Гусарство русского искусства (13 фото + 1 видео). Гусар картина


на картинах, в стихотворениях, в фильмах и в песнях.

Козьма Прутков, сам отставной гусар, как-то сказал: «Хочешь быть красивым, поступи в гусары». И действительно, офицерская форма этого рода войск была самой ослепительной. Яркий след оставили гусары и в других видах искусства страны — помимо мужской моды, став символом истинного молодечества. Для «Культура.РФ» гусар изучала Софья Багдасарова.

Холст, масло

Золотой век русских гусар, он же золотой век русской культуры, — первая треть XIX века. Именно эпоха Наполеоновских походов и последующие годы, когда продолжали увековечивать подвиги ее героев, подарила нам самые запоминающиеся визуальные образы.

Например, портрет гусара Давыдова кисти Ореста Кипренского — один из самых знаменитых мужских портретов в русском искусстве. Раньше считалось, что на нем запечатлен поэт Денис Давыдов, но позже ученые определили, что это его кузен Евграф. Забавно, что портрет, изображающий другого известного гусара-писателя, Чаадаева в офицерской форме, тоже в итоге оказался портретом двоюродного брата-тезки.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

О. Кипренский. Портрет Евграфа Давыдова. 1809

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

Неизвестный художник. Портрет П. Чаадаева. 1815

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

Д. Доу. Портрет В. Мадатова. 1820-е

Череда блестящих офицеров проходит перед нами в «Военной галерее» Доу. Как раз про них Марина Цветаева писала в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (позже — песне в фильме Рязанова): «вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» И пусть мы уже с трудом вспомним их подвиги — мужественные лица и красочная униформа завораживают.

В батальной живописи XIX–ХХ веков гусары всегда истинное украшение исторических картин о 1812 годе. Особенно их стремительность удавалась изящному Николаю Самокишу. А вот полотна, посвященные гусарам последующих поколений, например времен разгона польского восстания при Николае I или военных действий второй половины века (когда поменялся покрой формы), на взгляд современного зрителя все же не так поэтичны.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

В. Мазуровский. Дело при селении Телише в 1877 году. 1888

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

Н. Самокиш. Лейб-гусары. 1904

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

Н. Самокиш. Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 года. 1900-е

Бумага, чернила

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,На нем мундир как солнце блещет,Под ним дрожит могучий коньИ ментик в воздухе трепещет.Сверкает сабля и гремитИ сбруя в пене серебрится,Красуясь, ловко он сидитИ в даль синеющую мчится...Вот он, — красавицы мечта!Вот он, — сияющий невежда!России шаткая надежда,И блеск, и шум, и пустота!..

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

Неизвестный художник. Портрет Н. Дуровой. 1810-е

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

А. Орловский. Денис Давыдов. 1814 (литография)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

П. Заболотский. Портрет М. Лермонтова. 1837

Гитара, струны

Романтизации образа способствовали и песни — сначала на стихи того же Давыдова, потом его младшего современника Пушкина, который по-юношески был им очарован. Потом появились романсы малоизвестных авторов — «народные» и поэтому совершенные своей простотой: «Когда я пьян, а пьян всегда я!» («Александрийский лейб-гусар»), «Скатерть белая залита вином, все гусары спят беспробудным сном» и т. п.

Этот хрестоматийный образ гусара использовали и советские барды, в том числе Галич, Окуджава, Митяев, Берковский, Ким, писавшие как для самостоятельного исполнения, так и для саундтреков советского кино. В музыке их никогда не призывают к смерти на поле боя, только к празднику жизни. Вот, «Пей, гусар!», поют в ленте «Крепостная актриса». И даже в экранизации переводной оперетты «Принцесса цирка», сюжет которой в принципе к гусарам отношения не имеет, самый залихватский номер оказался, разумеется, гусарским: «Эй, гусар! / …Время летит, забывать о том нельзя, / Надо прожить нашу молодость не зря».

