ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович – Галерея произведений (101 изображение). Грабарь картины


Галерея картин известного советского художника

Игорь Эммануилович ГрабарьИгорь Эммануилович ГрабарьГрабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений "Mup искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.

С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода" (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

pavlishak.ru

Игорь Грабарь, картина «Иней» - один из лучших пейзажей русской живописи

грабарь картина

В Советском Союзе каждый человек знал, кто такой Игорь Грабарь. Картина «Мартовский снег» была знакома по учебникам. Замечательный русский художник, знаменитый реставратор, талантливый искусствовед, удостоенный за двухтомную монографию об Илье Репине Сталинской премии, Игорь Эммануилович был любим многими за неповторимые и очень красивые пейзажи русской природы.

Русский художник, рожденный за рубежом

Отец его был депутатом австрийского парламента, поэтому будущий гениальный певец русской природы Грабарь (картина «Февральская лазурь» - ярчайшее тому подтверждение) родился в Будапеште. Крещен он был в православии, а его восприемником стал дядя знаменитого русского художника Кустодиева, который позже напишет известный портрет Игоря Эммануиловича. В 1880 году Ольга Грабарь привозит сына в Россию. Гимназию он посещал в Егорьевске Рязанской губернии. Дальше была золотая медаль за обучение в московском лицее цесаревича Николая (1889 год), юридический факультет Санкт-Петербургского университета, оконченный им в 1893 году, и выбор основного дела своей жизни. И. Э. Грабарь, картина которого «Балюстрада» (1901 год) заявила о нем как о талантливом и своеобразном мастере, становится художником. Во времена петербургской жизни он посещал мастерскую Ильи Репина, ставшего на всю жизнь его кумиром, наряду с Андреем Рублевым. С ним одновременно в Российской Императорской академии художеств учились Малявин, Билибин, Сомов.

Становление

В 1895 году художник уезжает в Италию и дальше по Европе. В Россию Грабарь возвращается в 1901 году, и красота русской природы открывается перед ним в новом ракурсе. Силу своего потрясения художник попытался передать несколькими полотнами – «Белая зима»», «Мартовский снег».

«Февральская лазурь»

Событием стало полотно, которое в 1904 году написал Игорь Грабарь, - «Февральская лазурь». Картина полна особой поэзии, той, которая звучит в стихах Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». И Грабарь писал свою картину тоже навзрыд. Эта одна из его самых узнаваемых картин, она - одно из тех полотен, которое создают автору его собственное имя. Сам художник очень любил это произведение, на котором изображен солнечный, еще зимний день в Подмосковье. В радости, которая переполняет картину, уже ощущается легкое дуновение весны.

 игорь грабарь февральская лазурь картина

Рисовал свой шедевр художник в Дугино. Чтобы передать и удаленность рощи на горизонте, и огромные массы воздуха на фоне лазурного неба, Грабарь выбрал ракурс как бы немного снизу, для чего он вырыл в снегу глубокую траншею и поместился там с мольбертом. Художник чувствовал, что если ему удастся передать хотя бы часть той красоты, которую он видит, получится прекрасное полотно.

Обаяние картины неповторимо. Деревья как будто водят хоровод вокруг центральной березы, любимого дерева художника. Размер картины - 104 см в высоту и 80 см в ширину. Она была так хороша, что ее сразу же приобрел Совет Третьяковской галереи. Эта работа и по сей день является одним из главных ее шедевров. Можно добавить, что полотно входит в сотню лучших картин мира.

Зима, солнце, береза, иней…

Еще один шедевр, который создал Грабарь, – «Иней», картина 1905 года. Если бы он написал ее одну, то все равно бы остался и в памяти потомков, и в учебниках по живописи. Это одно из тех редких полотен, которое не оставляет равнодушными никого. Оно прославляет красоту и уникальность неповторимой природы России и само по себе демонстрирует, что такое великая русская живопись.

Больше всего Грабарь любил рисовать зиму, особенно снег. Он считал, что с уходом зимы пейзаж многое теряет. При виде деревьев, покрытых инеем, почти всегда и у всех возникает сравнение со сказкой: «Все деревья в инее, точно в серебре, словно сказка дивная нынче на дворе…» И каждый знает стихи С. Есенина о березе в серебре. Вся красота данного явления природы, воспетая десятками прекрасных поэтов, нашла свое отражение в этом уникальном произведении. Грабарь, картина которого посвящена зиме, нарисовал иней, который «чудною жизнью блестит». Он считал, что в природе очень мало таких полифонических моментов, как иней в солнечный день, и они необыкновенно скоротечны. Освещение все время меняется, рождая новые неповторимые цветовые гаммы.

грабарь иней картина

Сам он называл ветки, покрытые инеем, бриллиантовыми кружевами, сверкающими всеми красками на «бирюзовой эмали неба». На полотне размером 122,4 х 160,3 все вышесказанное передано с потрясающей силой. Надо сказать, что зимние пейзажи И. Грабаря – лучшие в русской живописи, особенно «Иней». Зимний, солнечный день, красавицы березы, символ России и русской природы, высокие, с пышной кроной, посеребренные и как будто звенящие. Их ветки отбрасывают на снег синие, голубые и фиолетовые тени. Красавицы ликуют и гордятся своей красотой. В этой работе необыкновенно все, она удивляет и потрясает зрителя. Написанная маслом, мелкими дробными мазками (дивизионизм) картина заставила говорить об авторе как об основоположнике русского импрессионизма. Полотно хранится в Ярославском художественном музее.

У Грабаря несколько разных картин с этим названием, и все они очень хороши, но работа 1905 года лучше других. Как только ни называли березу Грабаря, с чем только не сравнивали. Больше всего, очевидно, подходит ей определение «сверхъестественное дерево».

«…Есенинский сюжет, почти библейский…»

Еще одна картина этого художника создана с учетом всех канонов импрессионизма. Это упомянутый выше «Мартовский снег» 1904 года. Здесь, как и на двух предыдущих полотнах, воспевается навсегда покоривший душу художника снег под солнцем. На нем отражаются тени окружающей природы, которые можно передать всеми оттенками синего, фиолетового, сиреневого. Обманчивый март России передан удивительно точно: уже весна, но снег и не думает таять. При этом физически ощущается смена времен года, несмотря на мороз.

