Уход за живописными картинами и хранение. Хранение картин


Уход за живописными картинами и хранение - Искусство в интерьере - Творческие советы и статьи

Условия хранения картин

Ответ на вопрос - как нужно правильно хранить и ухаживать за живописными  картинами?, интересует многих, кто имеет у себя дома произведения живописи и не зря, так как работы написанные маслом, требуют определенных условий хранения и периодического ухода за ними. Правила хранения масляной живописи достаточно просты, но выполнять их представляет сложность, так как  помещения в которых они находятся у нас дома, часто не соответствуют требуемым условиям  к хранению картин.   Основания под масляную живопись очень восприимчивы к перепадам температур и влажности, особенно если это холст и картон, которые от этого деформируются, покрываются грибком, плесенью и живописный слой от них может отслаиваться и покрываться трещинами, желтеют и мутнеют покрывные лаки. Поэтому очень важно, чтобы помещения где хранятся картины, были без сквозняков, температура в них должна не опускаться ниже 17-19C и не подыматься выше 25C, а влажность быть 45- 60%.  По этим причинам картины не следует размещать в кухнях, предбанниках и др. помещениях с резкими изменениями влажности и температуры, а также рядом с отопительными приборами.  Качество освещения имеет большое значение в хранении живописи. Для живописи плохо и чрезмерное освещение и темнота. В очень темном помещении может происходить пожелтение масел в красочном слое, особенно в картинах которым меньше 1,5 лет, а также быстрее заводятся различные микроорганизмы.Особенно опасен для картин написанных маслом, прямой солнечный свет в котором очень много ультрафиолетового излучения. В идеале для освещенности картины рекомендуется освещение не более 150 люкс. Окна помещений где находятся картины, рекомендуется прикрывать легкими шторами. Ультрафиолетовое излучение (яркий дневной свет, люминесцентные лампы), дым различного происхождения, взвеси различных веществ в воздухе, продукты жизнедеятельности различных насекомых, особенно мух все это губительно сказывается на сохранности живописного слоя, особенно написанного на холсте. По возможности старайтесь не прикасаться к красочному слою руками.

Старение живописных полотен происходит очень медленно, но может и очень быстро в зависимости от условий где они находится, поэтому прежде всего старайтесь  соблюдать требования к воздушной среде где хранятся произведения живописи.

Конечно в домашних условиях соблюдать условия хранения картин очень сложно, но нужно их знать и стремиться выполнять.    Чтобы хоть немного защитить картину от вредных воздействий, если они все же имеются, можно поместить полотно под стекло с зазором в 5-8 мм между ними, а сзади холст накрыть картоном прикрепив его к подрамнику. 

Как ухаживать за картинами

   Важную роль в сохранности картин, играет постоянный уход за живописью. Периодически раз в год или чаще, в зависимости от условий в помещении, живописную и обратную поверхность картин следует очищать от пыли и грязных пятен.Эту процедуру следует делать крайне осторожно, слегка касаясь поверхности полотна, чтобы не повредить красочный слой. Для очистки картины от пыли, можно применить широкий мягкий флейц или мягкую фланелевую или бархатную ткань, сложенную в трое - четверо,  размером примерно 15x15 см. Холст следует очищать и с тыльной стороны Для удаления пыли из пространства между холстом и подрамником можно применить пылесос работающий слабом режиме.  Незначительные загрязнения поверхности живописного слоя, можно очистить с помощью тряпичного тампона, смоченного в слабом мыльном растворе, очень легкими движениями и быстро удалить раствор с помощью других тампонов слегка смоченных в чистой воде и аккуратно вытереть насухо. Ткань для этих целей лучше использовать белую, чтобы лучше наблюдать за процессом чистки. Не применяйте мыла типа хозяйственных с содержанием щелочи. Если живописная поверхность картины имеет трещины, то применять предлагаемый способ очистки нельзя, вода войдет в трещины и повредит красочный слой.  Если картине больше 1,5 лет и она не покрыта лаком, то  загрязнения на ней можно очистить с помощью скипидара хорошего качества в котором достаточно терпентина, но пользоваться с ним нужно очень осторожно, чтобы вместе с загрязнением не удалить верхний красочный слой, цвет которого станет виден на тампоне в процессе чистки. Поэтому рекомендуется сначала сделать пробу на прочность красочного слоя в незаметном месте на картине. В магазинах по  продаже художественных принадлежностей можно  купить  "Очиститель масляной живописи" - производитель ООО "ПК ТАИР". Это средство специально для очистки картин и восcтановления лакового покрытия. Пользоваться очистителем нужно осторожно, строго придерживаясь инструкции применения.Употреблять различные народные средства для чистки и восстановления яркости живописи не стоит, так как можно только больше загрязнить полотно.

Мой совет - даже удаление небольших загрязнений на холсте, лучше поручить профессиональному реставратору, чтобы не испортить картину, тем более если она представляет определенную ценность, и конечно не следует самим  пытаться очистить серьезные загрязнения или восстанавливать лаковое покрытие.  Не старайтесь подтянуть холст если он провис, а подрамник под ним глухой конструкции, в этом случае нужна перетяжка холста, которую можно доверить только профессионалу. Если слегка увлажнить тыльную сторону живописного полотна водой, холст может подтянуться, но это может привести к повреждению грунта с последующим его осыпанием. Если подрамник у картины раздвижной с клинками, то можно самим равномерно подбив клинки, по всем четырем углам, подтянуть полотно (но тоже нужен опыт как это сделать).

 

 

art-golik.com

живописью, батиком, акварелью, пастелью, гравюрой и скульптурой

Требования к хранению живописи:

  • температурно-влажностный режим: 18-22°С при 40-70% влажности
  • максимальная освещенность 150 люкс
  • лампы силой свыше 100 свечей (100Вт лампа накаливания или 20Вт люминесцентная лампа) должны быть помещены не ближе одного метра от объекта (200 свечей - около 2 метров и т.д.)
  • недопустимо попадание прямого солнечного света
  • недопустимы подвижность воздуха (сквозняки) и резкие перепады температуры и влажности
  • желательно не трогать руками красочный слой
  • не размещать над отопительными приборами и под кондиционерами
  • очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение
  • очень не благоприятны продукты горения: копоть, сажа, табачный дым; масла выделяемые при приготовлении пищи и т.п.
  • хранить в хорошо вентилируемых помещениях

Советы по уходу за живописью:

  • Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели - материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом. С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном.
  • При сильном загрязнении самостоятельно не чистите картину - это должен делать специалист.
  • Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
  • Если холст картины провис (появились складки или неровности) - никогда не мочите холст с обратной стороны водой, это может привести к отслоению грунта картины. Если у вас модульный подрамник - осторожно подбейте клинья, а если глухой, то обратитесь в багетную мастерскую - потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.

