Маковский и его знаменитая картина «Дети бегут от грозы». Гроза картина


Грозы на картинах художников

20.05.2016

Сложно вспомнить более захватывающее и волнующее природное явление, чем летняя гроза. Еще десять минут назад ярко светило солнце, а сейчас все погрузилось в темноту, сильный ветер гнет к земле деревья, бросает пыль в лица прохожих, то тут, то там прорываются крупные редкие капли, где-то зло громыхает черная туча. И вдруг все замирает на мгновение, становится тихо, чтобы через секунду разразиться шокирующим раскатом грома, от которого сотрясается земля, и сплошной стеной начинает лить дождь. Каждая гроза похожа на другую, и отличается от всех.

Это опасное и впечатляющее природное явление неоднократно привлекало живописцев, которые стремились передать это уникальное буйство стихии. Одна из самых известных «грозовых» картин – это «Над вечным покоем» И. Левитана. И хотя самой грозы на полотне не видно, художнику прекрасно удалось передать ощущение надвигающейся бури, которое и завораживает зрителя. Не менее известна и работа К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

«Перед грозой» называется картина И. Шишкина, которая прекрасно характеризует древнюю легенду, что гроза – это свадебный обряд между землей и небом. Линия горизонта четко разделяет полотно на два мира: грозового неба, переполненного живительной влагой, и земли, страдающей от засухи и летнего зноя. Еще мгновение – и они встретятся и сольются в единое целое. Несколько раз изображал летние грозы на своих картинах прекрасный русский живописец Ф. Васильев. На его полотнах «Перед грозой», «Перед дождем» ощущается витающее в воздухе напряжение, а фигуры крестьян на обоих полотнах напоминают о единении человека и природы.

Огромное грозовое облако является главным героем картины А. Васнецова «Гроза идет». Основательность и мощь чувствуется в его неторопливом движении. Еще пара минут, и жаркий летний денек будет забыт, а аккуратно расставленные ржаные снопы раскидает по полю шквалистый ветер. Ощущение чистоты всего мира после летней бури постарался передать на своей картине «После грозы» А. Куинджи. Темное грозовое облако еще висит над одиноким домиком, но смелые солнечные лучи уже напоминают о себе.

Впечатляет своей реалистичностью полотно Ю.Клевера «Будет дождь». Не показав ничего экстраординарного, художнику удалось очень точно передать капризный характер северной природы. Проблема передачи буйства стихии на полотно волновали и импрессионистов и постимпрессионистов. Например, известна меланхоличная работа В. Ван Гога «Дождь над полем». Несколько раз изображал грозу основатель пуантилизма П. Синьяк «Сен-Тропе. Гроза», «Антиб. Гроза».

Волнующие моменты бури на морском берегу запечатлел на своих полотнах английский художник-пейзажист Дж. Констебл: «Побережье с грозовыми тучами», «Морской пейзаж с дождевыми облаками».

За всю историю мировой живописи было создано несколько тысяч полотен, посвященных грозе. И каждая эпоха, каждый стиль, каждый художник стремился по-своему передать это необычайное природное явление.

8-poster.ru

Маковский и его знаменитая картина «Дети бегут от грозы»

Художник Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году, 26 января. Живописец создал много интересных полотен. Его перу принадлежит и картина «Дети бегут от грозы».

О художнике

Кажется, что мальчику было на роду написано стать художником, так как его отец являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Домой к Маковским часто приходили известные люди: Тропинин, Щепкин, Брюллов, Гоголь. Семья устраивала вечера, на которых музицировали, рисовали, читали. Поэтому с детства будущий художник находился в атмосфере искусства.

картина «Дети бегут от грозы»

Старшая сестра Владимира, а также братья, как и он, стали художниками. Первые уроки ребенку давал В. А. Тропинин. В 15 лет В. Маковский написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас».

В 1861 году юный художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1866 году, получив за успехи серебряную медаль.

Полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Владимир Егорович создал в 1869 году. За эту работу он получил золотую медаль Виже-Лебрень. В том же году у художника родился сын. Это способствовало появлению множества картин на детскую тему: «Пастушки», «Крестьянские мальчики», «Возвращение с ночного».

Картина «Дети бегут от грозы» была написана художником в этот период – в 1872 году.

