"Полуночники" Эдварда Хоппера как национальное достояние Америки. Хоппер картины


картины Эдварда Хоппера: vikussss

1.1930 hopper_early-sunday.jpgВоскресное утро. 1930-е годы * часть фотографий сделана мною на выставке, другая часть является собственноручными скриншотами :)

Эдвард Хоппер годы жизни 1882 – 1967. Наблюдатель великих изменений в жизни человека.

2.2.jpg

Итальянцы - настоящие режиссеры выставок. Они выстраивают внутри грандиозных дворцов, новые, по-своему удивительные пространства – мизансцены для представления одного или другого художественного произведения. И наполняют настроением каждую деталь, с самых первых шагов зрителя, используя все возможные театру средства, а нередко и превосходя его. Например: после первого этажа – массы запутанных комнатенок, в каждой из которых по десять шедевров, на втором этаже оказывается огромная темная зала. На дальней стене подсвечена одна картина – полная роз. Ты идешь к ней долго, из черноты, издалека и невидимые бесшумные вентиляторы доносят тебе навстречу чарующий аромат цветов. Такой атракцион был на выставке художника Альма Тадема http://www.arthistory.ru/alma_tadema_rozy_geliogabala.htm

Каждая даже небольшая выставка - в Италии это почти всегда интересно! Здесь работает несколько креативных команд. Между собой соревнуются. Очень многое эти талантливые люди придумывают. Надо будет непременно написать об этом! Каждая выставка дарит нечто незабываемое. Так вышло и на этот раз.

Проект непростой. Задача из серии справься с небольшим бюджетом и двумя известными работами художника так, что бы "никто не ушел обиженным. И команда вышла на замечательную концепцию персональной выставки, где важна не вершина, но путь автора - от первой сохранившейся картины.

3. 3.1904.jpg

Фигура в театре 1902-1904

К сожалению, финансирование на культуру в Италии сильно сократилось. В нынешней тяжелой экономической ситуации бюджеты перекинуты в первую очередь на сохранение сокровищ. Не до выставок. И вот вчера закрылась "хорошая выставка" – Эдвард Хоппер, а когда хорошая следующая в календаре и не видать… Что я понимаю под «хорошей выставкой»?

Для начала – на хорошей выставке всегда много людей, всегда очередь. В любом уважающем себя городе и музее. И нередко на час, а то и больше. Поэтому хорошая команда заранее просчитывает сколько людей одновременно могут находится в залах. В каком из них они приблизительно сколько времени проведут, в каких залах посетители разделяться, в каких засядут, где быстрее пойдут. Так возникает понятие «сеанс». То есть количество посетителей за двадцать минут. Билеты на такой сеанс можно купить в интернете и пройти безо всякой очереди. Или придется постоять. Впрочем у крыльца, в стороне, на площади - есть пепельницы. У касс установлен аппарат с шоколадками и водой. И туалет неподалеку. А все хорошее надо заслужить. Тем более из полуоткрытых дверей холла уже звучит тихая нежная флейта - настраивает на лад.

4 4.1906.jpg

Париж. Под мостом. 1906

Хоппер – прославленный американский художник. Яркий представитель своего поколения. Годы его творчества пришлись на самое начало ХХ века. Он из тех мальчишек, кто мечтал стать художником. И даже карьеру для себя уже продумал: для начала реклама, а потом глядишь и в журнал иллюстратором! В семнадцать лет юноша с такими амбициями появляется в Нью-Йорке, оставив за плечами жизнь крохотного провинциального городка, а в двадцать четыре он в Париже. В Европе на обучении. Перед нами одна из первых его парижских работ. Не так много сохранилось ранних рисунков и на выставке представлены почти все. Однако не стану утруждать ваше внимание. Лишь несколько примеров.

5 5.1906.jpg

Под мостом. 1906

6.

6. 1906 т.jpg

Окно мансарды начало ХХ в.

7 7. В бистро.jpg

В бистро.

8. 8.1907.jpg

Пейзаж. 1907 г.

После неудач во Франции, вернувшись на родину и, потерпев полное фиаско там, Хоппер принялся за уничтожение своих работ. Таким образом о целом периоде его творчества нам почти ничего не известно. Чудом уцелевшие картины, те – что осели более столетия назад в частных коллекциях. А еще за это "потерянное десятилетие" художник снова уезжает в Европу на несколько лет, а затем снова возвращается в Нью-Йорк. Его молчание вернется на полотна только в 1920-х.

