Гротескный примитивизм в иллюстрации Audrey Pongracz. Гротеск картины


Гротескный примитивизм в иллюстрации Audrey Pongracz

Audrey Pongracz — хорошая художница из Америки. Живёт и работает в Детройте, штат Мичиган.  Надо сказать, что Audrey Pongracz является самоучкой, то есть нигде не проходила обучение, не посещала курсы графики и живописи и максимум, что использовала — это книги по пособия по изобразительному искусству. Она является ярким примером того, как без учителей и долгой, нудной учёбы в специализированных учебных заведениях можно стать хорошим художником и даже быть известным в мире. Конечно, может быть её иллюстрации далеки от полотен Караваджо или Поленова, однако и из художественных школ не все выходят мастерами высокого класса. Главное в этом деле, тем более в современном искусстве, когда позволяются небольшие вольности, талант и оригинальность. Именно незаурядный талант и особый взгляд на вещи дал художнице шанс на известность.

В творчестве  этой американской художницы намешано с полдюжины стилей. Здесь и примитивизм, и гротескные формы, и сюрреализм и символизм. Кроме того, в образах героев своих рисунков она часто использует персонажей известных фильмов и книг. Вообще в современной живописи сложно выделить что-то конкретное. Чистые жанры и направления постепенно уходят в прошлое. Современному человеку хочется всего и сразу.

Хотите спать крепко и видеть сладкие сны? Бэлио — производство одеял и подушек самого высокого качества. Широкий ассортимент постельного белья на любой вкус.

Гротескный примитивизм

 

Audrey Pongracz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

art-assorty.ru

Гротеск

Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера) — вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.

Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte —грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры» , на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.

france_300120031650_gor.jpg (200×126)В архитектуре часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой. Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, специально созданным для отвода дождевой воды от стен здания.

В литературе гротеск жанровая форма фантастики, одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.

Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые: гротеск - «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают.

Гротеск — декоративный мотив, разработанный в искусстве Итальянского Возрождения на основе античных орнаментов. В древних Помпеях в росписях триклиния женской половины дома Веттиев (середина I в. н. э.) сохранились фризы с причудливыми композициями: амуры состязаются на колесницах, шалят, подражая взрослым. В 1481 г. в Риме живописцы из Тосканы и Умбрии, призванные Папой Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы в Ватикане, — Гирландайо, Пинтуриккьо, Перуджино и Филиппо Липпи, — обнаружили на вершине холма Оппия в помещениях терм Траяна, возведенных на руинах "Золотого дома" императора Нерона, необычные росписи. Вслед за ними росписи, находившиеся под термами Траяна, исследовал Рафаэль. Большей частью они располагались на сводах помещений, полузасыпанных землей (в народе их называли "гротами"), — переплетения растительных форм, зверей и фантастических существ. Они и получили название гротесков. Дж. Вазари описывал их следующим образом: "Гротесками называют разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и поэтому они там изображают всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим...Такого рода гротески, — продолжал Вазари, писавший свою книгу в 1540-х гг., — мы видели и видим во многих работах, выполненных современными художниками с величайшим изяществом и красотой и украсивших наиболее примечательные постройки по всей Италии, намного перегнав древних". В 1517—1519 гг. ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо и другие расписали лоджии в Ватикане гротесками на манер античных. В 1778—1787 гг. этот шедевр искусства Возрождения был повторен в Петербурге. В 1540-х гг. во Флоренции в мастерской «Arraceria Medicea" создавали шпалеры по рисункам Ф. Убертини (прозвание Баккьякка) и других художников на темы гротеска (в то время их чаще называли арабесками. Гротески можно видеть в росписях римских вилл Фарнезина и Мадама, они также созданы Рафаэлем с учениками. Гротески стали излюбленным мотивом росписей итальянской майолики. Гротесками расписаны потолки галереи Уффици.

