Рембрандт и Винсент Ван Гог – великие голландские художники. Голландия картины


Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Хох служанка с девочкой во дворике

Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.

Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

Из красочной густоты картины «Возвращение блудного сына» выступают фигуры, освещённые тусклым светом. Этого света достаточно только, чтобы разглядеть их переживания.

Огромное облегчение, которое сменило чувство отчаяния и вины у сына. Всепрощающую любовь отца. Сочувствие и удивление зрителей.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Обновлённый» Рембрандт совсем не вписывался в свою эпоху. В век, когда внешняя красота и натуралистичность были превыше всего, его глубокие картины были никому не нужны.

В Голландии не нашлось ни одного мецената, который бы оценил поздние работы мастера. Поэтому они так легко разлетелись по всему миру.

Для нас оно и лучше. Ведь Эрмитажу достался ещё один шедевр мастера. О нем читайте в статье «Даная Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине».

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг. Лувр, Париж

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.

Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?

Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.

А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

О мастере читайте также в статье «Ян Вермеер. Делфтский сфинкс».

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Питер де Хох. Автопортрет. 1648-1649 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Стен. Автопортрет с лютней. 1670-ые гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

Рейсдала можно по праву назвать революционером в пейзажной живописи. До него, да и после него пейзажи создавали идеализированные. Чья цель была лишь украшательная.

Рейсдал же писал не абстрактную, а настоящую природу Голландии. И каждый его пейзаж обладает своим настроением.

Вот угрюмое и депрессивное «Еврейское кладбище». Не без доли надежды в виде радуги и кусочка просветленного неба.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Якобс Ван Рейсдал. Еврейское кладбище. 1657 г. Институт искусства, Детройт

А вот его знаменитое «Болото», хранящееся в Эрмитаже.

Могучие деревья борются за выживание у топкого болота. Но не всем везёт – зачахла береза, лежит ствол уже погибшего дерева.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Якоб Ван Рейсдал. Болото. 1660-ые гг. Государственный Эрмитаж.

Пейзаж – как аллегория жизни, полной препятствий. Когда не у всех есть шансы выжить. При этом «Болото» не навевает ужас. Светлое небо и милые кувшинки «смягчают» неприятные ощущения. Даже среди опасностей нашлось место красоте.

Такой реализм в пейзаже тоже не особо ценился публикой. Поэтому пейзажи в итальянском духе, когда изображалась абстрактная природа, стоили гораздо дороже.

Но это не останавливало Рейсдаля. Он оставался верен себе, продавая свои картины за гроши. И лишь будущие поколения его по праву оценили. В 19 веке он уже был кумиром для многих пейзажистов-реалистов.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Питер Клас. Ванитас с автопортретом. 1628 г. Германский национальный музей в Нюрнберге

Ни в одной стране до этого натюрморт не получал такого развития. Не удивительно – что ещё лучше может украсить стену над обеденным столом.

Все голландские нетюрмористы старались создавать так называемые осязаемые изображения. Когда предметы были настолько реалистичны, что Вам буквально хочется их потрогать. Настолько стекло стеклянное, лимон кислый, а булка румяная.

Но даже в натюрмортах мастера узко специализировались. Так, Питер Клас знаменит своими “завтраками”. Создал он их немало. В Пушкинском музее один такой завтрак тоже есть.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Малые голландцы не гнались за оригинальностью. Поэтому похожие же завтраки Класа вы найдёте и в других музеях. Разве что вместо рыбо будет ветчина или краб.

Да и с другими художниками не боялись совпадать. Как говорится, найдите 10 отличий при сравнении «Завтраков» Питера Класа и его коллеги по цеху Виллема Хеда.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Виллем Хеда. Завтрак с рыбой. 1629 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

В заключении

В Золотой век в Голландии работало 3000 художников. Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью.

Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.

И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специлизируясь. Халс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.

Но именно поэтому мы их и помним…

Великие голландские художники жили не только в 17 веке. Читайте об их выдающемся предшественнике в статье «Картины Босха». А также об их достойном потомке – в статье «Картины Ван Гога».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Голландская живопись. Золотой век голландской живописи. Картины голландских художников

О голландской или фламандской живописи знают даже те, кто не слишком хорошо разбирается в искусстве. Но для многих это не более чем портреты Рембрандта. Тем временем это особенная, достойная более детального изучения область европейской культуры, в которой отражается самобытная жизнь народа Голландии тех времен.

История появления

Голландская живопись

Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке. Французские культурологи дали им общее название - «малые голландцы», которое не связано с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке, и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям, использовали живопись, богатую тонами.

Основные этапы развития

История возникновения голландской живописи может быть разделена на несколько периодов. Первый длился приблизительно с 1620 по 1630 годы, когда в национальном искусстве произошло утверждение реализма. Второй период голландская живопись переживала в 1640-1660 гг. Это время, на которое приходится настоящий расцвет местной художественной школы. Наконец, третий период, время, когда голландская живопись начала приходить в упадок – с 1670 до начала восемнадцатого века.

История возникновения голландской живописи

Стоит отметить, что культурные центры на протяжении этого времени менялись. В первом периоде ведущие художники работали в Харлеме, а главным представителем был Халса. Затем центр сместился в Амстердам, где наиболее значимые работы выполнили Рембрандт и Вермеер.

Сцены повседневной жизни

Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории. Именно фламандцы открыли миру сценки из бытовой жизни обычных людей, крестьян и горожан или бюргеров. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или светские мероприятия. Каждый сюжет должен был занимательным, иногда до гротеска дидактичным. Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты.

Жанры голландской живописи

Природа и ландшафты

Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Маринистами были такие голландские художники 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. Они не столько стремились передать определенные морские сцены, сколько старались изобразить саму воду, игру света на ней и в небе.

Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал, изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Конинк изображал панорамы, а ван дер Нер занимался созданием ночных пейзажей и передачей лунного света, восхода и заката. Для ряда художников также характерно изображение в пейзажах животных, например, пасущихся коров и лошадей, а также охоты и сценок с кавалеристами. Позднее художники начали увлекаться и иностранной природой – Бот, ван Лар, Веникс, Берхем и Хаккерт изображали Италию, купающуюся в лучах южного солнца. Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена.

Голландские мастера живописи

Изображение интерьеров

Отдельным жанром, которым отличалась голландская живопись в период расцвета, можно назвать сценки с церковными, дворцовыми и домашними комнатами. Интерьеры появились в полотнах второй половины семнадцатого века у мастеров Делфта – Хаукгеста, ван дер Влита и де Витте, который стал главным представителем направления. Используя техники Вермеера, художники изображали сценки, залитые солнечным светом, полные эмоций и объема.

Голландские художники 17 века

Живописные яства и посуда

Наконец, еще один характерный жанр голландской живописи – натюрморт, в особенности изображение завтраков. Впервые им занялись харлемцы Клас и Хеда, которые рисовали накрытые столы с роскошной посудой. Живописный беспорядок и особая передача уютного интерьера наполнены серебристо-серым светом, характерным для серебряной и оловянной посуды. Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. В Лейдене возникло философское направление жанра, при котором с символами чувственного удовольствия или земной славы соседствуют черепа и песочные часы, призванные напоминать о скоротечности времени. Демократичные кухонные натюрморты стали отличительной чертой художественной школы Роттердама.

fb.ru

Голландская живопись — Artrue

Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

Голландская живопись

Введение

Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

"Мясная лавка". Питер Артсен."Мясная лавка". Питер Артсен.«Мясная лавка». Артсен.

Развитие искусства

Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного, искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1583 г. живописец и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт.

Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.

Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.

Зимний пейзаж. Ван де Вельде.Зимний пейзаж. Ван де Вельде.Зимний пейзаж. Вельде.

Один из наиболее монументальных пейзажей высокого барокко, «Большой лес», кисти Якоба ван Рейсдаля, принадлежит к следующему периоду развития голландской живописи. Зрителю больше не приходится переживать достаточно аморфный вид простирающегося пространства в серо-коричневых тонах с несколькими бросающимися в глаза мотивами; отныне впечатление производит фиксированная, энергетически акцентированная структура.

Большой лес. Рейсдаль.Большой лес. Рейсдаль.Большой лес

Жанровая живопись

Голландская жанровая живопись, которую, по сути, вряд ли можно назвать всего лишь портретированием повседневной жизни, часто несущим в себе моралистическое послание, представлена в Вене работами всех основных ее мастеров. Ее центром был Лейден, где Жерар Ду, первый ученик Рембрандта, основал школу, известную под названием «Лейденская школа изящной живописи (fijnschilders)».

Фигуративная живопись

Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. Хальс.Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. Хальс.Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя — как гласит клише, — раскрывает истоки человеческой судьбы. Это одновременно и справедливо, и неправильно. Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки. Этим создается эффект постоянно мерцающей поверхности, подобной наброску, которая сливается в единый образ только при взгляде с определенного расстояния. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства.

Ночной дозор. Рембрандт.Ночной дозор. Рембрандт.Ночной дозор. Рембрандт.

Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.

Вермеер

Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.

Маленькая улочка. Вермеер.Маленькая улочка. Вермеер. Маленькая улочка. Вермеер.

artrue.ru

Фламандская и Голландская живопись « THE WALL

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Голландская живопись

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ. Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.

К примеру, среди пейзажистов были маринисты, художники, изображавшие виды равнинных мест или лесные чащи, также были мастера зимних пейзажей или картин с лунным светом; были жанристы, специализирующиеся на фигурах крестьян, бюргеров, на сценах домашнего быта; были мастера различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов» , «лавок».

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности

Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.

К примеру, как в картинах Рембрандта — художника, ставшего олицетворением целой эпохи живописи Голландии. Рембрандт не боялся реалистичных деталей, противоречащих канонам изображения действительности, и оттого среди современников прослыл «живописцем уродства».

Рембрандт впервые придал особое значение игре света, что позволило ему изобрести отличную от остальных манеру письма. По словам Андре Фелибьена, «…часто он всего лишь наносил широкие мазки кистью и накладывал густыми слоями краски одну за другой, не давая себе труда сделать более плавными и мягкими переходы от одних тонов к другим».

«Возвращение блудного сына», 1666-1669

Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.

«Молодая женщина с кувшином воды», 1660-1662

Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.

«Еврейское кладбище», 1657

Альберт Кейп прославился необычным взглядом на композицию пейзажа – у него она дана, как правило, с низкой точки зрения, что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.

«Коровы на берегу реки», 1650

Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.

«Цыганка», 1628-1630

Фламандская живопись

Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живость отличается монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи.

Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением крупных тяжёлых фигур в стремительном движении. Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника. Эжен Делакруа говорил:

«Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть пронзительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Всё присущее его кисти и стало общими чертами целой школы.

«Союз Земли и Воды», 1618

Искусство Якоба Йорданса привлекает жизнерадостностью, монументальностью, но при этом и искренней непосредственностью – любовь Йорданса к изображению богатых пиршеств (неоднократное повторение сюжета «Бобового короля» тому подтверждение. Кстати, бобовым королем на пирах избирали любого нашедшего в своем куске пирога запечённый боб) и героев христианских легенд как пышущих здоровьем фламандцев воплощает дух культуры Фландрии XVII века.

«Праздник бобового короля», 1655

Антонис Ван Дейк – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей.

