Художник Борис Григорьев. Григорьев картины


Художник Борис Григорьев - пасынок своей родины

григ.автопортБорис Григорьев. Автопортрет, 1916 год

Борис Григорьев относится к числу художников, о которых в России незаслуженно редко вспоминают. Впрочем, он и сам предвидел, что родина может стать для него мачехой...Родился он в 1886 году в Москве и был незаконнорожденным сыном шведки Клары фон Линденберг. Только когда мальчику исполнилось 4 года, его отец. один из руководителей Волжско-Камского коммерческого банка Дмитрий Григорьев решается официально "усыновить" собственного сына и отвозит его к своей семье в Рыбинск.. Но из-за печати незаконнорожденности (в старой России она порой превращалась в тяжкий груз) и "полушведского" происхождения детство мальчика не было счастливым, во всяком случае, сам Борис не считал свою жизнь в Рыбинске радостной. В 17 лет он возвращается в Москву и поступает в Строгановское художественно-промышленное училище - главную "кузницу кадров" авангардной живописи начала 20 века. С 1903 по 1907 годы Борис учится в Строгановке, а потом перебирается в Петербург, и уже вполне сложившимся мастером до 1913 года посещает как вольнослушатель занятия в Академии художеств.

григ_Dama_v_cilindreДама в цилиндре

В этот период о нем вспоминают шведские родственники и приглашают его в гости, с прицелом уговорить остаться в Швеции. В 1909 году Борис едет к ним в гости. Но в Швеции все для него чужое, он ощущает себя русским и довольно быстро возвращается домой в Россию. Больше ему понравилось в Париже, где Борис в 1913 году провел несколько месяцев и выполнил цикл работ, посвященный парижской жизни. Но его по-прежнему тянет на родину и после путешествия во Францию он снова возвращается домой.григ.консКонсьержка

Еще продолжая "вольное" обучение в Акдемии, Борис начинает завоевывать славу в кругах современных российских живописцев. Его приглашают в знаменитые творческие объединения - в 1909 году он становится членом близкого футуризму "Союза импрессионистов", возглавляемого Н.И. Кульбиным, а в 1913 вступает в "Мир искусства". Его работы пользуются спросом, особенно портретная живопись, хотя "модели" предстают на них в несколько шаржированном виде.

григ_Portret_BMKustodieva_1917Портрет Б.М. Кустодиева

григ_Portret_A_A_Korovina_1916Портрет А.А. Коровина

григ_Portr_MVDobuzhinskogo_1917Портрет М.В. Добужинского

В 1914 году начинается война. Но для Бориса это время - один из самых счастливых  периодов в жизни. Ему нет еще и 30 лет, он молодой, но уже признанный и даже знаменитый художник, свой человек в богемных местах Петербурга. В кабаре "Бродячая собака", и позже в "Приюте комендиантов" Григорьев выступает с чтением собственных стихов, которые восхищали многих знатоков, например, Корнея Чуковского. Близок был художник и к театральным кругам, причем по-деловому близок, а не просто как оформитель разовых спектаклей. Он стал одним из учредителей петербургской студии Мейерхольда на Бородинской улице и присутствовал почти на всех репетициях гениального режиссера. Именно здесь был выполнен удивительный двойной портрет Мейерхольда - убивающего в красном и умирающего в черном. Это реальные эпизоды репетиций - Мейерхольд в красной одежде лучника показывает как на сцене надо убивать, а потом, взбежав на сцену в чем был в зале (а именно, во фраке и цилиндре), показывает, как надо умирать (этюд адресован актрисе Каролине Павловой, которая никак не могла достоверно умереть в спектакле "Шарф Коломбины"). Но в результате портрет, ставший в последнее время в России одной из немногих знаменитых работ Григорьева, приобрел фантастический символизм (его даже называют провидческим).

григ.меерх

Были у Григорьева и удачные женские портреты, и пикантные этюды, изображающие девиц из веселых заведений.

григ_Dama_v_chernom___1917Дама в черном

григ_DetiДевочки

григ_Dachnica_1918Дачница

григ_Scena_v_publichnom_domeСцена в публичном доме

Личная жизнь у Григорьева тоже складывается счастливо - он по любви женится, в 1915 году у него рождается сын.

григ_Mat_1915Материнство (портрет жены и сына)

В 1917 году художник приступает к циклу "Расея", работа над которым растягивается на несколько лет. На полотнах Григорьева появляются лица простых крестьян из российской глубинки, а не только завсегдатаев художественных салонов Петербурга.Эти работы в стране, где забурлили революционные процессы, были встречены с огромным интересом. Александр Блок называл Григорьева художником мыслящим, но мыслящим "глубоко и разрушительно".

григ.стар.молСтаруха-молочница

григ.олонец.дедОлонецкий дед

григ.деревДеревня

григ.дев.с.бидДевочка с бидоном

григ.мужч.с.трубМужчина с трубкой

Революция быстро разрушила мир художника - замерзающий, голодный Петроград, кровь, жестокость и абсурдность того нового, что пришло в жизнь... Кроме всего прочего, у него был маленький ребенок, для которого негде было достать хотя бы молока и фруктов. Каждый день повергал художника во все большее уныние.Григорьев пытался найти себя в новом времени. Он вступил в профсоюз художников, пытался преподавать, занимался праздничным оформлением Петрограда осенью 1918 года, сотрудничал с большевистскими журналами... Но эта жизнь не могла дать художнику ни радости, ни покоя.«Моя душа полна смятения, — писал он 14 сентября 1919 года В.Федорову, заведующему декорационной частью Большого театра, на сцене которого планировалась постановка «Снегурочки» в оформлении Григорьева, — …сейчас я совершенно ненормален, потому что вокруг меня вся жизнь ненормальна».

григ.мать.и.дитяМать и дитя, 1918 год

григ.сынПортрет сына

В октябре 1919 года Григорьев решился бежать из большевистской России - свободно уехать было уже невозможно. Он посадил жену и сына в лодку в дачном пригороде Петрограда и налег на весла. По заливу, под осенним ветром семейство Григорьевых доплыло до Финляндии... Операция была более, чем рискованной, но все обошлось благополучно.

