Степная эротика: Почему Хлудов рисовал казашек голыми? Хлудов картины


Степная эротика: Почему Хлудов рисовал казашек голыми?

Классические работы художника Николая Хлудова, который творил в конце XIX – начале XX века, неожиданно стали причиной очередного "уят-скандала". Картина "Женщины-казашки бьют шерсть" возмутила казахстанских мужчин. Пост об этом появился в Facebook.

На картине Хлудова – бытовая зарисовка: казахские женщины в кимешеках отбивают палками овчину, чтобы изготовить войлок. Часть женщин делает это с обнажёнными грудями.

Картина "Женщины-казашки бьют шерсть" / Фото Facebook

Такого быть не могло

Картина находится в Центральном государственном музее РК, там есть целый зал, посвящённый Хлудову. И там эта полуэротическая работа никого не смущает. Но стоило ей появиться в социальных сетях, как разгорелся скандал. Комментаторы, которые явно не знакомы с творчеством Хлудова и давно не были в музее, объявили работу чуть ли не фейком.

"Это фантазия художника. Они не могли нарисовать наших женщин в таком виде", – пишет Диас Батырбекұлы.

Кто-то решил, что Хлудов как художник оказался совсем не правдив и пририсовал благовоспитанным казахским матронам молочные железы, кои они никогда не являли свету.

"Попробуйте раздеть наших женщин! Картины Хлудова искажают действительность", – написал Руслан Шынтас.

Были отзывы и откровенно оскорбляющие память художника-этнографа, произведения которого стали культурным достоянием Казахстана.

"Художник – урод без мозгов! Пусть горит в аду", – написал Дамир Асильев.

Вы хотите сказать, казахи не раздевались?

Мы решили разобраться, почему же всё-таки Николай Хлудов изобразил наших прабабушек в столь откровенном виде? Была ли это вольная фантазия живописца или бесстрастная фиксация реальности? Informburo.kz опросил художников, культурологов и специалистов по казахским традициям: могли наши женщины в XIX веке выступить натурщицами в стиле ню или нет?

Известный искусствовед Валерия Ибраева считает, что вызвавшая скандал картина в высшей степени реалистична.

Валерия Ибраева

"Хлудов рисовал фотографически, он ничего из головы не выдумывал, – прокомментировала Валерия Ибраева. – Что видел, то и пел, он был художник-этнограф. Ещё более скандальная картина его, на которой обнажённые женщины зубами развязывают поводья верблюда. У Хлудова стиль был довольно примитивный, его кредо – это рисование с этнографической точностью. Он допускал небольшую поэтизацию, конечно – одна наш искусствовед даже связала его с Алексеем Венециановым (русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. – Авт.)"

То, что женщины могли бить шерсть топлес, по мнению искусствоведа, объясняется просто: им было жарко. "Понятно, что женщины бьют шерсть в юрте, чтобы она не разлетелась. Им жарко – естественно, что они обнажились. Почему нет?"

"У Хлудова есть картина с девушкой, которая моется в реке, тоже полуобнажённая. То есть, что хотят сказать, что казахи не раздевались? Говорят, что в Европе жили грязно в прежние времена, а в Казахстане чисто. Но, извините, быт кочевников вряд ли был стерильным", – говорит Валерия Ибраева.

На современных, полных патриотического умиления картинах, конечно, такого натурализма, как у Хлудова, не увидишь. Степные жительницы на них со скромно опущенными долу глазами с поволокой, белоснежные складки их платьев целомудренно прикрывают всё, что можно прикрыть. Этих лубочных красавиц – гламурных кочевниц трудно представить отбивающими шерсть. Валерия Ибраева думает, что такие образы – это попытка идеализации.

"Я родилась и долгое время жила в Ташкенте, там было много греков, которые говорили: греческая девушка так себя не ведёт, а вот другие девушки... Это одна из форм идеализации: мол, женщины других стран могут себе такое позволить, а наши нет, они скромные. Это из той же серии, что вопрос: "Ходил ли Ленин в туалет". Если вы помните фильм "Асса", то он начинался с того, что Сталин ходил в туалет, то есть надо было разбить величие", – прокомментировала искусствовед.

Степное БДСМ

Культуролог Зира Наурзбаева также изучала творчество Хлудова и рассказала нам, что нынешний скандал – повторение того, что был ещё в 1934 году, когда ещё не было Facebook.

