Новости высоких технологий. Голографические картины


что это такое, фото, своими руками

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. ИИ поможет голографическим технологиям выйти на новый уровень

В рамках двух новых исследований ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) использовали нейронные сети для реконструкции голограмм. Обе работы не только демонстрируют уровень развития голографических технологий, но еще и обещают открыть этим технологиям дверь в медицину, где они смогут произвести настоящую революцию.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Американский стартап работает над созданием голопалубы из Star Trek

Разработчики из калифорнийского стартапа Light Field Lab уже к концу 2018 года планируют выпустить первый рабочий прототип правдоподобной парящей в воздухе голограммы, которую можно будет видеть без специальных гарнитур. Для продолжения работы над проектом компания уже привлекла семь миллионов долларов инвестиций.

Читать далее →

28 Сентября 2017 в 18:00, Hi-News.ru 10 650 просмотров
  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Это интересно
  4. Как это работает? | Голографический дисплей

Первая голограмма была получена венгерским физиком Денешом Габором в 1947 году в ходе экспериментов по повышению разрешающей способности электронных микроскопов. Он придумал само слово «голограмма», желая подчеркнуть полную запись оптических свойств объекта. Денеш немного опередил свое время: его голограммы отличались низким качеством из-за использования газоразрядных ламп. После изобретения в 1960 году рубиново-красного и гелий-неонового лазеров голография начала активно развиваться. В 1968 году советский учёный Юрий Николаевич Денисюк разработал схему записи голограмм на прозрачных фотопластинках и получил высококачественные голограммы. А 11 годами позже Ллойд Кросс создал мультиплексную голограмму, состоящую из нескольких десятков ракурсов, каждый из которых можно увидеть только под одним углом. Как же работает современный голографический дисплей — об этом в сегодняшнем выпуске!

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Телефоны
  4. RED сообщила новые подробности о «голографическом» смартфоне

В июле 2017 года стало известно, что компания RED работает над смартфоном с «голографическим» экраном. При этом подробностей было озвучено совсем немного. С приближением выхода новинки на рынок компания рассказала больше о ней. Более того, в Сети появился также видеоролик длительностью более пяти минут, показывающий смартфон Hydrogen One.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Телефоны
  4. Компания RED анонсировала первый смартфон с голографическим дисплеем

Согласитесь, что в последнее время смартфоны перестали нас чем-то удивлять. Производители стремятся сделать их тоньше, легче, уменьшить рамки вокруг экрана, но всё это столь незначительные улучшения, что никто им особо не радуется. Революции в данной области не было уже очень много лет. И знаменитая компания RED, профессиональными цифровыми камерами которой пользуются практически все режиссёры Голливуда, собирается совершить эту самую революцию. Она анонсировала первый в мире смартфон с голографическим экраном, который называется RED Hydrogen One.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Голосовой ассистент Cortana получил голографический аватар

Голосовые ассистенты наподобие Cortana от Microsoft или Siri от Apple уже давно прочно вошли в нашу жизнь. Несмотря на пока еще несовершенную технологию общения, для полноценного восприятия голосовым помощникам не хватает «реального воплощения». Эти же мысли посетили и Джарема Арчера, известного в Сети под ником unt1tled, который создал для «Кортаны» из операционной системы Windows 10 что-то наподобие «голографического аватара», по функциям ничем не уступающего «обычной» версии.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. KT и Verizon провели первый в истории сеанс голографической связи

Исследования в области голографических технологий и интерфейсов в последнее время становятся все более популярными в научной среде. Несмотря на то, что полноценное внедрение голограмм в нашу жизнь произойдет не скоро, практически не остается сомнений в том, что за этими технологиями будущее. Но вполне возможно, что будущее это ближе, чем кажется, ведь недавно специалисты компании KT Corporation (одного из крупнейших южнокорейских операторов мобильной связи) совместно с коллегами из Verizon провели первый в истории сеанс голографической связи, используя для этого возможности мобильных сетей стандарта 5G.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Исследования
  4. Голограммы перестали быть только научной фантастикой

Голограммы все чаще появляются вокруг нас. Давно умерший рэпер Тупак Шакур появился в 2012 году на музыкальном фестивале Coachella. HoloLens от Microsoft пытается повторить голодек из «Звездного пути», позволив пользователю взаимодействовать с 3D-объектами в дополненной реальности. Стартапы вроде Holoxica могут создавать трехмерные голограммы человеческих органов с целью медицинской визуализации.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Разработана технология для создания высококачественных голографических дисплеев

Создание голографического дисплея, который был бы качественный и при этом доступный каждому, — дело очень далекого будущего. Но разработки в этой области ведутся. И недавно исследователям из корейского Института науки и передовых технологий удалось создать прототип динамического трехмерного голографического дисплея нового типа, параметры которого в более чем 2,5 тысячи раз превышают параметры любого существующего аналога.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Создано крошечное устройство для воспроизведения голографических изображений

Различные фантастические фильмы говорят о том, что в будущем нас непременно ждет масса потребительских устройств для проецирования голографических изображений. Это может быть использовано как в рекламных целях, так и в создании продвинутой версии «скайпа». Но будущее это все никак не хочет наступать, и в плане создания голограмм для коммуникации мы находимся примерно там же, где и 5-10 лет назад. Главной проблемой остается громоздкость конструкции. Но все может поменяться благодаря разработке ученых из Австралийского Национального университета, которые создали крошечное устройство для формирования объемных голографических изображений.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Исследования
  4. Обнаружено первое доказательство в пользу голографической модели Вселенной

Десятилетиями ученые рассматривают идею о том, что наша Вселенная является (или когда-то являлась) гигантской и очень сложной голограммой, в которой все физические законы требуют наличия всего двух измерений, но при этом все вокруг нас действует согласно трем измерениям. Как вы понимаете, такую гипотезу совсем не просто доказать, однако физики сообщают, что наконец-то нашли первое наблюдаемое доказательство тому, что ранняя Вселенная могла идеально соответствовать так называемому голографическому принципу и это совершенно не противоречит стандартной модели Большого Взрыва.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. В будущем автомобили BMW обзаведутся голографическим интерфейсом

Автомобильный концерн BMW периодически представляет публике удивительные концепты технологий, некоторые из которых уже внедрены в транспортные средства этого производителя (например, персональный ассистент ConnectedDrive), а некоторые будут реализованы в течение ближайших нескольких лет (к примеру, концепт самобалансирующегося мотоцикла). На грядущей выставке CES 2017 концерн BMW обещает поразить нас своей новой разработкой, а именно – первым прототипом голографического интерфейса, который однажды обязательно появится в автомобилях будущего.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. HoloVit представила домашний экран для воспроизведения голограмм

Фантастические фильмы демонстрируют нам недалекое будущее, в котором голографические интерфейсы и средства связи будут распространены практически повсеместно. И хотя до подобного применения технологии еще далеко, приобрести голографический экран можно уже сегодня.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Microsoft продемонстрировала технологию голографической телепортации

Девкит очков дополненной реальности HoloLens уже стал доступен разработчикам программного обеспечения за «символические» 3000 долларов. А корпорация Microsoft продолжает радовать нас всё новыми и новыми картинами технологий будущего. В этот раз, к примеру, зрителям продемонстрировали процесс голографической телепортации или, проще говоря, передачи объёмного изображения собеседника на расстоянии при помощи его сканирования в реальном времени и создания 3D-модели с натянутыми на неё текстурами.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Исследования
  4. Может ли наша Вселенная быть голограммой?