григ.яков.портр.григБорис Григорьев, портрет работы А.Е. Яковлева

У Григорьева началась эмигрантская жизнь. Берлин, Париж, Прага, Латинская Америка, США...

григ_ZHenskiy_port_V_beloy_shlyapeЖенский портрет в белой шляпе

григ_ZHenschna_v_cilindre1919Женщина в цилиндре

григ_ZHenschina_v_zelyonom_plate_1922Женщина в зеленом платье

В отличие от многих других эмигрантов жизнь Григорьева была вполне благополучной. Он стал очень модным и популярным художником в западных странах, получал множество заказов, приглашения преподавать в художественных Академиях разных стран... Художники Латинской Америки были под огромным влиянием его творческих принципов. Он построил себе виллу во Франции на морском берегу... Единственное, что отравляло его существование - безумная тоска по родине. Что такое ностальгия, Григорьев узнал очень хорошо. Он общался по-дружески преимущественно с русскими людьми, занесенными, как и он на чужбину, и теми, кто попадал на Запад в творческие командировки. Родились знаменитые (но, увы, не в нашей стране) портреты Шаляпина, Горького, Керенского, Есенина... Актеры МХТ Станиславского, находившиеся за границей в гастрольной поездке, приходили после спектаклей в студию Григорьева прямо в гриме, и он старался запечатлеть их в сценическом образе.

григ.горькГорький-кукловод и персонажи его пьес

григ_Materinstvo__port_NPeshkovoy_Материнство (Н.Пешкова с ребенком)

григ.шаляпПортрет Шаляпина

григ.рахманРахманинов

григ_Esenin__1921Фотография портрета Есенина, выполненного в 1921 году в Париже и позже утерянного

григ.москвин.фед.ионИван Москвин в роли Федора Иоанновича

григ.книп.чех.настОльга Книппер-Чехова в роли Настасьи. "На дне"

григ_Knyazhna_Salomeya_Nik_AndronikovaКняжна Саломея Николаевна Андроникова

И всех, у кого в России оставались какие-то связи, художник просил: похлопочите перед правительством, попросите Луначарского, обратитесь к Калинину, я хочу вернуться... Но в СССР его объявили предателем и отщепенцем. И все же лет десять художник жил в иллюзиях, что вот-вот вернется на родину. Правду он осознавал медленно. И наверное этот внутренний душевный разлад давал новые импульсы его творчеству - 54 иллюстрации к "Братьям Карамазовым" имели фантастический успех в Нью-Йорке на выставке Общества библиофилов. "Не книжная архитектоника руководила автором; не архитектор строил это здание — а психолог… Серия “Карамазовых” была не только иллюстрацией, это было дополнение о Достоевском, это было углубление, развитие основной темы; иллюстрации играли роль оркестра при оперных партиях певцов. В этом цикле Борис Григорьев продолжал свою “Расею”, но еще более жуткую, глубокую, смятенную, запутанную, полузвериную, грешную, но смиренно молящую в своем покаянии. Здесь был весь Федор Михайлович с его пророческим анализом многогранной и многострадальной Руси", - вспоминал художник Юрий Черкесов.В чем-то иллюстрации Григорьева поспособствовали тому, что "Братья Карамазовы" для американцев надолго превратились в самую главную русскую книгу...

григ_Staraya_bretonka_1925Старая бретонка

григ_Model_1926Люси

«Я весь ваш, я русский и люблю только Россию, не будучи совершенно политиком, — признавался Григорьев в письме к Евгению Замятину, с которым дружил. — Сами судите, если еще можете, если Россия, страдаючи, не поняла, наконец, что была — постольку Россия, поскольку живы еще ее художники! Пасынков не должно быть больше, как было прежде. Или мы сыновья и нас надо приласкать или к чертовой матери — ее мать — старую ведьму. И без нее обойдемся»

Только когда Евгению Замятину удалось в 1932 году выехать на Запад и первые месяцы по приезде он жил в квартире Григорьева, а летом на его вилле, и друзья могли много и откровенно обо всем говорить, Григорьев окончательно понял, что его Расеи уже нет, и надежды на возвращение бессмысленны. В последние годы жизни преуспевающий художник все чаще впадал в уныние."Со мной что-то случилось, — писал он друзьям, — много думаю и многое мне стало ясно, до того ясно, что дальше уж некуда идти. Я всегда завидовал какому-нибудь телеграфисту, который так ясно на все смотрит и видит то, на что глядит; теперь со мной случилось вот это самое — гляжу… и до чего гадко все на свете, до чего же я все иначе представлял, пересоздавал, воображал"...

григ_Portr_suyna_hudoz_KirillaПортрет сына Константина

григ_ZHenschina_s_kotomЖенщина с кошкой

григ_Parus_lodka_v_kub_peyzazheПарусная лодка в кубическом пейзаже

григ.автопАвтопортрет

Работу над этим автопортретом художник завершил, когда до смерти ему оставалось менее года. Умер он рано, в 52 года, в начале февраля 1939. Хронический стресс...

И только в 21 веке, когда прошло более 70 лет после его смерти, на родине о художнике по-настоящему вспомнили. И выставки Григорьева стали проходить в Русском музее и Третьяковской галерее...

eho-2013.livejournal.com

Художник Борис Григорьев: vasily_sergeev

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886, Москва - 1939, Хань, Франция)"Автопортрет" 1916Борис Григорьев работал в нескольких направлениях. Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут маски героев его произведений. Однако в разговорах с художником Горький старался избегать темы возвращения на Родину – Григорьев просил писателя оказать ему в этом содействие, но Горький вежливо отмалчивался. Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей (жизни многих «возвращенцев» заканчивались именно там).

Картина «Крестьяне, играющие на дудках» из цикла Visages du Monde («Лики мира» 1920–1931) — выдающаяся работа Григорьева. Это глубокий психологический этюд с изображением обычных крестьян, вырванных с насиженных мест и сбитых с толку миром индустриализации, но все же яростно борющихся за выживание. На картине «Крестьяне, играющие на дудках», одной из самых больших живописных работ Григорьева, художник изобразил двух крестьянских музыкантов, исполняющих народные песни на улицах приморской деревни. Внушительные фигуры, помещенные на переднем плане, воспринимаются как монументальные на фоне «лоскутного» широко раскинувшегося пейзажа, как бы отражающего характер и ритм исполняемой музыки. Григорьев был чрезвычайно увлечен музыкальным фольклором, который считался неотъемлемым признаком крестьянской культуры, но при этом довольно редко находил отражение в произведениях изобразительного искусства.