В начале ХХ века в краеведческом музее сняли несколько работ Хлудова, посчитав их аморальными. Среди них была ещё более фривольная работа "Праздник с призами". На полотне при первом взгляде происходит некая вакханалия. Полуголые дамы с завязанными за спиной руками зубами пытаются развязать поводья верблюда. За этим с радостными лицами наблюдают мужчины.

"Праздник с призами" / Фото из социальных сетей

Непристойную картину сняли со стены. Но тут за Хлудова вступился Ахмет Байтурсынов, только что вернувшийся из ссылки. Он высоко оценил работы художника и сообщил, то на картине изображена никакая не порнография, а действительно распространённый в степи ритуал.

Зира Наурзбаева заверила нас, что Хлудов не соврал: женщины действительно на глазах у публики проделывали подобные номера, причём художник даже поскромничал: на самом деле женщины должны были быть полностью обнажёнными. Ритуальное действо производилось на поминках. Голая женщина воплощала энергию жизни и должна была как бы противостоять энергии смерти. Это был языческий, домусульманский обряд.

Зира Наурзбаева

"Этот ритуал называется "Туйешешу", – прокомментировала Зира Наурзбаева. – Он был в фильме "Кунанбай" изображён. На самом деле женщины выходили полностью обнажённые. В фольклоре можно встретить описание, как выходит пожилая обнажённая женщина, она буквально указывает на свои половые органы и говорит, что дети это видели, когда рождались, поэтому ничего постыдного в этом нет. Потом мы приняли ислам, и все эти ритуалы стали забываться. Очень редко это применялось. На поминках отца Кунанбая – Ускенбая – этот обряд был применён. Это не было порнографией или стриптизом, это имело большое символическое значение. Нам сейчас трудно воспринимать в истинном смысле те обряды, которые были приняты в те времена".

Что касается картины "Женщины-казашки бьют шерсть", то на ней Хлудов, по мнению Зиры Наурзбаевой, всё-таки исказил действительность.

"Разумеется, никто войлок в обнажённом виде не бил, – уверена Зира Наурзбаева. – Другой пример – его же картина, где женщины одеты, но мужчина до пояса раздет. Есть архивная видеосъёмка 1918-го или 1919 года, она была сделана в Семипалатинске: там группа молодых мужчин только в штанах и с обнажёнными торсами, они бежали около поезда. Это архивная съёмка, скорее всего, это военная часть "Алаш Орды", и мужчины проходили учения. Так как женщин рядом не было, мужчины позволили себе раздеться. Но в целом же это не было принято. Тогда у импрессионистов были популярны всяческие таитянки, гаитянки. Я думаю, Хлудов, возможно, вдохновлялся ими".

Это ханжество

А вот хранитель исконных казахских традиций и историк Арман Нурмухамбетов нисколько не смущён картинами Хлудова.

Арман Нурмухамбетов

"Картины Хлудова отражают действительность, – прокомментировал Арман Нурмухамбетов. – В старину представления о стыде у казахов были несколько иными, чем при усилении ислама в середине XIX века и позже при Союзе. На что-то смотрели проще, чем даже сейчас. А что-то из того, что сейчас в порядке вещей, тогда считалось зазорным"

Арман считает, что нельзя смотреть на эту картину глазами современного человека.

"Одна из картин Хлудова, не помню, как называется, где девушки с обнаженной грудью на глазах у всего аула зубами развязывают узлы аркана, на который привязаны верблюды, – это реальный казахский ритуал плодородия, – говорит Арман. – Ритуал известен ещё с сарматских времен. Тот, кто возмущается при виде этих картин, проявляет элементарное невежество в культуре собственного народа и вбитое в их головы странное сочетание советско-исламского ханжества".

Это фантазия

За правдой о картине Хлудова, на которой казашки уже второй век бьют шерсть, мы обратились к директору Центрального государственного музея РК Нурсану Алимбаю. Он заверил нас, что да, женщины действительно были, но они позировали одетыми, а обнажённые груди им пририсовал сам художник.

"Да, действительно на его картинах голые казахские женщины, – прокомментировал Нурсан Алимбай. – Разумеется, это было совершенно недопустимо. Хлудова подвергли критике по этому поводу. На что он ответил, что это была художественная фантазия, это был способ интерпретации реальности. Он просто хотел показать красоту женского тела. На самом деле такого не было. У нас в архивах музея хранятся письма самого Хлудова с объяснениями по этому поводу".

Мы попросили письмо, в котором Николай Хлудов раскрывает тайну казашек с полотна, для ознакомления. Однако в музее нам сообщили, что доступа к этому историческому документу в данный момент нет.