Требования к хранению акварели, пастели, эстампа, гравюры:

  • температурно-влажностный режим: 12-25°С при относительной влажности 40-60% (для пастели 18-20°С при влажности 50-55%)
  • максимальная освещённость 150 люкс (для пастели 30-50 люкс)
  • лампы силой свыше 100 свечей (100Вт лампа накаливания или 20Вт люминесцентная лампа) должны быть помещены не ближе одного метра от объекта (200 свечей - около 2 метров и т. д.) (для пастели лучше не пользоваться искусственной подсветкой)
  • недопустимо попадание прямого солнечного света
  • очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, антибликовое стекло предохраняет картину от этого излучения
  • картины должны быть надежно защищены от попадания влаги
  • крайне вредны резкие колебания температуры и влажности
  • долго не хранить без рамы и стекла (пыль с пастели практически не удаляется)
  • оформляйте картины используя паспарту, оно создает необходимую прослойку между картиной и стеклом, которая обеспечивает консервацию картины, сохраняя микроклимат и улучшая сохранность
  • хранить в хорошо вентилируемых помещениях

Советы по уходу за акварелью, гравюрой:

  • Первейший способ ухода за акварелью, пастелью, гравюрой заключается в том, чтобы как можно быстрее положить их под антибликовое стекло и вставить в раму.
  • При удалении пыли необходимо соблюдать величайшую осторожность. Возможно удаление только легкой, неплотно приставшей пыли, более основательная очистка должна поручаться лишь специально подготовленному реставратору.
  • Удаление легкой пыли лучше производить сдуванием мехами или еще лучше собиранием пыли пылесосом. Если это невозможно, применяют большую, очень мягкую барсуковую кисть (флейц). Какие бы то ни было тряпки, особенно влажные, ни под каким видом не допускаются для такой работы.
  • Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.

Требования к хранению батика:

  • температурно-влажностный режим: 12-25°С при относительной влажности 40-60%
  • максимальная освещенность 150 люкс
  • лампы силой свыше 100 свечей (100Вт лампа накаливания или 20Вт люминесцентная лампа) должны быть помещены не ближе одного метра от объекта (200 свечей - около 2 метров и т. д.)
  • недопустимо попадание прямого солнечного света и влаги
  • крайне вредны резкие колебания температуры и влажности
  • желательно не трогать руками красочный слой
  • не размещать над отопительными приборами и под кондиционерами
  • очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение
  • очень не благоприятны продукты горения: копоть, сажа, табачный дым; масла выделяемые при приготовлении пищи и т.п.
  • хранить в хорошо вентилируемых помещениях

Советы по уходу за батиком:

  • Удаление пыли лучше производить пылесосом. При удалении пыли необходимо соблюдать величайшую осторожность, щетка пылесоса совсем не должна касаться батика. Какие бы то ни было тряпки, особенно влажные, ни под каким видом не допускаются для такой работы.

Требования к хранению керамических изделий:

  • Оптимальным режимом хранения керамических изделий является температура воздуха 12-20°С при относительной влажности 55-65%.

Советы по уходу за керамическими изделиями:

  • Профилактическую промывку керамических изделий с неповрежденной глазурью следует проводить теплой водой с добавлением небольшого количества нашатырного спирта при помощи мягкой кисти.

Требования к хранению скульптуры:

  • Высококачественное железо (с низким содержанием серы), особенно вычищенное и должным образом обработанное, а также бронза с прочной патиной чувствуют себя прекрасно при относительной влажности 55%.
  • хранить в хорошо вентилируемых помещениях

Советы по уходу за скульптурой:

  • Изделия из плотных пород камня (мрамор, гранит, базальт, кварцит) с хорошей сохранностью поверхности без металлических элементов нужно мыть 1 раз в год. Удаление загрязнений с такой скульптуры делают теплой водой и мылом без красителей и ароматизаторов. Мыльную пену наносят постепенно сверху вниз щетинными кистями с одновременным взмыливанием на поверхности.
  • Удалять пыль с металлических поверхностей скульптуры необходимо только сухим способом: кистью или пылесосом, в противном случае металлу грозит коррозия.
  • Художественное стекло не рекомендуется мыть водой, так как вода способствует вымыванию солей, которые входят в состав стекла. Его необходимо два раза в год протирать очищенным спиртом.
  • При любых повреждениях скульптуры самостоятельно не чините скульптуру - это должен делать специалист.

 

Помните, при хорошем хранении и правильном уходе предметы искусства будут очень долго радовать вас и не одно поколение ваших близких!!!

Рубрика: изобразительное искусство, хранение и уход за предметами искусства

www.art-spb.ru

Как правильно организовать хранение картин, чистка картин. Индивидуальные картинные хранилища. Консервация картин – Сторэдж

В этой статье мы расскажем о том как правильно хранить картины, о их чистке и консервации.

Наиболее опасный враг всех картин – влажность. Когда картины не участвуют в выставке, попытайтесь хранить их в месте, с очень низкой влажностью воздуха, хранилище должно проветриваться.

Резкие температурные колебания очень негативно воздействуют на живопись, постарайтесь предусмотреть это. Некоторым картинам могут навредить солнечные лучи, а так же обычный свет, например от лампы.

Под его воздействием картина начинает желтеть и портиться. Кроме того, губительно инфракрасное излучение. Если безответственно относиться к картине, например, небрежно переносить её, ронять, то испортится слой краски, может повредиться рама. Рамы чаще всего покрыты лепниной, а она очень восприимчива к ударам.

Произведения, нарисованные на холстах, необходимо содержать в состоянии натянутости, потому что продавливание – не редкий и совсем неприятный случай, случающийся в результате не выполнения простой предосторожности. Растянуть холст надо так, чтобы в уголки блинд-рамы можно было вбить гвозди.

Консервирование.

При самостоятельной консервации картин нужно проверить, чтобы обратная часть картины была смазана жидким пчелиным воском, это относится к картинам, нарисованным масляными красками. Произведения, написанные акварелью, лучше всего убирать в жёсткие, достаточных размеров папки, располагать их стоя.