"Крестьяне, играющие на дудках" 1920–1931

"Портрет В.Э.Мейерхольда" 1916

На одном из самых своих грандиозных, фантастических парадных портретов, «двойном» портрете Мейерхольда, Григорьев с фотографической точностью зафиксировал две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице.

Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях. Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной?

"Чабан" 1920Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру.

Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Так, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева "парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими", но уже тогда он отметил слабые стороны личности художника: "...до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается".

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

"Девочка с бидоном" 1917"Лики Расеи" ок. 1923

"Деревня" Из цикла "Расея" 1918

«Два лица в окне»

«Степная мадонна» 1919-1920

"Подсолнухи"

"Крестьянская семья" 1923

"Старуха-молочница" 1917

«Лики Расеи» написана в 1921 году

«Работники в поле» 1920

"Олонецкий дед" 1918

"Мужик с быком"Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.

В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Америке. Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. В этой галерее наиболее известны портреты - В. Э. Мейерхольда, Ф.И. Шаляпина, М. Горького и два портрета С.В.Рахманинова. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, он был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, - результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета.

Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине. Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.

"Мужчина с трубкой""Женский портрет"

"Портрет Ф.И. Шаляпина" 1923

"Зоопарк" 1917

"Мать и дитя" 1918

«Дама в цилиндре»

"Парижское кафе"

«Дети» 1922

«Бретонка» 1920-е

"Дети"

"Вид из окна художника"

Фото утерянного портрета Сергея Есенина 1921 (написан в Париже)

"Дама в черном" 1917

"Морской пейзаж"

"Пейзаж в Бретоне"

"Парусная лодка в кубическом пейзаже"

«Portrait of Juanita Edwards de Gandarillas»

«Израилевич Яков Львович» 1916

"Княжна Саломея Николаевна Андроникова"

«Материнство (портрет Н.Пешковой)»

«Женский портрет. В белой шляпе»

"Женщина в зеленом платье" 1933

"Женщина из Бург де Батц" 1925

"Девочка с игрушками"

"Женский портрет" 1921

«Женщина с котом»

«Натюрморт с апельсинами»

"Женщина с яблоком"

"Мать и дитя" 1918

"«Женщина в зелёном платье» 1922

«Мужской портрет»

«Женский портрет» 1922

«Букет цветов»

«Портрет джентльмена»

«Фриволите в масках» 1917

«Частый гость» 1915

«Портрет Исидора Поливника»

"Старая бретонка" 1925

«Замечательный суп»

"Старый Тромбола" 1924

"Калифорнийская девушка" Середина 1920-х

"Сидящая обнаженная"

"Сон циркача" 1917

«В цирке» 1918

"Женщна в цилиндре" 1919

"ЛИКИ МИРА" (1920-31)

"Мать" (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом) 1915

"Люси" 1925

"Модель" 1926

"Инвалид" 1917

"«Моряки в кафе»

«Приготовление блинов. диптих»

«В парижском кафе» 1919

"Дом в деревьях"

"Монах" 1922

"Портрет А.Е.Грилихес" 1917

"Немецкий Мясник"

"Портрет Ф.И.Шаляпина" 1918

"И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича" 1923

"Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла"

"Портрет еврейской девушки" 1918

"Портрет рыбака с крабом"

"Портрет женщины" 1922

"Портрет М.В.Добужинского" 1917

"Портрет М.Я.Ясной" 1917

"Портрет сына художника Кирилла"

"Автопортрет"

"Автопортрет" 1938

"Портрет фотографа М. А. Шерлинга" 1916

"Лики России" Париж, 1923

"Портрет, С.И. Молло" 1917

"Портрет Б.М.Кустодиева" 1917

"Портрет Александра Александровича Коровина" 1916

"Портрет Н.К.Рериха" 1917

"Портрет С.В.Рахманинова" 1931

"Портрет С.В.Рахманинова" 1930Утащено отсюда, спасибо Александр_Ш_Крылов

vasily-sergeev.livejournal.com

Борис Григорьев: картины, биография

Творчество Бориса Григорьевича Григорьева (1886-1939)

 Борис Григорьев

Самостоятельное и необыкновенно яркое дарование Бориса Григорьева проявилось очень рано — еще в годы ученичества, сначала в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского (1903—1907), а затем в Академии художеств у Д. Н. Кар­довского и А. А. Киселева (1907 —1912).

Не случайно много лет спустя в тексте к альбому «Расея» (1918) Григорьев вспоминал о «божественной линии» своего первого учителя Д, А. Щербиновского — именно стремление к безупреч­ности линейного очерка сделалось основой его собственной манеры, его индивидуального стиля. Сочетание гибкой, наро­чито непредсказуемой в своем движении — и слегка ко­кетничающей этой непредсказуемостью — линии с неожиданно возникающими серебристыми пятнами карандашной растушевки, намекающей на объем, — признак, по которому безошибочно узнаются графические листы Григорьева. Слегка бравирующий артистизм, отточенное мастерство приема, прихотливая свобода линейных хитросплетений, оборачивающаяся абсолютной завершенностью и логической выверенностью целого, — эти черты свойственны как парижским  работам 1912—1914 годов, вызывавшими восхищение А. Н. Бенуа («У зебр. Зоологический сад», «Гарсоны», «В рес­торане», «Модный танец», «Музыканты»), так и листам бо­лее поздних серий «Расея» и «Женщина» (последние были изданы в альбоме «Intimite», 1918). Внимание к рисунку, рациональность композиционных построений выдают в Гри­горьеве ученика Кардовского, культивировавшего в своей пе­дагогической системе уверенное владение прежде всего линейной формой, — правда, академическим штудиям, столь популярным среди учеников Кардовского, Григорьев пред­почитал натуральный рисунок, привлекающий его раскре­пощенностью возможностей, свободой варьирования образных средств. Будучи графиком, рисовальщиком по самому спо­собу быстрого «схватывающего» восприятия мира, Григорь­ев с одинаковой свободой и раскованностью владел всеми техниками — маслом, темперой, акварелью; его живописные портреты, пейзажи и композиции не уступают в остроте и качестве произведениям графическим.