Голограммы, пожалуй, находятся в числе самых интересных «плоских» объектов, которые могут создать люди. Являясь полностью трехмерным набором информации, закодированным на двумерной поверхности, голограммы могут менять свой вид в зависимости от вашей точки зрения. И хотя ученые утверждают, что мы можем воспринимать лишь три пространственных измерения, их на самом деле может быть намного больше. Следовательно, появляется интригующая возможность того, что мы можем быть голографической проекцией многомерной Вселенной, в некотором смысле.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Исследования
  4. Лаборатория Ферми не нашла свидетельств того, что мы живем в голограмме

Спорный эксперимент лаборатории Ферми, проведенный для поиска возможных признаков того, что наша Вселенная может быть голограммой, ничего не нашел. Называется он Holometer («голографический интерферометр»), и это детище физика лаборатории Ферми Крейга Хогана. Он придумал его в 2009 году как способ проверить так называемый голографический принцип.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Новая фантастическая технология позволяет вытягивать изображение за пределы экрана

Группа исследователей, финансируемых Европейским Союзом, разработала новый тип дисплея, который позволяет пальцами рук буквально вытягивать изображение с плоского сенсорного экрана и манипулировать им в пространстве. Меняющий форму дисплей является частью проекта под названием GHOST — Generic, Highly-Organic Shape-Changing Interfaces. На исследования и разработку было потрачено три года. В работе принимали участие университеты Копенгагена, Бристоля, Ланкастера и Эйндховена.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Японцы показали безопасную осязаемую голограмму

Идея взаимодействия с голограммами больше не является предметом только научно-фантастических рассказов. Специалисты одной из японских научных лабораторий добились, казалось бы, невозможного – они создали голограмму, которую можно безопасно потрогать руками.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Наука
  4. Физики считают, что мы живем в гигантской голограмме

Некоторые физики на самом деле считают, что вселенная, в которой мы живем, может быть гигантской голограммой. Такое научное исповедание становится все более популярным. И самое интересное, что эта идея не совсем напоминает моделирование вроде «Матрицы», а скорее приводит к тому, что хотя нам кажется, что мы живем в трехмерной вселенной, у нее может быть всего два измерения. Это называется голографическим принципом.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. 6 фактов о голографии, которых вы могли не знать

Если двумерная картинка стоит тысячи слов, тогда трехмерная стоит миллиона. С помощью голографии можно реконструировать трехмерную картинку, используя голограмму, и этот процесс не имеет ничего общего с технологией работы традиционных дисплеев. Несмотря на то, что голография была изобретена более 70 лет назад, она остается лучшим кандидатом на получение истинных 3D-дисплеев. Перед вами шесть важных фактов о голографии, которых вы могли не знать.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Microsoft представила голографические очки

Сегодня компания Microsoft представила свой самый амбициозный проект за последние годы – носимый голографический компьютер под названием Project HoloLens. Гарнитура имеет слегка затемненный прозрачный дисплей и систему объемного звучания, что позволяет не только видеть голограммы, но также слышать их.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Теперь голограммы можно трогать руками

«Голодек» из фильма «Звездный путь» стал ближе к реальности после появления системы, которая позволяет трогать объемные изображения голыми руками. Тактильную голограмму можно почувствовать благодаря вибрации звуковых волн в воздухе.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. #видео | Лазер формирует 3D-изображение прямо в воздухе
Формирование голограммы в воздухе

Устройства, формирующие трехмерную картинку в пространстве — уже не редкость, однако им для создания изображения необходима определенная среда, например пар или водяные брызги. Чтобы преодолеть данное ограничение, японская компания Aerial Burton создала устройство, формирующее 3D-изображение прямо в чистом воздухе.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Как сверхскоростной интернет изменит мир в 2025 году

Какие технологические инновации будут внедрены в ближайшие десять лет? Голографические комнаты, виртуальные хирурги, 3D-напечатанная одежда, виртуальный секс и многое другое. Американские исследователи поделились прогнозом на 2025 год.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Устройство Spheree создает полноценное 3D-изображение в сфере
Spheree создает 3D изображение в шаре

Исследователи из Университета Сан-Паулу в Бразилии и Университета Британской Колумбии в Канаде разработали сферический дисплей, который позволяет пользователям видеть трехмерные объекты и взаимодействовать с ними.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. В США вместо политиков перед публикой будут выступать их голограммы
В США внедрят голограммы политиков

Ранее в этом году премьер-министр Индии Нарендра Моди выступал в поддержку переизбрания, используя довольно необычный метод: вместо премьер-министра на сцене стояла его трехметровая голограмма. Осуществить такое выступление он смог с помощью американских инженеров компании HologramUSA.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Телефоны
  4. Amazon представит 3D-смартфон 18 июня

Многие компании часто получают обвинения в свой адрес, связанные с преднамеренными утечками информации для стимулирования интереса к своим грядущим продуктам. Последние данные относительно смартфона Amazon с голографическим дисплеем — как раз тот случай.

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. Смартфоны со встроенными голографическими проекторами появятся в следующем году

Наверняка многие из вас видели фантастические фильмы, в которых используются коммуникационные устройства, способные проецировать голограммы собеседника. Так вот, в недалеком будущем мы сможем не просто подносить наши телефоны к уху для разговора, а общаться с другим человеком в виде его голографического изображения. Звучит круто, не правда ли? И, скорее всего, многие из вас хотели бы узнать, когда у нас появится такая возможность?

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Развлечения
  4. #видео дня | Майкл Джексон выступил на сцене в виде голограммы

Фанаты Майкла Джексона смогли вновь увидеть своего кумира на сцене. В рамках прошедшей церемонии Billboard Music Awards 2014 король поп-музыки возник перед аудиторией в виде голограммы и исполнил песню «Slave to the Rhythm» из его посмертного альбома «Xscape».

Читать далее →

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Развлечения
  4. #видео дня | Фортепианная дуэль человека и голограммы

На недавнем фестивале SXSW японский пианист Йошики использовал в своем выступлении голограмму себя. Публика была в полном восторге от происходящего в зале.

Читать далее →

hi-news.ru

Трехмерная голограмма. - Мастерок.жж.рф

Компания NICE Interactive

Продолжаю выполнять заявки своих френдов из ноябрьского стола заказов. Месяц уже близиться к концу, а я еще далек от завершения очереди ваших вопросов. Сегодня мы разбираем, обсуждаем и дополняем задание trudnopisaka :

Технологии создания трехмерных голограмм. Бывают ли они непрозрачными? С чем можно сравнить энергетические затраты на их создание? Какие есть перспективы развития?

Голография основывается на двух физических явлениях - дифракции и интереференции световых волн.

Физическая идея состоит в том, что при наложении двух световых пучков, при определенных условиях возникает интерференционная картина, то есть, в пространстве возникают максимумы и минимумы интенсивности света (это подобно тому, как две системы волн на воде при пересечении образуют чередующиеся максимумы и минимумы амплитуды волн). Для того, чтобы этаинтерференционная картина была устойчивой в течение времени, необходимого для наблюдения, и ее можно было записать, эти две световых волны должны быть согласованы в пространстве и во времени. Такие согласованные волны называются когерентными.