грабарь картина мартовский снег

На полотне изображена молодая женщина, несущая ведра с водой на коромысле. Казалось бы, обычный деревенский пейзаж – постройки, уже бесснежные деревья, на которых скоро появятся почки, спешащая крестьянка, которую подбадривает морозец. Но главное действующее лицо полотна – снег. Он не искрящийся, как зимой, уже не белоснежный, но его по-прежнему много. Он на первом плане картины, на которой разбросано много ярких пятен. Полотно полно очарования. Картина меньше описанных выше - всего 80 х 62 см. Хранится она в Третьяковской галерее.

Каждому жителю нашей страны известны великолепные пейзажи русской природы кисти таких гениев, как Саврасов, Васильев, Шишкин, Левитан. Игорь Эммануилович Грабарь, народный художник России, который первым из советских живописцев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств», достойно продолжил этот почетный ряд. Очень хороши его дореволюционные пейзажи, но полотна, написанные в советский период, ничуть не хуже. Певец морозной солнечной зимы и ранней весны, Грабарь и при новом государственном устройстве оставался великим живописцем.

fb.ru

Грабарь Игорь Эммануилович, картины и биография художника

Игорь Эммануилович Грабарь (13 (25) марта 1871 год, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960 год, Москва, СССР) — российский и советский художник, реставратор, искусствовед. Он достиг значительных высот сразу в нескольких сферах — живописной, музейной, реставрационной и научной.

Особенности творчества художника Игоря Грабаря: яркая насыщенная цветовая палитра, увлеченность импрессионизмом и дивизионизмом, индивидуальная их трактовка. Ведущие направления: пейзаж (его «фирменным» знаком стали многочисленные изображения инея, зимние пейзажи), портреты, натюрморты.

Известные картины Грабаря: «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Роскошный иней».

Детство и юность Игоря Грабаря

Когда Грабарь менял паспорт по окончании университета, нетрезвый паспортист запутался в данных и поставил местом рождения Петербург. Исправить ошибку паспортист наотрез отказался. С тех пор Грабарь значился в документах уроженцем Петербурга (и его вариаций, ведь за долгую жизнь художника город побывал Петроградом и стал Ленинградом, а вот обратно в Петербург не успел переименоваться).

На самом деле будущий художник Игорь Грабарь родился в Будапеште, а в России оказался лишь в возрасте девяти лет. Впрочем, русский дух был им впитан с детства. Дед его по матери Адольф Добрянский был активным участником славянофильского движения и в своем доме устанавливал русские обычаи. Отец, депутат будапештского парламента, тоже активный борец против мадьяризации славян, вынужден был бежать в Россию еще в 1876 году, где зарегистрировался под конспиративной фамилией Храбров (впоследствии Игорь так подписывал свои ранние работы). Семья приехала к отцу в Егорьевск (Рязанская губерния) только в 1880 году, но соединились они ненадолго — вскоре отца перевели в Измаил, а мальчик продолжил учебу в Егорьевске. Рисовать он начал в раннем детстве, «изводя пропасть бумаги».

Впервые прикоснувшись к масляным краскам, вдохнув их запах в мастерской своего учителя рисования, Игорь Грабарь был покорен навсегда: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски».В 1882 году он поступил в московский лицей цесаревича Николая. Самым лучшим в этом отрезке биографии Игоря Грабаря, пожалуй, было то, что он закончился. Среди богатых мальчиков Грабарь весьма и весьма выделялся, при лицее находился в качестве «живущего стипендиата», и однокашники отнюдь не упускали возможности пройтись по поводу его бедности. Впрочем, хорошие впечатления тоже имели место. В Москве в это время походила грандиозная всероссийская художественно-промышленная выставка, и Грабарь проводил долгие часы в художественном отделе, рассматривая картины Репина, Крамского, Куинджи и Перова. Всей душой стремясь проникнуть в мир по ту сторону холста, Грабарь проводил все выходные в Третьяковке, искал знакомств с людьми искусства, начал посещать рисовальные классы Московского общества любителей художеств. Лицей Игорь закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, где уже учился его старший брат Владимир, ставший впоследствии блестящим юристом. Петербург очаровал его с первого взгляда и на всю жизнь остался для Грабаря самым красивым городом Европы.

«Наш пострел везде поспел», или Обучение Грабаря

С детства Игорь Грабарь привык рассчитывать только на себя, и в Петербурге это сослужило ему хорошую службу. Он слету вписался в петербургскую жизнь, вел активную деятельность сразу в нескольких направлениях: научном, литературном, художественном. Параллельно юридическому он получал историко-филологическое образование, учился, писал обзоры выставок и критические статьи, составлял биографии живописцев. О студенческой поре у него остались самые радостные впечатления, в отличие от обучения в лицее. В это же время к нему пришел первый успех. Работа 1889 года «Крыша под снегом» была высоко оценена его друзьями-художниками, студентами Академии художеств. К слову об Академии — Игорь Грабарь уже с 1892 года посещал академическую мастерскую прославленного педагога Павла Чистякова, обучившего Репина, Серова, Врубеля. И, конечно, после университета путь Грабаря лежал в Академию художеств, это понимал и он сам, и его товарищи. Но, по совету своего друга художника Щербинского, Грабарь решил погодить с подачей заявления в Академию, которая переживала процесс серьёзной реорганизации, и поступил лишь в 1894 году.

Уже на следующий год состоялась его первая европейская поездка, включившая в себя Германию, Италию, Францию. Наибольшее влияние на него оказала итальянская культура, в частности, венецианская живопись. А Париж, столица импрессионизма, захватил его. Визит в лавку Амбруаза Воллара стал одним из поворотных моментов. Оказывается, в мире есть Ван Гог, Гоген, Сезанн! По возвращении Грабарю все сложнее было убеждать себя в необходимости продолжать академическое образование — после того, как он увидел, что творится «на передовой». Он перевелся в пользующуюся огромной популярностью мастерскую Репина, но и там продержался недолго. Ему казалось, что учеба в Академии лишает его взгляд свежести, а кисть естественности. В поисках иных учителей Грабарь снова направился в Европу, на этот раз в Мюнхенскую школу Антона Ашбе, пользовавшуюся большой популярностью у русских художников. Здесь Грабарь оказался на своем месте, а оценивший его талант руководитель школы даже предложил ему быть старостой группы и проводить занятия для новичков. Позже Игорь Грабарь возглавил одно из двух отделений школы.

Хронологические рамки мюнхенского периода в биографии художника Грабаря — с 1896 по 1901 год. В это время он не только писал и преподавал, но и изучал историю живописи, скульптуру, архитектуру. Через год Грабарь снова съездил в Париж, и это путешествие позволило ему создать «синтез Мюнхена и Парижа», осознать, насколько ему близко импрессионистское направление, и главное, усвоив новые веянья, трансформировать их в собственный путь.

Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России

Всемирная выставка в Париже в 1900 году стала для Игоря Грабаря, во-первых, эстетическим потрясением, а в-главных, четким указателем на то, что художнику следует сосредоточиться на изображении родных ему реалий: «…эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого».

Вернувшись в Россию, Грабарь примкнул к сторонникам объединения «Мир искусства». Собственно, еще в Мюнхене началось его сотрудничество с одноименным журналом и Сергеем Дягилевым. Его обзоры выставок и критические заметки уже тогда пользовались большой популярностью, а оценки поражали тонкостью и точностью. К моменту возвращения он был известен в среде мирискусников как критик и тревожился, примут ли его как художника. Волнения оказались напрасны — в 1902 году на выставке «Мира искусства» Грабарь выставил десять картин, и все они были приняты благосклонно, показателем чего стало первое приобретение Третьяковки — картина «Луч солнца» (1901 г.)

«Мир искусства» ориентировал участников русского культурного процесса исследовать собственные корни. Это стало одним из стимулов, побудивших Грабаря к активной искусствоведческой деятельности. Его предтечей можно назвать Александра Бенуа. Кстати, Грабарь высоко ценил Бенуа. По воспоминаниям художника, Бенуа ему «сразу страшно понравился больше всего», и это впечатление Игорь Грабарь сохранил на всю жизнь. Александр Бенуа написал «Историю русской живописи в ХIХ веке», Грабарь же с начала 1900-х и до конца жизни трудился над «Историей русского искусства» (сначала — для издательства Иосифа Кнебеля). Работа над «Историей» стала одним из главных его достижений. В ходе нее Грабарь сформировался как крупный российский искусствовед и непревзойденный специалист в сфере атрибуции русской живописи.

Нередко он чувствовал, что научная работа препятствует развитию его живописного дара. «Если бы я мог сбросить с себя архивы, истории, исследования, весь организационный дурман, забивавший голову и отводивший от живописи. Но что-нибудь одно: либо искусство, либо наука об искусстве», — с тоской признавался Грабарь. Однако ему все же пришлось научиться соединять искусство и науку о нем. В 1909 году состоялась крупная экспозиция его картин в Союзе русских художников, после чего Грабарь погрузился в научную и архитектурную деятельность и пять лет не прикасался к кисти. По просьбе вдовы знаменитого доктора Григория Захарьина Игорь Грабарь взялся за проектировку комплекса больницы-мемориала в память об умершем сыне Захарьиных. Результат недвусмысленно указывал на большую увлеченность автора итальянским архитектором эпохи возрождения Андреа Палладио. Однако и эту страсть ему пришлось задвинуть ради продолжения работы над «Историей русского искусства». Компенсацией послужил вышедший из-под его пера раздел о русской архитектуре ХIV-XIX в. В 1914 году было издано уже пять томов серии «История русского искусства». Также Грабарь написал ряд монографий о крупных русских художниках. В революционную пору работа над изданием прекратилась, но Грабарь никогда о ней не забывал. Уже в советское время ему удастся вернуться к теме: по его инициативе с 1954 по 1962 год выходило многотомное издание «История русского искусства».

В 1902 году Третьяковка приобрела первую работу Грабаря, а уже в 1913 он занял пост попечителя Третьяковской галереи — фактически это соответствовало должности директора, которая сохранилась за ним вплоть до 1925 года.

Именно Грабарю принадлежит заслуга глобального преобразования Третьяковской галереи из частного собрания в музей общественного значения. Грабарь задумал и в конце концов осуществил принципиальные изменения в размещении картин. Симпатичная деталь: благодаря перевеске картина Сурикова «Боярыня Морозова» впервые оказалась расположена так, что просматривалась издалека, через анфиладу залов. Это оказалось настолько удачным решением, что, говорили, Суриков, войдя в обновленную галерею, поклонился Грабарю до земли. Помимо восторгов и благодарностей ему пришлось столкнуться и с основательным противодействием. Противники нововведений во главе с бывшим попечителем Третьяковки Ильей Остроуховым настаивали на необходимости сохранить в галерее порядки, царившие при самом Павле Третьякове. Победа в этом споре осталась за Грабарем, но далась она ему непросто. Также на его совести (в самом что ни на есть хорошем смысле) составление каталога и полная инвентаризация галереи. Это занятие потребовало много времени, но оно же и было одним из главных соблазнов, вынудивших Грабаря принять руководство галереей. «Это не служба, не обуза, даже не труд, а наслаждение, сплошная радость», — говорил он о работе над атрибуцией картин, чье происхождение оставалось до поры до времени под вопросом.

Игорь Грабарь — певец снега и инея

После распада «Мира искусства» Грабарь перебрался из Петербурга в имение Титово Тульской губернии, которым владела его тетка. Именно здесь он открыл тему, ставшую одним из его символов — иней. «Бриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба» Грабаря нам хорошо знакомы по многочисленным картинам «в инее» (1, 2, 3, 4, 5).

Знакомство и дружба с богатым хлебосольным художником Николаем Мещериным привели к тому, что более двадцати пяти лет Игорь Грабарь провел (наездами) в имении Мещерина Дугино. В Дугино же в полной мере проявилась еще одна знаковая для его живописи тема — снег. Сам художник говорил, что самый интересный для него пейзаж — зимний (1, 2, 3). Здесь он нашел и жену. Валентина Мещерина приходилась племянницей Николаю Мещерину. У Грабаря родилось двое детей — Ольга и Мстислав.

Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР

После октябрьской революции Игорь Грабарь взял на себя бесценную работу по сохранению художественных произведений. Новую власть он безоговорочно признал, сразу же начал с ней сотрудничать, свою задачу видел в сохранении и реставрации картин. Грабарь принимал активное участие в создании государственного музейного фонда, национализации и дальнейшем распределении художественных коллекций (что во многих случаях означало попросту спасение этих произведений от уничтожения). Помимо этого, он трудился в Академии истории материальной культуры, руководил художественно-постановочной частью Малого театра, в Московском университете читал уникальный на тот момент курс лекций по научной реставрации и продолжал руководить Третьяковкой, организовывал в ней интереснейшие выставки. Его высочайший профессионализм был оценен не только на родине, но и востребован за границей. В 20−30-е годы Грабарь в качестве крупнейшего искусствоведа много ездил по всему миру. В 1928-м году в СССР было введено звание заслуженного деятеля искусств, и первым лауреатом стал Игорь Грабарь.

