Фовизм /fauvisme. Фовизм картины


Фовизм /fauvisme | Art Узел

от fauve /фр./ — дикий (1905-1906)

Постимпрессионисты и фовисты - это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фовизм - направление живописи возникшее во Франции. В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А.-Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: "Донателло среди диких!" На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово "фовизм", в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ - острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: "Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски".

Художники: Анри Матисс (Henri Matisse), Андре Дерен (Andrе Derain), Жорж Брак (Georges Braque), Отон Фриз (Henri Achille Emile Othon Friesz), Альбер Марке (Marquet Pierre Albert), Кеес Ван Донген (Kees van Dongen), Рауль Дюфи (Raoul Dufy), Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck), Шарль Камуан (Charles Camoin), Луи Вальта (Louis Valtat), Анри Эвенепул (Henri Evenepoel), Морис Марино, Жорж Руо (Georges Henri Rouault).

Выставки: 1905, Париж, "Осенний Салон"; 1906, Париж, "Салон независимых".

Тексты: А.Барр "Матисс: его искусство и его публика", 1951.

См. также статьи: Неоимпрессионизм, Экспрессионизм, Постимпрессионизм, Примитивизм.

Описание некоторых произведений:

Анри Матисс "Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном", 1908. Холст, масло. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа, изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес. В том же 1908 году Матисс писал: "Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Она - в композиции моей картины. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции - все имеет значение".

Анри Матисс "Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном", 1908

Морис де Вламинк "Барки на Сене", 1907. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. Пушкина. Вид Сены протекающий в Шату, - излюбленный мотив Вламинка. Самоучка, внимательно изучавший Ван Гога, он наследует у него цветовую интенсивность, на которой основана напряженная экспрессия его работ. Поверхность реки, прорезанная носами баркасов, покрыта рябью белых мазков: широких и выпуклых, распространяющих свою энергию на весь пейзаж. Формы корабельных корпусов, дамбы, строения на берегу очерчены резкими извилистыми движениями кисти.

 

artuzel.com

Буйство цвета и света. Фовизм.

Расцвел и отцвел 19 век, конец которого был насыщен новыми явлениями и тенденциями в искусстве, родил много разных творческих направлений, открыл много новых имен, ставших знаменитыми. Казалось бы, что еще можно сделать с цветом и красками, светом и тенью, с мазком и штрихом, композицией и формой? Многие молодые художники, учившиеся у признанных мэтров, Гюстава Моро, Эжена Каррьера или Леона Бонна, копировавшие в Лувре старых мастеров, насытившись романтизмом, импрессионизмом, нео- и постимпрессионизмом, символизмом, начали испытывать сомнения, неудовлетворенность, желание новых ощущений.

3e577c673611df1551dfc649dab6f88a_pic17

"Живопись наружно так проста,Что уму нельзя не обмануться,Но к интимной пластике холстаМожно только чувством прикоснуться."И.ГуберманОднажды два молодых художника, два земляка, Андре Дерен и Морис Вламинк, случайно встретившись и разговорившись, выяснили, что обоим нравится Ван Гог, недавно умерший и не успевший еще стать великим, а считавшийся «грубым отщепенцем» и маргиналом. Считается, что это был «первый разговор фовизма», направления, ставшего фундаментом и родоначальником авангардизма.Молодые люди почувствовали симпатию друг к другу, разъехавшись, продолжали бурную переписку, обсуждая свои мысли об искусстве и своем будущем в нем. Дерен писал: «Я уверен, что реалистический период живописи закончился. Собственно живопись только начинается». Шел 1901 год, живопись начинает мыслиться как нечто отдельное от объекта изображения, как некая самоценная вещь, в которой важен не объект, а сочетание элементов самой живописи – цвета, линии, пятна. Картина – такой же независимый предмет, как, например стол или стул, она должна перестать быть «рабом реальности». Эти новые мысли и идеи нашли живой отклик среди друзей Дерена и Вламинка, многие своими путями пришли к похожим идеям и даже попробовали их на холсте. К этому времени и Анри Матисс (биография его хорошо известна), подражавший до этого импрессионистам и пуантилистам, отдает теперь предпочтение чистым, несмешанным краскам, широким энергичным штрихам и мазкам.

