Оголенный нерв на теле искусства: футуристическая живопись. Футуризм картины


Футуризм в живописи - это... Футуризм в живописи 20 века: представители. Футуризм в русской живописи

Наверняка каждому из нас приходилось слышать такое понятие, как «футуризм». Сразу возникает некий абстрактный образ чего‒то фантастического, нового, иррационального. Чтобы не строить догадки, давайте перейдем непосредственно к рассмотрению данного художественного стиля.

Что же такое «футуризм»?

В целом футуризм ‒ это общее название литературно ‒ художественного стиля в начале 20 века, возникшее первоначально в Италии, а после и в России. Футуристы возводили некий прообраз будущего, при этом первоосновой которого являлось разрушение культурных стереотипов. Можно сказать, что они были подобием революционеров в искусстве, так как целью стало всеобщее обновление идеологии и этическое воззрение всех предшественников в творческой деятельности. Эта радикальная программа бросала вызов всему художественному наследию, при этом совершенно не довольствуясь требованиями в абсолютной автономии искусства. Они не просто выдвигали новую модель мироустройства, они воссоздавали новый прообраз техники и урбанизма.футуризм в живописи это

Футуризм в живописи 20 века

Можно сказать, что футуризм в живописи ‒ это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественно‒политического движения. Художники-футуристы стремились воссоздать такую картину, которая смогла бы зрителя перенести на ту сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственность стала ощутимой, а движение острее. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.

Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников

Футуризм в живописи ‒ это не только композиции фигур. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Кто‒то использовал яркие цвета, принебрегая смешиванием красок, кто‒то предпочитал относительно однообразные тона. Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Особенность данных композиций в отсутствии конкретного содержания, художник прежде всего стремился вызвать у зрителя свободные ассоциации, влекущие разные мысли и эмоции.

футуризм в живописи 20 века

Футуризм в русской живописи

Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920‒х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи ‒ это средство самовыражения, самоутверждения.футуризм в русской живописи

Представители футуризма в живописи

В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. представители футуризма в русской живописиИм удается изображать невероятно яркие образы. Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. После круг наследовалей стал стремительно рости. Нам известны такие популярные художники‒футуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. Малевич. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.

Футуризм в живописи. Картины

Многие художники просто‒напросто заимствовали идею у кубистов, вследствие чего появились немалое количество работ таких авторов, как Натан Альтман («Анна Ахматова», 1914), Роберт Фальк («Крымский дворик», 1915), Казимир Малевич («Уборка ржи», 1912). Одноими из нетипичных кубофутуристических творений стали яркие портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского «Танго с коровами» (1914).

В это время литература гармонично прилегала к изобразительному искусству. Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы.

Пример одной из работ Малевича - «Авиатор» (1914)

Давайте рассмотрим одну из работ. Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников‒кубистов. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила, игральная карта и вывеска. Весь этот образ как будто витает, плавает. Каждая работа несет в себе символ, и это творение не исключение. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Само пространство как будто состоит только из разноцветных плоскостей и объемов в виде цилиндра.

футуризм в живописи

После военного периода каждый «уцелевший» художник‒футурист двигался в своем направлении. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Но футуризм в живописи ‒ это целая эпоха в истории искусств. Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Казусы социальных вопросов просто‒напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео‒арт, и, разумеется, театральное искусство.

fb.ru

Футуристическая живопись

В равной степени с литературой футуризм воплотился в живописи: посредством динамичных сюжетов, хаотичной композиции и броских цветов, которые красочнее слов передавали дух нового движения.

108 лет назад, 20 февраля 1909 года, на первой странице французской газеты «Фигаро» был опубликован манифест, провозглашающий культ будущего, отрицание прошлого и стремление к скорости, бесстрашию и необычным формам. Это «Обоснование и манифест футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти, документ, который сыграл значительную роль в формировании авангардистских движений в искусстве начала ХХ века. В рубрике #Тема_недели мы заглянем в прошлое, обратимся к истокам футуризма и авангардных течений и посмотрим, насколько далеко зашел этот стиль.

Манифест Маринетти, прогремевший 20 февраля 1909 года, сразу подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др. Уже через год был опубликован Манифест художников-футуристов и немного позже — Технический манифест футуристической живописи.

