Картина мира Гоголя. Гоголя картина


Иллюстрации к "Портрету " Н.В.Гоголя

 Александр Иванов. Портрет Н.В.Гоголя. 
<br /><br /><br /> Alexander Ivanov. Portrait of Nikolai Gogol.

  «... я изображен, как был в своей берлоге, – писал Гоголь об этом портрете, – , в халате  с длинными взъерошенными волосами и усами”»...Он не хотел выглядеть таким в глазах современников, а портрет опубликовали без его спроса и ведома .Есть более официальные портреты,известные из учебников литературы. Но этот-" глубоко домашний, где изображен Гоголь-весельчак, Гоголь приятельского круга"-гораздо более живой.   . А . Иванов писал его в Италии как подготовительный этюд и к окончательному портрету писателя, и  к картине "Явление христа народу". А Гоголь в это же время писал с Иванова своего героя повести "Портрет"-того,который сумел преодолеть дьявольскую силу  созданного им  без любви портрета ростовщика.  

Как только мы коснулись темы портрета ,стало ясно,что  гоголевская одноименная повесть является великолепным материалом,позволяющим говорить о том, чем должен являться портрет , и чем вообще отличается произведение искусства от претензии на него.http://www.youtube.com/watch?v=EmE14o-fJAs  -это небольшой сохранившийся фрагмент экранизации повести "Портрет" 1914 (15 ?) года.

Ну а нашим "учащимся классической гимназии " , прекрасно справившимся с анализом портретов 19 века, как и было обещано ,предлагаются на суд иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Портрет"- к той ее части,которую мы успели прослушать. 

                                  .

Попробуйте ответить на вопросы к одному или более из 5 изображений(№ 1,2,3,4,7) В ВИДЕ СВЯЗНОГО ТЕКСТА.Я даю вводную фразу и вопросы.Вы продолжаете текст.Итак....

  №1.       По пустынной петербургской улице идет художник Чартков с портретом в руках...

***Рад ли он своему приобретению? Почему? О чем он думает?Почему художница не изобразила других людей? Зачем ей понадобилось контрастное освещение?Почему даже окна выглядят как пустые слепые глазницы? Какое впечатление возникает у вас при взгляде на картину?

№1Пальникова М.А.  Цветная линогравюра. ( О способе изготовления таких изображений можно узнать здесь http://vimeo.com/30426502  )

№2 . Молодой художник Чартков медленно идет по набережной и несет под мышкой картину ,которую только что купил в лавке (маленький магазинчик)....

   *** Сюжет тот же ,что на первом изображении,но вИдение художницы иное.И художник,и картина повернуты к нам лицом. О чем  задумался Чартков? Какое у него настроение? Какое впечатление производит лицо на купленном им  портрете(хотя изображение неполное и нечеткое)?Что изображено на переднем плане картины Е.Кибрик и с какой целью? На картине есть три крупных темных  пятна-какие? Можно ли попробовать установить между ними связь?Какова,на ваш взгляд,главная мысль картины?

№2Кибрик Е.А.(№2,3)

№3    Чартков на картине Кибрик сидит перед кучей золотых монет ,но взгляд его устремлен не на них...    **** О чем он задумался? Заметна ли радость на его лице? Почему? Симпатичен ли вам этот человек?(обосновать) . Статуэтка на заднем плане и мольберт намекают на род его занятий . Связаны  они на картине с горкой денег на столе и если да,то каким образом? Какое решение примет этот человек? 

  №4 .одна из иллюстраций Кукрыниксов к повести 

Чартков стоит в лавке,скрестив на груди руки,и внимательно смотрит на портрет.

   ***.О чем он задумался и каков ход его мыслей, судя по выражению его лица?Нравится ли ему портрет ,и хочет ли он его покупать? Почему так сложно принять решение? Какими средствами авторы иллюстрации( Кукрыниксы-это три художника: КУприянов,КРЫлов,НИКолай Соколов ) заставили нас сосредоточить внимание на Чарткове?Кем является второй человек,находящийся в лавке? Чем он отличается от Чарткова?Что хотели показать нам Кукрыниксы,выбрав этот сюжет для своей картины?

.   

 №5  ,6, 7. - это илл. В.Панова. К № 5 и 6  у меня никаких вопросов нет Просто посмотрите и получите удовольствие . А вот к последней- 7-й репродукции-есть. 

