Мир науки. Философия картины


Современная философская картина

Современная философская картина мира складывается из многих относительно самостоятельных, взаимно соприкасающихся линий - оригинальных учений, хотя и претендуют на всеобъемлющее видение мира, в частности, социума, как целостной системы, все же появляются только как характеристики его с той и другой стороны.

Например, марксизм рассматривает социум со стороны экономических факторов и политических перипетиях развития: технократизм - со стороны функционирования техники и технологии: религиозно-мистические учения - со стороны peaлизации в социуме главной, по их мнению, побудительной силы его функционирования - идеи Бога. Сторонники каждой из этих линий достигли определенных успехов в объяснении общественной жизни людей, однако не воссоздали его в гармоничном целостности.

Системное представление о человеке, его природный, социальный и духовный мир может дать только совокупное социально-философское знание, состоящий благодаря сочетанию достижений, полученных в лоне каждого из существующих направлений. Оригинальные учения следует рассматривать как волокна, из которых коллективный человеческий интеллект имеет соткать оригинальное полотно - целостную социально-философскую картину социума как многогранной, противоречивой и одновременно целостной развивающейся системы.

Следуя курсом развития человеческого интеллекта и повторяя его достижения в самых общем виде, каждый индивид осуществляет собственное, индивидуально неповторимое теоретическое воспроизведение социума, т.е. вышивает социально-философское полотно собственным узором. В нем реализуются индивидуальный жизненный опыт личности, субъективное восприятие объективно существующих социальных реалий, общественных потребностей и интересов, опыта и культуры.

Перед кратким обзором главных направлений пост классической социальной философии обратим внимание на некоторые общие особенности ее развития. Они обусловлены спецификой исторического времени, социально-экономическим, политическим и общекультурным динамизмом суток, историческими перипетиями, выпавших на ее долю. Обобщенный обзор XX века с высоты «птичьего полета» отличает в нем ряд замечательных событий, величие которых не могла не сказаться на свет обзорно-философской интелектуалистици человечества.

Первая и главная событие, которое, по выражению Дж. Рида, «потрясла мир», состоявшейся в октябре 1917 года в России. Правда, перед ней была Первая мировая война. Однако октября 1917 радикально изменил мировоззренческие ориентиры человечества и сказался на мировой философии. Большевистская власть - диктатура пролетариата - сначала в России, а затем и в других странах трех континентов заставила мыслящего элиту цивилизации пересмотреть фундаментальные основы своих философских построений. Впоследствии - голодомор 1933 года, жестокие репрессии 1937 года, Вторая мировая война, бурное взлет науки, техники, технологии, предметно-практический прикосновение человека к Космосу, прогресс западных индустриальных государств, культур и народов, кризис социалистической идеи, гонка вооружений, Чернобыльская катастрофа. И все это на протяжении каких-то 70-80 лет!

Современная социальная философия стоит на пороге осмысления тех исторических реалий, которые сформировались перечисленных и других метаморфоз. Она не имеет готовых решений, однозначного ориентации, общепризнанного интеллектуального лидера и находится скорее в поисках, чем на стадии завершения концептуальных построений. Ситуация поиска диктует стиль отношения к методологически ризнозасадових (часто совершенно противоположных) концепций. Основания его - толерантность, взвешенность, спокойно-умеренное восприятие любых, даже бессмысленных, философских конструкций. Ведь если новая реальность не находит рационального объяснения в рамках «логического мышления», человечество, по выражению А. Швейцера, вынуждено искать «обходные пути», мобилизовать духовные резервы, привлекать любые интеллектуальные средства.

Как это ни парадоксально, но факт: осмысливая реалии общественной жизни, социальная философия XX века ищет (и находит) новые концептуальные идеи в интелектуалистици второй половины XIX и начала XX века, то есть в историческом времени, которое Х. Ортега-и-Гассет обозначил , как «анти философский время». Оставляя интерпретацию и оценку этого факта на будущее, отметим: классиками современной социальной философии является мыслители, творчество которых вызревала и достигла мирового значения в расцвет «анти философского времени». Старейшим среди них Карл Маркс, самым молодым - Питирим Сорокин, посередине - Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

Каждый из указанных социальных философов рассматривал социум в целом со своей точки зрения, достиг фундаментализма и почти всегда «попадал впросак», как только «превышал полномочия» выводов, характерных только для этой предметности. Мировая философская мысль не отрицает экономическое учение К. Маркса, рассуждения Э. Дюркгейма о закономерностях развития и функционирования духовности, социально-стратификационной концепцию П. Сорокина и учения М. Вебера о культурно-бытовые формы социальности. Однако мировая философская мысль соглашается не со всем, что вышло из-под пера этих известных мыслителей. Более того, переосмысливая классические учения, она идет дальше, приближается к социально-жизненных реалий, предлагает человечеству обоснование новых ориентаций и ценностей.

Еще одной общей чертой современной социальной философии является почти единодушное стремление каждого направления, школы или мыслителя к построению теории вне классового, здеполитизованого и здеидеологизованого сорта. Это стремление к все общего, общечеловеческого. Открытая или скрытая апологетика того или иного социально-политического устройства, идеологического уклада, культурного достояния уступает не предвзятом теоретическому анализу проблемы. Угроза глобальной мировой катастрофы возвращает мыслящую элиту цивилизации к «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), к поискам все обще приемлемых решений, к новому мышлению, морали и культуры. Конфронтационные теоретические модели социокультурной динамики сегодня «не в моде». Наконец, человечество глубоко постигшее гуманистический, жизненный смысл идей «социального согласия» (Конфуций), «вечного мира» (И. Кант) и «рационализации социума» (М. Вебер) и, вероятно, сделает невозможным (по крайней мере в теории) социальную конфронтацию или конфликт на классовых, национальных, религиозных, расовых или любых других «идейных» началах.

