Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха). Грех картина


Картина «Семь смертных грехов» — Artrue

Тип: доска, масло.Размеры: 120 * 150 см.

Семь смертных грехов. Босх.Семь смертных грехов. Босх.Семь смертных грехов

Семь смертных грехов

На раннем этапе творчества Босх следует сложившимся традициям в изображении фигур и сцен. В «Семи смертных грехах» некоторая скованность движений персонажей, угловатость складок драпировок свидетельствуют о том, что мастер еще не обрел той виртуозной манеры, которая появилась позднее. Поэтому считается, что эта работа исполнена между 1475 и 1480 годами. Однако определенные детали одежды изображенных вошли в обиход не раньше 1490-х годов, а остроносые туфли носили до 1460-х, так что споры по поводу датировки (и авторства) некоторых сцен продолжаются и по сей день.

Тондо

Смерть грешникаСмерть грешника Смерть грешника

Изображения по углам (тондо), именуемые «четыре последние вещи», которые согласно христианскому учению завершают земную жизнь человека, расширяют картину: они символизируют смерть, страшный суд, рай и ад.

Центральная часть

Большой круг в центре доски представляет собой всевидящее Око Бога как зеркало, отражающее жалкие слабости человеческие. В центре же помещена фигура Иисуса Христа, поднявшегося из гроба.

Фрагмент. БосхФрагмент. Босх

Необычная для голландской живописи композиция сложилась, скорее всего, благодаря специфическому назначению доски. Она могла служила столешницей или другим предметом интерьера.

Грехи

Расположение смертных грехов в форме круга вызывает ассоциации с крутящимся колесом, которое символизирует повсеместность распространяющегося греха. В греховном хороводе земной жизни перед нами проходят представители всех основных классов в сословии: аристократы, духовенство, крестьяне, судьи, лавочники.

Гнев

Драка пары мужчин у таверны символизирует гнев. Мужчина с табуреткой на плечах, по всей видимости, связан с поговоркой: «Быть ему увенчанным трехногим табуретом». Большое значение Босх придает обуви. Она разбросана по всему фрагменту, а две туфли спереди уперлись нос к носу, они тоже поддались гневу.

Гнев. Семь смертных грехов.Гнев. Семь смертных грехов. Гнев
Гордыня

Гордыня считается тяжелейшим грехом, приведшим к падению ангела, ставшего Сатаной. Гордыню здесь олицетворяет дама в образе горничной, которая не может налюбоваться своей проекцией в зеркале. Зеркало ей держит дьявол.

Гордыня. Семь смертных грехов.Гордыня. Семь смертных грехов. Гордыня
Похоть

В шатре парочка влюбленных символизируют грех похоти. С «Кораблем дураков» в данном эпизоде перекликаются многие детали (инструменты, вишня). На шута замахнулись половником. Это отсылка к нидерландскому выражению «ударить по ягодицам», которое означало распутность.

Похоть. Семь смертных грехов.Похоть. Семь смертных грехов. Похоть.
Лень

Господин, задремавший у камелька рядом с так и не раскрытой книгой, свершает грех лени, заставляющий пренебрегать служением Господу ради несвоевременного сна — женщина протягивает ленивцу четки, которые тот не собирается принимать.

Лень. Семь смертных грехов.Лень. Семь смертных грехов. Лень. Семь смертных грехов.
Алчность

Судья берет взятку — это алчность. Считается, что этот грех несет за собой тяжкие последствия: лишние заботы, злобу, беспокойство и замкнутость, а так де является причиной страхов, приводит к зависти.

Алчность. Семь смертных грехов.Алчность. Семь смертных грехов. Алчность
Чревоугодие

Мужчина, жадно глотающий все, что ставят перед ним на стол, — образ чревоугодия. В этой сценке — масса знаков, которые впоследствии появятся в картине «Странник». Шляпа со стрелой на стене; свиная ножка в руках обжоры; сова под дверью и пустой кувшин..