Для маленьких коллекций картин применяют коробки и жёсткие картонные папки различных пропорций.

Где хранить картины?

Хранение картин в индивидуальном складе это идеальный вариант. Можно устроить хранилище дома, но дом — это дом, а не склад.

Во-первых, пользуясь индивидуальным складским помещением, таким как "ВашStorage" соблюдаются идеальные условия для хранения:

  • постоянная средняя температура воздуха в складских помещениях,
  • низкая влажность,
  • отсутствие губительного света,
  • в таком складе нет резких температурных скачков.

Во-вторых, надёжность таких складов вне всякой конкуренции, Вы можете не беспокоиться о хранимых картинах — на территории хранилища есть охрана, круглосуточно ведётся видео наблюдение, работает сигнализация.

В-третьих, размер помещения Вы выбираете сами: это может быть комната размером 1 м2, если у Вас несколько картин или же комната хранения размером 10 м2, если коллекция достаточно велика. Помимо картин, в такое хранилище можно положить многие вещи : мебель, одежду, архив документов, очень удобно при сезонном хранении шин.

Как ухаживать за картинами, чистка картин.

Любая картина нуждается в правильном уходе. Имеется ввиду не только протирание пыли с холста, но и некоторые другие процедуры, помогающие сохранить картину как можно дольше.

При помощи чистки с картины удаляется пыль, грязь, со временем оседающая на холсте. Пастель, картины, нарисованные при помощи красного мела и похожими средствами обычно не подвергаются чистке.

Не следует стирать грязь с картин, нарисованных акварелью при помощи стирательного ластика, таким способом чистки картин загублено множество хороших рисунков. Самым верным способом удаления пыли и грязи с таких картин считается чистка хлебным мякишем(чистке подвергается вся картина, а не только отдельные части). Если хранить картину под стеклом, можно избежать обильного накопления пыли.

Картины, нарисованными гуашью и маслом, можно чистить следующим способом:

  •  На самом краешке холста, который спрятан под рамкой, необходимо испытать наше чистящее средство, как на него отреагируют материалы картины. Так же, нам удастся уменьшить шанс испортить лак и краску.
  • Подложив пачку журналов под картину, разделив блиндраму и холст, мы исключим продавливание холста блиндрамой.
  • Ватный диск макаем в выбранное нами чистящее средство и стираем им, слабо надавливая на картину, грязные участки. Во время протирки, следим, чтобы на куске ваты не оставалась краска(бывает слишком восприимчивая к воздействию краска, к примеру, черная и фиолетовая). Если Вы заметили краску на ватном диске, тут же прекращайте чистку картины и вымойте её водой.
  • >Когда при помощи ваты не удается проникнуть в труднодоступное место или удалить загрязнение, то на помощь может прийти кисточка для бритья или зубная щетка.
  • Эту процедуру следует повторять, пока ватный диск не станет чистым.

Когда на картине много пыли и отсутствуют жировые пятна, для очистки идеально подойдет вода, немного подогретая.

Важно не применять воду, когда на картине есть трещинки. Чистку картины водой стоит производить быстро. Когда чистка окончена, картину нужно вытереть сухой тканью. Такой способ чистки не подходит для картин с бумажной подкладкой, к ним относится картон.

Применяемые чистящие средства

Наиболее востребованным средством является терпентиновое масло, его применяют чаще всего, потому что оно способно удалить практически все загрязнения. Неплохой результат дает применение терпентина с водой.

  • Терпентин – является растворителем и перед очисткой картины нужно узнать, не растворятся ли от него краски Вашей картины.
  • Мыльный раствор. Без него не обойтись, когда на холсте видны жирные пятна. Инструкция по применению такая же, как при чистке водой.
  • Другие средства, такие как яичный желток и белок, крахмал.
  • Важно не применять при чистке картин: керосин и другие «надёжные, народные» средства.

Как видите, хранение и чистка картин требуют некоторых усилий и предосторожностей, но поверьте, если Вы будите правильно ухаживать за картиной, она будет радовать еще многие и многие поколения.

blog.vashstorag.ru

5 способов хранить картину дома

5 способов хранить картину дома

22 июля 2014

Многие спрашивают нас, правильно ли оставить картину стоять на полу, если вешать ее совсем не хочется, и как правильно «забомбить» картинами одну стену в квартире. Мы собрали несколько дизайнерских решений хранения картины дома и пришли к выводу, что правильное место найдется всегда, пусть даже неожиданное.

Моно

Иногда кажется, что первая картина в доме должна быть какой-то очень значимой или, напротив, их должно появиться сразу несколько, чтобы был повод разместить их в пространстве своей квартиры или дома. На самом деле повод лучше не искать, а начать свое сожительство с искусством с любой одной понравившейся картины. Маленький (или даже сразу большой!) акцент всегда приятно обновит пространство. И вот, проходя мимо, вы всегда будете обращать внимание на вашу картину.

Арт-стена

Помните, как в фильме «Лучшее предложение» герой скрывал комнату, стены которой от пола до потолка были завешаны картинами. Отвести под картины целую комнату мы вам не предлагаем, но выделить одну стену и постепенно начать заполнять ее любимыми понравившимися или просто новыми работами, почему бы и нет. Начните с двух-трех кратин, а затем добавляйте новые приобретения, оставляя между ними пространство, которое в перспективе тоже будет заполнено. Не бойтесь добавить «лишнюю» картину или фотографию. Тут как в жизни – все лишнее со временем отсеется.

Одна за всех

Многие боятся впускать в дом картину, чей размер превышает 100х100. На самом деле, зачастую именно одна такая картина может преобразить ваш интерьер, а также наполнить новым смыслом и цветом даже небольшое пространство. С одной стороны, может показаться, что в вашей комнате неожиданно появился большой розовый слон, с другой – жить без такого значимого акцента вы уже вряд ли сможете. А внимание со стороны гостей – гарантировано. Поэтому выбирайте картину по душе, быть может, с историей, которую приятно будет всякий раз рассказывать любопытствующим гостям.

Картина на полу

«Вы что, только вчера переехали?», – будут задавать вам вопрос друзья, зашедшие в гости. Небрежность, «аккуратная неаккуратность» – это то, на что мы вам очень советуем обратить внимание. Иногда вовсе не обязательно проделывать очередную дырку в стене, пожизненно заключая картину в ее заложники. Советуем вам попробовать поставить большую или среднего размера картину на пол, в любом освободившемся месте у стены. Когда она вам помешает или для нее найдется новое место – ее всегда можно будет переместить.