Пленка, камера

Кинематограф ХХ века сделал больше всего для распространения ходульного образа. Именно оттуда в анекдоты ворвался поручик Ржевский, впервые возникший в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», но прославившийся благодаря ее экранизации «Гусарская баллада» 1962 года. Прототип главной героини — гусар Надежда Дурова; есть там и командир партизан Давыд Васильев, чей образ основан, понятное дело, на Давыдове.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «Гусарская баллада» (1962)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «Сватовство гусара» (1979)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

Затем последовал полный прекрасной музыки рязановский фильм «О бедном гусаре замолвите слово» и биография Давыдова «Эскадрон гусар летучих», легкие комедии «Сватовство гусара» и «Старинный водевиль» (оба по дореволюционным пьескам). В национальной мифологеме гусары оказываются символом радости, буйства, веселья и мужского начала, эквивалентом мушкетерам — недаром Михаил Боярский так славно смотрится в кивере и доломане.

Война и мир

Историческое

1965

468 мин

Гусарская баллада

Комедия

1962

91 мин

О бедном гусаре замолвите слово

Комедия

1980

76 мин

www.culture.ru

Очаровательные франты минувших лет... Гусары и кавалергарды.

Слово гусар происходит от венгерских слов husz («двадцать») и ar («подать»). Гусары – это легкая кавалерия XV-XX веков.История появления гусаров следующая:

В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей – оттуда и пошло слово гусар.После распада Венгерского королевства в 1540 году гусары начали распространяться по Европе, гусарские войска начали появляться в армиях других стран.В России гусары появились еще при царе Михаиле Федоровиче Романове и состояли сначала из вербованных немцев и поляков.Только во время правления Екатерины II гусарские части стали почти полностью состоять из русских солдат, а также из русских офицеров. Эта традиция была окончательно закреплена Павлом I и действовала до самого падения империи.При Екатерине II гусарство оформилось как «идеология», которая вошла в русский менталитет и культуру. В те времена в составе гусар начали появляться люди, которые являлись представителями интеллектуальной элиты своей эпохи. Впервые сформировался образ гусара.0.Л. Кипренский. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Дениса Давыдова 1809 г

Джорж Доу. Денис Давыдов

Образ гусара хорошо знаком и узнаваем. В народной памяти осталось представление о гусарах, как о героях-любовниках, больших любителей женщин (вспомним легендарного поручика Ржевского) , любителей вина (особенно шампанского, пить которое по-гусарски – значит, из горла) и карточных игр.

Кроме этого гусары известны своей отчаянной храбростью, гусарским задором, находчивостью, бесшабашностью и героизмом.Образ гусара развивали и популяризировали Денис Давыдов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой.Русскую культуру можно считать вместилищем гусарства. Гусары существовали во многих странах, но ни одна из этих стран (кроме, разве что, родной для гусарских войск Венгрии) не приняла гусарство, как часть национального менталитета так, как это произошло в России.

( художник?)

Мадатов Валериан Григорьевич--(Мадатян Ростом)Ковалерийский генерал-лейтенант.Герой Отечественной войны 1812 года. "Русский Мюрат"

. К. Е. Маковский. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского.1879 г.

К Отечественной войне 1812 г. в России насчитывалось 12 гусарских полков, а к 1833 – 14 гусарских полков, а также 2 гвардейских.В 1882 году было решено переименовать гусарские полки в драгунские. После этого в России из гусарских полков осталось только 2 гвардейских.В 1910 г., через несколько лет после поражения России в русско-японской войне царь Николай II восстановил гусарские полки, их прежние названия и форму, чтобы «возродить» дух Русской армии. Таким образом, на 1914 г. всего существовало 18 гусарских полков, не считая двух гвардейских.

П. Е. Заболотский. Портрет корнета Клястицкого Гусарского полка Н. А.Томилова. 1837 г.

А. Клюндер. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Н. И. Бухарова.1838 г

(художник?)

Неизвестный художник. Портрет корнета Владимирского уланского полка.Около 1832 г.

Александр Аверьянов. Русский гусар.

Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 г. 1900-е хромолитография

Гусары в бою. Художник Виктор Болтышев

осле 1917 года возникло несколько полков Красных Гусар. Командиром одного из них был избран  унтер-офицер 13 Нарвского полка С. Д. Фандеев. Красные гусары особенно отличились летом 1919 года, когда Советская республика боролась с войском адмирала Колчака. Боевой путь полка пролёг по прикамским и уральским степям, от Уржума и реки Вятки до города Ялуторовска и реки Исеть.