bf654a5c8462eab55013e2aa76f3b261_32892641_matisse03

"Для меня важнее всего - выразительность. Я не отделяю свое чувство жизни от способа, каким я его передаю."Анри Матисс

255faff7164cb4f0b4074f241cab89b6_pic24

Гийом Аполлинер говорил, что в Матиссе - «сочетаются самые нежные качества Франции: сила ее простоты и мягкость ее света».

f1b6245b17b7ba41a498902a98c622ca_matiss_madaminhat

И вот на Осеннем салоне 1905 в Париже в одном зале с Анри Матиссом выставилась группа художников из 7 человек, работы которых шокировали публику, позже к ним присоединились еще трое. Писатель и репортер «Фигаро» Камиль Моклер написал в своем отчете о посещении выставки: «Такое ощущение, что на головы публики была вылита банка желтой краски».

s-cdf7d6247508e450d6968e50623c39b5_index

В одном зале со всеми этими «бунтарями и хулиганами» находилась только одна вполне «нормальная» неоклассическая скульптура, которая резко контрастировала с буйством красок на картинах молодых художников. Один из критиков, Луи Воксель, назвал эту скульптуру «Донателло среди диких зверей», и словечко «дикие (les fauves)» подхватил Матисс – неформальный лидер группы, и так явление обрело свое имя, как новое направление в живописи – ФОВИЗМ. У него не было четко сформулированной программы, манифеста или своей теории, в отличие от сложившегося в тот же период немецкого экспрессионизма. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «свтоносность» («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии Дерен), сведение формы к простым очертаниям, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета. Оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из объединения фовистов не сделал его. Все фовисты пошли после 1907 года своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Этому способствовало влияние творчества Сезанна, эксперименты группы Пикассо, поиски в области развития кубизма, экспрессионизма, символизма и других новых направлений в искусстве, привлекавших молодых художников.

4c52d12e11fe4f70c451f8f68d53e374_1334529442-96528-andre_deren_0018

Андре Дерен (1880-1954) родился в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Профессия художника в его среде не считалась серьезной и прибыльной, поэтому он поступил на подготовительные курсы инженерного факультета при Политехнической школе. В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками, Матиссом, Пюи и Марке. Новое искусство, которым он увлекся, получалось веселым и шокирующим, хулиганистым и диким. Дерен как раз был одним из самых диких и буйных.

d91c9780a4a9ea81ed26550d2e0090da_89329_lodki

Заметно влияние пуантилистов Сёра и Синьяка, но в отличие от их ровных горизонтальных мазочков Дерен располагает свои мазки так, чтобы передать направление движения воды, света или предметов.

9ff52a1ae6604559c4d2b0bb512075c2_89329_ben

В 1907 году Дерен, будучи уже достаточно известным художником, почти все его работы куплены, начинает потихоньку уставать от фовизма. Он знакомится с группой Пикассо, которая, развивая наследие Сезанна, двигалась в сторону кубизма. Друг и соратник Дерена, Морис де Вламинк, которого считают родоначальником экспрессионизма в среде фовистов, в своих пейзажах, натюрмортах и портретах вознес цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства.

