Художник и разведчик: выставка в честь 115-летия со дня рождения Николая Глущенко. Глущенко картины


Картины Глущенко, учившего рисовать Гитлера, хотят отсудить у Украины [сканы картин Гитлера и Глущенко]

Шевченковский райсуд Киева принял решение о передаче полотен известного художника его внучке Ларисе Глущенко, проживающей в США.

Представители Государственного архива-музея, где хранятся картины, собираются подавать апелляцию.

Два года длится тяжба между Ларисой Глущенко и Госархивом, которому сразу после смерти художника (в 1977 году) его вдова передала 54 полотна. Архивисты утверждают: переданные в дар картины не являются частью наследства внучки художника. И осторожно высказываются на тему того, что за всеми судебными делами стоят влиятельные коллекционеры, желающие выкупить полотна для частных собраний. А ведь Глущенко сейчас, пожалуй, самый дорогой украинский художник. Стоимость его работ колеблется от $20 тысяч (за картину на картоне) до $150 000 (на холсте)…

А между тем работы Николая Глущенко имеют не только художественную, но и историческую ценность.

Дело в том, что Глущенко был не только художником, но и советским разведчиком. Под псевдонимом Ярема с 1925 по 1934 годы он снабжал чекистов очень ценной информацией.

Служба внешней разведки Украины в лице Александра Скрипника поделилась с «КП» некоторыми фактами из биографии художника-разведчика.

Паспорт СССР помог получить Довженко

Родился будущий художник в Днепропетровской области в 1901 году. В 17 лет Глущенко попал в Добровольческую армию Деникина. После победы красных бежал в Германию. Там окончил частную художественную школу, а затем - высшую школу изобразительного искусства.

В 1920-е годы молодого художника материально поддерживали гетман Скоропадский, писатель и политик Владимир Винниченко…

Александр Довженко, который работал тогда в советском консульстве в Берлине, помог Глущенко получить паспорт гражданина СССР. Предположительно в это время он и был завербован советской разведкой.

Добывал информацию в своем ателье

После учебы Николай переехал в Париж. Он неплохо зарабатывал рисованием и через некоторое время стал известным художником. Иметь портрет «от Глущенко» было модно среди парижской богемы.

Тогда же Николай Петрович открыл свое художественное ателье, которое стала посещать интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских заграничных организаций. Именно в этот период из Парижа в Москву начинает поступать чрезвычайно ценная информация от разведчика под псевдонимом Ярема…

В июле 1936 года художник с семьей возвратился на родину. Поселился с семьей сначала в Москве, а потом - в Киеве.

Сработал оперативней Рихарда Зорге

Но в июне 1940 года он снова понадобился Родине. Советская разведка поставила перед Глущенко задачу - организовать выставку народного творчества СССР в Берлине. Посылая в Германию именно Глущенко, руководство разведки рассчитывало, что известного художника не станут «плотно опекать», и этот расчет оправдался.

На берлинской выставке к художнику подошел человек, назвался Захаром и произнес обусловленную фразу: «Вам привет от Виктора». Это был пароль. Глущенко ответил: «Он тоже просил меня перед отъездом передать вам привет». Художник получил и доставил в Центр ценную информацию о подготовке Гитлера к войне с Советским Союзом.

Историки, исследовавшие деятельность советской разведки, установили, что регулярные данные о подготовке гитлеровцев к войне с Советским Союзом органы госбезопасности начали получать с ноября 1940 года. (Легендарный Рихард Зорге радиограммой из Японии сообщил в Центр о возможном нападении на СССР 18 ноября.) А данные от Яремы попали к Сталину 10 июня 1940 года, то есть на пять месяцев раньше!

Но на Берлинской выставке случилось кое-что еще. Сюда явился министр иностранных дел Рейха Риббентроп. Обращаясь к Глущенко от имени фюрера, он сказал, что Гитлер считает его одним из лучших пейзажистов Европы и на память дарит альбом с собственными акварельными рисунками.

Картины Глущенко

 

ВОПРОС РЕБРОМ

Михаил Криволапов.

Михаил Криволапов.

Куда подевался знаменитый альбом с акварелями фюрера?

«Комсомолка» нашла человека, который держал в руках альбом с акварелями Гитлера, которые фюрер подарил Глущенко. Профессор академии художеств Украины Михаил Александрович Криволапов, в послевоенные годы работавший начальником управления изобразительных искусств и главным экспертом Минкульта УССР, часто общался с Глущенко по работе, позже они стали приятелями.

- Видите этот пейзаж? Мне его Николай Петрович подарил на 40-летие. Он был гениальным художником, остроумным и очень обаятельным человеком, - вспоминает профессор Криволапов.

- Николай Петрович что-нибудь рассказывал о своей разведдеятельности?

- Нет, что вы! Даже когда мы устраивали застолье, ни разу не проговорился. Кремень-человек был.

- Говорят, у него уроки рисования брал даже Гитлер…

- Сначала они оба учились у одного австрийского профессора Ашбе. Вполне вероятно, Николая Петровича Гитлеру тот же профессор и порекомендовал…

Кстати, после смерти Николая его жена - Марья Давыдовна - попросила меня сохранить альбом акварелей Гитлера. Помню, когда я взял его - он просто жег мне руки! От этих акварелей исходила какая-то зловещая энергетика!

Альбом был небольшой, размером с книгу. Там было более 30 рисунков - в основном наброски архитектурных элементов, мосты разные. Чувствовалось, что автор любит монументальные вещи.

Я побежал к министру культуры Алексею Романовскому: «Что делать с этим альбомом?» В итоге его отдали секретарю ЦК по идеологии Александру Капто. А его тогда собирались переводить в Москву. Он и забрал альбом. А что дальше с акварелями случилось - неизвестно.

ЦЕНА ВОПРОСА

Пропавший альбом с акварелями Гитлера оценивается в несколько миллионов долларов. Все зависит от того, будут продавать по одной штуке или весь альбом целиком.

В ТЕМУ

Из служебной характеристики «Яремы»:

«…Во время пребывания во Франции и Германии выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила полностью секретные чертежи на 205 видов военной техники, в частности авиационные моторы для истребителей. С помощью «Яремы» иностранный отдел ГУГБ вовлек в разведывательную работу нескольких влиятельных чиновников из заграничных антисоветских националистических организаций, что позволило в значительной мере локализовать их враждебную деятельность против СССР...»

А В ЭТО ВРЕМЯ

Акварель, выставленная на аукцион, подписана: «Гитлер. 1910».

Акварель, выставленная на аукцион, подписана: «Гитлер. 1910».

Картину Гитлера выставили на продажу

Очередная работа фюрера, написанная им еще до Первой мировой войны, выставлена на продажу на британском аукционе Mullock’s. Примечательно в этой акварели 1910 года то, что работа висела какое-то время в офисе знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда в Вене. Об этом свидетельствует и надпись на обороте. Лично они, конечно, не встречались - Гитлер Фрейда не жаловал. Но картина пережила и создателя, и владельца. Некий американский солдат прихватил полотно где-то в Германии и переправил его в Италию. Там акварель осела в частной коллекции и теперь выставлена за 10 тысяч фунтов стерлингов (около $20 000) на торги, которые состоятся 2 марта.

 

Акварели несостоявшегося художника Гитлера

kp.ua

Перед смертью известный украинский художник попросил жену сжечь 250 его картин, созданных под давлением цензуры

У каждого художника свой крест. Кто-то всю жизнь несет тяжесть критики и нищеты. Кто-то борется с личными демонами, страдая от психических расстройств. Кто-то ведет войну с системой или познал боль изгнания.

Свой крест был и у великого украинского художника Николая Глущенко. Наверное, в истории украинского искусства сложно найти столь многогранную и противоречивую личность. Историю о талантливом украинце с удивительной судьбой пишет Юлия Волошина в Forbes.ua.

Он был одним из самых успешных и модных художников в Париже. Его работы выставляли рядом с творчеством Пикассо, Матисса, Ван-Гога. Гитлер считал его одним из лучших пейзажистов Европы. Но была и другая сторона медали. Он был советским разведчиком. Но прежде всего он был человеком, который просто хотел вернуться домой.

