Н. В. Гоголь и живопись. Гоголя картины


ЧТО РИСОВАЛ ГОГОЛЬ? - Всякая всячина

Bo4kaMeda

«Из Бадена Гоголь ездил со мной и моим братом на 3 дня в Страсбург, — сообщает задушевная подруга Гоголя Александра Осиповна Смирнова-Россет. — Там в кафедральной церкви он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь изобретательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения. Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчетливо и красиво срисовывал.

— Как вы хорошо рисуете! — сказала я.

— А вы этого и не знали? — отвечал Гоголь.

Через несколько дней он принес мне нарисованную пером часть церкви очень искусно».✂…</font>">

Александр ИвановПортрет Н. В. Гоголя. 1841 Русский музей, Санкт-Петербург

Пётр СоколовПортрет А. О. Смирновой-Россет. 1834-1835Картон, акварельВсероссийский музей А. С. Пушкина

Если воспринимать слова прекраснейшей Александры Осиповны всерьёз, недолго решить, что Гоголь и впрямь был художником. Не гениальным художником слова, что очевидно и общеизвестно, но еще и мастером карандаша и кисти, рисунка и колорита.

Биография Гоголя, проводившего в Риме, месте паломничества (а официально говоря — стажировки) профессиональных художников, больше времени, чем в России, также наталкивает на мысль, что у писателя вполне могли быть какие-то художественные опыты. Бдения за мольбертом. Выезды на этюды. Может быть, даже не известные нам шедевры.

Тем более, в Риме Гоголь вращался среди живописцев. На известном дагерротипе «Гоголь с русскими художниками в Риме» он размещается в самом центре. Разве это может быть случайностью? Ведь кому, как не им, окружающим Гоголя плотным кольцом, знать, чего стоит визуальный центр композиции! «Гоголь — вот центральная фигура среди русских художников», — как бы сообщает нам расстановка персон на фото.

Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845 год.В середине XIX века идея о том, что Гоголь сам иллюстрировал свои произведения, была столь популярна у публики и до такой степени не вызывала сомнений, что многие рисунки (к «Ревизору», например) совершенно необоснованно приписывались писателю.Анна Андреевна и Марья Антоновна. Рисунок к «Ревизору», приписывавшийся Гоголю. Местонахождение оригинала неизвестно.

Еще одна иллюстрация к комедии «Ревизор», ошибочно атрибутированная Гоголю.

Принадлежность этого рисунка 1836 года Гоголю до сих пор остается вопросом дискуссионным.

Понадобились усилия многих исследователей (например, профессора словесности Михаила Сперанского и литератора Петра Гнедича), чтобы доказать: в действительности Гоголь не мог быть автором этих иллюстраций. Он немного рисовал пером и карандашом, неплохо умел копировать, но его мастерство всё же оставалось на уровне дилетанта.

Для второго издания «Мертвых душ» Гоголь собственноручно оформил титульную иллюстрацию — виньетку, как её тогда называли. Она иногда повторяется и в современных изданиях. И это легко понять: всё, вышедшее из-под пера гения, априори считается бесценным. Всё, что даже неумело и бегло начертали его пальцы, не может не волновать: это нарисовал Гоголь! Выражение «исполнено рукою Гоголя» само по себе действует магически.

Николай Васильевич ГогольВиньетка для титульного листа «Мертвых душ»1840-еОднако находились и те, кто судил невзирая на лица и осмеливался трезво оценить недостатки рисунка. В первой трети ХХ века это был некто А. Некрасов — искусствовед, доказывавший, что рисунки к «Ревизору», показанные выше, принадлежал не Гоголю, а художнику Александру Иванову. Ученый писал: «Очень плоха по выполнению и крайне бедна по изобретательности известная виньетка титульного листа к изданию „Мертвых душ“ 1842 г. Составленная из однообразных неуклюжих завитков, тяжеловесная виньетка имеет несколько фигурных изображений совершенно кукольного характера, исполненных с тщательностью робких самоучек».