Гротеск стал излюбленным жанром художников Маньеризма и за пределами Италии. Мастерами гротеска были художники Северного Возрождения В. Солис и П. Флётнер, в искусстве французского Ренессанса — Ж.-А. Дюсерсо. Во Фландрии, в Антверпене — К. Бос и К. Флорис. В Праге, среди художников рудольфинского стиля, — голландец П. фан Фианен. Из итальянцев при феррарском дворе гротески сочинял Э. Вико. В XVII в. в Германии, в Аугсбурге, — Л. Килиан. В конце XVII в. во Франции при дворе Людовика XIV оригинальный стиль гротеска разработал выдающийся мастер Ж. Берен Старший. Под влиянием "беренад" в 1689 г. на французской мануфактуре в Бове создана серия шпалер "Гротески на желтом фоне" по картонам живописца Ж. Б. Моннуайо.

Несмотря на фантастичность и алогичность с точки зрения жизненного правдоподобия, о чем так выразительно писал Вазари, гротески строили по определенным правилам, отдельные элементы масштабно и пластически взаимосвязаны; они проникнуты единым движением: один элемент вырастает из другого, а тот, в свою очередь, рождает третий. Искусственность соединения несоединимого от этой связи приобретает еще большую остроту. Пластический принцип формообразования гротеска, подобно арабеске и мореске, музыкален, он усиливает выразительность целого, независимо от того, что именно изображают отдельные элементы композиции. По этой причине гротески хорошо соединяются с иными композициями, живописными панно, рельефными обрамлениями. Они могут органично существовать в пространстве любого формата, одинаково легко заполняют круг, квадрат, сегмент, треугольник, вогнутые поверхности в архитектуре: купола, паруса и падуги. Гротески архитектоничны, поскольку они почти всегда строятся симметрично вокруг средней вертикальной оси, оформленной в виде стебля аканта с расходящимися завитками либо пилястры, колонки, которые именуются канделябрами (от лат. candela — "свеча, фитиль").

Исторически искусство гротеска представляет собой важное звено, связывающее интернациональный Маньеризм XVII в., французский стиль Регентства и Рококо XVIII в. В 1772 г. гротески древнеримских терм Тита опубликовал Ч. Камерон в своей книге "Термы римлян". В 1883—1903 гг. в связи с четырехсотлетием со дня рождения Рафаэля на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге выпустили "Рафаэлевский сервиз" с "фигурами и гротесками". Позднее гротеском стали называть не только определенный жанр декоративного искусства, но и стилистическую фигуру, родственную гиперболе, используемую во всех видах искусства. Но, в отличие от гиперболы, гротеск — не просто преувеличение отношений величин, нарушающее границы правдоподобия, а метаморфоза, перерастание правдоподобного в неправдоподобное.

shelly.jpg (170×137)Гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике. "Гротескный образ, — писал М. М. Бахтин, — характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению — необходимая конструктивная черта гротескного образа. Другая черта — амбивалентность: два полюса в одном — старое и новое, умирающее и рождающееся". Отсюда происходит легкость, естественность соединения фантастического и обыденного, возвышенного и комического, серьезного и забавного. Принцип гротескного формообразования существовал задолго до появления гротескного жанра: в древнегреческой вазописи, абстрактном зверином орнаменте, средневековых книжных миниатюрах, рельефах романских соборов, в картинах И. Босха и П. Брейгеля Старшего. Под воздействием приемов гротеска родился жанр каприччьо. В этом жанре создавал офорты выдающийся французский рисовальщик и гравер Жак Калло (1592—1635). Под впечатлением его творчества писатель-романтик Э. Т. А. Гофман создал очерк "Фантазии в манере Калло" (1814). Сталкивая страшное и смешное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, великий испанец Франсиско Гойя (1746—1828) в серии офортов "Капричос" (1797—1798) открыл жанр "трагического гротеска". В искусстве XX в. выразительные средства гротеска использовались в дадаизме, экспрессионизме, сюрреализме.