В 1913 году Григорьев становится членом творческого объ­единения «Мир искусства». На мирискуснической выставке 1918 года, устроенной в античных залах Академии худо­жеств, им было представлено 95 произведений живописи и графики, среди которых портреты М. Ясной, Д. Толстого, М. Добужинского, Б. Кустодиева, рисунки из циклов «Ра­сея» и «Женщина». Однако творчество Григорьева далеко от мирискуснического «канона»: стадиально оно связано уже со следующим этапом развития русского искусства. В рабо­тах Григорьева романтическая ирония и романтическое прекраснодушие, столь свойственные мирискусникам «перво го этапа», сменяются откровенным гротеском, нередко окра­шивающим как сцены российского быта («Расея»), так и лики Парижа в тона мрачной безысходности.

Особую страницу творчества Григорьева составляют его многочисленные портреты — немалая часть их хранится в советских собраниях: портрет Ф. И. Шаляпина (1918, Музей-квартира И. Бродского), портрет А. М. Горького (музей А. М. Горького, Москва), портреты А. А. Коровина и В. Э. Мей­ерхольда (оба — 1916, ГРМ). Им свойственны зоркость и острота видения, а одновременно с тем — чуть позирую­щая эффектность пластических решений. Черный гротеск­ный силуэт Мейерхольда на багровом фоне причудливых декораций впрямую связывает портрет с театрально-мисте- риальной поэтикой — перед нами актер, лицедей в плену собственной маски.

Григорьев оказался на Западе в 1919 году. Для западно­го зрителя он стал воплощением истинно русского худож­ника, создавшего авторский миф о своем наро­де. Теперь, из перспективы исторического времени, мы ви­дим, что искусство Григорьева принадлежит русской куль­туре и при всей индивидуальной неповторимости и остроте связано с рядом тенденций в живописи и графике 1910-20х годов.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ

Галерея картин Бориса Григорьева

Дама в черном Девочка с бидоном

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Борис Григорьев. Удивительные портреты жизни

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886, Москва - 1939, Хань, Франция)

Борис Григорьев работал в нескольких направлениях. Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут маски героев его произведений. Однако в разговорах с художником Горький старался избегать темы возвращения на Родину – Григорьев просил писателя оказать ему в этом содействие, но Горький вежливо отмалчивался. Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей.

Крестьяне, играющие на дудках. 1920–1931 (508x700, 101Kb)

"Крестьяне, играющие на дудках" 1920–1931На одном из самых своих грандиозных, фантастических парадных портретов, «двойном» портрете Мейерхольда, Григорьев с фотографической точностью зафиксировал две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице.

Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях. Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной?

Чабан. 1920 (600x699, 85Kb)"Чабан" 1920

Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру.

Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

Девочка с бидоном (1917) (618x700, 148Kb)"Девочка с бидоном" 1917

Лики России. Около 1923 (677x600, 139Kb)"Лики Расеи" ок. 1923

(9) (452x700, 101Kb)

(12) (640x557, 149Kb)

"Деревня" Из цикла "Расея" 1918

«Два лица в окне» (499x600, 119Kb)«Два лица в окне»

(31) (640x520, 181Kb)

(25) (640x519, 173Kb)

«Степная мадонна» 1917 (400x439, 23Kb)«Степная мадонна» 1919-1920

Подсолнухи (604x518, 99Kb)"Подсолнухи"

Крестьянская семья 1923 (700x344, 82Kb)"Крестьянская семья" 1923

b0 (540x468, 91Kb)"Старуха-молочница" 1917

Лики Расии (640x513, 110Kb)«Лики Расеи» написана в 1921 году

«Работники в поле» 1920 (512x337, 42Kb)«Работники в поле» 1920

Олонецкий дед, 1918 (450x460, 79Kb)"Олонецкий дед" 1918

Мужик с быком (516x518, 136Kb)"Мужик с быком"

Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.Горький (478x545, 50Kb)В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Америке. Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. В этой галерее наиболее известны портреты - В. Э. Мейерхольда, Ф.И. Шаляпина, М. Горького и два портрета С.В.Рахманинова. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, он был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, - результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета.

Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине. Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.

Мужчина с трубкой (572x700, 101Kb)"Мужчина с трубкой"

Женский портрет (559x700, 75Kb)"Женский портрет"

Портрет Ф.И.Шаляпина 1923 (678x700, 101Kb)"Портрет Ф.И. Шаляпина" 1923

Борис Григорьев. Зоопарк. 1917 (500x607, 180Kb)"Зоопарк" 1917

Мать и дитя. 1918 (700x691, 163Kb)"Мать и дитя" 1918

grigoriev (600x689, 70Kb)

intimite11 (537x450, 105Kb)Цикл " Intimite "

intimite2 (457x300, 70Kb)Цикл " Intimite "

04 (580x367, 105Kb)

«Сцена в публичном доме» (490x699, 109Kb)«Сцена в публичном доме»

V ekipaje_1913g (576x700, 120Kb)"В экипаже"

Маска, 1916 (400x605, 92Kb)"Маска" 1916

Лежащая женщина, 1916 (600x405, 71Kb)"Лежащая женщина" 1916

Дачница, 1918 (600x358, 92Kb)"Дачница" 1918

«Дама в цилиндре» (432x600, 68Kb)«Дама в цилиндре»

«Parisian Cafe» (463x600, 103Kb)"Парижское кафе"

«Дети» 1922 (486x600, 57Kb)«Дети» 1922

«Бретонка» 1920-е (400x519, 33Kb)«Бретонка» 1920-е

(40) (511x640, 135Kb)

Дети (635x640, 100Kb)"Дети"

Вид из окна художника (640x531, 139Kb)"Вид из окна художника"

