ХРУЦКИЙ Иван Фомич – Галерея произведений (44 изображения). Хруцкий картины


Художник Иван Фомич Хруцкий|Картины

художник Иван Хруцкий картины - 01

Цветы и плоды

Иван (Ян) Фомич (Томашевич) Хруцкий – всемирно известный живописец, мастер натюрморта и портретист, академик Петербургской Академии живописи.

Я «самовольно» назвал Ивана Фомича Хруцкого мастером портретной живописи – критики и искусствоведы, по всей вероятности, с моим мнением не согласятся, поскольку везде и всюду говорится (и пишется) о выдающемся авторе натюрмортов. И всё. А мне просто приглянулись портреты написанные Иваном Фомичом (с учетом времени написания этих картин и того, как в тот период писали портреты). Впрочем, это только моё мнение и судить, в конечном итоге, вам.

Биография Ивана Фомича Хруцкого

Иван Фомич родился в январе 1810 года в белорусской губернии, в семье греко-римского священника, шляхтича (дворянина) Фомы (Томаша) Хруцкого.

художник Иван Хруцкий картины - 24

Автопортрет

Несколько лет Иван Хруцкий учился в Полоцком высшем пиарском училище, где получил среднее художественное образование, которого оказалось недостаточно для поступления в Петербургскую Академию живописи. В 1827 году Иван Фомич приехал в Петербург и два года брал уроки живописи у английского художника Дж. Доу, а одновременно посещал Императорскую Академию художеств, как вольнослушатель.

В 1830 году Ивана Хруцкого приняли в Академию, где учителями будущего художника стали выдающиеся мастера живописи К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.Г. Варнек, М.Н. Воробьев.

С 1830 года художник представляет на суд публики свои натюрморты, которые в те времена именовались «живопись цветов и фруктов». Сюжеты постоянно усложняются, в композиции появляются не только фрукты, цветы и ягоды.

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» художник получает Большую серебряную медаль и звание свободного художника за представленные пейзажи.

В сентябре 1839 года Иван Хруцкий становится академиком живописи.

за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.

Удивительно, но после получения академического звания художник прекращает писать эффектные натюрморты.

В конце 1839 года умирает отец художника, и Иван Хруцкий оставляет Петербург – в этот город он больше не вернется.

В Полоцком уезде художник покупает имение Захарничи, строит по собственному проекту дом и живет в имении практически безвыездно. Он не стал затворником, ездил в гости и принимал соседей, но из губернии уже не выезжал – ему хватало тем и вдохновения в своём доме.

Живя в Белорусской губернии художник не оставляет живописи, однако в его творчестве начинается другой период – он пишет иконы, портреты лиц духовного звание, пейзажи, копии с картин европейских мастеров (по заказу митрополита Иосифа Семашко), изображения интерьеров  или картины «в комнатах».

Скончался Иван Фомич Хруцкий в январе 1885 года, похоронен в своём имении, в родовом склепе.

Картины Ивана Фомича Хруцкого

 

художник Иван Хруцкий картины - 02

Вид на Елагином острове в Петербурге

художник Иван Хруцкий картины - 03

Цветы и плоды

художник Иван Хруцкий картины - 04

Портрет неизвестной с фруктами и цветами

художник Иван Хруцкий картины - 05

Цветы и плоды

художник Иван Хруцкий картины - 06

Плоды и свеча

художник Иван Хруцкий картины - 07

Цветы и плоды

художник Иван Хруцкий картины - 08

Плоды и дыня

художник Иван Хруцкий картины - 09

Плоды

художник Иван Хруцкий картины - 10

Натюрморт с грибами

художник Иван Хруцкий картины - 11

Мясо и овощи

художник Иван Хруцкий картины - 12

Битая дичь, овощи и грибы

художник Иван Хруцкий картины - 13

В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии

художник Иван Хруцкий картины - 14

Семейный портрет

художник Иван Хруцкий картины - 15

В комнате

художник Иван Хруцкий картины - 16

Старуха, вяжущая чулок

художник Иван Хруцкий картины - 17

Портрет молодой женщины с корзиной

художник Иван Хруцкий картины - 18

Портрет неизвестной в белом

художник Иван Хруцкий картины - 19

Портрет неизвестной

художник Иван Хруцкий картины - 20

Портрет неизвестной с корзиной в руках

художник Иван Хруцкий картины - 21

Девочка с фруктами

художник Иван Хруцкий картины - 22

Портрет мальчика

художник Иван Хруцкий картины - 23

Мальчик в соломенной шляпе

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

16 Ноя 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: дети в живописи, женский образ, натюрморты, русская живопись 1917     1104       Поделитесь записью

svistanet.com

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" и других работ художника

Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.

Иван Фомич Хруцкий: краткая биография

Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина - Витебская губерния - была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.

Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.

Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:

  • академическое направление;
  • классицизм;
  • барокко.

описание картины хруцкого цветы и плоды

Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. "Цветы и плоды" ("Цветы и фрукты") - самая известная картина Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.

Картина "Цветы и плоды"

Была написана Иваном Фомичем в 1836 году. Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сегодня находит выражение не только в устных высказываниях, но и в школьных сочинениях детей, описаниях в художественных статьях и так далее.