А начиналось все так. Николай Петрович Глущенко родился 17 сентября 1901 года в Новомосковске, ныне это  Днепропетровская область. В девять лет он поступает учиться в Коммерческое училище в Юзовке (Донецк), но уже тогда проявляет незаурядные способности к рисованию: копирует картины с казаками, готовит декорации для любительских спектаклей.

Двойная жизнь«Зима», 1955 г.

В семнадцать молодой Глущенко был мобилизован в ряды белогвардейцев. Вскоре с остатками разбитой армии Николай попадает в лагерь для военнопленных в Польше, откуда бежит в Германию.

Поначалу ему приходится здесь тяжело без крыши над головой, языка и профессии. Но вскоре судьба подарит талантливому юноше прекрасное образование и знакомство с выдающимися культурными деятелями его времени.

Глущенко идет обучаться рисованию в школу-студию Ганса Балушека, известного своим хорошим отношением к пролетариату. Талант Николая замечают состоятельные украинские эмигранты. Гетман Скоропадский оплачивает его образование в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Одаренного юношу поддерживают представитель УНР в Берлине профессор Роман Смаль-Стоцкий и писатель Владимир Винниченко. Молодой художник заводит дружбу с Александром Довженко, работавший в то время в советском консульстве в Берлине. Существует версия, что именно Довженко содействовал вербовке Николая спецслужбами СССР. Александр Петрович рассказывает Глущенко об Украине – прекрасной и теперь такой далекой. Художник мечтает вернуться на родину. Но цена возвращения бывшего белогвардейца высока – он должен стать разведчиком.

Двойная жизнь«Половодье», 1970-е гг.;

В 1925 году, после получения образования, Николай отправляется в столицу искусства – Париж. Здесь к нему приходят успех и признание. Глущенко хорошо зарабатывает, рисуя портреты знатных персон. Вскоре он открывает художественное ателье на улице Волонтеров, 23, которое становится местом встреч для интеллигенции, иностранных чиновников, эмигрантов.

Глущенко ведет богемную жизнь, у него много знакомых в светских кругах. Он молод, талантлив, образован и красив, свободно владеет немецким и французским. Вместе Владимиром Винниченко он критикует Пикассо и организовывает первый в Париже нудистский пляж. Кажется, жизнь молодого художника приятна и беззаботна. Но это только кажется. Глущенко ведет двойную игру. Ведь он не только художник, но и агент разведки Ярема.

В это время он передает в Москву ценную информацию, полученную благодаря широкому кругу знакомств. Например, общаясь с влиятельным бельгийским коммерсантом Андре Мирабо, Глущенко добывает более двухсот чертежей военной техники. В 1935 году Николай Петрович, терзаемый дурными предчувствиями, просит разрешения срочно вернуться в Союз. Но ему это удастся сделать только через год. В 1936-м художник получает комнату в московской коммуналке площадью 9 квадратных метров.

Двойная жизнь«Склоны над рекой», 1960-е гг.

Но Николая Петровича ждет еще одно важное задание. В 1940 Глущенко по поручению спецслужб организовывает выставку советского искусства в Берлине. Он на пять месяцев раньше Рихарда Зорге сообщает Сталину о подготовке Германии к войне с Советским Союзом. В последний день выставки ее посещает руководство Рейха во главе с Риббентропом, который почетно вручает Глущенко альбом акварелей Гитлера.

В 1944 году Николай Глущенко наконец-то смог поселиться в Киеве. Теперь он полностью посвящает себя живописи – карьера шпиона подошла к концу. В Киеве у художника просторная мастерская на последнем этаже самого высокого здания. К творчеству Николай Петрович относится ответственно и дисциплинированно: с раннего утра он уже возле мольберта.

Но полностью свободным Глущенко быть не может – его осуждают за импрессионистичную манеру, пытаются сломать. В это время художник вынужден писать работы в духе соцреализма. Перед смертью в 1977 году Глущенко завещает своей жене сжечь двести пятьдесят своих полотен – картины, которые были созданы под давлением цензуры. Николай Петрович не хотел, чтобы о его творчестве судили по таким работам.

Думаю, мы до сих пор очень мало знаем о том, кем на самом деле был Николай Глущенко. Одно известно точно: он до конца своей жизни оставался верным творчеству и очень любил Украину. Николай Глущенко оставил в наследие более 10 000 работ. Именно в них – в ярких чистых цветах, в завораживающих поэтичных пейзажах – проявляется весь характер художника. Его правда, его любовь, вера и боль – все в этих работах. Они и есть самое главное свидетельство, самый важный документ.

m-ukraine.com

10 самых дорогих украинских художников 1945-1989

Один из самых популярных направлений коллекционирования в Украине - советская живопись второй половины 20 века, т.е. с 1945 по 1989 годы. Если посмотреть на статистику краж в отечественных региональных музеях, картины именно этого периода крадут чаще всего - и не случайно.

Благодаря практике формирования музейных фондов, проводимой советский Союз художников и Госфонд, даже небольшие региональные музеи могут похвастаться интересными коллекциями.

По крайней мере, едва не в каждом из областных музеев можно увидеть работы «звезд» советской живописи, вроде Сергея Шишко, Николая Глущенко, Сергея Григорьева, Татьяны Яблонской и других.

Возможно, именно поэтому маленькие музеи с хорошими коллекциями становятся сравнительно легкой добычей для воров - за последние 10 лет ограбили 40 региональных музеев.

Специалисты утверждают, что продать ворованную работу невозможно. В то же время  арт-дилеры признают, что картины криминального происхождения таки продают - мол, их покупают коллекционеры, заказавшие ворам достать конкретное полотно конкретного художника из конкретного музея. Привлекательность картины советского периода определяет прежде имя ее автора.

С помощью галеристов и дилеров «Украинская правда Жизнь» составила топ-10 самых дорогих на украинском рынке художников второй половины 20 века (названные цены являются «эстимейтой», т.е. нижней границей, с которой начинается торг. Эти имена не потеряли в цене даже в период кризиса, и, по мнению галеристов, коллекционеры ценят их всегда.

Андрей Коцка

Народный художник СССР, ученик Эрдели. Своеобразная визитная карточка художника - ряд женских портретов «гуцулок» и «верховинок». Его стиль узнаваем, но во многих картинах повторяются одинаковые мотивы, открывая поле для продажи краденых картин или подделок. В течение 2006-2007 годов из музеев и частных коллекций было украдено несколько его работ.

Гуцулка в красной косынке - 8-10 тысяч долларов (апрель 2010)

 

Верховинка в красной косынке - 12-17 тысяч долларов (сентябрь 2009)

 

 

 

Сейчас в розыске 4 картины Коцки: «Верховинки» (80х60, масло, холст), «Горное село» (60х80, масло, холст), «Девушка» (50х40, масло, холст) и «Цветы в вазе» (96х105, масло , холст.

Сергей Григорьев Народный художник СССР, дважды награжден Сталинской премией. Его небольшая работа будет стоить от 7-8 тысяч долларов. Картины Григорьева находятся преимущественно в столичных музеях наподобие Национального художественного музея Украины или Третьяковской галереи или в частных коллекциях. Работ Григорьева в розыске нет - его картины, хранящиеся в музеях, слишком узнаваемы (например, «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вратарь» и т.д.).

Молодая учительница - 8-11 тысяч долларов

 

 

Пионер - 11 тысяч долларов

 

 

 

Были прецеденты возможных подделок «под Григорьева. Например, работу Григорьева «Тихая заводь» в июне 2004 года его внук Иван Григорьев назвал подделкой. По словам Ивана Григорьева, представленная работа деда очень напоминала пейзаж Левитана «Усохший пруд».

 

Исаак Левитан "Усохший пруд"

 

 

 Сергей Григорьев "Тихая заводь"

 

Федор ЗахаровНародный художник УССР. Мастер пейзажей, маринист. Работал на юге Украины - на его картинах изображена местность, сравнительно мало представленная у других мастеров. Умер в 1994 году, то есть работы могли быть куплены непосредственно у него самого, что уменьшает вероятность подделок. Картины Захарова в розыске не числятся.

Последний снег - 15 000 долларов (апрель 2009)1976, холст, масло, 64 х 94 см

Пристань в Мысовом - 22-25 тысяч долларов (апрель 2010)1980 год, холст, масло, 58 х 123 см

 

 

 

 

Татьяна Яблонская Народный художник СССР, ученица Кричевского. Лучшие работы находятся в крупных музеях - среди самых известных «Хлеб», «Свадьба», «Юность» и другие. Для нее характерна узнаваемая рука и широкий спектр тем.