Если волны встречаются в фазе, то они складываются друг с другом и дают результирующую волну с амплитудой, равной сумме их амплитуд. Если же они встречаются в противофазе, то будут гасить одна другую. Между двумя этими крайними положениями наблюдаются различные ситуации сложения волн. Результирующая сложения двух когерентных волн будет всегда стоячей волной. То есть интерференционная картина будет устойчива во времени. Это явление лежит в основе получения и восстановления голограмм.

Обычные источники света не обладают достаточной степенью когерентности для использования в голографии. Поэтому решающее значение для ее развития имело изобретение в 1960 г. оптического квантового генератора или лазера - удивительного источника излучения, обладающего необходимой степенью когерентности и могущего излучать строго одну длину волны.

Деннис Габор, изучая проблему записи изображения, выдвинул замечательную идею. Сущность ее реализации заключается в следующем. Если пучок когерентного света разделить на два и осветить регистрируемый объект только одной частью пучка, направив вторую часть на фотографическую пластинку, то лучи, отраженные от объекта, будут интерферировать с лучами, попадающими непосредственно на пластину от источника света. Пучок света, падающий на пластину, назвали опорным, а пучок, отраженный или прошедший через объект, предметным. Учитывая, что эти пучки получены из одного источника излучения, можно быть уверенным в том, что они когерентны. В данном случае интерференционная картина, образующаяся на пластинке, будет устойчива во времени, т.е. образуется изображение стоячей волны.

Полученная интерференционная картина является кодированным изображением, описывающим объект таким, каким он виден из всех точек фотопластинки. В этом изображении сохранена информация как об амплитуде, так и о фазе отраженных от объекта волн и, следовательно, заложена информация о трехмерном (объемном) объекте.Фотографическая запись картины интерференции предметной волны и опорной волны обладает свойством восстанавливать изображение объекта, если на такую запись снова направить опорную волну. Т.е. при освещении записанной на пластине картины опорным пучком восстановится изображение объекта, которое зрительно невозможно отличить от реального. Если смотреть через пластинку под разными углами, можно наблюдать изображение объекта в перспективе с разных сторон. Конечно, полученную таким чудесным способом фотопластинку нельзя назвать фотографией. Это - голограмма.

В 1962 г. И. Лейт и Ю. Упатниекс получили первые пропускающие голограммы объемных объектов, выполненные с помощью лазера. Схема, предложенная ими, используется в изобразительной голографии повсеместно:Пучок когерентного излучения лазера направляется на полупрозрачное зеркало, с помощью которого получают два пучка - предметный и опорный. Опорный пучок направляют непосредственно на фотопластинку. Предметный пучок освещает объект, голограмму которого регистрируют. Отраженный от объекта световой пучок - объектный попадает на фотопластинку. В плоскости пластинки два пучка - объектный и опорный образуют сложную интерференционную картину, которая вследствие когерентности двух пучков света остается неизменной во времени и представляет собой изображение стоячей волны. Остается только зарегистрировать ее обычным фотографическим путем.

Японский концерт с 3D голограммой Hatsune Miku

Если голограмму записать в некоторой объемной среде, то полученная модель стоячей волны однозначно воспроизводит не только амплитуду и фазу, но и спектральный состав записанного на ней излучения. Это обстоятельство было положено в основу создания трехмерных (объемных) голограмм.В основу работы объемных голограмм положен дифракционный эффект Брэгга. B результате интерференции волн, распространяющихся в толстослойной эмульсии, образуются плоскости, засвеченные светом большей интенсивности. После проявления голограммы на засвеченных плоскостях образуются слои почернения. В результате этого создаются так называемые брэгговские плоскости, которые обладают свойством частично отражать свет. Т.е. в эмульсии создается трехмерная интерференционная картина.

Такая толстослойная голограмма обеспечивает эффективное восстановление объектной волны при условии, что угол падения опорного пучка при записи и восстановлении останется неизменным. Не допускается также изменение длины волны света при восстановлении. Такая избирательность объемной пропускающей голограммы позволяет записать на пластинке до нескольких десятков изображений, изменяя угол падения опорного пучка соответственно при записи и восстановлении.

Схема записи пропускающих объемных голограмм аналогична схеме Лейта-Упатниекса для двумерных голограмм.

При восстановлении объемной голограммы, в отличие от плоских пропускающих голограмм, образуется только одно изображение вследствие отражения от голограммы восстанавливающего пучка только в одном направлении, определяемом углом Брэгга.

Отражательные объемные голограммы записываются по иной схеме. Идея создания данных голограмм принадлежит Ю.Н.Денисюку. Поэтому голограммы этого типа известны под именем их создателя.

Опорный и предметный световые пучки образуются с помощью делителя и посредством зеркала направляются на пластину с двух сторон. Предметная волна освещает фотографическую пластину со стороны эмульсионного слоя, опорный - со стороны стеклянной подложки. Плоскости Брэгга в таких условиях записи располагаются почти параллельно плоскости фотопластины. Таким образом, толщина фотослоя может быть сравнительно небольшой.На приведенной схеме объектная волна образуется с пропускающей голограммы. Т.е. вначале изготавливаются обычные пропускающие голограммы по описанной выше технологии, а потом уже с этих голограмм (которые называются мастер-голограммами) изготавливают в режиме копирования голограммы Денисюка.

Основное свойство отражательных голограмм - это возможность восстановления записанного изображения с помощью источника белого света, например, лампы накаливания или солнца. Не менее важным свойством является цветовая избирательность голограммы. Это значит, что при восстановлении изображения белым светом, оно восстановится в том цвете, в каком было записано. Если для записи был использован, например, рубиновый лазер, то восстановленное изображение объекта будет красным.

Уникальная 3D-голограмма в ГУМе!

В соответствии со свойством цветовой избирательности можно получить цветную голограмму объекта, в точности передающую его естественный цвет. Для этого необходимо при записи голограммы смешать три цвета: красный, зеленый и синий либо провести последовательное экспонирование фотопластинки этими цветами. Правда, технология записи цветных голограмм находится еще в экспериментальной стадии и потребует еще значительных усилий и экспериментов. Примечательно при этом, что многие, посетившие выставки голограмм, уходили оттуда в полной уверенности, что видели цветные объемные изображения!

Технология связи при помощи объемных голограмм, описанная впервые в "Звездных войнах" еще 30 лет назад, судя по всему, становится реальностью. Еще в 2010 году команда физиков из Университета Аризоны смогла разработать технологию передачи и просмотра движущихся трехмерных изображений в реальном времени. Разработчики из Аризоны называют свою работу прототипом "голографического трехмерного телеприсутствия". В реальности показанная сегодня технология представляет собой первую в мире практическую трехмерную систему передачи подлинно трехмерных изображений без необходимости использования стереоскопических очков.

"Голографическое телеприсутствие означает, что мы можем записать трехмерное изображение в одном местоположении и показать его в трехмерном режиме при помощи голограммы в другом, которое будет удалено на многие тысячи километров. Показ может проводиться в реальном времени", - говорит руководитель исследований Нассер Пейгамбарьян.

Для создания эффекта виртуальной инсталляции (3D голограммы) объекта в месте инсталляции натягивается специальная проекционная сетка. На сетку осуществляется проекция с помощью видеопроектора, который располагается за этой сеткой на расстоянии 2-3 метра. В идеале проекционная сетка натягивается на ферменную конструкцию, которая полностью обшивается темной тканью для затемнения и усиления эффекта. Создается подобие некого темного куба, на переднем плане которого разворачивается 3D изображение. Лучше чтобы действие происходило в полной темноте, тогда не будет виден темный куб и сетка, а только 3D голограмма!

