Винсент Ван Гог. Биография и картины. Гог картины


Самые известные картины Ван Гога

Безумец, отшельник, гений… какими только противоречивыми словами не определяли личность Винсета Ван Гога его современники. Это сейчас имя голландского художника известно многим, а его картины лидируют в рейтинге наиболее дорогих произведений искусства. Но при жизни дело обстояло совсем иначе. Одиночество и непонимание со стороны окружающих были постоянными спутниками Ван Гога. Он стал ярким примером человека, талант которого был оценен по достоинству лишь после его трагической смерти, такой же неординарной и двойственной, как и сам художник.

Парадоксально, что Ван Гог  взялся за кисти для рисования далеко не в юном возрасте. Только последние семь лет его жизни были  связаны с живописью. Это обстоятельство не помешало ему стать автором около 900  картин.  Их внутренняя загадочность так и манит взгляды не только профессиональных ценителей искусства, но и простых обывателей.  Окунемся  и мы в таинственный мир картин Ван Гога, рассмотрев наиболее известные из них.

«Едоки картофеля»

Едоки картофеляВан Гог написал картину в апреле 1885 года. Это одна из ранних работ, в которой начал проявляться своеобразный стиль автора. Сюжет взят з реальной жизни — на полотне представлена семья бедных крестьян за ужином. Вся тяжесть их состояния передана художником тёмными красками. Пар от картофеля – единственное, что согревает их души. Тусклый свет от лампы, как неугасимый огонь надежды на лучшие, сближает родных. Вся глубина эмоционального состояния крестьян настолько тонко выражена Ван Гогом, что подсознательно  вызывает чувство сострадания у зрителей.

«Звездная ночь»

Звездная ночьСоздание этого полотна происходило во время пребывания художника в психиатрической больнице небольшого города Сен-Реми. Замысел Ван Гога состоял в том, чтобы показать могущественную силу воображения человека – того состояния, которое насыщает обыденные вещи смыслом, глубиной, удивительными красками. Выполнена в жанре постимпрессионизма, картина изображает ночное небо, которое целенаправленно занимает главное место полотна. Автор акцентирует внимание на огромных ярко-желтых звездах, уходящем месяце и удивительных кипарисах, растущих на холме. Эта композиция поглощена в таинственный вихрь галактик, спокойствие и гармонию Вселенной. Лишь вдали видно очертание горы и сонный город. Таким образом Ван Гог тонко показывает контраст земного и небесного.

Не удивительно, что подобная тематика заняла особенное место в творчестве голландского художника. Неоднократно Ван Гог признавался родному брату, что глядя на звезды, он предавался мечтаниям, был близок к ним душой и сердцем.

Работа над картиной была окончена в июне  1889 года.  В середине  ХХ века творение Ван Гога было передано под покровительство нью-йоркского музея современного искусства, где и сейчас звездная ночь художника доступна для всеобщего обозрения.

«Ирисы»

ИрисыЭта картина относиться к одним из последних творений Ван Гога. К концу  1889 года недуг полностью овладел мастером, но он упорно продолжал роботу с холстом и любимыми кистями. Предвещая свой неизбежный конец, великий художник искал успокоение в творчестве. Многие искусствоведы утверждают, что именно болезнь так сильно повлияла на  Ван Гога, что он отошел от своей привычной манеры живописи. Картина наполнена новым состоянием – невесомости, легкости, что умело подчеркнуто цветовой гаммой.

Сюжет передает красоту природы – поля, усеянного разными цветами. Однако центральными в композиции предстают ирисы, что и объясняет название шедевра. Ван Гог выбрал необычный ракурс для ключевого объекта. Цветы расположены так, что кажется, зритель сам присутствует в поле  и созерцает природу в живую. Теплые оттенки голубого  придают картине умиротворённость и гармонию.  В произведении невооруженным взглядом прослеживается влияние столь популярной японской живописи. Новшество Ван Гог соединил с привычным для него импрессионизмом, что обеспечило успех его работы.

Впервые полотно было куплено за 300 франков французским искусствоведом Октавом Мирбо. В конце  века «Ирисы» обрели статус самой дорогой картины, поскольку на аукционе она сорвала куш – работа Ван Гога была оценена в суму более 50 млн долларов.

«Красные виноградники в Арле»

Красные виноградники в АрлеБиографы Ван Гога повествуют, что тематика картины была избрана в порыве.  Она связана с проживанием художника в городке Арль, что расположен на юге Франции. Это был трудный, но и самый продуктивный период его творчества.

Не пользуясь успехом как художник, Ван Гог не покидал надежды на создания той работы, которая должна была зажечь его звезду на небосклоне известных и востребованных мастеров. Однажды, возвращаясь вечером домой, он был пленен  происходящем – люди, которые собирали урожай винограда, предстали  в глазах Ван Гога,  как фиолетовые и синие точки, потопавшие в ярком свете уходящего солнца.  Этот миг автор решил запечатлеть  в новом произведении и не ошибся.

На протяжении долгих лет картина считалась единственной работой, которая  была продана при жизни художника. Она была приобретена за 400 франков Анной Бош во время выставки в Брюсселе. Позже «Красные виноградники в Арле» перешли во владение русского коллекционера Ивана Морозова. В наше время она экспонируется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

«Ночная терраса кафе»

Ночная терраса кафеЭта картина еще раз показывает восхищение художника ночным временем суток. Она была написана в так называемый арльский период творчества, когда Ван Гог разрабатывал собственный стиль в живописи.  Удивительным кажется  факт, что при изображении ночного неба, художник совсем отказался от использования черной краски. Насыщенный желтый цвет, как-бы прорывает  глубокую тьму ночи и пленит своим ярким сиянием.

Интересно, что  Ван Гог воссоздавал ночь не в мастерской, как обычно делали его современники, а творил под открытым небом. По слухам, чтобы иметь возможность видеть свой холст, художник крепил к шляпе свечи и таким образом боролся с тьмой.