Газели. 1913 г. Карандаш на бумаге (491x640, 85Kb)"Газели" 1913

Две женские фигуры, 1917 (350x581, 62Kb)"Две женские фигуры" 1917

Хлебников в будущем. 1916. М., ГТГ (207x300, 37Kb)"Двойной портрет 1916 г. Хлебников в будущем " ГТГ

Есенин 1921 (400x561, 32Kb)Фото утерянного портрета Сергея Есенина 1921 (написан в Париже)

(32) (629x640, 127Kb)(38) (527x640, 132Kb)Дама в черном 1917 (450x517, 62Kb)"Дама в черном" 1917

(50) (640x490, 95Kb)"Морской пейзаж"

«Landscape in Brittany» (600x500, 106Kb)"Пейзаж в Бретоне"

Парусная лодка в кубическом пейзаже (640x535, 126Kb)"Парусная лодка в кубическом пейзаже"

«Portrait of Juanita Edwards de Gandarillas» (447x600, 56Kb)«Portrait of Juanita Edwards de Gandarillas»

«Израилевич Яков Львович» 1916 (359x600, 82Kb)«Израилевич Яков Львович» 1916

Княжна Саломея Николаевна Андроникова (650x641, 91Kb)"Княжна Саломея Николаевна Андроникова"

(19) (580x700, 86Kb)«Материнство (портрет Н.Пешковой)» (462x487, 79Kb)«Материнство (портрет Н.Пешковой)»

«Женский портрет. В белой шляпе» (478x600, 91Kb)«Женский портрет. В белой шляпе»

Женщина в зеленом платье. 1933 (500x687, 102Kb)"Женщина в зеленом платье" 1933

Женщина из Бург де Батц, 1925 (450x615, 84Kb)"Женщина из Бург де Батц" 1925

Boris Grigoriev - T- (640x529, 99Kb)

Девочка с игрушками (567x640, 108Kb)"Девочка с игрушками"

Женский портрет, 1921 (450x573, 96Kb)"Женский портрет" 1921

«Женщина с котом» (471x600, 83Kb)«Женщина с котом»

«Натюрморт с апельсинами» (600x477, 85Kb)«Натюрморт с апельсинами»

Женщина с яблоком» (486x600, 74Kb)"Женщина с яблоком"

Мать и дитя. 1918 (640x626, 131Kb)"Мать и дитя" 1918

«Женщина в зелёном платье» 1922 (430x600, 69Kb)"«Женщина в зелёном платье» 1922

«Мужской портрет» (512x376, 54Kb)«Мужской портрет»

«Женский портрет» 1922 (480x600, 65Kb)«Женский портрет» 1922

«Букет цветов» (496x600, 114Kb)«Букет цветов»

«Портрет джентльмена» (393x480, 40Kb)«Портрет джентльмена»

Boris Grigoriev - (4) (471x700, 106Kb)

«Фриволите в масках» 1917 (525x699, 147Kb)«Фриволите в масках» 1917

«Частый гость» 1915 (536x699, 151Kb)«Частый гость» 1915

Boris Grigoriev - (55) (551x700, 92Kb)

«Портрет Исидора Поливника» (499x600, 76Kb)«Портрет Исидора Поливника»

Старая бретонка, 1925 (450x576, 66Kb)"Старая бретонка" 1925

«Замечательный суп» (508x528, 57Kb)«Замечательный суп»

Старый Тромбола, 1924 (400x543, 64Kb)"Старый Тромбола" 1924

Уна Йовен Калифорнийская (432x540, 91Kb)"Калифорнийская девушка" Середина 1920-х

Сидящая обнаженная (224x425, 53Kb)"Сидящая обнаженная"

Сон циркача 1917 (600x302, 55Kb)"Сон циркача" 1917

«В цирке» 1918 (600x470, 86Kb)«В цирке» 1918

Женщна в цилиндре1919 (564x640, 107Kb)"Женщна в цилиндре" 1919

Boris Grigoriev - (3) (375x500, 88Kb)

ЛИКИ МИРА (1920-31) (700x566, 113Kb)"ЛИКИ МИРА" (1920-31)

Мать. 1915 (700x683, 172Kb)"Мать" (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом) 1915

Люси, 1925 (350x547, 63Kb)"Люси" 1925

Модель, 1926 (502x600, 79Kb)"Модель" 1926

Инвалид, 1917 (450x543, 96Kb)"Инвалид" 1917

«Моряки в кафе» (482x392, 50Kb)"«Моряки в кафе»

«Приготовление блинов. диптих» (600x513, 101Kb)«Приготовление блинов. диптих»

«В парижском кафе» 1919 (700x500, 163Kb)«В парижском кафе» 1919

22821 (700x523, 184Kb)

house under the trees - Григорьев Борис Дмитриевич (1886-1939) (600x432, 92Kb)"Дом в деревьях"

Монах. 1922 (408x517, 53Kb)"Монах" 1922

Портрет А.Е.Грилихес, 1917 (350x541, 71Kb)"Портрет А.Е.Грилихес" 1917

Немецкий Мясник (323x500, 46Kb)"Немецкий Мясник"

blog_entry_27029 (254x339, 17Kb)

Портрет Ф.И.Шаляпина. 1918 (700x548, 167Kb)"Портрет Ф.И.Шаляпина" 1918

И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. 1923 (552x700, 167Kb)"И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича" 1923

Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла (535x700, 114Kb)"Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла"

Портрет еврейской девушки, 1918 (450x673, 307Kb)"Портрет еврейской девушки" 1918

Портрет рыбака с крабом (549x700, 113Kb)"Портрет рыбака с крабом"

Портрет женщины, 1922 (450x574, 68Kb)"Портрет женщины" 1922

Портрет М.В.Добужинского. 1917 (407x700, 83Kb)"Портрет М.В.Добужинского" 1917

Портрет М.Я.Ясной, 1917 (435x700, 112Kb)"Портрет М.Я.Ясной" 1917

Портрет сына художника Кирилла - 2001 (586x699, 111Kb)"Портрет сына художника Кирилла"

Борис Дмитриевич Григорьев (512x619, 54Kb)"Автопортрет"

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) (400x544, 49Kb)"Автопортрет" 1938

