пятен акварели и гуаши и тонких росчерков пера изображение выглядит символом женского одиночества и стойкости, а также красоты и грации женской души.

(Наталья Апчинская)

http://www.chagal-vitebsk.com/node/68

Роберт Фальк. Девушка с попугаем. 1932. Донецк. Донецкий художественный музей.

На картине «Девушка с попугаем» изображена Ирина Агапьева-Соколова, парижская знакомая Роберта Фалька. Близкая знакомая – Фальк отличался повышенной слабостью к женскому полу. Общеизвестна история создания портрета полное описаниеНа картине «Девушка с попугаем» изображена Ирина Агапьева-Соколова (http://www.russiskusstvo.ru/authors/Istratova/a381/), парижская знакомая Роберта Фалька. Общеизвестна история создания портрета, рассказанная самой героиней. Ирина пришла к художнику, она была одета в красный с синим пуловер, и Фальк пожелал немедленно писать её. Попугай из папье-маше по чистой случайности оказался под рукой и тоже был запечатлен. Роберт Фальк закончил портрет быстро, за несколько сеансов, что было ему не свойственно… Портрет написан в присущей Фальку манере, когда ощущение легкости создается не внесением света в картину, а умелым, виртуозным владением цветом… Вся картина наполнена сочетаниями и переплетениями синего и красного, а деревянный стул и русые волосы оттеняют эту симфонию. Эренбург о портретах Фалька говорил, что «того, ради чего писатель исписал бы множество страниц, Фальк добивается цветом», умудряясь передать палитрой всё самое главное. Основное ощущение от картины – мягкость, гармония, умиротворение и свойственное полотнам парижского периода ощущение легкой грусти.

( Алена Эсаулова)https://artchive.ru/artists/1929~Robert_Rafailovich_Falk/works/381232~Devushka_s_popugaem

Валерий Робертович (Романович) Фальк (1916–1943)

Портреты сына Валерия, ставшего, как и отец, художником и очень рано, двадцатишестилетним, ушедшего из жизни, составляют существенную и, пожалуй, самую сокровенную часть фальковской портретной галереи. Всего известно восемь живописных и примерно тридцать графических работ. Собранные вместе, эти полотна и рисунки раскрывают изменения, происходившие с сыном художника на этапе «детство—отрочество—юность». Роберт Рафаилович с первого дня рождения сына полюбил его нежно, с какой-то даже «болезненной обостренностью чувства». Перенесший в раннем возрасте полиомиелит, Валерий рос очень болезненным.

Роберт Фальк. Портрет Валерия Фалька. 1924. Графитный карандаш

Большеглазый мальчик внимательно и застенчиво, чуть-чуть исподлобья смотрит на зрителя. Выбранная художником точка зрения немного сверху дает возможность обрисовать благородную форму головы мальчика и его высокий лоб, чуть прикрытый челкой.

Портрет Валерика. 1927

Первый портрет Валерика, выполненный маслом, относится к 1927 году, когда мальчику было одиннадцать лет. Роберт Рафаилович изобразил его на фоне розовой драпировки, с книгой в руках, что, по-видимому, должно было подчеркнуть некоторое несоответствие серьезности выражения лица сына его нежному возрасту… Фалька увлекла в этой работе сложная колористическая задача гармонизации розовато-лиловой драпировки глуховатого тона и насыщенного синего тона рубашки мальчика с живой и тонкой игрой рефлексов.

Во Францию Фальк отправился не только с целью «изучения классического наследия». Существовала и другая, очень личная причина: Фальк хотел показать сына зарубежным врачам, надеялся хорошо подлечить его.

В 1933 году Валерик приехал в Париж, где пробыл четыре с половиной года. Все это время отец и сын провели под одной крышей, имея счастливую возможность каждодневного общения. «Я бесконечно рад, что он здесь со мною. Он очень и очень хороший. Мне от него куда полнее жизнь чувствуется», — делился художник своей радостью с матерью.