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкойСледует отметить, что Ван Гог на протяжении своей творческой деятельности неоднократно обращался к жанру автопортрета. Результатом такого увлечения стала серия картин с собственным изображением. Однако именно «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» имеет свою неоднозначную предысторию. Исследователи творчества художника утверждают, что именно ссора с давним приятелем подтолкнула художника к нанесению себе телесных повреждений.  Страдая душевной неуравновешенностью, Ван Гог не смог справиться с бурными эмоциями, и отрезал себе мочку уха. Собственно таким,  усталым от болезни и отчаяния, известный художник представлен на полотне.

vivareit.ru

Винсент Ван Гог. Биография и картины. Художники импрессионисты

Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе»Винсент Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) 1853-1890 г.

Великий голландский художник. Биография и картины.

Ван Гог. Искусство над пропастью

Жил тяжело и безрадостно, страдая психическими расстройствами, был особо дружен с братом Тео, обожал подсолнухи и отрезал сам себя ухо, что не преминул изобразить на своём автопортрете – вот, пожалуй, и всё, что можно отнести к расхожей информации о великом Ван Гоге. Между тем, этого художника можно сравнить с какой-то непостижимой вселенной, сплетённой из противоречий, чувственности, экспрессии и разочарования, вселенной, которую постичь было очень сложно, и похоже, что и сам Ван Гог не справился с этой задачей.

Годы метаний, как ступеньки к безумию

Искусство для Винсента Ван Гога было сродни спасательному кругу, за который он держался на волнах жестокой действительности. Абсолютно не социализированный, какой-то оторванный от всего мира, он избрал для себя единственно возможную форму существования – через живопись.

Жизнь его нельзя назвать простой – непохожий на свою семью, где испокон веков все были либо антикварами, либо состояли на духовной службе, Ван Гог стремился найти своё место в жизни, и вряд ли в том преуспел. Сначала он вроде как не прочь был продолжить семейную традицию, но уверовав, что торгаши губят искусство, сделал так, чтобы его уволили. Где бы ни учился Ван Гог, везде был изгнан из-за вспыльчивого характера и странного поведения. Первая любовь к вдовствующей кузине привела к тому, что он был вынужден покинуть семью, а сожительство с беременной проституткой и вовсе проложило пропасть между художником и его семьёй. Каждое из этих событий в веренице жизни Ван Гога оставляли глубокие душевные раны, которые не замедлили сказаться на его психическом здоровье.

Удивительно, но этот человек не имел полноценного художественного образования, что имело ряд противоречивых последствий. С одной стороны, Ван Гог чувствовал, что ему не хватает умений и навыков, но с другой творческая свобода, не закованная в академические каноны, позволяла ему смешивать акварель, сепию, масло в одной работе, приводя к удивительному цветовому колориту. Примечательно, что живописец даже отмечал, что для искусства и талант-то не нужен, главное – много трудиться.

Из Антверпена в Париж

В Антверпен Ван Гог прибыл после драматических событий – проживая в провинции Дрент, где художник увлёкся крестьянской темой («Ткач», «Крестьянин за работой» и др.), однако, местный пастор запретил жителям позировать странноватому юноше, а вскоре вовсе потребовал его высылки. На новом месте Винсент стал посещать уроки в Академии художеств и совершенствоваться, особенно в области написания людей. Хотя сегодня художник воспринимается как гениальный пейзажист и мастер натюрморта, сам Ван Гог всегда повторял, что он специалист по человеческим фигурам.В этом же городке была создана единственная картина, созданная по классическим традиционным канонам – «Едоки картофеля», поражающая своей эмоциональностью и скрытыми смыслами.

В 1886 году художник по совету брата приезжает в Париж – Тео, торгующий картинами и антиквариатом, стремится сразу же вовлечь Винсента в творческую богему. Живописец знакомится с Тулуз-Лотреком, Дега, Писсарро, Гогеном, открыв для себя волшебный мир импрессионистской эстетики. Примкнув к почти своим единомышленникам, Ван Гог представляет свои картины на оппозиционных выставках, но работы его, к великому расстройству мастера, покупателей своих не находят.

От негатива, Ван Гог вновь убегает в искусство – изучает теорию цветов Дега, постигает нюансы восточных фресок, интересуется различными стилями и направлениями. Мастер работал так много, что всего за год создал более 230 работ, среди которых «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе»,  экспрессивная серия «Башмаки», «Хлебное поле с маком и жаворонком», «Автопортрет в серой фетровой шляпе» и др.

Именно этот период творчества стал определяющим для формирования стиля художника, с характерной для него изогнутой линией, насыщенным сочным цветом, мелкими мазками и упрощённой формой при передаче атмосферных и световых нюансов.

Пресловутое ухо  и закат дней

Разочарованный из-за непонимания публики, Ван Гог решает переехать в Арль, местечко на юге Франции. Его обуревают честолюбивые мысли основать новое направление в изобразительном искусстве, назвав его «школой Юга». Преследуя такую же цель, к Винсенту присоединяется ещё один талантливый и странноватый мастер  — Поль Гоген. Здесь живописцы создали ряд прекрасных работ. У Ван Гога это «Вид на Арль с ирисами», «Цветущий фруктовый сад», «Летний вечер под Арлем и др.

Большой дружбы у художников, так же как и школы не получилось. Несмотря на огромный пиетет со стороны Ван Гога, Гогена раздражала неряшливость товарища, несобранность и вспыльчивость. Их история закончилась трагично – Ван Гог напал на Гогена с ножом и тот чудом остался жив. Расстроенный этим событием, и отлично понимавший, что с ним не ладно, Ван Гог отрезает себе мочку уха и надолго попадает в клинику для людей с психическими расстройствами.

Обречённость в этом человеке сочеталась с трезвой ясностью. Именно в такие минуты Ван Гог понимал, что возможно болезнь до конца съест его разум, и поэтому трудился ещё с большим рвением. Его картины теперь зазвучали ещё трагичней и импульсивней. «Спальня Ван Гога», «Звёздная ночь», «Ирисы», ряд автопортретов (в том числе и самый известный с повязкой на раненном ухе), «Прогулка заключённых» и др.  — все эти работы созданы в тяжкое для Ван Гога время

В 1890 году Ван Гог покидаем больницу Сан-Реми, ища поддержки у любимого Тео. Живя в семье брата в Овере, Винсент работает над обыденными сюжетами, так появляется поэтичная «Сельская дорога с кипарисами» и  «Пейзаж близ Овера в дождливый день». Однако живописец испытывает противоречивые чувства, видя как Тео переживает из-за болезни дочери и потери работы. Винсент начинает считать себя обузой для этой радушной семьи.