Портрет фотографа М. А. Шерлинга. 1916 (537x700, 142Kb)"Портрет фотографа М. А. Шерлинга" 1916

Лики России. Париж, 1923 (400x585, 36Kb)"Лики России" Париж, 1923

Портрет, С.И. Молло, 1917 (450x615, 64Kb)"Портрет, С.И. Молло" 1917

Портрет Б.М.Кустодиева, 1917, (450x532, 74Kb)"Портрет Б.М.Кустодиева" 1917

Портрет Александра Александровича Коровина 1916 (600x545, 84Kb)"Портрет Александра Александровича Коровина" 1916

Портрет Н.К.Рериха. 1917 (487x700, 94Kb)"Портрет Н.К.Рериха" 1917

Boris Grigoriev - Rahmaninov (526x700, 109Kb)"Портрет С.В.Рахманинова" 1931

Портрет С.В.Рахманинова. 1930 (472x700, 122Kb)"Портрет С.В.Рахманинова" 1930

nandzed.livejournal.com

Борис Григорьев

boris_grigorjev2

Бориса Григорьев. Автопортрет с курицей и петухом

Борис Григорьев принадлежит к числу  художников русского авангарда. За границей, в первой трети двадцатого века, он считался великим художником,  в России - запрещенным белоэмигрантом.  Впервые на Родине выставка его работ состоялась, благодаря  усилиям Дмитрия Сергеевича Лихачева,  в 1989 году в Пскове - после семидесяти лет забвения. В 2011 году к стодвадцатилетию со дня рождения художника  была организована самая крупная ретроспективная выставка его работ в Русском музее.

Организаторам удалось  собрать сто пятьдесят работ из разных музеев и частных коллекций. Интерес к художнику  подогревался ценами на аукционах и огромной популярностью, которой пользуются  его рисунки и картины у частных коллекционеров. Но они, увы,  не всегда готовы делиться своими сокровищами. Так, например, с аукциона была продана серия  иллюстраций художника «Гоголевские типы», но все поиски найти нового хозяина не увенчались успехом.

Однако сегодня Борис Григорьев, несмотря на растущий спрос на его картины и рисунки, находится далеко не в числе первых русских художников. Гораздо большей популярностью пользуются Малевич, Кандинский и Айвазовский.

boris_grigorjev3

Портрет Вс. Мейерхольда. 1916

Выпал он и из числа современных художников, которые не столько отражают реальность, сколько творят ее, как, например, Мунк, Бэкон, Фрейд, Шиле или Аракава. Но то, с чего Борис Григорьев  начинал в России, по потенциалу было близким к этому уровню. Жаль, что его судьба сложилась так, что  проявить свой талант художника-философа ему удалось лишь в малой степени.

Жизнь Бориса Григорьева, как у большинства русских интеллигентов начала прошлого века,  разделилась на две половины: до эмиграции и после. Осенью 1919 года, в тридцать три года, тайно и навсегда,  вместе с семьей он бежал в Финляндию, потом  жил в Берлине,  затем переехал в Париж. За границей художник  прожил  двадцать лет: в известности, благополучии, путешествиях и в работе.

Но умирал  он, как и жил, в полном одиночестве, учеников и последователей не имел, друзей – тоже, с Россией никаких связей не поддерживал. Умирал от рака желудка на своей вилле Бориселле на юге Франции,  которую построил через шесть лет после эмиграции. Здесь, тоже в полном одиночестве и бедноте, умирала потом его жена, пережившая почти на полвека своего мужа.

boris_grigorjev8

Цикл "Расея". Крестьянская земля (Земля Народная). Фрагмент. 1917

Манера художника за двадцать лет пребывания в эмиграции очень сильно изменилась, и не всегда  в лучшую сторону, хотя найденный им еще в России стиль узнаваем. Художник работал  в разных манерах,  но лучшие его работы были написаны все-таки в России, которую он чувствовал на глубинном уровне и всегда говорил о себе только как о русском художнике.

Более того, художник  считал, что он – и есть Россия. И во многом это было правдой. У него было много врагов и недоброжелателей, имел неуживчивый и скверный характер: вспыльчивый, излишне эмоциональный и экзальтированный.

Есть художники, которые эмигрировав, становятся ярче, интересней, полнее  раскрывают свой потенциал, как, например, Леон Бакст,  а есть те, кто вместе с Родиной теряют  главное, что составляло их суть и дух. К последним относился Филипп Малявин и в какой-то степени Борис Григорьев, хотя в Америке, куда он часто приезжал, чтобы выполнять дорогие заказы, его считали художником настоящей  славянской души – буйной, стихийной, пугающей.

Наверное, понимая это, он рвался обратно в Россию, обращаясь с просьбой  посодействовать возвращению к Луначарскому и Горькому. Но желание вернуться пропало после встречи с Замятиным, рассказавшим Борису Григорьеву, у которого он жил в Париже после выезда из России, что происходило в стране и со страной.

boris_grigorjev5

Цикл "Расея". Деревня. 1918

Удивительно, но все эти ужасы художник чувствовал и предвидел всегда  и сумел дать им голос,  когда в 1916-1917 годах написал свою знаменитую серию «Расея». В ней оживала Россия не Васнецова, Нестерова и Левитана, а другая, необработанная, допетровская, грубая,  подпольная, злобная, разинская, затаившаяся в своей злобе как в подполье, готовая  взорваться в беспощадном и бессмысленном бунте в любой момент. Именно это и произошло в 1917 году.

У зрителя и читателя, смотрящего на «Расею» Бориса Григорьева, возникает двойственное чувство: с одной стороны, покоряет творческая манера художника - необычность красок, точность линий, плотность живописи, которую он лепит как скульптуру, а с другой, шокирует содержание, которое художник передает с помощью  прекрасно-завораживающей формы. Форма и содержание разительно контрастируют и конфликтуют друг с другом, приводя зрителя в замешательство.