Кто такой Хлудов

Николай Хлудов / Фото с сайта zhasorken.kz

Николай Хлудов – художник-портретист, иконописец, пейзажист. Он родился 25 ноября 1850 года в Орловской губернии, а умер 23 июня 1935 года в Алматы.

Хлудов с 1877 года жил в городе Верный, работал чертёжником, а позже – межевиком Семиреченского областного правления, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. В. Игнатьева и ботаника А.Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри и профессора И. В. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887 г.). Хлудов являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.

С 1904 по 1907 год Хлудов расписывал первый иконостас Алматинского Вознесенского кафедрального собора.

В 2013 году была выпущена марка с картиной Хлудова.

В советское время Николай Гаврилович сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских и кыргызских художников. Его учениками в разное время были Абылхан Кастеев и Семён Чуйков.

Работы Хлудова хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы.

По данным Википедии, из художников Центральной Азии чаще всего подделывают Николая Хлудова и Сергея Калмыкова.

informburo.kz

Художник Николай Хлудов. Хранитель древностей

Николай Гаврилович Хлудов родился 25 ноября 1850 г. в Орловской губернии. Начальное художественное образование получил в Одесской рисовальной школе и частных художественных мастерских Петербурга. В 1877 году Хлудов приехал в Верный. С того момента вся дальнейшая жизнь художника связана с Казахстаном. Николай Гаврилович долгие годы работал чертежником, а позже землемером Семиреченского областного правления. В качестве топографа Хлудов участвовал в экспедициях по исследованию горной группы Хан-Тенгри. Также входил в группу исследователей, изучавших Верненское землетрясение. Хлудов много путешествовал, объездил все Семиречье.

Экспедиции, государственная служба, разъезды по межеванию земель дали наблюдательному художнику колоссальный материал для работы. Во время своих поездок Хлудов без устали рисовал пейзажи, портреты, делал наброски бытовых сцен, национальной одежды и утвари. Все эти рисунки позднее послужили основой для создания многочисленных живописных работ, посвященных жизни казахского народа. Знатоки живописи давно уже назвали работы Хлудова своеобразной энциклопедией жизни кочевников конца XIX – начала XX веков.

 

Однако было бы не совсем правильным считать Николая Гавриловича всего лишь художником-этнографом. Он отлично умел передавать настроение и индивидуальность тех, кого рисовал. Жил жизнью того аула, который изображал на бумаге, а не был каким-то «залетным любителем экзотики»…

В романе «Хранитель древностей» Юрия Домбровского, в котором он описывает Алма-Ату 30-х годов прошлого века, Николаю Гавриловичу Хлудову посвящена четвертая глава. Она начинается словами: «Жил в городе Верном такой художник...».

«Что за художник? — сказали искусствоведы. — Ни стиля, ни цвета, ни настроения. Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом все, что ему попадалось на глаза, — казаха, казашку, казачат с луком, еще всякое. Так ничего и не взяли». Действительно, искусствоведы как будто всегда его недооценивали. Охотно признавая Хлудова основоположником школы живописи, они не считали его сильным живописцем.

Домбровский сравнивает Хлудова со старинными рисовальщиками, первооткрывателями прошлых времен: «И Хлудов тоже мог бы на всю жизнь остаться только одним из них. Но его окружали горы, пески, моря, зелень, голубейшее небо, цветастая земля — и он бросил карандаш и взялся за кисть. И недаром, конечно, взялся. Мир заблистал, задвигался, замерцал в его полотнах. Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеется от радости…».

Николай Гаврилович Хлудов по складу характера был человеком степенным и трудолюбивым, ничего безумно-богемного и экзальтированного в нем было и в помине. Его жизнь, совпавшая с невиданными социальными потрясениями, всегда текла размеренно и тихо. Может быть, спокойное ремесло землемера, а может, умение с головой погрузиться в чудеса природы и мимолетные яркие впечатления воспитали в Хлудове удивительное свойство — вписываться в самые крутые исторические повороты.

До Октябрьской революции Хлудов был уважаемым горожанином, плодовитым художником, исполнительным работником, добропорядочным семьянином. С 1910 года он начинает преподавательскую деятельность — учит детей рисованию и черчению в Верненском высшем начальном училище и женской гимназии. После революции Хлудов продолжает учить детей, а в 1921 году открывает первую в городе художественную студию. Из ее стен вышли состоявшиеся впоследствии художники — Чуйков, Бортников, Соловьев. Основоположник казахской живописи Абылхан Кастеев также учился у Николая Гавриловича Хлудова. Умер Николай Гаврилович в возрасте 85 лет, в 1935 году.