1-й Красногусарский полк, он же полк «Красные гусары», командир С.Г. Фандеев

ходил в состав 30-й стрелковой дивизии, Сводного кавалерийского отряда (конной группы) Томина 3-й армии Востфронта, 10-й кавдивизии 3-й армии (1-й Рев. Армии труда), 10-й кавдивизии 3-го конкорпуса Гая Запфронта, в числе последних перешел  немецкую границу и был интернирован.

Тому предшествовали жаркие бои, когда красные конники пытались прорваться к своим товарищам. Комиссар Стального кавполка, воевавшего бок о бок с гусарами, писал в своём дневнике в период жарких боёв с белополяками: "Гусарские фуражки краснеют за валом, их сабли блестят, как молнии, в воздухе, треск пулеметов по временам сменяется залпами, и мы несемся вперед, туда, где вход в Варшаву-Плоцк".

Кавалергарды, век не долог...

«Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов.

Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою честь и славу снискал он на полях сражения, обесмертив себя в сражениях под Аустерлицем, Бородино, Фершампенуазом,а многие офицеры-кавалергарды послужили России и на мирном поприще.

Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Кавалергардского полка М.С.Храповицкого. 1809

М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827

Штемберг В.К. - Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметева

Зичи М. Кавалергардская атака.Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского Императора Вильгельма I.

Впервые кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почётного конвоя императрицы Екатерины I, в день её коронования. Сам Петр I стал капитаном кавалергардии, офицерами числились генералы и полковники,капралами —подполковники, а 60 человек рядовых были выбраны из обер-офицеров,причём,по свидетельству современников, «из всей армии самые великорослые и видные».

Кавалергард

Весь XVIII век это воинское формирование много раз видоизменялось: то распускалось, то рождалось вновь, — но всегда оставалось самым элитным и привилегированным полком русской армии, комплектовавшимся в основном из высшей аристократии.Вчитайтесь в их имена: Ягужинский, Меньшиков, Бутурлин, Трубецкой, Воронцов, Шувалов, братья Орловы, Потёмкин-Таврический. Такое ощущение, что перед нами — история России того времени!

Получается, кавалергарды делали русскую историю?Или наоборот: те, кто делал историю, стремились примерить мундир этого блестящего полка?

Как бы там ни было, кавалергарды всегда сохраняли статус сугубо русского формирования и даже в периоды наиболее сильных европейских влияний не превращалась в наёмное войско иноземных телохранителей, как это часто практиковалось в той же Европе.Русские кавалергарды, что в дословном переводе значит «всадники-хранители», были не только личной охраной государя императора,но понимали свой долг шире — служение России, защита всего государства.

А.И. 3ауервейд. Обер-офицер Кавалергардского полка. 1820-е гг.

В.Ф. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. 1853.

Картина, выполненная по заказу Николая I для подарка офицерам гвардейского Конного полка, была первым живописным полотном на тему 14 декабря 1825 г. Главное внимание в ней, естественно, уделено изображениюверных императору войск и прежде всего - Конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, именно так стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Муштра десяти послевоенных лет сделала свое дело - конногвардейцы, покорные приказу Николая I, атаковали в этот день своих собратьев - солдат-декабристов, руководимых противниками рабства и самодержавия. На первом плане - карьером возвращающийся во дворец придворный берейтор, отвозивший Николая I другим частям, спешит на площадь для подавления восстания.

А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Конного полка А.А. Вонлярлярского.1852 г

Бородино.Кавалергарды в бою. Художник Виктор Болтышев

Раненный кавалергард. Художник Ю.А. Аверьянов

К. П. Брюллов (?). Портрет генерала Оренбургского казачьего войска В. Л. Перовского.Конец 1830-х гг.

Командир Кавалергардского полка Николай Николаевич Шипов-старший.Изображён в дворцовом парадном мундире (белый колет и поверх него красная суконная кираса-супервест)Картина Ф. В. Сычкова, 1895 год,Государственный Эрмитаж

А.И.Гебенс.Группа офицеров и солдат Кавалергардского Ея Величества полка.