«Портрет Карла I на охоте», 1635

Франс Снейдерс известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.

«Фруктовая лавка», 1620

Ян Брейгель Младший – внук художника Питера Брейгеля Старшего, запомнившийся умелым смешением пейзажа и бытовой живописи, пейзажа и аллегоричных мифологических сюжетов, а также талантливой передачей эффекта панорамы из-за высокого расположения горизонта.

«Флора на фоне пейзажа», 1600-1610

Основные различия голландской и фламандской живописи

  1. В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения, во Фландрии — королевский двор и знать.
  2. Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народ заинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность, среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.
  3. Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.

Конец эпохи голландской и фламандской живописи можно назвать схожим — под воздействием влияния французских вкусов и воззрений и голландское, и фламандское национальное сознание постепенно слабеет, а оттого понятие фламандской и голландской живописи становится историческим прошлым.

События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающихся авторов и свежий взгляд на общее развитие тенденций мировой живописи.

Автор: Анастасия Платетская

Источники:

1. Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII.

2. Фламандское и голландское искусство XVII в. Как два полюса мироощущения суток // banauka.ru/6067.html.

3. Эпоха искусства Возрождения в Нидерландах // http://m.smallbay.ru/article/later_renaiss_niderland.html.

Социальные сети

thewallmagazine.ru

Рембрандт и Винсент Ван Гог – великие голландские художники

Нидерланды – уникальная страна, подарившая миру не один десяток выдающихся деятелей искусства. Известные дизайнеры, художники и просто талантливые исполнители – вот небольшой список, которым может пощеголять это небольшое государство.

Расцвет искусства Голландии

Эпоха процветания искусства реализма длилась в Голландии сравнительно недолго. Этот период охватывает весь XVII век, однако масштабы его значимости сильно превосходят данные хронологические рамки. Голландские художники того времени стали образцом для подражания для последующего поколения живописцев. Дабы эти слова не звучали голословными, стоит упомянуть фамилии Рембрандт и Гальса, Поттера и Рейсдаля, которые навеки укрепили за собой статус непревзойденных мастеров реалистичного изображения.

Весьма значимым представителем нидерландской живописи был Ян Вермеер. Его принято считать самым загадочным персонажем в эпоху расцвета голландской живописи, так как, будучи известным при жизни, он утратил интерес к своей персоне уже менее чем через полвека. О биографических сведениях Вермеера мало что известно, в основном искуствоведы исследовали историю о нем с помощью изучения его работ, однако и здесь были сложности - художник практически не датировал свои полотна. Наиболее ценными с эстетической точки зрения принято считать работы Яна "Служанка с кувшином молока" и "Девушка с письмом".

Не менее известными и достойными уважения художниками были Ганс Мемлинг, Иероним Босх, гениальный Ян ван Эйк. Всех творцов отличает обращение к бытовому жанру живописи, нашедшему отражение в натюрмортах, пейзажах и портретах.

Голландская живопись наложила свой отпечаток на последующее развитие французского искусства второй половины XVII века и стала образцом для реалистичных пейзажей, творящихся в эпоху Возрождения. Не обделили вниманием голландцев и русские художники-реалисты. Можно смело утверждать, что искусство Нидерландов стало прогрессивным и показательным и сумело найти отражение в полотне каждого выдающегося художника, писавшего натуральные этюды.

Рембрандт и его наследие

голландские художники

Полное имя художника – Рембрандт ван Рейн. Он был рожден в памятном 1606 году в достаточно преуспевающей на те времена семье. Будучи четвертым ребенком, он все-таки получил хорошее образование. Отец хотел, чтобы его сын окончил университет и стал выдающимся деятелем, однако его ожидания не оправдались ввиду низкой успеваемости мальчика, и дабы все старания не прошли зря, он был вынужден уступить парню и согласиться с его желанием стать художником.

Учителями Рембрандта стали голландские художники Якоб ван-Сваненбюрх и Питер Ластман. Первый обладал достаточно посредственными навыками в живописи, однако сумел снискать уважение к своей личности, так как долгое время провел в Италии, общаясь и работая с местными художниками. Рембрандт недолго находился рядом с Яковом и отправился на поиски иного учителя в Амстердам. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Именно тот обучил юношу гравюрному искусству в той мере, которую ее могут наблюдать современники.

Как свидетельствуют работы мастера, выполненные в огромном количестве, Рембрандт стал вполне оформившимся художником уже к 1628 году. В основу его эскизов ложились любые предметы, не стали исключением и человеческие лица. Обсуждая портреты голландских художников, нельзя не упомянуть имя Рембрандта, который со своих юных лет прославился недюжинным талантом на этом поприще. Он написал немало автопортретов, портретов отца и матери, которые нынче хранятся в галереях.

Рембрандт быстро набирал популярность в Амстердаме, но при этом не прекращал совершенствоваться. В 30-е годы XVII века создаются его знаменитые шедевры «Урок анатомии», «Портрет Коппеноля».портреты голландских художников Интересен тот факт, что в то время Рембрандт женится на прекрасной Саксии, и в его жизни начинается благодатная пора изобилия и славы. Юная Саксия стала музой художника и воплотилась не на одной картине, однако, как свидетельствуют искусствоведы, ее черты неоднократно встречаются в других портретах мастера.

Умер художник в нищете, не утратив при этом приобретенную им при жизни известность. Его шедевры сосредоточены во всех крупных галереях мира. Его по праву можно назвать мастером, чьи работы являют собой синтез всей средневековой реалистичной живописи. Технически его работы нельзя назвать идеальными, так как он не гнался за верностью построения рисунка. Самым важным художественным аспектом, выделяющим его среди представителей школ живописи, была его непревзойденная игра светотени.