И все же остается открытым вопрос: почему художника так интересовало Семиречье? Существует одна любопытная гипотеза. Говорят, Хлудов в молодости попал под влияние модных тогда эзотерических идей. Он мог быть знаком с Николаем Рерихом, знаменитым художником, путешественником и философом-мистиком. Во всяком случае Хлудову наверняка был известен миф о сказочной стране Шамбале, Твердыне Великого Знания и Света (по Н. Рериху). Многие адепты эзотерических учений верили в реальность удивительной страны. И считали, что вход в нее вполне может быть расположен… в Семиречье. Вообще, в то время Восток и все восточное — загадочное, таинственное — было в моде. Вполне возможно, что под влиянием юношеских мечтаний Хлудов и появился в Семиречье. А потом влюбился в этот дивный мир и положил на алтарь этой любви всю свою жизнь…

Работы Хлудова сегодня хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы. Самая значительная часть его наследия — в фондах Центрального Государственного музея Казахстана. В прошлом году в Казахстане вышла почтовая марка, на которой изображена репродукция знаменитой картины Хлудова «Джасаул».

Юрий Домбровский писал: «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст».

Да, полнота, солнечная красота и радость жизни — вот главная часть творческого наследия замечательного художника, путешественника и наставника Николая Хлудова, его послание нам, благодарным потомкам.

bianki.mypage.ru

Степная эротика: Почему Хлудов рисовал казашек голыми?

Классические работы художника Николая Хлудова, который творил в конце XIX – начале XX века, неожиданно стали причиной очередного «уят-скандала». Картина «Женщины-казашки бьют шерсть» возмутила казахстанских мужчин. Пост об этом появился в Facebook.

На картине Хлудова – бытовая зарисовка: казахские женщины в кимешеках отбивают палками овчину, чтобы изготовить войлок. Часть женщин делает это с обнажёнными грудями.

Картина "Женщины-казашки бьют шерсть"

Такого быть не могло

Картина находится в Центральном государственном музее РК, там есть целый зал, посвящённый Хлудову. И там эта полуэротическая работа никого не смущает. Но стоило ей появиться в социальных сетях, как разгорелся скандал. Комментаторы, которые явно не знакомы с творчеством Хлудова и давно не были в музее, объявили работу чуть ли не фейком.

«Это фантазия художника. Они не могли нарисовать наших женщин в таком виде», – пишет Диас Батырбекұлы.

Кто-то решил, что Хлудов как художник оказался совсем не правдив и пририсовал благовоспитанным казахским матронам молочные железы, кои они никогда не являли свету.

«Попробуйте раздеть наших женщин! Картины Хлудова искажают действительность», – написал Руслан Шынтас.

Были отзывы и откровенно оскорбляющие память художника-этнографа, произведения которого стали культурным достоянием Казахстана.

«Художник – урод без мозгов! Пусть горит в аду», – написал Дамир Асильев.

Вы хотите сказать, казахи не раздевались?

Мы решили разобраться, почему же всё-таки Николай Хлудов изобразил наших прабабушек в столь откровенном виде? Была ли это вольная фантазия живописца или бесстрастная фиксация реальности? Informburo.kz опросил художников, культурологов и специалистов по казахским традициям: могли наши женщины в XIX веке выступить натурщицами в стиле ню или нет?

Известный искусствовед Валерия Ибраева считает, что вызвавшая скандал картина в высшей степени реалистична.

Валерия Ибраева

Валерия Ибраева

«Хлудов рисовал фотографически, он ничего из головы не выдумывал, – прокомментировала Валерия Ибраева. – Что видел, то и пел, он был художник-этнограф. Ещё более скандальная картина его, на которой обнажённые женщины зубами развязывают поводья верблюда. У Хлудова стиль был довольно примитивный, его кредо – это рисование с этнографической точностью. Он допускал небольшую поэтизацию, конечно – одна наш искусствовед даже связала его с Алексеем Венециановым (русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. – Авт.)»

То, что женщины могли бить шерсть топлес, по мнению искусствоведа, объясняется просто: им было жарко. «Понятно, что женщины бьют шерсть в юрте, чтобы она не разлетелась. Им жарко – естественно, что они обнажились. Почему нет?»

«У Хлудова есть картина с девушкой, которая моется в реке, тоже полуобнажённая. То есть, что хотят сказать, что казахи не раздевались? Говорят, что в Европе жили грязно в прежние времена, а в Казахстане чисто. Но, извините, быт кочевников вряд ли был стерильным», – говорит Валерия Ибраева.