Неразделима история полка и с именами декабристов - героев и мучеников 14 декабря 1825 г. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади.

Декабрист Анненков Иван Александрович - поручик Кавалергардского полка

Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 г. полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры и по-прежнему несли службу при дворе.

( художник?) Иван Александрович Муравьев.Сын декабриста А. Н. Муравьева, родился в ссылке родителей в Иркутске. Служил в кавалерии; с 1849 корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, с 1851 поручик, в том же году за причастность к дуэли переведен в Нарвский гусарский полк; с 1853 в лейб-гвардии в Драгунском полку, с 1854 снова в Нарвском гусарском с чином ротмистра. С 1857 адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, с 1858 майор.

Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 г. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен, и ночью первый эскадрон кавалергардов уже грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.

Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 г. у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон.Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: "Кавалергарды галопом не отходят!". Этих слов оказалось достаточно, чтобы спешившись, гвардейцы снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков.По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике.5 марта 1917 г. в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось - в стране начинается революция...

Источник

P.S. И еще из истории.  Указа по случаю званого вечера в Польше:

"ПРИКАЗЪ По Суздальскому Мушкатерскому полку Ковно 20 августа 1807 г. N372

По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее: Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ.

Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера.

Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло.

Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки.

По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать.

Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать.

Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать.

Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться.

Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть. После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.

При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру. "

p-i-f.livejournal.com

Гусарство русского искусства

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,На нем мундир как солнце блещет,Под ним дрожит могучий коньИ ментик в воздухе трепещет.

Сверкает сабля и гремитИ сбруя в пене серебрится,Красуясь, ловко он сидитИ в даль синеющую мчится...

Вот он, — красавицы мечта!Вот он, — сияющий невежда!России шаткая надежда,И блеск, и шум, и пустота!..Петр Капнист (1848)

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

fishki.net

Военная история XVI-XVII веков: Современные изображения гусар

Гусар. 16 век. Рисунок - отсюда Товарищ гусарский 1550-е гг.Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 014. 

Гусар. 1581 год.Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 003.

Гусарский товарищ. 1590-е гг. Рисунок к Оспрею. "Polish Winged Hussars 1576-1775" Серия "Warrior" Художник  Velimir Vuksic. Рисунок - отсюда Ротмистр и товарищ из свадебного кортежа Сигизмунда III. 1605 г. Рисунок Р. Паласьос-Фернадеса из журнала "Орел", № 3. 1993 г. Рисунок - отсюда Гусар придворной хоругви. 1605 год

Рисунок к Оспрею. "Polish Winged Hussars 1576-1775" Серия "Warrior"Художник  Velimir Vuksic. Рисунок - отсюда

Гусар придворной хоругви. 1605 год.

Рисунок к Оспрею. "Polish Winged Hussars 1576-1775" Серия "Warrior"Художник  Velimir Vuksic. Рисунок - отсюда

Слева направо: гусарские ротмистр и "товарищ"

Литаврщик королевской гусарской хоругви. 1605 год.

Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 010. 

Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 011. 

Гусар, начало 17 века (1609 год). Картина В. Тараторина

Гусарский почт в лагере. 1620-30-е гг. Рисунок к Оспрею. "Polish Winged Hussars 1576-1775" Серия "Warrior" Художник  Velimir Vuksic. Рисунок - отсюда Ротмистр гусарской хоругви. 1630-е гг. Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 013. Герольд польского посольства к римскому папе. 1633. Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 002. Гусарский ротмистр из свиты Оссолинского из посольства к римскому папе. 1633 год Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 004. Гусарский ротмистр из свиты Оссолинского из посольства к римскому папе. 1633 год Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 008.   Гусарские товарищи: слева - первая половина 17 века, справа - вторая половина 17 века Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 006. Товарищ гусарской хоругви второй половины 17 века Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 012.

Литаврщик. Около 1660 года.Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 005.

