Фреска на стену: 45 фото вариантов оформления. Фреска картина


особенности, 75 видов на фото

Дворцовые интерьеры потрясают своим величием. Обязательным атрибутом таких помещений являются искусно выполненные росписи на стенах – фрески. В городских квартирах еще не так давно стояли мебельные стенки из ДСП, а помещение украшали обычными обоями. Теперь фрески в интерьере встречаются все чаще. Ведь декорировать таким способом стену ненамного сложнее, чем поклеить дома обычные фотообои.

фрески в стиле спальни с рисунком пейзажа

Фрески в интерьере кухни

фрески в декоре гостиной с изображением природы

Дизайн комнаты с фрески на стене

фрески в дизайне комнаты с изображением пейзажа

Интерьер гостиной с фрески на стене

фрески в интерьере прихожей с рисунком природы

Фрески с пейзажем на стене

фрески в дизайне спальни с изображением природы

Технология изготовления

В классическом понимании, фреска – это вид живописи, предполагающий нанесение художником красок на штукатурку. Строительные технологии шагнули далеко вперед, сейчас ассортимент фресок значительно расширился. Можно даже купить произведенную методом цифровой печати и не оплачивать услуги профессионального художника. Расположить современные фрески можно на стене, полу или потолке.

Существует несколько видов фресок:

  1. Флизелиновые – тонкий слой штукатурки наносят на флизелиновое полотно. Из всех разновидностей, этот проще всего приклеить. Лист крепится, как обычные флизелиновые обои.
  2. По сырой штукатурке – классический вариант, наиболее дорогостоящий. Художник наносит на свежеуложенную шпаклевку роспись. На работу дается не более суток, пока. Мастер должен быть настоящим профессионалом, ведь на стене нельзя делать исправления.
  3. По сухой штукатурке – идеальное решение для кухни или ванной комнаты. Наносится высокопрочная штукатурка, поэтому фреска в интерьере не портится на солнце или от высокой влажности.
  4. На холсте – весьма недешевый способ декорирования интерьера. Художник разрисовывает холст, покрытый грунтовкой, натуральными пигментами. Готовый вариант для дома приобрести нельзя, придется вызывать мастера на дом. Поверхность искусственно состаривают и покрывают защитным восковым покрытием.
  5. Кракелюр или эффект старения – на изображении образуются декоративные трещины и потертости. Эффект достигается за счет добавления мраморной крошки.
  6. На жесткой основе – изготавливают картину с твердым основанием – из полимера, дерева или керамики. Поскольку конструкция получается довольно тяжелой, нельзя сделать большое изображение.
  7. По песку – используются полотнища из флизелина, покрытые мелкозернистой штукатуркой.

Преимущества фресок

Не все знают, чем фрески в интерьере зачастую смотрятся лучше обычных обоев. Если нужно получить стильный интерьер, то данный вид декора придется кстати. Положительные качества фресок перечислены в списке ниже.

  1. Изготовленные методом фотопечати современные фрески трудно отличить от оригинала.
  2. Фирмы предлагают готовые решения, а также работают с индивидуальными заказами.
  3. Могут зрительно увеличивать пространство.
  4. Можно чистить стены с моющими средствами, не опасаясь, что декоративное покрытие повредится.
  5. Прекрасно держатся как на стенах, так и потолке.
  6. Современные технологии позволяют напечатать даже сложные изображения.
  7. Высокое качество печати и художественных красок позволяет получить фреску в интерьере, которая будут смотреться стильно в любые времена.
  8. Фреской можно любоваться каждый день, она надолго сохранит безупречные эстетические качества.
фрески в стиле комнаты с рисунком пейзажа

Фрески со львом в интерьере

фрески в дизайне кухни с рисунком пейзажа

Гостиная комната с фрески

фрески в стиле прихожей с изображением природы

Фрески в интерьере комнаты

фрески в декоре квартиры с рисунком природы

Фрески в интерьере спальни с изображением деревьев

фрески в интерьере гостиной с изображением пейзажа

Детская комната с фрески на стене

Виды и изображения

Помимо традиционной живописи, продаются фрески с фотопечатью. Их печатают на принтерах в промышленных масштабах или ограниченными партиями. Многие приобретают такие модели, так как они прекрасно вписываются в современный интерьер. Наиболее популярные и современные разновидности представлены ниже.

  • Репродукции – можно поместить копию полотна знаменитого живописца во всю стену.
  • Классические – как и во времена королей. Сейчас можно приобрести фреску с античным или религиозным сюжетом. Для интерьера под старину подойдут миниатюры, на которых изображены дамы в старинных платьях или сценки из жизни.
  • Узор или абстрактный рисунок – чаще всего выполняется по трафарету, обойдется дешевле классического способа.
  • Цветочные орнаменты – сделают мрачноватую комнату с окнами на север похожей на благоухающий сад. Обычно на таких фресках изображают крупные соцветия, которые будут хорошо смотреться в комнате с невысокими потолками.
  • Пейзаж – здесь предоставляется безграничный простор для фантазии. Можно поместить изображение с уютным лугом, солнечным пляжем, дикой природой, скалами, лесами, парками. Особенно хорошо смотрится фреска в интерьере с фальш-окном, из которого открывается захватывающий вид.
  • Город – улица с домами наполнит комнату энергией, можно выбрать небольшой городок с маленькими домиками или крупный мегаполис, например, широкой популярностью пользуются виды Эйфелевой башни в Париже.

Совет. Чтобы оформить потолок и стены в дворцовом стиле, можно выбранный сюжет обрамить рамой, покрытой золотистой краской.

фрески в дизайне комнаты с рисунком пейзажа

Дизайн комнаты с фрески

фрески в декоре квартиры с изображением природы

Красивое фрески в интерьере

фрески в стиле гостиной с изображением природы

Дизайн коридора с фрески

фрески в интерьере спальни с рисунком пейзажа

Фрески в интерьере квартиры

фрески в стиле кухни с рисунком пейзажа

Фрески на стене с рисунком природы

Использование в интерьере

Фрески в интерьере могут служить фоном для мебели или просто задавать позитивное настроение. Но гораздо чаще данные элементы играют главенствующую роль, задают тон всему помещению. Следует учитывать назначение комнаты, в которой планируется установить фреску.

Для спальни больше всего подойдет сдержанная цветовая гамма в пастельных тонах.

На кухне будут хорошо смотреться растительные орнаменты и теплые оттенки. Желательно не размещать настенную фреску возле плиты, так как она может запачкаться каплями жира во время готовки.

Фреска в интерьере гостиной должна соответствовать общему облику дома и пришлась по вкусу домочадцам. Но можно сделать ее очень яркой и помпезной, тогда у вас всегда будет возможность поразить гостей или родственников.