Существующие системы 3D-проекций способны производить либо статические голограммы с превосходной глубиной и разрешением, либо динамические, но смотреть на них можно только под определенным углом и в основном через стереоскопические очки. Новая технология объединяет в себе преимущества обеих технологий, но лишена их многих недостатков.

В сердце новой системы находится новой фотографический полимер, разработанный калифорнийской исследовательской лабораторией Nitto Denko, работающей с электронными материалами.

В новой системе трехмерное изображение записывается на несколько камер, захватывающих объект с разных позиций и затем кодирует в цифровой сверхбыстрый лазерный поток данных, который создает на полимере голографические пиксели (хогели). Само по себе изображение - это результат оптического преломления лазеров между двумя слоями полимера.

Прототип устройства имеет 10-дюймовый монохромный экран, где картинка обновляется каждые две секунды - слишком медленно, чтобы создать иллюзию плавного движения, но все же динамика тут есть. Кроме того, ученые говорят, что показанный сегодня прототип - это лишь концепция и в будущем ученые обязательно создадут полноцветный и быстро обновляющийся поток, создающих натуральные трехмерные и плавно двигующиеся голограммы.

Профессор Пейгамбарьян прогнозирует, что примерно через 7-10 лет в домах у обычных потребителей могут появиться первые голографические системы видеосвязи. "Созданная технология абсолютно устойчива ко внешним факторам, таким как шумы и вибрация, поэтому она подходит и для промышленного внедрения", - говорит разработчик.

Голографическая 3D-установка AGP

Авторы разработки говорят, что одним из наиболее реальных и перспективных направлений разработки является именно телемедицина. "Хирурги из разных стран по всему миру смогут использовать технологию для трехмерного наблюдения за проведением операций в реальном времени и принимать участие в операции", - говорят исследователи. "Вся система полностью автоматизирована и контролируется компьютером. Лазерные сигналы сами кодируются и передаются, а приемник способен самостоятельно проводить рендеринг изображения".

И последние новости 2012 года по этой теме:

Трехмерное голографическое изображение

Технологии создания трехмерных изображений, которые "растут как грибы" в последнее время, воплощаясь в виде трехмерных телевизионных экранов и дисплеев компьютеров, фактически не создают полноценного трехмерного изображения. Вместо этого с помощью стереоскопических очков или других ухищрений в каждый глаз человека посылаются немного разнящиеся изображения, а уже головной мозг зрителя соединяет все это воедино прямо в голове в виде трехмерного образа. Такое "насилие" над органами чувств человека и повышенная нагрузка на мозг вызывает напряжение зрения и головные боли у некоторых людей. Поэтому, для того, что бы сделать настоящее трехмерное телевидение требуются технологии, способные создавать реальные трехмерные изображения, другими словами, голографические проекторы. Люди уже давно научились создавать высококачественные статические голограммы, но когда дело заходит о движущихся голографических изображениях, тут возникают большие проблемы.

Примеры трехмерных голографических изображений

Исследователи из бельгийского нанотехнологического исследовательского центра Imec, разработали и продемонстрировали работающий опытный образец голографического проектора нового поколения, в основе которого лежат технологии микроэлектромеханических систем (microelectromechanical system, MEMS). Использование технологий, лежащих на грани между нано- и микро-, позволит в ближайшем времени создать новый дисплей, способный демонстрировать движущиеся голографические изображения.

В основе нового голографического проектора лежит пластина, на которой находятся крошечные, в половину микрона размером, отражающие свет подвижные площадки. Эта пластина освещается светом от нескольких лазеров, направленных на нее под различными углами. Регулируя положение по вертикальной оси светоотражающих площадок можно добиться того, что волны отраженного света начинают интерферировать между собой, создавая трехмерное голографическое изображение. Это все звучит невероятно и кажется очень сложным, но, тем не менее, на одном из снимков можно увидеть статическое цветное голографическое изображение, сформированное с помощью этих крошечных светоотражающих площадок.

Светоотражающие площадки

Пока еще исследователи Imec не создали дисплей, способный работать с движущимися изображениями. Но, согласно заявлению Франческо Пессолано (Francesco Pessolano), ведущего исследователя проекта Imec NVision: "Главное для нас было понять основной принцип, пути его реализации и проверить работоспособность опытного образца. Все остальное - это всего лишь дело техники и реализуется достаточно легко". Согласно планам Imec, первый опытный голографический проектор и система его управления должны появиться не позже середины 2012 года, вероятно что это не будет громоздкой вещью, ведь 400 миллиардов светоотражающих площадок, требующихся для создания качественного изображения, можно разместить на пластине, размером с пуговицу. Так что ждать осталось уже совсем не долго, а попозже люди смогут забыть про обычные экраны и дисплеи и полностью погрузиться в виртуальный трехмерный мир.

А какие же перспективы этого направления ? Мне кажется вот они ...

Голограмма Цоя на Сцене

Голограмма Тупака Шакура

Вот тут еще интересный метод голографии - http://www.nanonewsnet.ru/articles/2010/o-novoi-tekhnologii-3d-golografii-v-detalyakh

Вот это тоже мне понравилось  - http://kseniya.do100verno.com/blog/555/12012 - посмотрите ...

Кто еще знает современные методы воспроизведения голографиеского изображения ?

источникиhttp://www.dailytechinfo.orghttp://gologrammy.narod.ruhttp://www.cybersecurity.ru

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

masterok.livejournal.com

тогда и сейчас / Блог компании WayRay / Geektimes

Запустить софт для моделирования и вывести полноразмерную модель для редактирования в пространстве. Включить коммуникатор и побеседовать не с плоским изображением собеседника на видеозвонке, а с его объемной проекцией, через которую просвечивает любимый ковер. Отодвинуть штору и увидеть на оконном стекле прогноз погоды, ситуацию с пробками, и вообще — как оно там. Завести двигатель автомобиля и получать на участке лобового стекла дополнительные оповещения о дорожной разметке, возможных опасностях и иных важных сведениях.

Если раньше все это было уделом научных фантастов, то сейчас подобное перешло из разряда “Фантастика” в разряд “Ближайшее будущее”. О том, как современные ученые приближают век голографии, с чего все начиналось и какие трудности развития голографические технологии испытывают на данный момент, мы постараемся рассказать в этом посте.

Как создаются голографические изображения

Человеческий глаз видит физические объекты, так как от них отражается свет. Построение голографического изображения основано именно на этом принципе – создается пучок отраженного света, полностью идентичный тому, который отражался бы от физического объекта. Человек, смотря на этот пучок, видит тот же самый объект (даже если смотрит на него под разными углами).

Голограммы же более высокого разрешения — это статические рисунки, “холст” которых — фотополимер, а “кисть” — лазерный луч, который разово меняет структуру фотополимерных материалов. В итоге обработанный таким образом фотополимер создает голографическое изображение (на плоскость голограммы падает свет, фотополимер создает его тонкую интерференционную картину).

