Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины. Фешин картины


Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями

В сообщении, посвященном 148 годовщине со дня рождения Валентина Серова, мы не скупились на эпитеты «известный, талантливый, выдающийся…». Все — справедливо. Серова знают, о нем говорят, им гордятся. Однако, есть художники, которые, обладая большим талантои,  остаются для многих и многих неизвестными. К таким художникам относится Николай Фешин.

 

Фешин Николай Иванович

(1881-1955)

Художник Фешин Николай Иванович 

Николай Иванович Фешин родился 9 декабря 1881 года в Казани. Отец художника Иван Александрович Фешин — был владельцем иконостасной мастерской. Мать его — Прасковья Викторовна — была родом из Костромы.

         Николай фешин картины

 

Русские художники - Фешин Николай Иванович

Фешин Николай Иванович портреты

фешин николай иванович картины

 

Публичную школу художник закончил в 1895 году. 1900 год ознаменовался получением отзывов в прессе на свои первые работы, выставленные на ученической выставке. В1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казании, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по1909 г.Одновременно с обучением в училище Фешин Николай Иванович посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902–1907 гг.).Фешин Николай Иванович картина "Мальчик"

Мальчик

 

Фешин Николай Иванович картина "Мальвы"

Мальвы

 

Фешин Николай Иванович картина "1923, Миссис Крейг"

1923, Миссис Крейг

 

Фешин Николай Иванович картина "Портрет Веры Фокиной"

Портрет Веры Фокиной

 

Фешин Николай Иванович картина "Дама с сигаретой" 

Дама с сигаретой

В 1906 г. на Весеннюю выставку,  устраиваемую в Академии художеств, цензура не пропустила работу Фешина «Из окна».В1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств.

В 1908 года официальным постановлением Фешина оставили на год в Высшем художественном училище с целью продолжения работы над картиной, которая планировалась на конкурс. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной».Наконец,в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.

Николай Фешин портреты

Фешин Николай Иванович картина "Дама в лиловом (Портрет неизвестной)"

Дама в лиловом (Портрет неизвестной)

 

Фешин Николай Иванович картина "Капустница"Капустница

 

Фешин Николай Иванович картина "Портрет С.Т. Коненкова"Портрет С.Т. Коненкова 

николай фешин художник картины

Николай Фешин художник картины

 

Николай Фешин художник картины

В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.Фешин картина "Портрет Н.М. Сапожниковой"«Портрет Н.М. Сапожниковой»

 

В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Николай Фешин картины с названиями

Фешин картина "Миссис Фешина с дочерью"Миссис Фешина с дочерью

Фешин картина "Ия с дыней. Портрет дочери."Ия с дыней. Портрет дочери.

Фешин портрет "Ия "

Ия

 

Русские художники - Фешин Николай Иванович

 

Русские художники - Фешин Николай Иванович

фешин николай иванович картины живопись репродукции

Фешин Николай Иванович картины живопись репродукции

 

Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца»(1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

 

Фешин Николай Иванович картины живопись

Фешин Николай Иванович картины

С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико),где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственногоисполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

Картины ФешинаВ 1936 году И. Ильф и Е. Петров во времясвоей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»:«Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж ее — художник Фешин, довольно известный в свое время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак,  жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошелся в двадцатьтысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. «

 

Картины Фешина

Картины Фешина

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября1955 года во сне. Американская печать откликнулась на смерть фразой «умер бог  живописи…».

Усилиями его единственной дочери Ии НиколаевныФешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани

Обратите внимание

www.na-vasilieva.ru

Живопись Николая Фешина. - ru_art links

Живопись Николая Фешина.

01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет. 1920.

1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum. Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4–5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1–1,4 млн.)!

Черемисская свадьба. 1908.На аукционе лот представлен как "Bearing away the bride. 1908". Эстимейт - 3,000,000-5,000,000 USDwww.sothebys.com

О непростой жизни и творчестве Николая Фешина

Творчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.

Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.

Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)

Зимний пейзаж (1900-е)

Распутица (1900-е)

Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)

За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."

Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.

Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:1905 год на заводе

Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.

Неудачная шутка (1911)

Обливание (1914)

Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".

Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.

В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.

Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)

Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)

Портрет художника К.М.Лепилова (1909)

С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".

Портрет жены (1918—1922)

Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.

Портрет Вари Адоратской (1914)

С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.