Ко времени приезда Валерика в Париж сделалось очевидно, что 16-летний сын двух художников, не получивший никакого художественного образования, был одарен неординарными творческими способностями. Роберт Рафаилович неоднократно делился в письмах переполнявшими его чувствами: «А мальчик он совсем чудный. Такой уж талантливый, такой тончайший в своем понимании искусств. То, что он сейчас знает о живописи, о поэзии, я стал понимать только 10 лет тому назад

Р.Р.Фальк. Портрет сына Валерия. 1933. Холст, масло. ГТГ

Первый «французский» портрет сына. На полотне запечатлен сидящий за столом худой задумчивый юноша с бледным, даже изможденным лицом и рыжеватыми волосами, в темном пиджаке и розовой рубашке без ворота. Довольно мрачный колорит, построенный на сочетании глухого розовато-коричневого фона с серовато-черным пиджаком и серовато-голубоватыми рефлексами на лице и шее, создает образ не по возрасту глубоко задумавшегося молодого человека, грустного и погруженного в себя.

Р.Р.Фальк. Портрет сына. Бретань. 1934. Холст, масло. Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», Истра

Р.Р.Фальк. Валерик у окна. 1934. Холст, масло. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, Саранск

Р.Р.Фальк. Валерик (Портрет сына). 1935. Холст, масло. ГРМ

Фальк создал камерный и светлый по настроению образ. Колорит и фактура живописи сделались гораздо легче и свободнее. Образ восемнадцатилетнего юноши стал более динамичным, взгляд менее скованным, но все же в целом характер Валерика, необщительного и погруженного в себя, мало изменился в восприятии его отца.

Мальчик настолько поправился и стал единомышленником отца, что начал помогать ему в некоторых заказных работах, главным образом, сценографических.

Роберт Фальк. Портрет сына. 1941. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Полотно «Портрет Валерия Фалька», созданное в 1941-м, незадолго до войны, выполнено в довольно темном колорите, построенном на изысканном сочетании приглушенных тонов. Весь облик 25-летнего Валерика на портрете кажется более энергичным и оживленным, а взгляд уже не столь отрешенно-печален и меланхоличен, как в большинстве парижских портретов.

Весной 1942 года, утаив справку об освобождении от воинской обязанности по состоянию здоровья, Валерий отправился добровольцем на фронт. В декабре 1942 года, во время советского контрнаступления, Валерий был тяжело ранен. Он провел в госпитале два с лишним месяца. Казалось, дело шло на поправку и ничто не предвещало трагического исхода. Однако лечение неподвижно лежавшего в гипсе больного осложнилось туберкулезом легких и сепсисом, и 1 марта 1943 года, спустя месяц после окончания Сталинградской битвы, Валерий умер в возрасте 26 лет. Фальк тяжело переживал гибель на фронте единственного сына, талантливого художника, которого он порой отождествлял с сыном Рембрандта Титусом.

http://nasledie-rus.ru/podshivka/11213.php

Роберт Фальк. Портрет Мидхада Рефатова (1915)

Мидхад Рефатов (1893?-1920) - крымскотатарский лингвист. Перевёл на турецкий язык "Войну и мир"… Убит белогвардейцами.

Чтобы добиться большей выразительности, Фальк деформировал форму. Как он сам писал: хотел "сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность".

В "Рефатове" господствует ниспадающий ритм. Опускаются сверху кубики крымских домиков, купы деревьев; происходит некое "стекание" форм по фигуре татарского поэта: складки рукавов, уголки застегнутого жилета неудержимо влекутся вниз, причем движение замирает в расслабленной кисти руки, безвольно распластанной на колене. Глаза Рефатова грустным и мудрым взглядом провожают это движение, но остановить его не могут. Голова словно противостоит ему, но столь же бессильна. И тем отчетливее воспринимаем мы усталость модели, усталость мира, в котором герой живет.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Роберт Фальк. Негр

В "Негре" преобладают противоположные ритмы. Фигура слегка согнута, но расслабленные руки готовы прийти в движение, "лесенка" складок на рукавах ведёт не вниз, а вверх. Силуэт бутылки на столе даёт образец вертикали, к которой тяготеет фигура. Поля шляпы, загнутые и как бы разрезающие пространство, создают причудливый контур. Весь образ наполняется энергией, таит в себе движение, набирает силу, присущую самой модели – статному, одетому "с иголочки" негру – цирковому жонглеру, ловкому и гибкому.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Р.Фальк. Портрет Абрахама Минчина. 1931. Холст, масло. Пензенская областная художественная галерея им. К.А.Савицкого

Абрам Минчин (1898 —1931) — французский художник, выходец из России.