На полке

Зачастую полки для того и нужны, чтобы складировать на них предметы не первой необходимости. Попробуйте добавить им изящества, прислонив стенке у полки акварель, холст или большую фотографию в рамке. А перед ними по-прежнему может располагаться любимая коллекция фарфора или домашние растения.

oilyoil.com

КАК ПРАВИЛЬНО ХРАНИТЬ КАРТИНЫ | Алексей Чернигин

 

Большое значение для сохранности живописи имеет правильное обращение с картинами, их монтаж и принцип экспонирования. Картины, выполненные маслом на холсте, нуждаются в специальных технических приспособлениях, обеспечивающих их лучшую сохранность. Процесс монтажа таких картин заключается в изготовлении подрамника, натягивании на него холста, укреплении картины в раме, ее застекленении  и конвертировании. Не менее важен и процесс транспортировки картины.

ПОДРАМНИК

Одной из составных частей картины является подрамник, предназначенный для того, чтобы держать холст в растянутом виде. Плохо сделанный подрамник отрицательно влияет на сохранность картины. Основными дефектами подрамника являются: глухое соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают деформации холста и его провисание; часто на «глухие» углы подрамника художники набивают фанерные треугольники, которые делают подрамник еще более неподвижным; отсутствие крестовины; отсутствие скосов на внутренних сторонах планок подрамника, что влечет за собой сломы и осыпи красочного слоя; непрочный подрамник, который при натягивании на него холста может дать перекос, неплотное соединение планок по углам и на крестовине.

Подрамник должен соответствовать нескольким основным требованиям: он должен быть сделан из сухого (без сучков) дерева, точно соответствовать размеру картины, быть прочным, раздвижным, иметь клинья, перекладину или крестовину, внутренние скосы на планках. Холст должен быть натянут на подрамник сильно, равномерно, без перекосов, так, чтобы направление нитей холста соответствовало направлению планок подрамника.

РАМА, ЗАСТЕКЛЕНИЕ, КОНВЕРТИРОВАНИЕ

Для экспонирования картину необходимо заключить в раму, которая выполняет как эстетические, так и защитные функции. Вставляя картину в раму, следует соблюдать максимум осторожности. Картина не должна входить в раму плотно. Рама под влиянием изменяющихся температурно-влажностных условий может изменяться в объеме и давить на подрамник, отчего холст провиснет. Поэтому между картиной и пазами рамы необходимо оставлять свободное расстояние (1—2,5—3 см— в зависимости от размера картины). Это расстояние необходимо и на тот случай, если в дальнейшем придется расклинить подрамник для регулирования натяжения холста.

Надо следить, чтобы различного рода мусор, грязь и пыль не попали между картиной и рамой и между холстом и подрамником, так как это может создать вздутие по нижнему краю картины, повлечь за собой прорывы холста, осыпание грунта и красок.

Картину к раме не следует крепить гвоздями, так как это вызывает лишнее сотрясение. Для закрепления лучше использовать деревянные и металлические зажимы. При этом надо следить, чтобы картина не вынималась легко из рамы.

Одним из средств защиты картин от воздействия среды является застекление и конвертизация. Стекло предохраняет красочный слой от загрязнения, от механических повреждений.

Застекление проводят таким образом, чтобы живописная поверхность картины не касалась стекла. Для этого на кромки подрамника набивают тонкие рейки, выпуская их края над поверхностью живописи на 2—4 мм, или делают деревянные либо пробковые прокладки.

Закрывая оборотную сторону картины (конвертизация), защищают холст, а следовательно, и всю картину, от воздействия резких колебаний температуры и относительной влажности воздуха. Полная конвертизация надежно защищает от пыли и других загрязнений. Картина как бы помещается в конверт с определенным микроклиматом. Процесс конвертизации произведений является очень ответственным, поэтому его проводит реставратор или специально обученный столяр. Перед конвертизацией реставратору нужно тщательно проверить состояние сохранности картины.

Особенно важно убедиться в отсутствии следов плесени. Разрешается конвертировать только здоровые, чистые произведения. Непременным условием конвертирования является создание в помещении, где оно проводится, необходимого уровня температуры и относительной влажности воздуха. Весь материал, используемый для конвертирования, и сами произведения должны быть выдержаны в этих условиях в течение 5—7 дней с целью их акклиматизации. Для закрытия оборотной стороны используют дерматин. Полная конвертизация желательна для всех экспонируемых произведений.

НОМЕРА И НАДПИСИ НА КАРТИНАХ

При инвентаризации на экспонатах ставятся номера, шифры и проч. Инвентарный номер ставится обычно краской на подрамнике, в левом нижнем или верхнем углу. На больших картинах инвентарный номер ставится в двух местах: снизу и сверху. В случае конвертирования картины, когда оборотная сторона закрывается, инвентарный номер следует повторить на материале, используемом для конвертирования. На картинах без подрамников шифр и номер ставятся на кромке холста с оборотной стороны, в левом нижнем углу.

Нельзя приклеивать на холст, как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки, номера, ставить печати из сургуча, штампы, делать надписи красками, чернилами и так далее.

На картинах, на досках шифр и номер ставятся белой или голубой краской на обороте доски в тех же местах, что и на подрамниках. На двусторонних иконах инвентарные номера и шифры следует ставить на боковой стороне иконы.

Часто на старом подрамнике, а иногда и на холсте имеются старые номера, надписи различного характера, наклейки, печати, штампы. Специалисты очень бережно относятся к этим свидетельствам истории экспоната.

СПОСОБЫ РАЗВЕСКИ КАРТИН В ЭКСПОЗИЦИИ

Основные требования к развеске картин в экспозиции - это надежность, удобство и незаметность крепежных конструкций.  Для развески используются специальные штанги, закрепленные на стене на некотором расстоянии от потолка. Штанги дают возможность не портить стены гвоздями, легко перемещать картины в плоскости стены, плавно подтягивать или опускать картины на шнурах, регулируя высоту развески.

Картины подвешиваются на прочных шнурах, мягкой проволоке или тонких стальных тросах — в зависимости от размера и веса экспонируемого произведения.

Шнур продевается через кольца, ввинчиваемые в раму, и завязывается либо у штанги, либо у картины специальным «музейным» узлом. Такой узел очень прочен, не может развязаться сам и легко развязывается в случае надобности. При этом способе развески легко регулируется высота, петли свободно движутся по штанге, давая возможность передвинуть картину вправо или влево, внизу легко поправляются перекосы.

