«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: история, описание. Флавицкий картины


Работы русского художника Константина Флавицкого

. Это цитата

Работы русского художника Константина Флавицкого

Всего 35 лет было отведено гениальному русскому живописцу Константину Флавицкому, который родился 25 сентября 1830 года. Талантливый художник, обладающий тонкой и чувствительной натурой и верящий в торжество справедливости, умер от чахотки почти сразу после того, как создал самый яркий свой шедевр – «Княжну Тараканову». Звание профессора исторической живописи, о котором Константин так мечтал, он получил практически посмертно.

49089393_Flavickiy

Сложная судьба Флавицкого не помешала, а может быть, и способствовала блестящей реализации его таланта. В 9 лет потеряв родителей, мальчик был отдан в воспитательный дом для бедных детей, где и проявились его необыкновенные способности к рисованию. Не получив абсолютно никакой помощи от родственников в детстве, 17-летний Костя получает ее в юности в виде крыши над головой у дяди-архитектора, впечатленного работами юноши. Тот решает «тряхнуть» связями и устраивает его в рисовальную школу Общества поощрения художеств (на стипендию, естественно). Даже такой небольшой поддержки хватило: рисунки Константина настолько талантливы и выразительны, что дальнейшая его судьба может считаться определенной. Необыкновенно перспективного живописца принимают в Императорскую академию художеств, и гордый юноша, не желающий стеснять родственников, уходит «на вольные хлеба». Стипендия мизерна, но, довольствуясь малым, Костя работает все больше и больше, забывая о себе. Недаром на своих изображениях он выглядит гораздо старше своих лет…

file.php

За свою короткую жизнь Константин Флавицкий создал немало произведений, большинство из которых находятся в самых знаменитых музеях России, Италии и Франции. Сегодня мы представляем вам самые известные из них. Посмотрим?

Учась в Императорской академии художеств, талантливый живописец выигрывает ежегодный конкурс с картиной «Суд Соломона» (1854 г.) и получает Малую золотую медаль .Уже в этой работе, — одном из первых произведений юноши, — виден несомненный талант Константина. С какой несомненной одухотворенностью и мастерством выписаны фигуры собравшихся на праведный суд, какое вдохновение выражает осененное истинно и единственно правильным решение лицо Соломона! Чистота ярких красок и лучи света, пронизывающие картину, подчеркивают торжество справедливости.

Суд Соломона

Суд Соломона

Эпохальное полотно «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» (1855 г.), написанное Константином в качестве выпускного экзамена, принесло ему Большую золотую медаль и звание пенсионера Академии, а главное — право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Алчные лица и удивительно светлый в своей беспомощности Иаков производят завораживающее и на удивление реальное впечатление: кажется, что вот-вот мы услышим зловещий шепот разбойников. Картина хранится в Государственном Русском музее.

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

«Итальянка» (1857 г.), — образ очаровательной девчушки воплощен Флавицким в первые годы жизни его в Италии. Нежный румянец на щечках контрастирует со смуглой кожей красавицы и ее одеянием, чудесным образом гармонируя с коралловыми бусами, задумчиво-мечтательная поза ее дышит умиротворением. Картина хранится в Калужском областном художественном музее.

Итальянка

Итальянка

«Нахождение Моисея дочерью фараона» (1860 г.), — библейские мотивы всегда преобладали в творчестве Константина. Он будто чувствовал, что ему отпущено совсем немного времени на этой земле, и все чаще обращался в мыслях к Богу. Нежные, словно светящиеся краски, порывистость протянувшей руки к младенцу египтянки, пухлые ручонки малыша, — каждый мазок выполненной в золотистых тонах картины совершенен. Произведение находится в частной коллекции.

Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона

Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной «Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г.). Именно эта полная драматической экспрессии работа сделала художника почетным вольным общником академии, но… не академиком, как он надеялся и мечтал. Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности». Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Изнуренный непосильной работой и не самыми лучшими жизненными условиями организм больше не может сопротивляться…Произведение хранится в Государственном Русском музее.

Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г.), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее. Виртуозно выраженное Флавицким безмерное отчаяние гибнущей прекрасной девушки, которой некуда бежать из заливаемой волнами темницы, трогает даже тех, кто незнаком с трагической судьбой княжны – авантюристки. По одной из версий она умерла в стенах Петропавловской крепости от чахотки, не дождавшись суда императрицы. По другой же, — менее правдоподобной, — утонула во время знаменитого петербургского наводнения 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара, затопив тюремные камеры и погубив всех узников, которых не успели или не захотели спасти.

Княжна Тараканова

Княжна Тараканова

К сожалению, блистательнейшее и глубочайшее до сих пор творение русской живописи оказалось последним в жизни Константина Флавицкого, «Княжна Тараканова» стала лебединой песней гениального художника. Он умер, не дожив до 36 лет всего несколько дней…

link

kolybanov.livejournal.com

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: история, описание

Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. «Княжна Тараканова» - картина, которая обессмертила художника. Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере? И почему застенки заливает вода? Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее? Читайте об этом в данной статье.Княжна тараканова картина

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие - трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом - мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

княжна тараканова картина флавицкого

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи. Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

княжна тараканова картина флавицкого

К. Флавицкий и его история

Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.Картина княжна тараканова история

Картина «Княжна Тараканова»: описание

На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы. «Княжна Тараканова» - картина, построенная на контрастах. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Да и сама девушка с разметавшимися волосами, бледная, испуганная, кажется прекрасной экзотической птицей, попавшей в силки российской тюремной системы.Картина княжна тараканова автор

«Княжна Тараканова»: картина-фрондера?

Следует учесть период, в который создавалось полотно. В 1861-1862 годах многие молодые люди, протестующие против репрессивного строя, были арестованы. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт? Не зря ведь полотно Флавицкого восторженно приветствовал демократический стан России, и очень прохладно его восприняли официальные круги. Александр II, побывав на выставке, распорядился внести запись в каталог, что "сюжет сей картины заимствован из романа, не имеющего ничего общего с исторической истиной". После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.

картина княжна тараканова описание

Непокорная княжна Тараканова?

Картина Флавицкого, если рассмотреть ее поближе, раскрывает одну немаловажную деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела. Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей. Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.

fb.ru

история, создание, описание :: SYL.ru

На русский престол часто претендовали самозванцы без роду и племени. Все сведения о них хранились в архивах, к которым никого не допускали. Но какие-то известия просачивались. В 1859 году было напечатано в журнале «Русская беседа» наполненное домыслами произведение о русской «принцессе». Картина Флавицкого «Княжна Тараканова» берет, скорее всего, свой сюжет из него.княжна тараканова картина

Действия самозваной принцессы

До Екатерины II посланники стали доносить сведения, что по Европе передвигается особа, которая называет себя то фройляйн Франк, то госпожой де Тремуйль, то султаншей Али-Эмете, то дочерью покойной Елизаветы Петровны и Разумовского, то именует себя принцессой Елизаветой Владимирской. Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала. Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой. Мало того, она предлагала признать себя принцессой графу Алексею Орлову, писала письма Никите Панину, вела переговоры с турками, английским послом в Неаполе. В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол.

Поимка авантюристки

Граф Алексей Орлов, получив указание захватить лгунью, притворился влюбленным в нее и предложил ей руку и сердце. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно. Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала. А вечером она была уже арестована. Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля, и эскадра двинулась в Кронштадт. Там ее перевели в Равелин. Такова фактическая картина. Княжна Тараканова, история которой окончится смертью в заключении, безусловно, не могла померяться силами с российской государыней.картина флавицкого княжна тараканова