Гусарские товарищи. 2-я половина 17 века. Рисунок Р. Паласьос-Фернадеса из журнала "Цейхгауз". Рисунок - отсюда Гусарский офицер и два товарища. Рисунок Р. Паласьос-Фернадеса из журнала з журнала "Цейхгауз". Рисунок - отсюда Гусар. Кампания под Веной. 1683 год. Рисунок - отсюда Гусарский поручик и пахолик с конем. 1683 год Рисунок из книги Б. Вроблевского (B. Wroblewski), посвященной 300-летию победы под Веной Wojsko Polskie w dobie krola Jana III. Рисунок - отсюда

Товарищи гусарский вооруженный копьём, саблей, палашом и пистолетами. 1683 годРисунок из книги Б. Вроблевского (B. Wroblewski), посвященной 300-летию победы под ВенойWojsko Polskie w dobie krola Jana III. Рисунок - отсюда

Ротмистр гусарский с буздыганом в парадном доспехе и шишаке с тюрбаном и гетман польный Николай Сенявский на коне с булавой в парадном доспехе. 1683 год Рисунок из книги Б. Вроблевского (B. Wroblewski), посвященной 300-летию победы под Веной Wojsko Polskie w dobie krola Jana III. Рисунок - отсюда Гетман с булавой Набор открыток к 300-летию победы под Веной. Рисунок - отсюда Гусары - почтовый с бандолетом и товарищ в крылатом доспехе. 1683 год Рисунок из книги Б. Вроблевского (B. Wroblewski), посвященной 300-летию победы под Веной Wojsko Polskie w dobie krola Jana III. Рисунок - отсюда Гусарский товарищ. 1680-е гг.

Рисунок к Оспрею. "Polish Winged Hussars 1576-1775" Серия "Warrior"Художник  Velimir Vuksic. Рисунок - отсюда

Атака гусар. Рисунок - отсюда

Хорунжий гусарской хоругви. Конец 17 века Акварель Р. Моравского из серии планшетов "Войско Польское, Гусария". № 017. Польский гусар в "караценовом" доспехе. Конец 17 века. Рисунок Юлиуша Косака. Рисунок - отсюда

war16-17.blogspot.com

История искусств

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) тоже некоторое время был гусаром. С началом Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на освобождение от военной службы, Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, зачислившись вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк. К концу 1915-го года он был награжден двумя Георгиевскими крестами (III и IV степеней). В марте 1916-го года Гумилев был произведен в прапорщики и переведен в 5-й гусарский Александрийский Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк.

Как вспоминал поэт и художественный критик Сергей Константинович Маковский (1877-1962), новая гусарская форма Гумилёву очень нравилась. Позднее воспоминания о гусарской форме воплотились у Гумилёва в не вошедшей в окончательный текст стихотворения "Память" строфе:

Он не ведал жалости и страха,Нес на стремени он черный стяг,И была украшена папахаЧерепом на скрещенных костях.1 февраля 1917-го года Николая Гумилёва перевели в стрелковый полк.

Своим однополчанам Николай Гумилёв посвятил стихотворение

Взгляните: вот гусары смерти!Игрою ратных переменОни, отчаянные черти,Побеждены и взяты в плен.

Зато бессмертные гусары,Те не сдаются никогда,Войны невзгоды и ударыДля них как воздух и вода.

Ах, им опасен плен единый,Опасен и безумно люб,Девичьей шеи лебединойИ милых рук, и алых губ.

Это стихотворение Гумилёв написал на открытке, посланной из армии Ларисе Рейснер (1895-1926), с которой в то время у него был роман. Лариса, окунувшаяся в революцию с головой, стала прообразом женщины-комиссара из классического произведения советской литературы - "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского (1900-1951).letter-rejsner1.jpg

Открытка с репродукцией картины Михаила Ивановича Авилова (1882-1954) "Гусары смерти в плену" и с письмом, адресованным Ларисе Михайловне Рейснер

Читать дальше...

history-of-art.livejournal.com

Гусарство русского искусства: гусары в картинах, стихах и кино

Козьма Прутков, сам отставной гусар, как-то сказал: «Хочешь быть красивым, поступи в гусары». И действительно, офицерская форма этого рода войск была самой ослепительной. Яркий след оставили гусары и в других видах искусства страны — помимо мужской моды, став символом истинного молодечества. Для «Культура.РФ» гусар изучала Софья Багдасарова.