В музейной практике существуют и другие способы крепления экспонатов на шнурах на штангу. Часто используются крючки, прикрепляемые к шнуру нужной длины и закрепляемые на штанге длинным шестом с металлическим двузубцем на конце. Следует время от времени проверять прочность веревки или шнура, на которых висит экспонат, во избежание ее перетирания и разрыва. При развеске тяжелых картин и икон применяется металлический трос и устраиваются специальные подставки, поддерживающие экспонаты снизу.

Чтобы придать картине наклон, кольца ввинчиваются в боковые планки на расстоянии, равном 1/3 высоты картины от верхнего края. Рекомендуется также ввинчивать две пары колец в каждую раму: в таком случае верхняя пара регулирует наклон, а нижняя держит картину. Не следует делать большие наклоны, так как при этом, особенно у большемерных картин, холст провисает сильнее.

При развеске икон ввинчивать крепежные кольца непосредственно в иконную доску категорически запрещается. Ранее ввинченные в икону кольца должны быть удалены реставратором, а отверстия заполнены мастикой. Иконы подвешиваются с помощью специальных зажимов в виде изогнутой металлической планки с отверстием для шнура. Зажимы надевают на икону попарно, сверху и снизу, скрепляют шнуром или мягкой проволокой и подвешивают к штанге. Для того чтобы не повредить красочный слой, между иконой и зажимом делается мягкая прокладка из картона или ткани. Зажимы окрашивают в нейтральный цвет.

Двусторонние «выносные» иконы экспонируются на специально изготовленных подставках, внутрь которых опускается рукоять иконы. Небольшие по размеру иконы экспонируются в горизонтальных застекленных витринах.

Для того, чтобы картина не прикасалась к стене (особенно к  внешней стене здания), к нижней части рамы на обороте прикрепляются пробочные прокладки, что дает возможность отодвинуть нижний край рамы на 2—4 см от стены.  Это позволяет избежать охлаждения, отсыревания, а также увеличивает циркуляцию воздуха между стеной и экспонатом и смягчает действие на картину вибраций стены.

Картину на холсте следует брать осторожно, только за раму или планки подрамника, при этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине — ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавленности холста и травмирование грунта и красочного слоя. Нести картину надо равномерным шагом, очень плавно, стараться, чтобы холст не вибрировал, так как вибрация холста может вызвать кракелюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать картину по полу; от трения разрушается рама, а если картина без рамы — перетираются кромки холста.

 

ОЧИСТКА ОТ ПЫЛИ

Прежде чем удалить пыль с живописной поверхности картины, специалисты рекомендуют осмотреть состояние красочного слоя. Если имеются повреждения (отставание от грунта, слабая связь с основой, вздутия, шелушения), касаться красочного слоя не следует, чтобы не вызвать его утрат. В подобных случаях реставратор предварительно должен провести укрепление красочного слоя и грунта.

Удаляют пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели — материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки,  флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.

С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста.

Трудно удаляется пыль, скопившаяся между холстом и планками подрамника. Эти скопления пыли могут привести к деформации холста. Удаляют их с помощью длинной, тонкой металлической или пластмассовой пластины, заканчивающейся закругленным крючком.

На иконах во время уборки мягкими тряпками вытирают торцы досок и выступающие части шпонок. Оборотную сторону иконы очищают от пыли и грязи пылесосом и фланелевыми мягкими тряпками.

УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВКА

Перевозка произведений искусства — сложная проблема, требующая учета вида и состояния экспонатов, индивидуального способа их упаковки, транспортных средств и атмосферных условий. Непрофессиональная перевозка может привести к повреждению произведений искусства вследствие колебаний температуры и относительной влажности, вибрации, небрежного обращения с ними.

Картину на холсте следует брать осторожно, только за раму или планки подрамника, при этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине — ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавливание холста и травмирование грунта и красочного слоя. Перемещать картину надо равномерно, очень плавно, стараясь, чтобы холст не вибрировал, так как вибрация может вызвать кракелюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать картину по полу; от трения разрушается рама, а если картина без рамы — перетираются кромки холста.

Упаковка картин, особенно масляной и темперной живописи, должна обеспечивать полную сохранность произведений, защиту их от различных повреждений и загрязнений в пути. Одним из основных требований к упаковке является создание для картин температурно-влажностного режима максимально близкого к тому, в котором они находятся постоянно. Нужно упаковывать картины таким образом, чтобы посторонние предметы не касались живописи, стараться смягчить всякого рода вибрацию, которая могла бы вызвать повреждения живописи и основы.

Поэтому материал, употребляемый для изготовления ящиков и для упаковки, форма ящика, методы упаковки,— все должно быть выбрано с целью обеспечения эффективной термоизоляции и сведения механических воздействий на произведения искусства до минимума.

При упаковке, транспортировке и распаковке должны быть соблюдены все меры предосторожности. Ящик и все упаковочные приспособления предварительно в течение двух или более недель выдерживаются для акклиматизации в условиях желательного температурно-влажностного режима; упаковку следует производить при заранее установленной температуре и относительной влажности. При транспортировке следует строго соблюдать правила погрузки, избегать вибрации и толчков. Наружная температура должна обязательно приниматься во внимание. По прибытии на место ящики, во избежание конденсата, остаются закрытыми в течение 24 часов для установления температурного равновесия. Открытые ящики и упаковочные материалы должны храниться в тех же самых температурно-влажностных условиях.

Полотна больших размеров часто транспортируют накатанными на вал.  Рекомендуется накатывать на вал картины, красочный слой которых не имеет повреждений. Поэтому перед накаткой состояние картин тщательно проверяется и фиксируется. В случае наличия повреждений красочного слоя необходимо провести реставрацию или наложить профилактическую заклейку на участки красочного слоя, имеющие разрушения. Для того чтобы сгиб красочного слоя и грунта и их натяжение были наименьшими, во избежании сломов и других повреждений живописи длина вала должна соответствовать размеру картины, а его диаметр должен быть не менее 60 см. Дерево для вала берется сухое, не зараженное вредителями. Фанерную поверхность вала обклеивают бумагой или обивают картоном. В последнем случае края листов не должны находить друг на друга.

Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания— ответственное дело, доверяют его только квалифицированным специалистам. Пол, на котором раскладывается картина, должен быть сухим и чистым, его покрывают чистой бумагой или тканью, на которые кладется холст, лицевой стороной вниз. Если на один вал накатывается несколько картин, между ними прокладывают чистую сухую и мягкую белую бумагу. По окончании накатывания вал завертывают плотной мягкой бумагой и «бинтуют» полосой ткани не менее 10 см шириной. Шнуром или веревкой этого делать нельзя во избежание вмятин на холсте.

Нельзя ставить валы вертикально, так как холсты могут сползти, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение на валах не рекомендуется, так как живопись в этом случае абсолютно лишена света.

 

По материалам книги «Основы музейной консервации произведений станковой живописи»     Ю.И. Гренберг, М., 1976

alex-chernigin.ru

ХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Основная масса художественных произведений нуждается в реставрации главным образом из-за неправильного хранения в музеях, на выставках, при транспортировке. О причинах повреждений и монтаже произведений масляной живописи говорится в настоящей статье.

Сохранность картин зависит от свойств материалов, из которых они состоят, и окружающей их среды.

Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются температура и относительная влажность воздуха. Нарушения температурно-влажностного режима в музеях обычно носят сезонный характер: во время отопительного сезона наблюдаются повышенная температура и недостаточная влажность, летом и осенью до начала отопительного сезона - избыток влажности при температуре, близкой к уличной. Кроме того, температура и относительная влажность изменяются в течение суток, особенно в экспозиционных помещениях. Эти колебания зависят и от количества посетителей музея.

Температура и относительная влажность. Материалы, из которых состоят картины, - основа, грунт, красочный и лаковый слои -различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой, покрытый лаком, является водонепроницаемым, то на изменение влажности, прежде всего, реагирует оборотная сторона картины, т. е. ее основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопичными материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.

При повышении относительной влажности (более 70-75%) холст выходит из состояния нормального натяжения. Длительное пребывание в такой атмосфере может привести к деформации холста, набуханию клея, содержащегося в грунте, образованию плесени. Нередко плесень, образовавшаяся в грунте, проникает сквозь микротрещины в красочный слой и становится заметной на лицевой стороне картины. Клей теряет адгезионные свойства, связь между грунтом и основой нарушается, и появляются отслоения красочного слоя, отслаиваются также дублировочные холсты. Под влиянием влаги происходит изменение оптических свойств лака: в нем образуется сеть мельчайших трещин, он мутнеет, синеет, затем белеет, теряет прозрачность; картина как бы покрывается мутной белой пленкой.

Высокая температура (25-ЗО°С) и сухость воздуха (относительная влажность менее 50%) приводят к пересыханию волокон холста, отчего он становится менее эластичным и менее прочным. Грунт делается хрупким и ломким. Изломы его передаются красочному слою, образуется кракелюр, а затем могут произойти отставание и осыпание красочного слоя с грунтом.

Важнейшее условие сохранности живописи - стабильность окружающей среды. Особенно опасны резкие колебания температуры и влажности воздуха. Если температура и относительная влажность в помещении музея постоянны, то в экспонатах устанавливается некоторое влажностное равновесие. Если же это равновесие нарушается, произведение поглощает или отдает влагу. Начинается движение основы, приводящее к разрушению живописи, слабеет связь красочного слоя с грунтом, возникают расслоение живописных слоев, их шелушение и осыпи.

Очень быстро и неблагоприятно для сохранности картины на изменения температуры, и особенно относительной влажности, реагируют основы из дерева. Резкие колебания атмосферы вызывают быстро чередующиеся сжатия и расширения основы, сопровождающиеся деформацией дерева, его короблением и разрывами. Движение основы и в этом случае неизбежно вызывает соответствующее напряжение грунта и красочного слоя.

Нормой, обеспечивающей хорошую сохранность масляной живописи, признан уровень относительной влажности воздуха 50-60% при температуре 17-19°С. Хранители и реставраторы должны постоянно наблюдать за состоянием окружающей среды в помещениях музея и представлять себе ту опасность, которая возникает в случае, если и относительная влажность, и температура окажутся выше или ниже нормы. При этом суточные колебания относительной влажности и температуры необходимо свести к минимуму. Превышение колебаний более, чем на 5%, рассматривается как опасное.

Один из факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин, - свет. В темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором приготовлены краски, желтеют, вызывая общее потемнение живописи. В светлом помещении свет может отрицательно влиять на сохранность экспонатов, причем разрушения, вызываемые его воздействием, бывают значительными.

Под воздействием света как естественного, так и искусственного, происходят два вида разрушений: видимые - изменение оттенка или цвета и невидимые - структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений.

Для освещения в музеях и картинных галереях используются три вида источников света: дневной свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы. Каждый из этих источников отличается спектральным составом света, по-разному влияющим на экспонаты (табл. 1).

Таблица 1 Распределение излучения различных источников света, %

Источник света Ультрафиолетовое излучение Видимое излучение Инфракрасное излучение
Солнечный свет 5,5 51 43,5
Лампы накаливания 0,1 10 89,9
Люминесцентные лампы 3,5 52 44,5

Фотохимические реакции, ведущие к изменению в материалах живописи, вызываются как ультрафиолетовой, так и видимой частью спектра. Особенно вредное воздействие оказывают ультрафиолетовые лучи, а также прилегающая к ним видимая синяя часть спектра.

Уменьшение длительности экспонирования картин уменьшает и опасность их повреждения. Некоторые пигменты, выгорающие под действием света, весьма чувствительны к влаге. В условиях крайней сухости выгорание долгое время может быть незначительным.

Неумелое обращение с картинами приводит к механическим повреждениям. Наиболее подвержены травмам картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, разрывы (рис 1).

Одним из обычных повреждений является сферический, паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенное повреждение живописи - царапины на красочном слое. Чаще они возникают при неправильном хранении живописи в запасниках - на стеллажах без разделителей, когда картины составлены штабелями.

Рис. 1. Механическое повреждение картины

Сломы красочного слоя возникают при неправильной накатке картин на вал и неквалифицированной натяжке на подрамник. Неверно сделанный подрамник также является причиной плохой сохранности картины.

Состояние сохранности музейных экспонатов необходимо точно и подробно фиксировать в документации. Подробное описание сохранности картин при новых поступлениях должен делать хранитель совместно с реставратором. Для картин, выполненных на холсте, описание делают в следующем порядке.

1. Подрамник. Особенности его конструкции: раздвижной или глухой; имеются или отсутствуют колки (клинья), скосы, перекладины, крестовины и т. д.