Портрет В.И.Ленина (1918)

Портрет Карла Маркса (1918)

Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.Бойня (1919)Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.

Голод. Эскиз (1921)

Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)

"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.

Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.Негритянка с апельсином (1923)

В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский. Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".

Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)

Ия (1923—1926)

Портрет Ии (1923)

Портрет Веры Фокиной (1923—1926)

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.

Ранчито (1927—1933)

Таос (1927—1933)

Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.

С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали. Девочка с острова Бали (1938)

Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.

Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.Более подробно об этой стороне творчества Николая Фешина: art-tourism.livejournal.com

Текст по книге Г.П. Тулузакова. Николай Фешин. "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.

art-links.livejournal.com

Художник Николай Иванович Фешин|Картины

художник Николай Фешин картины - 01

Портрет дочери Ии

Николай Иванович родился в декабре 1881 года в городе Казани, в семье известного резчика иконостасов и владельца собственно мастерской Ивана Александровича Фешина.

Учился в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств. После обучения в академии вернулся в Казань и стал преподавателем Казанской художественной школы.

В 1916 году был избран академиком Императорской школы художеств, а в 1923 году иммигрировал в США. В США жил и работал до самой своей смерти (1955 год).

В 1976 году дочь художника перезахоронила прах отца в Казани в соответствии с завещанием художника.

Николай Фешин назван национальным художником США.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию очень небольшую (художник написал более 2 000 работ) галерею работ художника.

Картины художника Николая Ивановича Фешина

художник Николай Фешин картины - 02

Зимний пейзаж. Таос

художник Николай Фешин картины - 03

Натурщица

художник Николай Фешин картины - 04

Пейзаж Нью-Мексико

художник Николай Иванович Фешин картины - 19

Портрет В.И. Ленина

художник Николай Иванович Фешин картины - 29

Малая вода в лагуне

художник Николай Фешин картины - 05

Портрет Вари Адорацкой

художник Николай Фешин картины - 06

Моя дочь Ия

художник Николай Фешин картины - 07

Натурщица

художник Николай Фешин картины - 08

Ню

художник Николай Фешин картины - 09

Ню

художник Николай Фешин картины - 10

Обнажённая в ванной комнате

художник Николай Фешин картины - 11

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы

художник Николай Иванович Фешин картины - 22

Автопортрет

художник Николай Иванович Фешин картины - 23

Катенька

художник Николай Иванович Фешин картины - 24

Портрет Н.Н.Кротовой

художник Николай Иванович Фешин картины - 25

Дама в чёрном платье. (Портрет А.Н. Фешиной)

художник Николай Иванович Фешин картины - 26

Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд)

художник Николай Иванович Фешин картины - 28

Портрет Ии

художник Николай Фешин картины - 12

Девушка с острова Бали

художник Николай Фешин картины - 13

Ню

художник Николай Фешин картины - 14

Стоящая обнаженная модель

художник Николай Фешин картины - 15

Ню. Этюд

художник Николай Фешин картины - 16

Принцесса

художник Николай Фешин картины - 17

Ия в кимоно

художник Николай Иванович Фешин картины - 18

Старый индеец

художник Николай Иванович Фешин картины - 20

Подсолнухи

художник Николай Иванович Фешин картины - 21

Ия Фешина

художник Николай Иванович Фешин картины - 27

Портрет неизвестной (Дама в лиловом)

художник Николай Иванович Фешин картины - 30

Портрет девочки

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

29 Авг 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: русская живопись 1917     352       Поделитесь записью

svistanet.com

Нью-Йорк. Аукцион Sotheby's. Живопись Николая Фешина.

Живопись Николая Фешина.

01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет. 1920.

1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum. Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4–5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1–1,4 млн.)!

Черемисская свадьба. 1908.На аукционе лот представлен как "Bearing away the bride. 1908". Эстимейт - 3,000,000-5,000,000 USDwww.sothebys.com

О непростой жизни и творчестве Николая Фешина

Творчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.

Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.

Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)

Зимний пейзаж (1900-е)

Распутица (1900-е)

Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)

За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."

Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.

Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:1905 год на заводе

Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.

Неудачная шутка (1911)

Обливание (1914)

Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".

Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.

В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.

Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)

Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)

Портрет художника К.М.Лепилова (1909)

С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".

Портрет жены (1918—1922)

Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.

Портрет Вари Адоратской (1914)

С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.

Портрет В.И.Ленина (1918)

Портрет Карла Маркса (1918)

Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.Бойня (1919)Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.