"Неделю я провел у Минчина. Я наблюдал, как он работает. У него все шансы выработаться в значительного художника. Большой темперамент, колоссальная любовь к искусству".(Из письма Р. Фалька Р. Идельсон. 1931)

Д.В.Сарабьянов выделил в парижском творчестве Р.Р.Фалька особую тему — «тему красоты слабости», тему страдания, которая отчетливо прозвучала в портрете друга Фалька Абрама Минчина — русского художника, оказавшегося в Париже в те же годы, что и Фальк, и рано ушедшего из жизни. «Я не люблю писать благополучных людей. Люди несчастные обладают для меня какой-то притягательной силой, тайной», — передавала слова Р.Р.Фалька его вдова.

«…Все элементы формы подчинены… выражению мягкости и человечности. Хрупкость модели, тот тихий камертон грустного лиризма, на который настроены все грани характера, та деликатность и душевная чистота, которые заключены в нем, словно подкрепляются сочувствием и пониманием художника."Минчин" великолепно нарисован – именно нарисован – кистью, цветом, мастерским движением, исполненным артистизма. Руки, изогнувшиеся и собравшиеся в складки рукава куртки, силуэт плеч, голова, шляпа – все словно обведено непрерывной линией – живой, конкретной, где-то напрягающейся, где-то плавно скользящей. Линейной и ритмичес­кой легкости соответствует и цветовая изысканность. Оттенки серого, голубого, серо-синего драгоценны, благородны. Казалось бы, Фальк пишет "опасными" серыми, способными легко превратиться в грязные и безликие, тем более что художник далек от пленэрно-импрессионистической системы, давшей, например, Коровину возможность извлекать утонченную красоту из серой гаммы. Серые Фалька не соотносятся прямо с цветами окружающего мира. Их независимость, открывающая путь к самоценной красоте, трудно достижима.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Роберт Фальк. Бретонский рыбак. 1934-1935

Портрет «построен симметрично и равновесно. Лишь некоторые детали костюма нарушают эту симметрию. Все движение как бы собрано внутри – в пределах устойчивой и построенной формы. Лицо рыбака необычайно подвижно. Его выражение схвачено в определенный момент, но это мгновенное состояние – весьма сложно: в нем и удивление, и простоватая настойчивость, и острота зоркого взгляда, и порывистость, и наивная гордость. Человеческие качества развернуты не в развитии, а в моментальной вспышке. В цветовом строе и фактуре портрета есть своего рода тяжеловесность, столь подобающая самой модели. Но пластический смысл портрета – в преодолении этой тяжеловесности. Красочное месиво движется, колышется. Ровные поверхности краски сменяются сгустками, ударами кисти… Материальность мира словно реализуется в материальности холста».

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

В круг творческого общения мастера входили известные лица — художники (В.А.Фаворский, А.В.Куприн), писатели и поэты (И.Г.Эренбург, В.Б.Шкловский, И.Л.Сельвинский, К.А.Некрасова, Н.Хикмет), артисты и режиссеры (С.М.Михоэлс, К.С.Станиславский), музыканты (С.Т.Рихтер, Г.Г.Нейгауз), ученые (А.Г.Габричевский), многие из которых стали также моделями портретов художника.

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10013.php

Р.Р. Фальк. Портрет А. В. Куприна. 1945-46. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств

Александр Васильевич Куприн (1880 - 1960) — русский и советский живописец.

В трудный год – 1937-й – вернулся Фальк на родину из Парижа. Он поселился на чердаке Дома Перцова. Здесь существовало «государство в государстве» – целое крыло художественных мастерских на четвертом этаже. Там жили и два давних товарища Фалька: Александр Васильевич Куприн и Василий Васильевич Рождественский – они-то (а ещё лётчик А. Б. Юмашев...) и помогли Фальку, соратнику по объединению «Бубновый валет», занять помещение…

http://avanage.ru/?p=1363

Фальк очень был дружен с Куприным. У них всегда находились темы для разговоров о днях минувших и сегодняшних. Фалька с Куприным связывала и любовь к музыке.

