Описание картины Александра Головина «Цветы». Головина картины


Александр Яковлевич Головин

Александр Яковлевич Головин

   В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1886 году появился у нас ученик и в классе В. Д. Поленова писал натюрморты (как сейчас помню, один из них — череп лошади). И писал он очень хорошо. Внешний вид, манера держать себя сразу же обратили на него особое внимание всех учеников да и преподавателей. Это был А. Я. Головин.

   Красавец юноша, блондин с расчесанным пробором вьющейся шевелюры — с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, он удивил лохматых учеников нашей школы. Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками школы. И к тому еще на мизинце А. Я. Головина было кольцо — кольцо с бриллиантом!

   Да простит мне читатель, что по поводу этого кольца я отвлекусь немного в сторону от воспоминаний о прекрасном художнике А. Я. Головине.

 

   В 1920 году в России я, после многих хлопот, получил, наконец, разрешение для проезда по железной дороге в деревню, где была моя мастерская. Я собирал в дорогу краски, кисти, а также платье, сапоги, занавески с окон — все, что годилось для “обмена” в деревне на хлеб, молоко, масло, и в ящике стола нашел, как оказалось, уцелевшее у меня кольцо “с бриллиантом”. Это кольцо с бриллиантом, но не настоящим, а подделкой Тэта, я отыскал в столе среди другой мелочи — осколков цветных стекол, обрезков материй, бус, покрытых от времени патиной греческих и римских древних монет... — все это было когда-то “натурщиками” для меня в моих исканиях гармонии красок в декоративной работе для театра.

   Когда я надел это кольцо себе на палец, подумав: “Вот я и его сменяю на фунт-два масла...”, — верный слуга Алексей, человек “умственный”, посмотрел и ужаснулся.

   — Снимите, нешто можно это теперь? Так что за него погибнуть можно... Не надевайте. Ей-ей, убьют!

   Но я не снял.

   Сидя после в переполненном вагоне, я держал кольцо на виду у всех и спокойно курил, посматривая на своего Алексея, пугливо озиравшегося из-за моего кольца вокруг.

Тэтовский бриллиант блистал нахально.

   Пассажиры полно набитого вагона — мешочники, солдаты — увидев кольцо, замирали...

Ко мне подошел человек в кожаной куртке, в черном кожаном картузе, с наганом у пояса. Согнав c места соседнего пассажира, он уселся напротив и пристально посмотрел на меня.

   — Рублей пять дали, товарищ? — спросил он, показав на кольцо.

   — Нет, оно стоило всего два рубля, — ответил я.

   — Снимите, товарищ... — повелительно предписал он. — Я-то ведь вижу, а то кругом народ волнуется: думает — оно настоящее...

   Так и в Школе живописи в Москве — давно то было — не понравилось кольцо Головина, а вместе с ним и сам Головин — его элегантный вид, пробор, изысканный костюм и то, что говорил он неясно.

   Он писал, этот “франт”, лучше других — что делать! — и за это получал от преподавателей похвалу и благодарность.

   Нередко я встречал А. Я. Головина у Поленова. Он делал рисунки для кустарей: по его рисункам вышивали, ткали, делали ковры, мебель... Они печатались тогда в “Мире искусства”.

   Отправляясь в свою поездку на Север, в Архангельск, я пригласил с собою А. Я. Головина. В Архангельске мы смотрели с ним церкви, работы крестьян, дуги, сани, рубахи, вышивки, валеные сапоги... Любовались и разглядывали их узор, окраску...

На парижской выставке 1900 года он выставил свои прекрасные майолики, мебель...

 

   А. Я. Головин человек был замкнутый. Он не говорил о своей жизни. Но где-то глубоко в нем жила грусть, и его блестящие, красивые глаза часто выражали тревогу и сдержанное волнение.

   Головин был спрятанный в себе человек. Никто из нас не знал, где он живет. Он часто уходил куда-то и пропадал.

   — Посылал за Александром Яковлевичем. Он опять куда-то пропал... И где искать его? По его адресу его никогда не застанешь дома... Декорации не готовы, придется отложить спектакль... — не раз говорил любивший Головина директор императорских театров В. А Теляковский.