Карло Карра. Похороны анархиста Галли (1911) Карло Карра. Похороны анархиста Галли (1911)

Призыв к отрицанию культурного наследия и поиску новых, громких и самобытных форм выразительности нашел отклик среди итальянской творческой интеллигенции не случайно: Рим, словно город-музей, глубоко погрузился в прошлое и воспоминания о былой славе и величии. 

У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух.

комментирует ситуацию Маринетти

Умберто Боччони. Состояния души. Те, кто уходят (1911)Умберто Боччони. Состояния души. Те, кто уходят (1911)

Умберто Боччони. Состояния души. Те, кто остаются (1911)Умберто Боччони. Состояния души. Те, кто остаются (1911)

За эпатажем манифеста скрывалось стремление вписать итальянское искусство в контекст европейской культуры, а время требовало решительных и революционных шагов, направленных в будущее, для достижения этой цели. Для художников-футуристов основой стали скорость и движение, вдохновленные ревом машин и индустриальных сооружений.

Карло Карра. Портрет Маринетти (1910)Карло Карра. Портрет Маринетти (1910)

Картинам стиля присуща так называемая симультанность — столкновение одного объекта (будь то геометрическая фигура, реальный предмет, или поток энергии) с другим.

Джакомо Балла. Текущие линии + динамические последовательности - полет ласточекДжакомо Балла. Текущие линии + динамические последовательности — полет ласточек

Джакомо Балла. Джакомо Балла. Динамизм собачки на поводке (1912)

Футуризм в живописи вдохновлялся научными достижениями. Изучение сущности вещей в психологии стали толчком для непрямого изображения объектов в качестве энергетических субстанций или совокупности геометрических фигур. Благодаря исследованиям восприимчивости сетчатки глаза художники стали формировать композицию и цветовое сочетание таким образом, чтобы зафиксировать внимание зрителя на изображении.

Умберто Боччони. Возносящийся город (1911)Умберто Боччони. Возносящийся город (1911)

В ТЕМУ: Футуризм — противоречивое и радикальное явление в искусстве 

Их изобразительный язык формировался под влиянием дивизионизма, начало которому положили неоимпрессионисты Жорж Сера и Поль Синьяк. Живопись дивизионистов основывалась на законах контрастных и дополнительных цветов. Балла познакомился с этой методикой во время пребывания в Париже в 1901 году, а позже посвятил в нее Боччони и Северини.

У. Боччони. «Симультативное зрение» (1912)У. Боччони. Симультативное зрение (1912)

У немецкого экспрессионизма футуристы заимствуют неровные, энергичные движения кисти. Карра «оживляет материю», раскладывая ее на отдельные фазы движения. Он расчленяет действительность, чтобы найти составляющие ее элементы: «линии-силы», то есть векторные направления цвета и формы, которые делают возможным более полное и более динамичное видение мира.

Танцовщицы СевериниТанцовщицы Северини

Умберто Боччони займется подобного рода поисками в скульптуре, а Антонио Сант Элиа — в утопических архитектурных проектах городов будущего. По предложению Северини группа футуристов проводит осенью 1911 года две недели в Париже. Они посещают галереи и мастерские художников и знакомятся с кубизмом Брака и Пикассо. С этого времени в футуризме применяются кубистические техники, но без отказа от собственных идей. Балла также начинает цикл абстрактных произведений, вводя в свои картины элементы деструкции.

Карло Карра. Покидая театрКарло Карра. Покидая театр

Одним из ключевых художников движения стал Джино Северини, который показал футуристическое видение ночного города. По мнению искусствоведа Екатерины Бобринской, Северини «создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображенного на картине пространства, на смещениях и диспропорциональных соединениях различных пространственных фрагментов».

Луиджи Руссоло. Сюжет 5Луиджи Руссоло. Сюжет 5

Луиджи Руссоло. Сюжет 2Луиджи Руссоло. Сюжет 2

Все эти искусствоведческие умозаключения звучат не совсем понятно, но на самом деле футуристические полотна легко узнаваемы и представляются ярким пятном на теле не просто живописного наследия Италии и других стран, но и авангардных течений в целом.