Что изображено на полотне

Достаточно беглого взгляда на картину, чтобы понять – на ней нарисованы девочка и мальчик. Скорее всего, это брат и сестра. Девочка несет малыша, спешит вместе с ним укрыться от грозы. В такую непогоду в лесу и в поле находиться нельзя, так как может ударить молния. Непогоду, напряжение маленьких героев отражает картина. Дети бегут от грозы и пытаются успеть домой, пока еще не начался дождик, ведь если он их промочит, можно заболеть.

«Дети, бегущие от грозы», автор

Девочка понимает, что нужно торопиться домой. Там, под крышей, ливень их не достанет. Хорошо лежать в тепле, на печи, когда за окном идет дождь. Но чтобы поскорее это осуществилось, нужно очень спешить.

Поэтому сестра взвалила маленького брата на спину и быстро идет вместе с ним. Самостоятельно малышу было бы тяжело бежать. Это понимал и В. Е. Маковский.

Картина «Дети, бегущие от грозы»: описание сестры и брата

Художнику удалось очень точно передать взгляды главных героев, даже мельчайшие детали их одежды. Гроза идет справа, именно в эту сторону смотрит девочка. Взгляд ее сосредоточен и насторожен. Она пытается понять, удастся ли опередить стихию.

Хотя девочка сама еще не очень большая, но видно, что она серьезная и смышленая, знает, как быстрее добраться до дома. Именно поэтому она взвалила братишку на спину и очень торопится, так как понимает, что шутить с грозой опасно, нужно успеть добежать до укрытия. Все эти мысли навевает картина. Дети бегут от непогоды, и пока у них получается опередить стихию.

маковский картина дети бегущие от грозы

Одета главная героиня полотна в типичную крестьянскую одежду – светлую холщовую рубаху и сарафан. На голове у нее платок. В то время с непокрытой головой появляться на людях было неприлично, поэтому девочка одета согласно традициям тех лет.

На брате – рубашка и штаны, они задрались, видны его голые ножки. Как и у сестры, на них нет обуви. Крестьяне летом ходили босиком, так как ботинки, туфли были непозволительной роскошью. Такую обувь надевали только по праздникам и перед походом в церковь.

У девочки русые волосы. Они немного растрепались, а платок сбился. Но ребенку некогда всё это поправлять. У мальчика волосы светлые, он смотрит на нас своими большими пронзительными глазами и крепко держится за сестру. Всё это передал в своей картине Маковский. «Дети, бегущие от грозы» – творение, вызывающее большую симпатию и сострадание.

Природа

Дети ходили в лес за грибами. Девочка не бросила свою добычу, а завернула ее в передник. Ведь грибы – хорошее подспорье для крестьянского стола.

Доска шаткого мостика прогнулась под легкой поступью девочки, внизу – небольшой пруд. Автор изобразил осоку, листья кувшинок.

«Дети, бегущие от грозы», описание картины

На полотне «Дети, бегущие от грозы» автор смог передать, как колышутся на ветру растения. На переднем плане они нарисованы темно-зелеными красками. На заднем мы видим желтое поле. Это поспело зерно, и колосья приобрели такой оттенок. Поэтому можно сказать, что картина «Дети бегут от грозы» отражает период конца лета.

Откуда идет гроза

Ветер дует в спину ребятам и чуть вправо, ведь их волосы, стебли травы, полевых цветов направлены как раз в противоположную сторону.

Но не всё так печально на полотне. Видно, что с другой стороны проглянуло солнце. Это означает одно из двух: гроза уже прошла или у детей есть большой шанс успеть домой, так как стихия только-только начинается, и тяжелые тучи еще не успели закрыть всё небо.

Вот что изображено на полотне «Дети, бегущие от грозы». Описание картины поможет читателю мысленно перенестись в то время. При взгляде на полотно нам наверняка хочется, чтобы брат с сестрой быстрее попали домой и укрылись в тепле от непогоды.

fb.ru

Картина «Гроза» Бориса Кустодиева. Описание картины

Борис Кустодиев был одним из самых ярких и оригинальных представителей русской живописи. Его имя можно поставить в один ряд с творчеством Серова, Левитана, Саврасова или Репина. Причем, Кустодиев начал писать картины после того, как побывал на выставке передвижников. Художник учился у самого Репина, даже написал в соавторстве с ним «Торжественное заседание Государственного Совета», но потом тяжело заболел. В больнице ему запрещали всякую работу с кистями и красками, а Кустодиев ухитрился раздобыть «альбомчик» и карандаши, чтобы рисовать эскизы тех людей, что были с ними рядом или традиционные моменты русской жизни. А потом была операция на спинном мозге. Хирург, посмотрев на жену художника, предупредил, что может парализовать или руки, или ноги. Заплаканная женщина просила отставить «рабочие» руки мужа, ведь художнику они нужнее всего.