На современных, полных патриотического умиления картинах, конечно, такого натурализма, как у Хлудова, не увидишь. Степные жительницы на них со скромно опущенными долу глазами с поволокой, белоснежные складки их платьев целомудренно прикрывают всё, что можно прикрыть. Этих лубочных красавиц – гламурных кочевниц трудно представить отбивающими шерсть. Валерия Ибраева думает, что такие образы – это попытка идеализации.

«Я родилась и долгое время жила в Ташкенте, там было много греков, которые говорили: греческая девушка так себя не ведёт, а вот другие девушки… Это одна из форм идеализации: мол, женщины других стран могут себе такое позволить, а наши нет, они скромные. Это из той же серии, что вопрос: «Ходил ли Ленин в туалет». Если вы помните фильм «Асса», то он начинался с того, что Сталин ходил в туалет, то есть надо было разбить величие», – прокомментировала искусствовед.

Степное БДСМ

Культуролог Зира Наурзбаева также изучала творчество Хлудова и рассказала нам, что нынешний скандал – повторение того, что был ещё в 1934 году, когда ещё не было Facebook.

В начале ХХ века в краеведческом музее сняли несколько работ Хлудова, посчитав их аморальными. Среди них была ещё более фривольная работа «Праздник с призами». На полотне при первом взгляде происходит некая вакханалия. Полуголые дамы с завязанными за спиной руками зубами пытаются развязать поводья верблюда. За этим с радостными лицами наблюдают мужчины.

"Праздник с призами"

«Праздник с призами» / Фото из социальных сетей

Непристойную картину сняли со стены. Но тут за Хлудова вступился Ахмет Байтурсынов, только что вернувшийся из ссылки. Он высоко оценил работы художника и сообщил, то на картине изображена никакая не порнография, а действительно распространённый в степи ритуал.

Зира Наурзбаева заверила нас, что Хлудов не соврал: женщины действительно на глазах у публики проделывали подобные номера, причём художник даже поскромничал: на самом деле женщины должны были быть полностью обнажёнными. Ритуальное действо производилось на поминках. Голая женщина воплощала энергию жизни, ее близость к природе,  и должна была как бы противостоять энергии смерти.  Ведь мы на свет появляемся голым. Это был языческий, домусульманский обряд,связанный с тенгрианством.

Зира Наурзбаева

Зира Наурзбаева

«Этот ритуал называется «Туйешешу», – прокомментировала Зира Наурзбаева. – Он был  и в фильме «Кунанбай» изображён. На самом деле женщины выходили полностью обнажённые. В фольклоре можно встретить описание, как выходит пожилая обнажённая женщина, она указывает на свои половые органы и говорит, что дети это видели, когда рождались, поэтому ничего постыдного в этом нет. Да, это своего рода признак феминизма даже. Потом мы приняли ислам, и все эти ритуалы стали забываться. Очень редко это применялось. На поминках отца Кунанбая – Ускенбая – этот обряд был применён. Это не было порнографией или стриптизом, это имело большое символическое значение, стремление стать ближе к природе, порождающей нас голыми. Нам сейчас трудно воспринимать в истинном смысле те обряды, которые были приняты в те времена. Но, зачем оскорбляться? «.

Что касается картины «Женщины-казашки бьют шерсть», то на ней Хлудов, по мнению Зиры Наурзбаевой, всё-таки исказил действительность.

«Разумеется, никто войлок в обнажённом виде не бил, – уверена Зира Наурзбаева. – Другой пример – его же картина, где женщины одеты, но мужчина до пояса раздет. Есть архивная видеосъёмка 1918-го или 1919 года, она была сделана в Семипалатинске: там группа молодых мужчин только в штанах и с обнажёнными торсами, они бежали около поезда. Это архивная съёмка, скорее всего, это военная часть «Алаш Орды», и мужчины проходили учения. Так как женщин рядом не было, мужчины позволили себе раздеться. Но в целом же это не было принято. Тогда у импрессионистов были популярны всяческие таитянки, гаитянки. Я думаю, Хлудов, возможно, вдохновлялся ими».

Это ханжество

А вот хранитель исконных казахских традиций и историк Арман Нурмухамбетов нисколько не смущён картинами Хлудова.

