Геометрия уличной фотографии: 47 примеров. Геометрия картины


Геометрия картины и зрительное восприятие

Геометрия картины и зрительное восприятие - Раушенбах Б. В.

Книга академика Бориса Викторовича Раушенбаха — учено­го, давно занимающегося проблемами пространственных постро­ений в живописи, открывает новые возможности для искусство­знания благодаря смелому и оригинальному подходу.

Геометрия картины — понятие весьма условное. В настоящей книге оно будет означать совокупность тех геометрических приемов, которые связа­ны с передачей пространственности. Прежде всего это, конечно, учение о перспективе, но перспективой дело не ограничивается. Геометрия древнеегипетской живо­писи и рельефа никак не может быть отнесена к перспективным построениям. Те приемы, которые исполь­зует известный голландский график Эшер (хотя бы в гравюре «Бельведер»), не могут быть названы пер­спективными в строгом смысле этого слова. Массу не­перспективных способов передачи пространства зна­ет иконопись. Наконец, интересна и проблема созда­ния нужных зрительных пространственных иллюзий. Именно эти, имеющие совершенно различный генезис, способы изображения пространства и будут рассмат­риваться в настоящей книге.

Итак, сначала о перспективе. Перед художниками всегда стояла очень трудная задача — изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трехмер­ное пространство. Во времена античности и Средневе­ковья ее решали интуитивно, следуя лишь зрительным впечатлениям, здравому смыслу и традиции. Эпоха Воз­рождения впервые создала математически строгое уче­ние о способах передачи пространства, назвав его сис­темой перспективы. Казалось, что вопрос был решен окончательно. Конечно, все понимали, что художник вовсе не обязан строго следовать математическим пра­вилам, однако существование научно безупречного ре­шения проблемы придавало европейскому изобрази­тельному искусству особую основательность.

К XX в. сложилось убеждение, что ренессансная сис­тема перспективы не всегда эффективна, и возникло по­нимание связи этого обстоятельства с отсутствием учета работы мозга в теории ренессансной перспективы. Ведь человеческий мозг иногда существенно преобразовывает изображение, возникшее на сетчатке глаза. Позже мно­гие исследователи стали объяснять несоответствие между живым зрительным восприятием человека и ре­нессансным учением о перспективе, опираясь на экспе­рименты по психологии зрительного восприятия. Одна­ко дальше критики этого учения дело не пошло. Естест­венно, возникал вопрос: если ренессансная система плоха, то, может быть, существует другая, более совер­шенная, в которой преобразующая деятельность мозга учтена? Ответить на этот вопрос мешало отсутствие ма­тематического описания этой деятельности. Автору уда­лось составить необходимые уравнения работы мозга и на этом основании математически описать ту картину, которая возникает в сознании человека, смотрящего на некоторое конкретное объективное (внешнее) простран­ство. В результате появилась возможность, во-первых, сравнивать полотно художника с возникшим в его со­знании образом перцептивного пространства (причем сравнивать количественно!) и, во-вторых, дать варианты новой научной системы перспективы, учитывающей преобразующую деятельность мозга.

Развитые методы позволили по-новому взглянуть на историю изобразительного искусства, рассмотрев применявшиеся в разные эпохи и в разных странах способы передачи пространственное, на плоскости изображения.

Многие привычные представления пришлось пере­смотреть. «Золушка» перспективных методов — аксоно­метрия (параллельная перспектива), которая всегда считалась наивным и несовершенным способом изображе­ния, вдруг оказалась «королевой перспективных систем» в силу свойственных ей поистине уникальных качеств, о которых ранее ничего не было известно. Обратная пер­спектива Средневековья получила математическое обо­снование и стала рассматриваться как законный вариант научной системы перспективы. Перспективные постро­ения в пейзажах Сезанна получили естественное объяс­нение, в основном противоположное общепринятому. Оказалось, что специфику древнеегипетской живописи и рельефа не надо более объяснять наивностью, близос­тью к детскому рисунку и аналогичными соображения­ми, не надо даже привлекать понятие аспективы. Стало очевидным, что древнеегипетское изобразительное ис­кусство — искусство предельного геометрического со­вершенства, дальнейшее улучшение которого немысли­мо. Примеры подобного рода можно было бы продол­жить.