 

Холст, масло

Золотой век русских гусар, он же золотой век русской культуры, — первая треть XIX века. Именно эпоха Наполеоновских походов и последующие годы, когда продолжали увековечивать подвиги ее героев, подарила нам самые запоминающиеся визуальные образы.

Например, портрет гусара Давыдова кисти Ореста Кипренского — один из самых знаменитых мужских портретов в русском искусстве. Раньше считалось, что на нем запечатлен поэт Денис Давыдов, но позже ученые определили, что это его кузен Евграф. Забавно, что портрет, изображающий другого известного гусара-писателя, Чаадаева в офицерской форме, тоже в итоге оказался портретом двоюродного брата-тезки.

Череда блестящих офицеров проходит перед нами в «Военной галерее» Доу. Как раз про них Марина Цветаева писала в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (позже — песне в фильме Рязанова): «вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» И пусть мы уже с трудом вспомним их подвиги — мужественные лица и красочная униформа завораживают.

В батальной живописи XIX–ХХ веков гусары всегда истинное украшение исторических картин о 1812 годе. Особенно их стремительность удавалась изящному Николаю Самокишу. А вот полотна, посвященные гусарам последующих поколений, например времен разгона польского восстания при Николае I или военных действий второй половины века (когда поменялся покрой формы), на взгляд современного зрителя все же не так поэтичны.

Бумага, чернила

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилевбыл гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,На нем мундир как солнце блещет,Под ним дрожит могучий коньИ ментик в воздухе трепещет.Сверкает сабля и гремитИ сбруя в пене серебрится,Красуясь, ловко он сидитИ в даль синеющую мчится...Вот он, — красавицы мечта!Вот он, — сияющий невежда!России шаткая надежда,И блеск, и шум, и пустота!..

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

 

Гитара, струны

Романтизации образа способствовали и песни — сначала на стихи того же Давыдова, потом его младшего современника Пушкина, который по-юношески был им очарован. Потом появились романсы малоизвестных авторов — «народные» и поэтому совершенные своей простотой: «Когда я пьян, а пьян всегда я!» («Александрийский лейб-гусар»), «Скатерть белая залита вином, все гусары спят беспробудным сном» и т. п.

Этот хрестоматийный образ гусара использовали и советские барды, в том числе Галич, Окуджава, Митяев, Берковский, Ким, писавшие как для самостоятельного исполнения, так и для саундтреков советского кино. В музыке их никогда не призывают к смерти на поле боя, только к празднику жизни. Вот, «Пей, гусар!», поют в ленте «Крепостная актриса». И даже в экранизации переводной оперетты «Принцесса цирка», сюжет которой в принципе к гусарам отношения не имеет, самый залихватский номер оказался, разумеется, гусарским: «Эй, гусар! / …Время летит, забывать о том нельзя, / Надо прожить нашу молодость не зря».

 

Пленка, камера

Кинематограф ХХ века сделал больше всего для распространения ходульного образа. Именно оттуда в анекдоты ворвался поручик Ржевский, впервые возникший в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», но прославившийся благодаря ее экранизации «Гусарская баллада» 1962 года. Прототип главной героини — гусар Надежда Дурова; есть там и командир партизан Давыд Васильев, чей образ основан, понятное дело, на Давыдове.

Затем последовал полный прекрасной музыки рязановский фильм «О бедном гусаре замолвите слово» и биография Давыдова «Эскадрон гусар летучих», легкие комедии «Сватовство гусара» и «Старинный водевиль» (оба по дореволюционным пьескам). В национальной мифологеме гусары оказываются символом радости, буйства, веселья и мужского начала, эквивалентом мушкетерам — недаром Михаил Боярский так славно смотрится в кивере и доломане.