                     №7  Сюжет тот же,что на илл .№.3,  но художник иначе расставил акценты.

Чартков сидит за столом,глядя на груду денег перед собой.

.

****Что ощущает молодой человек?В каком направлении работают его мысли? Какую идею несет это изображение и как цвет помогает ее передать?отличается ли герой этой картины от Чарткова на репродукции № 3 ? (объяснить). Что,на ваш взгляд ,должно произойти с героем в ближайшем будущем?                

                   Желаю всем интересных идей!</lj-cut>

the-magic-of.livejournal.com

Исследовательская работа "Живопись в творчестве Н.В. Гоголя"

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………..с.2-3

 

1.      Гоголь и живопись…………………………………………………………………с.4-8

1.1  Увлечение Гоголя живописью……………………………………………………...с.4

1.2  Иллюстрации Гоголя к своим произведениям.…………………………………....с.4-5

1.3  Дружба с художником Ивановым. «Явление Христа народу»…………………..с.5                                                   

1.4  Картина Брюллова «Последний день Помпеи» и очерк Гоголя «Помпеи последний день»: их неразрывная связь…………………………………………………...…..с.5-6              

1.5  Живописное слово Гоголя………………………………………………………….с.6                

1.5.1        Знаменитое описание сада Плюшкина И. В………………………………......с.6

1.5.2        Красота украинской степи в повести «Тарас Бульба»…………………….….с.7       

1.5.3        «Майская ночь или Утопленница и картина А. И. Куинджи: союз волшебных звуков, чувств и дум»…………………………………………………………..с.7-8            

 

2.      Заключение……………………………………………………………………...…с.9-10

3.      Литература………………………………………………………………………….с.11

4.      Приложения.       

 

 

Введение

    Мир прекрасного для Николая Васильевича Гоголя немыслим без живописи, скульптуры, театра. Истинный писатель, наделенный богатым воображением, обладающий тонким художественным вкусом, способный одухотворять окружающий мир, он не мог не любить искусство.

    Многие произведения Гоголя полны впечатлений от полотен выдающихся художников. Великое слово писателя откликается на картины, созданные кистью талантливых живописцев.

    Я занимаюсь в художественной школе и. конечно, многое уже узнала из области искусства. Согласна, картины великих художников рождают в нас новые ощущения, поднимают над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого из нас что-то неизгладимое, о чем мы иногда можем и не догадываться.

    Я люблю творчество Н.В. Гоголя. Читая его произведения, приходишь к мысли, что он словно черпал в произведениях живописи новые ощущения, будто чувство, выраженное в красках, рождало в его воображении новое, более острое понимание слова.

    Цель моей работы: изучить мастерство Гоголя-художника, связанное с искусством словесной живописи.    Для достижения своей цели я ставлю следующие задачи:1) выявить значимую роль живописи и ее проявления на этапах творческого пути Н.В. Гоголя 2) установить, что дружба с художниками,-это возможность «пользоваться средствами и выгодами для многих недоступными»3) доказать, что пристальное вглядывание и вслушивание в природу, изображенную  Гоголем, способствует развитию мышления и речи, обогащению словарного запаса, ощущению внутренней гармонии, пробуждению в нас любви к прекрасному, к красоте, добру и справедливости.

    Предмет исследования: живопись в творчестве Гоголя.

    Объект исследования: природа живописи и литературы, тайна творческого вдохновения писателя, предназначение художника-творца.

    Метод исследования: работа с текстом, наблюдение, исследование, сравнение, анализ языкового мастерства.

   Творчество Н.В. Гоголя представляется нам достаточно изученным. «Литература о Гоголе велика и многообразна. На протяжение многих лет его творчество изучали такие исследователи как В.В. Виноградов, В.В. Ермилов, Г.А. Гуковский, Е.С. Добин и многие другие. В своих работах они подробно раскрывают особенности творчества Н.В. Гоголя, его язык, проблематику произведений».

    Я достаточно много прочитала литературы о Н.В. Гоголе. Особенно привлекла мое внимание интересная и познавательная книга «Рисунки русских писателей». Автор-составитель Р.В. Друганов. И книга И. Долгополова «Рассказы о русских художниках».    Я открыла для себя нового Гоголя. Он для меня романтик, художник, поэт в прозе. Недаром он когда-то сказал: «Поэзия и живопись-родные сестры».