Краткая фактическая история самозванки

Когда она уже сидела в крепости, то на допросах выяснилось, что она не знает, кто она, откуда родом, но ей 23 года и зовут ее Елизаветой. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно. Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову. Он хорошо ее рассмотрел и описал. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Глаза немного косили. Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. Елизавета, уверявшая всех, что она дочь Елизаветы Петровны и сестра Емельяна Пугачева, перед смертью от скоротечной чахотки на исповеди, а с петровских времен для светской власти тайны исповеди не существовало, так себя и не назвала и вины за собой никакой не признала. Грехи ей не отпустили. «Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует.описание картины княжна тараканова

Картина К. Д. Флавицкого

Каждый, кто бывал в ГТГ, обязательно останавливался перед написанным в 1864 году большим полотном «Княжна Тараканова». Картина создана с большим сочувствием к красавице, которая должна погибнуть от наводнения в сентябре 1777 года, когда Нева вышла из берегов. На самом деле она умерла за два года до этого чрезвычайного события.

При ее смерти не было наводнения, омерзительных крыс, только взгляды непрерывно смотрящих в камеру солдат. В тишине слышался хрип погибающей от удушья женщины и потрескивание свечей. Она - жертва тех, кто толкал ее к короне, и собственных страстей. Не была она дочерью Разумовского и Елизаветы Петровны. Другую самозваную дочь найдут сыщики Екатерины II, насильно постригут и сделают инокиней в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве. Она смиренно проведет в нем всю оставшуюся жизнь – двадцать пять лет.

Художник Константин Флавицкий

Константин Дмитриевич, выпускник академии, избрал для себя исторический жанр. Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском. На выставке в 1864 году это полотно будет восторженно встречено публикой и весьма холодно – императором. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. Она стала последним полотном подававшего большие надежды К. Д. Флавицкого.княжна тараканова картина автор

Описание картины «Княжна Тараканова»

В духе носящихся в воздухе либеральных идей и мыслей о свободе живописец рисует образ невинной жертвы. Это не мошенница и авантюристка, всеми правдами и неправдами добивавшаяся престола, а несчастная красавица, которая, самозабвенно любя, потеряла свободу и вот-вот потеряет жизнь от надвигающейся слепой стихии.

В холодной каменной мрачной камере с темными углами луч света выхватывает высокую фигуру женщины. Это несчастная княжна Тараканова. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. Ее некогда красивое платье совершенно заношено. От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Они равны в своей трагедии. Кто ей придет на помощь? О ней все забыли, оберегая себя. Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу.

Колорит полотна со сверкающей изумрудом водой на темном фоне стен и бордового с белыми вставками платья, света, льющийся с улицы, говорят о незаурядном чувстве цвета художника.картина княжна тараканова история

Новые тенденции разрабатывал К. Флавицкий, сплавляя их воедино:

  • Романтику К. Брюллова.
  • Строгость академизма.
  • Набирающий силы реализм.

Он держал руку на пульсе времени и пытался примирить борющиеся стороны.

www.syl.ru

Русский живописец Константин Флавицкий - Калейдоскоп

Всего 35 лет было отведено гениальному русскому живописцу Константину Флавицкому, который родился 25 сентября 1830 года. Талантливый художник, обладающий тонкой и чувствительной натурой и верящий в торжество справедливости, умер от чахотки почти сразу после того, как создал самый яркий свой шедевр – «Княжну Тараканову». Звание профессора исторической живописи, о котором Константин так мечтал, он получил практически посмертно.

49089393_Flavickiy

Сложная судьба Флавицкого не помешала, а может быть, и способствовала блестящей реализации его таланта. В 9 лет потеряв родителей, мальчик был отдан в воспитательный дом для бедных детей, где и проявились его необыкновенные способности к рисованию. Не получив абсолютно никакой помощи от родственников в детстве, 17-летний Костя получает ее в юности в виде крыши над головой у дяди-архитектора, впечатленного работами юноши. Тот решает «тряхнуть» связями и устраивает его в рисовальную школу Общества поощрения художеств (на стипендию, естественно). Даже такой небольшой поддержки хватило: рисунки Константина настолько талантливы и выразительны, что дальнейшая его судьба может считаться определенной. Необыкновенно перспективного живописца принимают в Императорскую академию художеств, и гордый юноша, не желающий стеснять родственников, уходит «на вольные хлеба». Стипендия мизерна, но, довольствуясь малым, Костя работает все больше и больше, забывая о себе. Недаром на своих изображениях он выглядит гораздо старше своих лет…

За свою короткую жизнь Константин Флавицкий создал немало произведений, большинство из которых находятся в самых знаменитых музеях России, Италии и Франции. Сегодня мы представляем вам самые известные из них. Посмотрим?