Чревоугодие. Босх.Чревоугодие. Босх. Чревоугодие
Зависть

В сценке можно наблюдать двух собак, которые не смогли поделить кости. А у человека в окне кость есть, но его взгляд прикован к одежде мужчины с соколом.

Зависть. Босх.Зависть. Босх. Зависть

artrue.ru

Художник изобразил 7 Смертных Грехов во всей их грязной красе

Художник Шон Косс (Shawn Coss) известен своими необычными, или можно даже сказать, шокирующими иллюстрациями. На этот раз он решил, в свойственной ему манере, изобразить 7 Смертных Грехов во всей их грязной красе.

Возможно, после просмотра данных иллюстраций, будет повод задумается над своей жизнью и над своими пороками.

Алчность (или Жадность)

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_01

Чревоугодие (Обжорство)

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_02

Похоть

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_03

Лень

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_04

Зависть

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_05

Гордыня

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_06

Гнев

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_07

hudozhnik-izobrazil-7-smertnyih-grehov-vo-vsey-ih-gryaznoy-krase_08

По материалам: facebook.com/ShawnCossArtrocities

nisnom.ru

Иероним Босх Семь смертных грехов и четыре последние вещи: Описание произведения

«7 смертных грехов и 4 последние вещи» – одна из нескольких работ Босха в коллекции музея Прадо. Атрибуция картины давно вызывала вопросы. Несмотря на то, что в любой монографии о творчестве художника «7 смертных грехов и 4 последние вещи» рассматриваются исключительно подробно, сомнения в её принадлежности Босху были всегда. Вальтер Бозинг (2-я пол. ХХ в.) связывает их с несовершенством исполнения: неуклюжие плоские фигуры, почти лишённое перспективы пространство, жёсткие контуры и колорит без полутонов – все эти особенности указывают на то, что, скорее всего, картина не принадлежит кисти мастера. Ранее считали, что лишь два наиболее совершенных фрагмента «7-ми смертных грехов» – «Алчность» и некоторые фигуры в «Зависти» – могли быть написаны рукой Босха, но ему принадлежит общий замысел картины.

С 2010 по 2016 год картина пристально изучалась в рамках проекта «Исследование и сохранение творчества Босха». Новые методы исследования (инфракрасная рефлексограмма, цифровая макросъемка со сверхвысоким разрешением и др.) позволили коллективу проекта заключить, что картина действительно создавалась в эпоху Босха и даже, возможно, в его мастерской, но всё- таки не самим художником лично. «Вероятно, это подражатели», – комментирует происхождение картины координатор проекта Маттеус Ислинк.

Функциональное назначение картины

Необычная форма произведения наталкивает на мысль, что картина предназначалась для практического использования. Правда, не до конца понятно – какого именно. По одной из версий, «7 смертных грехов» могли служить столешницей, по другой – навершием (крышкой) крестильной купели.

Но в действительности картина не использовалась ни в первой, ни во второй функциях. Она выполняла третью – медитативную: когда вместе с другими произведениями Босха «7 смертных грехов» попали в Испанию, король Филипп II, большой поклонник художника, распорядился повесить картину в своей спальне в Эскориале. Разглядывание босховских (или псевдо-босховских) грешников помогало Филиппу осознавать собственные грехи и готовиться к таинству исповеди.

Центральная часть

Центром композиции является Всевидящее Око Божие – несколько концентрических кругов, в наименьшем из которых («зрачке») размещено поясное изображение Иисуса Христа. Следующий круг, прилегающий к «зрачку», содержит предупреждение на латыни Cave cave Deus videt («Берегись, берегись – Бог тебя видит!»).

От центра расходятся лучи, которые делят следующий круг на семь секторов – по числу смертных грехов. Получается, что все они располагаются на сетчатке божьего глаза. Невозможно вообразить более наглядного образа, иллюстрирующего мысль о том, что все грехи человека неизбежно находятся в поле зрения Бога: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30).