К тому же, Яблонская много работ дарила, поэтому на рынке постоянно появляются новые, ранее неизвестные ее работы. После инцидента на выставке «Украинская живопись 1945-1989. Из частных коллекций» (2004), при которой семья художницы выразила сомнение в подлинности четырех работ Яблонской, цены на ее работы упали. С 2004 года экспертизой работ Яблонской занимается лишь ее дочь Гаяне Атаян.

Летний день - 13-17 тысяч долларов 1978 год, холст, масло, 55,5 х 59,5 см

На лесной поляне - 20-30 тысяч долларов 1959 год, холст, масло, 65 х 65 см

 

Сейчас в розыске находятся пять картин Яблонской: «Интерьер с полкой»  (49х54, картон, темпера), «Красный угол» (50х61, картон, темпера), «Осеннее окно» (60х80, холст, масло), две работы из серии «Интерьеры Полесья» (49х70, картон, темпера и 49х59, картон, темпера).

Иосиф Бокшай Художник закарпатской школы, известный пейзажами и жанровыми работами. Работал вместе с Адальбертом Эрдели. Начальная стоимость картин на аукционах составляет от 20 000 долларов.

В интернете работу Бокшая маслом размером 50х70 продают за 10 000 долларов, работу пастелью - от 3 тысяч долларов. Если следить за аукционными торгами, можно заметить, что картины этого художника немного выросли в цене.

Осенние деревья над озером Синевир - 25-30 тысяч долларов (сентябрь 2009) 1950-е годы, холст, масло, 85 х 60 см

В пути - 35-40 тысяч долларов (апрель 2010) 1956 год, холст, масло, 68 х 95 см

Сейчас в розыске пять картин Бокшая: «Ворочанская скала на реке Уж» (95х115, холст, масло), «Девушка» (60х80, холст, масло), «Мадонна с ребенком» (87х82, холст, масло), «Невицкий замок» (100х120, холст, масло),  «Поле с красными маками» (60х80, холст, масло).

Алексей Шовкуненко

Народный художник СССР. Известный прежде всего как автор натюрмортов, индустриальных пейзажей маслом, также известны его акварели. Визитной карточкой художника являются пейзажи и натюрморты с розами. Его работ в розыске нет.

Букет роз - 30-40 тысяч долларов 1970-е годы, холст, масло, 50 х 40 см

 

 

Валентина Цветкова

Народный художник УССР. Много путешествовала. Ее картины интересные сочетанием канонов академической советской живописи и «экзотической» тематики - Канны, Ницца, Северная Африка. В розыске ее работ нет.

Букет цветов на подоконнике - 25-30 тысяч долларов 1950-е годы, холст, масло, 83 х 114 см

 

Весеннее утро - 40-50 тысяч долларов 1961 год, холст, масло, 200 х 100 см

 

Адальберт Эрдели

Мастер западноукраинского живописи, основатель художественной школы этого региона, учитель Бокшая.

С именем Эрдели связана криминальная история, вызванная ростом цен на работы этого художника. В сентябре 2004 года на помещение вдовы художника напали грабители и вынесли 48 картин. Общая стоимость украденного - 1 миллион долларов. И одну человеческую жизнь - во время ограбления 88-летняя Магдалина Эрдели умерла от сердечного приступа.

Пастушка - 45-65 тысяч долларов 1930-е годы, холст, масло, 60 х 50 см

 

Сергей Шишко

Народный художник СССР, ученик Федора Кричевского. Писал преимущественно пейзажи Киева - довоенного и послевоенного. Цены на его работы растут пропорционально увеличению размера холста - это легко заметить по начальной цене.

Поговаривают, что неплохую коллекцию работ Шишко имеет Дмитрий Табачник***. Также говорят, что этого художника на отечественном арт-рынке «раскрутили» сознательно.

Об этом говорят частности совладельцы аукционного дома «Золотое сечение»: «В Табачника одна из крупнейших в Украине коллекций картин Шишко - он участвовал в раскрутке этого художника, ему можно поблагодарить за то, что Шишко вырос в цене.

Осень. Аскольдова могила - 40-50 тысяч долларов 1947 год, картон, масло, 50,5 х 58 см

 

Вид на Аю-Даг - 70 000 долларов 1956 год, холст, масло, 53,5 х 79 см

Сейчас в розыске 4 картины Шишко: «Зимний этюд» (37,5 х52, холст, масло), «Зимнее утро» (55х45, холст, масло), «На вершине Карпат (85х67, 5, холст, масло),» Осень в Голосеево «(80х100, холст, масло).

Николай Глущенко Народный художник СССР. Глущенко - один из самых популярных на отечественном рынке украинских художников советского периода. Его целевую аудиторию составляют местные потребители - за пределами украинских границ могут заинтересовать лишь жанровые работы этого художника.

Цены на полотна Глущенко неизменно высоки, их колебания зависят, в частности, от размеров работы, как и в случае с Шишко. Картина «метр на полтора» будет стоить около 100 000 долларов.

Стиль Глущенко близкий к французскому импрессионизму. Его работы могут восприниматься как альтернатива на порядок дороже работ французских импрессионистов.

Первая зелень - 70-90 тысяч долларов 1971 год, холст, масло, 80 х 100 см

Владимирская горка - 90-120 тысяч долларов 1953 год, холст, масло, 100х130

 

Сейчас в розыске три работы Глущенко: «Баржи» (44,5 х65, картон, масло), «Заснеженная дорога» (70х99, холст, масло), «Лес» (37,5 х54, холст, масло).

Цены на картины этой «десятки» обусловлены, прежде всего, именем художника - но интересный украинская живопись второй половины 20 века не ограничивается работами только этих авторов.

photo-tochka.livejournal.com

выставка в честь 115-летия со дня рождения Николая Глущенко: vakin

Выставка произведений Николая Глущенко «Жить в цвете» работает до 15 января 2017 года

Днепропетровский художественный музей представляет долгожданный выставочный проект «Жить в цвете», приуроченный к 115-летию художника Николая Глущенко (1901−1977). Незаурядный талант, интересная, сложная, в чем-то противоречивая жизненная история… И потрясающие картины! Еще не одному поколению предстоит открывать все нового и нового Глущенко.

Пожалуй, еще ни разу творческое наследие Николая Глущенко не было представлены публике в такой убедительной полноте. Экспозиция выстроена как своеобразная ретроспектива творчества художника. Работы объединены в разделы, заголовками которых стали цитаты самого Николая Глущенко: «Цвет как активное начало», «Сущность образа», «Думаешь цветом, линией», «Неожиданные контрасты». Почти все из представленных 60 картин — живописные пейзажи, есть и несколько ню.

Всего же в фондах Днепропетровского художественного музея хранится около ста работ Николая Глущенко, большинство из которых музею в 1974 году подарил сам автор. Выставка рассказывает о творчестве и поисках художника, показывает его молодым, энергичным и неутомимым мастером кисти, который «постоянно искал свой национальный стиль», «играл цветом» и «лепил цветом».

Картины Николая Глущенко, пропитанные духом импрессионизма, кажутся практически нереальными для советского официального искусства. Тем не менее, Глущенко преподавал в Киевской художественной школе, в 1939 году стал профессором Киевского художественного института, а незадолго перед кончиной ему было присвоено звание Народного художника СССР. Безусловно, есть у него картины, нарисованные в канонах соцреализма. Однако большинство его полотен так и «звенят» красками, яркость которых уместна у Матисса или Ван Гога. Глущенко всегда был «выездным», много путешествовал, в его творческом багаже — циклы работ, написанные в Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии… Удивительное дело! Или нет?

Это загадочное толерантное отношение советской власти к Николаю Глущенко стало понятным только после смерти художника в 1977 году. Оказывается, Глущенко был… советским разведчиком. Перед Второй Мировой войной художник жил и работал в Берлине; он стал одним из первых, кто поставил советское правительство в известность о готовящемся нападении фашистской Германии — а было это еще в 1940 году. И, конечно, «Центр» всячески поддерживал художника-разведчика и никак не мешал его основой работе. Напротив, художнику давали задания, связанные в том числе и с его творчеством. Когда Москве понадобились портретные изображения убийцы Симона Петлюры, Самуила Шварцбада и его адвоката, Глущенко посетил судебный процесс и выполнил задание без особого труда. Эти рисунки сохранились до наших дней.