Осознав, что на все сферы его не хватает, он решил сосредоточиться на реставрационной работе, представлявшей на тот момент для него наибольший интерес. Руководством Третьяковкой и преподаванием в МГУ пришлось пожертвовать. А пресловутое «вот уйду на пенсию и тогда!» в случае Игоря Грабаря означало возвращение к занятиям живописью, что он и сделал в 1930-м году. Ведь как он со вздохом признавался, «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и всякими предвзятостями». Впрочем, ни с искусствоведением, ни с активной деятельностью Грабарь после получения персональной пенсии не распрощался, просто позволял себе больше заниматься непосредственно живописью. Предшествующее десятилетие он тоже не забывал о кисти, а в 1923 году даже побывал в Америке с большой выставкой, в которую вошли и двадцать его картин. Не обошлось в творчестве Грабаря и без ангажированных произведений, которые нынче ему, случается, ставят в вину. Также поздний Грабарь известен своими портретами — этот жанр у него стал ведущим в 1920—1930-е годы.

Создатель множества монографий русских художников, внесший неоценимый вклад в историю русского искусства, Игорь Грабарь написал также автомонографию. «Моя жизнь» увидела свет в 1937 году. В эти же годы вышли его монографии о Репине и Серове. Тогда же он возглавил Московский государственныйхудожественный институт.

Вторую мировую войну Грабарь встретил в эвакуации в Грузии, и уже с 1942 года руководил Комиссией по учету и охране памятников. В 1943 году Игорю Грабарю исполнилось 72 года, однако ни о какой спокойной старости в его случае речь не шла. Он возглавил Всероссийскую Академию художеств, а также ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры, был избран действительным членом Академии наук СССР. Через год он стал руководителем Научно-исследовательский института истории искусств АН СССР, созданного по его же инициативе. В следующем году Грабарь принял на себя руководство Государственными центральными реставрационными мастерскими. Все эти должности оставались за ним до самой смерти. А итог жизни Игоря Грабаря, пожалуй, лучше всего подведут его же слова: " … искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня — почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни".

Автор: Алена Грошева

artchive.ru

Русский художник Игорь Грабарь

Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы» Вы хотите запомнить сайт «Этносы»? × Прогноз погоды

• Рекомендуем лучшее!

развернуть

 

Шестидесятники XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на свое сложное детство и постоянную разлуку с родителями, характер художника сформировался как многогранная личность по размаху активной творческой деятельности. Разнообразие его таланта поистине уникально: художник, историк русского искусства, критик, музейный деятель, создатель универсального научного труда о личном творчестве, непознанного в истории искусства — книги «Моя жизнь. Автомонография». Обаятельный, одухотворенный, он всегда и со всеми умел находить общий язык.

Грабарь родился в Будапеште в 1871 г., в семье с общественно – политическими взглядами и интересами. Но настоящей Родиной для него оставалась Россия. Жизнь семьи, полная гонений, мало способствовала занятиям искусством, но с раннего детства Игорь Эммануилович ощущал огромную тягу к живописи. Одно из запоминающихся ярко – волшебных потрясений детства он пережил, попав однажды к художнику в мастерскую. Незабываемые свежевыдавленные ярко горевшие краски, ящик, лежащий на табурете с серебряными тюбиками масленых красок, сладостный завораживающий запах свежей краски, - все это придавало маленькому мальчику невероятные ощущения счастья, все больше и больше разжигало в нем интерес к живописи. Мечтая о масляных красках, Грабарь неуклонно продвигался к своему предназначению.

Крыша под снегом

 

По традиции семьи, еще в царской России, Игорь Эммануилович Грабарь получает блестящее образование. Первоначально, как и многие признанные мастера художественного искусства той поры, Игорь Грабарь начал с юридического факультета в университете Санкт – Петербурга. Затем, в 1894 году, в том же городе, он поступает в художественную академию и попадает под начало Репина. Недолгое время художник трудится в мастерской Ильи Ефимовича. Работая в тесном общении с ним, Грабарь впитал высокие принципы искусства. Илья Ефимович пламенно делится личным огнем художника – гражданина, демонстрирует собственные примеры живописи.

Всеохватывающая смена учителей Академии и новый подход к обучению привели к положению, когда большинство преподавателей обратились к педагогике впервые. Из Академии выгоняют профессора исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова (брата Виктора Михайловича Васнецова) и профессора Леонида Осиповича Пастернака. Считают, что такие художники молодых студентов не смогут ничему путному научить, и обвиняют в фотографизме. Каждый из новых педагогов четко представлял, каким бы он хотел видеть молодого ученика, и весьма сложным — в каком направлении идти к поставленной цели. Кисти и краски отныне не для всех. Грабаря постигает разочарование, и он покидает Академию. В поисках школы художник едет в Париж и в Мюнхен, где изучает импрессионистов и старых мастеров. Здесь он находит учителя - исследователя, о котором мечтал, — Антона Ашбе. Тогда школа Антона Ашбе - это была одна из самых знаменитых и престижных частных школ юных художников в Мюнхене. В возрасте двадцати пяти лет, летом 1896 года, Игорь Грабарь впервые увидит Ашбе.

В подходе к рисованию Ашбе учил наиболее интереснейшему и сложнейшему методу в творческой работе, который он назвал «принципом шара». Все, что находилось дальше от художника, следовало изображать темнее, все, что ближе – рисовать светлее. После овладения «принципа шара» обученные художники начинали писать красками. Сначала лица, потом ничем не прикрытое тело. Ашбе и сам рисовал работы широкими мазками, и настаивал на такой же смелости для своих учеников. Ашбэ был первым, кто открыл Грабарю возможности живописи импрессионистов. Накладывать краски на холсте раздельно, а не смешивать их на палитре, что дает краскам смешиваться у зрителя в газу. Из мастерской Антона Ашбе выходят как приверженцы реализма, так и художники, впоследствии перевернувшие взгляд на всю традиционную школу живописи.

Юный экспериментатор целиком окунулся в «алхимию» живописи, в тайны приготовления красок старых мастеров, что чуть не написал целый манускрипт на эту тему. Все это очень пригодится ему впоследствии и как реставратору, и как художнику - практику. С полным рвением и отдачей молодой художник так увлекся процессом обучения, что выразил собой не частый пример в истории, когда, еще не став художником, сделался преподавателем в школе Ашбе: два года спустя, когда Грабарь был готов уйти из школы Ашбе, ему была предложена возможность открыть свою собственную, конкурирующую школу. Ашбе сделал встречное предложение, делая Грабаря его равноправным партнером. Партнерство просуществовало менее года, с июня 1899 года до весны 1900 года, когда Грабарь принял выгодное предложение от князя Щербатова и покинули Мюнхен.