51355839a60bc2ae7c04f6988a331614_0_3d3be_196b95e6_XL

Он родился в семье музыкантов, которые дали ему начальное музыкальное образование. Уже в 16 лет он покинул дом, работал механиком и делал спортивную карьеру как гонщик-велосипедист. Переболев тифом, вынужден был оставить спорт, стал зарабатывать уроками музыки и игрой на скрипке в оркестре. Знакомство с Дереном, а позже и с Матиссом привело его к увлечению живописью в мастерской на острове Шату.

ebf10139fc1307e6ebe159cb73db1c42_dc27df9f673b

Он никогда не учился рисовать, гордился тем, что был самоучкой, но занятие искусством не давало ему возможность прокормить себя, и он зарабатывал на жизнь, работая музыкантом в варьете на Монмартре и сочиняя эротические рассказы, иллюстрации к которым рисовал друг Дерен.

bfac52d13321ad5957294c8ee828800b_403_foto_1_02 (1)

Альбер Марке родился в 1875 году в Бордо, очень рано проявил способности к рисованию, учился в Школе изящных искусств, в классе Гюстава Моро. Начинал Марке карьеру художника под сильным влиянием творчества импрессионистов, но, присоединившись к группе фовистов, начинает писать колоритные, насыщенные цветом и светом пейзажи, отличительной чертой которых была точка зрения – как будто художник писал их с высоты.

bec30cc0701932b065a4a229ec023c0f_Marke_Alber_Marquet_Albert

Любимая тема – вода, Сена и море. И.Эренбург писал: «Я пошел к Марке и долго глядел на пейзажи – вот чего мне не хватало – серой воды на холсте» («Люди, годы, жизнь»).

8eebe58df665916514331183ef1bc194_marke2

Море он изображает постоянно, оно может быть и главным героем его картины и второстепенным, являясь лишь фоном.

5563ad75be159bcf6ad60910cf5cd497_marke4

Жорж Брак – живописец, скульптор, гравер, декоратор, родился в 1882 году в Аржантее в семье ремесленников. Изобразительному искусству учился сначала у отца-самоучки, затем в художественной школе Гавра и в Академии Эмбера в Париже.

b427e7e034e1bf2288c285846e8032de_ship-at-le-havre-1905.jpg!Blog

В начале своего творчества был связан с фовизмом, писал в основном пейзажи, используя сложные цветовые гаммы.

s-a828ce9f34f97aa14b22ac3cf8b35527_yellow-seacoast-1906.jpg!Blog

Анри-Аншиль-Эмиль-Отон Фриез родился в 1879 году в Гавре. Дед и отец были капитанами дальнего плавания, эта же карьера была уготована и юному Отону. Мать передала ему свою любовь к музыке, искусству, и с 12 лет он начинает учиться в Городской школе изящных искусств у того же учителя, у которого учились рисунку Брак и Дюфи. Главной темой его работ в начале творчества были изображения портов и морских гаваней.

e75d120bcbe85302e394bcdd75522685_Порт-в-Тулоне

В Париже, «переболев» импрессионизмом, Фриез знакомится с Матиссом и Руо и с 1905 года становится приверженцем фовизма. Работы этого периода, часто изображающие как бы увиденные с высоты пейзажи или изображения человеческих тел, принадлежат к лучшим работам Фриеза.

243bd679a0fb93e165a790907a525adb_8aa9711770d093de2d5bdcbbe641ff11_2

Но с 1908 года художник резко меняет манеру письма, отходит от принципов фовизма, перейдя к схематичной упрощенной форме изображения.

Рауль Дюфи родился в 1887 году в бедной многодетной семье и вынужден был с 14 лет работать, зарабатывая на жизнь, хотя уже в школе проявились его художественные способности. Он посещает вечерние курсы живописи при художественной академии в Гавре, здесь знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом, будущими своими соратниками в искусстве. Дюфи удается получить стипендию города Гавра, он отправляется в Париж и учится в ателье Леона Бонна при школе изящных искусств.

8ae2a3c3b73d027a47829da91054a3d2_4DPict (1)

Отойдя от импрессионистской манеры, в которой он писал до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, много ездит по Франции, рисует, и в 1906 году открывается первая персональная выставка Дюфи в галерее Берты Вайль.

f7f0f1314d16d5cd6060d704f83b3f23_41

Влияние Сезанна и Пикассо, интерес к структуре формы предмета и желание изобразить ее на полотне приводит его к кубизму.