   И он, Головин, был добрым человеком. Он никогда ни о ком не сказал ничего плохого. Никогда ни на кого не обиделся. Деликатная натура его кротко принимала все хулы и несправедливости — он никогда не бывал зол и гневен. Он был кротким человеком и нежно учтив. В нем всегда жило чувство прощения ко всем. На всякое злое мнение, на несправедливость и непонимание он только махал своей мягкой, женской рукой и, смеясь, говорил:

   — Пускай... Что же делать!..

   А Я. Головин чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих чарований и вдохновляли его в творчестве. Он написал много чудесных пастелей красивых женщин. Но порою — очень странных, страшных...

   Головин никогда не пил никакого вина и не курил... Но слабостью его были конфеты — он уничтожал их целыми коробками...

   Сколько раз А. Я. Головин говорил мне, что он неясно обожает Аполлона и красоту античного мира!..

   Я познакомил В. А. Теляковского, вскоре после его вступления в управление московскими императорскими театрами, с А Я. Головиным, и он поручил ему декорации к опере Корещенки “Ледяной дом”...

   И сразу же А. Я. Головин сумел показать силу большого художественного вкуса.

В декоративной мастерской я видел у него Кустодиева, работающего в качестве помощника, и Анисфельда...

   Его балет “Волшебное зеркало” был неясен и изящен. Но нов — и пресса ругательски ругала и его, как ругала и меня и Врубеля.

   В его творчестве — в театральных эскизах — любимым мотивом его было как бы изящное кружево, тонкая ювелирная работа... Он был как бы зачарован изысканностью орнамента... Его рисунки костюмов замечательные... Он был изящнейший художник.

Мир праху прекрасного художника, доброго человека, приятеля, встреченного мною на пути жизни.

Из воспоминаний Константина Коровина

 

Александр Яковлевич Головин

   Автопортрет

 

   Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта  1863 года, в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское.

   Н. И. Железнов, выдающийся  русский ботаник и агроном, первым заметил талант будущего художника. С помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Он обучался в Катковском лицее, а после смерти отца,  в 1878 году он  перевелся в  Поливановскую гимназию.

   Здесь обучались такие знаменитые поэты, как В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин и многие другие. В гимназии Поливанова существовал некий культ Шекспира. Именно здесь  Головин влюбился  в театр.

   В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что архитектура его не вдохновляет, и  вскоре он перевелся на живописное отделение.

   В период обучения  в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.

   После смерти матери в 1884 году, молодой художник  остался без средств к существованию. В первые годы после окончания училища, он подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью цветов на атласе под заказ. Художник, не стеснялся никакой работы. 

   В 1889 году он отправляется  в Париж на Всемирную выставку. Головин был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время он занимался  во французской мастерской, где осознал, что все ранее сделанное им, это не то, что ему следовало сделать.

   В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери – Елена и Мария, а после сын Александр. Но, к сожалению, их союз оказался недолгим. Головин страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика — Е. Д. Поленовой.Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудился.

   В 1898 году Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».

   В 1901  художник переезжает в Петербург. Там с 1902 года Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал  для Александринского и Мариинского театров.

   Он придумывает эскизы костюмов и декораций к операм  «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка; «Каменный гость» А. С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства»,  К. Гамсуна; «Гроза» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова; «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского и многим другим.

   С 1899 Головин был постоянным  участником  выставок  «Мира искусства, а с 1902 годы являлся  членом объединения  и одним из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников.

  В период с 1906 по 1907 год художник создает цикл декораций к опере Ж.. Бизе «Кармен». Один из эскизов – к первому акту спектакля – дает полное представление о том, какой художник представлял себе Испанию.

   К опере художник также создал цикл портретов испанок, который стал скорее отдельным циклом работ художника, чем просто вариантами типажей и костюмов к конкретной театральной постановке.

   Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.  

   С  1908 по 1917 год сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже.

   Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

   В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе.

    После 1925 года Головин практически не выезжал из Царского Села. Но перед этим художник успел встретиться  со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.

   В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру. 

   17 апреля 1930 года Александр Яковлевич умер.

