Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе». Горе картина


«Неутешное горе» картина Крамского

«Неутешное горе» — картина известного русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837-1887). Картина была написана в 1884 году, холст, масло, 228 × 141 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина является выражением личного переживания художника. Находясь под сильным впечатлением после трагедии, которая постигла его семью, он решается выразить свои эмоции на картине. В 1876 году умирает его младший сын Марк. Это событие оказало большое воздействие на эмоциональное состояние Ивана Крамского. В лице скорбящей женщины на картине «Неутешное горе» угадываются черты его жены Софьи Николаевны. Над картиной Крамской работал более четырёх лет. Сделав несколько предварительных вариантов, он остановился на том, где сама атмосфера и поза женщины в полной мере выражают трагичность ситуации.

В глазах скорбящей читается полная безысходность. Остановившийся взор, который направлен куда-то вглубь себя, ищет причину всего происходящего, может быть пребывает в воспоминаниях о  последних ярких моментах, которые вдруг оборвались страшной трагедией и, кажется, забрали всё её счастье навсегда. Одной рукой она прижимает платок к губам. На слёзы уже не хватает сил. Весь вид женщины говорит о том, что её неутешное горе сейчас сильнее всех остальных чувств, важнее всего, что происходит в мире и вокруг. Главным героем картины становится пустота, пустота, которая видится во всём после невосполнимой утраты. В верхней правой части картины Крамской помещает часть картины Айвазовского «Чёрное море», которая, по его мнению, символизирует первооснову бытия.

После написания картины, Иван Крамской отдал её в дар Павлу Третьякову для Третьяковской галереи.

Неутешное горе Крамской

Иван Николаевич Крамской — Неутешное горе

art-assorty.ru

Иван Крамской «Неутешное горе» - Журнал "Культурная Столица"

ИВАН КРАМСКОЙ. НЕУТЕШНОЕ ГОРЕ.

Илья Репин.Портрет художника И.Н.Крамского. 1882

«Неутешное горе» Крамской писал четыре года. Сохранилось множество набросков и этюдов. Один из них хранится в Русском музее, другой – в Музее латышского и русского искусства в Риге. На одной из картин Иван Николаевич изобразил женщину, опустившуюся на пол в изнеможении от слез. На другой – женщину, которая держится за портьеру, скрывающую детский гроб.Исследователи творчества Крамского отмечают, что в правом верхнем углу художник неслучайно изобразил фрагмент картины Айвазовского «Черное море», картины, которую он называл «одной из самых грандиозных». В этом видят символизм, что после бури всегда наступает штиль.

Иван Крамской. Неутешное горе. 1884 г.Третьяковская Галерея, Москва.

В короткий срок он потерял двух сыновей, эти трагические события подтолкнули его к созданию картины. Когда работа была завершена, художник понял, что изобразил столь неподдельное и действительно неутешное горе, что покупателя найти трудно – свою гостиную таким полотном вряд ли кто-то пожелает украсить.«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что эта форма не возбуждала во мне критики…» - рассуждал художник.Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» - писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. Деньги Крамскому были очень кстати.«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» - писал Третьяков.

 «Если картина эта не будет продана, я ее самым спокойным образом поворачиваю к стене и забываю о ней, я свое дело сделал».

Иван Николаевич Крамской. Неутешное горе. Эскиз.

"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)" - писал критик Владимир Порудоминский. «Это не картина, а реальная действительность» - восхищался Репин изображенной глубиной чувств.Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Она упоминается в поэме "Москва-Петушки" и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».У стола стоит мать, одна... Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле - ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье - последнее, которое она наденет на своего ребенка.Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. На полу у двери - отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги...В этой картине «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх.

Неутешное горе. Эскиз

В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К. Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия.

 

kstolica.ru

Крамской И.Н. «Неутешное горе». Описание картины.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе» изображает женщину, облаченную в траур. Заплаканные глаза, бледность, рука, судорожно сжимающая платок и другая, плетью висящая вдоль тела — все говорит о том, что она переживает трагические минуты жизни.