Непривычные, иногда парадоксальные утверждения надо, конечно, доказывать. Но здесь возникают опреде­ленные трудности: как правило, художники и искусст­воведы не владеют знанием математического аппарата, необходимого для доказательств. Поэтому автор счел нужным полностью исключить математику из текста. Однако в книге нет ни одного утверждения, не доказан­ного ранее совершенно строго в его же книге 1986 г., посвященной общей теории перспективы (Раушенбах, 1986).

Те читатели, которые захотят более глубоко понять, как из сплава психологии зрительного восприятия и ма­тематических доказательств отлилась предлагаемая их вниманию книга, могут обратиться к названному перво­источнику. Решение сформулированных задач потребо­вало составления дифференциального уравнения рабо­ты мозга (с использованием экспериментальных данных психологов для некоторого «среднего» человека) и об­ращения к более сложному математическому аппарату, чем тот, что обычно использовался в теории ренессанс­ной перспективы. Изложение разработанной математической теории заняло всю вторую часть (125 страниц) упомянутой книги. Совершенно естественно, что даже сокращенный и популяризованный пересказ ее был бы в данном издании совершенно неуместен. Поэтому далее по ходу рассмотрения различных проблем, связанных с вопросами применения той или иной системы научной перспективы, будут формулироваться положения (иног­да имеющие оттенок парадоксальности) без приведения надлежащих доказательств. Однако читатель должен знать, что все они обоснованы. В рамках возможного и разумного автор счел необходимым в тексте книги да­вать поясняющие примеры и иллюстрации.

Представляется, что искусствоведам, художникам и всем любящим живопись будет интересно увидеть хо­рошо известные произведения искусства с новых пози­ций. Художники смогут убедиться в том, что стесняв­шие их каноны ренессансной перспективы перестали быть догмами, поскольку многовариантность новой сис­темы научной перспективы предоставляет им широчай­шую свободу для творчества. Теперь стало понятно, что существует множество самых различных изображений одного и того же объекта, равно научно обоснованных.

В предлагаемой вниманию читателя книге, состоя­щей из двух частей, дано сжатое изложение пробле­мы на основе ранее опубликованных работ автора, а также, конечно, и новые материалы. Во второй части книги изложены вопросы, не имеющие прямого отно­шения к учению о перспективе, без которых, однако, понять историю изобразительного искусства (в части методов передачи пространства на плоскости картины) просто невозможно.

В заключение автор считает своим приятным дол­гом выразить благодарность Е. Н. Колпинской за спро­ектированный ею для этой книги интерьер, который она представила в шести вариантах строго перспектив­ного построения, опираясь на новую теорию научной перспективы, а также за четыре варианта изображения условного пейзажа.

Борис Викторович Раушенбах (род. 18 января 1915 г. в Петербурге) академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (за первые снимки обратной стороны Луны), кавалер ордена Ленина (за подготовку и осуществление полета Ю. Гагарина), председатель Научного совета РЛН «История мировой культуры», действительный член Международной академии астронавтики. Выдающийся ученый, один из создателей отечественной ракетно-космической техники, философ, мыслитель, автор работ, посвященных богословским вопросам. Его имя вошло в историю науки XX столетия.

Удивительная разносторонность талантов и творческих интересов Бориса Викторовича Раушенбаха, привыкшего достигать высот во всем, чем бы он ни занимался, заставляет вспомнить имена мыслителей эпохи Возрождения. Ему тесно на путях науки, его постоянно влекут новые горизонты. Обратившись к искусствоведению, к истории иконописи,

Б. В. Раушенбах привнес в свои исследования методику точных наук, открыв новые возможности интерпретации уже многократно изучавшегося материала. Фундаментальные исследования «Пространственные построения в древнерусской живописи» (1975), «Пространственные построения в живописи» (1980), «Системы перспективы в изобразительном искусстве. Обитая теория перспективы» (1986) и многие другие — это профессиональный вклад математика в теорию художественного творчества.