Умберто Боччини. Пьяница (1914)Умберто Боччини. Пьяница (1914)

Первое, что бросается в глаза в большинстве работ — провокационные «утрированные» оттенки: или грязный индустриальный мрак, или яркие цветовые вспышки. Далее следует обратить внимание на композицию: она практически всегда хаотична, смешана, состоит из четких форм, которые словно разрывают холст. Футуристы декларировали отход от творчества в пользу разума, но при взгляде на их работы акцент все же идет на эмоциональное восприятие, а запоминающимися образами художники умели пользоваться. ■

Какими путями футуризм «добрался» и до архитектуры, вы можете узнать, ознакомившись с проектом необычного дома в Мельбурне.

Фото: all-art.do.am 

НАШЕ МНЕНИЕ:

Скорость и динамичность в работах футуристов настолько обострены, что не могут не вызывать эмоций.

Kseniya Фото
  • 3 029 просмотров
  •  комментариев

faqindecor.com

Футуризм в искусстве

футуризм в искусствеФутуризм (лат. «futurum» - будущее) - авангардное течение в художественном искусстве начала ХХ века, появившееся в Италии и получившее наибольшее развитие у себя на Родине и в России.

Его последователи позиционировали себя как революционеры в искусстве, главной задачей которых было полное отторжение устаревших традиций и стереотипов, создание новой модели мироустройства, построенной на принципах развития технического прогресса и урбанизации.

Луиджи Руссоло Восстание

(Луиджи Руссоло "Восстание")

Впервые термин «футуризм» был использован итальянским поэтом и писателем Ф. Т. Маринетти в его статье «Манифест футуризма», опубликованной в газете «Фигаро» в 1909 году. В ней основоположник футуризма (его самая известная поэма «Красный сахар») провозглашал основные принципы нового направления, отрицавшего нравственные и художественные ценности старой культуры и преклонявшегося перед культом машинной урбанизированной цивилизации.

Шандор Бортник Красный паровоз

(Шандор Бортник "Красный паровоз")

В своих произведениях футуристы воспевали новейшие достижения науки и техники (автомобили, поезда, электричество), приветствовали войну и разрушение, как единственный способ очищения старого, дряхлого мира. Многие из молодых художников, поэтов и писателей, последователей футуризма, с большим энтузиазмом встретили начало Первой мировой войны, пошли добровольцами на фронт и там нашли свою смерть.

Русский футуризм в живописи

Николай Дюльгеров Рациональный человек

(Николай Дюльгеров "Рациональный человек")

Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве», и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта.

Давид Бурлюк Время

(Давид Бурлюк "Время")

Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». Сюда же входили поэты Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, поэтесса Елена Гуро. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе.

Наталья Гончарова Велосипедист

(Наталья Гончарова "Велосипедист")

Очень скоро публика заинтересовалась доселе неведомым понятием в искусстве и стала с удовольствием ходить послушать Маяковского и посмотреть картины братьев, к ним присоединились и другие молодые художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Михаил Матюшин, Александра Эстер, Николай Кульбин, Казимир Малевич.

Казимир Малевич Дама на остановке трамвая

(Казимир Малевич "Дама на остановке трамвая")

Самыми яркими произведениями Казимира Малевича, написанными в стиле кубофутуризма, являются картины «Авиатор», «Точильщик», «Уборка ржи», декорации к спектаклю «Победа над солнцем». Многие художники просто заимствовали идеи кубизма и так создавали свои картины, яркий пример: «Анна Ахматова» (1914) Натана Альтмана, «Крымский дворик» (1915) Роберта Фалька.

Футуризм в зарубежном изобразительном искусстве

Джакомо Балла Проход Меркурия перед Солнцем

(Джакомо Балла "Проход Меркурия перед Солнцем")

Яркими представителями футуризма в изобразительном искусстве Италии были такие художники как Уго Боччонни, Джакомо Балла, Джино Северини, Карла Карра, Луижди Руссоло. Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже, затем она побывала во всех культурных европейских центрах того времени, особого успеха у публики она не имела, а только приобрела довольно скандальную и эпатажную репутации. До России выставку не довезли, хотя как раз там, в среде молодых русских художников, было немало последователей итальянского футуристического движения.