Действительно, траурный венок, изображенный на среднем плане, дает понять, что в доме похороны. Легкое детское кружевное платье не оставляют надежды — мать потеряла ребенка. И этот наряд — последний, что она оденет на своего малыша.

Внимание привлекает лицо героини, ее глаза. В них боль, но боль смиренная. Женщина беспомощна перед случившимся, но она с достоинством переживает это. Героиня картины облачена в черное траурное платье, ее волосы наспех собраны. Светлым пятном является платок, прижатый к губам, а также глаза женщины.

На среднем и заднем плане изображены предметы мебели, детали интерьера. Вся картина выполнена в коричнево-золотистых цветах, на которых выделяется черная фигура женщины.

Картина полна символичных деталей, таких, как например, погасший светильник. Он ассоциируется с угасшей жизнью, смертью. Кроме того, можно заметить на полотне изображенную полуоткрытую дверь в комнату, сквозь нее пробивается свет.

Эта деталь указывает, что горе, неутешное горе, спустя время отступит, превратившись в светлую печаль. Однако за дверью пустота, та же, что на сердце и в душе героини. Еще одна значимая деталь — горшок с красным цветком. Тревожный, стремящийся вверх, он напоминает о ненадежности, хрупкости жизни человека.

Картина наполнена тишиной, остановившейся, мертвой. Здесь все останется по-прежнему, только вот жизни, нет, счастья нет — из жизни ушел ребенок.

Картина «Неутешное горе» восхищает своей сдержанностью. Здесь нет кричащих и ярких эмоций, но есть воля, сдержанность, способность вынести даже самое страшное — смерть ребенка.

Это полотно имеет множество эскизов, зарисовок и различных редакций. Причина возникновения объемных черновых работ — поиск художника. Крамской, чуждый слишком выраженных страданий, искал способы выражения горя, сдержанного и целомудренного.

Крамской И.Н. «Неутешное горе»

1884 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Посмотреть еще картины Крамского И.Н. с описаниями

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Картина Крамского несет для автора глубокий смысл. Это полотно было написано им в связи с утратой двух его маленьких детей – сыновей. Горе и тоска наполняют картину изнутри – глядя на нее, на глазах невольно наворачиваются слезы.

В центре композиции женщина в траурном наряде. Она совершенно статична – в композиции нет ни намека на движение ее тела. Женщина немолода, ее волосы уже довольно тронуты сединой. В руках ее смят кружевной белый платок, который она поднесла к лицу.

Женщина спокойна. Ее обуревает горе. Но это не безумие. Она спокойна, ее скорбь безмолвна, но боль, сковывающая ее, отражена в ее взгляде. Зритель, взглянув в глаза данного персонажа, ощутит на себе холод на коже от боли и сопереживания за страдания этой дамы.

Она безутешна. Весь ее вид говорит о безысходности, о невозможности найти выход. Она стоит подле гроба своего ребенка – какое еще большее горе может постичь мать, нежели увидеть смерть собственного дитя?

Внутреннее состояние женщины трудно описать. Композиция вокруг нее также совершенно статична. Кажется, что в этой комнате время остановилось – не тикают часы, ни шелестит ветер. Все тихо и спокойно.

Гроб ребенка виден лишь краем. Но сколь нелепо и гротескно на фоне это затишья и безмерного горя выглядит яркий цветочный венок, подготовленный для усопшего. Он венчает гроб покойного и подошел бы лучше для гуляний на празднике, нежели для поминального обряда. Но яркие роскошные цветы венчают, увы, не голову невесты.

На переднем плане в правом углу мы может заметить одинокий красный цветок в горшке. Он тянется к свету, к жизни. Лишь этот цветок – символ веры в лучшее будущее, символ надежды на продолжение жизни. Он дает веру в то, что боль утихнет и что-то хорошее вернется в этот дом и наполнит его счастьем.

opisanie-kartin.com

Неутешное горе. Описание картины Крамского

Иван Крамской. Неутешное горе.1884. Холст, масло. 228 x 141. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В феврале 1884 года открылась двенадцатая передвижная выставка. Крамской дал на выставку картину «Неутешное горе» — о горе матери, потерявшей ребенка. Мысль написать такую картину возникла у него давно, спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.