После окончания в 1918 году коммерческого училища в Юзовке (ныне Донецк), Николай Глущенко — по официальной версии советской власти — «силой был завербован в деникинскую армию, в составе которой на территории Польши был интернирован в Щелковский лагерь». Спустя некоторое время Глущенко сбежал в Германию, где обучался в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Во время учебы его материально поддерживали гетман Скоропадский, прежний представитель УНР в Берлине профессор Роман Смаль-Стоцкий, а также писатель Владимир Винниченко.

В 1923 году не без помощи Александра Довженко художник получает гражданство СССР, а также новую работу — должность главного художника торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. Параллельно Глущенко много работает и выставляется.

Европейская пресса называет его «первым украинским импрессионистом». Несмотря на признание, он хочет вернуться на Родину. Вместо этого ему, предположительно, предлагают сотрудничество с советскими спецслужбами.

В 1925 году художник переезжает в Париж, где осенью в галерее Фабр проходит его первая персональная выставка. В ателье художника собирается прелюбопытная публика. У Глущенко, который к тому времени приобрел большую известность в художественных европейских кругах, бывают правительственные чиновники и коллеги по художественному цеху, простые туристы и лидеры эмигрантских сообществ различного толка. В октябре 1926 года Глущенко под псевдонимом «Ярема» начал работать на советскую разведку.

Глущенко принимает участие в выставках «Осеннего салона», «Салона «Независимых», «Салона Тюильри». В ателье молодого, импозантного и уже известного художника часто собиралось интересное общество; сюда на чашку кофе приходил эрцгерцог Вильгельм фон Габсбург, племянник бывшего австрийского императора Франца Иосифа. Большой интерес для Советов представлял и еще один из постоянных «клиентов» ателье — солидный коммерсант из Бельгии Андрэ Мирабо, который вращался в кругу военных промышленников и дипломатов.

Николай Глущенко. Фото 1920−30 годов.Источник: zbruc. eu

По указанию из Центра Глущенко выполнял заказы советского посольства во Франции — рисовал портреты Ромена Роллана, Мишеля Кашена, Анри Барбюса, президента общества «Франция-СССР» Поля Синьяка и других известных представителей французской интеллигенции. Популярность Глущенко как художника росла, его картины экспонировались рядом с произведениями Ван Гога, Матисса и Пикассо, а в ателье бывали Маяковский и Бунин. Но… Николай Петрович тосковал. Судя по всему, приманка в виде разрешения вернуться и была тем «призом», который был ему обещан советской разведкой.

В 1935 году борьба за «оздоровление национальной немецкой культуры» в Германии выходит на новый уровень: Гитлер выступает с новой программой, напрямую связывая явления кубизма, дадаизма и футуризма в искусстве с процессом политико-экономического упадка в стране. Начинается волна эмиграции: художники и литераторы, актеры и музыканты торопятся покинуть Германию, ослепленную «новым порядком». Многие оседают в Париже — как, например, Василий Кандинский, переехавший после закрытия Баухауса. Предчувствуя бурные времена, Николай Глущенко просит «Центр» организовать его переезд в СССР.

Однако советская разведка просит — вернее, требует — провести в Париже еще год. И все-таки в 1936 году Глущенко разрешают переехать в СССР. Прощай, парижское ателье, и здравствуй, крошечная комнатка в московской коммуналке! Год спустя в Киеве проводится персональная выставка картин художника, и он переезжает в Украину со всей семьей.

Но просто так из разведки не уходят, и в 1940 году Глущенко получает новое задание: попасть в Германию и получить ценные разведданные. Операция ведется в рамках обмена художественными выставками, которые проходят в Москве и Берлине (к слову, об этих выставках мало что известно). Тогда-то и становится известно, что Германия готовится к нападению на СССР. Это было последнее задание разведчика под псевдонимом «Ярема». Судя по всему, после его успешного проведения советское правительство навсегда присвоило художнику статус «благополучный», и невзирая на происки разных недоброжелателей, Николай Глущенко получил возможность работать так, как ему хотелось, как он видел, и, несмотря на официальный соцреализм — «жить в цвете».

Пережив войну, Николай Глущенко погружается в мир творчества, преподает. Много путешествует по миру. Он не изменяет себе — яркость красок и импрессионистические приемы по-прежнему сильны в его творчестве. И то, за что могут порицать других, для него «проходит» безо всяких замечаний со стороны официальных художественных кругов. Да, в его творчестве есть «обязательные» картины, рисующие социалистический быт. Но их исполнение — только его дело, его право и его талант видеть и передавать свои впечатления красками.

Сегодня работы Николая Глущенко высоко ценятся у коллекционеров. Его картины хранятся в музейных и частных коллекциях США, Канады, России, Франции, Германии, Украины. По завещанию художника, после его кончины многие его работы были переданы Министерству культуры УССР. Около ста из них хранятся в Днепропетровском художественном музее.

И в качестве финала нашего увлекательного рассказа о творчестве художника-разведчика Николая Глущенко — сюрприз: 8 декабря Днепропетровский художественный музей открыл… второй вернисаж работ Мастера! Еще один большой зал, еще 20 ярких живописных работ Николая Глущенко. Тем самым выставка «Жить в цвете» приглашает ценителей изобразительного искусства получить истинное эстетическое наслаждение почти от всей музейной коллекции Николая Глущенко.

Вашему вниманию — еще несколько работ Николая Глущенко: художник родился 17 сентября 1901 г., и покинул этот мир 31 октября 1977 года; 2017 год наверняка будет также отмечен событиями в честь мастера.

Николай Глущенко. Париж. Оперный проезд.1976, 69×49.5 см

Николай Глущенко. Розовая весна.1973

Николай Глущенко. Последний снег.1973

Николай Глущенко. Весенний день1976, 130×100 см

Николай Глущенко. Мартовское солнце1970-е , 100×70 см

Николай Глущенко. Осенний пруд1960-е , 90.5×110.5 см

Материал подготовлен по информации публикаций в сети Интернет и пресс-релиза Днепропетровского художественного музея. Иллюстрации с выставки: gorod.dp.ua.Источник - Артхив

vakin.livejournal.com

Николай Глущенко: художник и разведчик

Н. П. Глущенко. Киев, улица Лютеранская. 1945 г.

Николай Петрович Глущенко - выдающийся украинский художник и талантливый советский разведчик ушел из жизни 31 октября 1977 г. И хотя этот человек всегда был на виду, общественности после его смерти стали известны тайные страницы биографии художника. Выяснилось, что народный художник СССР и Украины лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Н. Глущенко долгие годы работал на советскую разведку и одним из первых проинформировал правительство СССР о готовящемся нападении фашистской Германии.

Н. П. Глущенко

* * *

Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 г. в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская обл.). Будущий художник провел детство в селе Борисовка. Там мальчик получил первые яркие художественные впечатления: он видел, как работают богомазы, артелями трудившиеся над созданием икон. Процесс появления иконы стал для Николая одним из ярчайших воспоминаний детства. Он видел волшебство в том, как постепенно один художник писал одежду, другой прорисовывал лик, третий наносил на доску мелкие детали...

В 1918 г. он окончил коммерческое училище в Донецке (тогда это был поселок Юзовка). Вскоре молодого человека мобилизовали в ряды деникинской армии. С этого момента начались его скитания: когда армия была разбита, Н. Глущенко с остатками белогвардейских частей попал в Польшу, а оттуда сбежал в Германию.

Первое время ему приходилось ночевать в подвалах, скитаться в поисках заработка и даже голодать. Но на помощь талантливому юноше пришли состоятельные украинские эмигранты. Гетман П. Скоропадский оплатил учебу Глущенко - сначала в школе-студии Ганса Балушека, а затем - с 1920 по 1924 гг. - в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Там же, в Берлине, состоялась судьбоносная встреча художника с писателем и кинорежиссером А. Довженко, который тогда работал в консульстве УССР. Именно Довженко впоследствии помог Глущенко получить советский паспорт. Утверждают даже, что он сыграл определенную роль в том, что художник стал работать на советскую разведку. Кроме того, Довженко познакомил Глущенко с Владимиром Винниченко, который помог устроить молодому художнику первую персональную выставку в Берлине.