Юношеские рисунки Гоголя

Итак, самоучка. Гоголь и вправду пытался учиться живописи, однако все его попытки остались незавершёнными, хотя склонности к рисованию (или, как говорили в родной Малороссии, «малярству») у будущего автора «Портрета» и «Мёртвых душ» были с детства. Сохранилась страница из тетради 12-летнего Гоголя по ботанике с очень точным изображением лугового растения пижмы (тысячелистника).

Рисунок Гимназиста Николая Яновского из тетради по ботанике. 1820.Источник: РИА Новости

В Нежинской гимназии Гоголь мало преуспел в точных науках, зато увлекался театром, литературой и рисованием. Он завёл себе рукописный компендиум, который назвал «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Туда Гоголь вносил разнообразнейшие сведения из книг, уроков и просто разговоров, которые по каким-то причинам считал важным запомнить.

Как устроена одежда персов или кафтан русских бояр. Как одеваются малороссияне и в чем разница между жупаном и кунтушем. Чем ткань едамашка отличается от ткани полубатенок. Дрибушки — это мелкие косы, а синдячки — разноцветные ленты. Целая коллекция украинских идиом с русским переводом вроде «жижки у його дріжать» (ему сильно хочется) и «пускати бісики» (куры строить). Как празднуют свадьбы и в каком месяце определённый цветок нужно высаживать в землю. Как должны быть расположены ложи в театре и как правильно играть «в свиньи». Классификации, перечни, различия. Масса разношерстных сведений, одни из которых вскорости прямо попадут в «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», другие инкогнито проникнут в «Мертвые души» и «Петербургские повести», а третьи так и останутся неиспользованными.

Всё это Гоголь сопровождал иллюстрациями, которые увлеченно копировал из книг

Слева: Оружие и доспехи древних греков. Рисунок Николая Яновского (Гоголя) для издаваемой им в школьные годы «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии»

Справа: Музыкальные орудия древних греков. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии». (Место хранения – рукописный отдел Российской государственной библиотеки, в прошлом библиотеки им. Ленина, Москва)

Боярский костюм XVII века. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии».

«С Пушкиным на дружеской ноге»: Гоголь рисует Пушкина

История знакомства Пушкина и Гоголя общеизвестна. 1828 год. 20-летний выпускник Гимназии высших наук в Нежине Гоголь только-только явился в Петербург. Пушкин — уже поэт первой величины. В столице он снимает номер в гостинице «У Демута». Однажды днём туда направляется Гоголь — засвидетельствовать почтение. Его встречает заспанный слуга: «А барин спит еще — лёг под утро». «Верно, всю ночь работал?» — с придыханием спрашивает Гоголь. «Какой там! В карты резался!»

Пушкин хохотал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Сохранилось изображение троящегося пушкинского профиля, сделанное Гоголем в начале 1830-х годов.

Николай Васильевич ГогольАлександр Пушкин1830-еНо и этот рисунок не авторское видение Гоголя — скорее неумелая попытка скопировать пушкинские автопортреты. «Уловив типический профиль Пушкина, — пишет исследователь, — Гоголь совершенно не сумел поставить и вообще передать глаз, а также подбородок, хотя и пытался набросать профиль несколько раз. Как и в других случаях, мы видим робость и неуверенность линий и полное отсутствие моделированной формы».

А самобытных рисунков Гоголя, чего-то такого, что представляло бы самостоятельную художественную ценность или подтверждало бы его профессионализм как художника — их нет. Просто не существует в природе.

Рисунки Гоголя в письме к Александре Смирновой.Женские головки в изображении Гоголя

Рукописи Пушкина испещрены рисунками: собственный профиль, узнаваемые портреты друзей, очаровательные женские головки. По этим рисункам ученые с успехом воссоздавали детали пушкинской биографии. Историк Натан Эйдельман замечает, что для человека XVIII — начала XIX вв. умение рисовать было так же важно, как для нас сегодняшних — умение фотографировать.

У Гоголя — не так. Он почти не оживляет своих писаний рисунками. И, уж тем более, не рисует портретов привлекавших его женщин. Гоголь — полная психологическая противоположность Пушкину. Пушкин открыт и влюбчив. Гоголь болезненно скрытен и чуждается дам. Из пушкинских женских портретов составляется его «Донжуанский список»: Орлова и Раевская, Оленина и Корсакова, Калипсо Полихрони и Амалия Ризнич. И еще Закревская, Вельяшева, сестры Ушаковы… Изящные и живые, они — лучшая иллюстрация пушкинской пылкости, календарь его влюблённостей. Единственный документально подтверждённый роман Гоголя — его сватовство к дочери Вельегорских. Но история тёмная и в высшей степени странная.