Центральная часть картины может ассоциироваться не только с глазом. Вторая по значимости ассоциация – это крутящееся колесо. На это указывают «спицы» – радиусы в третьем от центра круге. Колесо намекает на повсеместность распространения греха. Грех не зависит от места обитания и социальной принадлежности: на картине есть аристократы и духовенство, судьи и лавочники, крестьяне и простолюдины.

Ira (гнев)

Грех гнева иллюстрируется жанровой сценкой. Перед нами вполне бытовая драка, грубая уличная потасовка. Оба дерущихся снабжены холодным оружием. Есть и более неожиданные детали: один запускает в другого кувшином, а у того на голову надет табурет. Кувшин намекает, что первопричиной драки стали обильные возлияния, а строение на втором плане, скорее всего, – трактир. Предмет мебели, водружённый на голову, отражает популярную в Нидерландах поговорку «Быть тебе увенчанным трёхногим табуретом».

Символической деталью являются разбросанные туфли. Парные изображения обуви в северноевропейской живописи олицетворяли супружескую верность. Здесь туфли, наоборот, разрознены и вот-вот столкнутся «носок к носку», как ругающиеся супруги. Возможно, это намёк, что причиной драки стала супружеская неверность. Тем более, на картине присутствует женщина, пытающаяся сдержать одного из драчунов.

Гнев – не самый страшный из семи грехов. Но «злокачественность» гнева заключена в том, что он порождает другие грехи. Себастьян Брант в «Корабле дураков» (произведении, родственном мироощущению Босха) писал:

Кто прав – становится неправ,Терпенье в гневе потеряв.Впадает в грех, кто был несдержан,Кто гневу быстрому подвержен.И благочестью гнев вредит:Что за молитва, коль сердит?

Superbia (гордыня)

Из всех семи грехов гордыня – самый тяжкий, так как является корнем множества других. Именно гордыня привела к падению Люцифера, ангела света. Гордыня ведёт к тому, что грешник начинает кичиться своими достоинствами перед лицом Бога, забывая, что все они – божий дар.

У гордыни с картины «7 смертных грехов» – женское лицо. Точнее, лица-то героини, олицетворяющей гордыню, мы не видим. Она повернулась к нам спиной, чтобы полюбоваться отражением в зеркале. Дабы зритель не сомневался, что гордиться собственной красотой – грех, «подставкой под зеркало» служит дьявол. Ноту комизма всей сцене добавляет то, что дьявол обряжен в замысловатый чепец горничной. Мораль такова: как только кто-то впадает в грех гордыни и принимается любоваться собой – ему тут же начинает прислуживать лукавый.

Что в этом фрагменте «Семи смертных грехов» особенно замечательно – так это изображение интерьера. Оно не вполне правильное с точки зрения учения о перспективе, зато по-голландски подробное. Сводчатое окно с декоративными решётками, дверной проём, за которым открывается еще одна комната, столик, украшенный вазой с цветами, футляр с украшениями и, наконец, «центральный персонаж» этого фрагмента – деревянный резной буфет с изящной утварью – всё это проникнуто любовным вниманием к предметному миру, тому особому уюту, который так ценило искусство Нидерландов.

Luxuria (похоть)

Этот фрагмент нередко сравнивают с картиной Босха «Корабль дураков». Действительно, многие детали совпадают: игра на музыкальных инструментах (традиционно ассоциирующихся с любовной прелюдией), сосуды с вином, тарелка с вишнями (символом сладострастия). Но если шут в «Корабле дураков» сознательно отвернулся от происходящего, то здесь он – полноправный участник игрищ. По его обнажённым ягодицам некто лупит гиганским черпаком. Возможно, это связано с голландской идиомой «ударить по ягодицам», обозначающей распутство. Этот же грех демонстрируют зрителю обе пары – возлежащая на лужайке и уединившаяся в «Шатре Венеры».