(А.В. Щекин-Кротова)

http://www.russiskusstvo.ru/authors/Krotova/a382/

Фальк писал строгие, сосредоточенные портреты с немногими погруженными в сумрачное пространство предметами: они заставляют вглядываться в этот сумрак, вслушиваться в него, как в тихую и чистую музыкальную тему…

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.173479489522297.1073741995.138706972999549

Соломон Михайлович Михоэлс (1890 - 1948) — театральный актёр и режиссёр, педагог, общественный и политический деятель.

В 1920-е годы Фальк был художником театра Михоэлса ГОСЕТ (Государственный Еврейский театр в Москве). Сотрудничество возобновилось в предвоенные (1940-е) годы.

В перерывах между репетициями они появлялись с папой в дверях его кабинета: папа стремительной походкой направлялся к телефону, а за ним, шаркая и косолапя, пробирался между стульями, полками, столами и буфетами Роберт Рафаилович Фальк. Ему было тесно даже в казавшемся мне тогда огромным кабинетном кресле в углу комнаты, в которое он усаживался со словами: “Только не обращайте на меня внимания, Соломон Михайлович”. Затем он вытаскивал из портфеля школьную тетрадь для рисования и принимался делать бесчисленные наброски для папиного портрета».

(Наталия Вовси-Михоэлс)

Над портретом Михоэлса Фальк работал много лет. Бросал, возвращался, начинал заново, снова бросал.

«В 1949 году, когда возобновилась волна массовых арестов, Роберт Рафаилович, уверенный, что на этот раз ему не избежать общей участи, стал придумывать способ, как спасти портрет отца. Его и моя подруга Майя Левидова рассказывала, сколько вариантов он отверг, прежде чем решил замазать полотно маслом, — “когда придет время, отмоем!” И он действительно отмыл, когда пришло время, и подарил портрет папиной жене Асе».

(Наталия Вовси-Михоэлс)

http://booksonline.com.ua/view.php?book=145955&page=10

Роберт Фальк. Портрет Михоэлса (1922)

Александр Георгиевич Габричевский (1891-1968) — историк и теоретик искусства, литературовед, переводчик.

Портрет А. Г. Габричевского

Портрет делался в месяцы тяжелейшей болезни А. Г. Габричевского, угрожавшей ученому потерей зрения. Склоненная в сторону фигура и голова вызывают ощущение неустойчивости. Этот композиционный прием в сложении образа играет не меньшую роль, чем выражение лица модели. Портрет написан очень вдумчиво, осторожно, разработан до мельчайших подробностей. Зрителя подкупает образ глубоко страдающего человека, сдерживающего свою скорбь с достоинством.

http://permmuseum.com/gallery/show/image/755

«Мне приходилось наблюдать, как проходили сеансы. Габричевский позировал изумительно: не терял в течение длительного времени позы, а главное, не переставал все время «активно общаться», разговаривать, мыслить. Если Фальк замечал, что Александр Георгиевич устал, он моментально прерывал писать, и друзья усаживались за старенький рояль, «с листа», без запинки читая переложения для четырех рук симфоний или сонат Моцарта, Бетховена, Бранденбургских концертов Баха».

(Ангелина Васильевна Щекин-Кротова)

Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский (1893 — 1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист.

Портрет Виктора Борисовича Шкловского. 1948. Холст, масло. ГЛМ

Со Шкловским мы познакомились у Хазина, у художницы Фрадкиной. Фальк был очарован совершенно его остроумием и блеском…

О том, как Шкловский позировал Фальку:

Шкловский ни одной минуты не сидел смирно, спокойно… Он все время вскакивал, начинал делать гимнастику, делал стойку, выжимался на полу. <…> [Вскоре] он сказал, что перестает позировать, потому что ему уже надоело. Фальк взмолился, как же так!? «Да вы пишете-пишете-пишете, когда же, наконец, кончите? По-моему, все уже готово». Потом говорит: «Ну, хорошо, даю вам один день. Целый день буду позировать, но вы (обращается к Ангелине Васильевне) должны для этого приготовить еду, но не эту вегетарианскую, которой вы кормите Фалька. Приготовьте мне хороший кусок мяса, не меньше килограмма, зажарьте его куском, купите бутылку красного вина, хорошего, сухого, я подкреплюсь и буду позировать целый день».

