Халс ФрансКартины и биография. Хальс картины


Франс Хальс

Франс Хальс

 

    Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись.

   Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Они осадили Антверпен, и горожане капитулировали. В это время город покинуло множество людей - как протестантов, так и католиков. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, - здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк. 

   Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса, известного портретиста из Харлема". 

   В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена. 

   Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной - роты служили скорее клубом для зажиточных горожан. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. 

   В июне 1615 года Анетье умерла родами. Похоронили ее очень скромно. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов, имени которого мы не знаем. 

   Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. Георгия" (1616) - самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Эту работу впоследствии стали называть "пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи". 

   В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. У них было одиннадцать детей. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: "Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло". Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. 

   С 1616 по 1625 год Хальс состоял членом Кафедры риторики города Харлема - говоря современным языком, литературного клуба. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли. Вполне вероятно, именно там Хальс познакомился со многими богатыми и влиятельными горожанами, некоторые из которых впоследствии стали его заказчиками, а некоторые - даже друзьями. Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье. 

   В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". К этому времени у художника была своя мастерская, имел он и учеников. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан, их жен и детей. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Многие путешественники того времени с удивлением отмечали, что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. 

   Голландия переживала этап становления нации, освобождения от ненавистных правителей-католиков. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. 

   Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что "головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома". Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). 

   А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно, и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. Все дело испортила сама же Сара - на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. 

   В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. Продолжения знакомства у них не получилось - Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию, куда он был приглашен королевой Христиной. Нищета брала за горло. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Луки. Городской Совет назначил ему пенсию - но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета - "Регенты приюта для престарелых" и "Регентши приюта для престарелых". Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. 

   Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили - при очень небольшом стечении народа. Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек.

 

Франс Хальс

Jacobus Zaffius

 

Франс Хальс

Веселые гуляки

 

Франс Хальс

Катарина Хофт с кормилицей

 

Франс Хальс

Трое детей. Фрагмент

 

Франс Хальс

Супружеская пара в саду. Фрагмент

 

Франс Хальс

Поющий мальчик с флейтой

 

Франс Хальс

Молодые мужчина и женщина в Inn.

 

Франс Хальс

Портрет шута с лютней

 

Франс Хальс

Улыбающийся кавалер

 

Франс Хальс

Смеющийся мальчик

 

Франс Хальс

Два поющих мальчика. Фрагмент

 

Франс Хальс

Мулат

 

Франс Хальс

Два смеющихся мальчика с кружкой пива

 

Франс Хальс

Цыганка

 

Франс Хальс

Мальчик со скрипкой

 

Франс Хальс

Веселый пьяница

 

Франс Хальс

Питер ван ден Брук

 

Франс Хальс

Женский портрет

 

Франс Хальс

Семейный портрет

 

Франс Хальс

 

Франс Хальс

Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет

 

Франс Хальс

Портрет женщины с веером

 

Франс Хальс

Портрет молодого человека с перчаткой

 

Франс Хальс

Веселый пьяница

 

Франс Хальс

Портрет молодого человека

 

Франс Хальс

Сидящая женщина с веером

 

Франс Хальс

Изабелла Coymans

 

Франс Хальс

Мужской портрет

 

Франс Хальс

Мальчик, играющий на скрипке

 

Франс Хальс

Читающий мальчик

 

Франс Хальс

Портрет Стефана Герадса

 

Франс Хальс

Портрет юноши с черепом

 

Франс Хальс

Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена

 

 

 

http://www.artprojekt.ru/gallery/hals/Hals50.html

http://www.wikipaintings.org/ru/frans-hals

 

art.mirtesen.ru

Франс Хальс – великий портретист

Франс Хальс (1582-1666) – один из величайших портретистов эпохи золотого века искусства Голландии. Он был очень популярен, у него было много заказов и учеников, однако художник умер в полной нищете в приюте для бедных. Вот так сложилась жизнь гения.

Франс Хальс: биография

От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Но о нем лично известно немного. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Во время его рождения не было мира на его родине. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Поэтому, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором.франс хальс Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А еще через год он женится. В браке родится пять сыновей, и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620–1640 годы. Но потом его начинают забывать. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Картины почти не заказывают. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В ней он и умирает. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.

Портрет неизвестного (1650-1652)

Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Ухоженный мужчина с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя.франс хальс картины Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.

Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)

Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания, интереса и доброжелательности.франс хальс биография На губах играет легкая улыбка. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Этим достигнуто создание законченного образа.