9. 9. Голубая ночь.1914.png

Голубая ночь. 1914 г. Вообще все названия у него лучше читать по-английски. В них поэзия. В данном случае перевод названия картины прямой: Blue Night - но читаться может и как Ночь грусти

10. 10.1926. Воскресенье.png

Воскресный день. Sunday. 1929 г.

От входа, после покупки билетов, тебя встречает высокая приветственная лестница и вводит в небольшой зал. На тусклых стенах вывешены ярко освещеные работы. Луч выхватывает из полной темноты некие точки. В первом зале самых первых его работ всего шесть.

11 11. 1929. Edward Hopper (American, 1882-1967), Barn at Essex, 1929. Watercolor and pencil on paper.png

Сарай в Эсекссе. 1929 год.

Каждому посетителю в придачу к билету выдается и аудиогид на смартфоне. Но я чисто пробежаться. И каталог, кстати, у выставки есть и фотографировать можно! Все как на днях заказывала ☺ Правда каталог Хоппера для меня излишество и людей очень много - сложно к картинам прорваться, но сейчас жалею что не фотографировала, оказывается европейцы свезли работы из частных собраний и не все что хотелось запомнить есть в интернете.

Зато тут же на входе - из соседнего зала, с удобными пуфиками, доносятся звуки музыки. Но сначала просто мелькают картинки – фотографии довоенного Парижа, его музыка.

Примерно таким и под такую музычку его увидел Эдвард Хоппер в начале ХХ века

Конечно, авторами выставки найдены архивные фотографии тех мест, где бывал начинающий художник. На экране демонстрируется документальный фильм о жизни Хоппера в Париже.

12. 12.1931. Грузовой вагон в Труро.jpg

Грузовой вагон в Труро. 1931

А затем начинается джаз.

13. 13. 1932 нет.png

Крыши. 1932

14. 14.1935. в комнате отеля.jpg

В комнате отеля. 1935

Надо снова отдать должное устроителям – создали все из ничего. На выставке нет «главных картин мастера» - его хрестоматийных произведений из серии Одинокие окна или типа

15. 15.1939. cape_cod_evening.jpg

Вечер на Кэйп Коде. 1939

16. 16.1940 gas.jpg

На бензоколонке. 1940

17. 17.1941.png

Ой

18. 18. 1942.edward-hopper-nighthawks-c-1942.jpg

Знаменитые - Полуночники. 1942

19. 19. 1942р. Полуночники.jpg

Полуночники – набросок из окна художника. 1942

20. 20.1946. Октябрь на Кейп Коде.JPG

Октябрь на Кэйп Коде. 1946

21. 21.1949.jpg

Дверь. 1949

22.

22. 1951. комната у моря.jpg

Комната у моря. 1951

23. 23.1953.Office_In_A_Small_City.jpg

В офисе маленького города. 1953

24. 24.1955. Отель.png

В отеле. 1955

25. 25.1958. Девушки Хоппера.png

Хотя бы так – невозможно говорить о Хоппере и не упомянуть серии его девушек.

26. 26.1959.png

Как результат

27. 27.1960.jpg

Солнечные ванны. По-английский лаконично – Sun. 1960

Зато была одна очень известная из последних работ художника

28.28.1960е.jpg

2929.jpg

А пока снова лестница. И еще один пролет к одной из вершин мастера. Сразу справа – карман, в котором можно отбиться от толпы, поваляться на пуфике или порисовать вместе с Хоппером.

30. 30.jpgПосетители

У кого уж как получается.

31. 31.jpgРисунки посетителей

У меня – так. Главное – выставке четыре месяца, а карандаши на месте! И бумага, и стерки есть!)))

32. 32.jpg

На экране с подсветкой снизу, лежит репродукция картины художника, ты обводишь ее по контурам. Все просто, как в детстве на балконном стекле. Только еще проще – потому что бумага горизонтально. Прикол! Я очень по-быстрому. Там очередь! И взрослые тоже хотят многие. Но стесняются.

3333.jpg

Вот еще одна игрушка, которая надолго занимает посетителей.