Н. П. Глущенко. Городок во Франции. 1930-е гг.

* * *

В 1925 г. Глущенко переехал в Париж, где сразу был вовлечен в бурлящую художественную жизнь французской столицы. Конечно же, молодой художник не смог устоять перед обаянием работ импрессионистов и, может быть, в большей мере - постимпрессионистов, и впитал присущее им жизнелюбие, полнокровие, восхищение окружающим миром. В его работах отчетливо ощущается влияние в первую очередь фовистов - Андре Дерена, Мориса Вламинка и, конечно же, Анри Матисса, а также Уильяма Тернера, «предтечи импрессионизма».

Н. П. Глущенко. Катер на Днепре. 1967 г.

К Глущенко достаточно быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать и постоянно участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Матисса и Пикассо. В парижской газете «Нувель Журналь Литерер» можно было прочесть: «Глущенко с замечательным телосложением, весь из мышц - не только художник, но и чемпион по легкой атлетике. Он заплывает в море так далеко, что с обратной дорогой расстояние может составить до восьми километров. А вечером, надевая смокинг, он превращается в светского человека на обедах в международном обществе».

Художественное ателье, которое Глущенко открыл на улице Волонтеров, стало точкой встреч самой разношерстной публики. Среди его посетителей были местные жители и туристы, интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских эмигрантских группировок.

* * *

Широкий и разнообразный круг общения художника привлек к нему внимание советских спецслужб. В 1926 г. ателье «навестил» загадочный гость, после чего в Москву было отправлено шифрованное сообщение: «Письмо № 20, параграф № 16. Нами вовлечен в разведывательную работу художник Глущенко Николай Петрович. Общее впечатление позитивно. Считаем целесообразным на первом этапе ориентировать Глущенко на добывание информации о враждебной деятельности и намерениях заграничных антисоветских и националистических организаций, а также расширении контактов с их руководителями». Новоиспеченный разведчик получил псевдоним «Ярема».

Сейчас уже не узнаешь, были ли портреты Р. Роллана, А. Барбюса и П. Синьяка сделаны по заказу советских разведслужб или созданы по сугубо творческим причинам. Зато доподлинно известно, что карандашные зарисовки с изображениями С. Шварцбада (ликвидировавшего С. Петлюру) и его адвоката Торреса, сделанные художником во время судебного процесса, были заказаны «сверху».

Удачей для советской разведки стало появление в ателье бельгийца Андре Мирабо, успешного коммерсанта, занимавшегося внедрением в производство новых разработок, в том числе военных. Он оказался большим ценителем живописи, к тому же сам неплохо рисовал. Мирабо стал часто навещать Глущенко, и в процессе длительных бесед о живописи и на иные темы разведчику удалось выведать немало ценных сведений. В архивных материалах сказано следующее: «...выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей».

В 1936 г. Глущенко обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться на родину, уверяя, что не выдержит заграницей более двух месяцев. Однако его убедили остаться в Париже еще на год.

При поддержке А. Довженко, работавшего в то время в советском консульстве в Берлине, художник, наконец, получил паспорт гражданина СССР и в июле 1936 г. вернулся в Советский Союз. Несколько месяцев вместе с женой и ребенком прожил в Москве, им выделили в коммунальной квартире комнатку площадью 9 квадратных метров. В 1937 г. он переехал в Киев, где и остался до конца жизни.

С переездом в Союз специальные задания для художника не закончились: в 1940 г. перед Глущенко была поставлена задача - организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине.

Попутно художник добывал чрезвычайно ценную информацию, на основе которой был подготовлен доклад на имя Сталина и Молотова: «Посланный ГУГБ НКВД СССР в Берлин разведчик «Ярема» сообщил: «Невзирая на заключенный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Всеми средствами гитлеровцы маскируют приготовление с целью не дать повода к недовольству со стороны Правительства нашей страны. В подготовке агрессии Германия широко использует украинские националистические организации под флагом борьбы за создание «самостоятельной Украины». Для националистических ячеек создан ряд материальных правовых льгот, среди украинской эмиграции проводится значительная пропагандистская работа. Националисты назначаются на разные должности в министерстве внутренних дел, армии, полиции и пограничных войсках под предлогом подготовки государственных, политических и военных деятелей для будущей соборной Украины. Украинский научный институт, который работает в Берлине под руководством министерства пропаганды, в последнее время значительно активизировал свою деятельность и стал центром научно-исследовательской работы украинских националистических организаций, призванных научно обосновать антисоветскую работу. С 1939 г. институт фактически подчинен немецкой администрации, но персонал остался украинским. Это научное заведение развило бурную издательскую и исследовательскую деятельность специфического характера. В течение 1939-1940 годов им был издан военный немецко-украинский словарь для инфантерии, аналогичный словарь для пилотов и большой немецко-украинский словарь специально для военно-топографических, экономических и политических обзоров отдельных регионов Украины. Готовятся к печати карманные военные словари и детальные карты территории Украины. Научно-исследовательской работой института руководит профессор Кузеля, прежний «гетманец», связанный с бюро Розенберга. В разговоре с «Яремой» относительно немецко-оуновских планов в ближайшее время он сказал: «Я общаюсь со многими немецкими политическими деятелями и скажу со всей ответственностью - война с СССР не за горами. Мы и в настоящий момент много работаем, но пытаемся быть незаметными, потому что немцы заинтересованы, чтобы не заострять отношений с Советским Союзом. Для украинской национальной эмиграции Гитлером создан режим наибольшего благоприятствования».

Характеризуя разнообразные политические группировки эмиграции, их антагонизм, Кузеля отметил: «В сущности, споры между ними имеют формальный характер. Такое состояние временно устраивает немцев, но главная цель одна и хозяин один»».

С момента заключения договора СССР и Германией о ненападении прошло лишь десять месяцев.

В последний день берлинской выставки «нагрянуло» высшее руководство Третьего рейха во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом, который вручил организаторам выставки грамоты и ценные подарки. Обращаясь к Глущенко, Риббентроп отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника и оценивает его как одного из лучших пейзажистов Европы своего времени, в связи с чем - на память о пребывании в Берлине - дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками.

Вернувшись в Москву, Глущенко передал этот альбом руководству разведки. Вскоре с акварелями Гитлера захотел ознакомиться Сталин. Альбом вернули художнику, когда началась война...

Глущенко долгое время «ходил по лезвию бритвы», ведь перед войной многие советские разведчики были репрессированы. К счастью, несмотря на доносы и провокации, к нему было сохранено доверие.

* * *

После войны Глущенко больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи. А как художник он был плодовит: в его наследии - более 10 тыс. работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.

Н. П. Глущенко. Автопортрет. 1969 г.

Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Генеральный директор украинского канала «Культура» Т. Бойко, общавшаяся с художником на протяжении трех десятилетий, вспоминала: «Пейзаж был для него всем. Николай Петрович стремился оставить украинскую природу на полотне такой, какой потомки ее не увидят, и считал, что не может быть в мире прекраснее натуры, чем берега Днепра. Поэтому он оставил для потомков серию пейзажей тех днепровских берегов, которые оказались на дне искусственного Кировоградского моря. Это море было для него личной болью. Где бы он ни был, он рисовал пейзажи. Он так стремился вернуться из Франции на Украину, потому что был частью этого пейзажа. Каждый клочок земли для него был темой для работы. И вместе с тем его картины приобретали философское содержание».

Н. П. Глущенко. Цветущий сад. 1975 г.

О личных качествах художника Т. Бойко говорила следующее: «Это был человек, который очень выделялся своей одеждой, манерой держаться, выражением лица. Прекрасная осанка, больше похож на спортсмена (кстати, в семьдесят лет он переплывал Днепр). Тогда впервые Глущенко меня поразил своей чрезвычайностью. По отношению к женщинам он был парижанином. Николай Петрович так умел говорить с женщиной и на нее смотреть, что каждая чувствовала себя первой красавицей. Он и по-украински разговаривал как иностранец. Он любил свои работы, но всем дарил их очень щедро. В мастерской обязательно угощал кофе. У него был удивительный шоколад и альбомы по изобразительному искусству, а также украинский уголок - диван, тканый коврик, опишнянская и косивская вазы и очень много сухих цветов. Когда ему дарили цветы, он их не выбрасывал, поэтому вся мастерская была в цветах».