Кустодиев вышел из больницы, но ходить больше не смог. Последние 15 лет своей жизни он был прикован к инвалидному креслу. Этот период и называют расцветом его творчества, когда были написаны самые неповторимые работы, дышавшие буйством красок и переполненные чувствами. Это и не удивительно – творчество было для него отдушиной, способом хотя бы немного отойти от постоянной боли.

Критики называют его работы живописью идеала, и вместе с тем замечают гармоничное сочетание ярких красок, мир мечты, который художник находил в самых обычных вещах. Он писал по-праздничному яркий провинциальный быт, пышнотелых купчих и народные гуляния. Этот живописец создал жанр портрета-картины, соединив любимый лубочный жанр с фигурой известного человека. Полотна Кустодиева – это некие картинки дионисийского празднества, кипящие стихийными эмоциями и эротизмом. Кустодиев был из тех художников, которые изображали жизнь с самой наилучшей и светлой ее стороны. На примере картины «Гроза», написанной в 1919 году вы можете убедиться в этом сами.

Главный герой всех полотен – это традиционная обыденная жизнь, и «Гроза» не стала исключением. Вы видите небольшое село с традиционной златоглавой церквушкой, людей, спешащих по своим делам. Женщина бежит с лукошком через речку, семейство катается на лошадях, девушка стирает белье, а молодая пара под деревом кокетничает друг с другом. Это только те персонажи, которые сразу бросаются в глаза. Задний план картины раскрывает множество других образов, и каждый занят чем-то важным для него в этот момент. Это и есть простой деревенский уклад, который несет в себе атмосферу праздника. Жизнь ярка и многоцветна, несмотря даже на приближающуюся грозу и вспышку молнии в небе, которая словно дает зрителю лучше разглядеть занятия людей.

Картина детализирована, прописаны все мелочи, причем такие, о которых вы даже не догадаетесь на первый взгляд. Это, скорее всего, связано с началом творчества Кустодиева как художника-портретиста. Теперь он рисовал портрет провинциального города. Он не просто рисует лошадей, он тщательно прописывает все детали сбруи. Он не просто показывает фигуры купальщиц, а прорисовывает их платья в горошек. На картине детально выписаны барышни в ярких платьях и их лихие кавалеры, а возле забора мы видим не просто старушку в клетчатой юбке, а и слышим, как она что-то доказывает своему мужу. Дальше – окна ярко-желтых домов, обоз с мешками и несколько торговых лотков. Внимательно присмотревшись и сложив все компоненты «Грозы» воедино, вы начинаете догадываться, что это свернулась ярмарка – еще один любимый момент творчества Кустодиева.

Это полотно похоже на лубочные картинки, яркие по цветовой гамме и простые по сюжету. Тут деревня и народ вокруг, речка, церковь, дома и торговля – большего для счастья и не нужно.

Колористика картины – это насыщенный синий, так любимый художником цвет. Он изображает грозовые тучи в небе различными переходами синего – от нежно-голубого и лилового до темно-синего, практически оттенка марокканской ночи. Эту яркую синеву прорезает молния, которая не менее яркая, но так контрастирует со всем небом. Она изломанная, светится красным, желтым и зеленым. Больше молния напоминает радугу и, заметьте, она направлена в шпиль церкви, а не в толпу деревенских жителей. Как известно, шпиль церкви – это, в первую очередь, громоотвод, но у художника он имеет несколько другую трактовку.

Традиционно быт Руси подчинялся всем законам православной веры, в каждом селе и городке была церковь, даже Москву называли «златоглавой» из-за ее соборов. Люди верили в то, что божественные силы веры защитят их от всего дурного. Так же произошло и на картине «Гроза»: молния попадает в громоотвод и не трогает людей. Еще одна вариация синего цвета на полотне – это синяя речка и синие кроны деревьев. То, что река имеет цвет голубого сапфира – вполне закономерно, но вот удивляет природа. Уже потом вы догадываетесь, что нижний мир, земной отражает настроение верхнего – синие растения не что иное, как отблески грозового неба. Что примечательно, крыши домиков вдалеке – тоже синяя, а разбавляет этот тотально использованный Кустодиевым оттенок желтизна домов и ветвей дерева в правой части картины да белоснежная златоглавая церковь. Вообще, этот художник очень любит противопоставлять друг другу голубые и охристые тона, которые придают миру не антагонизма, а гармоничного единства.