В книге «Геометрия картины и зрительное восприятие» (первая публикация — 1994) сформулированы итоги многолетней работы Б. В. Раушенбаха. Издание дополнено многочисленными иллюстрациями и адресовано широкому кругу читателей.

Геометрия картины и зрительное восприятие - Раушенбах Б. В. | СПб.: Азбука-классика | 2002 год | ISBN 5-352-00001-Х

Скачать книгу бесплатно

Смотрите также другие материалы:

Объемный рисунок и перспектива. Норлинг Э.
Перспектива. Ратничин В. М.
Рисунок. Основы учебного академического рисунка – Ли Н. Г.

artageless.com

47 примеров — Российское фото

Уличная фотография всегда будет бесконечно интересна для фотографов. Множество самых разнообразных сюжетов — буквально на каждом углу. Представляем подборку из 47 фотографий, которые наверняка вдохновят и вас.

Дети на улице. Фото: Jo Wallace

Фото: Jo Wallace

 

Городские витрины. Фото: Stefano Mirabella

Фото: Stefano Mirabella

 

Женщина с собакой. Фото: Unoforever

Фото: Unoforever

 

Баскетболисты. Фото: Gustavo Gomes

Фото: Gustavo Gomes

 

Уличная фотография David Solomons

Фото: David Solomons

 

Мотоцикл на улице. Фото: Carmelo Erama

Фото: Carmelo Erama

 

Белье на улице. Фото: Maria Spyropoulou

Фото: Maria Spyropoulou

 

Силут в окне. Фото: Mikhail Palinchak

Фото: Mikhail Palinchak

 

Дети играют на улице. Фото: Aleksander Prugar

Фото: Aleksander Prugar

 

Тени. Фото: Artur

Фото: Artur

 

Лето, купание в реке. Фото: Maria Spyropoulou

Фото: Maria Spyropoulou

 

Горожане. Фото: Kevin Garnett

Фото: Kevin Garnett

 

Пешеходы и тени. Фото: Mikael Marguerie

Фото: Mikael Marguerie

 

Дерево и горожане. Фото: Ester

Фото: Ester

 

Цыпленок на улице. Фото: Sakura Love

Фото: Sakura Love

 

Два мужчины, два голубя. Фото: Andrea Alfano

Фото: Andrea Alfano

 

Стрит фотография Massimo Raldeni

Фото: Massimo Raldeni

 

Ходули. Фото: Prying Open

Фото: Prying Open

 

Окна и взгляд. Фото: Anastasios Tziogas

Фото: Anastasios Tziogas

 

Тени и фигура. Фото: Guido Steenkamp

Фото: Guido Steenkamp

 

Прохожий. Фото: John Goldsmith

Фото: John Goldsmith

 

Городская архитектура. Фото: Santi Banon

Фото: Santi Banon

 

Стрит фото Lasse Persson

Фото: Lasse Persson

 

Автобус. Фото: Zisis Kardianos

Фото: Zisis Kardianos

 

Девушка переходит дорогу. Фото: Tokyo camera style

Фото: Tokyo camera style

 

Уличная фотография Vito Alagna

Фото: Vito Alagna

 

Стрит фото Rupert Vandervell

Фото: Rupert Vandervell

 

Салон красоты. Фото: Tony Marciante

Фото: Tony Marciante

 

Люди на улицах города. Фото: Marco Mancini

Фото: Marco Mancini

 

Мальчик у темной стены. Фото Elisabeth Schuh

Фото: Elisabeth Schuh

 

Тени и силуэт. Фото Oscar from Denmark

Фото: Oscar from Denmark

 

Мальчик и геометрия архитектуры. Фото Kala

Фото: Kala

 

Собака на дереве. Фото Peter Pawlowski

Фото: Peter Pawlowski

 

Силут. Фото Xaris P

Фото: Xaris P

 

Кошка на улице города. Фото George Pauwels

Фото: George Pauwels

 