Я купила бутылку хорошего вина… Купила на рынке большой кусок мяса, но так как я для Фалька готовила все вегетарианское, то не умела делать мясо, и в духовке его просто, знаете, превратила в какой-то янтарный кусок. Шкловский стал его грызть и сказал: «Это очень вкусно, но не съедобно». Потом выпил бутылку вина и улегся спать на мою кровать, повернувшись круглой спиной, круглым затылком и круглыми пятками к Фальку. И Фальк грустно делал наброски с этого дормёра (любителя поспать). Так закончился сеанс живописи.

(А. Щекин-Кротова)

В портрете Фальк подчеркнул детскость Виктора Шкловского.

Ксения Александровна Некрасова (1912 - 1958) - поэт. 

Портрет Ксении Некрасовой. 1950. Холст, масло. ГРМ, Петербург.

Фальк говорил, что ему бы хотелось, чтобы в этом портрете Ксана была очень-очень русская, и не только просто русская, но какая-то от русского искусства народного, как будто бы вятская игрушка, сделанная из одного комка глины. И когда этот портрет у нас смотрели, то всегда задавали такой вопрос: "А кто это, кто это?" Фальк не говорил. "Как интересно... Вот как будто бы деревенская какая-то девочка. Да нет, смотрите, глаза у нее какие-то другие..." Ну, потом я обычно читала стихи ее, и тогда ее образ становился понятным. А мне как-то Ксана огорченная сказала: "Геля, ну почему Фальк сделал такой портрет?! Словно я домработница какая или деревенская баба... А я же такая изысканная". А я сказала: "Знаешь, Ксаночка, Фальк исходил из стихов твоих. Ты народная. Вот твои стихи тоже очень народные. И вот как твои стихи - такой же и твой портрет". - "Это мысль, - сказала Ксана, так подняла пальчик в воздух. Это мысль!" - и успокоилась.Во время сеансов она всегда читала свои стихи, а иногда сочиняла их тут же, в мастерской, лежа на тахте. "Сначала она что-то бормотала, как во сне, а потом громко, дирижируя пальчиком, повторяла две-три строчки и кричала мне: "Запиши, запиши, а то забуду!"…

(А. Щекин-Кротова)

Помимо портрета живописного известно около двух десятков графических портретов Некрасовой - набросков, рисунков, этюдов, выполненных Фальком в 40-е - 50-е годы. Они разные, но все очень живые. Это лицо увлекало художника своей изменчивостью, подвижностью проявляемых эмоций, будто поэзия, проступавшая сквозь человеческие черты, высвечивала их каждый раз иначе, по-другому…

Не правда ли, интересно? Один и тот же человек, а какие разные лица… То старуха, то красотка. А модель-то одна.

…Без жилья, без средств к существованию, Некрасова годами мыкалась по углам (спала то в ванной у кого-нибудь, то на полу под роялем). Ходила в заношенном цветастом платье, прикрепив к груди что-то наподобие цветка. Если становилось совсем неловко, поверх надевала пальто, подпоясавшись ремешком. С готовностью принимала предложения покормить её.

На этом наброске, кстати, как и на портрете, бусы на Ксении из фасоли. Сама сделала. Она часто сама делала украшения - из ягод, шишек. Другого-то у нее не было... Ксению называли блаженной, а некоторые просто ненормальной. Но мастер переставил ударения. И вместо "чуднОй" явилась "чУдная". "Блаженная" попала на "иконы".Представляете себе изысканного Роберта Фалька и странную, некрасивую женщину, преображавшуюся во время чтения свих стихов. Удивительный контраст. Но, по-видимому, они дружили. И в семье Фалька ее любили.…Люблю в пристанище я это заходить, под крышей этой забываю я и горести, и странности мои. Сходились юноши сюда с неуспокоенной душою, седые женщины с девичьими глазами и убеленные снегами художники, постигшие и страны, и моря. Но жизнь, как в молодости тайной, вся нераскрытием полна…

(Лариса Алексеева)

http://odri-maat.livejournal.com/230817.html

Роберт Фальк. Портрет Святослава Рихтера. Бумага, карандаш, акварель. Собственность Н.Дорлиак

Рихтер о том времени, когда P. Фальк начал работу над его портретом:

“К сожалению, был только один сеанс: первый эскиз к портрету. Это было время, когда Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать. От замысла написать мой портрет остался только этот набросок. Вспоминается прохладное ателье – мансарда Роберта Рафаиловича в доме с “павлинами” на набережной с видом на Кремль и Москву-реку.”