Умберто Боччони Улица входит в дом

(Умберто Боччони "Улица входит в дом")

Итальянский художник и скульптор Уго Боччони считается основоположником, идеологом и иконой футуристического стиля. Начинал он как художник реалист, иногда добавляя в свои портреты элементы техники, характерной для импрессионизма и постимпрессионизма, так постепенно он пришел к футуризму, позже добавив в свое товрчество элементы кубизма. Его самые знаменитые работы – картины «Паоло и Франческа», «Смех», «Состояние души», «Возносящийся город».

Северини Джино Бульвар

(Северини Джино "Бульвар")

Самые известные картины, написанные в стиле футуризма: «Бульвар» (1910), «Портрет Артура Кравана»(1912), «Танцовщица» (1915) Джино Северини, «Ловушки войны» (1915), «Влюбленные цифры»(1924-1925) Джакомо Балла, «Грузовик» (1914) Марио Серони, «Портрет Маринетти»(1910), «Похороны анархиста Галли» (1911) Карло Карра, «Сюжет 2», «Сюжет 5» Луиджи Руссоло.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Футуризм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop

ФутуризмДавайте в этот раз познакомимся с экзальтированным художественным стилем под названием футуризм. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Но на самом деле оказалось что это немного не так. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. Но это не утопичный мир будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но, обо всем по порядку.

  

Футуризм — общее название художественных авангардистских движений начала 20 века в поэзии и живописи, главным образом в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех предшественников.Футуризм

  

Футуристы были революционерами в искусстве. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. В отличие от представителей других авангардистских течений, испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.Футуризм

  

Именно с футуризмом в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических, исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма, урбанизма и новой науки.Футуризм

  

Гоночный автомобиль, несущийся как шрапнель, представлялся им прекраснее любой античной статут. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях. Война — единственная гигиена мира. Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Футуризм

  

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.Футуризм

 

 

Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Некоторое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т.п. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Они стремятся активизировать зрителя, как бы поместить его в центр своих работ и их динамизм перенести в психику зрителя. Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля. Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов, именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии.Футуризм

  

Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, так очаровали футуристов, что они стремятся передать это их в своих работах. Мы хотим петь и кричать в наших картинах, звучать победными фанфарами, реветь паровозными гудками и клаксонами автомобилей, шуметь фабричными станками, мы видим звук и хотим передать это видение зрителям — говорили они. Поэтому даже названия картин стали содержать такие слова как скорость, гудок, сигнал клаксон и так далее.Футуризм

  

Первая выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Везде она имела скандальный успех, но практически нигде футуристы не нашли серьезных последователей, кроме России, куда выставка не доехала. Русские художники сами в тот период часто бывали в Европе, и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным исканиям.Футуризм

  

В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе, например творчество Маяковского и некоторых других поэтов. В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Этим термином скорее обозначались самые разные тенденции русского авангардизма — постсезаннизм, декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования. Однако, футуризм несколько вывел на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма.Футуризм

  

Собственно сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом Первой мировой войны. Уцелевшие после войны футуристы двигались в искусстве каждый в своем направлении. Но в основном, как художественное течение футуризм скоро исчерпал свои идеи и формальные возможности. Тем не менее, футуризм оказал определенное воздействие на многие виды искусства 20 века, в частности, на театр, кино, видео-арт.Футуризм

www.designonstop.com

Футуризм в живописи. Картины марка ротко

Футуризм в живописи

Футуризм, слово, вызывающее ассоциации с чем-то фантастическим, возможно, абстрактным и совершенно иррациональным.

Такие характеристики идеально подходят под описание одного из необычных стилей в искусстве, в том числе распространенного и в живописи. Современному человеку слово футуризм будет понятным без перевода, ведь оно похоже на английское слово «future», означающее «будущее», однако название стиля произошло из латинского языка и переводится также – «будущее».