Копия знаменитой картины Second Story Sunlight (1960 г.) размещена так, что встав под скрытую камеру, ты превращаешься в одно из действующих лиц. Оказываешься в картине

3636.jpg

Судя по всему и аудио-гид чрезвычайно интересный! Многие зависают на выставке часами, у каждой работы стоят и все по-честному слушают! Документальное кино – смотрят. Так радостно на душе становится, что много людей поглощены с головой, находятся в познании, готовы отбросить свой мир и включиться в диалог с автором.

Снова хвала устроителям выставки - на такой интересно и взрослым, и детям. Важно, что объем качественного восприятия у человека на самом деле небольшой и не к чему его мучать. Ровно столько, сколько возможно охватить мысленным взором собрано здесь. Очень больше информации – стой стэнды читай. Хочешь и каталог покупай. Хочешь потом в интернет иди, в нем гугли. В России спешат запихнуть в выставку что только есть по теме! Иногда нанося непоправимый ущерб качеству. Достаточно небольшого разумного подбора, что бы создать по-настоящему интересный и простому зрителю, и глубокому интеллектуалу Проект.

Я не могу сказать что Эдвард Хоппер мой любимый художник. В какой-то момент вообще приходишь к выводу, что не бывает любимых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Но мне был всегда занятен этот автор – художник-поэт, художник-композитор. Документалист урбанизма. И я признательна что мне по-настоящему раскрыли его, показали его творчество с той стороны, о которой я до сих пор не задумывалась.

3737.png

По ссылке чуть ниже приведены его работы. Но прежде чем вы нажмете на нее что бы познакомиться или освежить в памяти картины этого необычного автора, я тоже – как устроитель местной, импровизированной выставки, хотела бы вам предложить поставить себе для начала джазу и вместе с ним смотреть на Америку глазами редкого для тех лет, колориста и главное, хорошо обученного художника)https://it.pinterest.com/amparomanez/edward-hopper1882-1967/

Лично у меня Хоппер как человек Нью-Йорка, ассоциируется в первую очередь с альбомом Майлса Девиса От 1959 года Kind of BlueИ особенно тема вначале и на 25 минуте.

Хотя со мною тут спорят и говорят что скорее здесь уместна вот эта музыка:

Так или иначе, эта музыка окружала художника в течении его жизни. Впрочем, вполне вероятно он являлся ценителем классики. Сие мне неизвестно. Кстати, как по библиотеке человека, так и по его музыкальным пристрастиям можно многое о нем сказать. На такие размышления натолкнула меня выставка и поднявшись еще на один пролет я оказалась под головокружительной колоннадой Алтаря Отечества...

А кто по-итальянски разумеет может почитать про все это как следует здесь: http://www.didatticarte.it/Blog/?p=8210, а можно просто картинки посмотреть с выставки. Профессиональные.

Здесь по-русски и все простенько, без претензий, зато кропотливо подобраны работы, воссоздан путь художника: http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?f=274&t=2477

vikussss.livejournal.com

Освещение выставки произведений американского художника Эдварда Хоппера

10.05.16

Освещение выставки произведений американского художника Эдварда Хоппера (1882-1967): полупроводниковые источники света XXI века во дворце эпохи ренессанса (Palazzo Fava, Болонья)

Эдвард Хоппер (Edward Hopper, автопортрет,1906)

Эдвард Хоппер (1882-1967) видный представитель американской жанровой живописи, один из крупнейших урбанистов XX века. Его называли «поэтом пустых пространств». Основные направления творчества – «Школа мусорных вёдер», «Современное искусство», «Новый Реализм».

25 марта 2016 года в Болонье, во дворце «Палаццо Джизиларди Фава» («Palazzo Ghisilardi Fava» Bologna) открылась ретроспективная выставка работ художника, на котoрой экспонируются 160 его картин (выставка открыта до 24 июля).

Посетители могут увидеть также и уникальные фрески XVI века кисти живописцев семьи Карраччи (Людовико, Аннибале и Агостино). Они считаются одними из первых барочных шедевров.

Дворец Palazzo Fava построен в стиле ренессанса по проекту архитектора Джилио Монтанари в 1483-1491 гг. для нотариуса и канцлера Бартоломео Джизиларди.