Гротеск резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной, как в аллегории расшифровки. Гротеск свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма гротеска таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.

Гротеск — древний тип образности, присущий уже мифологии и архаике всех народов. Приёмы гротеска присущи комедиям Аристофана и Плавта. К гротескам охотно прибегало средневековое искусство, например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме. Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европейского средневековья, гротеск выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом.

Художественная вершина этого «гротескного реализма» — литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская Комедия дель арте, живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного гротеска — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и — одновременно — насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный гротеск выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.

Просвещение с его культом разума и гармонии создало остросатирический гротеск, обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический гротеск выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством гротеска подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность гротеска: смех принял форму иронии и сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью гротеска совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности.

Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл гротеска, однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строгосатирический гротеске — «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного гротеска.

В 20 в. гротеск становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» — непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку; гротеск пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского гротеска присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический гротеск (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Е. Л. Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

Как элемент стиля заострённый комический приём гротеск характерен для ряда комический жанров — карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики  и другие.

shedevrs.ru

Что такое гротеск в музыке, литературе, живописи и архитектуре?

Что такое гротеск? Под этим термином понимают определенный вид художественной образности, основанный на сочетании фантастики и реальности, безобразного и прекрасного, трагического и комического. Основным фактором, который определяет, что такое гротеск, является контрастность этих образов. Этот метод можно увидеть и в древнем, и в современном искусстве, будь то музыка, литература, архитектура.

что такое гротеск

Что такое гротеск и откуда появился этот термин? Само название взято из живописи. Такое название носила роспись стен, которая была найдена в так называемых «гротах». Во время раскопок Рима в пятнадцатом-шестнадцатом веках на месте, где ранее были бани римского императора Тита, знаменитый итальянский мастер Рафаэль и его ученики нашли интересную живопись, которую и назвали впоследствии термином «гротеск».

В дальнейшем этот термин распространился в музыке, архитектуре и литературе. Что такое гротеск по определению? Это тип образности, основанный на многозначительных контрастных образах (фантастические и реальные, комические и трагические, прекрасные и ужасные). Такие образы невозможно толковать буквально.

вид художественной образности

Именно Рафаэль и его ученики начали использовать этот вид художественной образности для украшений лож в Ватикане, для росписей потолков, дворцов и стен. Однако уточним, что такое гротеск в понимании древних, и был ли он еще до возникновения этого термина? В мифологии часто встречается подобная эстетика. Например, античные мотивы сирен или гарпий. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что авторы подобных мифов и произведений не ставили перед собой задачу именно впечатлить читателей или слушателей гротескными образами.

Что такое гротеск как прием в литературе? Это некий способ сочетания и композиции ужасного и смешного, возвышенного и отвратительного, кошмарного и прекрасного. Это один из методов сочетания несочетаемого. Основное его отличие от иронии, юмора и сарказма в том, что в гротескной литературе смешное и забавное неотделимо от страшного и зловещего. Эта стилистика насыщена гиперболами и алогизмами, иногда с элементами абсурда. Именно гиперболы как стилистические фигуры намеренного преувеличения  являются неотъемлемой частью данного художественного стиля.

музыка литература архитектура

Что такое гротеск в вопросе его осмысленности? Очень часто такие образы довольно трагичны и драматичны. За ярко выраженными внешней фантастичностью и неправдоподобием можно найти глубочайшие художественные обобщения и проработки важнейших жизненный явлений и реалий. К примеру, очень ярко такие моменты прослеживаются в повести Гоголя «Нос», в таком произведении как «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Гофмана.

Что такое гротеск в музыке? В более раннее время этот прием часто использовали во время постановки оперетт или опер как элемент театрального действия. В какой-то мере гротескными можно назвать некоторые произведения авангардистов. В современной музыке его можно увидеть в качестве перфоманса.