Портрет Изабеллы Койманс (1689)

Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.художник франс хальс Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и светлого фона, игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.

«Голова мальчика в берете» (1640)

Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Круг сразу придает законченность портрету.ребенок Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Правая, освещенная светом, играет румянцем. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.

В этой статье мы постарались поместить известные и малознакомые публике работы мастера. Чувства, эмоции, интеллект, а не парадный костюм прежде всего старался передать живописец. И потому свое внимание художник обращал на мимику, жест, позу. Его художественное наследие, которое в основном находится на родине, далеко вышло за ее пределы.

fb.ru

Творчество Франса Хальса

Халс Портрет женщины с веером Портрет женщины с веером, 1640-еНациональная галерея, Лондон

Халс Портрет мужчины с перчаткой Портрет мужчины с перчаткой1650, Эрмитаж, Петербург

Халс Цыганка Цыганка, 1628-1630Музей Лувр, Париж

Халс Портрет юноши с черепом Портрет юноши с черепом, 1628Национальная галерея, Лондон

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.

Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.

С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.

Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс — живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.

Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем, иронией, горечью, скептицизмом. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.

Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Халс Франс. Картины →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Халс Франс Картины биография Hals Frans

Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585-1666), голландский живописец. Учился в 1600-1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме. Ранним портретам (“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса, Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622, Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”, “Евангелист Матфей”, около 1623-1625, - оба в Музее западного и восточного искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.

В конце 1620-х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества - от офицерства и богатых бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625-1636, Государственный музей, Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея, Берлин-Далем, - все около 1630).

Живописная манера Халса обретает ко времени 1630-х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.

В этот же период Халс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса). С 1640-х годов психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты госпиталя Святой Елизаветы”, 1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага).

В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной одежде”, около 1650-1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для престарелых”, 1664, Музей Франса Халса). В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи 17 века - Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.

Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”. Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши. Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения. Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта.Творчество Франса Хальса →

smallbay.ru

Франс Хальс - Биография художника, известные произведения, выставки

Франс Хальс (Frans Hals, 1581/1585 годы, Антверпен, Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) — 29 августа 1666 года, Гарлем, Нидерланды) — великий художник Золотого века Голландии, разработавший свободную технику, близкую к импрессионизму. Внедрил свой живой стиль в голландскую живопись и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.

Особенности творчества Франса Хальса. Хотя Франс Хальс завоевал признание как портретист, он создавал также жанровые сцены и образы четырёх евангелистов. О популярности его работ, среди которых есть ряд важных групповых портретов, свидетельствует «Общее описание города Гарлема» от 1628 года. Его автор Самуэль Ампсинг восхваляет способность художника «захватывать на портретах дух своих натурщиков».

Тогда же горожанин Теодор Шревелиус отмечал, что произведения живописца отражают «такую силу и жизнь», что кажется, будто он «бросает вызов природе своей кистью». Столетия спустя Винсент Ван Гог написал своему брату Тео: «Какое удовольствие рассматривать работы Франса Хальса, как же они отличаются от других картин — большинства из них, — где всё так тщательно приглажено и написано в одинаковой манере».

В отличие от коллег-современников, Хальс избегал лощёной фактуры и гладкого нанесения краски в своих произведениях. Он подчёркивал детали и придавал живость моделям с помощью видимых мазков, линий и крупных цветовых пятен. Эта техника стала пользоваться большой популярностью в XIX веке, особенно среди импрессионистов.

Известные картины Франса Хальса. «Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия», «Смеющийся кавалер», «Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме», «Групповой портрет регентов приюта для престарелых в Гарлеме«

Рембрандт, Вермеер, две жены

В пантеоне голландских художников Золотого века Франс Хальс занимает следующее место после Рембрандта и — последние примерно сто лет — Яна Вермеера. При этом во второй половине XIX века в определённых кругах, особенно парижских, он ценился даже выше их обоих. В то время небольшое наследие Вермеера только-только начали открывать заново, а яркая палитра и смелая манера письма Хальса больше привлекала художников-реалистов и импрессионистов, нежели освящённая веками техника Рембрандта.

Между тем, сведения о первых 20-ти — 30-ти годах жизни живописца крайне скудны. Известно, что он родился в Антверпене где-то между 1581-м и 1585 годами в семье ткача Франшуа Хальса и его второй жены Адрианы ван Гертенрик. Вскоре после осады Антверпена в 1585 году семья переехала в Гарлем, где Франс Хальс оставался до самой смерти (не считая нескольких коротких поездок, в том числе — в 1616 году в Антверпен, где он познакомился с творчеством Питера Пауля Рубенса).