А вот редчайшие образцы женских головок, изображённых рукой Гоголя. Никакого очарования и лёгкости. Они не влекут, как пушкинские. Скорее угрожают, внушают тревогу. Вглядишься в них подольше — и это будет уже не тревога, а какой-то хтонический ужас. И это то, как Гоголь видел и воспринимал женщин.

Поневоле вспоминаются слова философа и публициста Василия Розанова, одного из самых ярких гоголененавистников: «Интересна половая загадка Гоголя… Он, бесспорно, „не знал женщины“, т. е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорил о покойниках… Везде покойник у него живет удвоенную жизнью, покойник нигде не „мертв“, тогда как живые люди удивительно мертвы. Это — куклы, схемы, аллегории пороков…»«Так кто ж ты, наконец?»

Парадоксально, но в мемуарной литературе о Гоголе гораздо больше упоминаний о том, что он что-то рисовал, чем сохранившихся рисунков Гоголя. Их совсем немного, и те — лишь несмелые зарисовки.

Николай Васильевич ГогольУкраинская хата1830

Любимой темой набросков Гоголя была архитектура

Не без разочарования отмечают знатоки неуверенность линий, «дрожание рук», «отсутствие какой-либо личной системы или стиля автора» и исполнение «ниже всякого художества». В узком смысле слова художником, как бы нам ни хотелось обнаружить обратное, Гоголь не был.

Интереснее другое. Не будучи художником по профессии, Гоголь ведёт себя как художник, выстраивает свой публичный образ, то, что в ХХ веке назовут имиджем, — как художника. Он путешествует по Италии, он интересуется древностями, он сибаритствует, наконец, он экзотически одевается.

Гоголь сам по себе — живописен и колоритен. «У него была серая шляпа, светло-голубой жилет и малиновые панталоны, точно малина со сливками», — вспоминала Смирнова. «Гоголь явно щеголеватее заросших бородачей-живописцев», — замечает о фотопортрете Гоголя среди русских художников Леонид Парфёнов в фильме «Птица Гоголь». Совершенно разные малознакомые люди зовут Гоголя то «тальянцем» (итальянцем), то «гишпанцем» (испанцем), дивясь его наружности и повадкам.

Все три известных портрета Гоголя, исполненные Федором Моллером, — это не столько портрет русского писателя, сколько стилизация (причем не исключено — намеренная и сделанная под влиянием Гоголя) автопортретов великого фламандца Ван Дейка!

Федор Антонович МоллерПортрет Николая Гоголя1840-е

В начале 1848 года на австрийском пароходе «Истамбул» русский священник Петр Соловьев плыл к берегам Сирии. Конечной целью его путешествия являлся Иерусалим. Дорога была долгой и располагала к наблюдениям. Среди всех направлявшихся к святым местам внимание Соловьева привлёк «маленький человечек с длинным носом, черными жиденькими усами, с длинными волосами, причесанными a-la художник, сутуловатый и постоянно смотревший вниз. Белая поярковая с широкими полями шляпа на голове и итальянский плащ на плечах, известный в то время у нас под названием „манто“, составляли костюм путника. Всё говорило, что это какой-нибудь путешествующий художник…»

Сказать, что Гоголь странен — неверно. Он нервен, маниакально скрытен и параноидально подозрителен (психиатры полтора века дискутируют возможный диагноз, сгубивший Гоголя, — был ли это маниакально-депрессивный психоз или параноидальное расстройство). Пересекая границу, Гоголь никогда не показывал своего паспорта и всегда врал о том, куда направляется. Отсылал письма, указывая в них совсем не то место, где находился в текущий момент. Путал карты и заметал следы, хотя никто и не думал за ним гнаться или его преследовать.