К слову, про саму интерференцию. Она возникает в случае, если в определенном пространстве складывается ряд электромагнитных волн, у которых совпадают частоты, причем с довольно высокой степенью. Уже в процессе записи голограммы в конкретной области складывают две волны – первая, опорная, исходит непосредственно от источника, вторая, объектная – отражается от объекта. Фотопластину с чувствительным материалом размещают в этой же области, и на ней возникает картина полос потемнения, соответствующих распределению электромагнитной энергии (интерференционная картина). Затем пластину освещают волной, близкой по характеристикам к опорной, и пластина преобразует эту волну в близкую к объектной.

В итоге получается, что наблюдатель видит примерно такой же свет, который отражался бы от изначального объекта записи.

Краткая историческая справка

Шел 1947-й год. Индия получила независимость от Британии, Аргентина предоставила избирательные права женщинам, Михаил Тимофеевич Калашников создал свой знаменитый автомат, Джон Бардин и Уолтер Браттейномиз проводят эксперимент, позволивший создать первый в мире действующий биполярный транзистор, начинается производство фотоаппаратов Polaroid.

А Деннис Габор получает первую в мире голограмму.

Вообще, Деннис пытался повысить разрешающую способность электронных микроскопов той эпохи, но в ходе направленного на это эксперимента получил голограмму.

Увы, Габор, как и многие умы, немного опередил свое время, и у него просто не было нужных технологий, чтобы получать голограммы хорошего качества (без когерентного источника света этого сделать невозможно, а первый лазер на кристалле искусственного рубина Теодор Мейман продемонстрирует лишь 13 лет спустя).

А вот после 1960-го (красный рубиновый лазер с длиной волны 694 нм, импульсный, и гелий-неоновый, 633 нм, непрерывный) дело пошло куда бодрее.

1962. Эммет Лейт и Юрис Упатниекс, Мичиганский Технологический Институт. Создание классической схемы записи голограмм. Записывались пропускающие голограммы – в процессе восстановления голограммы свет пропускали через фотопластину, но некоторая часть света отражается от пластины и тоже создает изображение, которое видно с противоположной стороны.

1967. Первый голографический портрет записывают при помощи рубинового лазера.1968. Совершенствуются и сами фотоматериалы, благодаря чему Юрий Николаевич Денисюк разрабатывает собственную схему записи и получает высококачественные голограммы (восстанавливали изображение путем отражения белого света). Все проходит вполне неплохо, настолько, что схема записи получает название “Схема Денисюка”, а голограммы — “Голограммы Денисюка”.

1977. Мультиплексная голограмма Ллойда Кросса, состоящая из нескольких десятков ракурсов, каждый из которых можно увидеть только под одним углом.

Плюсы — размеры объекта, которые требуется записать, не ограничиваются длиной волны лазера или размером фотопластины. Можно создать голограмму предмета, которого не существует (то есть просто нарисовав придуманный предмет в сразу нескольких ракурсах).

Минусы — отсутствие вертикального параллакса, рассмотреть такую голограмму можно только по горизонтальной оси, но не сверху или снизу.

1986. Абрахам Секе осознает, что нет предела совершенству, и предлагает создать источник когерентного излучения в приповерхностной области с помощью рентгеновского излучения. Пространственное разрешение в голографии всегда зависит от размеров источника излучения и его удаленности от предмета – это дало возможность восстановить в реальном пространстве атомы, которые окружали эмиттер.

Сейчас

Сегодня некоторые прототипы голографических видеодисплеев работают примерно так же, как и современные ЖК-мониторы: особым образом рассеивают свет, формируя псевдо-3D, а не создают интерференционную картину. С чем связан и главный минус такого подхода — нормально оценить такую картинку сможет только один человек, сидящих под правильным углом к монитору. Все остальные зрители будут не так впечатлены.

Конечно же, любители научной фантастики и новых технологий спят и видят, как голографические дисплеи станут такой же привычной вещью, как wifi дома или фотокамера в смартфоне, сравнимая с не самой плохой мыльницей. И хотя идеальная голограмма в понимании большинства — это на самом деле не сегодня и не завтра, разработки на эту тему уже активно ведутся.

Институт науки и передовых исследований, Корея. Рабочий прототип нового 3D-голографического дисплея, ТТХ которого примерно в пару тысяч раз лучше, чем у существующих аналогов.

Слабое звено таких дисплеев — матрица. Пока матрицы состоят из двухмерных пикселей. Корейцы же использовали обычный (но хороший) дисплей вкупе со специальным модулятором для фронта оптического импульса. Результатом стала высококачественная голограмма, правда, небольшая — 1 кубический сантиметр.

Было время, когда считалось, что рассеивание света — это серьезное препятствие для нормального распознавания проецируемых объектов. Но как показывает наша практика, современные 3D-дисплеи можно существенно улучшить, научившись контролировать это рассеивание. Правильное рассеивание позволило увеличить и угол обзора, и общую разрешающую способность, — отмечает профессор Йонкен Парк.Университет Гриффита, Технологический университет Суинберна, Австралия. Голографический дисплей на основе графена.

Ученые вооружились методом Габора, упоминавшимся в самом начале этого поста, и сделали 3D-голографический дисплей высокого разрешения на основе цифрового голографического экрана, состоящего из мелких точек, отражающих свет.

Плюсы – угол обзор в 52 градуса. Для нормального восприятия картинки не нужны никакие дополнительные приблуды в виде 3D-очков и прочего.

К слову, о 52 градусах. Угол обзора тем больше, чем меньше будет использоваться пикселей. Оксид графена обрабатывают путем фоторедукции, что создает пиксель, которому под силу изгибать цвет для голокартинки.

Разработчики полагают, что подобный подход в свое время сможет положить начало революции в разработке дисплеев, особенно — на мобильных устройствах.

Бристольский университет, Великобритания. Ультразвуковая голография.

Объект создается в воздухе с помощью множества ультразвуковых излучателей, направленных на облако водяного пара, которое также создается системой. Реализация, конечно, сложнее, чем в случае с привычными экрана, но все же.

  • туман создается не просто каплями воды, а каплями специального вещества.
  • это вещество освещается специальной лампой.
  • лампа модулирует специальный свет.

В итоге получается проекция объекта, который можно не только рассмотреть со всех сторон, но и потрогать.

Частота колебаний такой интерференционной картины — от 0.4 до 500 Гц.

Одно из главных направлений деятельности, в котором разработчики предполагают полезное использование технологии — медицина. Врач сможет на основе данных медкарты и смоделированного органа “почувствовать” его. Также можно будет создавать объемные проекции каких-либо товаров на презентациях. Положительный эффект предрекают и при замене подобной технологией сенсорных дисплеев в местах массового пользования (электронные меню, терминалы, банкоматы). Как сложно и дорого будет это внедрить — само собой, уже второй вопрос.

А уж до чего могут дойти развлекательные сервисы определенной направленности — страшно (но интересно) подумать.

Ванкувер, Канада. Интерактивный голографический дисплей.

Что нужно:

  • мобильное устройство
  • HDMI или wifi
  • пожертвовать 550$ на Кикстартере вот этим ребятам (хотели собрать 50 000$, успешно собрали почти 300 000$).
Как видите, интерес к голографии, однажды запущенный фантастами, и не думает останавливаться — наоборот, пока только набирает обороты.

Вполне возможно, что уже в самом ближайшем будущем почти в каждой квартире будут голографические экраны, созданные по одному из описанных выше методов. Или же на основе какого-то нового, ведь ученые продолжают изобретать все новые и новые материалы, которые являются отличным подспорьем для развития технологий.