фрески в декоре прихожей с изображением природы

Фрески с рисунком Эйфилевой башни на стене

фрески в интерьере гостиной с рисунком пейзажа

Фрески на стене в интерьере

фрески в дизайне квартиры с изображением природы

Красивый пейзаж на стене

фрески в стиле спальни с изображением природы

Декор стены с фрески

фрески в интерьере комнаты с рисунком пейзажа

Красивый большой рисунок на стене гостиной

В ванной главенствует стихия воды, там можно изобразить миниатюру с рыбами или мифическими существами из подводного мира.

Совет. Сейчас задействуют фрески в стильном интерьере детской комнаты. Там можно использовать изображения из любимых мультфильмов малыша или забавных зверушек.

Как приклеить фреску

Если вы решили выбрать готовую фреску для дома, то можете прикрепить ее самостоятельно. Но если оклеиваемая поверхность неровная или сложной конфигурации, может понадобиться помощь профессионалов. Многие нанимают мастера только в том случае, если заказывают ручную роспись. В таком случае работа выполняется в несколько этапов.

  • При помощи шпателя удаляют старую краску или обои. Возможно, придется вымыть стену.
  • Вначале поверхность обрабатывают грунтовкой.
  • Используя шпаклевку, заделывают углубления и трещины.
  • Дефекты скрывают при помощи цементной штукатурки.
  • После поверхность шлифуют, используя смоченную в воде доску.
  • Когда стенка подсохнет, наносят штукатурку.
фрески в декоре кухни с изображением природы

Большое фрески на стене в интерьере

фрески в дизайне прихожей с рисунком пейзажа

Дизайн гостиной с фрески

фрески в стиле спальни с рисунком природы

Ванная комната с фрески

фрески в дизайне квартиры с рисунком природы

Фрески в интерьере гостиной

фрески в декоре кухни с изображением пейзажа

Фрески в интерьере

Рисунок наносят по карандашному эскизу или используя трафарет. Теперь можно переходить к нанесению красящего слоя. Для удобства узор наносят сверху вниз. В завершение можно закрепить результат при помощи лака.

Что касается флизелиновых фресок, то дома удобнее всего использовать современные бесшовные. Рулона шириной 3 метра зачастую хватает для того, чтобы закрыть стену целиком. Если вы ранее занимались поклейкой обоев, не должно возникнуть проблем.

Видео: Фрески на стену. Декоративное покрытие стен. Фрески в интерьере

Информация по теме

50 фото идей фрески в дизайне квартиры:

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

dizainvfoto.ru

Фрески в интерьере гостиной на стену (50 фото идей)

Фреска сегодня — это и великолепные образцы живописи, украшающие старинные дворцы, и оригинальная роспись стен современного жилища, выполняемая при помощи различных материалов и технологий. Любой желающий может позволить себе такое украшение своей квартиры или дома. Как выглядят фрески в интерьере современной гостиной, вы сможете узнать, если прочтете нашу статью и обратите внимание на представленные фото.

фрески в интерьере гостиной фрески в интерьере гостиной Современные фрески в интерьере гостиной не хуже ручной росписи

Что такое фреска

Фрески — это древняя живописная техника, когда мастера, оформляя стены, рисовали по невысохшей штукатурке. Основой для такой росписи служила не та смесь, которой сегодня отделываются дома, а определенное соотношение гашеной извести и песка. Изображение создавалось натуральными пигментами, растворимыми в обычной воде. Такие краски, нанесенные на сырую поверхность, при высыхании скрепляются в единое целое со стеной, покрывая ее тонкой защитной пленкой. Подобная роспись остается свежей много лет.

ночной Лондон на фреске в гостиной ночной Лондон на фреске в гостиной Слово «фреска» произошло от итальянского Affresco, что означает свежий

Так как известь быстро сохнет, то ее наносят только на небольшой участок стены, который нужно расписать в течение дня. Последующее исправление или доделывание работы недопустимо. При неудачном рисунке правила требуют полностью удалить высохшую известь и нанести свежий слой.

фрески в интерьере гостиной фрески в интерьере гостиной Фреска в японском стиле в интерьере гостиной

Такова настоящая классическая техника создания фресок. Прекрасные образцы таких работ можно увидеть в храмах и старинных дворцах. Например, в Сикстинской капелле в Ватикане сохранилась одна из самых знаменитых работ Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». А фресками Гурия Никитина, известного русского иконописца, можно любоваться на стенах Спасо-Преображенского собора в Суздале. Сегодня же фреской стали называть практически любую живопись, наносимую на стены различными способами и всеми видами красок. Зачастую для этого не требуется много времени и талант живописца. Создать классические образцы практически невозможно, но можно сделать имитацию любого изображения современными материалами, причем по доступной цене.

Венера Милосская на фреске в гостиной Венера Милосская на фреске в гостиной Фреска в гостиной с изображением Венеры Милосской

Виды фресок

Хотите в своей квартире стены, покрытые античными рисунками или картинами самого Рафаэля? Или вам ближе милые пейзажи родной природы и портреты вашей семьи? Заказать или купить фрески с любым изображением сегодня вполне доступно почти всем. А какой вид росписи или готовые материалы лучше выбрать, решать лично хозяевам помещений.

Холст

Этот вид фресок сочетает натуральные материалы и талант мастера. На холст нужного размера сначала наносится грунт, а сверху натуральными красками вручную выполняется рисунок. При необходимости такую картину состаривают при помощи специальных составов, которые образуют на картине потертости и трещины. Готовое изображение приклеивают к стене. Дополнительное покрытие воском помогает сохранять краски свежими и яркими долгие годы. Пример фрески в багете на стену в интерьере гостиной смотрите на фото.

Фрески в интерьере гостиной комнаты Фрески в интерьере гостиной комнаты Фреска на холсте в интерьере гостиной комнаты

Самоклеящаяся основа

Фрески с такой основой похожи на фотообои и требуют абсолютно ровных стен без всяких дефектов. На самоклеящееся полотно наносится тончайший слой штукатурки из обработанной смеси речного песка, а сверху при помощи цифрового способа создается нужное изображение. Крепится такое изображение на стене самостоятельно за счет клеевой основы. В последующем картину уже невозможно состарить.

Фрески в интерьере гостиной на самоклеящейся основе Фрески в интерьере гостиной на самоклеящейся основе Немалой популярностью пользуются фрески на самоклеящейся основе для гостиной комнаты

Флизелин

Фрески на флизелиновой основе — один из самых удачных и недорогих способов нанесения изображения на стену. По качеству их можно сравнить с рисунками на холсте, но создаются они промышленным способом и в больших количествах. Поэтому вам не удастся похвастаться индивидуальной работой. Обычно рисунок наносится на флизелиновые полотна принтером. Клеятся такие фрески составом для флизелиновых обоев, и стыки в этом случае практически не видны.