Нет информации и о том, кто был учителем юного дарования. По некоторым данным, он поступил в подмастерья к Карелу ван Мандеру, однако тот не упоминает этот факт в своей «Книге о художниках». Можно было бы предположить, что мастер взял юношу уже после того, как издал трактат в 1604 году, но с 1603-го и до своей смерти он не жил в Гарлеме. Таким образом, первым надёжно задокументированным фактом в биографии Хальса является его вступление в Гильдию святого Луки в 1610 году.

Приблизительно тогда же он женился на дочери отбельщика Аннеке Харменсдир. У них родилось трое детей, но лишь один из них, Хармен, пошедший по стопам родителя, достиг взрослого возраста. Этот союз должен был ввести Хальса в правящую элиту, ведь крёстным отцом и опекуном Аннеки был богатый пивовар и член городского совета Иов Клаес Гийбланд. Однако по неизвестным причинам тот мало интересовался художником и его семьёй. Об этом красноречиво говорит тот факт, что он не помешал похоронить Аннеку в братской могиле после её смерти в мае 1615 года.

Два года спустя Хальс взял себе вторую жену — дочь стеклодува Лизбет Рейниерсдир, женщину буйного нрава, которой городские власти несколько раз выговаривали за скандалы. Она родила ему 11 детей (причём первую дочь — через девять дней после брака), четверо из которых также стали живописцами. Общее количество художников в семье составляло примерно десять человек, включая брата, племянников и зятя Хальса, но никто не достиг высот его мастерства.

Успех и нищета

В 1616 году карьера художника пошла в гору: ему заказали написать банкет офицеров Гильдии стрелков святого Георгия. Это был первый из десяти крупных групповых портретов, которые Хальс создал для общественных институтов. Последние два, изображающие регентов и регентш гарлемских приютов для престарелых, относятся к 1664 году, когда мастеру было уже около восьмидесяти двух лет. С 1860-х годов эти и другие произведения Хальса сделали музей в его родном Гарлеме меккой для таких художников как Гюстав Курбе, Эдуар Мане, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Уильям Меррит Чейз и другие.

Изображения Хальсу заказывали пивовары и лавочники, проповедники и богословы, лекари и адмиралы, писатели и высокопоставленные чиновники, ему позировал знаменитый французский философ Рене Декарт. Его групповые портреты приобрели известность за пределами Гарлема, и в 1633 году мастеру предложили написать роту капитана Рейнера Реаля и лейтенанта Корнелиса Блау. Хальс приступил к картине, но после продолжительного конфликта с клиентом бросил работу, и полотно, которое сейчас известно как «Скудная компания», пришлось заканчивать Питеру Кодде.

Но, несмотря на признание, художник постоянно испытывал материальные трудности, главным образом, из-за многочисленности своей семьи. Даже в 1630-е годы, когда его услуги портретиста ценились выше всего, ему был предъявлены иски от мясника, пекаря и сапожника за неоплаченные долги. В 1654 году Хальс расплатился с булочником, отдав кое-какие предметы домашнего обихода и пять картин, включая произведения Мартена ван Хемскерка и Карела ван Мандера.

С 1662 года и до смерти Хальс получал дотацию от городского совета. Первоначально это была разовая выплата в 50 гульденов плюс ежегодное пособие в размере 150 гульденов, затем сумма увеличилась до 200 гульденов. Ранее мастера освободили от уплаты взносов в Гильдию святого Луки, что, впрочем, было обусловлено не финансовой несостоятельностью, а его преклонным возрастом.

Франс Хальс скончался в 1666 году и был похоронен 1 сентября в церкви святого Бавона — самом большом протестантском храме Гарлема. Супруга пережила его примерно на девять лет, и ей пришлось существовать на пособие для неимущих.

Дешёвый чёрный

Художественный стиль Хальса преображался на протяжении всей его жизни. Яркие красочные картины раннего периода постепенно сменялись работами, в которых преобладал один тон. После 1641 года у живописца проявилась тенденция к ограничению палитры, он, скорее, намекал на цвет, а не проявлял его. Позже в произведениях стали доминировать тёмные, даже чёрные оттенки; мазки стали более слабыми, мелкие детали отошли на второй план по сравнению с общим впечатлением.