2. Холст. Дублирована ли картина, состояние дублировки и кромок, прорывы холста, вмятины, натяжение холста на подрамник, хорошо ли натянут холст, нет ли деформации от неправильной натяжки; если есть - указать, в каком месте.

3. Оборот картины. Наличие загрязнений - масляных пятен, грязи, пыли. Наличие надписей, наклеек, печатей.

4. Красочный слой и грунт. Техника живописи (масляная, темперная), различные виды кракелюра, расслоение красочного слоя, осыпи, утраты, вздутия, отставания красочного слоя от грунта, царапины и потертости красочного слоя -места их расположения и размеры, загрязнения поверхности и следы реставраций.

5. Лаковое покрытие. Царапины, прожухание, помутнение, разложение.

Реставраторам необходимо регулярно проводить профилактический осмотр экспозиции. Периодичность таких осмотров определяется условиями хранения в каждом музее, но не реже одного раза в месяц. Любое повреждение экспоната в музее должно сразу фиксироваться в дефектных актах.

Картины на холсте при экспозиции нуждаются в технических приспособлениях, обеспечивающих их лучшую сохранность. Процесс монтажа заключается в изготовлении подрамника, натягивании на него холста, укреплении картины в раме. Помимо сохранности картины, это должно способствовать и ее эстетическому восприятию.

Подрамник предназначен для того, чтобы держать холст в растянутом виде (рис. 2). Плохо сделанный подрамник отрицательно влияет на сохранность картины. Основные его дефекты следующие:

Рис.2. Общий вид подрамника

- «глухое» соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают его деформации и провисание;

- отсутствие крестовины;

- отсутствие скосов на внутренних гранях, что влечет за собой сломы и осыпи красочного слоя;

- непрочность, что при натягивании холста может дать перекос;

- неплотное соединение планок по углам и на крестовине. Особенно плохие подрамники у картин современных живописцев.

Подрамник любой картины, хранящейся в музее, должен соответствовать всем требованиям консервации - быть изготовленным из сухого дерева, без сучков, точно соответствовать размеру картины, быть прочным, раздвижным с клиньями (рис. 3), иметь перекладину или крестовину, внутренние скосы на планках.

Рис.3. Клинья, номер и надпись на подрамнике

Рама (конвертирование), используемая для экспонирования картины, кроме эстетических функций, несет еще и защитные. Картина не должна входить в раму плотно. Между картиной и пазами рамы должен быть зазор 1-3 см, в зависимости от размера картины. Это расстояние необходимо на тот случай, если в дальнейшем придется расклинить подрамник для регулирования натяжения холста. Картину к раме не следует крепить гвоздями -лучше использовать деревянные или металлические зажимы.

Для защиты от внешней среды тыльную сторону картин конвертируют дерматином, а с лицевой стороны закрывают стеклом. Стекло предохраняет красочный слой от загрязнения и механических повреждений. Застекление проводят так, чтобы живописная поверхность не касалась стекла, для этого используют прокладки из пробки или дерева. Картина как бы помещается в конверт с определенным микроклиматом, что надежно защищает се от пыли и других загрязнений. Разрешается конвертировать только «здоровые», чистые произведения.

Номера и надписи к картине наносятся обычно краской на подрамник, в левом верхнем или нижнем углу (см. рис. 3). На больших картинах инвентарный номер ставится в двух местах: внизу и вверху. На картинах без подрамников шифр и номер ставятся на кромке холста, с оборотной стороны, в левом нижнем углу.

Нельзя приклеивать на холст, как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки и номера, ставить печати, штампы, делать надписи красками, чернилами и т.д.

На картинах с деревянной основой инвентарный номер наносится белой или голубой краской на обороте в тех же местах, что и на подрамнике.

Развеска картин в экспозиционных залах должна быть надежной и удобной. Для этого в залах, вверху, на некотором расстоянии от стен укрепляют специальные штанги. Это дает возможность не портить стену гвоздями и легко перевешивать картины на другие места стен. Картины подвешивают на шнурах, мягкой проволоке или на тонких стальных тросах. Шнур продевают через кольца, ввинчиваемые в раму, и завязывают узлом либо у картины, либо у штанги.

Существуют и другие способы развески картин на штангу - например, с помощью крючков. Чтобы придать картине наклон, кольца ввинчивают в боковые планки, на расстоянии, равном 1/3 высоты картины от верхнего края. Не следует делать большие наклоны, так как при этом, особенно у большемерных картин, сильнее провисает холст. Запрещается ввинчивать кольца и забивать гвозди в подрамник. Чтобы картины не касались стены (особенно внешней стены здания) во избежание охлаждения, отсыревания, а также лучшей циркуляции воздуха между стеной и экспонатом и смягчения действия на картину вибраций стены, к нижней части рамы, на обороте прикрепляют пробочные прокладки, что дает возможность отодвинуть нижний край рамы на 2—4 см от стены. Нельзя вешать картины вблизи радиаторов, вентиляционных отверстий и форточек.

Картину на холсте следует брать в руки осторожно, без рывков, только за раму или за планки подрамника. При этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине - ни к холсту, ни к красочному слою, - иначе возможны травмы. Нести картину нужно плавным, равномерным шагом, стараться, чтобы холст не вибрировал. Нельзя двигать картину по полу. Ставить ее надо без стука, мягко, избегая сотрясений. Если картины прислоняют друг к другу, даже на короткое время, необходимо соблюдать правила хранения картин в штабелях.

Для хранения живописи в запасниках должны быть устроены стойки, обтянутые металлической сеткой, на нее с двух сторон вешают картины в рамах. Кроме стабильно установленных стоек, практикуется развеска картин на подвижных щитах. Щиты легки и удобны, могут устанавливаться стационарно и временно. Они двигаются по рельсам, проложенным по потолку или полу, расстояние между ними сокращается до 20-30 см, что позволяет разместить в фонде большее количество предметов при свободном доступе и осмотре каждого из них.

Полотна больших размеров часто хранятся без подрамников, накатанными на вал. Раз в год валы раскатывают и проверяют состояние живописи. Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания - ответственное дело, выполняют его квалифицированные работники с участием реставраторов и хранителей.