Говоря о гротеске, необходимо упомянуть и о архитектуре. Например, изображения химер или горгулий – это хороший пример гротескного искусства.

fb.ru

Жутковатый гротеск, пародия и символизм Энсора.

В его судьбе все было как-то странно, так, и не так… В общем, несколько комедийно. Он родился в Остенде 13 апреля 1860 года. Остенде – приморский город, со своей атмосферой порта.  Его отец был инженером, сестра вышла замуж за китайца и этот брак добавил колорита в буржуазную бельгийскую семью. Мать держала магазинчик с сувенирами, ракушками и масками, на полках лежали экзотические мелочи, позднее это будет ирреальным миром его работ. К ним еще добавятся черепа и вот перед вами невероятный, мрачноватый мир Энсора!

В 1877-1880 годах учился в Академии художеств в Антверпене. Затем вернулся в Остенде, где делил свое время на две части – между живописью и делами в лавке своей матери.

Был одним из основателей брюссельской группы "XX" и членом антверпенского объединения "Современное искусство".

В его творчестве явно преобладает гротеск и мистика, еще бы ей, мистике не преобладать, ведь Энсор был увлечен оккультизмом и спиритизмом, и это, собственно, видно по его работам. Он книголюб и много читал

Теперь, что не так: « Памятник ему поставили еще при жизни, но в саду при казино. Титул барона дали, но долгие годы мало кто его знал за пределами Бельгии. Национальный герой, за рубежом он был ценим лишь коллегами. Конечно, признание Клее, Кирхнера и Кандинского дорогого стоит, да и сюрреалисты кого ни попадя в предшественники не запишут, но все же первые громкие выставки в Нью-Йорке и Париже прошли в XXI веке. Немногих бы устроила столь поздняя слава».

Из его полотен вышло не одно поколение художников, его считают предтечей сюрреализма. Умер Джеймс Энсор в Остенде 19 ноября 1949 года.

tanjand.livejournal.com

Гротеск в картинах французского художника Анри Тулуз-Лотрека

Известный французский живописец, график, гравер и иллюстратор, мастер гротеска, ярчайший представитель постимпрессионизма, Анри Тулуз-Лотрек родился в Альби (Франция) 24 ноября 1864 году в 6 часов утра.В его натальной карте Венера в тау-квадрате к Луне в Весах и Нептуну. Взаимосвязь этих планет свидетельствует о художественном таланте и причастности к миру искусства. Такая комбинация планет часто встречается в картах художников.С другой стороны, это сочетание планет указывает на его бесконечную потребность в любви, приводящую к тому, что он становился рабом привычки и желаний, а также на зависимость от алкоголя, с помощью которого Анри пытался достичь эйфории и забвения. Владыкой Асцендента в Скорпионе является находящийся в оппозиции к нему ретроградный Плутон в шестом доме болезней – свидетель короткой жизни и болезней. Жизнь Анри де Тулуз-Лотрека была глубоко трагична, и в некрологе о нем было сказано: «Грустный конец грустной жизни». Он не дожил до возраста 37 лет два с половиной месяца.Но в чем была причина личной трагедии художника?Солнечный знак Анри Тулуз-Лотрека – Стрелец. Управитель Солнца сожженный Юпитер. Абу Машар в «Астрологических метафорах» упоминает, что «когда Юпитер сожжен, он подобен человеку, ввергнутому в испытания, который способен, однако, перенести боль и печаль, так как он надеется получить преимущество через это». В соединении с Солнцем также Меркурий. Все эти три планеты в знаке Стрельца в оппозиции с Марсом в Близнецах, что создает повышенную опасность травматизма ног (бедер). Кроме того, сильный Сатурн в Весах, отвечающий за костную структуру, в негативном аспекте воздаяния ( полуквадрат) к Меркурию. Анри - потомок крестоносцев, аристократ по рождению, среди предков которого были граф Тулуз и виконт Лотрек. Родители были двоюрдными братом и сестрой, каждый из них нес в себе скрытый ген тяжёлой костной болезни. В подростковом возрасте, сломав оба бедра, он стал калекой и его рост остановился из-за того, что кости срастались неправильно. Всю свою жизнь, куда бы он ни пошел, он слышал детский смех и видел указывающих на него пальцем мужчин и женщин. Единственным увлечением Анри было рисование, и мать старалась развить его способности. Особенно хорошо он рисовал лошадей. Однако Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом (Асцендент в Скорпионе).В двадцать лет он открыл собственную мастерскую на Монмартре и стал вести богемный образ жизни. Большое влияние на его творчество оказали импрессионисты Поль Сезанн и Эдгар Дега. Всю свою недолгую жизнь Тулуз-Лотрек боролся с тяжелым недугом, что не могло не наложить отпечаток на его работы, в которых часто сквозь смех и веселье проступала жестокая реальность. Сарказм и тонкая ирония видны в его даже самых безобидных картинах. Здесь присутствовал по-настоящему острый ум, но не пошлый и не вульгарный.Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа сквозит в его рисунках, пастелях, станковых картинах маслом, великолепных плакатах и афишах.Анри Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствовалась симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками. Отточенность линии, умение найти неожиданный ракурс, подметить мельчайшие характерные детали и удивительный колорит отличают произведения художника, в которых перед нами встает образ эпохи.