Гоголю легче было прикинуться кем-то другим, чем открыться окружающим в своей подлинной сути. До сих пор ломаются копья о том, кем же был этот необычнейший человек на самом деле: аскетом или сибаритом, праведником или кощунником, поэтом (в том же смысле, в каком «Мертвые души» — поэма") или презревшим любое художество пророком?

Странствующий художник становится для Гоголя этакой ролевой моделью, маской, за которой ему удобно скрывать себя — настоящего. Да и какая, в сущности, разница, что он не писал картин и почти не оставил рисунков, если и за те немногие, что дошли до нас, любой коллекционер с удовольствием отдал бы не одну сотню «мертвых душ»?

Автор: Анна Вчерашняя

lera-komor.livejournal.com

"Ревизор" Н.В. Гоголя в иллюстрациях

Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя  

к заключительной сцене "Ревизора"

   На уроках литературы учителя-словесники показывают учащимся иллюстрации к тому или иному произведению.

   На страницах блога можно, конечно, показать больше. Этим я и воспользуюсь.

   С восьмиклассниками мы закончили изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Учащиеся получили темы сочинения, в одной из которых необходимо обратиться к иллюстрациям, на которых изображён Хлестаков, и попробовать объяснить, какие черты характера героя изобразили художники-иллюстраторы.

   Для простоты эксперимента :)) каждый может обратиться к данному посту, чтобы рассмотреть иллюстрации, на которых изображён не только Иван Александрович... Иллюстрации Петра Михайловича Боклевского (1816-1897) 

   "Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев "Ревизора" и "Мёртвых душ" создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в "Ревизоре" или в "Мёртвых душах", в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.

   В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии. Волшебный карандаш Боклевского передаёт все оттенки чувств героев. Черты лица, руки, поза, костюм предельно выразительны. Рисунки тоновые, их объёмность достигается плавной растушёвкой.

   Всего за свою жизнь художник создал не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору". (Орлова Т.В.  П.М.Боклевский. - М.: Искусство, 1971)

Городничий

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин  

Анна Андреевна и Марья Антоновна

 

Артемий Филиппович Земляника

Бобчинский и Добчинский

Почтмейстер

Осип

Хлестаков

                         Городничий                 Хлестаков

Приезд городничего в гостиницу

Иллюстрации А.И. Константиновского

Хлестаков

Иллюстрации Ю.Д. Коровина

Хлестаков

olgagolubeva.blogspot.com

kto-takoi-gogol - запись пользователя Светланка-Славутчанка (voronzova) в сообществе Детские книги в категории средним школьникам

В рождественские праздники очень люблю смотреть "Вечера...", ну вот наизусть знаю, стопиццот раз видела и все равно смотрю, снова и снова. Это абсолютная классика. Вообще у Гоголя все повести, особенно ранние, хороши. Они ироничные и мистические, в них реальность и фантазия идут бок о бок.

Эти каникулы не были исключением, и после фильма захотелось продлить приятные ощущения просмотром красивых иллюстраций к произведениям Гоголя.

Книги Гоголя (много фото)

Книги с рисунками Ольги Ионайтис несомненное украшение нашей гоголевской полочки. Изданы они замечательно, но уж больно большой формат, читать разве что дома, ребенку с собой в школу не дашь.

Очень красиво и колоритно в них показаны и украинское село, и гарные девчата в национальных костюмах, даже традиции видны на рисунках.

Чувствуется, что перед тем как приступить к иллюстрированию данных произведений художница изучала этноисторию и культуру.

Ни одного разворота без иллюстраций, все в подробностях и очень гармонично по цветовой гамме.

Книги Гоголя (много фото)

"Ночь перед Рождеством" в Озоне

Издательство: Росмэн-Пресс

ISBN 978-5-353-04294-5; 2010 г.

Формат 70x100/8 (245x340 мм)

Страниц 72 стр.

Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)

Вспомнилось из смешного: в детстве, когда Оксана отказывалась от туфелек в конце фильма, я так мечтала чтобы они вывались из телевизора мне под ноги

Книги Гоголя (много фото)

Книги Гоголя (много фото)

"Майская ночь, или Утопленница" в Озоне, в Май-шопе, в Риде

Издательство: Росмэн-Пресс

ISBN 978-5-353-06084-0; 2012 г.