Ни одна картина Крамского не имеет такого количества подготовительного материала — вариантов, эскизов, этюдов, зарисовок. В них художник идет ко все большей строгости отбора художественных средств. В одном из первых вариантов (Государственный Русский музей) изображена молодая женщина с остановившимся, помертвевшим взором, в изнеможении от слез опустившаяся на пол.

Вариант, находящийся в Музее латышского и русского искусства в Риге, отличается большей строгостью холодных тонов, более скупой повествовательностью. Гроб перенесен в глубину холста, он скрыт портьерой, за которую судорожно ухватилась женщина в глубоком трауре. Однако чрезмерная откровенность слишком явно выраженного страдания была чужда Крамскому, он ищет выражения сдержанного, целомудренного чувства, которое не выносится на люди, для которого чужой взгляд оскорбителен.

В окончательном варианте (1884, Государственная Третьяковская галерея) вся сила выразительности сосредоточена на лице и фигуре стоящей женщины.

У стола стоит мать, одна... Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле — ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье — последнее, которое она наденет на своего ребенка. Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. На полу у двери — отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги...

В этой картине «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх. В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.

Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К. Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», — признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.

Это — одна из лучших картин Крамского. На современников она произвела потрясающее впечатление и до сих пор нельзя смотреть на нее без волнения. Ведь недаром Репин говорил, что «это не картина, а реальная действительность».

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…»

Источник:  http://www.tanais.info/art/pic/kramskoy20.html

Похожие записи

design-kmv.ru

Неутешное горе - это... Что такое Неутешное горе?

«Неуте́шное го́ре» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 228 × 141 см[1][2].

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной[3].

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет.

Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики»[4].

В окончательном варианте картины художник чрезывычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски[5].

Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском[4]:

Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).
Карандашный набросок картины

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову: «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги[5].

В Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева хранится карандашный набросок этой картины, который почти полностью напоминает живописное произведение[6].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Картина «Горе странствующего шарманщика». Художник Жозеф Стевенс

Очень трогательной и чувственной можно назвать картину «Горе странствующего шарманщика» замечательного художника Жозефа Стевенса. На картине изображён шарманщик, который плачет от горя по умершей обезьянке. Эта обезьянка была для него верным спутником, хорошим другом, любимым питомцем. Она помогала ему справляться с жизненными трудностями, скрашивала одинокие будни и помогала зарабатывать небольшие гроши на пропитание. Теперь, когда её нет, когда её бездыханное тельце лежит на снегу и вызывает большой интерес у собак, что делать бедному шарманщику? Жозеф Стевенс смог отразить весь трагизм ситуации, безвыходное положение бедного мальчика, который, потеряв обезьянку, как своего лучшего друга и помощника, остался на белом свете совсем один.

Сложно сказать, отчего именно умерла обезьянка. Может быть, просто пришло её время, а может быть жительница южных стран не вынесла суровых зимних морозов. Окружившие шарманщика собаки будто понимают его горе и пытаются посочувствовать, как-то поддержать. Одна из собак даже завыла, будто почуяв близкую смерть. Обезьяны живут далеко от Бельгии, где, собственно, и происходит событие, однако все, даже животные, понимают, что это живое существо и каким бы ни был её экзотический вид, её смерть — это большое горе.

Жозеф Стевенс — великий бельгийский художник-анималист. Родился в Брюсселе в 1819 году — умер в Брюсселе в 1892 году. Некоторые из его работ, включая картину «Горе странствующего шарманщика» в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском музее Эрмитаж.

Картина Горе странствующего шарманщика

Жозеф Стевенс — «Горе странствующего шарманщика»

Хотите создать собственный бизнес, но для этого вам нужна хорошая и оригинальная идея. Настоящим открытием для вас станет сайт Ideas 4 You, который находится здесь. Большое собрание самых интересных и необычных идей для вашего дела.

art-assorty.ru