Картина «Гроза» - еще одна работа Кустодиева, которая исполнена в традиционной для него технике сочетания живописи маслом и пастелью. Все грубые мазки голубого неба выполнены маслом и кажутся бархатистыми, а вот церковь и деревья несколько приглушены пастелью и имеют вид акцентов, которые влияют на ритмику холста. Кустодиев был тем человеком, что совместил (причем удачно) в своих полотнах русский национальный характер с открытиями импрессионизма и модерна в искусстве. Просто удивительно, как человек, сидевший в инвалидном кресле, создавал такие энергичные и живые произведения, словно манящие своими ярмарочными флюидами, раздольем праздника и неповторимой самобытностью.

Б. Кустодиев «Гроза»

Борис Кустодиев был одним из самых ярких и оригинальных представителей русской живописи. Его имя можно поставить в один ряд с творчеством Серова, Левитана, Саврасова или Репина. Причем, Кустодиев начал писать картины после того, как побывал на выставке передвижников. Художник учился у самого Репина, даже написал в соавторстве с ним «Торжественное заседание Государственного Совета», но потом тяжело заболел. В больнице ему запрещали всякую работу с кистями и красками, а Кустодиев ухитрился раздобыть «альбомчик» и карандаши, чтобы рисовать эскизы тех людей, что были с ними рядом или традиционные моменты русской жизни. А потом была операция на спинном мозге. Хирург, посмотрев на жену художника, предупредил, что может парализовать или руки, или ноги. Заплаканная женщина просила отставить «рабочие» руки мужа, ведь художнику они нужнее всего.

Кустодиев вышел из больницы, но ходить больше не смог. Последние 15 лет своей жизни он был прикован к инвалидному креслу. Этот период и называют расцветом его творчества, когда были написаны самые неповторимые работы, дышавшие буйством красок и переполненные чувствами. Это и не удивительно – творчество было для него отдушиной, способом хотя бы немного отойти от постоянной боли.

Критики называют его работы живописью идеала, и вместе с тем замечают гармоничное сочетание ярких красок, мир мечты, который художник находил в самых обычных вещах. Он писал по-праздничному яркий провинциальный быт, пышнотелых купчих и народные гуляния. Этот живописец создал жанр портрета-картины, соединив любимый лубочный жанр с фигурой известного человека. Полотна Кустодиева – это некие картинки дионисийского празднества, кипящие стихийными эмоциями и эротизмом. Кустодиев был из тех художников, которые изображали жизнь с самой наилучшей и светлой ее стороны. На примере картины «Гроза», написанной в 1919 году вы можете убедиться в этом сами.

Главный герой всех полотен – это традиционная обыденная жизнь, и «Гроза» не стала исключением. Вы видите небольшое село с традиционной златоглавой церквушкой, людей, спешащих по своим делам. Женщина бежит с лукошком через речку, семейство катается на лошадях, девушка стирает белье, а молодая пара под деревом кокетничает друг с другом. Это только те персонажи, которые сразу бросаются в глаза. Задний план картины раскрывает множество других образов, и каждый занят чем-то важным для него в этот момент. Это и есть простой деревенский уклад, который несет в себе атмосферу праздника. Жизнь ярка и многоцветна, несмотря даже на приближающуюся грозу и вспышку молнии в небе, которая словно дает зрителю лучше разглядеть занятия людей.

Картина детализирована, прописаны все мелочи, причем такие, о которых вы даже не догадаетесь на первый взгляд. Это, скорее всего, связано с началом творчества Кустодиева как художника-портретиста. Теперь он рисовал портрет провинциального города. Он не просто рисует лошадей, он тщательно прописывает все детали сбруи. Он не просто показывает фигуры купальщиц, а прорисовывает их платья в горошек. На картине детально выписаны барышни в ярких платьях и их лихие кавалеры, а возле забора мы видим не просто старушку в клетчатой юбке, а и слышим, как она что-то доказывает своему мужу. Дальше – окна ярко-желтых домов, обоз с мешками и несколько торговых лотков. Внимательно присмотревшись и сложив все компоненты «Грозы» воедино, вы начинаете догадываться, что это свернулась ярмарка – еще один любимый момент творчества Кустодиева.