Фрески на флизелине для гостиной Фрески на флизелине для гостиной Фреска в интерьере гостиной на флизелине

Жесткая основа

Выполняются фрески и на жестких основах. Для этого могут использоваться разнообразные покрытия, такие как дерево, керамика, пластик. Обычно применяются акриловые краски, которые быстро сохнут и не пахнут. Если требуется состарить такое изображение, то трещины и сколы наносятся непосредственно на основу, а сам рисунок покрывают специальным составом.

Фрески в интерьере гостиной на жёсткой основе Фрески в интерьере гостиной на жёсткой основе Фреска с изображением тигра отлично вписывается в восточный интерьер гостиной

Эластичная штукатурка

Такой вид фресок близок к классическому, когда краски наносились на сырую смесь извести и песка. Сегодня используются современные технологии и материалы, которые позволяют штукатурке дольше оставаться сырой. Это увеличивает время, необходимое мастеру на выполнение рисунка. Дополнительно фреска укрепляется при помощи монтажной сетки. Такое изображение полностью зависит от таланта художника и отличается от остальных видов высокой стоимостью.

Фрески в интерьере гостиной на эластичной штукатурке Фрески в интерьере гостиной на эластичной штукатурке С фресками интерьер гостиной оживает в буквальном смысле

Обратите внимание! Не стоит путать фрески с остальными видами росписи по стенам. Только они наносятся на сырую смесь. Все остальные выполняются красками по сухой поверхности.

Фреска в интерьере гостиной на эластичной штукатурке Фреска в интерьере гостиной на эластичной штукатурке Вместе с декоративными колонами фреска составляет нераздельную композицию

Сюжеты фресок для гостиной

Выбирая нужный сюжет для своей гостиной, обращайте внимание на оформление и обстановку. И не забывайте про свои желания. Для парадного помещения могут подойти такие изображения:

  • Пейзаж. Самый оптимальный вариант. Он всегда плавно впишется в интерьер гостиной, визуально увеличит пространство и создаст атмосферу свободы и свежести.
  • Натюрморт. Такой выбор будет удачен в гостиной, совмещенной с кухней или столовой. Прекрасно смотрятся фрески с работами старых мастеров, которые очень натурально изображали дичь, фрукты, цветы.
  • Сюжет. Картина с развитием какого-то сюжета поможет почувствовать себя свидетелем данной ситуации. Обычно выбирается изображение, подходящее по стилю и эпохе дизайну конкретного помещения.
  • Портрет. Изображения людей должны нести в себе какой-то посыл. Для энергичных людей это может быть портрет какого-то успешного человека, для творческой личности — известный музыкант, танцор и другое.
  • Орнамент. Такое изображение подойдет для любой гостиной. Только стоит выбрать узоры, подходящие под конкретный стиль. При ненавязчивом характере орнамент придаст гостиной необычный вид.
  • Абстракция. Подбирается по характеру хозяина помещения, так как здесь упор будет сделан на цветовое решение.

Фрески в интерьере гостиной натюрморт Фрески в интерьере гостиной натюрморт

Для создания правильного интерьера рисунок фрески по своей направленности и манере выполнения должен подходить к дизайнерскому стилю гостиной. Тогда такое украшение подчеркнет оригинальность помещения. Некоторые ошибочно утверждают, что подобные вещи предназначены только для гостиных, выполненных в старинных направлениях: рококо, классицизм, готика. Конечно, в таких интерьерах великолепно выглядят имитации картин маститых художников.

Фреска в классическом исполнении в интерьере гостиной Фреска в классическом исполнении в интерьере гостиной

Но и современные стили только выиграют от присутствия подобных рисунков. Главное — правильно подобрать нужный вариант. Например, для интерьера гостиных минимализма замечательно подойдут изображения улиц городов, для лофта — фрески с плакатами и граффити, а комнату в африканском стиле украсят пейзажи саванны и портреты африканских девушек, как на фото.

Фреска в интерьере гостиной африканский стиль Фреска в интерьере гостиной африканский стиль

Самостоятельный монтаж фресок

Создать настоящие фрески сможет только художник. Но если вы не обладаете подобным талантом, но украсить стены стильным изображением очень хочется, то сделать это позволят современные материалы. Приобретаем понравившуюся картину на флизелиновой основе, специальный клей и начинаем работу.

Фреска на флизелиновой основе в интерьере гостиной Фреска на флизелиновой основе в интерьере гостиной

Если выбранная фреска имеет одно полотно, то требуется сделать следующее:

  1. Подготовить стену под обои. Для этого ее выравниванием и наносим грунтовку. Перед оклейкой стоит закрыть двери и окна.
  2. Нанести клей на тыльную сторону флизелиновых полотен и тщательно обработать им стены.
  3. Изображение аккуратно приложить к стене и разгладить для удаления клея и попавшего под полотно воздуха.

подготовка стен под обои подготовка стен под обои

Если фреска состоит из нескольких полотен, то приклеивается она к стене вышеуказанным образом с учетом таких действий:

  • Сначала нужно собрать все элементы изображения на полу, чтобы во время приклеивания не перепутать отдельные части;
  • Все части рисунка имеют порядковые номера, начать работу надо с части номер один;
  • Приклеивать соседние полотна встык, только стоит следить за тем, чтобы детали рисунка идеально совпадали.

виды фресок на флизелиновой основе виды фресок на флизелиновой основе

Самоклеящиеся фрески наносить еще легче. Достаточно будет аккуратно удалять клеящий слой и плотно прижимать полотна к стене, попутно удаляя пузырьки воздуха.

избавляемся от воздуха при поклейке фрески на флизелине избавляемся от воздуха при поклейке фрески на флизелине

Советы по оформлению гостиной фресками

Современные технологии создания фресок помогут не только стильно и необычно оформить комнату, но и добавят в интерьер недостающих элементов, например, высоты или пространства. Существует несколько советов по правильному подбору фресок:

  • Фрески с рисунком, расположенным вертикально, визуально поднимут потолки, например, полотна с высокими домами, цветами на длинных стеблях. Для этой же цели используют изображения каменных сводов, мостов и небес.
  • Еще одним способом увеличить высоту гостиной при помощи фресок будет изображение, которое со стены, стирая границу, плавно перетекает на потолок.
  • Для небольших помещений не используют яркие изображения, потому что некоторые цвета могут создать визуальное ощущение близости предметов. Неудачным выбором в этом случае станут и фрески с крупными рисунками.
  • Для помещений, ограниченных в площади, наносят фрески светлых тонов. Идеально будут смотреться изображения с перспективой: тропинка, дорога, уходящая вдаль, лесная поляна, морское побережье или уютный дворик, который выглядит как бы продолжением вашего помещения.
  • Затемненную комнату с малым освещением выручат полотна с теплыми тонами и текстурой, что придаст изображениям мягкость и объем. А для уютной и домашней атмосферы лучше подойдут желто-оранжевые оттенки.