Грустные размышления привели к роковым действиям – 27 июля Ван Гог выстрелил в себя из револьвера, гуляя по полю. Пуля прошла мимо сердца, и смертельно раненный художник смог вернуться в гостиницу, послав за братом. Они говорили и говорили с Тео, пока ночью художник не попрощался с этим полным красок, но таким безнадёжным для него миром навсегда.

Ему было отпущено всего 37 лет, и з то время гениальный мастер смог продать лишь одну картину. Но издалека порою видно лучше, и сегодня мы признаём гений этого художника и его неоценимый вклад в историю мирового искусства.

Все картины Винсента Ван Гога на сайте vangogen.ru. Подробная биография художника. Описание и анализ картин.

www.hudojnik-impressionist.ru

Винсент Ван Гог - биография, личная жизнь, картины, произведения, фото

Винсент ван Гог: биография

Винсент Ван Гог – нидерландский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Много и плодотворно работал: в течение десяти с небольшим лет создал такое количество произведений, какого не было ни у одного из известных живописцев. Писал портреты и автопортреты, пейзажи и натюрморты, кипарисы, пшеничные поля и подсолнухи.

Родился художник около южной границы Нидерландов в деревушке Грот-Зюндерт. Это событие в семье пастора Теодора ван Гога и его жены Анны Корнелии Карбентус произошло 30 марта 1853 г. Всего в семье Ван Гогов было шестеро детей. Младший брат Тео на протяжении всей жизни помогал Винсенту, принимал активное участие в его непростой судьбе.

Винсент Ван ГогВинсент Ван Гог

В семье Винсент был трудным, непослушным ребенком с некоторыми странностями, поэтому его часто наказывали. Вне дома, наоборот, выглядел задумчивым, серьезным и тихим. С детьми он почти не играл. Односельчане считали его скромным, милым, дружелюбным и сострадательным ребенком. В 7 лет его отдают в деревенскую школу, спустя год забирают оттуда и учат дома, осенью 1864 г. мальчика отвозят в школу-интернат в Зевенберген.

Отъезд ранит душу мальчика и причиняет ему много страданий. В 1866 г. его переводят в другой интернат. Винсенту хорошо даются языки, здесь же он получает и первые навыки рисования. В 1868-м посреди учебного года он бросает школу и уезжает домой. Его образование на этом заканчивается. О своем детстве он вспоминает как о чем-то холодном и мрачном.

Винсент Ван Гог в детствеВинсент Ван Гог в детстве

Традиционно поколения Ван Гогов реализовали себя в двух сферах деятельности: торговле картинами и церковной деятельности. Винсент попробует себя и в качестве проповедника, и в качестве торговца, отдавая работе всего себя. Добившись определенных успехов, он отказывается от того и другого, освящая свою жизнь и всего себя живописи.

Начало карьеры

В 1868 г. пятнадцатилетний юноша поступает в филиал художественной фирмы «Гупиль и Ко» в Гааге. За хорошую работу и любознательность его направляют в лондонский филиал. За два года, которые Винсент пробыл в Лондоне, он становится настоящим коммерсантом и знатоком гравюр английских мастеров, цитирует Диккенса и Элиота, в нем появляется лоск. Ван Гога ожидает перспектива блестящего комиссионера центрального отделения «Гупиля» в Париже, куда он должен был переехать.

Из книги писем к брату ТеоСтраницы из книги писем к брату Тео

В 1875 году произошли события, изменившие его жизнь. В письме к Тео свое состояние он называет «болезненным одиночеством». Исследователи биографии художника предполагают, что причина такого состояния в отвергнутой любви. Кто был объектом этой любви, точно не известно. Возможно, что данная версия ошибочна. Изменить ситуацию не помог и перевод в Париж. Он охладел к «Гупилю» и был уволен.

Теология и миссионерская деятельность

В поисках себя Винсент утверждается в своем религиозном предназначении. В 1877 г. переезжает к дяде Иоганнесу в Амстердам и готовится к поступлению на факультет теологии. В учебе он разочаровывается, бросает занятия и уезжает. Желание служить людям приводит его в миссионерскую школу. В 1879-м он получает должность проповедника в Ваме на юге Бельгии.

Винсент ван Гог. АвтопортретВинсент ван Гог. Автопортрет

Преподает в шахтерском центре в Боринаже Закон Божий, помогает семьям шахтеров, посещает больных, обучает детей, читает проповеди, для заработка рисует карты Палестины. Сам живет в жалкой лачуге, питается водой и хлебом, спит на полу, истязая себя физически. Кроме того, он помогает рабочим отстаивать свои права.

Местные власти снимают его с должности, так как не приемлют бурной деятельности и крайностей. В этот период он много рисует шахтеров, их жен и детей.

Становление художника

Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.

Снова влюбляется. На этот раз в свою кузину. Его чувства не находят ответа, но он продолжает ухаживания, чем вызывает раздражение родных, которые попросили его уехать. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков.

Винсент ван ГогВинсент ван Гог. Автопортрет

Еще раз пытается создать семью с беременной уличной женщиной, с которой он знакомится на улице. Женщина с детьми переезжает к нему и становится для художника моделью. Из-за этого ссорится с родственниками и друзьями. Сам Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Тяжелый характер сожительницы превратил его жизнь в кошмар, и они расстались.

Художник отправляется в провинцию Дренте на север Нидерландов, живет в хижине, которую он оборудовал под мастерскую, пишет пейзажи, крестьян, сцены из их труда и быта. Ранние работы Ван Гога, с оговорками, но можно назвать реалистичными. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей.