Сейчас трудно представить современного человека без смартфона в кармане, быть может, скоро таким же неотъемлемым элементом станут наручные часы с голографическим проектором. Или новый виток развития умных домов и умных автомобилей покажет, как еще можно использовать возможности голографии.

Последнее, кстати, уже не просто фантазия – к примеру, мы создаем первый голографический навигатор для автомобилей, обеспечивающий отображение дополненной реальности на лобовом стекле в зоне фокуса водителя. И кое-что расскажем о нем в одном из следующих постов.

Чтобы не пропустить – подписывайтесь на наш блог. И если у вас есть какие-то вопросы — не стесняйтесь задавать их в комментариях.

geektimes.com

Голография

О голографии

Наиболее распространенным и широко применяемым способом регистрации изображения предметов является фотография. В фотографии регистрируется распределение интенсивности световых волн в двумерной проекции изображения объекта на плоскости фотоснимка. Однако, информация об объемности объекта заложена не только в амплитуде, но и в фазе световых волн, распространяющихся от точек регистрируемого объекта. Поэтому, под каким углом мы ни рассматривали бы фотографию, мы не видим новых ракурсов. Не можем увидеть также предметы, расположенные на заднем плане и скрытые впереди стоящими. Перспектива на фотографии видна лишь по изменению относительных размеров предметов и четкости их изображения.

Правда, оценивая размеры предметов и учитывая форму и направление теней от этих предметов, мы создаем в нашем сознании общее представление об объемных свойствах изображенной на фотографии сцены. Но если размеры предметов одинаковы и теней нет, то объемное содержание сфотографированной сцены полностью теряется. Примером этого может послужить фотография снежинок на темном фоне. На такой фотографии мы не можем определить, какая из снежинок находится ближе, а какая - дальше.

Итак, фотография, на первый взгляд являющаяся объективным способом регистрации изображений, при детальном рассмотрении дает весьма субъективную информацию, рассчитанную на восприятие человеческим глазом. Недостатки фотографии в полной мере компенсируются принципиально новым методом регистрации изображений, получившим название голография.

История голографии

Основоположником голографии является профессор государственного колледжа в Лондоне Деннис Габор, получивший в 1947 г. первую голограмму. Открытие голографии было им сделано в ходе экспериментов по увеличению разрешающей способности электронного микроскопа.   Названием "голография" Д. Габор подчеркнул, что метод позволяет зарегистрировать полную информацию об исследуемом объекте.

Голография начала бурно развиваться и приобрела большое практическое значение после того, как в результате фундаментальных исследований по квантовой электронике, выполненных советскими физиками - академиками Н.Г. Басовым и А.М. Прохоровым - и американским ученым Чарльзом Таунсом, в 1960 г. был создан первый лазер. В том же году профессором Т. Маймамом был сконструирован импульсный лазер на рубине. Эта система (в отличие от непрерывного лазера) дает мощные и короткие, длительностью в несколько наносекунд (10-9 сек), лазерные импульсы, позволяющие фиксировать на голограмме подвижные объекты. Первый портрет человека был снят с помощью рубинового лазера в 1967 году.

Начало изобразительной голографии было положено работами Эмметта Лейта и Юриса Упатниекса из Мичиганского Технологического Института (США), получившими в 1962 г. первую объемную пропускающую голограмму, восстанавливаемую в лазерном свете. Схема записи голограмм, предложенная этими учеными, теперь используется в голографических лабораториях повсюду в мире. 

Решающее значение для развития изобразительной голографии имели работы академика Ю.Н. Денисюка,выполненные в 60-70-х годах. Он впервые получилотражательные голограммы, позволяющие воспроизводить объемные изображения в обычном, белом свете. Практически вся современная изобразительная голография базируется на методах, предложенных Денисюком. Первые высококоачественные голограммы по методу Ю.Н. Денисюка были выполнены в 1968 г. в СССР - Г.А. Соболевым и Д.А. Стаселько, а в США - Л. Зибертом.

В 1969 г. Стивен Бентон из Polaroid Research Laboratories (США) изготовил пропускающую голограмму, видимую в обычном белом свете. Голограммы, изобретенные Бентоном, были названы радужными, так как они переливаются всеми цветами радуги, из которых состоит белый свет. Открытие Бентона позволило начать массовое производство недорогих голограмм путем "штамповки" интерференционных картин на пластик. Голограммы именно такого типа применяются сегодня для защиты от подделок документов, банковских карточек и т.д. Благодаря Бентону голография обрела популярность в широких слоях общества.

В 1977 г. Ллойд Кросс получил мультиплексную голограмму, состоящую из множества обычных фотографий объекта, снятых с множества точек зрения, лежащих в горизонтальной плоскости. При перемещении такой голограммы в поле зрения можно увидеть все запечатленные кадры. 

С середины 70-х годов ведутся разработки систем голографического кинематографа. В нашей стране значительные успехи в этом направлении были достигнуты специалистами Научно-исследовательского кино-фото института (НИКФИ) в Москве под руководством В.Г. Комара.

В настоящее время голография продолжает активно развиваться, и с каждым годом в этой области появляются новые интересные решения. Нет сомнения, что в будущем изобразительной голографии предстоит занять в жизни людей еще более значительное место.

Физические основы

Голография основывается на двух физических явлениях - дифракции и интереференции световых волн. Физическая идея состоит в том, что при наложении двух световых пучков, при определенных условиях возникает интерференционная картина, то есть, в пространстве возникают максимумы и минимумы интенсивности света (это подобно тому, как две системы волн на воде при пересечении образуют чередующиеся максимумы и минимумы амплитуды волн). Для того, чтобы эта интерференционная картина была устойчивой в течение времени, необходимого для наблюдения, и ее можно было записать, эти две световых волны должны быть согласованы в пространстве и во времени. Такие согласованные волны называютсякогерентными. Если волны встречаются в фазе, то они складываются друг с другом и дают результирующую волну с амплитудой, равной сумме их амплитуд. Если же они встречаются в противофазе, то будут гасить одна другую. Между двумя этими крайними положениями наблюдаются различные ситуации сложения волн. Результирующая сложения двух когерентных волн будет всегда стоячей волной. То есть интерференционная картина будет устойчива во времени. Это явление лежит в основе получения и восстановления голограмм.

Обычные источники света не обладают достаточной степенью когерентности для использования в голографии. Поэтому решающее значение для ее развития имело изобретение в 1960 г. оптического квантового генератора или лазера - удивительного источника излучения, обладающего необходимой степенью когерентности и могущего излучать строго одну длину волны.

Деннис Габор, изучая проблему записи изображения, выдвинул замечательную идею. Сущность ее реализации заключается в следующем. Если пучок когерентного света разделить на два и осветить регистрируемый объект только одной частью пучка, направив вторую часть на фотографическую пластинку, то лучи, отраженные от объекта, будут интерферировать с лучами, попадающими непосредственно на пластину от источника света. Пучок света, падающий на пластину, назвали опорным, а пучок, отраженный или прошедший через объект, предметным. Учитывая, что эти пучки получены из одного источника излучения, можно быть уверенным в том, что они когерентны. В данном случае интерференционная картина, образующаяся на пластинке, будет устойчива во времени, т.е. образуется изображение стоячей волны. Полученная интерференционная картина является кодированным изображением, описывающим объект таким, каким он виден из всех точек фотопластинки. В этом изображении сохранена информация как об амплитуде, так и о фазе отраженных от объекта волн и, следовательно, заложена информация о трехмерном (объемном) объекте. Фотографическая запись картины интерференциипредметной волны и опорной волны обладает свойством восстанавливать изображение объекта, если на такую запись снова направить опорную волну. Т.е. при освещении записанной на пластине картины опорным пучком восстановится изображение объекта, которое зрительно невозможно отличить от реального. Если смотреть через пластинку под разными углами, можно наблюдать изображение объекта в перспективе с разных сторон. Конечно, полученную таким чудесным способом фотопластинку нельзя назвать фотографией. Это -голограмма.