Avaricia (алчность/ корыстолюбие)

Многие исследователи считают «Алчность» наиболее удачным фрагментом «7-ми смертных грехов». Олицетворением алчности у Босха выступает судья-мздоимец, сама профессия которого в общественном сознании ассоциируется со взяточничеством. «Грех алчности, – поясняет автор книги о Босхе Ольга Морозова, – влечёт за собой умножение забот, внутреннюю злобу и замкнутость, провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и неминуемо ведёт к зависти».

Invidia (зависть)

Зависть также причисляется к смертным грехам, поскольку она породжена сомнением в справедливости данного Богом мироустройства. На этом фрагменте завистником выглядит человек с костью в руке, выглядывающий из окна. Он не без зависти смотрит на элеганто одетого сокольничего с птицей в руке. Собаки, делящие кости у ног прохожего, на своём уровне дублируют ту же ситуацию.

Gula (чревоугодие, обжорство)

Слово «gula» буквально переводится с латыни как «горло» или «глотка», а в переносном смысле означает чревоугодие, обжорство. Центральный персонаж еще не обглодал косточку из предыдущего яства, а ему уже несут следующее – запечённую птицу. В расширительном понимании «gula» еще может обозначать сластолюбие – грех, которому подчинены не только обжоры, но также и пропойцы (как персонаж у правого края фрагмента), и любители плотских утех. Не случайно чревоугодник здесь обут в непарную обувь (так же как Странник с картины Босха, хранящейся в Роттердаме): в голландском языке идиома «надеть башмак и тапочку» подразумевала «быть крайне неразборчивым в связях».

Accidia (уныние или лень)

В отношении пола центрального персонажа этого фрагмента «7-ми смертных грехов» мнения расходятся: до сих пор нет единства в том, мужчина это или женщина столь беспечно дремлет у камелька. Монахиня подаёт ему (или ей) четки, давая понять, что пришло время молиться, но всё без толку. Персонаж спит, спит и собака у его ног, а лежащая неподалёку Библия так и остаётся нераскрытой.

4 последние вещи: Смерть, Страшный суд, Рай и АдПереходя от одного фрагмента «7-ми смертных грехов» к другому, зритель не мог не прийти к выводу, что «круговорот греха в природе» неизбежен и постоянен. Однако существующие за пределами круга «Четыре последних вещи» всё-таки кладут конец греху, обозначают его логическое завершение. Эти «четыре вещи» – это смерть, страшный суд, рай и ад.

Скорее всего, эти фрагменты были дописаны позднее композиции в центре. Линда Харрис полагает, что «7 смертных грехов» были изначально спроектированы как столешница, которую нужно рассматривать, обходя её по кругу. Но с добавлением «4-х последних вещей» картина получила вертикальный вектор и стала более подходящей для того чтобы быть повешенной на стену.

Смерть. Вокруг умирающего собрались священник, псаломщик и монахини, в ногах стоит его сын, в то время как невестка со служанкой в соседней комнате уже делят наследство. Ситуативно этот фрагмент похож на картину Босха «Смерть скупца». И там, и тут есть смерть в виде скелета с косой, ангел и чёрт, состязающиеся за душу умирающего. Распятие, повернутое священником в сторону зрителей, напоминает каждому: покайтесь, ибо смерть неизбежна.

Страшный суд. Здесь всё в рамках традиции: в день Суда Христос будет восседать на троне в окружении трудящих ангелов, в то время как умершие восстанут из земли и будут судимы в соответствии со своими делами. Оригинальная деталь одна – небольшая сфера, на которую опираются ноги Христа. На ней изображён городской пейзаж и присутствующие на небе одновременно луна и солнце.

Рай. В верхней части композиции «Рая» Христос сидит с книгой в руках в окружении ангелов. На переднем плане расположена группа из еще трёх ангелов с музыкальными инструментами – кажется, это единственное живописное упоминание музыкальных инструментов у Босха, окрашенное позитивно (в большинстве случаев музыка, наоборот, ассоциируется с грехом и адскими мучениями, как, например, в «Саде земных наслаждений»). Апостол Пётр у райских ворот приветствует вновьприбывшего, а в это время черт пытается похитить его золотоволосую спутницу, но ему препятствует крылатый ангел.