Кес Ван Донген, нидерландский художник, родился 1877 году близ Роттердама, учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме , для практики рисовал сценки из жизни матросов и проституток в городском квартале красных фонарей.

eabf069b09c85112fba36cf8b9b74c04_180-dd6d72e937

В 1899 году переехал в Париж, познакомился с группой фовистов, участвовал в Осеннем салоне 1905 года, рисовал карикатуры для одной парижской газеты.

c8806615e6fb0fc01e60710c886148d6_kees-van-dongen-la-femme-au-chapeau-noir (1)

Жорж Руо родился в 1871 году в Париже, в бедной семье, в рабочем квартале рядом с кладбищем Пер-Лашез под грохот пушек во времена Парижской коммуны. Его дед, служитель почты, увлекался коллекционированием гравюр Калло и литографий Домье. Жорж два года учился у художника-витражиста, потом – в Академии изящных искусств у Гюстава Моро. Моро считал его своим любимым учеником и завещал ему после своей смерти быть хранителем его музея.

8bb0ff4595db1cb3aaed2711a037aef4_405_foto_1_02

После знакомства с учениками Моро, Матиссом и Марке, Руо стал их сторонником и одним из основателей Осеннего салона, выставлялся вместе с фовистами, но держался несколько в стороне, избегая свойственной им декоративности.

d0be6da7e991d059c568a7a22a57e86a_fiolet2

Жан Пюи (1876-1960), считался «полудиким» в группе фовистов, потому что он одновременно дружил с лучшими представителями фовизма, и в то же время, как бы стоял в сторонке. Свойство его характера, противостоять какому бы то ни было давлению, отразилось и в творчестве.

c463a28b14cd49084c6c02b9c229276b_Жан-Пюи--Портрет-жены-художника

Не поддаваясь чужому влиянию, Пюи упрямо стремился к классической законченности произведения и чувству строгой меры в цветовом строе, не разделяя полностью увлечения фовистов безудержной яркостью.

c8394b82a458650db4d005be1630254e_Жан-Пюи--Лето

Шарль Камуан родился 1879 году в Марселе, отучившись в местной художественной школе, перебрался в Париж, где познакомился с Матиссом, Марке, Вламинком и Мангеном. Присоединившись к группе фовистов, он, однако, считался «самым импрессионистичным» в своем окружении.

6e475f7c8282efbfde45d5319859f819_32534_600

С 1904 года Камуан начинает участвовать в Осеннем салоне и галерее Берты Вейль, где прошла его персональная выставка. В дальнейшем был некоторое время дружен с Сезанном, восхищение им проявилось и в его работах того времени.

aa798c24e742fdf290beb0cfb3402d96_flickr-7754505190-max_1024

Луи Вальта родился в 1869 году в Дьеппе в богатой семье судовладельцев, получил образование в версальском лицее Ош. Поселившись на Лазурном берегу в Антиоре, он жил там почти безвылазно, чем очень удивлял своих собратьев-художников.

46b300b37b5557a0e3bae0927cd355db_woman-with-guitar-1906

Именно там он находил то, что было ему нужно для творчества: море, скалы, закаты и шум прибоя. Вольта запечатлел на своих полотнах всю красочность окружающей его природы, экспрессии его картин способствовала техника фовизма с его буйством красок и контрастностью тонов.

a0efc0a0b7f3024d6ab26ad7a4c3cd34_antheor-bay-1907.jpg!Blog

Анри Шарль Манген родился в 1874 году в Париже, учился в Школе изящных искусств у Гюстава Моро, делал копии с полотен художников Возрождения в Лувре, некоторое время, как и все, находился под большим влиянием импрессионизма, но дружба с Матиссом и его сподвижниками, участие в Осеннем салоне изменили его манеру письма.