Картина “Едоки картофеля”Картина “Едоки картофеля”

Из Дрента он переезжает к родителям в Нюэнен, много рисует. В этот период были созданы сотни рисунков и полотен. Одновременно с творчеством занимается живописью с учениками, много читает и берет уроки музыки. Тематика работ голландского периода – простые люди и сцены, написанные в экспрессивной манере с преобладанием темной палитры, мрачных и глухих тонов. К шедеврам этого периода относится картина «Едоки картофеля» (1885 г.), изображающая сцену из жизни крестьян.

Парижский период

После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1986 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.

Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.

В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.

Натюрморт с абсентомКартина "Натюрморт с абсентом"

Парижский период (1986-1988 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.

Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.

“Агостина Сегатори в кафе”Фрагмент картины “Агостина Сегатори в кафе”

В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле “ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.

Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми. Он вступает в споры, ссорится и принимает решение уехать из столицы.

Отрубленное ухо

В феврале 1888 г. он отправляется в Прованс и привязывается к нему всей душой. Тео спонсирует брата, посылая ему 250 франков в месяц. В благодарность Винсент отсылает брату свои картины. Снимает четыре комнаты в гостинице, питается в кафе, владельцы которого становятся его друзьями и позируют для картин.

С приходом весны художника пленяют пронизанные южным солнцем, цветущие деревья. Он в восторге от ярких красок и прозрачности воздуха. Идеи импрессионизма постепенно уходят, но остается верность светлой палитре и живописи на пленэре. В работах преобладает желтый цвет, приобретающий особое сияние, идущее из глубины.

Винсент Ван Гог отрубил себе ухоВинсент Ван Гог. Автопортрет с отрубленным ухом

Чтобы работать ночью на пленэре, закрепляет на шляпе и этюднике свечи, освещая таким способом свое рабочее место. Именно так были написаны его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе». Важным событием становится приезд Поля Гогена, которого Винсент неоднократно приглашал в Арль. Восторженное и плодотворное совместное проживание заканчивается ссорой и разрывом. Уверенный в себе, педантичный Гоген был полной противоположностью несобранному и беспокойному Ван Гогу.

Эпилогом этой истории становится бурное выяснение отношений перед Рождеством 1888 года, когда Винсент отрубил себе ухо. Гоген, испугавшись, что напасть собираются на него, скрылся в гостинице. Винсент завернул окровавленную мочку уха в бумагу и отправил ее их общей знакомой – проститутке Рашель. В луже крови его обнаружил друг Рулен. Рана быстро заживает, но душевное здоровье вновь возвращает его на больничную койку.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).

“Звездная ночь”Картина “Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.

«Красные виноградники в Арле»Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.

«Дорога с кипарисами и звездой»Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.

Могила Винсента Ван Гога

Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

Тео Ван ГогТео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

«Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Личная жизнь

Одной из причин психического заболевания Ван Гога могла быть его несостоявшаяся личная жизнь, он так и не нашел себе спутницу жизни. Первый приступ отчаяния случился после отказа дочери его домохозяйки Урсулы Лойер, в которую он долгое время был тайно влюблен. Предложение прозвучало неожиданно, шокировало девушку, и она грубо отказала.

История повторилась с овдовевшей кузиной Ки Стрикер Вое, но на этот раз Винсент решает не сдаваться. Женщина не принимает ухаживаний. В третий свой визит к родственникам возлюбленной он сует руку в пламя свечи, обещая держать ее так до тех пор, пока она не даст своего согласия стать его женой. Этим поступком он окончательно убедил отца девушки, что тот имеет дело с психически нездоровым человеком. Больше церемониться с ним не стали и просто выпроводили из дома.

Винсент ван ГогВинсент ван Гог. Автопортрет

Сексуальная неудовлетворенность отражалась на его нервном состоянии. Винсенту начинаются нравиться проститутки, особенно не очень молодые и не очень красивые, которых он мог воспитывать. Вскоре он останавливает выбор на беременной проститутке, которая поселяется у него с 5-летней дочкой. После рождения сына Винсент привязывается к детям и подумывает жениться.

Женщина позировала художнику и прожила у него около года. Из-за нее ему пришлось лечиться от гонореи. Отношения испортились окончательно, когда художник увидел, насколько она цинична, жестока, неряшлива и разнуздана. После расставания женщина предалась своим прежним занятиям, а Ван Гог покинул Гаагу.

Марго БегеманнМарго Бегеманн в молодости и зрелости

В 1844 году Винсента преследовала 41-летняя женщина по имени Марго Бегеманн. Она была соседкой художника в Нуэнене и очень хотела замуж. Ван Гог, скорее из жалости, соглашается на ней жениться. Родители на этот брак согласия не дали. Марго чуть было не покончила с жизнью, но Ван Гог ее спас. В последующий период у него много беспорядочных связей, он посещает публичные дома и время от времени лечится от венерических заболеваний.

Фото

24smi.org

33 картины Ван Гога, которые должен знать каждый.

Винсент Ван Гог — человек сильных эмоций и тяжелых психических состояний, и один из самых известных художников в истории искусства. В 27 лет он начал лихорадочно рисовать все, что его окружало. Он рисовал много и с жаром. Его картины не признавались. А он все равно продолжал водить по холсту кистью. Результат его жизни — более 800 картин, из которых 463 были созданы в последние 3 года жизни.

Ван Гог умер в нищете, думая, что его работы оказались вне искусства. Сегодня его имя — это символ эпохи постимпрессионизма, а картины продаются за рекордные деньги: всем знакомые «Звездная ночь», автопортреты разных годов, «Ирисы» и»Крестьянка».

1. Крестьянка

2. Едоки картофеля, 1885 г.

3. Жёлтый дом 1888 г.

4. Звёздная ночь над Роной

5. Спальня в Арле

6. Пшеничное поле с кипарисами

7. Пшеничное поле с воронами

8. Ночное кафе

9. Цветущие ветки миндаля

10. Автопортрет 1889 г.

11. Красные виноградники в Арле

12. Церковь в Овере

13. Дорога с кипарисом и звездой

14. Цветущий сад с тополями

15. Корни деревьев

16. Сад Добиньи

17. Башмаки

18. Череп с горящей сигаретой

19. Маки 1887  г. 