Сентябрьский снег Сентябрьский снег. 1903. Холст, масло. 79х89

Картины Грабаря уникальны по чистоте и яркости звучания красок, а также по своей сохранности. Вообще в эти годы его повышенная требовательность к себе подавляет в нем творческую свободу, необходимую художнику. Большинство работ периода обучения он уничтожил.

Вдали от России вдохновение к нему не приходит, самые прекрасные виды природы кажутся «раскрашенными олеографиями». И вот долгожданное возвращение, первая встреча с любимой природой средней полосы под Наро - Фоминском. И художник с упоением начинает творить. С 1901 по 1907 г. он создает свои шедевры: «Белая зима» («Грачиные гнезда»), «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Сказка инея и восходящего солнца».

Сказка инея и восходящего солнца Сказка инея и восходящего солнца. 1908. Холст, масло.

 

 

Февральская лазурь

 

Сложно было в эти годы на фоне массового повторения Левитана сотворить что-то исключительное в пейзаже. Но у живописца это получилось. Своеобразный его взгляд на пейзаж заключался в умении сконцентрировать свое внимание на каком-либо предмете: дереве, золоте осенней листвы, луче солнца и передать всю яркость и значительность этих природных явлений. Любимым мотивом художника была береза, причем ее плакучая разновидность. Он не переставал восторгаться ею, ее прекрасным, ослепительно белым стволом. Сравнивая это дерево с другими, он всегда находил фантастические, сверхъестественные и сказочные мотивы для написания своих шедевров. Он страстно любил это русское дерево и очень долго отдавал предпочтение только ей одной творя свои картины, где на своеобразном березовом экране, отражающий радужные блики, вместо черных крапинок, он рисует контрасты чистых красок.

Живописные открытия Грабаря вскоре получили признание. Первыми оценили яркость и значительность его дарования деятели группировки «Мир искусства» А. Бенуа и С. Дягилев. С первым из них Грабаря всю жизнь связывали самая искренняя дружба и совместная работа над «Историей русского искусства». Но в то же время Грабарь не мог «любить только прошлое, любить без веры в настоящее и будущее» как «мирискусники». По духу своего творчества он ближе московскому Союзу русских художников. Картины Грабаря в Третьяковской галерее подлинное украшение зала Союза.

В вышедшей в свет огромной «Автомонографии» Грабарь не нашел места для романтических историй о своей личной жизни и во вступлении подчеркнул, что человек, равнодушный к искусству, вряд ли найдет для себя что - либо интересное в его жизнеописании.

Всю жизнь проводя в кипучей деятельности и переездах, он никак не мог обрести своего гнезда. Но в 1907 г. этому неуемному очарованному страннику все же суждено было обрести семью. Спутница жизни художника Валентина Михайловна, подарившая ему сына и дочь, стала близким критиком и ценителем его творчества, и добрым другом. На одном из автопортретов 20-х годов художник изобразил себя с палитрой в руках вместе с женой за увлекательной беседой о только что созданной картине.

Автопортрет с женой Автопортрет с женой. 1923. Холст, масло.

С первыми счастливыми днями семейной жизни связаны самые жизнерадостные натюрморты, среди которых признанным шедевром является «Неприбранный стол». Вообще натюрморты Грабаря отличаются особым великолепием. Вспомним известные «Хризантемы».

Под березами

 

Своеобразие этих натюрмортов в том, что они написаны в пейзажных интерьерах на свежем ветерке в голубоватой тени или в ярком свете. Все предметы кажутся «мохнатыми». Вблизи рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. При отдалении картина наполняется нежными перламутровыми переливами. Ярко - желтые хризантемы в падающих на них голубоватых рефлексах изменяют свой цвет, кажутся зеленоватыми. Можно смело утверждать, что натюрморты Грабаря открывают новую страницу в понимании этого жанра. В этих импрессионистических работах торжествует свет.

В середине 1900-х годов Грабарь все более увлекается воплощением идеи многотомной «Истории русского искусства». С характерным для него энтузиазмом погружается в работу, и на время живопись отходит на второй план.

Вешний поток

 

Собственное лицо для автопортретов и неподвижные, послушные предметы натюрморта — это та удобная натура, которая всегда под рукой. Но порой накал бурной деятельности Грабаря бывал так велик, что тщательно подобранные для натюрморта фрукты портились, потому что их «режиссер» писал неотложную статью и одновременно вникал в многочисленные проблемы окружающей культурной жизни.

Но судьба готовила художнику тяжелый и во многом невосполнимый удар. В 1908 году он отправляется навестить своих родных, живших в Адлере. Там он подвергся нападению, и результате которого были повреждены череп и центры, связанные со зрением. Благодаря своему недюжинному здоровью и силе воли Грабарь преодолел болезнь, но зрение полностью не восстановилось. Прежнее уникальное чувство света и тонкость восприятия малейших опенков он во многом утратил. В работах 1910-х годов, например, «Рябинка», обращает на себя внимание яркость цветовых сочетаний, но и некоторая монотонность, чисто декоративная цветовая условность.

Рябинка Рябинка. Этюд. 1915. Холст, масло.

Вообще Грабарь — искусствовед и культурный деятель в это десятилетие вытесняет Грабаря - художника. И на этом поприще его ждали значительные свершения.

В 1913 г. Грабарь становится попечителем и директором Третьяковской галереи, проводит важнейшую музейную реформу, не потерявшую актуальность и по сей день, когда из частной коллекции живописи передвижников Третьякова галерея стала превращаться в музей национальной истории Русского искусства. Художник имел свойственность как магнит притягивать внимание к себе.

Известно, что Павел Михайлович в своем завещании указывал на нежелательность расширения коллекции. Поэтому Грабарю потребовалось много энергии, чтобы доказать необходимость своей реформы. Благодаря его деятельности появились новые значительные разделы: XVIII века, пушкинской поры, древнерусского искусства из собрания Остроухова и искусства современного. Помимо принципа построения экспозиции по эпохам, крупнейшие художники получили монографические залы (этот принцип был развит и во время недавней реконструкции Третьяковской галереи).

Красные яблоки на синей скатерти

1920. Холст, масло.

 

В годы революционных потрясений Грабарю не изменило присутствие духа. И если сначала друзья восприняли его «службу у красных» как предательство, то вскоре смогли оценить умение служить делу русской культуры в любых обстоятельствах.