Голод. Эскиз (1921)

Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)

"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.

Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.Негритянка с апельсином (1923)

В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский. Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".

Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)

Ия (1923—1926)

Портрет Ии (1923)

Портрет Веры Фокиной (1923—1926)

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.

Ранчито (1927—1933)

Таос (1927—1933)

Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.

С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали. Девочка с острова Бали (1938)

Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.

Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.Штудия обнаженной женской натуры (1920)

Штудия обнаженной женской натуры (1935—1955)

Лежащая натурщица (1913)

Лежащая натурщица (1919)

Сидящая натурщица (1913)

Этюд обнаженной натуры (1919)

Сидящий натурщик (1911)

Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.

Натурщица (1910-е)

Натурщица (1913)

Купальщица (Не ранее 1913)

Ню (1911)

Ню (1920-е)

Обнаженная в ванной комнате (1916)

Обнаженная с раковиной (1923—1926)

Стоящая обнаженная модель (1925—1926)

Сидящая натурщица (1934—1955)

Баня (До 1923)

Натюрморты.Эффектны, полны брызжущей, радостной экспрессии натюрморты Николая Фешина. С яркими цветами - маками, подсолнухами, калами, настурциями. Взрывная энергия художника вырывалась в рискованных цветовых контрастах и торопливом широком мазке, которые вместе с тем твердая рука мастера приводила к общей гармонии.

Бабье лето (1927—1933)

Лилии и маргаритки (1940-е)

Лилии с раковиной (1934-1955)

Маки (1934—1955)

Мальвы (1934—1955)

Маргаритки (1934—1955)

Натюрморт (1910-е)

Натюрморт (1920)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт с апельсинами (1925)

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)

Натюрморт с цветами (1934—1955)

Натюрморт с чайником (1948)

Подсолнухи (1934—1955)

Портрет Вари Адоратской. Фрагмент (1914)

Фуксии (1934—1955)

Текст по книге Г.П. Тулузаковой "Николай Фешин". "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.

art-tourism.livejournal.com

Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины

Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины

Николай Иванович Фешин (1881-1955) – выдающийся русский художник, представитель импрессионизма и модерна.

Николай Фешин родился в Казани в семье известного мастера-резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина.

В возрасте 4-х лет мальчик тяжело заболел менингитом и более двух недель пробыл в коме. Молясь за выздоровление сына, родители провели обряд подношения чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Ребенок быстро пошел на поправку, но перенесенная болезнь сделала его замкнутым и малообщительным.

В 6 лет Николай пробует писать первые орнаменты, с 9 – работает в мастерской отца, а в 13 получает свой первый настоящий заработок. Видя редкое дарование сына, Иван Фешин настоял на получении им художественного образования. Окончив начальную публичную школу, в 1895 году Николай поступает в Казанскую художественную школу.

С 1900 года Фешин обучается в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где с 1903 его наставником был И. Репин. В эти годы художник сотрудничал с журналами «Шут», «Леший», «Скоморох», «Вольница», «Пламя», совершал поездки в Сибирь, окрестности Казани и Владимирскую губернию, где много и плодотворно работал.

В 1907 г. произошло событие, повлиявшее на творческое становление Фешина – с уходом из стен Академии И. Репина, человека, оказывавшего большое влияние на художника, его развитие как живописца пошло по индивидуальному пути. Фешин много читал, экспериментировал с различными художественными материалами и средствами живописи, вырабатывая собственную манеру письма.

Итогом художественных исканий стала написанная в 1908 году картина «Черемисская свадьба». Работа была принята публикой неоднозначно, тем не менее, на весенней выставке Академии 1909 года, полотно было удостоено I премии им. А. Куинджи. С этого момента в картинах Фешина неизменно угадывается их авторство.

Художник Николай Иванович Фешин. Автопортрет

Схожей по манере и стилю письма была конкурсная выпускная работа Фешина «Капустница» (1909). За написание картины он получил официальное звание художника и награжден пенсионерской заграничной поездкой. Фешин посетил многие города Европы, но в итоге вернулся на родину, в Казань, где стал преподавателем по классу рисунка и живописи в Казанской художественной школе.

 С 1909 года произведения художника регулярно демонстрировались на крупнейших международных выставках, из них трижды – в Мюнхене, 5 раз – на выставках Института Карнеги в Питтсбурге.