Это полотно похоже на лубочные картинки, яркие по цветовой гамме и простые по сюжету. Тут деревня и народ вокруг, речка, церковь, дома и торговля – большего для счастья и не нужно.

Колористика картины – это насыщенный синий, так любимый художником цвет. Он изображает грозовые тучи в небе различными переходами синего – от нежно-голубого и лилового до темно-синего, практически оттенка марокканской ночи. Эту яркую синеву прорезает молния, которая не менее яркая, но так контрастирует со всем небом. Она изломанная, светится красным, желтым и зеленым. Больше молния напоминает радугу и, заметьте, она направлена в шпиль церкви, а не в толпу деревенских жителей. Как известно, шпиль церкви – это, в первую очередь, громоотвод, но у художника он имеет несколько другую трактовку.

Традиционно быт Руси подчинялся всем законам православной веры, в каждом селе и городке была церковь, даже Москву называли «златоглавой» из-за ее соборов. Люди верили в то, что божественные силы веры защитят их от всего дурного. Так же произошло и на картине «Гроза»: молния попадает в громоотвод и не трогает людей. Еще одна вариация синего цвета на полотне – это синяя речка и синие кроны деревьев. То, что река имеет цвет голубого сапфира – вполне закономерно, но вот удивляет природа. Уже потом вы догадываетесь, что нижний мир, земной отражает настроение верхнего – синие растения не что иное, как отблески грозового неба. Что примечательно, крыши домиков вдалеке – тоже синяя, а разбавляет этот тотально использованный Кустодиевым оттенок желтизна домов и ветвей дерева в правой части картины да белоснежная златоглавая церковь. Вообще, этот художник очень любит противопоставлять друг другу голубые и охристые тона, которые придают миру не антагонизма, а гармоничного единства.

Картина «Гроза» - еще одна работа Кустодиева, которая исполнена в традиционной для него технике сочетания живописи маслом и пастелью. Все грубые мазки голубого неба выполнены маслом и кажутся бархатистыми, а вот церковь и деревья несколько приглушены пастелью и имеют вид акцентов, которые влияют на ритмику холста. Кустодиев был тем человеком, что совместил (причем удачно) в своих полотнах русский национальный характер с открытиями импрессионизма и модерна в искусстве. Просто удивительно, как человек, сидевший в инвалидном кресле, создавал такие энергичные и живые произведения, словно манящие своими ярмарочными флюидами, раздольем праздника и неповторимой самобытностью.

5sec.info

Картина «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Описание картины

Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни, портреты современников, исторические события. Особым обаянием наделены его работы, в которых он создает собирательные образы людей из народа. К таким картинам относится и его знаменитое полотно «Дети, бегущие от грозы», в котором удачно объединены зарисовка надвигающегося ненастья, обаятельные образы сельских ребятишек, правдивое отражение человеческих эмоций и чувств. Внимательно рассматривая картину, словно видишь события, которые предшествовали запечатленному моменту, и сопереживаешь главным персонажам, как будто вместе с ними вынужден спасаться от грозы…

Краткая история создания

В молодости художник часто путешествовал по российским губерниям. Из поездок он привозил много зарисовок, которые использовал в дальнейшем для написания своих картин. Маковский долгое время вынашивал идею картины, посвященной детям. Особенно его привлекали своими характерами простые и непосредственные сельские ребятишки. Однажды, находясь в Тамбовской губернии, он во время работы над очередным этюдом с натуры познакомился с местной детворой. Среди ребят особой бойкостью выделялась глазастая девчушка, которая поинтересовалась у Маковского «А что ты делаешь?» Художник ответил девочке, что рисует, и предложил написать с натуры её портрет. Девочка согласилась позировать. Договорились о встрече на завтра на этом же месте. Однако на следующий день в толпе местных ребятишек её не оказалось. Ребята рассказали, что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика, и во время прогулки ребят настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу. Пришлось Маковскому писать девочку на картине по памяти. Впоследствии художник не раз говорил о том, что хотел разыскать её, он до последних дней помнил об этом эпизоде в Тамбовской губернии. В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину…

Описание и анализ

На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата. Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, в котором они собирали грибы. Ветхий мостик слегка прогибается под ногами бегущей девочки. Белокурый братишка боязливо обхватил шею сестры руками, в то время как она поддерживает его за ноги и изо всех сил прижимает к себе, не давая упасть. В глазах детей явственно читается испуг. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Несмотря на то, что она и сама ещё не очень взрослая, девочка чувствует ответственность за младшего брата. До деревни ещё очень далеко, а поблизости нет укрытия, где можно было бы переждать ненастье.