Анри-Шарль-Манген--Пейзаж-в-Сен-Тропезе

Многие из его средиземноморских пейзажей представляли собой пик его карьеры в качестве художника – фовиста.

manguin

Фовизм как направление в живописи просуществовал всего несколько лет в самом начале 20 века, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его новаторские приемы нашли свое отражение в творчестве экспрессионистов, абстракционистов и в появившемся в конце века движении «Новых диких» (о них позже). Все фовисты пошли после 1907 года своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Этому способствовало влияние творчества Сезанна, эксперименты группы Пикассо, поиски в области развития кубизма, экспрессионизма, символизма и других новых направлений в искусстве, привлекавших тогда молодых художников.

Слайдшоу по теме:

Ссылки:http://et.wikipedia.org/wiki/Fovismhttp://staratel.com/pictures/matisse/zametki.htmhttp://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/5/65287.phtmlhttp://gallerix.ru/lib/fovizm-v-zhivopisi/Первая публикация поста - в блоге "Ботинок":http://botinok.co.il/blog

art-links.livejournal.com

Художественные течения. Живопись двадцатого столетия.

  Анри Матисс. Танец

Буйство цвета и света

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «свтоносность» … «краски буквально взрывались от света», -- писал впоследствии Дерен, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета.

М. Шагал

Фофисты созидали некий новый мир, импульсивный и для непривычного взгляда хаотичный, где царствовала не столько преображення реальность, сколько овеществленная в красках фантазия художника. 

Фовисты заявили о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись. Участники выставок: Анри Матисс, Андре Деррен, Альбер Марке, Морис де Вламинк, Жорж Руо и другие.

Андре Дерен. Лодки

Андре Дерен. Деревья в Коллиуре

Морис де Вламинк. Сады в Шату

Морис де Вламинк. Пейзаж около Шато

Анри Матисс. Женщина в шляпе

Безусловным лидером течения (фовизма) является Анри Матисс. Среди картин Матисса была представлена «Женщина в шляпе», написанная мощными, широкими, словно пульсирующими пятнами открытых и дерзких цветов. В какой-то мере стала эпиграфом выставки. Недаром этот холст был замечен и куплен Гертрудой Стайн, литописцем художественного Парижа тех времен. Оглушающая мощь цветовых пятен (на первый взгляд не связанных между собой), создает удивительную архитектонику образа.

Анри Матисс. Роскошь. Тишина и нега

Модернизм в живописи начинают рассматривать с творчества Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. Модернисты отказываются

от устаревших образцов с точки зрения сюжета и стиля,  как бы  компеллируют  архитектуру,  живопись, скульптуру. Заняты поиском декоративной функциональности и международного стиля.   Это попытка выявить духовное в промышленной эпохе.

Для модернистских течений характерно смешение материалистических и духовных устремлений, сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии и аллерго-поэтические мотивы. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 века. После осознания в 1910-е гг. глобальных изменений, произошедших в науке, внутри модернизма возникают авангардные течения, полностью изменившие приемы и методы искусства.

Г. Климт

Климт (Klimt), Густав (1862-1918), австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Густав Климт – лидер Венского авангарда на рубеже веков, активный участник сообщества художников-новаторов «Сецессион». В картинах Климта жажда абсолютной свободы в изображении предметов, игра орнаментальных форм, недостижимость мира стоящего над временем и реальностью, и одновременно это сила природы.

Даная

Авангард – обобщающее название течений в искусстве xix и xx веков. Характеризуется экспериментальным подходом к творчеству, выходящим за рамки классики, с использованием новаторских средств.

Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.

В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.  Искусство стало отвлеченным. Художественные образы - это ряд  ассоциаций, где главную  роль  играют формы и цвет. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Программным произведением К.Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А.Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.  К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Основоположником  этого течения в живописи  стал В. Кандинский.Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Он воспринимался как центральное событие художественной жизни Парижа, даже на официальном уровне. Там состоялось первое совместное нашумевшее выступление «диких», “Les fauves”, по меткому замечанию критика. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». (Donatello parmi les fauves).

alindomik.livejournal.com


Смотрите также