фреска в интерьере просторной гостиной фреска в интерьере просторной гостиной

Важно! Используют фрески и для зонирования пространства больших помещений. Небольшое изображение в гостиной, совмещенной с кухней, поможет ненавязчиво выделить одну из зон.

фреска для зонирования гостиной фреска для зонирования гостиной

Современная фреска — это немного утрированное, но очень стильное украшение интерьера. Она может использоваться как основной фон помещения или служить отдельной частью дизайна. Она сделает любую гостиную уникальной, придав ей оригинальный вид и индивидуальный характер. Как выглядят фрески на стенах в интерьере гостиной, можно увидеть на фото.

фреска с изображением маков в интерьере гостиной фреска с изображением маков в интерьере гостиной

фреска у камина в интерьере гостиной фреска у камина в интерьере гостиной

стильная фреска в интерьере гостиной стильная фреска в интерьере гостиной

фреска, повторяющая пейзаж за окном в интерьере гостиной фреска, повторяющая пейзаж за окном в интерьере гостиной

фреска с риуснками лесных пейзажей в интерьере гостиной фреска с риуснками лесных пейзажей в интерьере гостиной

фреска карта мира в интерьере гостиной фреска карта мира в интерьере гостиной

полукруглая фреска в интерьере гостиной полукруглая фреска в интерьере гостиной

фреска с лёгким рисунком в гостиной фреска с лёгким рисунком в гостиной

фреска с пейзажами Древнего Рима в интерьере гостиной фреска с пейзажами Древнего Рима в интерьере гостиной

фреска с девушкой в интерьере гостиной фреска с девушкой в интерьере гостиной

фреска в интерьере гостиной фреска в интерьере гостиной

фреска с ангелочками на стене в интерьере гостиной фреска с ангелочками на стене в интерьере гостиной

фреска в интерьере гостиной с аркой фреска в интерьере гостиной с аркой

фреска в интерьере гостиной в восточном стиле фреска в интерьере гостиной в восточном стиле

фреска с крылями ангела в интерьере гостиной фреска с крылями ангела в интерьере гостиной

фреска с колонами в интерьере гостиной фреска с колонами в интерьере гостиной

фреска с уличным пейзажем в интерьере гостиной фреска с уличным пейзажем в интерьере гостиной

фреска в интерьере гостиной с изогнутой стеной фреска в интерьере гостиной с изогнутой стеной

фреска в интерьере белой гостиной фреска в интерьере белой гостиной

фреска в арке в интерьере гостиной

фреска в арке в интерьере гостиной

фреска в римских тонах в интерьере гостиной фреска в римских тонах в интерьере гостиной

фреска картина фреска в интерьере гостиной фреска картина фреска в интерьере гостиной

фреска в интерьере гостиной с камином фреска в интерьере гостиной с камином

фреска по штукатурке в интерьере гостиной фреска по штукатурке в интерьере гостиной

фреска на всю стену в интерьере гостиной фреска на всю стену в интерьере гостиной

фреска в интерьере гостиной в японском стиле фреска в интерьере гостиной в японском стиле

фреска с пейзажем в интерьере гостиной фреска с пейзажем в интерьере гостиной

фреска с видами моря в интерьере гостиной фреска с видами моря в интерьере гостиной

фреска в интерьере гостиной в японском стиле фреска в интерьере гостиной в японском стиле

фреска в японском стиле в интерьере гостиной фреска в японском стиле в интерьере гостиной

фреска с видами природы в интерьере гостиной фреска с видами природы в интерьере гостиной

Видео:

Фотогалерея (50 фото)

ciscoexpo.ru

Фреска на стену: фото, история, техники нанесения

Современное жилье может преобразить росписью, сделанной по сырой штукатурке. Такая фреска на стену, фото которой будет представлено ниже, позволит создать эксклюзивный интерьер в любом жилом помещении.

Картинка может носить любую тематику, подходящую к функциональному и стилевому оформлению жилого пространства. Разнообразие выбора обеспечивает подбор тематического лицевого слоя для любых интерьеров.

fr_L_21

История появления

Использование фресковой техники для украшения жилища практиковалось еще в древние эпохи. Так отделывали храмы и дома знати в разные исторические периоды. Рисование по сырой штукатурке можно найти в раскопках Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Встречаются они и в храмах древней Индии. Точно не известно время ее происхождения, но с давних пор такая роспись применялась при создании внутреннего убранства архитектурных объектов и фасада.

Создание монументального полотна основано на смешении натуральных красок с известью, которая выполняла функции связующего вещества. Когда узор наносился на фасад, клалось несколько слоев штукатурки, что позволяло добиваться большей устойчивости внешнего слоя. При внутренней отделке достаточно было двух слоев строительного состава в качестве основы для отделки.

Историческая справка.Такая облицовка стен хорошо сохранилась в древнеримском городе Помпее, который был погребен под вулканическим пеплом. Археологи удивляются яркости красок жанровых сцен, которым насчитывается такое количество лет.

Активно применялось такое рисование европейскими художниками. Так создавались известные мировые шедевры, изображенные внутри христианских храмов в странах Европы. Особый расцвет переживает это искусство в эпоху Возрождения.

freska_161

Известно такое монументальное творчество и на Руси, где оно активно стало развиваться после принятия христианства. В качестве рисунков применялись разнообразные темы, начиная с мифических и религиозных сюжетов, заканчивая реалистичными портретами людей, живших в то время. В каждой конкретной культуре техника росписи имела свои особенности.

Классикой считаются работы мастеров Возрождения, которыми они расписывали христианские соборы и дворцы правителей средневековых королей.

Wall-murals

Особенности техники нанесения

Фреской сегодня называют любое красочное изображение, нанесенное на вертикальную или горизонтальную поверхность. За время существования такого монументального искусства появилось огромное количество способов его выполнения:

  • а-секко;
  • темпера;
  • масляная живопись;
  • использование акриловых красок и т.д.

Для создания фрескового рисунка всегда требовались мастера с большим опытом работы и специальной подготовкой. Поэтому использование данного изобразительного искусства было доступно только очень состоятельным людям.

rospis_sten11-500x320

В качестве материалов применялись:

  • песок,
  • известка,
  • натуральные краски,
  • яичные желтки и белки;
  • растительные масла;
  • молоко,
  • кирпичная крошка,
  • солома,
  • лен;
  • пенька и т.п.