Башня Коншенти («Torre dei Conoscenti»)

Он расположен на улице Via Manzoni в Болонье. Во внутреннем дворике находится средневековая башня «Torre dei Conoscenti» (XIV в.), которая была значительно повреждена во время землетрясения 1505 года. Дворик окружен портиками с лоджиями.

При реставрации в 1915 г. комплексу дворца возвращен оригинальный облик XV века.

С 2015 года во дворце располагается городской Музей Средневековья, залы которого предоставляются для временных выставок, каковой, например, сегодня является ретроспектива произведений американского художника Эдварда Хоппера.

В нескольких залах дворца прекрасно сохранились фрески, сюжеты которых иллюстрируют один из мифов Древней Греции – легенду о Медее и Ясоне.

Медея — в древнегреческой мифологии колхидская царица, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона. Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию. Фрески написаны в 1594 году Ludovico, Annibale и Agostino Carracci.

Выставка и освещение экспозиции

В залах выставки применены светодиодные светильники ERCO Logotec и ERCO Pollux, которые достаточно интенсивным направленным светом освещают картины Э.Хоппера.

Часть этих светильников используется для менее акцентирующего (как отражённого, так и прямого) освещения фресок в верхней зоне стен.

Применён также необычный приём: «светящиеся плинтусы» отражённого света на стыке стен и пола. Они служат для размещения табличек с информацией о картинах и – одновременно - для ориентации и безопасного перемещения посетителей создают невысокую горизонтальную освещенность пола (в дополнение к отражённому от картин свету).

Произведения Эдварда Хоппера (период 1914-1942)

"Дорога в штате Мэн" (1914)

"Закат на железной дороге" (1929)

"Мансарда" (1923)

"Утреннее солнце" (1930)

"Ночные окна" (1928)

"Китайское рагу" (1929)

"Комната в Нью-Йорке" (1930)

"Автомат" (1927)

Свет, тени…и человеческое одиночество в картине Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942, Чикагский институт изобразительного искусства)

С 25 марта до 24 июля 2016 года в Палаццо «Ghisilardi Fava» (Болонья) демонстрируется ретроспективная выставка Эдварда Хоппера (1882-1967) — видного представителя  американской жанровой живописи, одного из крупнейших урбанистов XX века. Среди 160 экспонируемых работ большой интерес представляет одна из самых известных картин художника – «Полуночники».

Nighthawks (Ночные совы) – это английское название картины более выразительно, чем традиционные варианты – «Полуночники» или «Ночные гуляки».

Картина является, пожалуй, самым убедительным из созданных Хоппером образов одиночества человека в мегаполисах и одним из наиболее узнаваемых произведений в истории живописи США ХХ века.

После завершения работы в 1942 году художник продал полотно за 3000$ Чикагскому институту искусств, где оно находится до настоящего времени. AIC - Art Institute of Chicago - художественный музей и высшее учебное заведение, шт. Иллинойс.

Биограф Хоппера (Гейл Левин) полагает, что сюжет мог быть вдохновлён коротким рассказом Э. Хэмингуэя «Убийцы». Возможно, что на художника оказало влияние впечатление от акварели Винсента Ван Гога – «Ночное кафе в Арле» («Night Cafe in Arles», 1888), которая выставлялась в Нью-Йоркской галерее искусств в начале 1942 года.

В.Ван Гог "Ночное кафе в Арле" (Night Cafe in Arles, 1888)

 

Edward Hopper. «Nighthawks» (1942)

Вполне вероятно, что тема картины могла быть навеяна также и ночным видом закусочной в районе Гринвич-Виллидж на Манхэттене, по соседству с домом художника.

А вот, что рассказал сам автор о возникновении замысла: «…Сюжет был подсказан мне видом ресторана на авеню Гринвич, на перекрёстке двух улиц… Я сильно упростил сцену и расширил пространство. Наверное, подсознательным взором я разглядел одиночество людей в крупных городах…»

Изображая ситуацию, взывающую в памяти рассказы Э.Хемингуэя, художник, по-видимому, опирался на экранные образы в освещении и членении пространства…

Однако Хоппер ни о чём не рассказывает. Он просто фиксирует в мгновенном кадре изолированную сцену, отдавая повествовательную интригу на откуп зрительского воображения.