ловушки войны

Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Наибольшее распространение получил в стране родоначальнице и России, в других странах стиль также имел своих последователей, но их было достаточно мало. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Но построить это будущее футуристы собирались только после того, как будут разрушены все стереотипы и напоминания о прошлом. Среди людей искусства, футуристы стали своеобразными революционерами, которые пытались заставить людей позабыть прошлое, отстраниться от прежних идеалов и правил, а вместо этого с чистого листа создавать будущее. С такими принципами, отвергающими все наследие мира искусства, наработанного веками, художественное направление находило последователей только среди молодых художников, желающих стать настоящими мастерами и поэтому быстро впитывающих любые неординарные идеи.

футуризм в живописи

Футуристы хотели быть во всем новаторами, поэтому общались между собой только новыми словами, иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Кроме того они могли использовать слова из жаргона художников и не брезговали не нормативной лексикой. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Все новое, все научно-технические и социалистические идеи, их восхищали и находили отклик в творчестве. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм. Самыми любимыми формами футуристов и потому наиболее часто используемыми были спираль и зигзаг. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др.

Стиль искусства будущего по своему исполнению имеет сходство с экспрессионизмом, ведущий представителем которого являлся  американский художник Марк Ротко, один из дин из создателей живописи «цветового поля». Узнать подробнее об этом уникальном художнике и увидеть его картины можно по ссылке — марк ротко картины .

Красная Студия - картина Марка Ро́тко

А футуризм преследует совершенно другие цели. Футуристы всеми способами пытаются перенести зрителя в центр картины, дать прочувствовать движение и пространство изображения. Именно поэтому для футуристических картин характерны многогранные геометрические фигуры, которые создавали иллюзию калейдоскопа.

Еще одной отличительной чертой футуристических картин является многообразие цветовой гаммы, используемой художниками. Футуристы не придерживались каких-то определенных цветов, и у них не было правил по использованию определенных оттенков в том или ином случае. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Художники обычно не вкладывали смысл в картины, вместо этого они пытались вызвать ассоциации и эмоции, визуализировать различные физические явления, показать энергию и скорость. Поэтому каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Кто-то выбирал только яркие чистые цвета, без смешивания, другой художник творил только в темных цветах. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.

футуризм

Русский футуризм отличался от итальянского, несмотря на близость суждений и приветствие новаторских идей этого стиля в живописи. Самое главное отличие – это не воспевание техники, технического прогресса в целом и его превосходства над человеком, а одиночество человека среди этого прогресса. В попытках добавить футуризму человечности и душевности, русские художники отходят от главного принципа стиля и время от времени возвращаются к традиционным методам искусства.

Новая планета

Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства. Движение и форма превозносились выше содержания и смысла. Именно поэтому он не просуществовал долго, практически сразу исчерпав себя, но сумел перерасти в другие течения.

oblacco_logo

comments powered by HyperComments Загрузка...

Просмотров: 2 580

oblacco.com

Футуризм в живописи, художники футуристы

Прекрасная иллюстрация произошедшего разрыва – творчество Мейссонье.

Belagerung von Paris, Жан Луи Эрнест Мейссонье Юноша с книгой, Жан Луи Эрнест Мейссонье Кампания во Франции, 1814 г., Мейссонье Жан Луи Эрнест

Если двигаться назад, к истокам этого мифа, то наблюдаются попытки Мейссонье наградить Вторую империю тем величеством, которого ей, к сожалению, не доставало. В результате этого он стал знаменитым и богатым и потерял право на заслуживающее место в истории искусства. Всё то, что делал Мейссонье, оказалось лишь рабской и подробной карикатурой на наполеоновский эпос. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.

Но, ввиду того, что эта реальность становилась при данном подходе обнаженной, очевидной, то чудовищная природа истории оказалась лишенной каких бы то ни было масок, полностью разоблаченной. Искусству необходимо было освободиться от истории, лишь для того, чтобы продолжать существовать.

Художники футуристы

Давид Бурлюк, Джино Северини, Джозеф Стелла, Марио Сирони, Умберто Боччони, Юрий Анненков.

Итальянский футуризм родился в 1909 году, примерно сказать, футуризм в живописи. Он стал высочайшей точкой в развитии данного процесса и в наибольшей степени крайним выражением отказа от каких-либо апелляций к прошлому и от истории. Поэт Маринетти в Париже обнародовал первый футуристический манифест. В 1910 году он был добавлен манифестом футуристических художников, который был подписан Боччони, Балла, Карра, Северини, а также Руссоло.