Винсент Ван Гог – гениальный самородок

Услышав фразу «великие голландские художники», многие люди сразу же рисуют в голове образ Винсента Ван Гога, его неоспоримо прекрасные и сочные картины, которые были оценены по достоинству лишь после смерти художника.

Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Однако служба в приходе и тесное соприкосновение с суровыми буднями шахтеров возродили в юном гении внутреннее ощущение несправедливости. Ежедневно созерцая поля и быт рабочих людей, Винсент так вдохновился, что принялся рисовать.

Голландские художники в первую очередь известны своими портретами и пейзажами. Не стал исключением и Винсент Ван Гог. К своему тридцатилетию он бросает все и начинает активно заниматься живописью. На этот период приходится создание его известных работ «Едоки картофеля», «Крестьянка». Все его работы проникнуты остервенелым сочувствием к простым людям, которые кормят всю страну, но при этом едва могут прокормить собственные семьи.

Позже Винсент направляется в Париж, и направленность его работ несколько меняется. Появляются напряженные образы и новые темы для сопереживания. Полунищенский образ жизни и женитьба на проститутке отразились и на его искусстве, что хорошо просматривается в картинах «Ночное кафе», «Прогулка заключенных».

Дружба с Гогеном

Начиная с 1886 года, ван Гог увлекся изучением пленэрной живописи импрессионистов и проявляет интерес к японской гравюре. Именно с того момента в работах художника просматриваются характерные черты Гогена и Тулуз-Лотрека. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками.

великие голландские художники

Дружба между Гогеном и Ван Гогом носила корреляционный характер: они взаимно влияли на творчество друг друга, хоть и использовали разные выразительные инструменты, активно обменивались подарками в виде собственных картин и неустанно спорили. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В,ан Гог. Страсти в их отношениях так накалялись, что однажды они поссорились в их любимом кафе и Винсент швырнул в Гогена стакан с абсентом. Ссора на этом не завершилась, и на следующий день последовала длительная череда обвинений в сторону Гогена, который, по словам Ван Гога, был повинен во всех смертных грехах. Именно по окончании этой истории голландец был так взбешен и подавлен, что отрезал себе часть уха, которую он любезно преподнес в подарок одной проститутке.

Голландские художники, независимо от эпохи их жизни, неоднократно доказывали обществу свою непревзойденную манеру переносить моменты жизни на холст. Однако, пожалуй, никто в мире так и не смог удостоиться звания гения, не обладая при этом ни малейшим понятием о технике рисунка, построении композиции и способах художественной передачи. Винсент Ван Гог является уникальным самородком, который сумел добиться мирового признания благодаря своему упорству, чистоте духа и непомерной жажде к жизни.

fb.ru

Символ Голландии в живописи: olenenyok

Символ Голландии в живописи

6 Saskia-as-Flora-1634-by-Rembrandt

Рембрандт. Флора, 1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Эта работа - гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны.В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Именно эти цветы изображали на картинах художники, они стали популярным мотивом в голландской живописи, а позднее были объединены в класс, названный именем Рембрандта.

Тюльпану была уготована особенная судьба. Как и ветряная мельница, он стал национальным символом Голландии, пережил взлет и падение - его превозносили до небес и втаптывали в грязь…

А началось все в 60-е годы XVI века с триумфального завоевания тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны разводили при королевских дворах, и они стали символом богатства и знатности, их начали коллекционировать.Разбогатевшие купцы ни в чем не хотели уступать благородному дворянству. Один стремился превзойти другого не только богатым домом и одеждой, но и привлекательной клумбой тюльпанов. Стало хорошим тоном украшать свой сад изысканными цветами, и, прежде всего, тюльпанами, которые оказались исключительно модными.

5 samuel-van-hoogstraten

Samuel Dirksz van Hoogstraten. Portrait of Johan Cornelisz. Vijgeboom and His Wife

Великолепный портрет супругов на фоне их сада и дома.Чудесный весенний пейзаж, время цветения тюльпанов. Но клумбы с тюльпанами в Голландии - это признак роскоши. Ухоженный регулярный сад говорит о достатке. Большой дом, за ним много служебных построек. Сами же супруги одеты скромно.

Селекционеры выводили новые сорта тюльпанов, а любители цветоводства охотились за цветочными луковицами. Спрос на привлекательные цветы постепенно увеличивался. Это послужило началом безумного увлечения тюльпанами целого народа. Прекрасный и безобидный цветок буквально сводил голландцев с ума. Цены на цветы стали искусственно завышаться, а ситуация, которая за этим сложилась, вошла в историю под названием “тюльпаномании”.

Торговлей луковицами стали заниматься все слои населения, все, у кого был хоть грош за душой. Те, у кого не было наличных денег, несли драгоценности, одежду, отдавали под залог дома, земли, стада, лишь бы приобрести заветные луковицы и перепродать их за более высокую цену. Невеста в Голландии имела все шансы выйти замуж, если у нее была хоть одна луковица тюльпана. В 1634 году в Амстердаме за три тюльпанные луковицы редкого сорта было заплачено двумя каменными домами. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите, которая в настоящее время хранится в музее.Курс тюльпанов быстро шел на повышение и притягивал все новых и новых покупателей, желавших разбогатеть быстро, не затрачивая особых усилий.

В 1636-70 гг. тюльпаномания достигла своего пика, но неожиданно рынок рухнул.Это произошло, когда некоторые купцы стали делать попытки превратить свои тюльпаны в золото и торговые сделки стали проходить не так гладко, как раньше. Предложение резко превысило спрос и разразилась паника: никто больше не хотел покупать тюльпаны.