Арман Нурмухамбетов

Арман Нурмухамбетов

«Картины Хлудова отражают действительность, – прокомментировал Арман Нурмухамбетов. – В старину представления о стыде у казахов были несколько иными, чем при усилении ислама в середине XIX века и позже при Союзе. На что-то смотрели намного  проще, чем даже сейчас. А что-то из того, что сейчас в порядке вещей, тогда считалось зазорным»

Арман считает, что нельзя смотреть на эту картину глазами современного человека.

«Одна из картин Хлудова, не помню, как называется, где девушки с обнаженной грудью на глазах у всего аула зубами развязывают узлы аркана, на который привязаны верблюды, – это реальный казахский ритуал плодородия, – говорит Арман. – Ритуал известен ещё с сарматских времен. Тот, кто возмущается при виде этих картин, проявляет элементарное невежество в культуре собственного народа и вбитое в их головы странное сочетание советско-исламского ханжества».

Это фантазия

За правдой о картине Хлудова, на которой казашки уже второй век бьют шерсть, мы обратились к директору Центрального государственного музея РК Нурсану Алимбаю. Он заверил нас, что да, женщины действительно были, но они позировали одетыми, а обнажённые груди им пририсовал сам художник.

«Да, действительно на его картинах голые казахские женщины, – прокомментировал Нурсан Алимбай. – Разумеется, это было совершенно недопустимо. Хлудова подвергли критике по этому поводу. На что он ответил, что это была художественная фантазия, это был способ интерпретации реальности. Он просто хотел показать красоту женского тела. На самом деле такого не было. У нас в архивах музея хранятся письма самого Хлудова с объяснениями по этому поводу».

Мы попросили письмо, в котором Николай Хлудов раскрывает тайну казашек с полотна, для ознакомления. Однако в музее нам сообщили, что доступа к этому историческому документу в данный момент нет.

Кто такой Хлудов

Николай Хлудов

Николай Хлудов / Фото с сайта zhasorken.kz

Николай Хлудов – художник-портретист, иконописец, пейзажист. Он родился 25 ноября 1850 года в Орловской губернии, а умер 23 июня 1935 года в Алматы.

Хлудов с 1877 года жил в городе Верный, работал чертёжником, а позже – межевиком Семиреченского областного правления, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. В. Игнатьева и ботаника А.Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри и профессора И. В. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887 г.). Хлудов являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.

С 1904 по 1907 год Хлудов расписывал первый иконостас Алматинского Вознесенского кафедрального собора.

В 2013 году была выпущена марка с картиной Хлудова.

В советское время Николай Гаврилович сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских и кыргызских художников. Его учениками в разное время были Абылхан Кастеев и Семён Чуйков.

Работы Хлудова хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы.

По данным Википедии, из художников Центральной Азии чаще всего подделывают Николая Хлудова и Сергея Калмыкова.

https://informburo.kz/stati/stepnaya-erotika-pochemu-hludov-risoval-kazashek-golymi.html?_utl_t=fb

www.altyn-orda.kz

Хлудов Николай - Галерея "Жауhар"

Хлудов Николай

1850-1935

Хлудов Николай Гаврилович. Советский и казахстанский художник, выдающийся живописец. Родился в Орловской губернии 25 ноября 1850 года. В 1872-1874 гг. он получил педагогическую подготовку в Одесской рисовальной школе, а в 1876 году - в Петербурге, где учился в частной мастерской художника Н. А. Гогелинского. В советское время сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских художников. У него первые уроки искусства получили С. Чуйков, А. Кастеев, А. Бортников, Н. Соловьев, В. Уфимцев и др. В Казахстан приехал в 1879 г. Жил в г. Верном (ныне Алматы). Работал чертежником, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. В. Игнатьева и ботаника А. Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри (1886) и профессора И. В. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887). Являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества. Участие в экспедициях, государственная служба, разъезды по межеванию земель дали художнику возможность точно подметить и передать в обыденных сценах дух и своеобразие казахского народа. Хлудов пишет пейзажи, портреты, делает зарисовки бытовых сцен, которые послужили ему основой для создания многочисленных живописных работ, посвященных жизни казахского народа. Многочисленные произведения Хлудова отражают природу и жизнь Южного Казахстана дореволюционной поры. На его картинах можно увидеть бескрайнюю степь с ее бирюзовым безоблачным небом, группы кибиток, пасущиеся табуны и стада - "Пахота весной" (1911 г.), "Поливальщики посевов" (1913 г.). Живопись его несколько суховата, большинство картин производит впечатление подцвеченного рисунка, носит этнографический характер. После Октябрьской революции, в 20-30-х годах, Хлудов помимо большого количества картин, посвященных жизни казахов-кочевников, создаёт произведения на историко-революционные темы. В 1910 году художник ушел в отставку и целиком посвятил себя живописи. 1920 году организовал частную художественную студию, где занимался с начинающими молодыми любителями изобразительного искусства. Произведения находятся в собрании музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы. Самая значительная часть его наследия хранится в фондах Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева.

www.zhaukhar.kz

Николай Гаврилович Хлудов - Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева

Если о жизни и творчестве Гавриила Хлудове почти ничего неизвестно, то  его сын  Николай Гаврилович Хлудов - художник, портретист, иконописец, пейзажист, бытописец Заилийского края, родоначальник казахской школы живописи, оставил большое творческое наследие.