Грабарь активно включается в дело охраны памятников культуры на фоне всеобщей разрухи и вандализма.

В страшную эпоху идеологического давления в 30-е годы Грабарю не удалось избежать всеобщего ослепления и компромиссов, но значительность его свершений все - таки преобладает над заблуждениями времени.

Последний снег

 

Будучи директором Третьяковской галереи (до 1925 г.), он закладывает основы музейной научной деятельности, реформирует реставрационное дело. Большая роль принадлежит Грабарю в создании научно - исследовательских институтов искусствознания. А главное, что все эти годы он активно работал как художник. Хоть ему и не удалось превзойти свои лучшие работы 1900-х годов, но был создан ряд значительных портретов, пейзажей, натюрмортов.

Грабарю была суждена долгая жизнь в искусстве. В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Ушел он из жизни в 1960 г. как истинный художник: на мольберте остался недописанным этюд любимой им русской природы.

 

 

 

Реакции на статью

Поиск по блогу

С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы

s30556663155.mirtesen.ru

картина "Иней" и другие :: SYL.ru

Одним из наиболее известных российских живописцев, работавших над пейзажем, был художник И. Э. Грабарь. Картина "Иней" мастера создавалась под сильным влиянием импрессионизма, в стилистику которого, однако, он привнес много нового. Автор больше всего любил изображать зимние картины природы, которые удавались ему особенно хорошо. В его коллекции сохранилось множество набросков с натуры, которые свидетельствуют о незаурядном таланте живописца в передаче всех оттенков снега и инея. Кроме того, он работал в жанре портрета и рисовал натюрморты.

Краткая биография

Не только художником, но и искусствоведом, профессором и талантливым педагогом был И. Грабарь. Картина "Березовая роща", а также другие полотна автора принесли ему заслуженную славу. Он получил звание Народного художника в 1956 году, также ему была вручена Сталинская премия в 1941 году. Этим успехам предшествовал долгий и непростой творческий путь художника. Он учился в Петербургской академии художеств. Его учителем был сам И. Репин.

грабарь картина

Будущий знаменитый живописец обучался мастерству художника за границей, посещая мюнхенскую школу-студию. К началу 20-го века он сформировался как зрелый и самостоятельный художник. Подражая импрессионистам, он в то же в время создал свой уникальный стиль изображения природы. Особенно хорошо ему удавались картины снега и инея. Художник входил в такие известные организации, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». Его перу принадлежит ряд критических статей, в которых он разрабатывал теорию живописного искусства.

Полотно «Иней»

Больше всего любил изображать зимние картины природы Грабарь. Картина мастера «Иней», написанная в 1905 году, является одной из лучших его ранних работ. В ней в полной мере проявился талант живописца в изображении всех оттенков и цветов зимнего покрова. Сам художник говорил, что именно иней дает возможность художнику в полной мере использовать всю палитру красок, так как этот снежный покров постоянно меняется, каждый раз давая новую пищу уму и фантазии. На этой картине изображены березы, покрытые тонким слоем снега.

картина и э грабарь

Следует отметить, что на этом полотне автору удалось не только показать иней во всей его чистоте, но и передать общую гармонию, царившую в природе. Это ему удалось за счет нежно-сиих красок неба и белоснежного цвета берез. Иней рисовал в разное время суток и при любом освещении Грабарь. Картина с одноименным названием была создана им в 1918 году. Она написана в более сдержанных тонах и уже не производит такого жизнерадостного впечатления, как первая, однако общий тон сохранился: рисунок снова дышит покоем и тишиной, которую автор передал в поэтичной картине лесной дороги.

Зимний пейзаж

Особенно хорошо изображал зиму в преддверии весны И. Э. Грабарь. Картина «Февральская лазурь» показывает природу перед наступлением тепла. Это полотно по праву считается одной из лучших работ автора, потому именно при его написании ему в полной мере удалось передать зимние цвета.

описание картин грабаря

Работая на открытом воздухе, он сумел показать белоснежные оттенки инея, светлую синеву неба. Несмотря на то что на картине показан зимний пейзаж, в ней много ярких весенних красок, что создает у зрителя праздничное настроение.

«Березовая аллея»

Это полотно было написано мастером в 1940 году. На нем снова изображен зимний пейзаж. Однако в этот раз автор показал зиму не в ее расцвете, как на предыдущих полотнах, а в конце. Рисунок дышит приближением весны. Это чувствуется при взгляде на прогалину, обнажившую свежую землю в лесу. Талант автора в изображении зимнего пейзажа в разные периоды доказывает данная картина. И. Э. Грабарь прекрасно передавал все оттенки зимы.

Портреты

Другим важным направлением в творчестве художника является портретная живопись. В ранний период своего увлечения импрессионизмом он создал очень оригинальное по цветовой гамме полотно «Дама у пианино» (1899 год). Фигура женщины, устало откинувшейся в широком кресле, имеет довольно смутные контуры, которые едва различимы в полутемном помещении. Черты лица угадываются с трудом, хотя видно, что женщина молода и красива.

и э грабарь картина февральская

Описание картин Грабаря показывает его многогранный талант художника, который постоянно искал новые живописные приемы изображения людей и предметов. Его более поздние портреты совершенно не похожи на указанное полотно. Например, изображение К. Чуковского, выполненное в 1935 году, отличается прямыми линиями, ровными красками и даже некоторым чувством юмора, которое проглядывается в позе и выражении лица художника.

Натюрморт

Художник также любил рисовать предметы быта и уютные домашние сцены, которые удавались ему не менее хорошо, чем пейзажи и портреты. Один из лучших натюрмортов живописца – «Яблоки», написанный в 1905 году. Полотно отличается простотой и изысканностью. Художник не экспериментировал с красками, как при изображении зимних пейзажей, возможно, именно поэтому рисунок получился очень узнаваемым, почти домашним.

www.syl.ru

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович – Галерея произведений (101 изображение).

Открыть доступ

И.Э.ГРАБАРЬ

(1871 – 1960)

И.Э.Грабарь – выдающийся деятель русской культуры, известный и своими живописными полотнами, прежде всего в жанре пейзажа и натюрморта, и, в не меньшей степени, как архитектор, искусствовед, художественный критик и специалист по музейному делу и реставрации.

Он получил блестящее и всестороннее образование – сначала в Петербургском университете, потом ВХУ при Академии художеств, в 1896-1901 годах стажировался за границей, где изучал картины старых мастеров, занимался технологией живописи, и, кроме того, написал свои первые теоретические статьи, в которых исследовал современную европейскую живопись с её новаторскими подходами.