Учась в Императорской академии художеств, талантливый живописец выигрывает ежегодный конкурс с картиной «Суд Соломона» (1854 г.) и получает Малую золотую медаль .Уже в этой работе, — одном из первых произведений юноши, — виден несомненный талант Константина. С какой несомненной одухотворенностью и мастерством выписаны фигуры собравшихся на праведный суд, какое вдохновение выражает осененное истинно и единственно правильным решение лицо Соломона! Чистота ярких красок и лучи света, пронизывающие картину, подчеркивают торжество справедливости.

Суд Соломона

Суд Соломона

Эпохальное полотно «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» (1855 г.), написанное Константином в качестве выпускного экзамена, принесло ему Большую золотую медаль и звание пенсионера Академии, а главное — право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Алчные лица и удивительно светлый в своей беспомощности Иаков производят завораживающее и на удивление реальное впечатление: кажется, что вот-вот мы услышим зловещий шепот разбойников. Картина хранится в Государственном Русском музее.

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

«Итальянка» (1857 г.), — образ очаровательной девчушки воплощен Флавицким в первые годы жизни его в Италии. Нежный румянец на щечках контрастирует со смуглой кожей красавицы и ее одеянием, чудесным образом гармонируя с коралловыми бусами, задумчиво-мечтательная поза ее дышит умиротворением. Картина хранится в Калужском областном художественном музее.

Итальянка

Итальянка

«Нахождение Моисея дочерью фараона» (1860 г.), — библейские мотивы всегда преобладали в творчестве Константина. Он будто чувствовал, что ему отпущено совсем немного времени на этой земле, и все чаще обращался в мыслях к Богу. Нежные, словно светящиеся краски, порывистость протянувшей руки к младенцу египтянки, пухлые ручонки малыша, — каждый мазок выполненной в золотистых тонах картины совершенен. Произведение находится в частной коллекции.

Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона

Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной «Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г.). Именно эта полная драматической экспрессии работа сделала художника почетным вольным общником академии, но… не академиком, как он надеялся и мечтал. Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности». Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Изнуренный непосильной работой и не самыми лучшими жизненными условиями организм больше не может сопротивляться…Произведение хранится в Государственном Русском музее.

Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г.), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее. Виртуозно выраженное Флавицким безмерное отчаяние гибнущей прекрасной девушки, которой некуда бежать из заливаемой волнами темницы, трогает даже тех, кто незнаком с трагической судьбой княжны – авантюристки. По одной из версий она умерла в стенах Петропавловской крепости от чахотки, не дождавшись суда императрицы. По другой же, — менее правдоподобной, — утонула во время знаменитого петербургского наводнения 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара, затопив тюремные камеры и погубив всех узников, которых не успели или не захотели спасти.

Княжна Тараканова

Княжна Тараканова

К сожалению, блистательнейшее и глубочайшее до сих пор творение русской живописи оказалось последним в жизни Константина Флавицкого, «Княжна Тараканова» стала лебединой песней гениального художника. Он умер, не дожив до 36 лет всего несколько дней…

alindomik.livejournal.com

Флавицкий Константин Дмитриевич — Art-Salon

Флавицкий Константин Дмитриевич

(1830-1866)

К. Д. Флавицкий вошел в историю искусства главным образом как автор картины «Княжна Тараканова», написанной на легендарный сюжет из русской истории XVIII в. Ее высоко оценил В. В. Стасов, назвавший «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим и глубочайшим творением русской живописи». Более сдержанное, зато и более профессиональное суждение принадлежит И. Н. Крамскому, который считал эту картину «крупной, а главное, счастливой», исполненной с большим мастерством.