Город восстает, Умберто Боччони Корпоративная Италия, 1936, Марио Сирони Abstract Speed + Sound, Джакомо Балла

Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием абсолютной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Именно поэтому не только история в понимании некой определенной целостности, но и история искусства также исключалась вся, целиком и полностью. Ввиду того, что исторический взгляд, историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания.

Футуризм, будучи изначально анархическим возмущением против гнета традиционализма среднего класса, обернул к чистой эстетике продвижения. Апология машины, осуждение гуманизма, апология скорости, ровно как и прославление войны, которую понимали как инструмент очищения – это также имело следствием тот факт, что после Первой мировой войны футуризм стал в наибольшей степени подходимой эстетикой для нарождающегося фашизма Муссолини.

«Итак, это не ошибка? Мы стреляем друг в друга, даже не видя при этом противника – и это не запрещено! …Мы зажгли искру войны, и теперь война полыхает! Как ток между двумя угольными электродами в электрической дуге. И уголь скоро весь выгорит дотла!» ( «Путешествие на край ночи». Селин).

Со своей аспекта отошел от движения Северини, тем самым обернув в 20-е годы классицизму («От кубизма к классицизму», 1921 г.). Однако, его «возвращение к порядку» также было воспринято фашизмом начиная с 1924 года, потому что оно приобрело узко националистическую форму в контексте продвижения Новеченто (воспевание чисто итальянского искусства, которое черпает свой творческий порыв в незамутненных источниках и свободного от перенятых тенденций).

Все эти казусы, которые происходили с итальянским авангардом, имели, по меньшей степени, ту привилегию, по которой они объясняли сложнейшую природу связей между историей и искусством, которые в этом случае более точнее было бы называть связями между искусством и политической властью.

Это увеличивает проблему содержания в произведении – футуристы доказали, что нельзя безнаказанно расхищать содержательный аспект творчества.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Футуризм в живописи

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Футуризм в живописи: представители, картины, кратко

В Италии в начале XX в. появилось литературно-художественное направление, сходное с кубизмом, — футуризм (от итальянского futuro — будущее). Идеи и принципы нового течения были провозглашены в опубликованном в 1909 г. «Манифесте футуризма», написанном итальянским поэтом Ф. Т. Маринетти.

В 1910 г. Ф. Т. Маринетти возглавил группу художников, среди которых были У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла. Программа футуристов отвергала достижения традиционной культуры и призывала художников и литераторов отразить в своем творчестве дух индустриальной эпохи, ее величие, связанное с грандиозными техническими достижениями.

Хотя футуризм сформировался под влиянием кубизма, представители нового направления отвергали принцип анализа формы последних. Они стремились к более эмоциональному отражению окружающего их мира, старались уловить главную примету нового времени — постоянно ускоряющиеся темпы жизни. Художники писали огромные океанские пароходы, железные дороги, разнообразные летательные аппараты, города-монстры, заполненные быстро несущимися автомобилями. Картины многих мастеров напоминали киноленты — настолько последовательно в них изображались моменты движения. Например, полотно Джакомо Балла «Собака на цепочке» представляет бегущую на поводке таксу,у которой не четыре ноги, а гораздо больше.

Футуристы стремились передать не только движение, но и звук, рядом с источником которого они помещали яркие круги или дуги, показывая таким образом колебание звуковой волны.

Ярким представителем футуризма был Дж. Северини.

Джино Северини

Итальянский живописец, рисовальщик и скульптор Джино Северини родился в 1883 г. В 1899 г. он впервые приехал в Рим, где начал учиться на курсах школы Виллы Медичи. Большую роль в формировании его художественного метода сыграла встреча в 1900 г. с Дж. Балла и У. Боччони, которые познакомили Северини с приемами дивизионизма.

В 1906 г. Северини посетил Париж, где увидел живопись Ж. Сёра и П. Синьяка. В столице Франции он сблизился с художниками А. Модильяни, Ж. Браком, Р. Дюфи, М. Утрилло. Ранние пейзажи Северини, выполненные в точечной технике дивизионизма, насыщены светом и зыбким воздухом («Весна на Монмартре», 1908).