    Тема «Живопись в творчестве Гоголя» и сегодня актуальна прежде всего тем, что Н.В. Гоголь внес огромный вклад в развитие русской литературы, поднимая в своих произведениях такие вопросы, которые до сих пор не перестают волновать общество. А данная исследовательская работа позволяет мне по-новому взглянуть на содержание текстов Гоголя и художественной литературы в целом, расширяет мое понимание роли живописи не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Те результаты, к которым я пришла в ходе исследования, для меня очень значимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гоголь и живопись

1.1 Увлечение Гоголя живописью

    «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль», -писал В.Г. Белинский.

    Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечен живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя, как живописец, книжный график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств.

    У него мало рисунков в творческих черновиках и почти нет автоиллюстраций, кроме эскизов обложек. Его основная тема-архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и сталинские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные детали-арки, колонны, купола, башенки, балконы, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со знанием дела. До нас дошла лишь небольшая часть его графики и, по-видимому, не самая лучшая часть, и многое неизвестно из его живопись.

1.2 Иллюстрации Гоголя к своим произведениям

   На рисунки Н.В. Гоголя следует обратить внимание вовсе не по тому, что он не без основания называл себя с Жуковским «наполовину художниками».

   Удивляет женский портрет, сделанный карандашом около 1820 года, когда Гоголь был еще гимназистом. Удивляет не только силой уместно найденного тона и богатством его оттенков, но прежде всего каким-то мистическим восприятием формы. Некоторое искажение пропорций лица (вытянутый нос и подбородок, заниженный лоб) напоминают некоторых персонажей из его же произведений.

   Готовя «Мертвые души» к изданию, Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги.

   Остается только пожалеть, что, поскромничав, Гоголь больше не решился делать иллюстрации. Тогда, наряду с хорошими гравюрами П.М. Боклевского и А.А. Агина, мы имели бы удовольствие видеть живые и весьма характерные рисунки самого писателя.

1.3 Дружба с художником Ивановым. «Явление Христа народу»                                                                         

   Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В произведениях Гоголь чувствует огромные силы, силы правды или лжи, добра или зла. Для художников Гоголь был образцом писателя, из произведений которого они черпали огромные силы, силы правды или лжи, добра или зла. Русского художника П.А. Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В картинах Федотов по-гоголевски «обличал, любовался, смеялся» («следствие кончины Федельки» 1844г.).

    Я уже упоминала о художнике Александре Иванове. С ним Гоголя связывает многолетняя дружба. На знаменитой картине А. Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») -в облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании картины в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии; он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

1.4 Картина Брюллова «Последний день Помпеи» и очерк Гоголя «Помпеи последний день»: их неразрывная связь

   Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была выставлена картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая произвела на Гоголя огромное впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью «Помпеи последний день (картина Брюллова).» Она написана горячо, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. Прекрасное полотно вдохновило Гоголя на создание очерка «Помпеи последний день.»

    24 августа 29 года нашей эры был страшным днем для жителей древней Помпеи: началось извержение Везувия.

    Статья Гоголя о картине Брюллова известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает творчество Н.В. Гоголя. Она была создана Гоголем на одном дыхании, написана стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои картины Брюллова поражают и восхищают зрителя. «Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотой.» В этом Гоголь видел главную идею картины. Он умеет живо описать словом то, что изображено на картине. В своей статье Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и пластическую красоту человека в творении Брюллова. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений 19го века».

1.5 Живописное слово Гоголя

    Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира. Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа.

1.5.1 Знаменитое описание сада Плюшкина И. В.

    Вспомним знаменитое описание сада Плюшкина в 6 главе «Мертвых душ», где он дал пейзаж, какого тщетно искал в современной живописи.    «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, казалось один освежал эту обширную деревню {…}. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, {…}подымался, как мраморная сверкающая колонна. Хмель, гнувший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешник обвивал до половины сломленную берез{…} Узкая дорожка, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка, дряхлый ствол ивы, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые листы. В стороне, у края сада несколько осин подпирали огромные вороньи гнезда».

   Опираясь на описание сада Плюшкина Гоголем, я попыталась представить сад этого помещика с моей точки зрения (сравнить, что было бы похоже, а что нет).