Ад. В сцене ада «7 смертных грехов» находят своё логическое разрешение. Эпоха Босха была убеждена в том, что наказание за каждый конкретный грех будет не только неотвратимым, но и таким же конкретным. Например, обнажённые мужчина и женщина внизу композиции олицетворяют грех гордыни и наказание за него: к детородным органам мужчины тенет клюв хищная птица, а у женщины в паху разместилась огромная жаба. Левее и выше них изображен грех любострастия: любовников на огромной алой постели демоны растаскивают в разные стороны, а к ним готовится присоединиться фантастическое черный ящер. В центре истязают тех, кто был подвержен зависти, чревоугодию и лени. Собаки треплют завистников. Перед обжорой вместо привычных ему блюд – «аппетитные» змея, ящерица и жаба. Ленивца лупят по заднице молотком. В котле с надписую «Алчность» закипают жадины и сквалыги, а черти подкидывают в котел деньги вперемешку с экскрементами. Выше и ниже котла распластаны еще двое грешников, мучимых разнообразными темными сущностями.

Внизу и вверху картины изображены развевающиеся свитки со словами из ветхозаветной книги Второзаконие. Верхняя надпись гласит: «Ведь они народ, лишённый ума, они ничего не в силах понять! А будь поумнее – прозрели бы, догадались бы, что их ждёт!». На нижнем свитке написано: «…сокрою лице Мое от них и увижу, каким будет их конец…»

Анна Вчерашняя

artchive.ru

"Семь смертных грехов" в искусстве – Ярмарка Мастеров

Талантливая  польская художница Марта Дахлиг (Marta Dahlig) изобразила в своих картинах семь смертных грехов!Посмотрите знаменитую серию цифровых картин «Семь смертных грехов" польской художницы Марты Дахлиг (Marta Dahlig). Серия «Семь смертельных грехов» создает впечатление совершенства и входит в топ-лист «50 шедевров цифрового искусства». 7 главных  человеческих грехов изображёны в виде мистической женщины. Красиво, символично, оригинально, завораживающе… Канонический список смертных грехов был составлен ещё в IV веке Папой Римским Григорием I 

7 смертных грехов Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души: 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

украшения2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном

семь грехов

3. Блуд (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём».

картиныЕсли взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

посуда

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло». Пьянство, употребление наркотиков.

бокал6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

 7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Вот так вот, вкратце...

Также,  Знаменитый ювелир Стивен Уэбстер (Stephen Webster) представил на суд публики свою новую коллекцию колец «Семь смертных грехов». Название говорит само за себя: роскошные и украшенные драгоценными камнями кольца символизируют самые главные, по Библии, пороки человечества.

1.Алчность 

2.Гнев

3. Блуд

4.Лень

5. Зависть

6.Гордыня

7. Чревоугодие

Хотя сами ювелирные изделия Стивена Уэбстера уникальны, идея воплощать смертные грехи в искусстве не нова. Вариации на эту тему нам уже предлагали фотограф Дейв Ницше и дизайнер Каспер Хэмилтон.

Список смертных грехов часто интерпретируется творческими личностями в своих работах. На эту тему часто создают рисунки, но вот связать грехи с посудой пока не удавалось никому. До тех пор, пока не появился молодой лондонский дизайнер Каспер Хэмилтон (Kacper Hamilton) со своей коллекцией бокалов для вина.

1. гнев 

2. Жадность

 

3. Похоть

4. Лень

5.Чревоугодие

6.Гордыня

7.Зависть

И, скорее всего, в будущем мы увидим еще не одну интерпретацию этой старой темы – несмотря на четкий список пороков, поле для фантазии здесь огромное.

Спасибо за внимание!

www.livemaster.ru

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха)

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.

С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)

Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (top inscription).jpg
Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (bottom inscription).jpg

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

dic.academic.ru

Иероним Босх. "Семь смертных грехов (столешница)" 1480-1485

Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

8.1.Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485) (120 х 150) (Прадо, Мадрид).jpgСемь смертных грехов (столешница) (1480-1485)

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла.Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные,а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).