 В общем решении «Княжны Таракановой» он находил «удивительную умеренность и равновесие во всем, драматизм без ложного пафоса». Завершенная в 1864 г., за два года до смерти Флавицкого, «Княжна Тараканова» подвела итог его короткого творческого пути. Она же наглядно обозначила эволюцию художника от работ историко-религиозного содержания, решенных в условно-академическом духе, до наиболее прогрессивного направления в русской исторической живописи 1860-х гг. Петербургскую АХ Флавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства.

 Шесть лет (1856-62) художник провел в Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина «Христианские мученики в Колизее» (1862), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ. В картине очевидно влияние К П. Брюллова — кумира академической молодежи середины XIX в. И хотя Флавицкий значился в АХ учеником Ф. А. Бруни, факти чески он принадлежал к числу тех, кто боготворил Брюллова.

Это о Флавицком и о себе Н. Н. Ге сказал: «…наследие Брюллова питало нас во время наших исканий на новом пути, нам завещанном, по которому мы все, его ученики по духу, за ним шли». Воздействие брюлловского романтически-академического направления сказалось и в графических иллюстрациях Флавицкого к произведениям М. Ю. Лермонтова («Царица Тамара», «Измаил-Бей», «Казначейша», 1860-е). Не до конца освободился он от этого влияния и в своей главной картине — «Княжна Тараканова» (1864).

Выбор героини, отмеченной высоким происхождением (по легенде, Тараканова — дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А. Г. Разумовским), молодой и прекрасной, изображенной в кульминационный момент своей жизненной драмы, заставляет вспомнить брюлловских Инессу де Кастро или знатных помпеянок, гибнущих под градом камней и пепла. Однако есть между ними и существенная разница. Героиня Флавицкого пришла не из далеких исторических времен.

Она — жертва современной художнику правящей династии и гибнет за то, что высказала свои притязания на российский престол. Обстановка каземата Петропавловской крепости, переданная Флавицким с такой ужасающей правдой, ассоциировалась у современников художника с арестами 1861-62 гг. и гибелью многих молодых людей, осмелившихся выступить против существующего порядка.

Именно это острое переживание происходящего и подсказало Флавицкому сюжет картины. В этом контексте понятным становится и преувеличенно восторженный прием работы Флавицкого в демократическом стане, и откровенно неприязненное отношение к ней официальных кругов. Александр II распорядился в каталоге академической выставки «против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего исторической истины». И хотя Совет АХ присвоил художнику за эту картину звание профессора, приобрести ее для академического музея не решились, опасаясь недовольства царя. Картину купил для своей галереи П. М. Третьяков, и с тех пор она занимает одно из почетных мест в ее экспозиции.

 

art.batato.ru

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830-1866) биография и картины

Просмотров: 556

 Автор картины «Княжна Тараканова»,художник К. Д. Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

 Петербургскую АХ Флавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет (1856-62) художник провел в Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина "Христианские мученики в Колизее" (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ.

В картине очевидно влияние К П. Брюллова - кумира академической молодежи середины XIX в. И хотя Флавицкий значился в АХ учеником Ф.А.Бруни, фактически он принадлежал к числу тех, кто боготворил Брюллова. Первая крупная работа Флавицкого не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее «трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности». Появившаяся на свет, два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность.

Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал "Княжну Тараканову", показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

 

Дети Иакова продают своего брата Иосифа

Дети Иакова продают своего брата Иос...