Источник

www.mgorskikh.com

картинки - московские гусары.: oleggg888

В 1576 г. фламанский гравер де Брюн создал альбом, где были изображены 76 всадников разных народов. В том числе московиты... Хотя тогда начался закат эры копейщиков, именно копейщики были любимыми персонажами... И эти изображения московитов, ныне популярных, нужно рассматривать в контексте всего альбомаМосковитынарисованы в двух вариантах.Основным источником явно был творчески переработанный Герберштейн - характерные "тегиляи" у всех всадников, кроме воеводы и царя, месяцевидный топор, приобретший особо зверский вид кистень у воеводы вместо булавы. Воеводе и царю для солидности щедро дали "турецкие" перья. Один всадник просто несколько переработанный всадник у Герберштейна. Источник на "гусар-московитов" на самом деле у художника мог быть "авторитетный" - сам великий энциклопедист Павел Иовий, который записал создал описании Московии на основе бесед с русским послом, но при этом использовал свой "багаж знаний" античных историков (это хорошо видно на географических описаниях) и сведений о Восточной Европе. Соответственно о вооружении русских всадников он записал: "Конница их ведет борьбу заостренными копьями, железными булавами и стрелами; только немногие имеют сабли. Тело у них защищено круглыми большими щитами, как у Азиатских Турок, или маленькими, изогнутыми и угловатыми, наподобие Греков, а также бронёю, на голову же они надевают пирамидальный шлем"... То что это не соответствует реальности, известные по документам и другим источником объясняется тем, что краткие слова о схожести вооружения русских с вооружением других восточноевропейцев эрудит расширил своими знаниями (это отдельная тема разговора). Два варианта гусара в шлемах полностью соответствует этому описанию (тарч, копье, булава, саадак, сабли нет - у одного длинный нож)... Второй вариант гусара приближен к сведениям Герберштейна (тоже ноже вместо сабли, секира, шапка с меховой опушкой, также известная по гравюрам у Г. - во втором случае основательно "переосмысленная")...

Любовь художника к "гусарам" показывает и то, как он изобразил индийского всадника

Для сравнения нужно вначале посмотреть на литвинов.Видим что литвины представлены именно гусарами, хотя один совмещает образ гусара и казака (реально такие комплексы были редкими).

Дальше смотрим на венгров

валахов

польских гусар

прочих польских всадников - музыкантов и офицеров

мамелюки

дели

разного рода турецкие военачальники

ну я для понимания стиля художника турецкий сипах

Видно, что "гусары" очень полюбились автору. Можно видеть топорик-алебарду, которые художник давал всадникам разных народов. Бросаются в глаза обилие пышных перьев. В целом образы всадников переплетаются. Хотя автор некоторые особенности у разных народов выдерживал четко. Так обычно у "гусара" сапоги с каблуками и шпорами и мундштучная узда. У московитов и литвина-казака-гусара обычная уздечка, сапоги без каблуков и шпор, а у второго литвина сапоги со шпорами, но без каблуков, и уздечка трензельная, а не с классическим мундштуком.

Сама по себе попытка охватить столь широкий спектр народов предопределяет многие неточности и условности. Автор не мог сам рисовать все с натуры - в основном пользовался рисунками разных художников, не брезгуя "творческим переосмыслением" деталей и смешивая их между собой... В результате реальность сильно исказилась, и как самостоятельный источник этот альбом не может использоваться.

Есть в этом альбоме рисунок татарина.образ явно переплетается с описанием Герберштейна джигитующего московита. И зверский кистень - очень характерный штрих.

в связи с "гусарами-московитами" нельзя не вспомнить гравюру вид Гродно Гравюра сделана в 1568 г. в Нюрберге с рисунка, сделанного в период прибытия посольств в июле 1567 г. Однако насколько "с натуры" были нарисованы московиты - неясно. Все-таки это в первую очередь панорама города (Неман, кстати, течет не в ту сторону). Московиты от литвинов отличаются (например шапками), но в целом они похожи (что, в принципе, соответствует реальности)... Изображение привлекает гусарскими тарчами и копьями у московитов. А саадаков не видно. Замечу ещё что у них ещё мунштучная узда... С повозками также вопросы. Слишком много "уникальностей" при том, что документальность зарисовки не отмечена.

oleggg888.livejournal.com


Смотрите также