4 Hendrik Pot Повозка Флоры, ок. 1640

Картина – аллегория Хендрика Пота «Почтовый парусник Флоры», 1640г., изображает безрадостный конец тюльпаномании и разорение людей, ослепленных жаждой наживы.

Богиня цветов Флора с тюльпанами в руках едет на повозке с парусом, раздуваемым ветром, и флагом, на котором изображены все те же тюльпаны. У ее ног расположились менялы и блудницы, являющиеся аллегориями ничтожества, жадности, пьянства, напрасных надежд и бедности. Повозку сопровождают Харлемские ткачихи и другие жители города, желающие разбогатеть, а сама повозка отправляется в никуда... Она исчезнет в море.

3 Ян Брейгель Младший Тюльпаномания.

Ян Брейгель Младший. «Сатира на тюльпаноманию» (ок. 1640 г.)

Обезьяны в голландских платьях 17-го века взвешивают луковицы, считают деньги, наслаждаются роскошным обедом, заказанным на вырученные деньги.Слева, одна из обезьян указывает на цветущие тюльпаны, а другая держит тюльпан и денежный мешок. Обезьяна в центре читает каталог редких тюльпанов, наличие меча у другой обозначает принадлежность к знати. В глубине картины обезьяны сидят, как дворяне, верхом на лошадях. Один из влезших в долги спекулянтов предстает перед судьей. Расстроенный покупатель размахивает кулаками, а на заднем плане одну из обезьян тащат к могиле.

Брейгель не просто высмеивает торговцев тюльпанами и спекулянтов, считающих себя умными и богатыми, изображая их как суетливых обезьян. Его работа - это урок недальновидности и глупости.

2 Jean-Léon_Gérôme_-_The_Tulip_Folly_-_Walters

Жан-Леон Жером «Тюльпановое безумие»

Голландский аристократ готовится защитить свое поместье и особенно ценный сорт тюльпанов в цветочном горшке рядом с ним от солдат, топчущих клумбы. Они выполняют распоряжение правительства об уничтожении плантаций тюльпанов с целью стабилизировать рынок.У белого дома с красной крышей стоит садовник с воздетыми руками, который выращивал тюльпаны и ухаживал за этим бесконечным разноцветьем распустившихся цветов.Можно назвать этот варварский поступок безрассудством, но известно, что к XVIII в. голландские тюльпаны стали вновь популярным и доходным бизнесом.Любовь к тюльпанам жестокий удар по экономике страны не сломил. Тюльпан остался жив! Никакие постановления и декреты власти не могли уничтожить этот прекрасный и элегантный цветок.

В настоящее время Голландия остается одним из крупнейших мировых экспортеров этих цветов, а 20% территории страны отданы под поля, на которых выращивают знаменитые луковицы.

1 vangogh_flower_beds_in_holland

Винсент Ван Гог. Поля тюльпанов, 1883 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

7 Ян Брейгель старший

Ян Брейгель Старший;(1568-1625)Появление среди натюрмортов цветочного направления приписывают Яну Брейгелю Старшему (Бархатному), поскольку именно он по заказу кардинала Фредерико Борромео писал полотна с изображением цветочных мотивов.

Любители флоры в Голландии очень часто обращались к художникам с просьбой запечатлеть тот или иной вид для того, чтобы сохранить красоту по-настоящему редкого цветка. Наибольший интерес вызывали тюльпаны, украшавшие практически каждый подоконник в Амстердаме и сады города. Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах. Важную роль сыграл тюльпан в голландской живописи: он привлекал внимание выдающихся художников того времени и послужил толчком для образования целых школ рисования цветов.

Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию.Тюльпан — объект коллекционирования в Голландии XVII века, символ необдуманного обращения с дарованным Богом состоянием.Роза - цветок Венеры, являлась символом любви, она тщеславна, как всё, присущее человеку.Мак – символ покоя и эйфорического забытья.Зрелые плоды символизируют изобилие, гнилые – символ бренности бытия.Грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.Морские раковины обозначали смерть, ползучая улитка - олицетворение лености.

6 Ян Брейгель (Младший) - Натюрморт с цветами

Ян Брейгель (Младший) - "Натюрморт с цветами"

Ян Брейгель Младший (1601 - 1678) - представитель нидерландской династии художников Брейгелей. Учился живописи в студии своего отца Яна Брейгеля Старшего в Антверпене. Вместе со своим братом Амброзием создавал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные множеством деталей. В 1625 году возглавил гильдию художников Антверпена.

5 Ян Брейгель (Младший) - Корзина с цветами. 47х68. Метрополитен Antwerp 1601

Ян Брейгель (Младший) - "Корзина с цветами". 47х68.

4 Jan Brueghel II. (1601–1678)

Ян Брейгель (Младший)

3 BOSSCHAERT, Johannes

Босхарт Амбросиус Старший

Босхарт Амбросиус Старший (1573 – 1621) - фламандский художник золотого века нидерландской живописи, известный прежде всего своими цветочными натюрмортами, выполненными в сочных цветах. Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства.Его букеты всегда отличались богатым разнообразием цветов, а его работа «Ваза с цветами» является одной из наиболее часто копируемых картин в мире.На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия.

2 BOSSCHAERT, JOHANNES 1606 - 1628)

BOSSCHAERT

1 Flower Still Life Ambrosius Bosschaert the Elder - 1614BOSSCHAERT Цветочный натюрморт4 Balthasar van der Ast - 'Still Life with Flowers

Бальтазар ван дер Аст -"Жизнь среди цветов"

Бальтазар ван дер Аст - голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта. Двоюродный брат Амбросия Босхарта старшего. В ранних работах ван дер Аста отчётливо чувствуется влияние Босхарта. Первая самостоятельная картина Аста датируется 1610 годом. Рисовал прежде всего натюрморты с цветами, насекомыми, улитками и фруктами, пространственное расположение которых и композиция напоминают также работы Яна Брейгеля (1568—1625). Ян Давидс де Хем был его учеником.