   Я знаю, что это был за помещик: его привычки, быт, описание комнаты, его увлечения, характер и многое другое. Исходя из этого, я могу представить и попытаться изобразить то, каким был сад Плюшкина. А затем сравнить его с представлением Гоголя. Приложение №1

 

 

 

1.5.2 Красота украинской степи в повести «Тарас Бульба»

    Очень красиво и поэтично Гоголь описывает украинскую степь в повести «Тарас Бульба». Она показана и днём и веером. В каждое время суток она выглядит по-разному. Днем она похожа на зелено-золотой океан, по которому раскиданы прекрасные степные цветы. Воздух наполнен птичьими голосами. Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню. Вечером степь совершенно переменилась. Очень красив закат солнца. Степь наполнилась совсем другими звуками. Свистели суслики, громко трещали кузнечики, слышался крик лебедя.

    Описание запорожской степи невероятно красиво. Чувствуется любовь Гоголя к родной природе. Важно, что герои этой повести находятся среди такой прекрасной природы и всем сердцем чувствуют ее красоту. Описание степи занимает очень важное место в повети. Чувствуется, что в эту картину автор вложил всю свою душу, любовь. Весь свой талант.

1.5.3 «Майская ночь или Утопленница и картина А. И. Куинджи: союз волшебных звуков, чувств и дум»

    Как многообразна и естественна природа в гоголевский произведениях. Вся красота, ширь, могучее спокойствие родины, чистота и глубина души ее выражена в эпическом образе Днепра. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не шелохнет, не прогремит…»

    Чтобы показать всю величественность Днепра Гоголь использует разные средства выразительности.

Гиперболы

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Высказывания

Без меры в ширину

Страшен Днепр

Будто весь вылит из стекла

Днепр ходит

Пышный

Без конца в длину

Он же пышный

Будто голубая зеркальная дорога

Нежась и прижимаясь ближе к берегу

Зеленокудрые

Пойдут горами по небу синие тучи

Синий

Будто полоса дамасской сабли

 

Нет реки ему равной в мире!

 

    Свое отношение к Днепру Гоголь передает и в глаголах-сказуемых: «не шелохнет», «сыплются», «озирает». Днепр показан ранним утром в ясный осенний день, в темную ночь, и во время бури. Да, есть и страшный Днепр. Как он грозен, шатающий леса, низвергающий молнии, гремящий водяными холмами. Вот так неисчерпаемо богат Днепр в изображении Н.В. Гоголя.

    Картина А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» обрела поистине народную славу. Она является и моей любимой картиной этого художника. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Лунная рябь на реке и сияние самой луны передает гениальность А.И. Куинджи и кажется, что зритель попадает под власть вечного и Божественного, точно так же, как мы попадаем под власть вечного и Божественного, когда читаем «Майскую ночь, или Утопленницу» Н.В. Гоголя. Это союз волшебных звуков, чувств и дум…

   «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее… Земля вся в серебряном свете…Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя.  Тихи и покойны пруды; холод и мрак этих вод угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. Божественная ночь. Очаровательная ночь.

    Как похожа лунная украинская ночь на картине художника Куинджи на описание украинской ночи Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». И на картине и в рассказе доминирует серебряный цвет, то есть серо-белый, с блеском. Это лунный цвет. Его можно увидеть, если посмотреть на ночное звездное небо или во время дождя; в каждой капле, присмотревшись, замечаешь этот цвет. По настроению он загадочный, таинственный, сказочный. Присутствуют в основном тихие звуки: «ночной покой земли»-в картине, «тихи и покойны пруды»-в повести. Там и там чувствуются запахи чудной ночи, родной земли, все дивно и торжественно.

    Я нарисовала иллюстрацию, на которой постаралась изобразить то, какой я представляю ночь на Днепре. Мне было очень трудно добиться плавного перехода речной глади в горизонт и воссоздать тот лунный свет, который смог изобразить Куинджи. Я старалась приблизить свою иллюстрацию к рассказу Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Мне хотелось нарисовать и деревья, полные мрака, и сады, от которых исходит аромат, и луну, отражающую серебряный свет.. Приложение №2

    Знаю, что пейзаж-это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но еще и средство выражения настроения автора, его состояния души. Складывается такое ощущение, что человек и природа-нечто целое, неразрывное, связанное. И, конечно, же, прав Белинский, сказав, что «Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их»

2.Заключение

   Изучив литературу о творчестве Н.В. Гоголя, я пришла к выводу, что советское и русское литературоведение многое сделало для изучения наследия Гоголя, возможно, даже больше, чем в отношении некоторых других классиков. Но можем ли мы сказать, что оно уже в полной мере изучено? Едва ли у нас появятся основания для утвердительного ответа на этот вопрос. На каждом новом витке истории возникает необходимость заново прочитать и по-новому обдумать творчество великого Гоголя.