Пара посетителей по ту сторону стойки неизбежно вызывает в памяти персонажей американского кино того времени. Женщина рассматривает свой маникюр. Мужчина, устремив взгляд в пустоту, перебирает пальцами сигарету. Их руки почти соприкасаются, но Хоппер не разъясняет, является ли этот контакт намеренным или случайным.

Бармен – единственный персонаж, лишённый живого начала, но своим привычным «профессиональным», механическим вниманием он усиливат впечатление отсутствия подлинно человеческих отношений.

Показанный со спины загадочный персонаж в надвинутой на лицо шляпе, как - будто в задумчивости вертит стакан в руке – классический тип «чужака» из голливудских фильмов…

По визуальному соотношению яркостей на фигуре это персонажа видно, что свет падает него сверху справа. Резкий перепад яркостей на фигуре придает ей дополнительно оттенок некоторого трагического одиночества.

Интенсивное излучение невидимого (но очевидно, достаточно мощного) светильника как бы оживляет отражающие свойства неодушевлённых элементов картины – двух блестящих металлических резервуаров , тёмно-коричневой полированной стойки, ярко-жёлтой полосы на стене, гладкой кожаной обивки круглых табуреток вдоль стойки бара.

Это малозаметная, но весьма важная сюжетная деталь…. Они замерли в ожидании… других посетителей, других историй, других скрывающихся в ночи тайн….

Можно сказать, что горечь городских стен Хоппера состоит именно в этом – в случайности встреч, их краткости и одиночестве судеб, обрезанных рамкой анонимного, монотонного, бездушного окружения..

Широкий и пустынный тротуар создаёт странный дисбаланс композиции, где все персонажи сгрудились в правой части, найдя себе временный приют в ночном кафе (или дешёвом ресторане).

Обширная зона безлюдной улицы навевает настроение одиночества и неприкаянности…. Тёмные окна в соседнем доме контрастируют с ярким электрическим освещением кафе, нагнетая ощущение некоммуникабельности и отчуждённости.

Между тёмной витриной дома напротив и полосой света, отброшенной безымянным фонарём, едва видимо проступает фигура кассира - бессловесный, но красноречивый образ неизбежной власти денег…

Этот фонарь создаёт свою собственную игру света с тенью…. Художник использует здесь типичные мотивы метафизической живописи.

Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) — направление в итальянской живописи начала XX века.

Родоначальником этого направления является Джорджо де Кирико (1888-1978), который ещё в Париже в 1913—1914 гг. создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизики. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект. Полотно Nighthawks «Ночные совы» или «Полуночники» стало, вероятно, самым амбициозным произведением Хоппера в изображении ночной среды города в контрасте с искусственным светом.

www.trinova.ru

"Полуночники" Эдварда Хоппера как национальное достояние Америки

Название знаменитой картины американского художника Эдварда Хоппера - Nighthawks - можно перевести по-разному. С одной стороны это слово означает "человек, работающий по ночам", с другой, если разделить его на два слова - "night" (ночь) и "hawks" (ястреб) мы получим несколько другое значение. В любом случае, в русском варианте названия этой картины устоялся вариант "Полуночники", что, вероятнее всего, лучшим образом соответствует смысловой нагрузке этой картины.

Эдвард Хоппер родился в небольшой городе Найак, который располагается в штате Нью-Йорк, а позже переехал в сам Нью-Йорк, где держал студию неподалеку от сквера Вашингтона, в районе Гринвич Виллидж. Можно с уверенностью сказать, что Хоппер - один из самых узнаваемых американских художников. Если говорить о стилях, что чаше всего работы Хоппера относят к прецизионизму и магическому реализму.

Несколько работ Хоппера можно встретить на постоянной экспозиции в музее современного искусства Нью-Йорка (МОМА), однако большая часть из них доступна только для просмотра на выставках. Одна из таких выставок проводится в настоящий момент в музее американского искусства Уитни. На этой выставке представлены и знаменитые "Полуночники". Интересно и то, что помимо основной картины, в музее также выставили для публики черновые наброски Хоппера, в которых можно проследить ход его мыслей в момент создания картины.