Посредством общего темного колористического решения картины художник передает не только ощущение надвигающейся грозы, но и испуг спасающихся от неё детей. Тревожное впечатление от происходящего Маковский усиливает благодаря использованию насыщенных темных красок, подчеркивающих опасность ситуации, а также параллельным движением стихии и детей, пытающихся её опередить. Гроза все ближе, а рядом нет никакого укрытия. Из серых грозовых туч вот-вот прольется дождь. Холодный ветер пронизывает насквозь легкую одежду…

Однако картина не производит мрачного впечатления. Прогнувшиеся под ветром стебли травы и затянутое тучами грозовое небо ближе к горизонту сменяются голубыми ясными просветами и светлым пятном чистого пшеничного поля. Этим приемом автор картины вселяет в зрителя надежду и показывает, что гроза преходяща, а впереди у героев полотна радостная пора безмятежного детства.

У большинства современных зрителей картина «Дети, бегущие от грозы» вызывает исключительно положительные эмоции. Образы простых сельских ребятишек наполнены неповторимым детским обаянием, излучают доброту и невинность. Несмотря на надвигающуюся грозу и беспокойство главных героев картины, зритель испытывает внутреннюю уверенность, что все закончится хорошо и девочка со своим братом обязательно благополучно доберутся до дома.

В процессе работы над картиной, Маковскому удивительно точно удалось прочувствовать и передать посредством художественных приемов эмоциональную составляющую детских характеров, особенности восприятия окружающего мира глазами ребенка. Ведь в детстве даже гроза воспринимается совершенно иначе, чем во взрослом возрасте. В то же время, в лице девочки, изображенной художником на полотне, чувствуется зрелость и решительность, готовность взять на себя самостоятельную ответственность за младшего братишку.

Привлекает своей реалистичностью изображенный художником сельский пейзаж с милой сердцу русской природой. Буйные луговые травы, виднеющийся вдали лес, мелкая речушка и хрупкий переброшенный через неё мостик вносят в картину элемент лиричности и теплоты.

Работа над полотном «Дети, бегущие от грозы» была закончена в 1872 году в Петербурге.

Картина, очевидно, была заранее рассчитана на просторные апартаменты аристократов, которые в то время охотно приобретали работы Маковского. В результате она оказалась в собрании семейства Нарышкиных. В настоящее время полотно находится в Третьяковской галерее.

К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни, портреты современников, исторические события. Особым обаянием наделены его работы, в которых он создает собирательные образы людей из народа. К таким картинам относится и его знаменитое полотно «Дети, бегущие от грозы», в котором удачно объединены зарисовка надвигающегося ненастья, обаятельные образы сельских ребятишек, правдивое отражение человеческих эмоций и чувств. Внимательно рассматривая картину, словно видишь события, которые предшествовали запечатленному моменту, и сопереживаешь главным персонажам, как будто вместе с ними вынужден спасаться от грозы…

Краткая история создания

В молодости художник часто путешествовал по российским губерниям. Из поездок он привозил много зарисовок, которые использовал в дальнейшем для написания своих картин. Маковский долгое время вынашивал идею картины, посвященной детям. Особенно его привлекали своими характерами простые и непосредственные сельские ребятишки. Однажды, находясь в Тамбовской губернии, он во время работы над очередным этюдом с натуры познакомился с местной детворой. Среди ребят особой бойкостью выделялась глазастая девчушка, которая поинтересовалась у Маковского «А что ты делаешь?» Художник ответил девочке, что рисует, и предложил написать с натуры её портрет. Девочка согласилась позировать. Договорились о встрече на завтра на этом же месте. Однако на следующий день в толпе местных ребятишек её не оказалось. Ребята рассказали, что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика, и во время прогулки ребят настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу. Пришлось Маковскому писать девочку на картине по памяти. Впоследствии художник не раз говорил о том, что хотел разыскать её, он до последних дней помнил об этом эпизоде в Тамбовской губернии. В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину…

Описание и анализ

На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата. Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, в котором они собирали грибы. Ветхий мостик слегка прогибается под ногами бегущей девочки. Белокурый братишка боязливо обхватил шею сестры руками, в то время как она поддерживает его за ноги и изо всех сил прижимает к себе, не давая упасть. В глазах детей явственно читается испуг. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Несмотря на то, что она и сама ещё не очень взрослая, девочка чувствует ответственность за младшего брата. До деревни ещё очень далеко, а поблизости нет укрытия, где можно было бы переждать ненастье.