   Классика неисчерпаема. Каждая эпоха открывает в великом наследии прежде всего незамеченные грани и находит в нем нечто важное для раздумий о делах сегодняшних. Многое в художественном опыте Гоголя сегодня необыкновенно и поучительно.

   В этой работе я постаралась выявить значимую роль живописи и ее проявление на этапах творческого пути Н.В. Гоголя.

    У меня не было намерений в рамках этой работы говорить с равной обстоятельственностью обо всех его произведениях, связанных с рассматриваемой темой. Мне хотелось прежде всего дать ощущение безмерного мастерства Гоголя – художника, связанного с искусством словесной живописи.

   Погружаясь в историю развития живописи 19го века, я поняла, что в изобразительных опытах писателей видна была несомненная одаренность и уверенное мастерство. Поражает пейзажная графика В. Жуковского, рисунки А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, зарисовки Батюшкова и наброски Н.В. Гоголя. Они рисовали в самых разных жанрах и техниках, с разной степенью одаренности и усердия, но всегда небезразлично.

   Живопись в творчестве Гоголя играет огромную роль. В художественном произведении под пером мастера пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Этот союз волшебных звуков, чувств и дум ощущается в повести «Майская ночь, или Утопленница» и в картине А.И. Куинджи «Лунная ночь».

   В 1838г. в Италии судьба свела Гоголя с художником Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Я убеждена, что обоими художниками владела идея духовного возрождения человечества, освобождение его от зла.

    Работа с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» и с очерком Гоголя «Помпеи последний день» помогли мне глубже и полнее воспринять словесные и живописные произведения, глубже осознать роль художественных средств, используемых писателем в произведениях.

    Прозаический отклик Гоголя на картину К. Брюллова-это ни что иное как признание Гоголем яркого дарования художника Брюллова.

    Моя работа может быть использована на уроках и факультативных занятиях, где изучается творчество Н.В. Гоголя; я могла бы поделиться своими размышлениями о роли живописи в творчестве Николая Васильевича.

    Вопрос о назначении художника всегда волновал Гоголя. Социальные аспекты жизни творческого человека рассматриваются писателем в повести «Невский проспект» и «Портрет». Тем более, что встречи с Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны. Они помогли Гоголю познакомиться с бытом и технологией художников. Именно в это время Гоголь и начал писать повесть «Портрет». Моя дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в этом направлении, где я попыталась бы выявить роль художника в художественной жизни России 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Литература

1. Алянский Ю. – Рассказы о русском музее. М., 1981г.

2. Гинзбург Л.Г. - Занимательно о литературе-М., 1990г

3. Гоголь Н.В. – Вечера на хуторе близ Диканьки. М., 1924г

4. Гоголь Н.В. – Мертвые души. М., Детская литература, 1969г-414с

5. Гоголь Н.В. – Тарас Бульба. М., 1980г

6. Долгополов И.- Рассказы о художниках. М.. 1982г

7. Корнилова А.Е. – Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976г.

8. Марченко Н.А. – Жизнь и творчество Гоголя: Материал для выставки в школе и детской библиотеке. –М.; 1979г.

9. Рисунки русских писателей.  Автор-составитель Р.В. Дуганов. -Советская Россия, 1986г.-255с

 

10. Ходякова Л.А. - Живопись на уроках русского языка. -М.: Флинта: Наука, 2000г-352с

infourok.ru

Картина мира Гоголя

Нечипоренко Ю. Д. (Москва), к.ф.-м.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова / 2002

Картина мира Гоголя

Сочинения Гоголя открывает «Сорочинская ярмарка». Слово ярмарка (родственно английскому «year market») означает «годовой рынок». Товар на рынке переходит из рук в руки: представим, что вы вырастили быков и привезли их с целью обменять на пшеницу. В языческие времена наши предки были уверены, что быкам покровительствуют одни божества, пшенице — другие. Если быка поменять на пшеницу, будут недовольны и духи быка, и духи пшеницы. Нужно было обставить сделку так, будто речь идет не об обмене, а о дарении: вы дарите быков, вам в ответ преподносят пшеницу. Переход товара в другие руки требует обрядового пира: на пиру не считают, где свое и чужое, кто, сколько выпил и съел. Тут же место и прежним жрецам, нынешним артистам, которые поют и танцуют, чтобы умилостивить духов.«Обмывание» покупки — рудимент древнего обряда. Деньги на себя берут роль эквивалента, в покупке в скрытом виде содержится обмен.