К наиболее известным работам Грабаря относятся его чудесные «снежные» пейзажи. Снег в разное время суток, при разном освещении – таков был объект внимания художника как приверженца импрессионизма.

В этих пейзажах, как и в других полотнах Грабаря, запечатлены состояния природы в целостном восприятии, они проникнуты необычайно сильным ощущением свежести, чистоты, радостного ожидания. Так же полны света и воздуха натюрморты художника, изображающие, как правило, повседневные предметы, цветы и плоды, вписанные в интерьер.

Художник строит изображение широкими плотными мазками, использует множество оттенков и рефлексов. Каждый локальный цвет включен в общую гармонию произведения. В пристальном наблюдении над изменчивостью состояний природы, в анализе воздействия освещения на предмет, в стремление передать ощущение мимолетности и зыбкости впечатлений Грабарь следует принципам французских импрессионистов.

И.Э.Грабаря всегда две сферы деятельности – живописца и исследователя истории искусств. Огромное значение для отечественного искусствоведения имеет многотомная «История русского искусства» — масштабное комплексное исследование, увенчавшее научную деятельность художника.

Огромен вклад Грабаря и в превращение Третьяковской галереи в музей мирового уровня, сокровищницу русского искусства. Художник занимал пост директора галереи в самые сложные послереволюционные годы. Неоценим вклад Грабаря в отечественную культуру и в качестве организатора и руководителя Центральных государственных реставрационных мастерских.

 

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 (25) марта 1871 года в Будапеште. Сын адвоката, члена венгерского парламента, затем политического эмигранта Э.И.Грабаря, в России взявшего себе фамилию Храбров. Сам художник до середины 1890-х годов тоже подписывал свои произведения Храбров, потом Грабарь-Храбров.

Первые художественные навыки получил на воскресных классах рисования при МОЛХ у В.В.Попова и В.Д.Сухова. В 1889-1893 учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1892-1894 посещал частную мастерскую П.П.Чистякова, учился в ВХУ (1894-1896) в мастерской И.Репина и в Школе А.Ашбе в Мюнхене (1896-1899).

С 1897 года Грабарь был ассистентом Ашбе, а с 1899 преподавал в совместной Школе Ашбе и Грабаря. В 1897-1901 прошел курс по архитектуре у ректора Мюнхенского политехникума Ф. фон Тирша.

С 1901 года жил в С.-Петербурге, с 1903 – в Москве. Неоднократно совершал поездки по Северу России для изучения памятников древнерусской архитектуры, выезжал за границу.

Сотрудничал как художник со многими журналами, в т.ч. в 1905-1906 «Жупел» и «Адская почта», с 1899 – с журналом «Мир искусства». Член объединений: «Мир искусства» (с 1901), «Союз русских художников» (с 1903).

Один из организаторов и руководителей художественного предприятия-выставки «Современное искусство» (1902-1903). Инициатор, редактор и один из авторов многотомного издания «История русского искусства» (Издательство И.Н.Кнебеля, 1910-1915).

В 1913 Грабарь был избран действительным членом ИАХ. В 1913-1918 – попечитель Третьяковской галереи, в 1918 – 1925 директор галереи. В 1918 выступил как организатор, до 1930 – директор, в 1944-1960 – научный руководитель реставрационных мастерских ГЦХРМ (ныне ВХНРЦ), носящих теперь имя художника.

Вел преподавательскую деятельность – МГУ (реставрационное дело, 1920-1946), МГХИ (живопись, 1937-1943), вел монументальную и живописную мастерскую в ИЖСА в Ленинграде (1943-1946). Профессор, автор монографий и статей по вопросам искусства, доктор искусствоведения. Организатор и руководитель НИИ истории искусств АН СССР (1944-1960).

Действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956).

 

1. Грабарь Игорь "Крыша со снегом. Этюд" 1889 Холст, масло 25х33,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Грабарь Игорь «Крыша со снегом. Этюд» 1889 Холст, масло 25х33,5 Государственная Третьяковская галерея2. Грабарь Игорь "Няня с ребенком" 1892 Холст, масло 84х61,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Грабарь Игорь «Няня с ребенком» 1892 Холст, масло 84х61,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Грабарь Игорь "Иллюстрация №5 к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,3х12,4 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 3. Грабарь Игорь «Иллюстрация №5 к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,3х12,4 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань4. Грабарь Игорь "Иллюстрация №9 к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 20,4х15 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 4. Грабарь Игорь «Иллюстрация №9 к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 20,4х15 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Грабарь Игорь "Иллюстрация №12 к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,8х12,2 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Грабарь Игорь «Иллюстрация №12 к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1893-1894 Бумага на картоне, тушь, перо, кисть, белила 17,8х12,2 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань6. Грабарь Игорь "Дама с собакой" 1899 Холст, масло 150х114,5 Государственная Третьяковская галерея 6. Грабарь Игорь «Дама с собакой» 1899 Холст, масло 150х114,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Грабарь Игорь "Луч солнца" 1901 Холст, масло 79х42,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Грабарь Игорь «Луч солнца» 1901 Холст, масло 79х42,5 Государственная Третьяковская галерея8. Грабарь Игорь "Балюстрада" 1901 Холст, масло 54х97 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 8. Грабарь Игорь «Балюстрада» 1901 Холст, масло 54х97 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 9. Грабарь Игорь "Уголок усадьбы" 1901 Холст, масло Смоленский государственный музей-заповедник 9. Грабарь Игорь «Уголок усадьбы» 1901 Холст, масло Смоленский государственный музей-заповедник10. Грабарь Игорь "Сентябрьский снег" 1903 Холст, масло 79х89 Государственная Третьяковская галерея 10. Грабарь Игорь «Сентябрьский снег» 1903 Холст, масло 79х89 Государственная Третьяковская галерея 11. Грабарь Игорь "Зимний вечер" 1903 Холст, масло 54,3х74 Государственный Русский музей 11. Грабарь Игорь «Зимний вечер» 1903 Холст, масло 54,3х74 Государственный Русский музей12. Грабарь Игорь "Новая дача" 1903 Холст, масло 48,7х39,3 Частное собрание 12. Грабарь Игорь «Новая дача» 1903 Холст, масло 48,7х39,3 Частное собрание 13. Грабарь Игорь "Ямщик" 1904 Холст, масло 44х71 Государственная Третьяковская галерея 13. Грабарь Игорь «Ямщик» 1904 Холст, масло 44х71 Государственная Третьяковская галерея14. Грабарь Игорь "Белая зима. Грачиные гнезда" 1904 Холст, масло 104х49,7 Государственная Третьяковская галерея 14. Грабарь Игорь «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904 Холст, масло 104х49,7 Государственная Третьяковская галерея 15. Грабарь Игорь "Мартовский снег" 1904 Холст, масло 80х62 Государственная Третьяковская галерея 15. Грабарь Игорь «Мартовский снег» 1904 Холст, масло 80х62 Государственная Третьяковская галерея16. Грабарь Игорь "Февральская лазурь" 1904 Холст, масло 151х84 Государственная Третьяковская галерея 16. Грабарь Игорь «Февральская лазурь» 1904 Холст, масло 151х84 Государственная Третьяковская галерея 17. Грабарь Игорь "Зима" 1904 Холст, масло 75,2х55 Государственный Русский музей 17. Грабарь Игорь «Зима» 1904 Холст, масло 75,2х55 Государственный Русский музей18. Грабарь Игорь "Иней" 1904 Картон, масло, цветной карандаш 67,7х78,3 Кировский областной художественный музей 18. Грабарь Игорь «Иней» 1904 Картон, масло, цветной карандаш 67,7х78,3 Кировский областной художественный музей 19. Грабарь Игорь "Вешний поток" 1904 Холст, масло 70х89 Государственный Русский музей 19. Грабарь Игорь «Вешний поток» 1904 Холст, масло 70х89 Государственный Русский музей20. Грабарь Игорь "Павильон в Кузьминках" 1904 Холст, масло 80,5х103 Саратовский государственный художественный музей 20. Грабарь Игорь «Павильон в Кузьминках» 1904 Холст, масло 80,5х103 Саратовский государственный художественный музей Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