Формат 70x100/8 (245x340 мм)

Страниц 56 стр.

Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)

"Майская ночь, или Утопленница" в Озоне, в Май-шопе, в Риде

Теперь покажу эти, они очень разные по восприятию - одна серьезная и классическая, вторая "безбашенная" и юморная.

Книги Гоголя (много фото)

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

Издательство: Махаон, 2009 г.

Иллюстратор: Олег Коминарец

ISBN: 978-5-389-00539-6

Размеры: 274x202x15 мм

Страниц: 136 (Офсет)

В этой книге 3 повести из цикла: Вечер накануне Ивана Купала, Майская ночь или Утопленница, Ночь перед Рождеством.

Красивое подарочное издание.

Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)

"Сорочинская ярмарка" в Озоне, в Май-шопе

Иллюстратор: Лариса Чайка

Издательство: Фактор

ISBN 978-966-312-886-3; 2010 г.

Формат 60x90/8 (220х290 мм)

Страниц 64 стр.

Герои этой повести в моем представлении мне именно такие как их изобразила художница. Эти рисунки хорошо передают настроение книги.

Издана очень неплохо.

Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)Книги Гоголя (много фото)

"Сорочинская ярмарка" в Озоне, в Май-шопе

www.babyblog.ru

Единственное прижизненное фото Гоголя (статья + 2 фото)

Сделано в 1845 году русским фотографом Сергеем Левицким в Риме, где он встречался с колонией русских художников. Это был групповой снимок – подарок вице-президенту русской Академии художеств графу Федору Толстому от пансионеров его же Академии. Подарок недешевый и диковинный – о фотографии тогда мало что знали.

Гоголь на тот момент уже почти десять лет жил в Риме, и Левицкий уговорил его сняться на дагерротип вместе с остальными художниками.

Позже, в 1902 году, к 50-летию со дня смерти Гоголя, в студии другого выдающегося фотографа Карла Фишера, изображение Николая Васильевича было выкадровано из этого группового снимка, переснято и увеличено…

Среди изображенных — архитекторы Федор Эппингер, Карл Бейне, Павел Нотбек, Ипполит Монигетти, скульпторы Пётр Ставассер, Николай Рамазанов, Михаил Шурупов, живописцы Пимен Орлов, Аполлон Мокрицкий, Михаил Михайлов, Василий Штернберг.

Впервые дагерротип был опубликован критиком В. В. Стасовым в журнале «Древняя и Новая Россия» за 1879 год, № 12, который так описал изображенных:

Какой тут богатый материал: и архитекторы, и живописцы, и скульпторы, и всякие другие, и Рим, и Россия, и — Гоголь надо всем!!! Писатель сидит в центре композиции, его окружают художники, архитекторы и скульпторы, на полу, внизу — натурщица-итальянка Мариучча. В этой живописно расположенной группе выделяется фигура Федора Моллера: художник, будучи высокого роста, стоит слева от Гоголя, отделенный фигурой акварелиста Андрея Лавеццари, а Федор Антонович облачён в темный плащ, на голове — модная широкополая шляпа.

©

antiloh.info

Н. В. Гоголь и живопись

Н.В. Гоголь и живопись

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль… В.Г. Белинский

«Основная тема моих рисунков – архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура…»

Сохранились иллюстрации Гоголя к его произведениям.

  • Рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии «Ревизор».

  • «Ревизор». Заключительная сцена. Рисунок Н.В. Гоголя.

Рисунок Н.В Гоголя к комедии «Ревизор»

  • Титульный лист к поэме «Мертвые души», созданный по рисунку

  • Н.В. Гоголя

Рисунок Н.В. Гоголя

  • Рисунок Н.В. Гоголя

  • с изображением украинской хатки. 1830-е гг.

Картина А. Иванова «Явление Мессии» («Явление Христа народу»)

Фрагмент картины

  • Фрагмент картины А. Иванова «Явление Мессии» («Явление Христа народу»)

  • Карл Павлович Брюллов

  • Картина К. Брюллова

  • «Последний день Помпеи»

  • "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак этих вод угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!"

  • Картина А.И. Куинджи

  • “Лунная ночь на Днепре”

hnu.docdat.com