Праздничная сторона ярмарки близка к карнавалу. Но карнавал — игра, шествие ряженых — то, что дает пищу глазу. Это экспозиция оболочек вещей: костюмов, нарядов, масок. Ярмарка связана с обменом энергиями пищи и вещами, с которыми человек будет жить и после ее окончания. Ярмарка входит в человека не только через глаза, но и через рот, пробирает его целиком.

Хуторянину, которого отлично понимал Гоголь уже в юности, невозможно было представить себе двух- трех месячное карнавальное безделье и дурачество горожан в средневековой Европе. Конечно, можно пуститься на пару дней «в загул» на ярмарке или свадьбе — но селянин зарабатывал хлеб тяжелым трудом в течении года и только результатами этого труда он мог распоряжаться.

Гоголевская ярмарка связана с местом выхода черта из пекла. Из-под земли появляется здесь красная свитка, которая несет энергию особого рода. Красная свитка не входит в число товаров, которые обмениваются на ярмарке, напротив, она может расстроить весь обмен! Что же это за таинственная субстанция такая?

Вращающееся в плоскости земли, лежащее плашмя рыночное колесо обмена перемешивает ресурсы округа. Само слово «рынок» означает круг (вспомните ринг). Красная свитка связана с вертикалью, с осью, вокруг которой вращается круг жизни. Гоголевская ярмарка вообще служит обретению желаемого. Молодой парень Грицько хочет жениться на юной красавице Параске. Но он встречает затруднение — отказ родителей возлюбленной. Цыгане хотят купить быков у Грицька — и частью быков он готов пожертвовать, чтобы добиться женитьбы. Цыгане используют предание о красной свитке — и получают быков в виде гонорара за представление (говоря современным языком, перфоманс — «живые картины» — свиные рыла в окне, красная тряпка в руке и т. п.) Происходит драматизация ситуации, черт «вплотную» приближается к отцу Параски, тот подвергается опасности — за чем следует чудесное спасение. Грицько выступает в роли героя- избавителя, за что он и награждается — получает в жены Параску. Предание о красной свитке позволяет соединить любящие сердца, а сама свитка эта, которую запрещено пускать в обмен, символизирует у Гоголя любовь: «любовь нельзя купить»... Вокруг любви вращается все.

Торговля смехом и страхом

Город виден хутору через ярмарку. Если на ярмарке возникает беспрецедентная ситуация в судьбе парня и девушки, то в городе каждый день можно «жениться», всякий день здесь торгуют чертом, кажут свиные рыла. Примеры этому можно заметить и сейчас: роль цыган исполняют журналисты, которые торгуют смехом и страхом, демонизируют одних деятелей и создают имиджи спасителей другим — по желанию заказчика. Тележурналисты и режиссеры кажут в окна телевизоров «свиные рыла» — искаженные личины, маски и кукол вместо лиц людей. Заметим, что самим цыганам черт не страшен. Он является источником обогащения: черт используется, как инструмент управления людьми.

Гоголь дал описание артистам такого рода: «в смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, по которым одна только есть награда на земле — виселица». Цыган делает доброе дело — соединяет влюбленных. Но за деньги.

Черт страшен селянам, цыган же находится «по ту сторону» черта. Строго говоря, черта в рассказе нет — есть лишь предание о нем. Черт является товаром, продаваемым на ярмарке среди прочих. Иное дело, что товар этот не материальный, а принадлежит некой сфере, которую можно почувствовать через игру- розыгрыш. Но это не только игра — здесь есть следы языческой веры и результат — взятая парнем в жены девушка.

Ярмарочная модель мира описывает круг годовой, целой жизни. Город вынимает время из человека, вынимая человека из времени. В городе сохраняется цикличность жизни — но она становится внешней, здесь есть праздники — но они связаны с образом жизни более формально. Не всюду и не сразу произошло это разъединение: в Москве до сих пор значительная часть населения выживает за счет дачных участков (не даром Москва зовется в просторечье «большой деревней»). Потеря природного времени и его ритуалов даже в самых цивилизованных городах и странах не абсолютна — в сезонных дешевых распродажах товаров можно увидеть след обрядов. Да и самые богатые западные инвесторы принимают решения и дают деньги дважды в году — после зимних и летних праздников.