У художника было мало поклонников, больше - врагов, хотя все признавали его талант.  Константин Сомов, тонкий эстет, любитель рафинированной красоты, его ненавидел, Александр Блок называл  глубоким, но страшным, Александр Бенуа увидел в его «Расее» пророчество  о грядущем хаме, представшем в виде головы Горгоны. Алексей Толстой в предисловии к книге «Расея» пишет:

boris_grigorjev13

Цикл "Расея". Старуха-молочница. 1917

«На меня живопись Григорьева производит двойственное впечатление: в ней – чудесная плоть искусства и вместе – что-то недоговоренное, что-то нарочно подчеркнутое. Стоя перед его полотнами я чувствую: «Вот крупный талант, но он в чем-то насилует меня.

Всматриваюсь в его полотна: – они цвета спелых хлебов, цвета северной зелени, -  прозрачные, в них много алого, легкого, незлобивого: - славянские цвета.

Всматриваюсь далее: - из полотен выступают морщинистые, скуластые лица – раскосые, красноватые, звериные глаза. Рядом с головой человека – голова зверя, та же в них окаменелая тупость: это сыны земли, глухой, убогой жизни. Тысячелетние морщины их и впадины – те же, что и на человеческих лицах -  на звериных мордах. Изрытые лица, изрытая земля… Звериная Россия, забытая людьми и Богом, убогая земля.

В этой России есть правда, темная и древняя. Это вековечная, еще допетровская Русь, первобытная, до нынешних дней еще дремавшая по чащобам – славянщина, татарщина, идольская, лыковая Россия»

boris_grigorjev11

Такой Россию никто и никогда не изображал. Разве что в литературе – Чехов и Бунин. Мало-помалу вокруг России возник миф как о святой, православной, сказочной, мистической, широкой и хлебосольной, которую воспевали Нестеров, Васнецов, Левитан, Шишкин, Кустодиев….

Григорьев с жестокостью и даже цинизмом попытался развеять этот миф, что ему многие  не простили, хотя и сегодня, глядя на эти картины, мурашки бегут по коже, потому что чувствуешь, что эта «Расея» никуда не исчезла, она сидит в каждом русском, особенно в деревнях. У нее нет выхода, но когда накопится критическая масса, то все это подполье вырвется на белый свет и заявит о себе, как уже было не единожды в истории.

Поэтому Алексей Толстой продолжает, что эту злобную лыковую Россию носит в себе и он, и потому картины Григорьева так задевают, и так страшат. Но если вспомнить Велимира Хлебникова, то он тоже воспевал каменную бабу, простоявшую тысячу лет на кургане и на его могиле вместо памятника установлена именно такая баба, которую действительно нашли на древнем кургане.

boris_grigorjev10

Цикл "Расея" Девочка с бидоном. 1917

Художник не показывает Россию окультуренную, великую и прославленную. По большому счету эти две России противостоят друг другу что тогда, что сейчас. Кто был на выставке, первые показавшей "Расею", сразу понял о чем это: друг на друга смотрели глаза интеллигентных и утонченных эстетов «Мира искусства» и глаза зверя, заглядывавшего в души этих художников.

«Расея» включает около шестидесяти  рисунков и девять полотен, самыми известными из них являются «Крестьянская земля», «Старуха-молочница», «Деревня», «Девочка с бидоном», «Олонецкий дед». Задумывалась серия «Расея»  как книга, потому что  Борис Григорьев был не только художником, но еще и литератором: писателем,  мемуаристом, поэтом и даже пытался писать пьесы.

В России в 1918 году эта книга вышла в двух вариантах. Потом, в эмиграции, художник издал ее на немецком и французском языках. А, добавив в эту серию несколько других картин, он издал новую книгу «Лики России», но в ней уже  не было  того напряжения, которое шокировало зрителей в 1918.

boris_grigorjev12

Цикл "Расея" Олонецкий дед. 1918

О «Расее», как и о самом Григорьеве, скоро забыли. Книга попала в запасники, была запрещена, а вскоре  был восстановлен прежний миф о святой Руси, богатой героями, культурой и хлебосольством. О той «классовой ненависти», которая смотрит на нас открытым  злобным взглядом уже никто и не вспоминал.

Правда, в 1930-м году в журнале «Красная нива» была размещена репродукция одной из картин серии  «Лики России», но без имени автора. Картину выдали за злобную карикатуру.  Сегодня  Борис Григорьев известен больше как портретист. Самые известные портреты художника - это  портрет Вс.Мейерхольда, М. Горького и Ф.Шаляпина.

Но его кисти принадлежат портреты  В. Хлебникова, которого он очень любил и который оказал на него огромное влияние, А.Коровина, Б.Кустодиева, С.Рахманинова, М.Добужинского, С.Андрониковой, М.Шёрлинга и многих-многих  других.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Борис Дмитриевич Григорьев - Биография художника, известные произведения, выставки

В 1903—1907 — учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище.

Жил в Петербурге, в 1909—1913 — в Европе (Париж, Австрия, Скандинавия).

1909 — в составе «Студии импрессионистов».

1913 — член Мира искусства (до 1918).

1918 — член 1-го профессионального союза художников в Петрограде, преподавал в Строгановском училище.

1919 — художник с семьёй в лодке тайно пересёк Финский залив, сначала осев в Берлине, а в 1921 перебравшись в Париж. Бывал в США, в 1928—1929 и 1936 путешествовал по Латинской Америке.

1927 — семья поселилась в Кань-сюр-Мер, местечке близ Ниццы, на вилле, которую художник назвал «Борисэлла» (его супругу звали Элла).

Умер Григорьев в Кань-сюр-Мер 7 февраля 1939.

Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу «артиста линии», «великого русского художника», благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: «Сейчас я первый мастер на свете. Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости» (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900−07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907−13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов — объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели — вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. «Intimite» («интимность», франц.) — так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Так, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева «парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими», но уже тогда он отметил слабые стороны личности художника: «…до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается».

В 1917−18 гг. Григорьев создает цикл «Расея», где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей — крестьян, детей, стариков — создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность.

Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой «шедеврики» (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, — и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.

В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла «Расея» стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921−22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.

В этой галерее наиболее известны два портрета — В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, — результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета. В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной «Лики мира», посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине.

Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.

artchive.ru

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ. ЭПИЛОГ.)