Александр Яковлевич Головин

Портрет М.К.Головиной, жены художника

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет М.К.Головиной, жены художника

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет М. В.Воейковой

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Н. Рериха. Фрагмент

 

Александр Яковлевич Головин

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет М.А.Кузмина

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет В.И.Канкрина, служащего перербургской конторы Императорских театров

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Шаляпина в роли Фарлафа.

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна. Фрагмент

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова

 

Александр Яковлевич Головин

Испанка

 

Александр Яковлевич Головин

Испанка в зеленом

 

Александр Яковлевич Головин

Испанка в красной шали

 

Александр Яковлевич Головин

Испанка с букетом желтых цветов

 

Александр Яковлевич Головин

Испанка в черной шали

 

Александр Яковлевич Головин

Испанка на балконе

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Е. А. Смирновой

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Е. П. Носовой. Фрагмент

 

Александр Яковлевич Головин

Женщина в шляпе

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет певицы Валентины (Ефросиньи) Ивановны Кузы

 

Александр Яковлевич Головин

Девочка и фарфор

 

Александр Яковлевич Головин

Девочка и фарфор. Фрагмент

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет В. Мейерхольда

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет В. Мейерхольда. Фрагмент

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Оли Рыбаковой

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Л. Я. Рыбаковой с дочерью

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет Л. Я. Рыбаковой

 

Александр Яковлевич Головин

Портрет А. И. Люц

 

Александр Яковлевич Головин

Флоксы

 

Александр Яковлевич Головин

 Автопортрет.Фрагмент

 

Александр Яковлевич Головин

Павловск

 

Александр Яковлевич Головин

Цветы

 

Александр Яковлевич Головин

Нескучный сад

 

Александр Яковлевич Головин

На островах

 

Александр Яковлевич Головин

Осень

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз декорации к балету «Жар-птица»

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз декорации к комедии Мольера «Дон Жуан»

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз декорации к драме Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Спальня графини. 1927 Эскизы декораций к комедии  Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро"

 

Александр Яковлевич Головин

Могила Командора. 1917 Эскизы декораций к опере А.С. Даргомыжского "Каменный гость"

 

Александр Яковлевич Головин

Молодая дама. Эскиз сцены бала к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Смеральдина. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Зрелая дева с лорнетом. Эскиз костюма сцены бала к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Танцующая барышня. Эскиз костюма для сцены бала к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Неизвестный. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Арлекин. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Нина в сцене бала. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Нина. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Бухарец. Эскиз костюма к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз женского балетного костюма для пасторали «Королева мая»  Глюка

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз двух женских костюмов для сцены свадьбы к балету «Сольвейг» 

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз костюма Яго к трагедии У. Шекспира «Отелло»

 

Александр Яковлевич Головин

Эскиз костюма Дон Базилио к комедии Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро»

 

Александр Яковлевич Головин

Кабанова. Эскиз костюма к драме А. Н. Островского «Гроза»

 

Александр Яковлевич Головин

Катерина. Эскиз костюма к драме А. Н. Островского «Гроза»

 

Александр Яковлевич Головин

Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского «Гроза»

 

Александр Яковлевич Головин

Умбрийская долина

art.mirtesen.ru

Живопись Александра Яковлевича Головина. - ru_art links

Лондон. Аукцион Sotheby's.

Живопись Александра Головина.

28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина русского художника , Александра Яковлевича Головина.

Лот № 13 "Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Псковитянка". Оценка 30000 - 40000 GBP.

www.sothebys.com

Художник театральных сюит

Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.

Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894

Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898

Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.

Болотная заросль. 1917

Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).

В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.

Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910

Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911

На островах

Нескучный сад. 1910-е

Овраг. 1916

Осень. 1920-е

Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910

Пейзаж. Павловск. 1910

Пруд в чаще. 1909

Серебристые вётлы. 1909

Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.

Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908

Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905

Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912

Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906

Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.

Испанка в зеленом. 1906–1907

Испанка в красной шали. 1906

Испанка в черной шали. 1908

Испанка на балконе. 1911

Испанка с букетом желтых цветов. 1907

Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.

Автопортрет. 1912

Автопортрет с полосатой тканью. 1927

У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).