8.5.Деталь. Блуд.jpg8.5.Деталь. Блудпохоть — две влюбленные парочки, охваченные страстью;

8.4.Деталь. Гордость.jpg8.4.Деталь. Гордостьгордыню — женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола;

8.3.Деталь. Зависть.jpg8.3.Деталь. Завистьзависть — выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку

8.2.Деталь. Обжорство.jpg8.2.Деталь. Обжорствочревоугодие — толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться;

лень — невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; алчность — подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека;гнев — изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим;

Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

8.8.Смерть скупого.jpgСмерть скупого

8.7.Деталь. Рай и апостол Пётр у врат райских.jpgРай и апостол Пётр у врат райских.

8.6.Деталь. Мучения грешников в аду.jpgМучения грешников в аду

Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку:всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

http://opisanie-kartin.com/

kolybanov.livejournal.com

ЗАГАДОЧНЫЙ БРЕЙГЕЛЬ. "СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ"

голова

ТЩЕСЛАВИЕ,ГНЕВ,СЛАДОСТРАСТИЕ,ЛЕНЬ,ЧРЕВОУГОДИЕ,СРЕБРОЛЮБИЕ,ЗАВИСТЬSuperbia,Ira, Luxuria, Acedia, Gula, Avaritia, Invidia

Очень хороший сайт о Брейгеле

Нидерланды|Мастерская И.Кока|грав.Питер ван дер Хейденом,1558 |Питер Брейгель Старший|1525-1569|"Семь смертных грехов" 1556 - 1557 |грав.на дереве|

Питер Брейгель Старший родился между 1525 и 1530 гг. в деревне Брейгель в нидерландской провинции Лимбург. Начальное образование будущий художник получил в деревенской «приготовительной» школе. Далее судьба привела Брейгеля в Антверпен, где около середины 1540-х гг. он поступил в мастерскую известного художника Питера Кука Ван Альста, придворного живописца Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В следующем году Брейгель был принят в гильдию живописцев и тогда же поступил на работу к И.Коку, опытному графику и удачливому предпринимателю, державшему мастерскую, печатавшую и продававшую гравюры.

Сам Иероним Кок(1510-1570) был очень талантливым человеком: он рисовал, гравировал, был членом риторического общества. У него работали лучшие граверы и множество художников.

В начале 1550-х гг. в издательство Кока поступил Питер Брейгель.

Свою творческую карьеру Брейгель начал как рисовальщик. В 1552—53 гг. по предложению Кока он едет во Францию и Италию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. До наших дней сохранилось около 120 рисунков Брейгеля («Осел в школе», «Большие рыбы поедают маленьких», «Художник и знаток»). Иероним Кок собрал около 135 рисунков Брейгеля, которые были переведены в гравюры разными мастерами.Эти эстампы имели большой успех. Среди наиболее значительных графических работ Брейгеля — серии «Двенадцать больших пейзажей», «Маленькие пейзажи Брабанта и Кампена»,«Семь смертных грехов», «Семь добродетелей» и др.

Все рисунки серий "Грехи" и "Добродетели" сохранились и находятся в различных собраниях Западной Европы.Серия "Грехи" состоит из восьми изображений: "Гнев", "Лень", "Тщеславие (Гордость)","Сребролюбие", "Чревоугодие", "Зависть", "Похоть" и композиции "Страшный суд".

В мастерской И.Кока молодой художник увидел эстампы с картин Босха создал (рискнем сказать)собственные вариации на темы великого художника.

В отличие от сюжетов Босха Брейгель изобразил ад как некий "город грехов", где каждому из них соответствует "квартал" со своим ландшафтом, архитектурой, своим абсурдным, но подробным "бытом".

Безусловно, мотивы Босха широко используются.Кроме того, уже в этих, ранних аллегориях Брейгель пользуется своим любимым приемом: он "изображает" народные пословицы.