3 Бальтазар ван дер Аст

Balthasar van der Ast "Натюрморт с цветами и фруктами"

2 Still_Life_of_Flowers,_Fruit,__by_Balthasar_van_der_Ast-BMA

Бальтазар ван дер Аст

1 Ballthasar_van_der_Ast_-_Flowers_and_Frut, 1620-1621

Бальтазар ван дер Аст

3 Jan-Davidsz-de-Heem-festoon-with-flowers-and-fruits-(1670)

Ян Давидс де Хем " Цветы и фрукты", 1670г

Ян Давидс де Хем - голландский художник (1606-1684), один из самых известных мастеров натюрморта, соединивший традиции голландской и фламандской школ. Его натюрморты наполнены воздухом и диагонально струящимся светом.Работы раннего периода его творчества очень похожи на работы Бальтазара ван дер Аста, у которого он учился. У него было много последователей, включая его сына Корнелиса (1631-1695) и художника Якоба Марреля.

2 Хеем

Ян Давидс де Хем

1Хеем

0 tnt Cornelis de Heem (Dutch Baroque Era Painter, 1631-1695)

Корнелис де Хем

Маррель

Якоб Маррель (1614-1681) - немецкий живописец, мастер цветочных натюрмортов периода голландского Золотого Века . Привлеченный высокими ценами цветочных натюрмортов, Маррельстал учеником Яна Давидса де Хема в Утрехте. На его творчество оказала влияние и семья живописца Босхарта.

3 Jacobus_Marrellus_-_Blumenschale

Якоб Маррель считается одним из величайших мастеров школы натюрморта, занимающей ключевое звено между наследием династии Босхарта с одной стороны, и фламандской традициейЯна Давидса де Хема с другой стороны.

2 Jacob Marrel 1634 Still life with a tulip, anemones

Jacob Marrel "life with a tulip, anemones", 1634

4 Jan van Kessel_st_table

Ян ван Кессель Старший;(1626—1679) - фламандский) живописец. Был продолжателем традиций своего деда Яна Брейгеля старшего.Писал натюрморты и цветы, пейзажи, портреты, иногда на мифологические и религиозные сюжеты. Писал натюрморты и цветы, пейзажи, портреты, иногда на мифологические и религиозные сюжеты. В его работах много миниатюрных зарисовок бабочек и насекомых на букетах или гирляндах цветов, скрупулезно выписанных. Его картины хранятся в известных музеях мира - в Мадриде, Оксфорде и в Кембридже.

3 Jan van Kessel the Elder

Jan van Kessel the Elder Still life with vase of flowers and cocks

2 Jan van Kessel the Elder_banketje_avec_coupes_de_porcelaine_kraak_de_chine_

Jan van Kessel

1 Jan van Kessel_au_vase_de_fleurs_et_aux_coqs

Ян ван Кессель "Ваза с цветами и курицей"

Jeronimus Sweerts Натюрморт с попугаем

Jeronimus Sweerts (1603 -1636) - голландский художник, сын известного ботаника и растениевода, опубликовавшего Флорилегиум в 1612 году и изучавшего редких и экзотических птиц. Иероним обучался в мастерской Амброзиуса Босхарта Старшего. Был женат на дочери художника Бальтазара ван дер Аста Марии.Несколько работ голландского художника были проданы на ауционе картин старых мастеров на Нью-Бонд-стрит в 2003 году . В том числе за $ 104 200 была продана картина с розами, лилиями, королевскими тюльпанами, миской с фруктами и с попугаем на ветке, ракушками, ящерицами и кузнечиками на деревянном столе.

JACOB VAN HUYSUM 1687 - 1740

Якоб ван Хейсум (1687 – 1740) – голландский живописец. Три его брата и отец также были художниками. Якоб писал букеты цветов в стиле старшего брата Яна ван Хёйсума. Своими барочными и декоративными тенденциями, точным и холодным исполнением он завершает развитие большого флорального стиля. Его картины, исполненные в свободной манере, были высоко оценены исследователями.

Спасибо  galeneastro via

olenenyok.livejournal.com

Символ Голландии в живописи - LiveEphemeris

6 Saskia-as-Flora-1634-by-Rembrandt

Рембрандт. Флора, 1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Эта работа - гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Именно эти цветы изображали на картинах художники, они стали популярным мотивом в голландской живописи, а позднее были объединены в класс, названный именем Рембрандта.

Тюльпану была уготована особенная судьба. Как и ветряная мельница, он стал национальным символом Голландии, пережил взлет и падение - его превозносили до небес и втаптывали в грязь…

А началось все в 60-е годы XVI века с триумфального завоевания тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны разводили при королевских дворах, и они стали символом богатства и знатности, их начали коллекционировать.Разбогатевшие купцы ни в чем не хотели уступать благородному дворянству. Один стремился превзойти другого не только богатым домом и одеждой, но и привлекательной клумбой тюльпанов. Стало хорошим тоном украшать свой сад изысканными цветами, и, прежде всего, тюльпанами, которые оказались исключительно модными.

5 samuel-van-hoogstraten

Samuel Dirksz van Hoogstraten. Portrait of Johan Cornelisz. Vijgeboom and His Wife

Великолепный портрет супругов на фоне их сада и дома.Чудесный весенний пейзаж, время цветения тюльпанов. Но клумбы с тюльпанами в Голландии - это признак роскоши. Ухоженный регулярный сад говорит о достатке. Большой дом, за ним много служебных построек. Сами же супруги одеты скромно.