Анри Тулуз-Лотрек и французский шансон

Творчество художника нашло отображение в проекте Екатерины Рождественской «Мужчина и женщина». Интересно, что моделями послужили Скорпионы по Солнечному знаку Эльдар Рязанов, Людмила Гурченко, Стрельцы - Борис Щербаков, Нина Русланова, Ольга Аросева

Эльдар Рязанов. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Диван». 1893 г.

Гурченко Людмила. Фото репродукции литографии афиши Анри де Тулуз-Лотрека "Жанна Авриль в "Jardin de Paris". 1893 г.

Нина Русланова. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами».

Борис Щербаков. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Луи Паскаль». 1891 г

Будницкая Алла. Фото репродукции картины Анри де Тулуз-Лотрека "Клоунесса Ша-Ю-Као".

Вайнер Аркадий. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Месье, мадам и собака». Фрагмент.

Лужина Лариса. Фото репродукции картины Тулуз-Лотрека «Портрет Гулю». 1891 г.

Андрей Ильин. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Иветт Жильбер». 1894 г.

Светлана Немоляева Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Англичанка из бара «Звезда» в Гавре. Мисс Долли». 1899 г.

Сергей Рост. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Женщина с татуировкой (За туалетом)». 1894 г.

Роксана Бабаян. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Берта Бади»

Гедиминас Таранда. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Портрет Анри Самари». 1889 г.

Ольга Аросева. Фото репродукции детали рисунка Анри Тулуз-Лотрека. "Ля Гулю". 1895 г.

Пьявко Владислав. Фото репродукции плаката Анри Тулуз-Лотрека "Аристид Брюан". Литография. 1892 г.

Татьяна Шмыга. Фото репродукции афиши Анри Тулуз-Лотрека «Мэй Белфорт». 1895 г. в красном платье

Катя и Шарль Азнавур Фото репродукции Анри Тулуз-Лотрека «В кафе»Ми» (Никчемные) 1891г

участницы мюзикла "Чикаго" Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «В салоне на рю де Мулен». 1894 г.