Многие критики упомянули тот факт, что "Полуночники" - это первая картина Хоппера, где мы можем увидеть стекло. И действительно, в остальных его работах мы как будто смотрим на чужую жизнь через окно, но при этом не замечаем самого стекла. Все сцены, которые Хоппер запечатлел на своих работах, порой кажутся даже чересчур интимными и личными. Подобное ощущение возникает не случайно, потому что отчасти художник черпал вдохновение для своих работ именно заглядывая в чужие окна. Такой вывод легко можно сделать, ненадолго погрузившись в историю Нью-Йорка. 

Изначально метро Нью-Йорка строилось над землей. Для этой цели возводились целые эстакады, которые никак не были связаны с наземным движением. В настоящее время такие линии сохранились в районах Квинс и Бруклин, однако изначально, в 1867-70 годах была возведена первая надземная линия метро на территории Манхэттана. Она проходила вдоль Гринвич Стрит и девятой авеню. Позже несколько линий также были возведены на второй, третьей и шестой авеню. Ни одна из этих линий не сохранилась до сих пор, так как позже все они были реконструированы, и метро на Манхэттане полностью погрузилось под землю. Однако, Хоппер жил в городе как раз в тот момент, когда линии проходили над землей. Многие из них находились так близко от домов, что не составляло никакого труда заглядывать в окна во время движения поезда. Чем, судя по всему, Хоппер и пользовался.

Тематика работ Хоппера всегда примерно одинакова. Сам он как-то сказал по этому поводу следующее: "Возможно, я не совсем человек. Единственное, чего мне действительно хотелось бы, это рисовать солнечный свет на стене дома". В "Полуночниках" мы видим необычное для Хоппера использование перспективы. Просматривая черновики, мы можем заметить, что изначально художник оставлял на заднем плане просвет неба, но позже отказался от него. Для того, чтобы правильно изобразить кофе-машины, он приходил в ближайшее кафе и срисовывал их. Наброски также представлены на выставке.

В черновиках Хоппера четко прослеживается, как он думал над перспективой, позами и одеждой персонажей. Он выбирал форму шляпы, примерял на героя пиджак и плащ, подбирал положение рук. 

На картине мы видим огромные окна, которые создают ощущение, что герои будто бы заперты внутри. Улицы пустынны, и только это, открытое в столь поздний час кафе, предлагает посетителям островок света и тепла. Невольно Хоппер создал картину одиночества в большом городе. Интересно и то, что оба мужчины-посетителя одеты практически одинаково. Поэтому у нас может возникнуть закономерный вопрос - а не тот ли же самый это человек? Что, если художник изобразил на одной картине два момента времени, когда мужчина был здесь с подругой, а потом проводил время в одиночестве? Или же наоборот? 

Мы не можем утверждать наверняка, что именно Хоппер планировал сказать, творя "Полуночников". Одно мы знаем точно - сочетание сюжета, перспективы, цветов и персонажей сделало эту картину настоящим национальным достоянием, которым американцы сильно гордятся. Репродукцию "Полуночников" одно время можно было встретить практически в каждом доме, да и сейчас эта картина не теряет своей популярности.

Источником вдохновения для "Полуночников", по словам Хоппера, послужило "кафе на Гринвич Стрит, на углу, где встречаются две улицы". Многие пытались найти это заведение, однако, на его предполагаемом месте сейчас расположилась заправочная станция. Тем не менее, нью-йоркцев этот факт не остановил. Посчитав картину Хоппера одним из самых выдающихся произведений современного американского искусства, а Фларитон-билдинг - подходящим по форме местом, они организовали объемную инсталляцию, которая с одной стороны служит рекламной поддержкой проходящей в музее Уитни выставки, а с другой как будто оживляет картину.

Один из критиков высказался о работах Хоппера следующий образом:«О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков».Судя по всему, доля правды в этих словах есть.

be-inart.ru

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств — Look At Me

Он был равнодушен к формальным экспериментам. Современники, которые в соответствии с модой увлекались кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и абстракционизмом, считали его живопись скучной и консервативной.

Однажды он сказал: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». 22 июля 1882 года, родился Эдвард Хоппер – один из самых известных американских художников XX века. Его называют «мечтателем без иллюзий» и «поэтом пустых пространств».

Он рисовал пронзительно безжизненные интерьеры и пейзажи: железные дороги, по которым никуда не уехать, ночные кафе, в которых не укрыться от одиночества. Один из биографов писал: «О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков».