Если ранние картины излучали веселье и живость («Весельчаки на масленице», «Цыганка», «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема«), то более поздние образы подчёркивали статус и достоинство изображённых людей («Портрет путешественника», «Портрет пожилой женщины«). Такая аскетичность проявляется в групповых портретах регентов гарлемской богадельни и регентш женского приюта для престарелых (обе ок. 1664). Это шедевры цвета, хотя по сути они монохромны. Краски из года в год становились всё темнее, пока тени не превратились в почти полностью чёрные, как на «Портрете Тимана Оосдорпа».

Поскольку эта тенденция совпадает с периодом нищеты Хальса, некоторые историки предполагают, что его склонность к чёрным и белым пигментам продиктована их более низкой ценой по сравнению с дорогостоящими красочными лаками и карминами.

Многие работы Хальса исчезли за столетия, но никто точно не знает, сколько. Согласно самому авторитетному на сегодняшний день каталогу, составленному Сеймуром Слайвом в 1970 — 1974 годах, художнику могут быть приписаны ещё 222 картины. Другой эксперт, Клаус Гримм, считает, что их количество меньше — 145.

Неизвестно, писал ли когда-нибудь Хальс пейзажи, натюрморты или повествовательные произведения. Впрочем, это маловероятно. У большинства нидерландских художников XVII века была специализация, и Хальс, по-видимому, был «чистым» портретистом.

Техника и наследие

Многие считают, что Хальс создавал свои работы в один приём. Научные и технические исследования показали, что это впечатление неверно. Значительная часть картин содержит последовательные слои, как и было принято в то время. Иногда рисунок наносился мелом или краской поверх серого или розового грунта, а затем поэтапно заполнялся. Кажется, что художник клал краски очень свободно — это особенно заметно в нескольких поздних, зрелых произведениях. Хальс проявлял огромную смелость, мужество и виртуозность. У него была способность отрывать кисть от холста или панели в кульминационный момент. Он не «закрашивал натурщиков до смерти», как делали большинство его современников, независимо от того, просили их об этом клиенты или нет.

«Схематическая» манера Хальса не была уникальна для XVII века — такой подход уже существовал в Италии столетием ранее. Художник, вероятно, вдохновлялся творчеством своих коллег Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка.

Стоит отметить, что Франс Хальс также был хорошим педагогом. Он обучил пятерых сыновей (Хармена, Франса Младшего, Рейнира, Николаса и Яна) и будущего зятя — жанриста и мастера натюрмортов Питера ван Ростратена. Помимо этого, в его студии учились Адриан Брауэр и Адриан ван Остаде. Несмотря на отсутствие документов, также считается, что ремесло живописи у него постигали Ян Минсе Моленар и Юдит Лейстер; во всяком случае, с последней Хальс был близко знаком.

После смерти живописец постепенно утратил репутацию. За два столетия ценность его произведений упала настолько, что некоторые картины, которые сейчас стали жемчужинами публичных коллекций, продавались буквально за копейки. Но с середины XIX века престиж Хальса вновь поднялся, а вместе с ним — и стоимость работ. В 1889 году «Портрет Питера ван де Брука» был продан за 4 тыс. 420 фунтов стерлингов, а уже девять лет спустя Национальная галерея в Лондоне заплатила 25 тысяч за «Семейный групповой портрет на фоне пейзажа» из коллекции лорда Тальбота де Малахайда.

Сейчас картины Хальса находятся в музейных коллекциях по всему миру. С конца XIX века их собирали ценители повсюду — от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие полотна и панели затем были проданы американским коллекционерам, которые оценили некритичное отношение художника к богатству и статусу.

Крупнейшая коллекция произведений живописца находится в Музее Франса Хальса в Гарлеме.

Автор: Влад Маслов

artchive.ru

Франц Халс (ок.1580 - 1666)

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.

cvetamira.ru

О замечательном голландском художнике Франсе Халсе.

             Франс Хальс (ок.1580-1666) . Совсем юным Франс оказался в харлемской школе Карела ван Мандера, где сформировался как художник в атмосфере маньеризма. В 1610 году он был принят в гильдию Святого Луки как мастер жанровых картин и портретов мальчишек.

                     Мы мало знаем о его жизни. Видимо, этот человек при своем огромном таланте весьма охотно предавался радостям простой жизни.Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей.

Копия автопортрета.

                Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах.

         Удалось увидеть оригинал этой картины.Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.

Хальс.Портрет супружеской пары.

         Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

                 Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.

«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова. 

                    Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

        Франс Хальс был  основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

Хальс Весёлый собутыльник.

           Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Портрет  Мужчины с перчаткой.1650 Эрмитаж.

       Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

                 В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования

 

             Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.

            К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.

           Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

           В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. Он объединяет офицеров в группы, придает им различные позы, переосмысливая жанр группового портрета.

 

 Хальс.Банкет членов общества городской стражи им. Святого Георгия  

      Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Но его больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков. Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия. У Хальса были неурядицы с женой, его часто вызывали в суд. Но сограждане прощали ему бесшабашность, они гордились своим художником.

Рассказывает А.В. Лазарев:

   «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики. Каждый, улучив минутку, требовал "по дружбе" написать его на первом плане и поблагородней. Тогда художник нашел гениальное решение: на первом плане окажется тот, кто больше заплатит! В результате на первом плане у него всегда оказывались богатые полковники, потом – капитаны, потом уже – сержанты.

                     Но субординация иногда нарушалась. У молодых поручиков оказывались богатые родители, и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками».

 

Франс Хальс портрет молодого человека в черепом

           Молодой человек с черепом - типичная для молодого Хальса работа. Он любил непринужденные, свободные и даже порывистые жесты своих моделей. И молодой человек, одной рукой держа череп, вторую в порывистом жесте устремляет прямо на зрителя.

           И плутоватый взгляд юноши, и яркое, несуразно свешивающееся с шляпы перо, и вся радостная гамма полотна скорее говорят о доброй шутке, чем о тягостных раздумьях. Свободный мазок, легко положенный на холст, усиливает это ощущение радости бытия.

 

The Laughing Cavalier, 1624

             Хальс любил, когда мог писать свои картины, не стесняя движения кисти никакими условностями. У него был свой живописный почерк, по которому легко узнать любую его работу. По словам одного из критиков Хальс бросал мазки на холст так, словно стегал его. Некоторые работы Хальса могли казаться кому-то незаконченными, но в небрежно брошенных на холст мазках сразу узнаешь и лица, и фигуры, и позументы галуна, и ломкое кружево.

 

Хальс. Дама свеером.

         Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером - типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать.

       С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Она в строгом черном платье, которое украшают лишь белоснежные кружевной воротник и манжеты.

               Особенно покоряет мягкое милое лицо, которое как бы выплывает из нейтрального фона, глаза, излучающие теплый и ласковый свет, чуть курносый, тонко очерченный носик, как бы подчеркивающий ее очаровательную улыбку. Все в этой женщине просто, и все прекрасно.

Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем

 

            Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.

             Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.

Регенты госпиталя святой Елизаветы

       Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной продуктивности – за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета

                Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Хаьс.Портрет Виллема Хейтхейссена. 1625—30

          Пафос портрета заключён в своеобразном самоутверждении модели, что вызывает у художника двойственное к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообще одной из ведущих в творчестве Халса.

                      Она имеет глубоко исторические корни, возникнув в результате становления развитого национального и социального самосознания не только голландского бюргерства, но и всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и страдания стране.

                      Чувство законной гордости новых хозяев страны, сломивших власть дворян и ныне получивших её не по праву наследования, а благодаря личным способностям и достоинствам, Халс подметил одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в двадцатые и тридцатые годы.  

  Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея),

содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка.

                 Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

               

 

Галерея работ.

Хальс.Евангелист Лука.

Шут с лютнёй.Лувр Париж.1630

Хальс.Портрет мужчины.1650-1653).Эрмитаж

Хальс Портрет Женщины.1655г

Халс Франс, Мулат, 1627, Музей изобразительных искусств, Лейпциг

Трое детей. 1620г

Горшечние-музыкант.

Хофт с няней.

«Isabella Coymans»1650-52

Халс Франс, Цыганка, 1628-30, Лувр

      

           В 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия.

            Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.

   «Свое восхищение красотой девушки художник передал так глубоко и сильно, что оно захватывает и нас, – пишет Т. Седова. – К сожалению, имя этой быстроглазой плутовки не дошло до нашего времени. По всей видимости, она была одной из жительниц города Харлема, где жил и сам художник…

                  Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Он умер 26 августа 1666 года в полном забвении и глубокой бедности в Харлемской богадельне.

   Но остались многочисленные ученики Хальса, известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде…Четыре его сына тоже стали художниками.

   Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику.

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

Источники.

maxpark.com


Смотрите также