Долгие годы художник строго придерживался распорядка дня. Вне зависимости от дня недели и времени года он начинал работу в мастерской в 9 утра, обедал в 19.00, а в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник по дороге в мастерскую Глущенко заходил поздороваться в Министерство культуры. Уверяют, что из кармана его твидового пиджака всегда выглядывал свежий номер газеты «Юманите».

Художник завершил свой земной путь в Киеве и был похоронен на Байковом кладбище. Незадолго до смерти он отобрал 250 полотен, написанных в 1950-х, и попросил жену их сжечь. Картины нашли позже на антресолях в мастерской, и Министерство культуры передало их для хранения в музей, но без права экспонирования.

* * *

Как это часто сегодня происходит, потомки художника затеяли тяжбу по поводу его наследства. Сразу после смерти художника его вдова передала в дар Госархиву 54 полотна, а также его мольберты, краски, кисти и личные вещи. В 2012 г., после двухлетнего судебного процесса внучки художника Ларисы Глущенко и Госархива, апелляционная судебная инстанция вынесла вердикт о принадлежности картин всемирно известного украинского советского художника Глущенко в пользу Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины.

По мнению архивистов, вышеупомянутые судебные дела были инициированы влиятельными коллекционерами, готовыми выкупить работы одного из самых востребованных украинских художников для частных собраний. Стоимость картин Глущенко колеблется от 20 до 150 тысяч долларов. Благодаря упорству сотрудников и юристов архивной службы историческое и культурное достояние Украины удалось отстоять и сохранить.

http://odnarodyna.com.ua/content/nikolay-glushchenko-hudozhnik-i-razvedchik

ruskline.ru

Николай Глущенко: художник и разведчик: dok_zlo

Н. П. Глущенко. Киев, улица Лютеранская. 1945 г.

Николай Петрович Глущенко – выдающийся украинский художник и талантливый советский разведчик ушел из жизни 31 октября 1977 г. И хотя этот человек всегда был на виду, общественности после его смерти стали известны тайные страницы биографии художника. Выяснилось, что народный художник СССР и Украины лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Н. Глущенко долгие годы работал на советскую разведку и одним из первых проинформировал правительство СССР о готовящемся нападении фашистской Германии.

Н. П. Глущенко

* * *

Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 г. в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская обл.). Будущий художник провел детство в селе Борисовка.

Там мальчик получил первые яркие художественные впечатления: он видел, как работают богомазы, артелями трудившиеся над созданием икон. Процесс появления иконы стал для Николая одним из ярчайших воспоминаний детства.Он видел волшебство в том, как постепенно один художник писал одежду, другой прорисовывал лик, третий наносил на доску мелкие детали…

В 1918 г. он окончил коммерческое училище в Донецке (тогда это был поселок Юзовка). Вскоре молодого человека мобилизовали в ряды деникинской армии. С этого момента начались его скитания: когда армия была разбита, Н. Глущенко с остатками белогвардейских частей попал в Польшу, а оттуда сбежал в Германию.

Первое время ему приходилось ночевать в подвалах, скитаться в поисках заработка и даже голодать. Но на помощь талантливому юноше пришли состоятельные украинские эмигранты. Гетман П. Скоропадский оплатил учебу Глущенко — сначала в школе-студии Ганса Балушека, а затем — с 1920 по 1924 гг. — в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Там же, в Берлине, состоялась судьбоносная встреча художника с писателем и кинорежиссером А. Довженко, который тогда работал в консульстве УССР. Именно Довженко впоследствии помог Глущенко получить советский паспорт. Утверждают даже, что он сыграл определенную роль в том, что художник стал работать на советскую разведку.

Н. П. Глущенко. Городок во Франции. 1930-е гг.

* * *

В 1925 г. Глущенко переехал в Париж, где сразу был вовлечен в бурлящую художественную жизнь французской столицы. Конечно же, молодой художник не смог устоять перед обаянием работ импрессионистов и, может быть, в большей мере — постимпрессионистов, и впитал присущее им жизнелюбие, полнокровие, восхищение окружающим миром.

В его работах отчетливо ощущается влияние в первую очередь фовистов — Андре Дерена, Мориса Вламинка и, конечно же, Анри Матисса, а также Уильяма Тернера, «предтечи импрессионизма».

Н. П. Глущенко. Катер на Днепре. 1967 г.

К Глущенко достаточно быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать и постоянно участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Матисса и Пикассо. В парижской газете «Нувель Журналь Литерер» можно было прочесть: «Глущенко с замечательным телосложением, весь из мышц — не только художник, но и чемпион по легкой атлетике. Он заплывает в море так далеко, что с обратной дорогой расстояние может составить до восьми километров. А вечером, надевая смокинг, он превращается в светского человека на обедах в международном обществе».

Художественное ателье, которое Глущенко открыл на улице Волонтеров, стало точкой встреч самой разношерстной публики. Среди его посетителей были местные жители и туристы, интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских эмигрантских группировок.

* * *

Широкий и разнообразный круг общения художника привлек к нему внимание советских спецслужб. В 1926 г. ателье «навестил» загадочный гость, после чего в Москву было отправлено шифрованное сообщение: «Письмо № 20, параграф № 16. Нами вовлечен в разведывательную работу художник Глущенко Николай Петрович. Общее впечатление позитивно. Считаем целесообразным на первом этапе ориентировать Глущенко на добывание информации о враждебной деятельности и намерениях заграничных антисоветских и националистических организаций, а также расширении контактов с их руководителями». Новоиспеченный разведчик получил псевдоним «Ярема».

Сейчас уже не узнаешь, были ли портреты Р. Роллана, А. Барбюса и П. Синьяка сделаны по заказу советских разведслужб или созданы по сугубо творческим причинам. Зато доподлинно известно, что карандашные зарисовки с изображениями С. Шварцбада (ликвидировавшего С. Петлюру) и его адвоката Торреса, сделанные художником во время судебного процесса, были заказаны «сверху».

Удачей для советской разведки стало появление в ателье бельгийца Андре Мирабо, успешного коммерсанта, занимавшегося внедрением в производство новых разработок, в том числе военных. Он оказался большим ценителем живописи, к тому же сам неплохо рисовал. Мирабо стал часто навещать Глущенко, и в процессе длительных бесед о живописи и на иные темы разведчику удалось выведать немало ценных сведений. В архивных материалах сказано следующее: «...выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей».

В 1936 г. Глущенко обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться на родину, уверяя, что не выдержит заграницей более двух месяцев. Однако его убедили остаться в Париже еще на год.

При поддержке А. Довженко, работавшего в то время в советском консульстве в Берлине, художник, наконец, получил паспорт гражданина СССР и в июле 1936 г. вернулся в Советский Союз. Несколько месяцев вместе с женой и ребенком прожил в Москве, им выделили в коммунальной квартире комнатку площадью 9 квадратных метров. В 1937 г. он переехал в Киев, где и остался до конца жизни.

С переездом в Союз специальные задания для художника не закончились: в 1940 г. перед Глущенко была поставлена задача — организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине.

Попутно художник добывал чрезвычайно ценную информацию, на основе которой был подготовлен доклад на имя Сталина и Молотова: «Посланный ГУГБ НКВД СССР в Берлин разведчик «Ярема» сообщил: «Невзирая на заключенный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Всеми средствами гитлеровцы маскируют приготовление с целью не дать повода к недовольству со стороны Правительства нашей страны. В подготовке агрессии Германия широко использует украинские националистические организации под флагом борьбы за создание «самостоятельной Украины». Для националистических ячеек создан ряд материальных правовых льгот, среди украинской эмиграции проводится значительная пропагандистская работа. Националисты назначаются на разные должности в министерстве внутренних дел, армии, полиции и пограничных войсках под предлогом подготовки государственных, политических и военных деятелей для будущей соборной Украины. Украинский научный институт, который работает в Берлине под руководством министерства пропаганды, в последнее время значительно активизировал свою деятельность и стал центром научно-исследовательской работы украинских националистических организаций, призванных научно обосновать антисоветскую работу. С 1939 г. институт фактически подчинен немецкой администрации, но персонал остался украинским. Это научное заведение развило бурную издательскую и исследовательскую деятельность специфического характера. В течение 1939-1940 годов им был издан военный немецко-украинский словарь для инфантерии, аналогичный словарь для пилотов и большой немецко-украинский словарь специально для военно-топографических, экономических и политических обзоров отдельных регионов Украины. Готовятся к печати карманные военные словари и детальные карты территории Украины. Научно-исследовательской работой института руководит профессор Кузеля, прежний «гетманец», связанный с бюро Розенберга. В разговоре с «Яремой» относительно немецко-оуновских планов в ближайшее время он сказал: «Я общаюсь со многими немецкими политическими деятелями и скажу со всей ответственностью — война с СССР не за горами. Мы и в настоящий момент много работаем, но пытаемся быть незаметными, потому что немцы заинтересованы, чтобы не заострять отношений с Советским Союзом. Для украинской национальной эмиграции Гитлером создан режим наибольшего благоприятствования».