Натюрморт с цветами

Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Натюрморт. Флоксы. 1911

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.

art-links.livejournal.com

Александр Головин. 1863–1930. Русский музей

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа20 июня – 02 сентября 2013Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

В Русском музее проходит выставка «Александр Головин. 1863–1930».

Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А. Я. Головина (1863–1930), в творчестве которого органично соединились традиция и современность, строгость неоклассицизма и декоративная изысканность стиля модерн. Экспозицию составляют около 150 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства из собрания Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Музей-квартира И. И. Бродского), Санкт-петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Российского географического общества и частных коллекций Петербурга. Дополняют их подлинные сценические костюмы из собрания Александринского театра (Санкт-Петербург), выполненные по эскизам А. Я. Головина.Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.

Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894

Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898

Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.

Болотная заросль. 1917

Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).

В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.

Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910

Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911

На островах

Нескучный сад. 1910-е

Овраг. 1916

Осень. 1920-е

Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910

Пейзаж. Павловск. 1910

Пруд в чаще. 1909

Серебристые вётлы. 1909

Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.

Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908

Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905

Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912

Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906

Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.

Испанка в зеленом. 1906–1907

Испанка в красной шали. 1906

Испанка в черной шали. 1908

Испанка на балконе. 1911

Испанка с букетом желтых цветов. 1907

Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.

Автопортрет. 1912

Автопортрет с полосатой тканью. 1927

У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).

Натюрморт с цветами

Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Натюрморт. Флоксы. 1911

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.

art-tourism.livejournal.com

Алексей Головин (Alexey Golovin) – художник — JuicyWorld

Alexey Golovin работает в жанре станковой и монументальной живописи. Принадлежит к прославленной русско-европейской академической школе живописи.

Алексей Головин является представителем третьего поколения всемирно известных мастеров: И. Репина, В. Серова, К. Коровина, В. Фаворского. Они учили Д. Кардовского, И. Грабаря, А. Дейнека, С. Герасимова, известных художников, которые в свою очередь учили Алексея Головина.

Алексей Головин родился 26 июня 1977 года в Ленинграде, Россия. Образование в области изобразительного искусства получил, в Крымском художественном училище им. Самокиша, затем в Санкт-Петербургском государственном академическом институте им. И.Е.Репина.

В 2006 году Alexey Golovin закончил факультет монументальной живописи под руководством выдающихся художников и преподавателей изобразительного искусства.

Работы Алексея Головина находятся в музеях и частных коллекциях Украины, России, Германии, США, Канады, Израиля, Китая.

В настоящее время Алексей живет и работает в Санкт-Петербурге.

juicyworld.org

Описание картины Александра Головина «Цветы» Картины художников

Описание картины Александра Головина «Цветы»

Александр Яковлевич Головин в большей степени прославился как театральный художник. Он создавал эскизы декораций к постановкам в Императорских театрах. При этом живописец оставил множество мастерски написанных портретов.

Особое место среди работ мастера занимают натюрморты с цветами. Их немного, но это яркие пятна, которые могут украсить серую скучную обыденную жизнь. Головин любил цветы, и даже самого себя нарисовал на фоне пышных розово-белых пионов.

Картина «Цветы» написана в 1912 году, когда Головин основную деятельность театрального художника сочетает с занятиями «рисования для души». Он пишет полотна, относящиеся к станковой живописи, в которых чувствуется рука мастера с характерной для него витиеватой орнаментальностью.

Изображение цветов несёт декоративную направленность. Автор представляет своеобразное театральное действие. Значимый персонаж — пышный букет пионов, которые по большей части ещё не раскрыли до конца свои

бутоны, – нарисован вполовину. Он стоит в чёрной фарфоровой вазе на золотой подставке. Ощущая своё превосходство над другими героями, он возвышается над ними и старается занять побольше места.

Но художник на передний план выводит фигуры поменьше, поскромнее в размерах, но не менее привлекательные внешней изысканностью и красотой. Красные и белые цветы в горшках, стоят на бумажной подстилке, чтобы не запачкать скатерть. Горшочки разных размеров, герои разного ранга. Спереди ярко-красный цветок, за ним белый и бордовый.

Художник соединил в одну композицию разные растения: те, что растут в саду на свежем воздухе, и те, которые не выносят сквозняков и находятся в доме. Но и те и другие одинаково прекрасны и выразительны.