Длинные тени. Фото Tony F

Фото: Tony F

 

Дети. Фото Minoru Karamatsu

Фото: Minoru Karamatsu

 

Люди и тени. Фото Petros Kotzabasis

Фото: Petros Kotzabasis

 

Конь и прохожие. Фото David Solomons

Фото: David Solomons

 

Стрит фото Pixinalasidra

Фото: Pixinalasidra

 

Отражение и геометрия уличной фотографии. Georgie Pauwels

Фото: Georgie Pauwels

 

Человек в большом городе. Фото Stefano Mirabella

Фото: Stefano Mirabella

 

Сильный ветер. Фото Josetxu Silgo

Фото: Josetxu Silgo

 

Дорога. Фото Rouvier

Фото: Rouvier

 

Девушка и тени. Фото Rupert Vandervell

Фото: Rupert Vandervell

 

Источник - http://121clicks.com/

rosphoto.com

Геометрия в живописи (на примере натюрморта)

 I. Введение

У многих людей сформировано мнение, что геометрия – это предмет, который развивает только пространственное воображение, а искусство воздействует лишь на эмоциональную сферу человека, а значит, можно сделать вывод, что геометрия и искусство – это две противоположности.

В своей работе мы хотим доказать, что это не так.

Геометрия – это не только школа для пространственного мышления, это еще и источник образов. В чем тайна многих великих художников, скульпторов, архитекторов. Почему одни произведения искусства притягивают человека своей гармонией, а другие отталкивают?

Есть ли точки соприкосновения у геометрии и искусства?

Ответ на этот вопрос мы постараемся раскрыть в своем исследовании.

В нашей работе мы рассмотрим  вопрос о взаимодействии геометрии и одного из направлений искусства - живописи (на примере натюрморта), с точки зрения закономерностей композиционного центра в натюрморте, имеющего форму геометрических фигур.

Цель работы: установление взаимосвязи между  геометрией и живописью (на примере натюрморта).

Задачи работы:

1. Выделить жанровые особенности живописи.

2. Изучить историю развития натюрморта.

3. Рассмотреть закономерности композиции живописи, на которые опираются в своем творчестве художники.

4. Выделить композиционные особенности натюрморта.

5. Сделать вывод о  взаимосвязи между геометрией и живописью.

Объектом  исследования является геометрия в  искусстве.

Предметом изучения является геометрия в живописи.

Гипотеза предположим, что существует связь между геометрией и живописью.

Актуальность

Многие учащиеся считают геометрию далекой от искусства, никак не связанной с ним. Исходя из этого, я пришла к выводу, что очень много  людей просто не хотят замечать связи между ними. Поэтому мне захотелось  показать на примерах ошибочность мнения о скучности геометрии, о малой практической применимости её в искусстве. Показать, что без геометрии  не обойтись ни в одном деле, что она окружает нас везде.

Новизна исследования.  На сегодняшний день существуют работы, посвященные теме «Геометрия в живописи». Однако мы решили изучить эту тему на примере своего личного опыта создания натюрморта, не имея при этом никаких специальных знаний,  и в этом заключается новизна нашего исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования и применения    полученных знаний для создания  разных видов натюрмортов (живописных и фотографических) на уроках и в повседневной жизни.

Методы исследования: наблюдение, анализ, аналогия, синтез, эксперимент.

II. Основная часть

                                              Знаки и символы управляют миром, - а не слово и не закон

                                                                                                                              Конфуций

Глава 1. Геометрия, живопись, жанры живописи

Прежде, чем мы узнаем, существует ли связь геометрии и живописи, предлагаю ознакомиться с такими понятиями, как геометрия, живопись, жанры живописи.

Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....

Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету, они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.          

Для того чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.

Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины, так и появилась геометрия –  наука о свойствах геометрических фигур. [1]

История живописи началась тогда, когда человек впервые что-то изобразил на первой попавшейся ему поверхности при помощи краски. Скорее всего, произошло это еще до того, как он в полной мере осознал себя человеком. И поскольку все время, пока человечество развивалось, его сопровождала живопись, то описать всю историю живописи в нескольких предложениях – задача очень сложная и практически невыполнимая. [2]

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на гибкую или твердую поверхность. Живопись делится на жанры: натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, бытовой жанр, исторический жанр. Рассмотрим эти жанры подробнее. [3]

Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека".[3]

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872

Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров. [3]

Жан-Франсуа Милле, Весна

Марина — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.[3]

Томас Моран, Закат на море, 1906, год

 

Фёдор Бронников, Пифагорейцы празднуют восход солнца, 1869г.

 

Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого. [3]

Жан-Батист Дебре, Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года

Бата́льная живопись — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и  раскрыть исторический смысл военных событий. [3]

Виллем Клас Хеда, Натюрморт, 1637г.

 Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в 15 — 16 веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников. [3]

Паулюс Поттер, 1649г.

Анималистическая живопись (от лат. animal – животное) — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма. [4]

Бернардо Строцци, Кухарка, 1625 г.

Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые ("жанровые") сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. [3]

Чем же отличается жанр натюрморта от всех остальных жанров изобразительного искусства? Почему же живописцы так любят изображать неодушевленные предметы?

Отличительная особенность натюрморта от портретного жанра, обращающего внимание на внешность человека, или пейзажного жанра, воспевающего красоту природы и городских улиц, заключаются в том, что натюрморт может обхватывать различные предметы домашнего быта людей, атрибутов искусства, мир растений и др.

Таким образом, натюрморт невозможно описать словами в полной мере, все богатство предметов необходимо прочувствовать самому, увидеть собственными глазами и только так можно постичь живопись.   

Рассмотрим подробнее жанр натюрморта и проследим, существует ли взаимосвязь  геометрии  и живописи на его примере.

Глава 2. История развития натюрморта

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. «Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По - голландски обозначение этого жанра  звучит  как  stilleven  т.е. “тихая жизнь”,  на взгляд многих художников и  искусствоведов -  это  наиболее точное  выражение  сути  жанра,  но  такова  уж  сила  традиции,  что  именно “натюрморт ” это общеизвестное и укоренившееся название.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии  на рубеже XVI и  XVII  веков,  быстро  достигнув  необычайного  совершенства  в передаче многообразия предметов материального мира. Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы.Периоды его развития имели свои исторические предпосылки.  Каждый  век выдвигал  своих  мастеров  натюрморта.  В   их   произведениях   воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и  выразительность  пластических средств,  присущих  той  или  иной  эпохе,  и  индивидуальности   отдельных живописцев.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра  на  разных  этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд  может  их как бы  ощущать,  оценить  в  первую  очередь  их  собственно  материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб  композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер  комнатной  малой  вещи,  откуда большая таинственность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма  натюрморта  глубоко  и  многоярусна,   многосложна,   содержательна: структура натюрморта, постановка,  выбор, точка зрения, состояние,  характер трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредством его, выражает  свое   представление   действительности,   решает   разнообразные эстетические задачи. [5]

Таким образом,  натюрморт как жанр изобразительного искусства развивался в течение долгого времени. Не всегда он сопутствовал общему ходу развития изоискусства. Натюрморт переживал подъемы, а иногда совсем сходил со сцены. К настоящему времени у натюрморта как вида изоискусства сформировались свои характерные черты и особенности.

Глава 3. Понятие «композиция»

Композиция - это составление, соединение предметов в единое целое в соответствии с задумкой автора. (Расположение предметов в гармоничном равновесии построение художественного произведения, в котором объединяются в единое целое все его компоненты изобразительные средства, и реализуется замысел художника) (рис.1). [8]

Натюрморт  обязательно  имеет композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный, т.е.,  во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме был бы главным, центральным. На рисунках 3,4,5, мы видим изображение композиционного центра в форме геометрических фигур: четырехугольника, треугольника, круга. [7]

Пнятие «композиция» сложное и многосоставное. Под ним понимают не только само расположение предметов на работе, их взаимодействие между собой, но и сам замысел работы, её идейную составляющую. «Художественная композиция» - произведение искусства, творческая работа. При её создании художники руководствуются двумя аспектами или сторонами: эстетической и технической.