Крайне нежелательно хранение произведений в штабелях. При таком хранении всегда существует опасность нанесения травмы, а картины лишены доступа воздуха. Это можно допустить лишь как временную меру с условием соблюдения следующих требований: картины на холсте подбирают по размерам, ставят в штабели в рамах, лицевой стороной друг к другу, между рамами кладут амортизационные подушки из холста и ваты, сшитые попарно лямками. Если в штабель помещают картины без рам, следует ставить их по размеру, лицом к лицу, без прокладок, почти параллельно одна к другой, наклон должен быть как можно меньше, что ослабит давление картин друг на друга. Касаться картины могут лишь твердыми частями, чтобы не вызывать вмятин, царапин, прорывов. Картины в штабелях ставят не на пол, а на подставки из дерева, высотой не менее 25 см.

Музейный хранитель и реставратор должны обладать достаточными знаниями в области физических и химических свойств материалов, из которых состоят хранимые ими экспонаты, знать условия, приемлемые для их нормального существования, изучить причины их разрушения и вести в этом направлении всю организационную работу в музее.

Литература

Гренберг Ю.И. Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи М, 1976.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М., 1984.

Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.

Первоисточник: 

Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007

art-con.ru

Как правильно организовать хранение картин, чистка картин. Индивидуальные картинные хранилища. Консервация картин – Сторэдж

В этой статье мы расскажем о том как правильно хранить картины, о их чистке и консервации.

Наиболее опасный враг всех картин – влажность. Когда картины не участвуют в выставке, попытайтесь хранить их в месте, с очень низкой влажностью воздуха, хранилище должно проветриваться.

Резкие температурные колебания очень негативно воздействуют на живопись, постарайтесь предусмотреть это. Некоторым картинам могут навредить солнечные лучи, а так же обычный свет, например от лампы.

Под его воздействием картина начинает желтеть и портиться. Кроме того, губительно инфракрасное излучение. Если безответственно относиться к картине, например, небрежно переносить её, ронять, то испортится слой краски, может повредиться рама. Рамы чаще всего покрыты лепниной, а она очень восприимчива к ударам.

Произведения, нарисованные на холстах, необходимо содержать в состоянии натянутости, потому что продавливание – не редкий и совсем неприятный случай, случающийся в результате не выполнения простой предосторожности. Растянуть холст надо так, чтобы в уголки блинд-рамы можно было вбить гвозди.

Консервирование.

При самостоятельной консервации картин нужно проверить, чтобы обратная часть картины была смазана жидким пчелиным воском, это относится к картинам, нарисованным масляными красками. Произведения, написанные акварелью, лучше всего убирать в жёсткие, достаточных размеров папки, располагать их стоя.

Для маленьких коллекций картин применяют коробки и жёсткие картонные папки различных пропорций.

Где хранить картины?

Хранение картин в индивидуальном складе это идеальный вариант. Можно устроить хранилище дома, но дом — это дом, а не склад.

Во-первых, пользуясь индивидуальным складским помещением, таким как "ВашStorage" соблюдаются идеальные условия для хранения:

  • постоянная средняя температура воздуха в складских помещениях,
  • низкая влажность,
  • отсутствие губительного света,
  • в таком складе нет резких температурных скачков.

Во-вторых, надёжность таких складов вне всякой конкуренции, Вы можете не беспокоиться о хранимых картинах — на территории хранилища есть охрана, круглосуточно ведётся видео наблюдение, работает сигнализация.

В-третьих, размер помещения Вы выбираете сами: это может быть комната размером 1 м2, если у Вас несколько картин или же комната хранения размером 10 м2, если коллекция достаточно велика. Помимо картин, в такое хранилище можно положить многие вещи : мебель, одежду, архив документов, очень удобно при сезонном хранении шин.

Как ухаживать за картинами, чистка картин.

Любая картина нуждается в правильном уходе. Имеется ввиду не только протирание пыли с холста, но и некоторые другие процедуры, помогающие сохранить картину как можно дольше.

При помощи чистки с картины удаляется пыль, грязь, со временем оседающая на холсте. Пастель, картины, нарисованные при помощи красного мела и похожими средствами обычно не подвергаются чистке.

Не следует стирать грязь с картин, нарисованных акварелью при помощи стирательного ластика, таким способом чистки картин загублено множество хороших рисунков. Самым верным способом удаления пыли и грязи с таких картин считается чистка хлебным мякишем(чистке подвергается вся картина, а не только отдельные части). Если хранить картину под стеклом, можно избежать обильного накопления пыли.

Картины, нарисованными гуашью и маслом, можно чистить следующим способом:

  •  На самом краешке холста, который спрятан под рамкой, необходимо испытать наше чистящее средство, как на него отреагируют материалы картины. Так же, нам удастся уменьшить шанс испортить лак и краску.
  • Подложив пачку журналов под картину, разделив блиндраму и холст, мы исключим продавливание холста блиндрамой.
  • Ватный диск макаем в выбранное нами чистящее средство и стираем им, слабо надавливая на картину, грязные участки. Во время протирки, следим, чтобы на куске ваты не оставалась краска(бывает слишком восприимчивая к воздействию краска, к примеру, черная и фиолетовая). Если Вы заметили краску на ватном диске, тут же прекращайте чистку картины и вымойте её водой.
  • >Когда при помощи ваты не удается проникнуть в труднодоступное место или удалить загрязнение, то на помощь может прийти кисточка для бритья или зубная щетка.
  • Эту процедуру следует повторять, пока ватный диск не станет чистым.

Когда на картине много пыли и отсутствуют жировые пятна, для очистки идеально подойдет вода, немного подогретая.

Важно не применять воду, когда на картине есть трещинки. Чистку картины водой стоит производить быстро. Когда чистка окончена, картину нужно вытереть сухой тканью. Такой способ чистки не подходит для картин с бумажной подкладкой, к ним относится картон.

Применяемые чистящие средства

Наиболее востребованным средством является терпентиновое масло, его применяют чаще всего, потому что оно способно удалить практически все загрязнения. Неплохой результат дает применение терпентина с водой.

  • Терпентин – является растворителем и перед очисткой картины нужно узнать, не растворятся ли от него краски Вашей картины.
  • Мыльный раствор. Без него не обойтись, когда на холсте видны жирные пятна. Инструкция по применению такая же, как при чистке водой.
  • Другие средства, такие как яичный желток и белок, крахмал.
  • Важно не применять при чистке картин: керосин и другие «надёжные, народные» средства.

Как видите, хранение и чистка картин требуют некоторых усилий и предосторожностей, но поверьте, если Вы будите правильно ухаживать за картиной, она будет радовать еще многие и многие поколения.

vashstorag.ru


Смотрите также