В 1962 г. И. Лейт и Ю. Упатниекс получили первые пропускающие голограммы объемных объектов, выполненные с помощью лазера. Схема, предложенная ими,используется в изобразительной голографии повсеместно: Пучок когерентного излучения лазера направляется на полупрозрачное зеркало, с помощью которого получают два пучка - предметный и опорный. Опорный пучок направляют непосредственно на фотопластинку. Предметный пучок освещает объект, голограмму которого регистрируют. Отраженный от объекта световой пучок - объектный попадает на фотопластинку. В плоскости пластинки два пучка - объектный и опорный образуют сложную интерференционную картину, которая вследствие когерентности двух пучков света остается неизменной во времени и представляет собой изображение стоячей волны. Остается только зарегистрировать ее обычным фотографическим путем

Если голограмму записать в некоторой объемной среде, то полученная модель стоячей волны однозначно воспроизводит не только амплитуду и фазу, но и спектральный состав записанного на ней излучения. Это обстоятельство было положено в основу создания трехмерных (объемных) голограмм. В основу работы объемных голограмм положен дифракционный эффект Брэгга: в результате интерференции волн, распространяющихся в толстослойной эмульсии, образуются плоскости, засвеченные светом большей интенсивности. После проявления голограммы на засвеченных плоскостях образуются слои почернения. В результате этого создаются так называемые брэгговские плоскости, которые обладают свойством частично отражать свет. Т.е. в эмульсии создается трехмерная интерференционная картина.

Такая толстослойная голограмма обеспечивает эффективное восстановление объектной волны при условии, что угол падения опорного пучка при записи и восстановлении останется неизменным. Не допускается также изменение длины волны света при восстановлении. Такая избирательность объемной пропускающей голограммы позволяет записать на пластинке до нескольких десятков изображений, изменяя угол падения опорного пучка соответственно при записи и восстановлении.

Схема записи пропускающих объемных голограмм аналогична схеме Лейта-Упатниекса для двумерных голограмм.

При восстановлении объемной голограммы, в отличие от плоских пропускающих голограмм, образуется только одно изображение вследствие отражения от голограммы восстанавливающего пучка только в одном направлении, определяемом углом Брэгга

Отражательные объемные голограммы записываются по иной схеме. Идея создания данных голограмм принадлежит Ю.Н. Денисюку. Поэтому голограммы этого типа известны под именем их создателя.

Опорный и предметный световые пучки образуются с помощью делителя и посредством зеркала направляются на пластину с двух сторон. Предметная волна освещает фотографическую пластину со стороны эмульсионного слоя, опорный - со стороны стеклянной подложки. Плоскости Брэгга в таких условиях записи располагаются почти параллельно плоскости фотопластины. Таким образом, толщина фотослоя может быть сравнительно небольшой. На приведенной схеме объектная волна образуется с пропускающей голограммы. Т.е. вначале изготавливаются обычные пропускающие голограммы по описанной выше технологии, а потом уже с этих голограмм (которые называются мастер-голограммами) изготавливают в режиме копирования голограммы Денисюка.

Основное свойство отражательных голограмм - это возможность восстановления записанного изображения с помощью источника белого света, например, лампы накаливания или солнца. Не менее важным свойством является цветовая избирательность голограммы. Это значит, что при восстановлении изображения белым светом, оно восстановится в том цвете, в каком было записано. Если для записи был использован, например, рубиновый лазер, то восстановленное изображение объекта будет красным.

В соответствии со свойством цветовой избирательности можно получить цветную голограмму объекта, в точности передающую его естественный цвет. Для этого необходимо при записи голограммы смешать три цвета: красный, зеленый и синий либо провести последовательное экспонирование фотопластинки этими цветами. Правда, технология записи цветных голограмм находится еще в экспериментальной стадии и потребует еще значительных усилий и экспериментов. Примечательно при этом, что многие, посетившие выставки голограмм, уходили оттуда в полной уверенности, что видели цветные объемные изображения

Искусство голографии

На протяжении своего развития голография дала исключительно эффективный способ создания безукоризненных по качеству  трехмерных изображений. Появилась самостоятельная область голографической техники - изобразительная голография. Решение творческих задач привело к тому, что в развитии изобразительной голографии важное место заняла художественная голография, как новая область изобразительного искусства.

Голография и художник

Первым художником, использовавшим удивительные свойства голограмм, был Сальвадор Дали. Оптика вообще и возможности ее применения для создания иллюзии объема всегда привлекали Дали. Еще до открытия лазера и его использования в голографии стереоскопическое видение наиболее близко подходило к намеченной им для себя цели. И вполне естественно, что при его стремлении овладеть третьим измерением все, что связано с рельефностью, приобретает для него первостепенное значение.

Так, первым этапом на этом пути стал 1964 год, когда он привез из Нью-Йорка состоящие из мелких ячеек пластмассовые панно, которые при наложении создавали эффект рельефности. Этот “муар”, напоминающий глаз насекомого, послужил основой для нескольких живописных работ, среди которых “Пейзаж с мухами” и “Лаокоон, терзаемый мухами”. В 1970 году в Лувре он изучает полотна Герарда Доу, современника Вермера. Дали узнает, что Доу написал шесть стереоскопических, то есть двойных картин. Самая замечательная из них изображает мальчика, поймавшего мышь; одно из двух панно находится в Дрезденской галерее, другое - в Санкт-петербургском Эрмитаже. Сделав это открытие, он берется за работу над стереоскопическими картинами. Эффект достигался при отражении двумя зеркалами, стоящими под углом 60° друг к другу. При помощи этого приема он создает две небольшие двойные картины, изображающие Гала (его жену), стоящую в мастерской Порт-Лигата. Тогда же он выполняет две гравюры - первый стереоскопический эстамп - для своей книги “Десять рецептов бессмертия”. Одновременно при помощи линз Френеля он старается упростить прием, позволяющий сразу нескольким зрителям видеть картину в стереоскопическом изображении. Когда американский ученыйДеннис Габор получает Нобелевскую премию за открытие голографии, Дали видит в этом изобретении наилучшее средство для своего продвижения по пути к рельефному изображению. В начале 1972 года благодаря советам Денниса Габора он создает три композиции, которые будут представлены с 5 апреля по 13 мая в нью-йоркской галерее Нёдлер. Во вступлении к каталогу выставки, он поясняет, чем является голография для художника: “Трехмерная реальность занимала художников еще со времен Веласкеса; в наше время трехмерностью Веласкеса попытался овладеть аналитический кубизм Пикассо. Теперь, благодаря гению Габора, использование голографии сделало возможным художественное возрождение, и передо мной открылись двери новой области творчества”.