Посредством общего темного колористического решения картины художник передает не только ощущение надвигающейся грозы, но и испуг спасающихся от неё детей. Тревожное впечатление от происходящего Маковский усиливает благодаря использованию насыщенных темных красок, подчеркивающих опасность ситуации, а также параллельным движением стихии и детей, пытающихся её опередить. Гроза все ближе, а рядом нет никакого укрытия. Из серых грозовых туч вот-вот прольется дождь. Холодный ветер пронизывает насквозь легкую одежду…

Однако картина не производит мрачного впечатления. Прогнувшиеся под ветром стебли травы и затянутое тучами грозовое небо ближе к горизонту сменяются голубыми ясными просветами и светлым пятном чистого пшеничного поля. Этим приемом автор картины вселяет в зрителя надежду и показывает, что гроза преходяща, а впереди у героев полотна радостная пора безмятежного детства.

У большинства современных зрителей картина «Дети, бегущие от грозы» вызывает исключительно положительные эмоции. Образы простых сельских ребятишек наполнены неповторимым детским обаянием, излучают доброту и невинность. Несмотря на надвигающуюся грозу и беспокойство главных героев картины, зритель испытывает внутреннюю уверенность, что все закончится хорошо и девочка со своим братом обязательно благополучно доберутся до дома.

В процессе работы над картиной, Маковскому удивительно точно удалось прочувствовать и передать посредством художественных приемов эмоциональную составляющую детских характеров, особенности восприятия окружающего мира глазами ребенка. Ведь в детстве даже гроза воспринимается совершенно иначе, чем во взрослом возрасте. В то же время, в лице девочки, изображенной художником на полотне, чувствуется зрелость и решительность, готовность взять на себя самостоятельную ответственность за младшего братишку.

Привлекает своей реалистичностью изображенный художником сельский пейзаж с милой сердцу русской природой. Буйные луговые травы, виднеющийся вдали лес, мелкая речушка и хрупкий переброшенный через неё мостик вносят в картину элемент лиричности и теплоты.

Работа над полотном «Дети, бегущие от грозы» была закончена в 1872 году в Петербурге.

Картина, очевидно, была заранее рассчитана на просторные апартаменты аристократов, которые в то время охотно приобретали работы Маковского. В результате она оказалась в собрании семейства Нарышкиных. В настоящее время полотно находится в Третьяковской галерее.

5sec.info

Картина «Дети, бегущие от грозы» Маковского

Картина «Дети, бегущие от грозы» - это самое известное произведение известного российского художника К.Е. Маковского. Несмотря на то что этот живописец написал множество замечательных полотен, именно указанная работа чаще всего ассоциируется с его именем. По ней часто пишут сочинения в школе, так как сюжет и прост, и глубок одновременно. В настоящей статье будет дана краткая характеристика этого произведения, а также в заключение будет приведен небольшой план его описания для школьников.

Краткая характеристика творчества

Картина «Дети, бегущие от грозы» была написана художником в 1872 году. Это был период расцвета его творчества. За плечами художника был долгий творческий путь, отмеченный переходом от академизма к идеям передвижников и к импрессионизму. Маковский родился в творческой семье (его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он с успехом окончил, его брат также был художником). Он учился в Петербургской академии художеств.

картина дети бегут от грозы

Поначалу его полотна были отмечены влиянием академизма, однако он очень скоро стал разделять идеи передвижников. Социальные и исторические работы получили не только всероссийскую, но и мировую известность.

История написания

Одним из интересных фактов создания картины «Дети, бегущие от грозы» было то обстоятельство, что в ее основу художник положил реальный случай, произошедший с его маленькой натурщицей – крестьянской девочкой, которая, по рассказу ее брата, попала под дождь в лесу и заболела. Этот случай вдохновил художника на создание известного полотна. Итак, оба ребенка были написаны с натуры, что придает полотну особенную достоверность.