В 1913 году по решению Попечительского совета школы, Фешин был награжден орденом св. Станислава III степени. В этом же году художник обрел счастье в личной жизни, женившись на своей ученице и помощнице Александре Белькович. Спустя год родилась их единственная дочь – Ия.

 В Казани Фешин пишет портреты знакомых («Портрет Вари Адоратской», 1914), жанровые композиции («Неудачная шутка», «Хоровод» 1910-1914, «Обливание», 1911). Не обрывал художник и связей с творческим миром столицы – участвовал в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге (1911—1912), выставлялся в ТПХВ, в «Общине художников». В 1916 году Фешину было присвоено звание академика живописи.

В 1918-1920-х гг художник вел активную преподавательскую деятельность, писал научные работы, отстаивая традиционные методы художественного образования.

В годы революции и Гражданской войны Фешин также работает над портретами – политиков (В. Ленина, А. Луначарского, К. Маркса), музыкантов (Л. Бетховена, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова и других – по заказу Центральной высшей восточной музыкальной школы), пишет пейзажи (всего около 25), обращается к жанру портретной миниатюры, пробует себя в скульптуре, выполняет эскизы декораций к опере «Кармен» для Казанского театра.

В 1919 году была закончена картина «Бойня», изображавшая убой скота. Это была последняя масштабная работа художника, после чего к жанровой живописи он больше не возвращался.

В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев его работы уже демонстрировались на Зимней выставке Национальной академии дизайна, а в 1924 состоялась первая персональная выставка Фешина в Чикаго. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка».

Художник Фешин. Автопортрет

В 1925 году врачи диагностируют у художника туберкулез, и по их совету Фешин переезжает сначала в Калифорнию, а затем обосновывается в Таосе. Главными героями картин художника в таосский период его творчества стали мексиканцы и индейцы, напоминавшие ему марийцев и татар, которых он видел на родине («Таосский знахарь», 1926).

В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

1934 год ознаменовался для художника личной драмой – устав жить в тени мужа и терпеть его вспыльчивый импульсивный характер, его жена подает на развод. Впоследствии художник с дочерью переедут в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а Александра Фешина до конца жизни проживет в их таосском доме.

В Калифорнии художника ждал громкий успех. Фешин преподавал в художественных классах галереи Стендаля, а на заработанные от продажи картин средства он смог позволить себе приобрести большой дом в Голливуде.

В 1936-1938 гг художник подолгу путешествует: посещает Мехико, Бали, Индонезию, Японию.

В последующие годы Фешин на заказ пишет портреты американских военачальников, представителей бизнес-кругов и дам из высшего общества.

К концу жизни художник остался без сбережений и зарабатывал на жизнь частными уроками рисования.

Умер Николай Фешин во сне, в 1955 году, не успев закончить начатый пейзаж.

В 1976 году прах художника, согласно его последней воле, был перезахоронен в Казани.

Картины Николая Фешина: 

www.avangardism.ru

Фешин Николай Иванович

Фешин Николай Иванович (1881-1955)

 Фешин Николай Иванович

   Николай Фешин родился в Казани в семье, причастной к художественному мастерству.

   Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.

   В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.

   Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями".

   Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом.

   Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией.

   Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его".

   Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры".

   За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок – все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.

   Также и в Америке: наиболее продуктивным периодом его творчества был Таосский период, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей.

   Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.

   В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.

   Фешин — художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.

   С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.

   В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). В женских портретах 1917 года (Т. Поповой, ГМИИ РТ; M-lle Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания.

   Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты.

   Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс.

   Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие.

   Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США).

   Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг-художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан — богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.

   Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения — все смешалось в особый коктейль.

   Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.

   Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.

   Все кончилось, когда Александра попросила развод. Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново.

   Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком.

   Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне.