Современная философия выступает как философское размышление над исторической судьбой человечества, перспективами развития мировой цивилизации, ее общечеловеческими принципами. Казалось бы, коллективный интеллект человечества давно был способен создать адекватную теорию функционирования и развития социума, например, Платон построил теорию «идеального государства». Однако поиск продолжается и сегодня. Более того, ему не видно конца. Адекватное воспроизведение той социальной реальности, в которой мы живем и работаем, и сегодня выступает как так же актуальна проблема, как и две тысячи лет назад. Разумеется, настоящее знание об обществе более объемных, глубоким и основательным, чем раньше. Оно содержит характерные и наиболее значимые интеллектуальные достижения предыдущих эпох, обогащенные практическим опытом человеческой жизнедеятельности и разворачивается в пространстве и времени как множественное знания, лишенное односторонности и крайностей, хотя даже состоит из них.

worldofscience.ru

4. Какова специфика философской картины мира?. Философская картина мироздания

Похожие главы из других работ:

Изучение и характеристика современной научной картины мира

2. Естественнонаучные подходы к определению картины мира

Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук...

Мировоззрение, его типы

1.5 Философское мировоззрение как способ формирования картины мира

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, характерными чертами которого являются системность и логически обоснованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек...

Понятие мировоззрения

1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство...

Принцип детерминизма. Основные положения и проблемы

2.3 Недостаточность знания картины мира

Иногда крайне трудно или даже невозможно получить точную информацию об индивидуальных случаях, хотя относительно легко увидеть, как она могла бы быть получена. Например, если мы могли бы измерить все величины...

Проблема философского понимания картины мира

1. Формирование философской картины мира (исторический аспект)

Исторически первой философской картиной мира была сущностная, предложенная античными мыслителями и включающая в себя: * следы мифологического культурного наследия, например, то...

Становление рационалистической картины мира в западной Европе

2. Становление рационалистической картины мира в западноевропейской культуре XVII - XVIII вв.

...

Техника в системе культуры

1.2 Роль науки в формировании картины мира

К концу ХХ века стало очевидным, что человечество переживает кризис. “Люди оказываются перед необходимостью самостоятельно определять характер отношений с природой и между собой. Ранее выработанные эталоны непригодны. Возникла мало-помалу...

Философия человека

Тело человека с позиции научной картины мира

Основная проблема: Можно ли в рамках научной картины мира говорить о теле человека как таковом, либо речь идет лишь об идеализированной модели, которая является всего лишь абстракцией...

Философская картина мира

2. Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Материя. Бытие

Философы говорят, что форма дает бытие вещи. Сказать так будет неточным. Ведь нет никакой вещи, которой форма давала бы бытие, раз без формы вещь ничто. Не вещь принимает свое бытие от формы -- иначе она была бы до того, как ей быть...

Философская картина мироздания

2. Научные, философские и религиозные картины мира

Картина мира - система интуитивных представлений о реальности Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.. Картину мира можно выделить...

Философская культура эпохи Возрождения

2. Натурфилософия и становление научной картины мира (Н. Кузанский, М. Монтель, Дж. Бруно)

Николай Кузанский. Он родился в Германии в местечке Куза в 1401 г. в семье крестьянина. Главные философские труды «Об ученом незнании», «О сокрытом Боге», «О мудрости»...

Философские концепции человека

1. Концепция бытия фундаментальной философской картины мира

Картина мира - в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную...

Философские школы Китая

2. Особенности картины мира

Мир для китайцев -- безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. Истинное знание -- не в исследовании объектов для дальнейшего их использования, а в достижении однобытия с миром...

Философский портрет Л. Н. Толстого

Специфика русской философской мысли

Впервые философские интересы пробуждаются в России в 18 в., когда русский ум был, затронут идеями французского Просвещения и просвещенного абсолютизма. На смену им пришел немецкий идеализм. Но ни славянофилам, ни западникам...

Философское понимание пространства и времени

6. Изменение физической картины мира изменила и воззрение на пространство и время

С момента открытия магнитного поля все изменилось и необходимо было найти объяснение единой системности материального бытия. Есть общие свойства между временем и пространством...

fil.bobrodobro.ru

Философская картина мира

Количество просмотров публикации Философская картина мира - 139

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не ʼʼвширьʼʼ, аʼʼвглубьʼʼ, не в многообразии ᴇᴦο явлений, а в единстве ᴇᴦο сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего ᴇᴦο мира и самого человека с ᴇᴦο сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, в случае если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все ʼʼсуета суетʼʼ. Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Читайте также

  • - Философия как форма мировоззрения. Философская картина мира.

    Необходимость целостного, логико-понятийного осмысления действительностиспособствовала появлению философиикак формы мировоззрения. Философия– теоретическая форма мировоззрения, учение об универсальных принципах бытия и познания, о всеобщих законах развития... [читать подробнее].

  • - Глава 3. Философская картина мира

      Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение «научная картина мира». Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религиозной картине мира. Но когда речь заходит о картине мира в философском смысле,... [читать подробнее].

  • - Философская картина мира.

    Чтобы рассматривать антологические рассуждения нужно употребить категорию субстанции (16-17 вв) Ученых и философов с развитием науки стало больше интересовать бытие в мире нежели бытие в целом, и метафизика трансформируется в антологию и появляется новая категория... [читать подробнее].

  • - Философская картина мира, основные проблемы, понятия и категории.

    Предельно общую картину мира дает философия. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие - это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Разберемся, какой смысл вкладывают философия в понятие бытия.... [читать подробнее].

  • - Научная, религиозная и философская картина мира.

    Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку... [читать подробнее].

  • referatwork.ru