Изобразительные возможности голограмм

По прошествии некоторого времени после возникновения изобразительной голографии, после периода эйфории, вызванного освоением новых возможностей, необходимо спокойно осмыслить роль этой технологии в ряду иных изобразительных технологий, ее специфические особенности и недостатки и, наконец, возможности на основе этой технологии нового вида изобразительного искусства.

Так как объективно голография ближе всего к фотографии, рассмотрим более подробно отличия голографического и фотографического изображений:

Голограмма формирует реальное объемное изображение, в отличие от фотографии и даже от таких подделок под объемность, как стереограммы. Реальность состоит в том, что голограмму можно наблюдать с разных точек, наблюдая части объекта или сцены, которые были скрыты при наблюдении с другой точки зрения. В этом смысле голографическое изображение ведет себя полностью как реальный объект. Особенно хорошо это иллюстрируют голографические изображения прозрачных объектов, например, голограмма линзы полностью сохраняет все свойства реальной линзы, и поэтому через изображение линзы можно просматривать увеличенное изображение расположенных за ней объектов. Правда, на голограмме не могут быть отображены самосветящиеся объекты, например, электрическая лампа. Это следует из самой технологии голографии - снимаемый объект должен быть освещен лазерным светом, и только этот свет фиксируется на голограмме.

Динамический диапазон яркостей на голограмме на несколько порядков выше, чем на фотографии. На фотографии (как кстати и в живописи) максимальная яркость - это просто яркость незакрашенного листа бумаги (или яркость белил). На голографическом изображении такого ограничения нет, так как яркие места формируются за счет света, приходящего со всей поверхности голограммы. Если на бумажном изображении яркость формируется вычитанием из максимальной яркости, то на голограмме - перенаправлением света из темных участков на светлые. Именно этим объясняется удивительная реальность передачи прозрачных предметов, стекла, водяных капель, то есть тех объектов, которые в действительности имеют очень большой динамический диапазон яркости. То, что художникам и фотографам дается с большим трудом, за счет специальных приемов, голограмма отображает автоматически предельно точно. Но, в отличие от фотографий и картин, для наблюдения голограмм в необходим точечный источник света (лампа), иначе изображение в некоторой степени размывается.

Голография в точности передает фактуру поверхности объекта. При любом фотографическим или полиграфическом исполнении изображения невозможно полностью исключить влияние фактуры самого материала или красящего слоя. Даже при качественной офсетной печати присутствует структура поверхности, определяемая технологией, кроме того, из-за наличия зеркального отражения на изображении могут формироваться блики или она окрашивается цветом ближайших предметов. Голографическое изображение в принципе не имеет материального носителя, так как формируется в свободном пространстве. Это определяет до удивления точную передачу фактуры поверхности любого материала.

На одну голограмму может быть записано несколько изображений, которые разнесены по углу наблюдения и, следовательно, будут появляться при перемещении относительно голограммы по очереди (многоракурсная голограмма). Это уже используется при съемке групповых портретов. На голограмму, как впрочем, и на фотографию, может быть наложено несколько изображений, но если на фотографии все они сливаются в одной плоскости, то в голограмме они могут быть отделены в пространстве. Эта технология уже использовалась в опытах по художественной голографии, когда перед объектом размещали завесу из водяных брызг. Так как средствами оптических трансформаций можно выполнять конформные преобразования изображений объектов, то можно предположить, что возникнут возможности записи объектов с такими трансформациями. Это можно делать и в обычной фотографии, но при переносе в трехмерную среду возможности приобретут качественно иной уровень.

Теперь несколько слов о цвете. Цвет в голографии формируется совершенно иным образом, чем в фотографии. В фотографии цвет образуется специальными цветными красителями, которые пока еще недостаточно стойки и именно поэтому цветные фотографии не рекомендуется хранить на свету. Кроме того, все цветовые схемы, основанные на цветоделении (то есть когда реальный цвет имитируется набором некоторых трех цветов, иногда с добавкой четвертого - черного) неидеальны. Специалисты по цветопередаче знают, что любое устройство, основанное на цветоделении, включая телевизор или цветной принтер, не может правильно отображать все пространство цветов. В голограмме же нет никаких красителей. Цветную голограмму изготавливают на обычной голографической черно-белой фотопластинке. Цвет формируется здесь за счет интерференции белого света на пространственной системе интерференционных полос и слоев. Поэтому цветная голограмма не выцветает и, теоретически, не должна иметь ограничений по качеству цветопередачи. В настоящее время технология цветной голографии еще не вышла за пределы экспериментальных лабораторий, но есть надежда, что в ближайшие годы она станет более доступной.

Голография как искусство

Чисто теоретически голограмма может отображать любой реальный или вымышленный объект. Но сама технология изготовления голограммы, если не говорить об отдаленной перспективе синтезированных в суперкомпьютерах голограмм, довольно жестко привязывает голограмму к реальным объектам.

Если рассматривать голографию цветов или натюрмортов, то строго говоря, область творчества здесь в работе мастера икебаны или композиции, а сама голография выступает только великолепным регистратором. Если говорить о портретной голографии, то это направление вполне можно назвать искусством, так как художественный результат определяется именно самим искусством съемки и здесь не происходит тривиальной фиксации уже существующего. Возможность записи нескольких изображений, разнесенных по углу наблюдения и положению в объеме голограммы стало мощным творческим инструментом в голографии.

Художественная голография находится еще в начале своего пути и ее возможности до конца не раскрыты. Во многих голографических студиях художники придумывают фантастические проекты, которые иногда требуют новых решений технологий и аппаратуры, то есть являются движущей силой и самой науки. Голография как искусство проявляет себя синтезом оптической науки и художественного творчества, в котором многие творческие замыслы требуют совместной работы ученых, конструкторов и художников

Примеры голографических сцен

Голограммы произведений искусства и музейных экспонатов представляют искусство реальности в своем виртуальном пространстве. Иногда такое повторение бывает настолько удачным, что представляет самостоятельную художественную ценность.

Макет архитектурного сооружения. Практическая польза от такого применения голографии несомненна. Но всегда будет оставаться ощущение - что это изображение макета, а не самого памятника. Фотографии архитектуры все же изображают сам памятник, хоть и не в объемном виде.

К вопросу о динамическом диапазоне голограммы и фотографии. Фотография, к сожалению, не хочет иллюстрировать высокую яркость блестящих зон металлической статуэтки. На реальной голограмме этот блеск очень яркий. Но что интересно - при рассмотрении этой фотографии возникает полное впечатление, что на ней снят реальный металлический объект, а не его световая иллюзия.

Синтезированнный сюжет. Всадница, летящая в космическом пространстве. Здесь явно не хватает еще чего-то типа метеорного потока, пронизывающего сцену, причем экспонированного под разными углами, чтобы метеорные штрихи возникали и гасли при перемещении мимо картины. Это придало бы жизнь этой неподвижной сцене.

На голограммах очень хорошо смотрятся рельефные вещи.Очень хорошо передается фактура всех фрагментов иконы. Для использования в качестве мастер-копии музейной ценности не хватает только полноцветности. Технология цветной голографии для неподвижных объектов уже существует в лабораторных вариантах и, по-видимому, получит широкое распространение в ближайшие годы.

А это портрет маленькой девочки. Настоящее произведение искусства. Это очень перспективное направление в голографии - импульсная съемка портретов людей и животных. Наличие импульсной лазерной установки позволяет снимать художественные композиции из любых объектов.

studfiles.net


Смотрите также