Дети Иакова продают своего брата Иосифа Итальянка

Итальянка

Итальянка Княжна Тараканова

Княжна Тараканова

Княжна Тараканова Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона Суд Соломона

Суд Соломона

Суд Соломона Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Похожие материалы

alpow.ru

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866). Мастера исторической живописи

Константин Дмитриевич Флавицкий

(1830–1866)

Увидев картину Флавицкого «Княжна Тараканова» на выставке, Александр II сделал в каталоге отметку: сюжет взят из романа и не имеет под собой исторической основы. Княжна Тараканова умерла в 1775 году от туберкулеза, а наводнение в Петропавловской крепости случилось спустя два года.

Русский художник Константин Дмитриевич Флавицкий родился в Москве.

Мастерству живописца он учился у Ф. А. Бруни в Петербургской академии художеств. В 1855 году он завершил обучение, получив за программное полотно «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» Большую золотую медаль. В 1856 году Флавицкий отправился за границу, в Италию и Германию. В Италии живописец пробыл почти 7 лет. Здесь мастер создал картину «Христианские мученики в Колизее» (1862, Русский музей, Санкт-Петербург), которая принесла ему звание почетного вольного общника Академии. В этом полотне отразилось влияние К. П. Брюллова и его знаменитой композиции «Последний день Помпеи». Черты брюлловского шедевра заметны в композиции, цветовой гамме, пластике фигур и их расположении (старик, молодая супружеская пара, женщина с младенцем). В то же время это сходство было лишь внешним, поверхностным. И. Н. Крамской писал, что работа Флавицкого «трескуча и театральна, лишена всякого самостоятельного отношения к действительности».

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Третьяковская галерея, Москва

Влияние Брюллова заметно и в графических работах Флавицкого, в частности в иллюстрациях к произведениям М. Ю. Лермонтова («Казначейша», «Царица Тамара», «Измаил-Бей», 1860-е).

Гораздо больший интерес вызывает известная картина Флавицкого «Княжна Тараканова» (1864, Третьяковская галерея, Москва). С искренним сочувствием художник изобразил молодую женщину, умышленно оставленную в камере Петропавловской крепости во время наводнения. Создавая композицию, автор пользовался не историческими источниками, а легендой о женщине, чью жизнь окружало множество загадок и легенд. Она выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Настоящая дочь царицы, Августа Тараканова, рожденная от тайного брака с А. Разумовским, окончила свою жизнь в возрасте 64 лет в Ивановском монастыре. Здесь она прожила 24 года под именем Досифеи (по существовавшим тогда законам дети от тайных, хотя и законных браков, не имели права на наследование престола).

Елизавета Тараканова, ранее известная как девица Франк, а затем госпожа Тремуйль, была самозванкой. Идею заявить о своем праве на престол ей подсказали польские шляхтичи и иезуиты, недовольные разделом Польши между крупными державами. На самом деле лженаследница не знала, кто были ее родители (с раннего детства девушка воспитывалась в семье польского магната Радзивилла). Елизавета Тараканова объявила себя наследницей престола. С помощью графа А. Орлова, которому удалось влюбить в себя молодую женщину, она была арестована и в 1775 году заключена в Петропавловскую крепость, где вскоре и умерла. Драматизм действия, художественное решение, а также сама тема (гибель молодой и красивой, полной сил женщины в результате природной катастрофы) сближают работу Флавицкого с полотном К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Но, в отличие от своего предшественника, Флавицкий показывает не совсем обычные для картины исторического жанра реалистичные, даже «низменные» детали: стены камеры, покрытые плесенью, краюшку хлеба на столе, овчинный тулуп, мышей, спасающихся от воды на кровати.

Все эти детали помогают автору добиться исторической достоверности, но в то же время образ Таракановой идеализирован, мелодраматичен, что характерно для живописи позднего академизма.

И. Н. Крамской назвал «Княжну Тараканову» картиной «крупной и, главное, счастливой». Мастер получил за нее звание профессора, а П. М. Третьяков купил ее для своей галереи. Написанное за два года до смерти Флавицкого полотно показало эволюцию творчества художника от историко-религиозных композиций в традициях академизма до произведения, отмеченного чертами реалистического искусства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также