20. Луковичные поля

21. Воспоминание о саде в Эттене

22. Девушка в белом

23. Дома с соломенными крышами на холме

24. Стул Ван Гога, 1888 г.

 

25. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

26. Алискамп

27. Сад доктора Гаше в Овере

28. Закат в Монмажуре

29.  Автопортрет без бороды

30. Звездная ночь 

31. Подсолнухи

32. Ночная терраса кафе

33. Портрет доктора Гаше

cpykami.ru

Винсент Ван Гог картины

Вид на море в Схевенингене 1882г Две женщины в лесу 1882г Крестьянин сжигающий сорняки 1883г Дерево на ветру 1883г
Вид на море в Схевенингене 1882г Две женщины в лесу 1882г Крестьянин сжигающий сорняки 1883г Дерево на ветру 1883г
       
Натюрморт с капустой и деревянными башмаками 1881г Натюрморт с пивной кружкой и фруктами 1881г Фермерские домики в роще 1883г Цветущие поля 1883г
Натюрморт с капустой и деревянными башмаками 1881г Натюрморт с пивной кружкой и фруктами 1881г Фермерские домики в роще 1883г Цветущие поля 1883г
       
Изба и женщина с козой 1883-1885г Корзина картофеля 1883-1885г Натюрморт с корзиной яблок 1883-1885г Осенний пейзаж с четырьмя деревьями 1883-1885г
Изба и женщина с козой 1883-1885г Корзина картофеля 1883-1885г Натюрморт с корзиной яблок 1883-1885г Осенний пейзаж с четырьмя деревьями 1883-1885г
       
Осенний пейзаж 1883-1885г Пейзаж с голыми ивами 1883-1885г Портрет крестьянина с трубкой 1883-1885г Портрет крестьянки в белом чепце 1883-1885г
Осенний пейзаж 1883-1885г Пейзаж с голыми ивами 1883-1885г Портрет крестьянина с трубкой 1883-1885г Портрет крестьянки в белом чепце 1883-1885г
       
Прихожане покидающие реформатскую церковь в Нюэнене 1883г Старая церковная башня в Нюэнене (Крестьянское кладбище) 1884г Тополиная аллея на закате 1885г Тополиная аллея осенью 1884г
Прихожане покидающие реформатскую церковь в Нюэнене 1883г Старая церковная башня в Нюэнене (Крестьянское кладбище) 1884г Тополиная аллея на закате 1885г Тополиная аллея осенью 1884г
       
Задворки старых домов в Антверпене в снегу 1886г Портрет женщины с красной лентой 1886г Портрет старика с бородой 1885г Череп с горящей сигаретой 1885г
Задворки старых домов в Антверпене в снегу 1886г Портрет женщины с красной лентой 1886г Портрет старика с бородой 1885г Череп с горящей сигаретой 1885г
       
Автопортрет в тёмной фетровой шляпе перед мольбертом Автопортрет с соломенной шляпе Автопортрет с соломенной шляпе Автопортрет с соломенной шляпе
Автопортрет в тёмной фетровой шляпе перед мольбертом Автопортрет с соломенной шляпе Автопортрет с соломенной шляпе Автопортрет с соломенной шляпе
       
Автопортрет Автопортрет Автопортрет Аллея в Люксембургском саду лето 1886г
Автопортрет Автопортрет Автопортрет Аллея в Люксембургском саду лето 1886г
       
Берег Сены 1887г Ваза с астрами , сальвией и другими цветами Ваза с астрами и флоксами Ваза с васильками и маками
Берег Сены 1887г Ваза с астрами , сальвией и другими цветами Ваза с астрами и флоксами Ваза с васильками и маками
       
Ваза с гвоздиками Ваза с красными и белыми гвоздиками на желтом фоне Ваза с красными и белыми гвоздиками Ваза с красными маками
Ваза с гвоздиками Ваза с красными и белыми гвоздиками на желтом фоне Ваза с красными и белыми гвоздиками Ваза с красными маками
       
Ваза с маками, васильками, пионами и хризантемой Вид на крыши и задворки домов Два срезанных подсолнуха Два срезанных подсолнуха
Ваза с маками, васильками, пионами и хризантемой Вид на крыши и задворки домов Два срезанных подсолнуха Два срезанных подсолнуха
       
Два срезанных подсолнуха Итальянка Агостина Сегатори 1887 Натюрморт с виноградом Натюрморт с графином и лимонами на тарелке
Два срезанных подсолнуха Итальянка Агостина Сегатори 1887 Натюрморт с виноградом Натюрморт с графином и лимонами на тарелке
       
Натюрморт с грушами Портрет галериста Александра Рида, в мягком кресле Портрет галериста Александра Рида Портрет Папаши Танги
Натюрморт с грушами Портрет галериста Александра Рида, в мягком кресле Портрет галериста Александра Рида Портрет Папаши Танги
       
Портрет Папаши Танги Пшеничное поле с жаворонком Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой Арль Автопортрет с перевязанным ухом Арль
Портрет Папаши Танги Пшеничное поле с жаворонком Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой Автопортрет с перевязанным ухом
       
Ветвь цветущего миндаля в вазе и книга Арль Ветвь цветущего миндаля в вазе Арль Вид на Арль с ирисами на переднем плане Арль Вспаханное поле Арль
Ветвь цветущего миндаля в вазе и книга Ветвь цветущего миндаля в вазе Вид на Арль с ирисами на переднем плане Вспаханное поле
       
Дом Винсента в Арле (желтый Дом) Арль Дорожка в общественном саду в Арле Железнодорожные вагоны Арль Звездная ночь над Роной Арль
Дом Винсента в Арле (желтый Дом) Дорожка в общественном саду в Арле Железнодорожные вагоны Звездная ночь над Роной
       
Зеленые виноградники Арль Зеленые колосья пшеницы Арль Кресло Винсента и его курительная трубка Арль Кресло Поля Гогена Арль
Зеленые виноградники Зеленые колосья пшеницы Кресло Винсента и его курительная трубка Кресло Поля Гогена
       