Получился пост-продолжение темы, о которой мы говорили, рассматривая картину В. Путейко "У парторга". Мой читатель Михаил (ник-Ostreuss) подсказал мне, что финал этой истории может выглядеть, например, как на картине Сергея Григорьева "Вернулся". Даже портфель один и тот же, только время года, судя по верхней одежде, сменилось. В истории Путейко, как показалось части моих читателей, после "разбора полетов" у парторга, скорей всего, последует развод, причем по инициативе мужчины. А вот что будет потом, через время - можно пофантазировать. Хотя вариантов-то получается два: либо начнет он "новую жизнь" с другой женщиной и забудет о первой семье (благо еще, если будет платить алименты), либо "погуляв на стороне" и поняв, что любовнице от него требовались лишь его деньги или социальный статус, решит вернуться к семье. Вот это событие и изобразил на своей картине еще один эпохальный живописец эпохи соцреализма, украинский художник Сергей Алексеевич Григорьев. Как отмечают историки, картина «Вернулся», написанная в 1954 году, «вызвала оживленное обсуждение в обществе». Понятно, что всех интересовали вопросы: Простит она или не простит? Любит еще или уже перегорело? А, может, и брошенная с детьми жена уже смогла найти свое женское счастье? Предлагаю и вам попытаться ответить на эти вопросы, придумать или вспомнить реальные истории в тему сюжета, представленного ниже.

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Вернулся. 1954 г. Третьяковская галерея

И, традиционно, знакомлю вас с автором картины.

Сергей Алексеевич Григорьев

22 июня (5 июля) 1910, Луганск – 9 апреля 1988, Киев

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Автопортрет. 1930-е гг.Сергей Алексеевич Григорьев (фото)

Украинский советский живописец и график, народный художник УССР (1951), действительный член АХ СССР (1958), народный художник СССР (1974). Лауреат двух Сталинских премий второй степени за картины «Вратарь», «Приём в комсомол» (1950) и картину «Обсуждение двойки» (1951).Сергей родился в 1910 году в Луганске в многодетной семье железнодорожника и был двенадцатым ребенком, в 1911 году семья переехала в Запорожье. Отец мальчика был украинцем по фамилии Григораш, которую он сменил на Григорьев при получении паспорта. В 1923-1926 годах Сергей учился в Запорожской художественно-профессиональной школе у преподавателей М.Н.Кузнецова и Вадима Николаевича Невского (1884-1938). Затем в 1926-1927 годах Григорьев продолжил учебу в Москве в качестве вольнослушателя во ВХУТЕМАСе в мастерской Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964). После неудачной попытки поступления в Высший художественно-технический институт в Ленинграде (так в те годы называлась бывшая Академия художеств), Сергей поступил учиться в Киевский художественный институт (КГХИ), где с 1928 по 1932 год учился у профессора Фёдора Григорьевича Кричевского (22 мая 1879 - 30 июля 1947).В 1929 году Григорьев вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». В 1932 году художник переехал в Харьков, где стал работать в республиканском издательстве «Искусство» (Мистецтво), начал педагогическую деятельность ассистентом по рисунку и графике в Харьковском художественном институте. В Харькове была создана серия плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др. В 1934 году состоялся переезд в Киев, где Григорьев получил назначение на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. Григорьев принял участие в выставках советского искусства в Польше (1933) и Германии (1939), персональная выставка художника состоялась в Киеве в 1940 году. Среди довоенных картин искусствоведы выделяют работы «Лыжник», «Дети на пляже», «Баянист», «Маевка», «Студенты», «Праздник молодежи».С 1939 по 1947 год Григорьев служил в РККА в качестве офицера-политработника. Интересно, что художник никогда не писал картин на военную тему.В 1947 году Григорьев был назначен профессором и заведующим кафедры рисунка Киевского художественного института (КХИ). В своей альма-матер художник преподавал до 1960 года и был руководителем мастерской жанровой живописи. С 1951 по 1955 год был ректором КГХИ. В 1950-1953 годах Григорьев участвовал в деятельности Всесоюзного и Республиканского выставкомов, в работе комитета по Сталинским премиям СССР, исполнял обязанности главы секции живописи Союза художников УССР (1952-1957), провел выставку в Сирии (1955). В 1951 году художник создал большое полотно «Энтузиасты Каховки», которое критика посчитала неудачной, после этого художник три года не выставлялся.В 1973 году состоялась персональная выставка художника в Киеве, последняя выставка, в которой принял участие Григорьев, прошла в Киеве в 1987 году. Последние годы художник жил в дачном поселке Конча-Озерная под Киевом, где писал поэтические пейзажи Приднепровья и портреты близких людей. Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.Творчество художника достаточно исследовано в разных публикациях – статьях и монографиях. Искусствоведы пишут, что «картины Григорьева, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра». Хотя они же замечают, что «Григорьев не был официозным живописцем – не писал вождей и пафосных полотен о революции и войне, не откликался на злобу дня, а любил рисовать детей».Среди известных картин Григорьева называют работы: «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей), «Приём в комсомол» (1949, Национальный художественный музей Украины, Киев), «Вратарь» (1949, Третьяковская галерея), «Обсуждение двойки» (1950, Третьяковская галерея) и «Вернулся» (1954, Третьяковская галерея). Помимо названных музеев, картины Григорьева хранятся в собраниях музеев Запорожья, Львова, Одессы, Полтавы, в художественной галерее Болгарии (София) и галерее Гекоссо (Япония). Как пишут историки, «у мастера было две ипостаси – слегка морализаторствующий жанрист и тонкий лирик-пейзажист, но, к сожалению, посетители музеев видят преимущественно большие, темноватые полотна, ставшие классикой советского соцреализма и запечатлевшие уже ушедшую, непонятную современной молодежи, эпоху…»Напоследок отмечу, что Сергей Алексеевич – родоначальник большой династии художников. Замечательным графиком была его жена Любовь Игнатовна Стелецкая (1910-1991), художниками стали дочери-близнецы Майя (1933-2004), жена художника Виктора Зарецкого, и Галина (род. 1933), внуки Иван Марьянович Григорьев (род. 1969) и Ольга Генриховна Гуцу (род. 1959).

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com


Смотрите также