«С 1942 года я бывал в доме Фалька. Помню его советы, спокойно-мудрые — никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего — и для музыки тоже. Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство... Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше находите в них богатства».

(Святослав Теофилович Рихтер)

Рихтер изображен тридцатилетним, уже состоявшийся пианист с нежным выражением лица…

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/02/19/pamyat-mira-o-samom-sebe

Роберт Фальк. Автопортреты

Роберт Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916

Фальк стремился передать цветом и пластикой не только материальность и объём предметов, но и сделать их психологически выразительными… Картина была создана в период затянувшейся душевной смуты, вызванной обстоятельствами личной жизни, и стала для художника способом рассказать о трагизме переживаемого момента, о своём одиночестве и своей неизбывной душевной боли. Написана картина в Крыму. В пейзаже за окном угадываются очертания кипарисов. Выдержанный пасмурный колорит с преобладанием серых и голубых оттенков служит поддержкой исходящей от холста атмосфере тревожной сосредоточенности. Подобная сдержанная палитра пытается скрыть кипящие в душе человека переживания, которые все же находят выход, изливаясь на картину двумя яркими каплями – красные губы человека и красный фрукт в вазе…

http://www.museum.ru/Prof/news.asp?Id=48471

http://www.avangardism.ru/robert-falk-avtoportret-na-fone-okna-1916-g.html

Оказывается, экспрессия — это не обязательно крик, негромкая лапидарность может быть не менее выразительна.

Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. 1957

В старости, в годы приближающегося конца художник, сильный духом и честный, оказывался перед лицом вечных проблем жизни и смерти и открыто смотрел им в глаза. Так было с Фальком. Фальк словно следовал знаменитым словам Бориса Пастернака:

…Нельзя не впасть к концу, как в ересь,В неслыханную простоту.

Фальковская "ересь простоты" достигла высшей точки в автопортрете "В красной феске" – в предсмертном произведении, обобщившем многолетние искания. Своим сдержанным трагизмом, выраженной в портретном образе горечью Фальк не только подытоживал личный опыт, но и воплощал мысль о трудном времени, о напряженном и трагическом веке.Конечно, герой картины – не просто сам автор. Конкретность персонажа была бы в данном случае неуместна. Фальк постарался избежать ее…

Это – как бы познание себя со стороны – мудрый взгляд старого, готовящегося к смерти художника на человеческий путь и на жизнь вообще.В живописи автопортрета есть мудрое смирение. Живописная борьба преодолевается ради гармонических отношений, возвышающих образ над мирской суетой. Желто-коричневые, малиновые, зеленоватые оттенки соединяются в мягком спокойном союзе. Они "не забывают" о доминанте красного, который господствует над другими цветами в общем живописном пространстве.

В автопортрете воплощен образ трудного пути, пройденного по жизни, высокого предела, достигнутого человеком, достойного конца. Это – метафора неминуемой встречи жизни и смерти, бессмертия духа, словно готового покинуть телесную оболочку и обрести самобытие.

(Д. Сарабьянов)

Современники о Роберте Фальке.

В воспоминаниях Ильи Эренбурга читаем: «Когда смотришь работы некоторых пожилых художников, невольно с грустью вспоминаешь свежесть, чистоту, яркость их молодости. А Фальк изумлял тем, что все время подымался — до самой смерти. Как-то он сказал, что Коро написал лучшую свою работу в возрасте семидесяти шести лет...»… А в позднем периоде творчества самого Фалька проявилось, казалось бы, неожиданное для тревожной атмосферы и трудных условий жизни в Советском Союзе в 1950-е годы светлое «приятие жизни».