Характеризуя разнообразные политические группировки эмиграции, их антагонизм, Кузеля отметил: «В сущности, споры между ними имеют формальный характер. Такое состояние временно устраивает немцев, но главная цель одна и хозяин один»».

С момента заключения договора СССР и Германией о ненападении прошло лишь десять месяцев.

В последний день берлинской выставки «нагрянуло» высшее руководство Третьего рейха во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом, который вручил организаторам выставки грамоты и ценные подарки. Обращаясь к Глущенко, Риббентроп отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника и оценивает его как одного из лучших пейзажистов Европы своего времени, в связи с чем — на память о пребывании в Берлине — дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками.

Вернувшись в Москву, Глущенко передал этот альбом руководству разведки. Вскоре с акварелями Гитлера захотел ознакомиться Сталин. Альбом вернули художнику, когда началась война...

Глущенко долгое время «ходил по лезвию бритвы», ведь перед войной многие советские разведчики были репрессированы. К счастью, несмотря на доносы и провокации, к нему было сохранено доверие.

* * *

После войны Глущенко больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи. А как художник он был плодовит: в его наследии — более 10 тыс. работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.

Н. П. Глущенко. Автопортрет. 1969 г.

Обнажённая с полотенцем», 1970-е гг. картон, масло

Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Генеральный директор украинского канала «Культура» Т. Бойко, общавшаяся с художником на протяжении трех десятилетий, вспоминала: «Пейзаж был для него всем. Николай Петрович стремился оставить украинскую природу на полотне такой, какой потомки ее не увидят, и считал, что не может быть в мире прекраснее натуры, чем берега Днепра. Поэтому он оставил для потомков серию пейзажей тех днепровских берегов, которые оказались на дне искусственного Кировоградского моря. Это море было для него личной болью. Где бы он ни был, он рисовал пейзажи. Он так стремился вернуться из Франции на Украину, потому что был частью этого пейзажа. Каждый клочок земли для него был темой для работы. И вместе с тем его картины приобретали философское содержание».

Н. П. Глущенко. Цветущий сад. 1975 г.

О личных качествах художника Т. Бойко говорила следующее: «Это был человек, который очень выделялся своей одеждой, манерой держаться, выражением лица. Прекрасная осанка, больше похож на спортсмена (кстати, в семьдесят лет он переплывал Днепр). Тогда впервые Глущенко меня поразил своей чрезвычайностью. По отношению к женщинам он был парижанином. Николай Петрович так умел говорить с женщиной и на нее смотреть, что каждая чувствовала себя первой красавицей. Он и по-украински разговаривал как иностранец. Он любил свои работы, но всем дарил их очень щедро. В мастерской обязательно угощал кофе. У него был удивительный шоколад и альбомы по изобразительному искусству, а также украинский уголок — диван, тканый коврик, опишнянская и косивская вазы и очень много сухих цветов. Когда ему дарили цветы, он их не выбрасывал, поэтому вся мастерская была в цветах».

Долгие годы художник строго придерживался распорядка дня. Вне зависимости от дня недели и времени года он начинал работу в мастерской в 9 утра, обедал в 19.00, а в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник по дороге в мастерскую Глущенко заходил поздороваться в Министерство культуры. Уверяют, что из кармана его твидового пиджака всегда выглядывал свежий номер газеты «Юманите».

Художник завершил свой земной путь в Киеве и был похоронен на Байковом кладбище. Незадолго до смерти он отобрал 250 полотен, написанных в 1950-х, и попросил жену их сжечь. Картины нашли позже на антресолях в мастерской, и Министерство культуры передало их для хранения в музей, но без права экспонирования.

* * *.

Сразу после смерти художника его вдова передала в дар Госархиву 54 полотна, а также его мольберты, краски, кисти и личные вещи. В 2012 г., после двухлетнего судебного процесса внучки художника Ларисы Глущенко и Госархива, апелляционная судебная инстанция вынесла вердикт о принадлежности картин всемирно известного украинского советского художника Глущенко в пользу Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины.

Стоимость картин Глущенко колеблется от 20 до 150 тысяч долларов. Благодаря упорству сотрудников и юристов архивной службы историческое и культурное достояние Украины удалось отстоять и сохранить. Ангелина ДЕМЬЯНОК © Одна Родина

dok-zlo.livejournal.com

Николай Глущенко: художник и разведчик

Н. П. Глущенко. Киев, улица Лютеранская. 1945 г.

Николай Петрович Глущенко – выдающийся украинский художник и талантливый советский разведчик ушел из жизни 31 октября 1977 г. И хотя этот человек всегда был на виду, общественности после его смерти стали известны тайные страницы биографии художника. Выяснилось, что народный художник СССР и Украины лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Н. Глущенко долгие годы работал на советскую разведку и одним из первых проинформировал правительство СССР о готовящемся нападении фашистской Германии.

Н. П. Глущенко

* * *

Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 г. в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская обл.). Будущий художник провел детство в селе Борисовка.

Там мальчик получил первые яркие художественные впечатления: он видел, как работают богомазы, артелями трудившиеся над созданием икон. Процесс появления иконы стал для Николая одним из ярчайших воспоминаний детства.Он видел волшебство в том, как постепенно один художник писал одежду, другой прорисовывал лик, третий наносил на доску мелкие детали…

В 1918 г. он окончил коммерческое училище в Донецке (тогда это был поселок Юзовка). Вскоре молодого человека мобилизовали в ряды деникинской армии. С этого момента начались его скитания: когда армия была разбита, Н. Глущенко с остатками белогвардейских частей попал в Польшу, а оттуда сбежал в Германию.

Первое время ему приходилось ночевать в подвалах, скитаться в поисках заработка и даже голодать. Но на помощь талантливому юноше пришли состоятельные украинские эмигранты. Гетман П. Скоропадский оплатил учебу Глущенко — сначала в школе-студии Ганса Балушека, а затем — с 1920 по 1924 гг. — в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Там же, в Берлине, состоялась судьбоносная встреча художника с писателем и кинорежиссером А. Довженко, который тогда работал в консульстве УССР. Именно Довженко впоследствии помог Глущенко получить советский паспорт. Утверждают даже, что он сыграл определенную роль в том, что художник стал работать на советскую разведку.

Н. П. Глущенко. Городок во Франции. 1930-е гг.

* * *

В 1925 г. Глущенко переехал в Париж, где сразу был вовлечен в бурлящую художественную жизнь французской столицы. Конечно же, молодой художник не смог устоять перед обаянием работ импрессионистов и, может быть, в большей мере — постимпрессионистов, и впитал присущее им жизнелюбие, полнокровие, восхищение окружающим миром.

В его работах отчетливо ощущается влияние в первую очередь фовистов — Андре Дерена, Мориса Вламинка и, конечно же, Анри Матисса, а также Уильяма Тернера, «предтечи импрессионизма».

Н. П. Глущенко. Катер на Днепре. 1967 г.

К Глущенко достаточно быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать и постоянно участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Матисса и Пикассо. В парижской газете «Нувель Журналь Литерер» можно было прочесть: «Глущенко с замечательным телосложением, весь из мышц — не только художник, но и чемпион по легкой атлетике. Он заплывает в море так далеко, что с обратной дорогой расстояние может составить до восьми километров. А вечером, надевая смокинг, он превращается в светского человека на обедах в международном обществе».

Художественное ателье, которое Глущенко открыл на улице Волонтеров, стало точкой встреч самой разношерстной публики. Среди его посетителей были местные жители и туристы, интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских эмигрантских группировок.