Мост Ланглуа в Арле и дорога вдоль Канала Арль Мост Ланглуа в Арле и стирающие женщины Арль Мост Ланглуа в Арле Арль Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе Арль
Мост Ланглуа в Арле и дорога вдоль Канала Мост Ланглуа в Арле и стирающие женщины Мост Ланглуа в Арле Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе
       
Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе Арль Пара ботинок Арль Пара кожаных башмаков Арль Портрет Эжена Боша Арль
Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе Пара ботинок Пара кожаных башмаков Портрет Эжена Боша
       
Спальня Винсента в Арле Стога сена в Провансе Арль Тараскон Дилижанс Арль Хлебные скирды и жнец Арль
Спальня Винсента в Арле Стога сена в Провансе Тараскон Дилижанс Хлебные скирды и жнец
       
Художник идет работать Арль Вязка снопов (по Милле) Сент Реми Два землекопа среди деревьев Сент Реми Два копающих крестьянина Сент Реми
Художник идет работать Вязка снопов (по Милле) Два землекопа среди деревьев Два копающих крестьянина
       
Два тополя на дороге через холмы Сент Реми Две крестьянки копаются в поле со снегом Сент Реми Дорога с кипарисом и звездой Сент Реми Жнец (по Милле) Сент Реми
Два тополя на дороге через холмы Две крестьянки копаются в поле со снегом Дорога с кипарисом и звездой Жнец (по Милле)
       
Жнец с серпом (по Милле) Сент Реми Звёздная ночь Сент Реми Ирис Сент Реми Кипарисы и две женщины Сент Реми
Жнец с серпом (по Милле) Звёздная ночь Ирис Кипарисы и две женщины
       
Кипарисы с две женские фигуры Сент Реми Кипарисы Сент Реми Молотильщик (по Милле) Сент Реми Натюрморт Ваза с ирисами на желтом фоне Сент Реми
Кипарисы с две женские фигуры Кипарисы Молотильщик (по Милле) Натюрморт Ваза с ирисами на желтом фоне
       
Натюрморт ваза с ирисами Сент Реми Оливковая роща и ярко голубое небо Сент Реми Оливковые деревья и желтое небо с солнцем Сент Реми Первые шаги (по Милле) Сент Реми
Натюрморт ваза с ирисами Оливковая роща и ярко голубое небо Оливковые деревья и желтое небо с солнцем Первые шаги (по Милле)
       
Поле маков Сент Реми Поле пшеницы с жнецом за больницей Сен-Поль Сент Реми Полуденный отдых от работы (по Милле) Сент Реми Пшеничное поле с кипарисами Сент Реми
Поле маков Поле пшеницы с жнецом за больницей Сен-Поль Полуденный отдых от работы (по Милле) Пшеничное поле с кипарисами
       
Пьяницы Сент Реми Сеяльщик (по Милле) Сент Реми Сирень Сент Реми Спальня Винсента в Арле Сент Реми
Пьяницы Сеяльщик (по Милле) Сирень Спальня Винсента в Арле
       
Спальня Ван Гога Сент Реми Тутовое дерево Сент Реми Маргарита Гаше у фортепиано Овер Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице Овер
Спальня Ван Гога Тутовое дерево Маргарита Гаше у фортепиано Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице
       
Натюрморт японская ваза с розами и анемонами Овер Пейзаж в Овере в дождь Овер Поле с маками Овер Поля Овер
Натюрморт японская ваза с розами и анемонами Пейзаж в Овере в дождь Поле с маками Поля
       
Портрет доктора Гаше Овер Портрет доктора Гаше Овер Пшеничное поле под облачным небом Овер Пшеничное поле с васильками Овер
Портрет доктора Гаше Портрет доктора Гаше Пшеничное поле под облачным небом Пшеничное поле с васильками
       
Пшеничное поле с воронами Овер Стоги сена под дождливым небом Овер Цветущий каштан Овер Церковь в Овере
Пшеничное поле с воронами Стоги сена под дождливым небом Цветущий каштан Церковь в Овере
       

i-sofi.ru

Ван Гог все картины - Ван-Гог.рф

Винсент Ван Гог

Краткий обзор жизни Винсента Ван Гога, расскажет о том, как он пришел в искусство и в итоге стал одним из самых известных художников в мире.

Винсент Ван Гог один из самых известных художников в мире. Его картины легко узнаваемы во всем мире.

Ван Гог родился в 1853 году и вырос в Голландии. Он был воспитан в семье священника. После окончания школы в 1869г Винсент, с помощью своего дяди, поступает на работу в филиал парижской художественной фирмы в Гааге. Далее была работа в Лондоне и Париже. Первоначально Ван Гог доволен и успешен в этом направлении, но довольно скоро всё меняется.Он устал от этого, интерес к торговле исчезает и в 1876г Винсента увольняют из художественной фирмы.

В 1877г Ван Гог переезжает в Амстердам к своему дяде, где готовится к поступлению на теологический факультет. В 1879г он уже светский проповедник в шахтерском центре на юге Бельгии.

В 1880 году, в 27 лет, Ван Гог поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе, Бельгии. В ближайшие несколько лет к нему придет мало успеха, как в любви и искусстве.

Первая крупная работа Ван Гога - "Едоки картофеля" была написана в 1885г.

 К этому времени, он по-прежнему испытывает трудности с поиском любви, но добился прогресса в его картинах. Винсент теперь полностью посвятил себя живописи: живёт скромно, изучает теории цвета, и любуется работами художников, таких как Питер Пауль Рубенс. К сожалению, его картины все еще ​​трудно продавались.

На протяжении всей жизни Ван Гог поддерживал тёплые отношения со своим братом Тео, их переписка почти не прекращалась (это более 800 писем). И в одном письме Тео, будучи арт-дилером, заметил Винсенту, что в его работах должно быть больше света. Ван Гог в тот период рисовал крестьян и сельские пейзажи в тёмных тонах.

 Примерно в это же время, импрессионизм , с его яркими живыми цветами, становится популярным.