Мертвые души и живые деньги

Государство «ест» доходы человека. Но человек не прост — он осваивает новые правила игры — и является гений Чичикова, который умудряется обернуть лично для себя процесс этот вспять — прокормиться «между зубов» прожорливого государства. Так маленькая птичка чистит зубы крокодилу, находя для себя остатки пищи.

Чичиков — не просто рыночный делец, чертовщина вылезает из его сделок не только как добавка к неэквивалентности обмена, она являет саму суть условности купли-продажи. Абсурд покупки мертвых душ избывается в работе фискальной системы. Государство играет роль идола, которого кормят жертвами в виде налогов — подушных податей. Идол блюдет формальный порядок вещей, не поспевая за природным делом рождения и смерти. Фискальные циклы — «ревизские сказки» как жернова, перемалывают людей в показатели (население, статистика).

Можно увидеть финансовый смысл названия «мертвые души»: по христианскому учению, душа бессмертна. Мертвым является капитал, который не приносит прибыли. Чичиков придумал, как получить прибыль, оживить мертвый капитал. В некотором смысле он стал оживителем «мертвых душ» — составил проект, по которому они могли приносить живые деньги.«Птичка-чистильщик» Чичиков позволяет обозреть характер каждого помещика изнутри — со стороны его рта и желудка. Никто не отказывается от мошенничества — по сути, все принимают правила игры. Может, это не столько мошенничество, сколько забава, развлечение, авантюрное предприятие? В борьбе с государством помещик выглядит здесь предтечей анархистов, саботажником. Он склонен к природному существованию — без отвлеченных законов, навязанных государством.«Мертвые души» можно рассматривать как праздник неповиновения, оргию, которая показывает каждого помещика в его личном бунте против правил, желании вырваться на простор «расхристаной» жизни без подчинения и диктата. Герои Гоголя — по сути, артисты, превращающие свою жизнь в представление. Это люди одержимые, пребывающие в состоянии экстаза. Экстаз Манилова и экстаз Плюшкина отличаются формами воплощения — в корне своем они схожи.

Чичиков — подвижный праздник: приезжая к помещику, он на время размыкает круг его жизни, предлагая свое предприятие как игру в «антиповедение» — так назывались обряды, ритуально нарушающие установленный порядок вещей. Эти обряды проходили в ночь накануне Ивана Купала и в Святки («поганые дни» между Рождеством и Крещением, когда разрешалось нарушать обыденный порядок вещей). Души умерших могли активизироваться в этот момент, здесь же оживала и всякая нежить, «нечисть». Ярмарка и карнавал имеют своим истоком эти календарные мифо-ритуальные действия. Гоголь чувствует себя здесь, как рыба в воде — или утка в плавнях (гоголем зовут утку-селезня на Украине).«Чи-чи» — звук, который издает селезень. Похоже на пересмешника: «Го-го! — Чи-чи!» Фамилии автора и героя связаны пародийными повторами. Гоголь насылает дух «Чичикова» на помещиков — и они становятся одержимыми «нечистого» обогащения.

Каждый читает в поэме свое, видит себя. Православные исследователи видят в фигуре Чичикове пророчество главного обольщения современности — обольщения богатством. Гоголь был гением универсальным, его талант мог быть приложим на любом поприще, и в одном из его писем находим слова, которые и сейчас можно адресовать иному реформатору: «Мысли твои о финансах основались на чтении иностранных книг да на английских журналах, и потому суть мертвые мысли, стыдно до сих пор не войти в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, и захламостить его чужеземным навозом... Не вижу в проектах твоих участия божьего».

Более подробно о картине мира Гоголя в связи с «Мертвыми душами » и «Выбранными местами» мы писали в работах [1, 2].

Примечания

1. Нечипоренко Ю. Д.«Ярмарка у Гоголя» — Сборник «Жертвоприношение», М.: «Языки русской культуры», 2000 с. 383-391.

2. Нечипоренко Ю. Д.«Космогония Гоголя» — «Литература», приложение к газете «1 сентября» 1, 2002.

К списку научных работ

www.domgogolya.ru


Смотрите также