Татьяна Сельвинская рассказывает о своем учителе Роберте Фальке: "Он был человеком совершенно без суеты, без позы, очень естественный, значительный… Фальк учил, что каждый мазок на холсте надо составлять. Трудно это было безумно. Когда я сама стала учить, вдруг оказалось, что все помню… Он еще говорил: "Сходство – это верный цвет на верном месте". Но верное место надо было найти".

http://fenixclub.com/index.php?showtopic=156957

Актёр Алексей Баталов, бравший у Роберта Рафаиловича уроки живописи: «Сказать, что Фальк был счастлив – невозможно. Он потерял ребенка и всё на свете: сидел себе под крышей и продолжал заниматься своим делом. Я учился у него и помню эти никому не нужные, невостребованные тогда портреты людей, которых было «нельзя писать». В те времена выставка у Фалька – это закрытые двери. Впустить туда постороннего человека было нельзя, это – тюрьма. Теперь эти портреты всемирно известны».

Роберт Фальк о своих предпочтениях в изобразительном искусстве.

Вы спрашиваете о художниках, которые оказали на мое творчество наибольшее влияние. Из старых мастеров наибольшее воздействие оказал на меня Рембрандт. В юности я его не любил и не понимал. Мне казалось, что все у него написано красным, коричневым соусом. Теперь же он для меня — вершина искусства всех времен и народов. «Возвращение блудного сына» (Эрмитаж) и «Евангелист» (Голландия), которого я видел на днях на выставке в Москве, ряд портретов и много других вещей меня потрясают.

Иногда во время работы я вспоминаю Брейгеля Мужицкого.Из современных мастеров мой основной мэтр — Сезанн.Для меня это максимальный реалист, художник потрясающей правды, а не иллюзорного правдоподобия.

(Роберт Фальк)

http://www.liveinternet.ru/users/vladlysen/post314267277/

obiskusstve.com

Живопись Роберта Фалька: elesika73

Фальк Роберт Рафаилович(1886-1958) начал свой путь художника в шумной группе молодых обновителей живописи, в объединении "Бубновый валет", где был самым младшим. Учился он в частных студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова.Постепенно, на протяжении 1920-х гг., живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Исчезают кубистические сдвиги - эмоциональное напряжение в портрете теперь может быть передано и без них. Демонстративная "вывесочность" ранних вещей тоже больше не нужна. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом. Фальк ищет в картине целостную, насыщенную цветом и светом среду, обволакивающую людей и предметы.С 1928 ГОДА Фальк находился в Париже, куда получил командировку, как он писал в анкете, «с целью изучения классического наследия». Именно во Франции, в которой художник провел девять лет, происходит окончательное формирование его позднего стиля, сочетавшего в себе классичность и современность. Последняя выражалась в соединении временного и вечного, в умении передать в частном мотиве жизнь мира. Свою задачу как живописца Фальк видит отныне в том, чтобы на «двухмерном кусочке холста создавать глубокое пространство в бесконечном течении времени» и показывать мир как «движение, кипение и кругооборот светящейся цветовой материи, которая, клубясь, сгущаясь и разряжаясь, то тает, то сплавляется в слитки драгоценного металла».Вернувшись в Москву в страшном 1937 году, художник избежал репрессий, по свидетельству его жены А.В. Щекин-Кротовой, благодаря заступничеству К. С. Станиславского (своего бывшего тестя), а также своевременному отъезду из столицы, организованному его другом и учеником, известным летчиком А. Юмашевым. После недолгого пребывания в Крыму (его итогом стали эскизы к ненаписанному полотну «Татарский ансамбль») Фальк в 1938 году отправился в Среднюю Азию, где прожил около года в Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте. Второй его приезд в Азию состоялся после начала войны. В 1941 году мастер вместе с семьей оказался в Самарканде, где получил место преподавателя в местном Художественном училище, а также в эвакуированном из Москвы Институте декоративного и прикладного искусства.Фальк любил писать азиатские цветущие деревья, похожие, по словам его жены, на «упавшие с неба облака». Такой же «облачной» выглядит сирень в акварели 1943 года. Бесчисленными оттенками цвета, вспышками света и легчайшими линейными контурами художник моделирует изменчивую форму цветов, но помимо этого - их бесплотную и непреходящую сущность, включая, кажется, даже их запах.

Весна в Крыму

Boating on a River. 1935

Бухта в Балаклаве

Березки

Цветы на зелёном фоне

Лиза на солнце

Париж. Сена

Три дерева

Провинциальный гродок. Подмосковье

– На берегу океана

Московский дворик.

elesika73.livejournal.com


Смотрите также