В следующем году, Винсент переехал в Париж, где его работы стали приобретать стиль, который сделает его знаменитым. В Париже он общается с некоторыми из самых авангардных и влиятельных художников своего времени - Поль Гоген, Бернар, и Тулуз-Лотрека. Он использует больше света, нанося краски толстыми и смелыми мазками.

В 1888г Ван Гог отправляется в Арль, на юге Франции. Там к нему присоединяется Гоген. Эти последние два года жизни Ван Гога весьма насыщены на события и продуктивны в плане творчества. В этот период Ван Гог испытывает много потрясений: пребывание в больнице для лечения психических заболеваний, физический упадок.

 

Спустя всего десять лет живописи и создав около 900 картин, Винсент Ван Гог покончил с собой в 1890 году. Он не был оценён по достоинству в свое время, но пройдет совсем немного времени и мир поймёт, какого гения потеряли. В течение двадцати лет после его смерти, по всему миру были проведены мемориальные показы его работ - оказавшие большое влияние на будущие поколения художников.

 

Ван Гог, Миндаль

Винсент Ван Гог:

  • Любопытно все-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам - поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым... Все это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та ее половина, которая заканчивается смертью.
  • Христос — единственный из философов, магов и т.д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • На мой взгляд,я часто,хотя и не каждый день,бываю сказочно богат - не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое,чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
  • Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.
  • Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.
  • Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.

xn----7sbfga1dj.xn--p1ai

Винсент Ван Гог: картины, биография

Творчество Ван Гога

Винсент Ван Гог. Автопортрет

Автопортрет

Винсент Ван Гог (Van Gogh, 1853—1890) — голландский живо­писец. Родился в селе Зюндерт. Отец — сельский священник. Винсент работал продавцом в Лондоне, был проповедником в Бельгии, потом начал овладе­вать живописью.

Очень недолго учился в антверпен­ской Академии художеств, в Гааге у Мауве, в Париже у Корлюна. Винсент Ван Гог считается постимпрессионистом. Не­которое время писал в манере Сера, Писсарро и Го­гена. Винсент Ван Гог работал в Голландии, Париже, Арле, Сен-Реми и Овере. Наиболее известные картины: «Едоки кар­тофеля», «Ботинки», «Арлезианка», «Красные виног­радники в Арле», «Автопортрет с отрезанным ухом», «Ночное кафе», «Папаша Танги», «Стул Гогена», серия «Подсолнухи».

Искусству Ван Гога присущие страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест ( 1-й пол. 80-х гг.). С 1888 года Винсент Ван Гог создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890, "Ночное кафе", 1888).

 Ван Гог

 

Почвой искусства Винсента Ван Гога была его родная Голландия, но только во Франции, в атмосфере революционных преобразований французской живописи конца прошлого века он стал одним из великих наряду с Полем Сезанном и Полем Гогеном мастеров постимпрессионизма.

Уроженец северо-брабантской деревни Гроот Зюндерт, Винсент Ван Гога начал свою жизнь в искусстве в 16 лет продавцом картин в салонах фирмы Гупиль. Спустя семь лет он решает стать, подобно отцу, проповедником Библии. Мечта Винсента Ван Гога послужить самым обездоленным приводит его в расположенный на юге Бельгии шахтерский поселок Боринаж. Однако, столкнувшись здесь с безысходной нищетой и страданиями шахтеров (этих, по его словам, "людей из бездны") и с бездушием церковных властей, Винсент Ван Гог охладевает к миссионерской деятельности и навсегда порывает с официальной религией. Именно в Боринаже 27-летний Винсент Ван Гог окончательно осознает свое призвание художника, видя теперь свою миссию в том, чтобы служить народу с помощью искусства, отражающего его жизнь. С этого времени начинаются десять лет творчества, отпущенных ему судьбой. Годы, полные страданий (он вел полуголодное существование на деньги, присылаемые братом Тео, продолжавшем торговлю картинами в парижском отделении фирмы Гупиль, и почти единственной его моральной опорой была поддержка того же Тео) — но также радости, которую давало служение искусству.

За исключением занятий в течение некоторого времени у голландского художника Мауве, Винсент Ван Гог не прошел академической выучки и сделал себя сам, стремясь к адекватному выражению своего чувства с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Темы его рисунков и картин голландского периода — образы природы, но прежде всего человек. Винсент пишет почти призрачных ткачей в их станках-клетках, главные же его герои — крестьяне. "Фигура крестьянина за работой — только она и есть подлинно современная фигура, душа современного мира, душа современного искусства" — в этих словах из письма к Тео — тогдашнее кредо Винсента Ван Гога, от которого он не отречется и впоследствии. Итогом голландского периода стала написанная в Нюэнене картина "Едоки картофеля" (1885, Амстердам, В. Ван Гога). Ван Гог выступил продолжателем своего кумира Милле, но, в отличие от произведений последнего, в полотне голландца есть "нечто грубое и дерзкое" — это подлинно "крестьянская картина". Как все картины голландского периода, "Едоки" написаны в темной гамме, как бы "той самой землей, которую крестьяне засевают". В то время художник, по его словам, больше, чем цветом, интересовался проблемами формы. Однако за приглушенными сероватыми и охристыми тонами была скрыта насыщенная цветовая основа, которой вскоре будет суждено вырваться наружу. Уже в этот период Винсент Ван Гог ощущает в себе "пробуждение нового, более острого чувства цвета и необходимость переворота в методе". Вместе с тем он чувствовал и невозможность оставаться в конце века, неуклонно разрушающего патриархальные устои, исключительно крестьянским живописцем. Эта жажда нового и побудила его отправиться в 1886 году в Париж, где он сближается с импрессионистами, углубленно изучает теорию цвета Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Он пишет в это время по преимуществу полные света импрессионистические картины (букеты, виды Монмартра и окрестностей Парижа, портреты) с раздельными мазками или пятнами чистого, интенсивного цвета. Как и полотна других импрессионистов, они являли в основном зрительное "впечатление" от действительности, но их отличала большая эмоциональность, цветовая и пластическая энергия — пока еще как бы растекающаяся по холсту...