Каждый художник имел свои секретные составы красок, которые обеспечивали долговечность цветной облицовки. Краски, которые использовались для письма, не должны были вступать в реакцию с известью. Цветовая палитра была довольно ограниченной, так как приходилось рисовать только натуральными красителями:

  • охрой,
  • умброй,
  • кобальтом,
  • киноварью,
  • голубцом и пр.

Метод имел свои особенности, которые позволяли сохранить глубину и яркость тонов. Для прочности приходилось применять специальные клеевые составы. Все это требовало от художника больших практических навыков. Над рисунком работали несколько лет, если речь шла о масштабных полотнах. Стоили такие работы очень дорого.

mediterranean-living-room

Современное использование

В ходе развития художественного искусства фреска сильно видоизменилась, и во второй половине  20 века она превратилась в один из эффектных способов отделки жилых помещений. Его очень любят современные дизайнеры и архитекторы, создающие эксклюзивные оформления домов и апартаментов.

Развитие химических и цифровых технологий упростило нанесение рисунков на стену и сделало такой способ оформления жилых пространств более доступным для массового потребителя.

Сегодня применяется промышленное теснение любых изображений на любые поверхности, что обеспечивает применение разных методов создания рисунка на сырой штукатурке, известных в древности. С помощью такой современной отделки, использующей традиционное художественное полотно, можно создавать любые тематические сюжеты в гостиной, спальни, кухни, ванной комнаты или прихожей.

img14_41457

Для облицовки можно приобрести уже готовый холст или заказать написание конкретного сюжета в дизайнерской мастерской. Такой подход к фресковой картине сделал ее сегодня одним из самых модных способов оформления жилья.

Установка готовой картины не требует больших временных затрат. Современные технологии позволили сократить время работы над художественно росписью жилого пространства. Жилье преображается сегодня через несколько дней после начала работ художника. Это в свою очередь сделало такой интерьерный декор более доступным по цене для массового потребителя.

Совет.Сегодня в специализированных  магазинах можно найти немало разновидностей фресок, которые требуют использования особой техники выполнения. Поэтому при выборе способа нужно исходить из материала, метода нанесения, функционального назначения помещения и цены.

Разнообразие современных видов

Фрески как вид декоративной отделки жилых помещений отличает:

  • разнообразие технологии исполнения;
  • разнообразие сюжетных и цветовых тем;
  • возможность их нанесения на любые материалы и любые поверхности;
  • высокая декоративность.

Такой способ оформления позволяет создавать эксклюзивные стили, для которых само полотно создает тематическое решение. С помощью такого декора в доме образуется особая атмосфера. Выбор сюжета требует взвешенного подхода к стилевому решению интерьера, создающего особую атмосферу в квартире.

img14_12176

На рынке сегодня предлагается несколько категорий живописных полотен:

  • на основе холста;
  • с гибким основанием;
  • с жесткой основой;
  • на флизелине;
  • самоклеящиеся материалы;
  • цифровые фрески.

Картина на холсте

При выборе того или иного типа украшения нужно исходить из функциональных и архитектурных особенностей помещения, где оно будет установлено. Также нужно учесть, что есть виды декора для наружной отделки фасадов, а есть такие, что предназначены только для внутреннего использования.

freska1

Ценовое разнообразие

Самыми дорогими считаются художественные полотна на холсте, которые требуют применения ручного труда профессионального художника и дорогих красок. Этот вид настенного украшения делают штучно, по индивидуальным заказам и стоит он дорого. Для его создания обязательно применение только натуральных оттенков, сама технология создания очень близка к классической росписи по сырой штукатурке, в качестве которой используется настоящий холст.

Наиболее доступным видом отделки являются самоклеющаяся живопись, которая не требуют привлечения дорогостоящего труда мастеров. Изображение без труда наносится:

  • на краску;
  • обои;
  • керамическую плитку,
  • стекло и т.п.

Стоит такая облицовка недорого и может быть нанесена в любых местах. Часто дизайнеры применяют ее для оформления ванной или кухни.

freska_2

Классический интерьер гостиной

Облицовки с тематическим сюжетом на на флизелиновой основе создаются с помощью различных технологий. Есть уже готовые, а есть те, которые расписываются после наклеивания флизелина. Такие покрытия часто подвергаются искусственному старению после нанесения визуального сюжета, что позволяет добиваться впечатляющих эффектов использования старинных изображений в квартире или в офисе. В ценовом сегменте они занимают среднее место. Их стоимость зависит от сложности нанесения изображения на флизелин.

К дорогим видам облицовки относятся рисунки на жесткой и гибкой основе. Это долговечная художественная штукатурка, имитирующая фресковую живопись. Сегодня такая облицовка очень популярна при создании современной обстановки.

Сегодня популярностью пользуются цифровые фресковые принты, которые наносятся на поверхности и материалы при помощи цифровой печати. Современные методы выполнения декора обеспечивают нанесение картинки на кафельную плитку, холст, пластик, стекло и другие материалы. При необходимости с помощью цифровой печати можно состарить изображение и придать ему эффект раритетной детали обстановки.

10132485

Использование цифры сделало элитную отделку квартир доступной для большого круга людей. Стоит она дешевле, чем ручная роспись, а визуальный эффект и срок эксплуатации не уступают дорогим аналогам настенной росписи.

Украшение интерьера

Выбор такого декора обеспечивает эксклюзивные стилевые решения для дома. Картина уместна в гостиной, на кухне и даже в ванной комнате. Главное правильно подобрать метод ее нанесения и тематический сюжет, подчеркивающий функциональное назначение комнаты.

859

С помощью настенной картины создается необычный вид даже в заурядной с архитектурной точки зрения квартирам. Разнообразие тематических сюжетов позволяет каждому владельцу дома создавать обстановку, отвечающую его индивидуальным пристрастиям и увлечениям без лишних финансовых затрат. Украшение помещения таким декором позволяет создавать уникальное оформление жилых и коммерческих пространствах.

45 фото идей фрески на стену:

couo.ru

Античная живопись, фреска - Стимфалид

Piccy.info - Free Image HostingУ нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).

Настенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества.

Далее речь пойдет об античных фресках.

Piccy.info - Free Image HostingПоэтесса. Фреска предположительно изображает поэтессу Сапфо.

Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

Piccy.info - Free Image HostingПортрет пекаря Теренция Неона и его жены. Фреска из Помпей (Дом Теренция Неона, VII, 2, 6). Неаполь, Национальный археологический музей.

Piccy.info - Free Image HostingТри Грации

Piccy.info - Free Image HostingАполлон с кифарой. Фреска времен Римской империи из дома императора Августа. Рим, музеи Палантина.

Piccy.info - Free Image HostingЕвропа верхом на быке.

Piccy.info - Free Image HostingАмур.