Игорь Эммануилович Грабарь, картина «Февральская лазурь»

Ученик Репина, выдающийся художник и неутомимый культурный деятель Игорь Эммануилович Грабарь за свою продолжительную карьеру создал немало шедевров живописи. Основными жанрами, в которых работал художник, являются портрет и пейзаж. Практически все пейзажи, написанные Грабарем, воспевают красоту русского края. Одной из самых знаменитых его работ является картина «Февральская лазурь», написанная в 1904 году.

Биография автора

До обучения в Императорской Академии художеств И. Э. Грабарь успешно получил юридическое и филологическое образование в Университете Санкт-Петербурга. В 1894 г. Грабарь стал обучаться живописи в высшем училище при академии художеств, где его прямым наставником был сам И. Е. Репин. Грабарь продолжал изучать живопись до 1901 г. Несколько лет он провел за границей, в Мюнхене и Париже.

картина февральская лазурь

За свои долгие 90 лет жизни Игорь Эммануилович Грабарь влиял на развитие российской живописи и культуры, не только создавая множество произведений искусства, но и будучи активным деятелем различных художественных объединений, а также создателем реставрационных мастерских, попечителем и директором Третьяковской галереи.

Знаменитые произведения

Наиболее широко известные работы художника выставлены в Третьяковской Галерее, среди них картина «Февральская лазурь», а также полотна «Мартовский снег», «Неприбранный Стол» и «Хризантемы». Все вышеупомянутые произведения были написаны в 1900-е гг. – период, признанный наиболее вдохновенным и продуктивным в художественной карьере И. Э. Грабаря.

картина грабарь февральская лазурь

Многие из ранних работ художника характеризуются реализмом, присущим Академической школе, однако на протяжении обучения и дальнейшей карьеры Грабарь выбрал наиболее подходящий для себя художественный метод – дивизионизм. Все состоявшиеся работы художника написаны именно в этом стиле.

Дивизионизм в живописи

Дивизионизм является ответвлением живописного метода под названием «пуантилизм», основой которого является манера письма или рисования точками. Точки могут быть изолированными друг от друга и неизолированными.

Дивизионизм стал отдельным стилем благодаря сложному, практически математическому подходу к созданию изображения. Особой характеристикой стиля является практически стопроцентный отказ от смешивания красок. В основе дивизионизма лежит разделение сложного цвета или оттенка на ряд «чистых цветов» и нанесение их на холст мазками правильной формы (необязательно точками). Мазки наносятся с точным расчетом на то, что в результате зритель увидит именно тот оттенок, который изначально был разбит на спектр составляющих его цветов.

История создания «Февральской лазури»

Игорь Эммануилович Грабарь – один из тех художников, которые не боятся сойти с проторенной тропинки и стремятся окрасить привычное новыми красками.

почему названа картина февральская лазурь

Еще во время обучения Грабарь проявлял интерес к зимним пейзажам, особенно тем, которые открывают зрителю простую прелесть русской зимы. Снег позволяет максимально удачно использовать визуальное преимущество техники дивизионизма.

Картина (Грабарь) «Февральская лазурь» была вдохновлена моментом. Гуляя по зимнему Подмосковью, Грабарь загляделся на красивую, высокую березу, с невероятно стройными почти симметричными ветвями. Автор поднял голову и увидел над собой каскад цветов и оттенков – волшебство природы, созданное березовыми ветвями, небесной лазурью и множеством невероятных, каких-то не зимних оттенков. Это зрелище настолько впечатлило художника, что под влиянием мгновения была написана его самая знаменитая картина.

Картина «Февральская лазурь»: описание и анализ

По словам автора, картина изображает первые нотки весны в воздухе, в оттенках и в настроении. Художника всегда завораживало изменение окружающих его пейзажей; смена времен года является частым сюжетом его картин.

картина февральская лазурь описание

И сам автор картины, и многие критики усматривают в простом, незатейливом изображении нечто фантастическое, сказочное. Береза, словно волшебная птица, раскинула свои богатые крылья по простору небесной синевы. Яркие вкрапления зеленого, коричневого и оранжевого цветов создают ощущение приближающейся весны – она еще не здесь, но словно вот-вот выйдет из-за угла.

Почему названа картина «Февральская лазурь», а не как-то иначе, объясняется техникой исполнения. В дивизионизме художники стараются не смешивать краски, а необходимые оттенки создаются в процессе стратегически рассчитанного сочетания мазков, выполненных «чистыми» цветами. В «Февральской лазури» небесная синь, на фоне которой сияют радужные березки – та самая лазурь.

Отличительной чертой художника И. Э. Грабаря было умение превращать обыденные пейзажи, привычные русскому человеку вещи и образы в волшебные картины и сказочные полотна, наполненные цветом, воздухом и глубокой трепетной любовью к родному краю. Картина (Грабарь) «Февральская лазурь» является ярким тому подтверждением.

fb.ru


Смотрите также