Родился Николай Хлудов 25 ноября 1850 в г. Брянске Орловской  губернии . Учился в Одесской рисовальной школе (1872—1874), затем продолжил образование в частных художественных мастерских Петербурга, в мастерской Гоголевского.

С 1877 года жил в г. Верном (ныне Алма-Ата).  Работал чертежником, а позже межевиком Семиреченского областного правления. Участвовал в 1886 году  в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. В. Игнатьева и ботаника А. Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри (пирамидальный пик на Тянь-Шане), а также в группе  профессора И. В. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887). Николай Гаврилович  являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.

Примечание: Корольков Ярослав Иванович [1843-1933], уездный начальник, командир горной батареи, полковник, занимался исследованиями климата и ледников Прииссыккулья

В 1904—1907 годах расписывал первый иконостас  Алматинского Вознесенского Кафедрального собора, построенного по проекту архитектора Андрея  Павловича  Зенкова, одного из основоположников сейсмостойкого строительства.

С 1910—1917 — учитель рисования и черчения в Верненском высшем начальном училище, учительской семинарии и женской гимназии.

В 1918—1919 преподает рисование и черчение в Верненском сельскохозяйственном техникуме. С 1921 года возглавляет студию, где занимается с начинающими художниками. В советское время сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских и кыргызских художников. Учениками Хлудова Н. Г. в разное время были Абылхан Кастеев, А.И.Бортников, Семен Афанасьевич Чуйков, советский живописец, народный художник СССР.

Организатор 1-й художественной выставки Советского Семиречья (1925), персональной выставки (1921-30 гг.), принял участие в московских выставках «Искусство народов СССР» (1927 г.), «Искусство Казахской ССР» (1934, Музей народов Востока). Автор картин на сюжеты из жизни казахского народа. 211 полотен художника хранятся в Центральном музее Казахстана и Государственном музее искусств Казахстана имени А.Кастеева. Совместно с художником Глушковым составил этнографический атлас народностей. Работы Н. Г. Хлудова хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алмааты. В Центральном государственном музее Казахстана в 2010 году открыли «Зал Н. Г. Хлудова» с произведениями известного русского художника.

Жена - Софья Андреевна, дочери Клеопатра и Апполинария.

Умер Николай Гавриилович Хлудов  23 июня 1935 г. в  Алма-Ате.

В книге «Хранитель древностей» Юрия  Домбровского Хлудову Н. Г. и его творчеству посвящена целиком четвёртая глава, в которой есть такие слова: «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст».

Юрий Домбровский. Хранитель древностей, 1964 г.

Глава четвертая

«Жил в городе Верном такой художник, автор многочисленных этнографических картин, кажется, по выслуге лет еще статский советник, учитель рисования верненской мужской гимназии Николай Гаврилович Хлудов .

В молодости он был строг и педантичен, а под старость сделался чудаковатым и смешным. Угощал гостя в половине тридцатых годов папиросами «Ю-ю». Очень хотел получить государственный заказ, но никак не мог понять, зачем ему заключать договор с государством. Спрашивал, как можно за пять дней написать плакат метров в десять, когда он, Хлудов, и на картину в один метр тратит больше месяца. «Я вижу – все вы сошли с ума», – сказал он скорбно и отмахнулся. (Так заказ и не состоялся.)

Судьба послала этому чудаку при редком долголетии еще и завидную плодовитость. Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. Картинная галерея взять их отказалась. «Что за художник? – сказали искусствоведы. – Ни стиля, ни цвета, ни настроения. Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом все, что ему попадалось на глаза, – казаха, казашку, казачат с луком, еще всякое». Так ничего и не взяли. И когда я, готовясь к юбилейной выставке, попросил кое-кого из Союза художников показать, где и что повесить, на меня поглядели, как на блажного. «Господи, да валяйте их всех подряд, – сказал мне самый известный, – из чего тут выбирать? Это же все Хлудов». И я повесил все подряд – казаха с ковром в руках, и девушек в реке, и ребятишек с луками, и ночную грозу, и расчудесных казаков-семиреков на конях и с шашками наотмашь, и еще множество всякой всячины, и все они висели и сияли, и вокруг них всегда останавливались. Ведь это был Хлудов!»