Светлана Мастеркова. Анри Тулуз-Лотрек "Женщина, одевающая чулок". 1894 г.

galeneastro.livejournal.com

Термины и понятия в искусстве — Гротеск

Просмотров: 27248

Гротеск, вид орнамента

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.). Гротеском были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в XV в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (I в.) и других сооружений. Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, художник Пинтуриккьо, и в лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Происходящее от орнаментального гротеска наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир, таящий в себе многозначную содержательность, фантастически отражающий действительность, не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Став в период средних веков характерной формой народной культуры, выразившей стихийно диалектическое понимание бытия (карнавалы; в изобразительном искусстве - химеры на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и др.), гротеск достиг вершин художественной выразительности в эпоху Возрождения (живопись X. Босха, П. Брейгеля), когда он наделяется демонстративным жизненным антиаскетизмом и пронизывается острой драматичностью, отразившей противоречивость действительности. В дальнейшем гротеск всё чаще использовался как художественно-публицистическое средство обличения социальной действительности (творчество Ж. Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др.). В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия (нагромождение чудовищных, агрессивно-враждебных человеку форм в сюрреализме и др.). Острую социальную и политическую направленность имеют элементы гротеска в творчестве многих прогрессивных художников XX в. (сатиры Ж. Гроса, карикатуры Кукрыниксов и др.).

Лит.: М. М. Бахтин, Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, В., 1962.

Родительская категория: История | Культура Категория: Термины | Понятия

www.art-drawing.ru

Гротескный орнамент. История - Журнал мисс Сью

...всего лишь небольшой отрывок из истории гротеска...

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот).

В русский язык слово пришло из французского grotesque - причудливый; комичный

Интересно, что словари в этимологии термина "гротеск" указывают также, итальянское происхождение: "grottesco — причудливый от слова grotta — грот"

Значения:

1.Орнамент, в котором фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (животные и растения, химеры, человеческие формы, маски).

Такие орнаменты были обнаружены в эпоху Возрождения при раскопках подземных помещений (гротов - см. историю термина). Странные орнаменты, которые там находились,  изображали сложные фантазии с существами, расположенными симметрично, с невозможной анатомией, стилизованными человеческими головами и листвой... всё это сливалось в одно единое декоративное целое.

2.Другое значение, более общее: Гротеск - вид художественной образности, основанный на комическом, карикатурном, бурлескном и причудливом эффекте. Гротеск воспринимается как значимое искажение известной или признанной нормативной формы.

Гротеск появился  задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Гротеск появился  задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Кентавры, химеры, грифоны греческих мифов, боги Древнего Египта с телами людей и головами животных являют собой суть гротескного тела.

На рубеже шестнадцатого века, некоторые художники начали включать элементы гротескных украшений в собственные произведения. Самый ранний из известных примеров Перуджино потолок Камбио в Перудже (около 1500) и Pinturicchio собор библиотеки потолки в Сиене (1502).

Ornamentation of the Collegio del Cambio in Perugia

Pinturicchio ’s cathedral library ceilings at Siena (1502).

Mary with Jesus. Hopfer, Daniel (ca 1470-1536)

Heinrich Aldegrever

В 1530-х годах ряд итальянских художников был вынужден присоединиться к французскому двору в Фонтенбло , принося с собой вкус к гротескным орнаментом

К середине столетия гротеск зарекомендовал себя во Фландрии, где в 1555 году художник Корнелис Флорис написал 18 листов с человеческими лицами, сложенными из растительных элементов, некоторые сильно стилизованы, другие по-прежнему узнаваемы, как листья и плоды.

Эти изображения имеют черты готического drôlerie (к сожалению, не знаю корректного перевода на русский язык) и классического гротеска.

*пример drôlerie:

Grotesque flutist, French illuminated manuscript illustration, 1408

Приём гротеска стал применяться в разных видах декоративного искусства, таких как: керамика, гобелен, вышивка, мебель, ювелирные изделия и так далее. Позже гротеск нашёл свою ​​нишу в украшениях рукописей, например, в алфавите Joris Hoefnagel в Mira Calligraphiæ Monumenta.

Giovanni Antonio Paganino    1574

Abraham Leüthner (1677)

Ещё более диковинные изображения были у Christoph Jamnitzer в Neuw Grottessken Buch 1610 года, в котором стандартные гротескные "маски" доведены почти до неузнаваемости:

Мода на гротеск продлилась до 17-го века, и, в меньшей степени, в 18-м

syu-soply.livejournal.com