Селекционеры выводили новые сорта тюльпанов, а любители цветоводства охотились за цветочными луковицами. Спрос на привлекательные цветы постепенно увеличивался. Это послужило началом безумного увлечения тюльпанами целого народа. Прекрасный и безобидный цветок буквально сводил голландцев с ума. Цены на цветы стали искусственно завышаться, а ситуация, которая за этим сложилась, вошла в историю под названием “тюльпаномании”.

Торговлей луковицами стали заниматься все слои населения, все, у кого был хоть грош за душой. Те, у кого не было наличных денег, несли драгоценности, одежду, отдавали под залог дома, земли, стада, лишь бы приобрести заветные луковицы и перепродать их за более высокую цену. Невеста в Голландии имела все шансы выйти замуж, если у нее была хоть одна луковица тюльпана. В 1634 году в Амстердаме за три тюльпанные луковицы редкого сорта было заплачено двумя каменными домами. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите, которая в настоящее время хранится в музее.Курс тюльпанов быстро шел на повышение и притягивал все новых и новых покупателей, желавших разбогатеть быстро, не затрачивая особых усилий.

В 1636-70 гг. тюльпаномания достигла своего пика, но неожиданно рынок рухнул.Это произошло, когда некоторые купцы стали делать попытки превратить свои тюльпаны в золото и торговые сделки стали проходить не так гладко, как раньше. Предложение резко превысило спрос и разразилась паника: никто больше не хотел покупать тюльпаны.

4 Hendrik Pot Повозка Флоры, ок. 1640

Картина – аллегория Хендрика Пота «Почтовый парусник Флоры», 1640г., изображает безрадостный конец тюльпаномании и разорение людей, ослепленных жаждой наживы.

Богиня цветов Флора с тюльпанами в руках едет на повозке с парусом, раздуваемым ветром, и флагом, на котором изображены все те же тюльпаны. У ее ног расположились менялы и блудницы, являющиеся аллегориями ничтожества, жадности, пьянства, напрасных надежд и бедности. Повозку сопровождают Харлемские ткачихи и другие жители города, желающие разбогатеть, а сама повозка отправляется в никуда... Она исчезнет в море.

3 Ян Брейгель Младший Тюльпаномания.

Ян Брейгель Младший. «Сатира на тюльпаноманию» (ок. 1640 г.)

Обезьяны в голландских платьях 17-го века взвешивают луковицы, считают деньги, наслаждаются роскошным обедом, заказанным на вырученные деньги.Слева одна из обезьян указывает на цветущие тюльпаны, а другая держит тюльпан и денежный мешок. Обезьяна в центре читает каталог редких тюльпанов, наличие меча у другой обозначает принадлежность к знати. В глубине картины обезьяны сидят, как дворяне, верхом на лошадях. Один из влезших в долги спекулянтов предстает перед судьей. Расстроенный покупатель размахивает кулаками, а на заднем плане одну из обезьян тащат к могиле.

Брейгель не просто высмеивает торговцев тюльпанами и спекулянтов, считающих себя умными и богатыми, изображая их как суетливых обезьян. Его работа - это урок недальновидности и глупости.

2 Jean-Léon_Gérôme_-_The_Tulip_Folly_-_Walters

Жан-Леон Жером «Тюльпановое безумие»

Голландский аристократ готовится защитить свое поместье и особенно ценный сорт тюльпанов в цветочном горшке рядом с ним от солдат, топчущих клумбы. Они выполняют распоряжение правительства об уничтожении плантаций тюльпанов с целью стабилизировать рынок. У белого дома с красной крышей стоит садовник с воздетыми руками, который выращивал тюльпаны и ухаживал за этим бесконечным разноцветьем распустившихся цветов.Можно назвать этот варварский поступок безрассудством, но известно, что к XVIII в. голландские тюльпаны стали вновь популярным и доходным бизнесом.Любовь к тюльпанам жестокий удар по экономике страны не сломил. Тюльпан остался жив! Никакие постановления и декреты власти не могли уничтожить этот прекрасный и элегантный цветок.

В настоящее время Голландия остается одним из крупнейших мировых экспортеров этих цветов, а 20% территории страны отданы под поля, на которых выращивают знаменитые луковицы.

1 vangogh_flower_beds_in_holland

Винсент Ван Гог. Поля тюльпанов, 1883 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

7 Ян Брейгель старший

Ян Брейгель Старший;(1568-1625) Появление натюрмортов цветочного направления приписывают Яну Брейгелю Старшему (Бархатному), поскольку именно он по заказу кардинала Фредерико Борромео писал полотна с изображением цветочных мотивов.

Любители флоры в Голландии очень часто обращались к художникам с просьбой запечатлеть тот или иной вид для того, чтобы сохранить красоту по-настоящему редкого цветка. Наибольший интерес вызывали тюльпаны, украшавшие практически каждый подоконник в Амстердаме и сады города. Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах. Важную роль сыграл тюльпан в голландской живописи: он привлекал внимание выдающихся художников того времени и послужил толчком для образования целых школ рисования цветов.

Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию. Тюльпан — объект коллекционирования в Голландии XVII века, символ необдуманного обращения с дарованным Богом состоянием. Роза - цветок Венеры, являлась символом любви, она тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак – символ покоя и эйфорического забытья. Зрелые плоды символизируют изобилие, гнилые – символ бренности бытия. Грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики. Морские раковины обозначали смерть, ползучая улитка - олицетворение лености.