 

По материалам статьи Тулузаковой Г.П. Журнал "Русское искусство" за 2004 год. "Русский американец Николай Фешин" 

 

Фешин Николай Иванович

Портрет неизвестной. Дама в лиловом. 1908

 

Фешин Николай Иванович

Портрет П. А. Родимова. 1910

 

Фешин Николай Иванович

Портрет отца. 1910

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Нины Белькович. 1910

 

Фешин Николай Иванович

Молодая женщина. 1912

 

Фешин Николай Иванович

Катенька. 1912

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Вари Адоратской. 1914

 

Фешин Николай Иванович

Золотые волосы. 1914

 

Фешин Николай Иванович

Натурщица. 1913

 

Фешин Николай Иванович

Натурщица. 1910-е

 

Фешин Николай Иванович

Купальщица. 1913

 

Фешин Николай Иванович

Портрет матери художника. 1916

 

Фешин Николай Иванович

Дама за маникюром. 1917

 

Фешин Николай Иванович

Портрет дочери Ии. 1919

 

Фешин Николай Иванович

Портрет жены. 1920

 

Фешин Николай Иванович

Фешина с дочерью. 1922

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Н. Н. Кротовой. 1923

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Ии. 1923

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Д. Д. Бурлюка. 1923

 

Фешин Николай Иванович

Дама в черном. Портрет А. Н. Фешиной. 1924

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Веры Фокиной. 1926

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Н.Н. Евреинова. 1926

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Ии.1926

 

Фешин Николай Иванович

Сеньорита Ройбэл. 1927-1933

 

Фешин Николай Иванович

 Мальчик. 1927-1933

 

Фешин Николай Иванович

Ла Эбуэла. 1927-1933

 

Фешин Николай Иванович

Портрет молодой индейской девушки

 

Фешин Николай Иванович

Пьетро. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Портрет мужчины. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Таосский вождь. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Старый индеец. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Эль Каргадор. 1936

 

Фешин Николай Иванович

Мексиканская девочка. 1936

 

Фешин Николай Иванович

Хуаню Пеон. 1936

 

Фешин Николай Иванович

Храмовая танцовщица. 1938

 

Фешин Николай Иванович

Девочка с острова Бали. 1938

 

Фешин Николай Иванович

Старик с острова Бали. 1938

 

Фешин Николай Иванович

Ия Фешина. Конец 1930-х.

 

Фешин Николай Иванович

Ия в Кимоно. Конец 1930-х

 

Фешин Николай Иванович

Чернокожая танцовщица. 1940

 

Фешин Николай Иванович

Камойв. 1940

 

Фешин Николай Иванович

Патриарх. 1940

 

Фешин Николай Иванович

Гадалка. 1934-1955

 

Фешин Николай Иванович

Обнаженная. 1934-1955

 

Фешин Николай Иванович

Автопортрет. 1948

 

Фешин Николай Иванович

Натюрморт с чайником. 1948

 

Фешин Николай Иванович

Эвергрин. 1955

 

Фешин Николай Иванович

Старик в серой шляпе. 1955

 

Фешин Николай Иванович

Лилии и маргаритки. 1940-е

 

Фешин Николай Иванович

 Подсолнухи. 1934-1955

 

Фешин Николай Иванович

Лилии с раковиной. 1934-1955

 

art.mirtesen.ru

Николай Фешин. До 29 июля у вас уникальная возможность увидеть картины этого виртуоза.

Николай ФешинНа аукционе Sotheby's «Портрет девочки с яблоком» ушел за 168 тысяч фунтов.

Мой любимейший художник. Блистательный мастер, ярчайший представитель Серебряного века.«Лучший в России живописец» - так говорил о нем его учитель Илья Репин.

Я уже писал о Фешине два года назад, и тогда высказал предположение, что в юбилейный год художника, возможно, нас порадуют выставкой. Надежда была слабой – картины Фешина очень редко привозят в Москву, за последние полвека всего раза два. Даже в Третьяковке живут только три картины Николая Ивановича.Самая большая коллекция хранится на его родине, в государственном музее Татарстана в Казани, где Фешин родился, жил и долгое время преподавал.Но после революции он эмигрировал в Америку и до самой смерти жил в Таосе – там климат суше, а у Фешина был туберкулез.И вот, Третьяковка сделала такой подарок москвичам – к 130-летию художника в Инженерном корпусе галереи открылась юбилейная выставка его лучших работ из семи российских и шести американских музеев.До 29 июля у вас уникальная возможность увидеть картины этого виртуоза.Не пропустите. Казань и Питер уже посмотрели!)

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай ФешинПортрет Вари Адоратской, Николай Фешин, 1914 год

Жаль, в этот раз не привезли «Портрет Вари Адоратской» - это одна из моих любимых и самых знаменитых картин Фешина ((

Николай Фешин

P.S. В стоимость билета включены две выставки - Николая Фешина и Марка Шагала. Она проходит здесь же, в Инженерном корпусе, на втором этаже.

sadalskij.livejournal.com


Смотрите также