Piccy.info - Free Image HostingНарцисс, любующийся на свое отражение в воде

Piccy.info - Free Image HostingГеракл борется со львом. Помпеи.

Piccy.info - Free Image HostingСапфо. Фрагмент античной фрески.

Piccy.info - Free Image HostingБогиня победы Ника

Piccy.info - Free Image HostingНика (фрагмент).

Piccy.info - Free Image HostingДиана (или Персефона) с луком и стрелами. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingФлора (Весна) или Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э..

Piccy.info - Free Image HostingЛеда и лебедь. Фреска из Стабий (кубикул виллы Ариадны). Неаполь, Национальный археологический музей.

Piccy.info - Free Image HostingБеседующие женщины. Геркуланум, 3-й век до н.э

Piccy.info - Free Image HostingСуд Париса. Известный сюжет о разрешении спора трех богинь о том, кто из них красивее. В широкополой шляпе - Гермес.

Piccy.info - Free Image HostingХирон обучает Ахилла игре на лире. Римская фреска из Базилики в Геркуланеуме. Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingЖертвоприношение Ифигении. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей.

Piccy.info - Free Image HostingИфигения в Тавриде. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей.

Piccy.info - Free Image HostingБрисеиду уводят от Ахилла. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте.

Piccy.info - Free Image HostingТорговка амурами. Вилла Ариадны. Середина I в. н.э.

Piccy.info - Free Image HostingКрылатый дух. Помпеи, 45-79 гг.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingДионис и Везувий. Змея - символ плодородия. Римская фреска из дома Сентенари в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный археологический музей.

Piccy.info - Free Image HostingФрикс, летящий на златоруном баране и упавшая в море его сестра Гэлла. Помпеи

Piccy.info - Free Image HostingМедея. Римская фреска, I в. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingМладенец Геракл, убивающий змей и наблюдающая за этим Алкмена. Помпеи, дом Ветии.

Piccy.info - Free Image HostingКузнецы за работой.

Piccy.info - Free Image HostingХирургическая операция. Воин, которому делают операцию, легендарный Эней. Фреска из Помпеи. I век.

Piccy.info - Free Image HostingАпеллес. Афродита Анадиомена, Помпеи

Piccy.info - Free Image HostingКатехесис (Наставление). Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingОмовение рук. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingТанец с кроталанами. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingОдевание перед божественным бракосочетанием. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Натюрморты

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingНатюрморт с рыбой и морепродуктами.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingНатюрморт со смоквами.

stimfalid.livejournal.com

Фреска. Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями]

Уделим немного внимания вопросу, непосредственно связанному с архитектурой: настенной живописи, а именно фреске.

«Живопись, исполненная исключительно по свежей штукатурке, называлась у итальянцев „buon fresco“ („буон фреско“), т. е. истинная фреска, — пишет Д. Киплик в книге „Техника живописи“, — чтобы отличить ее от другого способа известковой живописи, носившей название „fresco a secco“ („фреско секко“), в котором краски также связываются в живописи с известью, но наносятся на известковую, уже выстоявшуюся штукатурку, которая перед началом работы только смачивается водой».

Такова старинная итальянская терминология, которая имеет в настоящее время лишь историческое значение. Число слоев штукатурки может быть различно: два, три и более. Чем толще штукатурка, тем дольше она будет «свежей», то есть тем дольше она позволяет писать по-сырому. Толщина всех вместе взятых слоев может доходить до 4 сантиметров. Если последний живописный слой штукатурки наносится на три подготовительных слоя, то его толщина должна быть не более 3–5 миллиметров. Если живописная задача сводится к плоскостным решениям, то вполне уместно заглаживание живописного слоя, видимое в образцах византийской и русской стенной живописи.

Ченнино Ченнини, описавший методы фресковой живописи XIII века, говорит в своем трактате, что «всякая живопись, начатая фреской, должна быть закончена темперой». Из этого видно, что художники времен Ченнини еще не вполне владели техникой фрески.

Зато прекрасно знали эту технику в античные времена. По словам Витрувия (I век до н. э.), древние греки под живопись внутри здания наносили штукатурку в два слоя, наружные ее стены покрывали многослойными штукатурками, причем и в том и в другом случае поверхность их выглаживалась, что практиковалось и Египте. Нижние слои составлялись из извести и песка, верхние — из извести и толченого мрамора.

«Фресковая живопись римлян, — пишет Д. Киплик, — мало похожа на итальянскую фреску времен Ренессанса как по подготовке стен под живопись, так и в других отношениях. Соединительные линии между частями однодневной работы в помпейской живописи или вовсе отсутствуют, или очень мало заметны».

Ну, если мало заметны, значит, они все-таки есть. Отметим это и пойдем дальше.

«С падением Римской империи и ее культуры и началом истории новых народов живописные искусство мало-помалу возрождается в Византии (но ведь пала только Западная Римская империя. Почему же живопись „возрождается“ в Восточной, то есть в Византии, да еще „мало-помалу“? — Авт.)… Важнейшим отклонением от принятых у римлян правил является здесь изменение числа слоев штукатурки, которое доводится в византийской живописи всего до двух, причем мрамор (точнее: мраморная крошка. — Авт.), входивший в известковый раствор римлян, мало-помалу исчезает из них, заменяясь в нижних слоях штукатурки соломой, в верхних — паклей или волокном льна».

Это делалось для того, чтобы штукатурка дольше сохла. Примитивная ранневизантийская живопись XI–XII веков выполнялась за один день на всей площади картины, отчего в византийской фреске отсутствуют так называемые «соединительные» линии, столь характерные для поздней эпохи итальянской и, как отмечено, древней помпейской живописи. Общая толщина двух слоев штукатурки равнялась приблизительно полутора сантиметрам. Стенная живопись средневековой Италии подчинялась византийскому стилю, от которого стала отходить в XIV–XV веках, изменяя и свою технику.

Д. Киплик продолжает:

«Эпоха эта в техническом отношении знаменуется для нее как бы возвращением к традициям античной живописи, сходство с которой выразилось в изумительной прочности слоев штукатурок и живописи, а также в высоком глянце, который присущ итальянской стенной живописи этого времени… Вплоть до XVI столетия средневековая итальянская стенная живопись выполнялась с блестящей поверхностью. Таковы произведения Джотто и его учеников, таковы же работы и многих других художников, писавших на стенах в ту эпоху: Линно Мемми, Пьетро Лоренцетти, Анголо Гадди, Гирландайо, Фра Анжелико, Мазаччио, Филиппо Липпи, Андреа Мантенья и, наконец, Перуджино».