* * *

Широкий и разнообразный круг общения художника привлек к нему внимание советских спецслужб. В 1926 г. ателье «навестил» загадочный гость, после чего в Москву было отправлено шифрованное сообщение: «Письмо № 20, параграф № 16. Нами вовлечен в разведывательную работу художник Глущенко Николай Петрович. Общее впечатление позитивно. Считаем целесообразным на первом этапе ориентировать Глущенко на добывание информации о враждебной деятельности и намерениях заграничных антисоветских и националистических организаций, а также расширении контактов с их руководителями». Новоиспеченный разведчик получил псевдоним «Ярема».

Сейчас уже не узнаешь, были ли портреты Р. Роллана, А. Барбюса и П. Синьяка сделаны по заказу советских разведслужб или созданы по сугубо творческим причинам. Зато доподлинно известно, что карандашные зарисовки с изображениями С. Шварцбада (ликвидировавшего С. Петлюру) и его адвоката Торреса, сделанные художником во время судебного процесса, были заказаны «сверху».

Удачей для советской разведки стало появление в ателье бельгийца Андре Мирабо, успешного коммерсанта, занимавшегося внедрением в производство новых разработок, в том числе военных. Он оказался большим ценителем живописи, к тому же сам неплохо рисовал. Мирабо стал часто навещать Глущенко, и в процессе длительных бесед о живописи и на иные темы разведчику удалось выведать немало ценных сведений. В архивных материалах сказано следующее: «...выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей».

В 1936 г. Глущенко обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться на родину, уверяя, что не выдержит заграницей более двух месяцев. Однако его убедили остаться в Париже еще на год.

При поддержке А. Довженко, работавшего в то время в советском консульстве в Берлине, художник, наконец, получил паспорт гражданина СССР и в июле 1936 г. вернулся в Советский Союз. Несколько месяцев вместе с женой и ребенком прожил в Москве, им выделили в коммунальной квартире комнатку площадью 9 квадратных метров. В 1937 г. он переехал в Киев, где и остался до конца жизни.

С переездом в Союз специальные задания для художника не закончились: в 1940 г. перед Глущенко была поставлена задача — организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине.

Попутно художник добывал чрезвычайно ценную информацию, на основе которой был подготовлен доклад на имя Сталина и Молотова: «Посланный ГУГБ НКВД СССР в Берлин разведчик «Ярема» сообщил: «Невзирая на заключенный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Всеми средствами гитлеровцы маскируют приготовление с целью не дать повода к недовольству со стороны Правительства нашей страны. В подготовке агрессии Германия широко использует украинские националистические организации под флагом борьбы за создание «самостоятельной Украины». Для националистических ячеек создан ряд материальных правовых льгот, среди украинской эмиграции проводится значительная пропагандистская работа. Националисты назначаются на разные должности в министерстве внутренних дел, армии, полиции и пограничных войсках под предлогом подготовки государственных, политических и военных деятелей для будущей соборной Украины. Украинский научный институт, который работает в Берлине под руководством министерства пропаганды, в последнее время значительно активизировал свою деятельность и стал центром научно-исследовательской работы украинских националистических организаций, призванных научно обосновать антисоветскую работу. С 1939 г. институт фактически подчинен немецкой администрации, но персонал остался украинским. Это научное заведение развило бурную издательскую и исследовательскую деятельность специфического характера. В течение 1939-1940 годов им был издан военный немецко-украинский словарь для инфантерии, аналогичный словарь для пилотов и большой немецко-украинский словарь специально для военно-топографических, экономических и политических обзоров отдельных регионов Украины. Готовятся к печати карманные военные словари и детальные карты территории Украины. Научно-исследовательской работой института руководит профессор Кузеля, прежний «гетманец», связанный с бюро Розенберга. В разговоре с «Яремой» относительно немецко-оуновских планов в ближайшее время он сказал: «Я общаюсь со многими немецкими политическими деятелями и скажу со всей ответственностью — война с СССР не за горами. Мы и в настоящий момент много работаем, но пытаемся быть незаметными, потому что немцы заинтересованы, чтобы не заострять отношений с Советским Союзом. Для украинской национальной эмиграции Гитлером создан режим наибольшего благоприятствования».

Характеризуя разнообразные политические группировки эмиграции, их антагонизм, Кузеля отметил: «В сущности, споры между ними имеют формальный характер. Такое состояние временно устраивает немцев, но главная цель одна и хозяин один»».

С момента заключения договора СССР и Германией о ненападении прошло лишь десять месяцев.

В последний день берлинской выставки «нагрянуло» высшее руководство Третьего рейха во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом, который вручил организаторам выставки грамоты и ценные подарки. Обращаясь к Глущенко, Риббентроп отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника и оценивает его как одного из лучших пейзажистов Европы своего времени, в связи с чем — на память о пребывании в Берлине — дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками.

Вернувшись в Москву, Глущенко передал этот альбом руководству разведки. Вскоре с акварелями Гитлера захотел ознакомиться Сталин. Альбом вернули художнику, когда началась война...

Глущенко долгое время «ходил по лезвию бритвы», ведь перед войной многие советские разведчики были репрессированы. К счастью, несмотря на доносы и провокации, к нему было сохранено доверие.

* * *

После войны Глущенко больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи. А как художник он был плодовит: в его наследии — более 10 тыс. работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.

Н. П. Глущенко. Автопортрет. 1969 г.

Обнажённая с полотенцем», 1970-е гг. картон, масло

Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Генеральный директор украинского канала «Культура» Т. Бойко, общавшаяся с художником на протяжении трех десятилетий, вспоминала: «Пейзаж был для него всем. Николай Петрович стремился оставить украинскую природу на полотне такой, какой потомки ее не увидят, и считал, что не может быть в мире прекраснее натуры, чем берега Днепра. Поэтому он оставил для потомков серию пейзажей тех днепровских берегов, которые оказались на дне искусственного Кировоградского моря. Это море было для него личной болью. Где бы он ни был, он рисовал пейзажи. Он так стремился вернуться из Франции на Украину, потому что был частью этого пейзажа. Каждый клочок земли для него был темой для работы. И вместе с тем его картины приобретали философское содержание».

Н. П. Глущенко. Цветущий сад. 1975 г.

О личных качествах художника Т. Бойко говорила следующее: «Это был человек, который очень выделялся своей одеждой, манерой держаться, выражением лица. Прекрасная осанка, больше похож на спортсмена (кстати, в семьдесят лет он переплывал Днепр). Тогда впервые Глущенко меня поразил своей чрезвычайностью. По отношению к женщинам он был парижанином. Николай Петрович так умел говорить с женщиной и на нее смотреть, что каждая чувствовала себя первой красавицей. Он и по-украински разговаривал как иностранец. Он любил свои работы, но всем дарил их очень щедро. В мастерской обязательно угощал кофе. У него был удивительный шоколад и альбомы по изобразительному искусству, а также украинский уголок — диван, тканый коврик, опишнянская и косивская вазы и очень много сухих цветов. Когда ему дарили цветы, он их не выбрасывал, поэтому вся мастерская была в цветах».

Долгие годы художник строго придерживался распорядка дня. Вне зависимости от дня недели и времени года он начинал работу в мастерской в 9 утра, обедал в 19.00, а в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник по дороге в мастерскую Глущенко заходил поздороваться в Министерство культуры. Уверяют, что из кармана его твидового пиджака всегда выглядывал свежий номер газеты «Юманите».

Художник завершил свой земной путь в Киеве и был похоронен на Байковом кладбище. Незадолго до смерти он отобрал 250 полотен, написанных в 1950-х, и попросил жену их сжечь. Картины нашли позже на антресолях в мастерской, и Министерство культуры передало их для хранения в музей, но без права экспонирования.

* * *.

Сразу после смерти художника его вдова передала в дар Госархиву 54 полотна, а также его мольберты, краски, кисти и личные вещи. В 2012 г., после двухлетнего судебного процесса внучки художника Ларисы Глущенко и Госархива, апелляционная судебная инстанция вынесла вердикт о принадлежности картин всемирно известного украинского советского художника Глущенко в пользу Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины.

Стоимость картин Глущенко колеблется от 20 до 150 тысяч долларов. Благодаря упорству сотрудников и юристов архивной службы историческое и культурное достояние Украины удалось отстоять и сохранить. Ангелина ДЕМЬЯНОК © Одна Родина

art-links.livejournal.com