 

 

libryansk.ru

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Художественные картины российского художника Николая Хлудова рассердили казахстанцев, которые посчитали их оскорбительными, передает NUR.KZ.

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

По мнению некоторых комментаторов, работы Хлудова "дискредитируют казахстанских женщин и они никогда не ходили обнаженными на публике".

Вот что пишут о картинах возмущенные пользователи Facebook в паблике Kazakh Tours.

Ainur Djo

Я сомневаюсь в достоверности. Фантазии художника! И не по причине оголенных грудей, а все навсего потому что НИКОГДА в юрте жунди сабаган жоқ! Делали это на улице и подальше от казан ошақ.

Serik Bissenov

Такого не может быть, это современная работа. Не может быть!

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Толкын Ахметова

Женщины казашки прикрывали грудь даже тогда,когда кормили своих младенцев.А тут такое

Кудайберген Пралиев

Какой же глупый художник! В юрте никогда шерсть не разбирали. Такого не было у нашего народа.

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Жамбул Даулбаев

Порвать картину и художника!

Жулдыз Алшымбаева

Извращенец, а не художник по ходу

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Бибигуль Сыздыкова

Какой же он безграмотный человек, раз раздел наших девушек, одевших кимешек. Позор!

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Напомним, Хлудов являлся известным художником и бытописцем Заилийского края. Родился в 1850 году в Российской империи в Орловской губернии. Большую часть своей жизни провел в Казахстане. В советское время сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских и кыргызских художников. Учениками Хлудова в разное время были Абылхан Кастеев и Семен Чуйков.

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Организатор 1-й художественной выставки Советского Семиречья (1925), персональной выставки (1921-30 гг.), принял участие в московских выставках «Искусство народов СССР» (1927 г.), «Искусство Казахской ССР» (1934, Музей народов Востока). Автор картин на сюжеты из жизни казахского народа. 211 полотен художника хранятся в Центральном музее Казахстана и Государственном музее искусств Казахстана имени А.Кастеева.

Картины Хлудова с обнаженными девушками возмутили казахстанцев (фото)

Читайте также:

Жаната Жакиянова лишили титула чемпиона мира по боксу из-за неуплаты пошлины

Опрос NUR.KZ: Кто победит - Головкин или Джейкобс?

Казахстанские девушки хотят встречаться с парнем на "Гелендвагене"

Обнаженная женщина шокировала туристов в центре Бангкока (фото)

www.nur.kz

Они были первыми. Николай Хлудов

Николай Гаврилович Хлудов — первый профессиональный художник в городе Верном (Алмааты), более 50 лет отображавший традиции и быт казахского народа.С его именем связано начало развития школы живописи в Казахстане. Родился 7 декабря 1850 года в Орловской губернии. Начальное художественное образование получил в Одесской рисовальной школе и частных художественных мастерских Петербурга. В г. Верный приехал в 1877 году.Работал чертежником, а позже межевиком Семиреченского областного правления, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога Игнатьева и ботаника Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри, и профессора Мушкетова по изучению Верненского землетрясения. В 1879 году по инициативе художника Хлудова, почвоведов Бессонова и Неустроева, и краеведа Недзвецкого в Верном открылось Семиреченское отделение Русского географического общества.Совместно с художником Глушковым составил этнографический атлас народностей. Николай Гаврилович давал уроки рисования в мужской и женской гимназии, преподавал в сельскохозяйственном техникуме. В 1920 году 70-летний художник открыл первую в городе художественную студию, в которой учились признанные позже мастера – Чуйков, Бортников, Соловьев, Кастеев.Участвовал в крупных выставках Петербурга и Москвы. Жена - Софья Андреевна, дочери Клеопатра и Апполинария.Умер 23 апреля 1935 года.

1916 г.Одна из лучших работ Хлудова «Джасаул» – портрет конного рассыльного

Картину "Хлудов на джайляу" художник Бортников А.И. посвятил своему учителю,http://thenews.kz/2009/09/10/125461.htmlhttp://www.altyn-orda.kz/library/saltanat-ismagulova-zhil-takoj-xudozhnik…/

Tags: знаменитости

krapan-5.livejournal.com