Поскольку качество живописи во много раз повысилось в сравнении с византийской предыдущей доренессансной эпохи, художники перестали успевать закончить всю площадь картины за один день. Поэтому штукатурка ежедневно наносилась по частям, следствием чего получились «соединительные линии». Для прочности вместо песка в ней опять использовалась мраморная крошка. Русский епископ Нектарий сообщает об этом методе так:

«А того бы беречи, чтобы писать по сырому, чтобы краски в левкас входили, и крепко будет. А левкасу на стене класть, сколько написать до обеда; а обедать мастера пойдут, и левкас бы на стене не оставался без письма; тако же и к ночи не оставался без письма отнюдь. Да тако будет крепко и вечно».

Точно так писали фрески Рафаэль, Микеланджело и другие художники Высокого Возрождения. Прописывание фрески темперой было нежелательно.

В XVI веке Паломино начинает применять шероховатые матовые поверхности. Художник же Поццо (1642–1700) в своем трактате о фреске говорит уже о необходимости зернить поверхность свежей штукатурки, прежде чем начинать фресковую живопись. Заказчикам стала нравиться матовая живопись. Такой живописи, которая, кстати, была слишком мягкой, а потому легко подвержена механической порче, не знала античность, и ни один действительно «античный» художник не дожил до 2-й половины XVII века. Художник М. Курилко так описывает процесс написания фрески:

«После построения лесов на стену наносится набрызг, то есть приготовленный раствор набрасывается без затирания. Когда он схватится и затвердеет, по частям наносится новый слой толщиной 7–8 мм площадью на время, достаточное для написания фрески, пока она принимает краску. Эта часть тщательно разравнивается и затирается… В эпоху Ренессанса на свежую штукатурку накладывали картон и придавливали бумагу по контуру. Следы продавленного контура ясно видны на потолке Сикстинской капеллы. В мое время так не делали, потому что на тщательное продавливание требуется много драгоценного времени… Так как фреска пишется по частям и незаписанная часть штукатурки сбрасывается со стены, то и выполнение ведется по частям: обнаженное тело в один прием, драпировка в другой… В отличие от масляной живописи, подмалевку не давали высыхать, а, наоборот, как можно быстрее мягкой кистью сплошь покрывали фигуру „телесным цветом“… Покрыв всю фигуру, художник продолжал работу и освещенные места покрывал краской много раз, пока штукатурка принимала краску. Сначала краска разводилась на воде, потом на известковой воде и, наконец, на известковом молоке… Для синих и зеленых драпировок подмалевок делается черной краской, для красных — мумией. Потом они покрываются синей, зеленой или красной красками, разбавленными на воде, либо пишутся вразбел на известковом молоке».

Возникает вопрос: а как выглядела античная фреска? У искусствоведов на этот счет не совсем верные представления.

Ю. Колпинский пишет в книге «Искусство эгейского мира и древней Греции»:

«Монументальная греческая живопись, по сведениям древних авторов (!), возникает в VII в. до н. э. Ее главными центрами считались Коринф и Сикион. Существуют сведения, что коринфские мастера Клеанф и Аригон расписывали целлу храма в Олимпии… Немногочисленные памятники показывают, что живописи архаики была присуща повышенная декоративность и локальная передача цвета. Таковы расписные метоны храма Аполлона в Терме (3-я четверть VII в. до н. э.) Плоскостность решения, графическая выразительность контура определяют стилистическую близость росписи работам вазописцев… При ограниченном количестве красок мастер все же стремится к большей цветности, чем в вазописи».

Фрагмент росписи гробницы Орко в Тарквинии.

Совершенно верно, именно таковы росписи в этрусских гробницах, но их почему-то датируют совсем другим временем. Это видно из сравнения амфоры «Вант и Цербер» конца IV века до н. э. и росписи гробницы Орко в Тарквинии (около 300 года до н. э.). Впрочем, автор, видимо, имеет в виду и образцы более примитивной стенописи, такие как росписи гробницы Авгуров VI века до н. э.

«Во второй половине VI в. до н. э. в основном применялись желтая, белая, черная, коричневая, красная, синяя и зеленая краски, причем цвет всегда сохранял свой локальный характер, — пишет Ю. Колпинский. — Моделировка формы светотенью не применялась, как отсутствовало и изображение окружающей пейзажной или бытовой Среды.

К концу века изображение освобождается от подчеркнуто плоскостного характера. Благодаря моделировке мускулатуры черными линиями внутри контура фигуры формы тела начинают приобретать большую объемность… Эти черты близки краснофигурной вазовой росписи, возникшей примерно в эти же годы».

«Амазонка», деталь росписи мраморного саркофага из Тарквинии.

И вот здесь автор не понимает, что вазопись — это одно, а монументальная живопись — совершенно другое. И хотя он отмечает, что, «живописец располагал более богатой палитрой, чем мастер вазовой росписи», все же, как выглядела живопись на следующем этапе развития, он себе не представляет. А между тем достаточно взглянуть на «Амазонку», деталь росписи мраморного саркофага из Тарквинии IV века до н. э., чтобы понять, чем такая живопись отличается от краснофигурной вазовой росписи. Даже не говоря о богатстве колорита, моделировка фигур светотенью представляет собой качественно новый этап развития живописи по сравнению с росписями гробницы Орко.

Не понимая этого, Ю. Колпинский пишет о фреске классической поры в Греции:

«Как и живописцы предшествующего времени, Полигнот преимущественно ограничивался четырьмя красками: черной, белой, желтой и красной. Правда, сохранились сведения, что в одной из своих работ он фигуру демона закрасил тоном средним между синим и черным, а также пытался раскрасить тело утопленника в сине-зеленоватый тон. Однако эти скромные попытки ввести промежуточные цвета, видимо, не уничтожали локальности живописи».

Ю. Колпинскому невдомек, что зеленый цвет получается от смешения черной, желтой и белой краски, а фиолетовый — из черной, белой и красной красок. И если смешать черную виноградную и белила, получится синий, а не серый. Поэтому слова о «скромных попытках» ввести другие цвета очень странны. Локальность живописи была преодолена в классический период (в Этрурии-Тоскане в это время наступил «проторенессанс»). Просто Ю. Колпинский прочитал у «древнего» автора (видимо, Плиния), что художники ограничивали себя четырьмя красками, и решил: ВСЯ античная живопись состояла из четырех локальных цветов. Но ни краснофигурные кратеры, ни белофонные лекифы, никакая другая керамика не может давать представления о фреске. Живопись времен Полигнота мы видим в Помпеях (якобы реплика I века до н. э. с оригиналов IV века).

Мастера пользовались четырьмя красками только на определенном этапе, в дальнейшем они вводили в росписи и более яркие цвета, однако не придавали этому особого значения, так как основная работа выполнялась ими на стадии подмалевка.