В 1910 г. Северини вошел в объединение футуристов. Первые футуристические композиции живописца представляюттанцовщиц, посетителей кабаре. В этих произведениях соединились приемы кубизма, футуризма, дивизионизма. Фигуры, написанные точечными мазками, как будто раскладывающими формы на молекулярные частицы, двоятся и множатся, распадаясь на отдельные фрагменты («Навязчивый образ танцовщицы», 1911; «Динамические иероглифы бала Табарэн»). Образы на картинах Северини кажутся удивительно легкими и воздушными благодаря изящным линиям и звучным, мерцающим краскам.

Дж. Северини. Голубые танцовщицы. 1912 г.

Дж. Северини. Голубые танцовщицы. 1912 г.

В 1916 г. Северини начинает отходить от футуризма. В 1919 г. он изучает классические законы перспективы, светотеневой моделировки. В 1921 г. художник излагает свои взгляды на искусство в теоретическом эссе «От кубизма к классицизму». В духе неоклассицизма Северини пишет натюрморты, композиции с видами античного Рима, с персонажами комедии дель арте («Пьеро-музыкант», 1924).

В 1920-е гг. художник, переживающий внутренний кризис, обращается к католической религии. Он создает монументальные композиции для церквей в Швейцарии (1923-1939), выполняет декоративные циклы для миланского Дворца правосудия (1936-1937) и для александрийского почтового ведомства (1937-1941). В последние годы жизни Северини занимается оформлением спектак¬лей в театрах Венеции.

Умер Джино Северини в 1966 г. в Париже.

Умберто Боччони

Итальянский живописец и скульптор Умберто Боччони родился в 1882 г. в Реджо ди Калабриа. Окончив в 1897 г. техническую школу, он занимался художественной критикой и литературным творчеством.

В 1898 г. Боччони поступил в римскую Академию художеств, а в 1900 г. — в студию Дж. Балла, где познакомился с Дж. Северини.

В 1902 г. художник посетил Париж. Большое впечатление на него произвела живопись французских импрессионистов и Ж. Сёра. В 1904 г. Боччони совершил путешествие в Россию. С 1908 г. он постоянно жил в Милане.

В ранней живописи Боччони заметно влияние символизма и дивизионизма («Апокалиптические всадники», 1908; «Проходящий поезд», 1908).

В 1910 г. Боччони познакомился с Ф. Т. Маринетти, возглавившим новое авангардное направление в живописи. Кроме Боччони, в объединение футуристов вошли Дж. Северини, К. Карра, Дж. Балла, Л. Руссоло.

В 1910-1911 г. Боччони создает выразительные и динамичные картины, наполненные символикой. Среди них — «Возносящийся город» (1910), «Горе» (1910), «Мятеж в галерее» (1910-1911).

В 1911 г. в Париже произошла встреча футуристов с кубистами. Кубизм оказал большое влияние на живопись Боччони.В его произведениях появились фигуры, распадающиеся на отдельные фрагменты, извилистые линии и яркие краски. В такой манере исполнены триптих «Состояния души» («Прощания», «Те, кто уезжают», «Те, кто остаются», 1911), полотна «Эластичность» (1912), «Динамизм футболиста» (1913). Кажется, что объемы в картинах делятся на мелкие частицы, вращающиеся в пространстве.

Эти же приемы Боччони использует в скульптурных работах. Художник стремится сделать свои конструкции динамичными, для чего соединяет в них целые фигуры и фрагменты. Такова его скульптурная композиция «Лошадь + Всадник + дома (динамическая конструкция галопа)».

У. Боччони. Материя. 1912 г.

У. Боччони. Материя. 1912 г.

Свои взгляды на живопись и скульптуру Боччони, являвшийся главным теоретиком футуристов, излагал в многочисленных статьях и манифестах.

В 1915 г. художник добровольцем ушел на фронт. В следующем году он неудачно упал с лошади и погиб.

Футуризм как направление просуществовал недолго — всего лишь до Первой мировой войны. Но в 1920-х гг. его принципы возродились в т. н. движении «второго футуризма», представителями которого были Э. Прамполини и Ф. Деперо.

istoriya-iskusstva.ru


Смотрите также