Под каждой гравюрой есть подпись с названием греха традиционно на латыни.

ТЩЕСЛАВИЕ(Гордыня)-Superbia Зеркало - традиционный символ гордыни.Такой же образ избрал Босх в "Семи смертных грехах".Иногда зеркала обрамлялись рамамис изображением страстей Господних,чтобы уменьшить вред от любования собой. Такое зеркало мы видим у ван Эйка в "Портрете четы Арнольфини"
ГНЕВ -IraТе, кто пылали ненавистью, горят в прямом смысле
Не все образы Брейгеля (как и Босха) поддаються расшифровке. Но в общем мифология воздаяния, какой она сложилась в протестантских Нидерландах, во многом прозрачна.
СЛАДОСТРАСТИЕ - Luxuria Здесь явно присутствуют вариации на тему знаменитого триптиха Босха "Сад мирских наслаждений":огромные фрукты,"пузыри похоти".
ЛЕНЬ - AcediaЗамечательное описание образов этой гравюры - в статье А. Майкапара

Приведем из нее отрывок.

"На первой из этих гравюр в центре композиции спящая женская фигура - Лень, то есть персонификация этого порока. Подушку ей поддерживает черт, что символизирует нидерландскую пословицу "Лень - подушка черта". Спящие лодыри, медленно ползающие животные, улитка на переднем плане - все это тоже символы лени.

Из музыкальных инструментов мы видим здесь шесть небольших колоколов. Четыре из них висят на высохшем дереве - своеобразной звоннице, один висит на перекладине обособленно, еще в один молотком колотит монах - действие странное, поскольку у этого, как и у всех остальных колоколов, есть так называемый язык, с помощью которого колокол и приводится в звучание. Хотя известны попытки детально прокомментировать каждый персонаж и предмет, изображенные Брейгелем, для некоторых из них еще не найдено удовлетворительное объяснение.Так, не ясен смысл истово бьющего в колокол монаха в "Лени", да и назначениесамих колоколов. Выскажу свое предположение. Веревки от колоколов (они привязаны, кстати, не к языкам, как у русских колоколов, звон которых происходит от ударов раскачиваемого языка, а к самим колоколам) тянутся к шестеренкам огромного часового механизма. Вместе все это было, по-видимому, курантами. Циферблат часов изображен в совершенно другом месте - он оказался стороной фантастической дымящейся горы или вулкана, и странное время на нем показывает стрелка в виде человеческой руки. Монах призывает очнуться от спячки и лени, поскольку даже часы замерли, уснули. Притом, что в часовом механизме мы отчетливо различаем разных размеров шестеренки и гири, механизм этот не работает,иначе колокола раскачивались бы.

На других рисунках и гравюрах Брейгеля часто можно видеть неистовый звон колоколов; примеры тому - гравюры "Зависть", "Гнев", где в колокол тоже звонит монах, или картина "Триумф Смерти", где в колокол звонят два скелета. Не исключено, что часы и звон, как считает

Н.Никулин, - это намек на час возмездия, который наступит для лентяев. Колоколам и колокольному звону приписывалась чудодейственная сила. Колоколам посвящались стихи, они воспевались в литературе."

ЧРЕВОУГОДИЕ - GulaЗдесь тоже есть музыкальный инструмент - волынка - символ, как считают многие исследователи,греховного "веселья бедных".О ней забыли (обжоре не нужно и это),и она висит на дереве, как будто тоже - объелась.
СРЕБРОЛЮБИЕ - Avaritia
ЗАВИСТЬ - InvidiaЗависть всегда трудно было изобразить ясно. Две собаки, грызущиеся за одну кость -стойкий символ зависти в нидерландской иконографии.
СТРАШНЫЙ СУДВ "Страшном суде", решенном традиционно, интересноотметить адские врата в виде пасти библейского Левиафана, куда прямикомотправляются грешники с некоей лодки, возможно тоже Босховского "Корабля дураков".

manon-gabrielle.livejournal.com


Смотрите также