Эстетическая сторона работы – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ. Техническая сторона – расположение предметов на работе, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.Встает вопрос, какая из сторон главенствующая. Часто при создании работы художники и фотографы руководствуются только технической стороной композиции. Но правильно расставленные предметы не делают работу произведением искусства, такую работу можно сравнить с методической, учебной постановкой. И наоборот, работа с глубоким смыслом, является произведением искусства, даже если в ней есть технические недочеты.Эстетическая сторона при создании работы наиболее важна. Художественный образ в работе занимает первое место. Люди воспринимают информацию из окружающего мира образами. И, несмотря на то, что композиция (в техническом понимании) структура, образ имеет главенствующее значение. Как художник представляет понятие, как он его воспринимает и с чем ассоциирует, так он и реализует его в формулу – образ. Примером может служить многообразие обозначений таких двух законов композиции, как статика и динамика. Треугольник, стоящий двумя вершинами на земле – символ устойчивости, недвижимости, статичности. Треугольник, стоящий на одной вершине – хрупкое равновесие, напряжение.

2. Квадрат – уравновешенность, статика. Круг – движение по  кругу, динамика.

3. Прямая линия, ограниченная с двух сторон – отсутствие движения, статика, волнистая линия с двумя стрелками на концах – движение.

Символ дома (сочетание треугольника и квадрата) – надежность, защита, стабильность, спираль – постоянное развитие.

Если художественный образ непосредственно влияет не только на смысл работы, но и на композицию работы в целом, то встает вопрос о его моральном, общественном, эстетическом значении. Возникает конфликт автора (мнение, видение, замысел фотографа) и общества (восприятие и реакция на работу). Так как художник, и особенно фотохудожник, обладает не только личным мнением, но и является частью и отражением общественного мнения, он должен более внимательно оценивать свои работы, их этические, эстетические и социально-значимые качества. Здесь важен момент восприятия работы разными категориями общества, воздействие работы на психику зрителя.

Поэтому, каждый раз, когда художник создает работу, он должен задавать себе вопросы: «А для кого она?», «Кому можно ее показывать, а кому нет?».

Таким образом, можно сделать вывод, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания. [5]

Глава 4. Композиционные особенности натюрморта

Особенности  образов  натюрморта,  передающие   через   неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является  основной  композиционной деятельности художника в этом жанре.

Натюрморт как таковой  объективно  не  существует,  он  придумывается, составляется, компонуется, специально для  того,  чтобы  быть  изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид. Вся композиционная работа  сосредотачивается  на  вопросах  размещения натюрморта в пределах  картинной  плоскости.  В  зависимости  от  характера натюрмортной группы ее  высоты  и  ширины,  глубины  пространства,  степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат  и  размеры плоскости, для композиционного центра находится тональное и  цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в  которой  найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции, используют различные виды ритмов  - линейные, тоновые, цветовые. Особую  роль  играют  контрасты.  Выделяя  те  или  иные участки изображения, художники  делают их  то  более  заметными,  то  затухающими.

Произведение, построенное на еле  заметных  колебаниях  света  и  тени  без определенных, акцентирующих внимания  зрителя «вспышек»,    кажется однообразным,  монотонным,  лишенным  живописной   выразительности.   Резко звучащие  контрасты  создают  напряжение,  динамику,  в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на  резких  сдвигах  центра  к

композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях  ритмы  направлены  на достижение зрительного равновесия масс.

Ритм  организует  изображение.   Заложенный   в   структурную   основу натюрморта,  он  создает  зрительный   каркас,   который   руководит   нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с  другими,  мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Вопросы формата в своей основе  зависят  от  замысла,  а  он,  в  свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции. К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных мест слева  и  справа,  снизу  от  группы   предметов.  

Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный  центр.

Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом  на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит  от необходимости учета разных уровней  зрения  и  особенностей  перспективного построения.  Различные  уровни  зрения  на  постановку   дают   возможность художнику увидеть наилучший неожиданный  вариант  композиционного  решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.[6]

Таким образом, важным в работе над произведением является выбор формата. Определение его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. [9]

Мой первый опыт в качестве фотохудожника – натюрмортиста состоялся. На представленных фотографиях – натюрмортах  я  хотела создать настроение весеннего утра. Основной акцент композиции – ваза с цветами и кувшин. Предметы натюрморта составляют гармонию  по отношению друг  другу. Композиция построена на сближенных цветовых сочетаниях, я хотела, чтобы мой зритель смог «услышать тихую жизнь» предметов, и почувствовать как они «разговаривают» друг с другом. Как начинающий фотохудожник я предположила, что если добавить несколько предметов, в уже придуманный сюжет, то  возможно это повлияет на форму композиционного центра. Но в результате  наблюдений, моё предположение не оправдалось. Композиция выстроена по фигуре «круг», сколько бы предметов я не добавляла.

Таким образом, в ходе проведённого эксперимента было установлено, что композиционный центр натюрморта имеет   форму геометрических фигур и взаимосвязь геометрии и искусства очевидна.

Заключение.

Думаю, что цели я добилась, так как после проведённых исследований подтвердила выдвинутую гипотезу, о взаимосвязи  геометрии и живописи, как тесно они переплетаются друг с другом.

Выявила, что композиционные центры, выстроенные в форме геометрических фигур, являются  совершенной системой передачи зрительных ощущений.

Узнала о том, что практическое значение геометрии велико. Кроме того, она учит человека рассуждать, видеть мир форм в их взаимосвязи и взаимодействии.

Убедилась в том, что только тесная связь геометрии с живописью поможет нам лучше понять богатство окружающего мира; отражая красоту  объектов  окружающей  природы  или  вещей,  созданных трудом человека, натюрморты могут волновать  нас  не  меньше,  чем  жанровые картины.

Исследовательская работа  дала  мне  возможность  проверить свои  творческие

способности,  пополнить   запас   теоретических   и   практических знаний в искусстве,

познакомиться со своеобразием живописи, приемами и техникой ведущих живописцев и обычных учащихся.

Небольшой успех в работе вызвал огромное удовлетворение и послужил стимулом для дальнейших исследований.

pedtehno.ru

Сакральная геометрия Яноша

Ну что ж, весьма смелое заявление, которое заставляет задуматься над тем, кто же такой этот загадочный Янош? Янош — художник-контактер, визионер и метафизик из Нидерландов, который в последние годы стал всемирно известен благодаря своим голограммам, картинам-узорам, в цветах и геометрии которых закодированы мощные энергетические послания.

Янош начинал графическим дизайнером в мире рекламы, но в этой работе ему не хватило одного — страсти. Он решил изменить направление жизни, используя в искусстве свой духовный дар. В 2003 году он увидел внутренним взором множество трехмерных прекрасных форм и услышал информацию об их значениях. С тех пор художник путешествует по всему миру со своими мультимедийными презентациями, основанными на принципах Сакральной Геометрии. Его дважды приглашали выступить в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Картины Яноша уникальны тем, что они общаются с вами на подсознательном уровне. Янош предлагает воспринимать эти образы как инструмент, помогающий расширить сознание, и вернуться к себе.

Некоторые из узоров напоминают знаменитые английские «круги на полях». Вот такие, например:

Janush Janush Janush Janush

Янош говорит, что и узоры на полях, и его картины построены на принципах Сакральной Геометрии — науки, объясняющей устройство мира визуально-математически. Благодарность, Доверие, Сила, Поток, Прощение, Равновесие — каждая из десятков созданных Яношем голограмм обладает исцеляющей и энергетизирующей силой. А все вместе они способствуют активации ДНК человека, то есть пробуждению пока еще спящих генетических программ и нашему переходу на новый уровень эволюции. Янош подчеркивает, что Сакральная Геометрия — это архитектура Вселенной:

Войдя в мир Сакральной Геометрии вы начнете лучше понимать и больше ценить потрясающую красоту Природы. Молекулы ДНК, снежинки, шишки, лепестки цветов, кристаллы, ветви деревьев, ракушки, звезды и планеты, воздух, которым мы дышим, и вся та жизнь, которую мы видим, — все это создано на основе вечных кодов Сакральной Геометрии. Janush Janush

Каждый код содержит определенную информацию или программу, благодаря которой Природа понимает, что должно быть проявлено. У вашей души тоже есть такая программа, в которой заложено, кто вы на самом деле и как проявитесь в этом мире.

Конечно, эта идея не нова, поскольку еще древнегреческие философы Платон и Пифагор пришли к выводу, который подтверждает современная наука: в основе всего мироздания заложена геометрия. Все во Вселенной есть энергия в движении, и эта энергия движется по определенным замкнутым контурам. Каждый такой контур имеет сою собственную частоту вибрации.

Janush

В этой книге Янош предлагает нам возродить нашу сопричастность Таинству Сотворения при помощи Сакральной Геометрии, снова призвав ее в наши сердца. Он хочет помочь нам осознать глубочайшую реальность нашего бытия, в которой не существует понятия эго, а есть лишь тотальное переживание полноты Творения. Мы часто упрощаем и обедняем эту Реальность, тщетно пытаясь подвергнуть ее рассудочному анализу, при котором наше бытие разрезается на множество отдельных кусочков. Но жизнь — это поток энергии, который нельзя понять умом, можно лишь почувствовать сердцем.

Я очень хочу, чтобы эта книга не только помогла вам глубже понять силу Сакральной Геометрии, но и вдохновила вас на путешествие внутрь себя, в котором вы сможете узнать свои истинные желания и реализовать их. Это будет радостное путешествие. И готовьтесь к большим переменам!

Janush Janush

Янош сравнивает сотворение мира с танцем света и гармонии, и это нельзя выразить в терминах рационального. Вот что говорит о своих картинах сам Янош. Что ж, поверим ему на слово, хотя почему же на слово:

Частоты, которые я использую в своих геометрических картинах или голограммах, резонируют с человеческим подсознанием. Это ключи, которые откроют вам путь к вашему творческому потенциалу, к вашей божественной природе. Это внутреннее знание кроется в сознании каждого человека, поскольку геометрия тесно связана с нашим телом, она хранится в клеточной памяти. Поэтому постижение тайн Сакральной Геометрии затронет глубины вашей души, заворожит вас. А когда вы научитесь управлять ею, вам откроются сокровища, скрытые внутри вас самих!

Вот они, его картины, так что смотрите, чувствуйте и наслаждайтесь! Кто знает, может и ваша ДНК подаст вам знак, что она пробудилась и готова к осознанной жизни, особенно если учесть, что каждая картина Яноша сопровождается небольшим текстовым предисловием. Например, Частота Двойственности помогает примириться с вашей собственной дуальностью. Вы сможете жить в гармонии и целостности продолжить свой путь к Космическому Сознанию. Жизнь снова станет для вас игрой и радостью.

Janush

Ну что, помогает? Если нет, то вот вам Частота Сострадания. Частота Сострадания помогает не оставаться настолько близко к самим себе, насколько это возможно, чтобы чувствовать свои истинные намерения, не попадая под влияние предубеждений, суждений и того, как люди вкруг нас проживают свой собственный творческий процесс. Каждый идет своим путем, у каждого свой собственный процесс.

Janush

Складывается ощущение, что у Яноша есть картины на все случаи жизни. Есть картина, представляющая Частоту Манифестации, Частоту Веры, Частоты Страсти, Частоту Возможности, Частоту Поворотного Момента, Частоту Чистоты, Частоту Потока, Частоту Прощения, а также многие и многие другие. Как говорится, пробуждай не хочу. Остается только пожелать каждому найти в этих картинах что-то свое или просто получить эстетическое удовольствие от причудливых узоров и ярких красок.

www.cablook.com


Смотрите также