Полигнот, живший на самом деле, как можно предположить, в конце XIII века (одновременно с Никколо Пизано), работал приблизительно так же, как и мастера XIV века. На деле это о них Ю. Колпинский пишет, что они ввели «мягкую светотеневую моделировку и более богатую цветовую гамму», ошибочно полагая их художниками IV века до н. э.

Стиль греческих художников XIV века близок стилю Мазаччо (1401–1428) и других мастеров этого времени. Ю. Колпинский пишет:

«Тяготение к большей живописной свободе воплотилось, по свидетельству древних, в творчестве Апеллеса, ни одна из работ которого не дошла в сколько-нибудь достоверных копиях».

Картина Боттичелли «Клевета» (1430-е годы) и есть реплика знаменитой композиции Апеллеса. Самое ужасное заключается в том, что подлинные картины Апеллеса и других художников, видимо, уничтожались в угоду скалигеровской хронологии, поскольку в них слишком явно проступало Средневековье. С подобными произведениями литературы обходились проще — их объявляли подделками под Эсхила, Софокла, Еврипида и других греческих авторов.

Боттичелли. «Клевета»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Самые таинственные фрески мира - История искусств

Я уже делала пост о знаменитых фресках. Сегодня пришла очередь поговорить о тех фресках, которые стали знамениты не только благодаря своим художественным достоинствам, но и ореолу тайны, которым они овеяны...

Казалось бы, все известные мировые фрески давно изучены, сфотографированы, и информация о них занесена в цветные каталоги об искусстве. Но некоторые изображения, вышедшие из-под руки вдохновленных гениев, не перестают удивлять искусствоведов и сегодня. Фрески будто открываются созерцателям с новых сторон, постепенно рассказывая таинственные истории о первоначальных задумках их авторов. Давайте повнимательней рассмотрим самые таинственные фрески мира.

1. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в Санта Мария делла Грацие

Об этой загадочной фреске, кажется, не писал только ленивый. Но ее никак нельзя обойти стороной: слишком много тайн она хранит в себе. Говорят, что в изображении зашифрованы символические послания великого Леонардо. О каких символах идет речь?

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи целикомВо-первых, фигура по правую руку от Иисуса  — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы "V", а сами фигуры образуют букву "М". Есть версия, что эта фигура изображает Марию Магдалену, которая была супругой Христа и самым верным его последователем.

Фигуры Иоана и Христа образуют букву "М" и выполнены в одной цветовой гамме

Во-вторых, на картине рядом с Петром отчетливо видна рука, сжимающая нож. Причем кажется, эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

Рука на фреске слишком вывернута, чтобы принадлежать Петру

В-третьих, левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Петр как будто угрожает юному Иоану (Марии Магдалине?)

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса персонаж, определенный исследователями как Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. Это типичный жест Иоанна Крестителя, который по канону не мог присутствовать на Тайной вечере. С таким жестом да Винчи изображает Крестителя почти на всех своих полотнах.

Предполагаемый Иоан Креститель поднял палец вверх

2. "Битва при Ангьяри" Леонардо да Винчи

В нашем рейтинге самых таинственных фресок да Винчи мог бы отличиться не раз. Но остановимся на двух его полотнах. Первое мы уже рассмотрели в деталях. Теперь очередь второго. Фреска Леонардо "Битва при Ангьяри" известна тем, что ее... потеряли. Много лет этот шедевр считался утраченным, пока итальянцы не решили провести экспертизу в зале Большого совета в Палаццо Веккио во Флоренции. Выяснилось, что фреска да Винчи около 500 лет была закрыта другой фреской работы итальянского живописца Джорджо Вазари "Битва при Маарчиано". Под творением Вазари было обнаружено вещество черного цвета, по составу похожее на черную краску, которую Леонардо да Винчи использовал при написании своих знаменитых полотен. Известно, что Вазари был большим поклонником шедевра Леонардо и не раз публично восхищался им. Будучи не в силах испортить шедевр, он соорудил “фальшивую” поверхность, которая накрыла оригинал, и на ней написал свою баталию. Не так давно версия с двойной поверхностью подтвердилась:  под работой Вазари были обнаружена “воздушная подушка”.

Одна из копий "Битвы при Ангьяри" работы Рубенса

А это "Битва при Маарчиано" Джорджо Вазари, написанная поверх шедевра Леонардо

3. "Смерть и вознесение св. Франциска" Джотто в Ассизи

Доподлинно неизвестно, насколько развитым чувством юмора обладал великий мастер Джотто при жизни. Но результаты его творческих "шуточек" повергли некоторых ученых и верующих в шок. Не так давно при реставрации знаменитой фрески базилики св. Франциска был сделан крупный снимок ее фрагмента. Каково же было удивление реставраторов, когда на фото они увидели смутный профиль с крючковатым носом, лукавой ухмылкой и темными рожками. Именно так обычно изображается сатана. По мнению ученых, Джотто не хотел делать дьявола одной из центральных фигур своей фрески. А изобразил сатану "из озорства", возможно, придав ему черты кого-то из своих друзей и знакомых.

Фреска "Смерть и вознесение св. Франциска" целиком

Фрагмент с профилем сатаны

4. «Распятие» и «Воскресение» Христа, монастырь Высокие Дечаны, Косово

О чуде дечанских фресок широкая общественность узнала в 1964 г., когда студент югославской Академии живописи Александр Паунович с помощью телеобъектива сделал фотоснимки изображений монастыря, в том числе и фресок «Распятие» и «Воскресение» Христа. То, что раньше не удавалось рассмотреть в подробностях, так как фрески находятся на высоте пятнадцати метров, стало доступным невооружённому глазу. Открылись детали, которых прежде никто не замечал. И эти детали многих поразили. На снимках легко различить ангелов, летящих в... космических кораблях, похожих на современные спутники. "Кораблей" на фресках два, оба летят друг за другом с запада на восток! В первом сидит человек без ангельского ореола. Одной рукой он держится за невидимый "рычаг управления" и оглядывается назад. Создается впечатление, что "космонавт" следит за полетом следующего за ним товарища.

На дечанской фреске "Распятие" легко различимы ангелы, летящие в космических кораблях

Еще один космический "аппарат" бросается в глаза на фреске "Воскресение". Спаситель изображен здесь отнюдь не в канонической традиции. В момент Воскресения Христос как будто находится в ракете, которая готова двинуться с места, но еще не тронулась. Сходство с ракетой полное, учитывая тот факт, что в верхней части корабля изображены два крыла стабилизатора. Есть мнение, что наряду с традиционными деталями, некоторые фрески Дечан отображают эпизоды, отличающиеся от официальных церковных описаний.

Спаситель-"космонавт" готов покинуть Землю на ракете

А какие загадочные фрески вспомните вы?

history-of-art.livejournal.com


Смотрите также