Сюжет

Композиция картины «Дети, бегущие от грозы» очень проста и в то же время по-житейски глубока и мудра. На первом плане художник нарисовал старшую девочку и ее маленького брата. Сестра несла последнего на своей спине. Оба спешили домой, спасаясь от начавшегося дождя. При этом автор особенное внимание уделил лицам своих героев.

картина дети бегущие от грозы маковского

Они сильно напуганы ливнем. Особенно большой испуг написан на лице девочки, так как к страху примешивается чувство ответственности за младшего брата, которого она несет домой. Что касается мальчика, то он также испуган надвигающейся непогодой. Эта искренность чувств детей подкупает своей непосредственностью и простотой. Возможно, именно последнее обстоятельство и обеспечило новой работе художника успех.

Природа

Важное место в картине «Дети, бегущие от грозы» Маковского занимает пейзаж. Он прописан настолько тонко и правдиво, что имеет самостоятельное значение в данном произведении. Небо прописано очень тщательно и реалистично. Художник удивительно точно передал краски надвигающегося дождя. То же самое относится и к изображению травы и всего лесного пейзажа вообще. И хотя в центре композиции находятся дети, тем не менее зритель также, несомненно, обратит внимание и на природный фон этого простого и трогательного сюжета.

Идея

Описание картины «Дети, бегущие от грозы» должно включать небольшое объяснение отличий сюжета данного полотна от работ передвижников. Впрочем, вначале следует упомянуть о сходстве.

сочинение по картине дети бегущие от грозы

Крестьянская тематика занимала важное место в их творчестве. Однако если последние делали акцент на социальную составляющую, акцентируя внимание на обличительном пафосе, то Константин Егорович подчеркнул лиричность своей истории. Художники-передвижники своими картинами считали своим долгом показать бедственное положение простого народа, их полотна имели четко выраженную социальную направленность. В указанной же работе автора привлекла в первую очередь психология детей, их чувства и переживания. Поэтому при составлении описания картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» необходимо указать на вышеназванную отличительную особенность его полотна. Она позволяет не только лучше понять задумку автора, который сделал акцент на лирику и психологию, но и почувствовать особенности его творчества.

Написание сочинения

Выше уже говорилось о том, что именно данное полотно художника чаще всего предлагается школьникам для работы на уроках. Во-первых, в нем очень хорошо прослеживается детская тема, а, во-вторых, на нем показано взросление девочки из-за осознания ею той ответственности, которая была на нее возложена в связи с необходимостью защищать маленького брата. Поэтому школьникам обычно бывает нетрудно написать работу по сюжету полотна.

описание картины дети бегущие от грозы

Вначале необходимо указать историю создания полотна. Это поможет ученикам понять задумку художника, который намеревался показать детей в их естественной природной среде. Далее следует отметить особенности сюжета, показать идейную задумку живописца. В данном пункте школьник должен подробно описать их психологическое состояние, которое раскрывается в их лицах, позах. Отдельно следует остановиться на образе девочки, на которой автор акцентирует особенное внимание. Именно на ней лежит основная смысловая нагрузка произведения. Далее в сочинении по картине «Дети, бегущие от грозы» необходимо указать на роль пейзажа и природы в раскрытии психологического образа героев. Школьники должны отметить, что лес, небо и трава изображены художником настолько правдиво, что полностью погружают зрителя в атмосферу страха и испуга. Природа во время дождя позволяет понять, что чувствовали эти маленькие крестьянские дети, спешащие домой спастись от грозы. И, наконец, в заключение следует указать основную идею произведения.

описание картины маковского дети бегущие от грозы

Ученикам следует отметить, что все полотно дышит любовью и душевностью, что автор симпатизирует этим детям и призывает зрителей к тому же. Примерный же план сочинения по картине может выглядеть следующим образом:

1. Краткая история создания полотна.

2. Дети на картине, их образы и психологическое состояние.

3. Природа в сюжете.

4. Авторская идея.

Итак, указанная работа Маковского является одной из лучших и, пожалуй, самой известной в его творчестве. В ней художник показал, что он одинаково хорош в изображении как драмы, так и лирического пейзажа. Живописец умело показал как внутреннее состояние детей, так и природу, которая подчеркивает состояние героев.

www.syl.ru


Смотрите также