6 Ян Брейгель (Младший) - Натюрморт с цветами

Ян Брейгель (Младший) - "Натюрморт с цветами"

Ян Брейгель Младший (1601 - 1678) - представитель нидерландской династии художников Брейгелей. Учился живописи в студии своего отца Яна Брейгеля Старшего в Антверпене. Вместе со своим братом Амброзием создавал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные множеством деталей. В 1625 году возглавил гильдию художников Антверпена.

5 Ян Брейгель (Младший) - Корзина с цветами. 47х68. Метрополитен Antwerp 1601

Ян Брейгель (Младший) - "Корзина с цветами". 47х68.

4 Jan Brueghel II. (1601–1678)

Ян Брейгель (Младший)

3 BOSSCHAERT, Johannes

Босхарт Амбросиус Старший

Босхарт Амбросиус Старший (1573 – 1621) - фламандский художник золотого века нидерландской живописи, известный прежде всего своими цветочными натюрмортами, выполненными в сочных цветах. Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Его букеты всегда отличались богатым разнообразием цветов, а его работа «Ваза с цветами» является одной из наиболее часто копируемых картин в мире.На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия.

2 BOSSCHAERT, JOHANNES 1606 - 1628)

BOSSCHAERT

1 Flower Still Life Ambrosius Bosschaert the Elder - 1614

BOSSCHAERT Цветочный натюрморт

4 Balthasar van der Ast - 'Still Life with Flowers

Бальтазар ван дер Аст -"Жизнь среди цветов"

Бальтазар ван дер Аст - голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта. Двоюродный брат Амбросия Босхарта старшего. В ранних работах ван дер Аста отчётливо чувствуется влияние Босхарта. Первая самостоятельная картина Аста датируется 1610 годом. Рисовал прежде всего натюрморты с цветами, насекомыми, улитками и фруктами, пространственное расположение которых и композиция напоминают также работы Яна Брейгеля (1568—1625). Ян Давидс де Хем был его учеником.

3 Бальтазар ван дер Аст

Balthasar van der Ast "Натюрморт с цветами и фруктами"

2 Still_Life_of_Flowers,_Fruit,__by_Balthasar_van_der_Ast-BMA

Бальтазар ван дер Аст

1 Ballthasar_van_der_Ast_-_Flowers_and_Frut, 1620-1621

Бальтазар ван дер Аст

3 Jan-Davidsz-de-Heem-festoon-with-flowers-and-fruits-(1670)

Ян Давидс де Хем " Цветы и фрукты", 1670г

Ян Давидс де Хем - голландский художник (1606-1684), один из самых известных мастеров натюрморта, соединивший традиции голландской и фламандской школ. Его натюрморты наполнены воздухом и диагонально струящимся светом.Работы раннего периода его творчества очень похожи на работы Бальтазара ван дер Аста, у которого он учился. У него было много последователей, включая его сына Корнелиса (1631-1695) и художника Якоба Марреля.

2 Хеем

Ян Давидс де Хем

1Хеем

0 tnt Cornelis de Heem (Dutch Baroque Era Painter, 1631-1695)

Корнелис де Хем

Маррель

Якоб Маррель (1614-1681) - немецкий живописец, мастер цветочных натюрмортов периода голландского Золотого Века . Привлеченный высокими ценами цветочных натюрмортов, Маррель стал учеником Яна Давидса де Хема в Утрехте. На его творчество оказала влияние и семья живописца Босхарта.

3 Jacobus_Marrellus_-_Blumenschale

Якоб Маррель считается одним из величайших мастеров школы натюрморта, занимающей ключевое звено между наследием династии Босхарта с одной стороны, и фламандской традицией Яна Давидса де Хема с другой стороны.

2 Jacob Marrel 1634 Still life with a tulip, anemones

Jacob Marrel "life with a tulip, anemones", 1634

4 Jan van Kessel

Ян ван Кессель Старший;(1626—1679) - фламандский) живописец. Был продолжателем традиций своего деда Яна Брейгеля старшего.Писал натюрморты и цветы, пейзажи, портреты, иногда на мифологические и религиозные сюжеты. В его работах много миниатюрных зарисовок бабочек и насекомых на букетах или гирляндах цветов, скрупулезно выписанных. Его картины хранятся в известных музеях мира - в Мадриде, Оксфорде и в Кембридже.

3 Jan van Kessel the Elder

Jan van Kessel the Elder Still life with vase of flowers and cocks

2 Jan van Kessel the Elder_banketje_avec_coupes_de_porcelaine_kraak_de_chine_

Jan van Kessel

1 Jan van Kessel

Ян ван Кессель "Ваза с цветами и курицей"

Jeronimus Sweerts Натюрморт с попугаем

Jeronimus Sweerts (1603 -1636) - голландский художник, сын известного ботаника и растениевода, опубликовавшего Флорилегиум в 1612 году и изучавшего редких и экзотических птиц. Иероним обучался в мастерской Амброзиуса Босхарта Старшего. Был женат на дочери художника Бальтазара ван дер Аста Марии.Несколько работ голландского художника были проданы на ауционе картин старых мастеров на Нью-Бонд-стрит в 2003 году . В том числе за $ 104 200 была продана картина с розами, лилиями, королевскими тюльпанами, миской с фруктами и с попугаем на ветке, ракушками, ящерицами и кузнечиками на деревянном столе.

JACOB VAN HUYSUM 1687 - 1740

Якоб ван Хейсум (1687 – 1740) – голландский живописец. Три его брата и отец также были художниками. Якоб писал букеты цветов в стиле старшего брата Яна ван Хёйсума. Своими барочными и декоративными тенденциями, точным и холодным исполнением он завершает развитие большого флорального стиля. Его картины, исполненные в свободной манере, были высоко оценены исследователями.

galeneastro.livejournal.com


Смотрите также