Расскажу вам,об одной из его самых известных картин…

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 1.

Широко распространено мнение, что США не подарили миру хороших художников. Да и вообще к художественной культуре этой страны мы, мнящие себя европейцами, привыкли относиться если не пренебрежительно, то по крайней мере свысока.

Между тем всякое обобщение опасно, и вышеупомянутое в том числе. Конечно, Америка — не Франция и не Италия, и за ее относительно короткую историю сильные художественные школы просто не успели сложиться. Но произведения, достойные внимания, создавались и здесь.

Картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (Edward Hopper, «Nighthawks») — которой и посвящен мой сегодняшний очерк — очень быстро стала общепризнанной. В конце сороковых — начале пятидесятых постер с ее репродукцией висел едва ли не в каждом студенческом общежитии Соединенных Штатов. Конечно, сыграли свою роль мода и умение американцев превращать произведение искусства в товар масс-культуры. Но к сегодняшнему дню мода прошла, а признание осталось — верный признак художественных достоинств.

Пожалуй, нельзя сказать, что картина цепляет с первого взгляда. Хоппер не стремится к броской привлекательности, и внешним эффектам он предпочитает какую-то внутреннюю силу и особый неспешный ритм. Он, что называется, играет на паузе. Чтобы его картина раскрылась перед нами, для начала надо просто остановиться, перестать спешить, дать себе роскошь свободного времени настроиться, вчувствоваться, поймать некий резонанс…

И за подчеркнутой лаконичностью вдруг обнаруживается бездна выразительности. И бездна грусти. Это не просто очередной образ одиночества в большом городе, знакомый нам и по минутам собственной слабости, и по рассказам хопперовского соотечественника О.Генри. Нам откуда-то становится ясно, что герои «Полуночников» одиноки, как сейчас модно выражаться, «по жизни», что им не вырваться из невидимых стен, даже если удастся выйти из стен реальных, из этого кафе, где, кстати, не видно никаких дверей, ведущих наружу.

Вот перед нами четыре застывшие персоны, выставившие себя на всеобщее обозрение, как будто на сцене, залитой мертвенным флуоресцентным светом. Нельзя сказать, чтобы им было здесь уютно, но и выбраться они не стремятся.

Да и куда, собственно? В немую черноту равнодушной улицы? Нет уж, увольте. Скорее они будут молча сидеть здесь до серой утренней хмури, которая, впрочем, тоже не принесет облегчения, а только необходимость отправиться на службу. Им нет дела до безмолвного сумрака, который жадно вглядывается в происходящее пустыми глазницами окон. Они погружены в себя, даже те двое, которые явно пришли вместе. Они отгораживаются от мира, но все же чувствуют себя уязвимыми. Иначе откуда взялись эти плечи, поднятые вверх в инстинктивном желании защиты?

Конечно, никакой трагедии не произошло, не происходит и, возможно, даже не произойдет. Но предчувствие ее разлито в воздухе. Мы не можем отделаться от уверенности, что на этих подмостках разыграется именно драма.

Почему-то не хочется разбирать технические и художественные приемы. Ну, может быть, как-нибудь потом, когда спадет морок, когда мы сумеем отрешиться от гипноза хопперовской манеры, от его чуть ли не телепатического умения сообщить нам нечто важное… Тогда мы обратим внимание на вскрики красного, на безжизненный ритм окон дома напротив, которому вторят табуретки у барной стойки, на контраст массивных каменных стен и прозрачного хрупкого стекла, на две клонированные фигуры мужчины в шляпе — тот, что ближе, на всякий случай, отвернулся от нас… И еще раз поежимся от невозможности ни войти в кафе, ни выйти из него.

Но это будет потом. А пока мы чувствуем себя прохожими, завороженными случайным островком света среди бездвижной и безлюдной ночи и оттого еще острее почувствовавшими гулкую пустоту улицы. А нам ведь по ней еще идти и идти. И хорошо, если мы идем домой…

Вот еще некоторые его работы:

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 2.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 3.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 4.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 5.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 6.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 7.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 8.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 9.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 10.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 11.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 12.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 13.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 14.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 15.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 16.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 17.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 18.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 19.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 20.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 21.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 22.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 23.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 24.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 25.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 26.

www.lookatme.ru


Смотрите также