В феврале 1868 года Винсент Ван Гог уезжает в Арль. Его побудило к этому стремление вернуться к земле и к тем, кто трудится на ней, вновь ощутить бесконечность природы, а также выразить в живописи ту полноту жизненных сил, которая присуща именно югу.

В Арле Винсент Ван Гог, не порывая связей с предыдущим творчеством, полностью реализует себя и находит свой законченный и неповторимый стиль. В то время как Сезанн, его главный антипод в постимпрессионизме, медленно и углубленно постигал натуру, Винсент проникал в нее в едином порыве вдохновения и на предельном накале чувств, контролируемых разумом. Этим объясняется, в частности, необычайно большое количество живописных и графических работ, созданных им на протяжении короткой творческой жизни. После переезда в Прованс он передает не "впечатление" от реальности, но ее квинтэссенцию и переживание художником. Оставаясь всегда в пределах конкретного мотива, выражает через частное общее и через внешние черты сущность явления. Достигалось это с помощью открытых в парижский период выразительных возможностей автономного от натуры живописного языка. Прежде всего языка цвета, эмоциональное и символическое звучание которого Винсент осознал еще в Голландии (он писал тогда, что "в красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые... иначе, чем для выражения настроения, нельзя использовать"), но также волевых, упрощающих форму контуров, динамичных мазков, подчиненных единому ритму, пастозной фактуры, являющей вещественность мира.

Увлеченный красотой Прованса, художник пишет его весну, лето и осень, находя для каждого времени года свою цветопластическую формулу. Примером осеннего пейзажа могут служить знаменитые "Красные виноградники" 1888 года из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина (одна из двух картин, проданных при жизни художника). Как всегда, Ван Гог строит колорит на контрасте дополнительных цветов, обогащая их гаммой теплых и холодных красок; резкие черные контуры фигур образуют как бы каркас композиции. Сцена уборки урожая трактована как целостный образ мира, в котором есть страсть и внутреннее напряжение, но также гармония и чувство счастья бытия.

Солнце — главный "герой" арльских пейзажей, изблюбленный цвет Винсента Ван Гога в этот период — желтый, цвет солнца, зрелых хлебов и подсолнечников, ставших неотделимыми от самого имени художника. В свои пейзажи он постоянно включал фигурки крестьян, но в основном тема крестьянского труда воплощалась в возникших еще в Голландии под влиянием Милле образах сеятелей, которые теперь приобретают откровенно символический характер, олицетворяя созидание и веру в будущее.

В многочисленных портретах конца 1880-х годов Ван Гога интересует духовная жизнь и индивидуальность человека, помещаемого им, независимо от конкретного антуража, как бы на фоне вечности. Таковы его автопортреты, полные порой исступленной духовности, воплощающие творческую волю и противостояние судьбе; образы простых людей, друзей художника ("Арлезианка", "Почтальон Рулен", "Зуав", "Колыбельная" и т. д.). Как и во всем творчестве Ван Гога, печаль, порой драматизм слиты здесь с чувством радости и красоты жизни, переданным с помощью ослепительных, зачастую почти лубочных, красочных сочетаний и орнаментальных узоров.

В той же мере, в какой Ван Гог очеловечивал природу, он наделял человеческими чувствами и предметный мир. Стулья оказывались способными представительствовать за их владельцев; прославленное "Ночное кафе в Арле" написано, как "место, где можно сойти с ума, совершить преступление", как "жерло ада", в то время как "Спальня художника" с ее мажорными и гармоничными красками "наводит на мысль об отдыхе".

В Арле Ван Гог попытался осуществить давнюю свою мечту об ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации. Однако попытка реализации этой мечты с помощью совместной работы с Гогеном кончилась трагично. Она привела к обострению подспудно развивавшейся психической болезни художника, обусловленной наследственностью и постоянным перенапряжением физических и духовных сил. Болезнь вынудила Ван Гога поступить в мае 1889 года в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между кризисами он сохранял всю присущую ему ясность ума и творческую активность. Из-за отсутствия моделей "натурой" ему нередко служили репродукции произведений известных художников, которые он "переводил" на собственный язык. Такова, например, "Прогулка заключенных" (1889, ГМИИ), сделанная по рисунку Доре. Хотя Ван Гог находился в Сен-Реми не на положении заключенного, созданный им образ во многом отражает его тогдашнее настроение. Фигурки бредущих по кругу людей напоминают автоматы и полны обреченной покорности; стены, замыкающие тюремный двор, закрывают небо, символизируя безысходность. Вместе с тем именно в Сен-Реми достигает высшей точки космичность видения художника и его любовь не только к земле, но и к небу. Наряду с оливами и кипарисами он пишет в это время ночные пейзажи, примером которых может служить "Звездная ночь" (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Земля с устремленными к небу, подобно языкам пламени, кипарисами воспринимается здесь как планета. В небе же разыгрывается мистерия рождения миров из закрученных спиралями потоков космической энергии. Шары звезд кажутся ночными солнцами; в них как бы находит завершение сквозной для Ван Гога мотив "источника света", который начинался еще с керосиновой лампы "Едоков картофеля"...

Последние два месяца своей полной странствий жизни Ван Гог провел в расположенной под Парижем деревушке Овер. "Пейзаж в Овере после дождя" (1890, ГМИИ) кажется промытым в своей чистоте и свежести. Там же художник пишет трагичный портрет доктора Гаше и "Стаю ворон над хлебным полем", где черные птицы выглядят вестниками смерти. В том же месяце, в котором была написана эта картина, Ван Гон во время приступа депрессии кончает жизнь самоубийством. "Будущая жизнь художника в его произведениях", — писал Ван Гог, как бы предчувствуя свою неслыханную посмертную славу и влияние на искусство 20 века. При этом он продолжает говорить с последующими поколениями не только своим творчеством, но и своим словом — уникальным по объему и богатству мыслей и чувств собранием писем, адресованных в основном к Тео.

Н.Апчинская

Статья из книги "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год".

Галерея картин Винсента Ван Гога

подсолнухи Море в Сент-Марье

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info