Все мельчайшие детали в изображении лепестков, листьев и стеблей чётко выведены рукой живописца. Тем более подчёркивается цветочное великолепие на фоне жёлтой декоративной занавески с цветочным орнаментом.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 21:16:49

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Александра Головина «Цветы»

Описание картины Александра Головина «Цветы»

Александр Яковлевич Головин в большей степени прославился как театральный художник. Он создавал эскизы декораций к постановкам в Императорских театрах. При этом живописец оставил множество мастерски написанных портретов.

Особое место среди работ мастера занимают натюрморты с цветами. Их немного, но это яркие пятна, которые могут украсить серую скучную обыденную жизнь. Головин любил цветы, и даже самого себя нарисовал на фоне пышных розово-белых пионов.

Картина «Цветы» написана в 1912 году, когда Головин основную деятельность театрального художника сочетает с занятиями «рисования для души». Он пишет полотна, относящиеся к станковой живописи, в которых чувствуется рука мастера с характерной для него витиеватой орнаментальностью.

Изображение цветов несёт декоративную направленность. Автор представляет своеобразное театральное действие. Значимый персонаж – пышный букет пионов, которые по большей части ещё не раскрыли до конца свои бутоны, – нарисован вполовину. Он стоит в чёрной фарфоровой вазе на золотой подставке. Ощущая своё превосходство над другими героями, он возвышается над ними и старается занять побольше места.

Но художник на передний план выводит фигуры поменьше, поскромнее в размерах, но не менее привлекательные внешней изысканностью и красотой. Красные и белые цветы в горшках, стоят на бумажной подстилке, чтобы не запачкать скатерть. Горшочки разных размеров, герои разного ранга. Спереди ярко-красный цветок, за ним белый и бордовый.

Художник соединил в одну композицию разные растения: те, что растут в саду на свежем воздухе, и те, которые не выносят сквозняков и находятся в доме. Но и те и другие одинаково прекрасны и выразительны.

Все мельчайшие детали в изображении лепестков, листьев и стеблей чётко выведены рукой живописца. Тем более подчёркивается цветочное великолепие на фоне жёлтой декоративной занавески с цветочным орнаментом.

opisanie-kartin.com

Описание картины Александра Головина «Осень» Картины художников

Описание картины Александра Головина «Осень»

Восхитительные пейзажные композиции Головина нельзя спутать ни с какими другими работами. Так, в картине «Осень», сочетая сказочное и реальное, мастер кисти создает удивительную осеннюю симфонию.

Это полотно – своеобразное панно живописи, к тому же декоративное, в котором мифическое объединяется с реальностью. Когда мы вдумчиво смотрим на золотую бархатную листву, то на ум приходит давний миф, который повествует нам из глубины веков о том, как в темницу к Данае золотым дождем снизошел Зевс-громовержец.

Осень у Головина золотая и солнечная, очень красивая. Кажется, что листья на деревьях переливаются разными цветами, а после опадают на землю, устилая ее бархатным шуршащим ковром. Радуют нас желтые и багряные наряды осени, но больше всего художник украсил ее золотом. Тянутся к небу

клены и березки, а сквозь их вершины просвечивают лучики теплого солнца, которые льют свет на территорию Павловского парка. И средь этого шикарного убранства белеет одиноким парусом мраморная статуя.

Великолепный снежно-белый мрамор словно утопает в роскошности осенней природы. Вокруг все сияет и искрится, а чистый воздух и слегка укрытая листьями трава изумрудного цвета обрамляют садовую скульптуру, в которой угадывается изящная фигура женщины. Мы видим на дисковидном постаменте не только женскую красоту, но и складки одежды, что подчеркивает мастерство почерка художника. И все это преподнесено мастером в чарующей «раме» лучиков солнца, которые теплым веяньям идут от Бога.

Недаром Александр Головин прославился как «поэт театральных занавесей», ведь в картине «Осень» подчеркивается то, что художник идеально овладел искусством создания пленительных природных «рамок», которые символизируют переход от реальности до отражения на холсте.

Прислал: Большакова Ольга . 2017-10-08 21:45:15

opisanie-kartin.iusite.ru


Смотрите также