художник хруцкий картины

За данную картину художник получил очень хорошую и вполне заслуженную награду - большую серебряную медаль от Академического совета. Это подтвердило практически то общее впечатление немого восхищения, которое было вызвано у публики полотном.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды"

Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. Шикарный букет красивых и очень милых полевых цветов: мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.

Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.

картина хруцкого цветы и фрукты

Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.

Яркие акценты в картинах

Картина Хруцкого "Цветы и фрукты", написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта "Цветы и плоды". На обеих картинах яркие акценты - ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.

Если описание "Цветы и плоды" сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то "Цветы и фрукты" отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.

Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.

картина хруцкого натюрморт

Натуральность написания фруктов

Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.

Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.

Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.

описание цветы и плоды

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.

Популярность произведения искусства

Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы "Цветы и фрукты", "Цветы и плоды" являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.

В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу "Цветы и плоды". До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.

fb.ru

Хруцкий Иван Фомич Картины биография Khrutsky Ivan

Хруцкий Иван Фомич — российский живописец белорусско-польского происхождения, художник-портретист, мастер натюрморта и пейзажа. Родился в 1810 году в семье греко-католического священника из старинного рода белорусской мелкопоместной шляхты герба "Лелива". Иван Хруцкий получил превосходное образование в Полоцком лицее католического ордена пиаров.

Мальчик в соломенной шляпе Портрет мальчика в соломенной шляпе, 1830-е годы, НМРБ Портрет неизвестной Портрет неизвестной, середина1830-х, НМРБ Портрет мальчика Портрет мальчика,1834, НМРБ Девочка в голубом платье Девочка в голубом платье, 1840-е, Национальный художественныймузей Республики Беларусь

В 1827 году он прибыл в Санкт-Петербург. В столице до 1833 года Иван Хруцкий занимался и работал в мастерской английского живописца Джорджа Доу, также копировал в Эрмитаже мировые шедевры живописи. В 1833 году Хруцкий поступил в Императорскую Академию Художеств в качестве "постороннего" ученика. Он обучался в пейзажной мастерской Михаила Воробьева, кроме этого посещал портретный класс Александра Варнека.

В 1836 году за картину "Цветы и плоды" Хруцкий был награжден академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника. Картина Хруцкого "Старуха, вяжущая чулок" (1838) близка по стилю к работам художников, не имевших академического образования, к картинам Алексея Венецианова и Василия Тропинина. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт "Цветы и плоды" Иван Хруцкий был награжден малой золотой медалью.

В 1839 году Хруцкий "за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей" был удостоен звания академика. Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847; "К святому месту", 1849). В 1839 году в связи со смертью отца Иван Фомич Хруцкий покинул Санкт-Петербург.

Портрет неизвестной с цветами и фруктами Портрет неизвестной с цветамии фруктами, 1838, Национальныймузей Республики Беларусь Митрополит Иосафат Булгак Иосафат Булгак, митрополитгреко-униатской церквиРоссийской империи, 1838 Неизвестная Портрет неизвестной, 1843,Третьяковская галерея,Москва

В 1844 году художник приобрел имение Захарничи неподалеку от Полоцка, где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 по 1855 годы Хруцкий выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он писал иконы для Александро-Невского собора в Ковно, для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе, пещерной церкви Трех Мучеников в Вильно. Для архиерейского дома в Вильно художником был исполнен цикл из 32 портретов лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов).

Цветы и фрукты Цветы и фрукты, 1840 Плоды и свеча Плоды и свеча, 1839 Битая дичь Битая дичь, овощи и грибы, 1854

Все три натюрморта находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске

Для городской и загородной резиденций митрополита художник исполнил множество картин по мотивам произведений религиозной тематики великих мастеров живописи, а также городских видов. В последующие годы Хруцкий продолжал писать портреты духовных лидеров греко-униатской церкви Российской империи, семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, городские и деревенские пейзажи, иконостасы для униатских церквей. Умер Иван Фомич Хруцкий в 1885 году, похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Миколай Малиновский Миколай Малиновский, 1847, Национальный музей, Варшава Святое место К святому месту, конец 1840-х годов, Государственная Третьяковская галерея Иеромонах Викентий Лисовский Иеромонах Викентий Лисовский, 1847, Национальный музей Беларуси

smallbay.ru

Мастер натюрморта Иван Фомич Хруцкий: картины, биография.

Хруцкий

Имя Ивана Фомича Хруцкого не много говорит совре­менному зрителю — он принадлежит к малоизвестным художникам середины 19 века, и его натюрморты, много­кратно репродуцированные и тиражированные, обычно не вызывают в памяти имени автора. Тем не менее характер его творчества показателен для эпохи и в какой-то мере отражает весь спектр тенденций развития искусства 30— 50-х годов.

 

Биографические данные о художнике скудны (лишь в по­следние годы уточнены его отчество и даты жизни). Был вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1839 году получил звание академика. Имел известность: натюрморты по образцу голландских и фламандских обе­спечили ему прочную популярность. Пожалуй, это все.

Еще совсем недавно творчество художника рассматривалось в русле венециановской школы, и при всей приблизительности и условности такого сближе­ния основания для него все же были.

Хруцкий — эклектик, и тем интересен. Жанровый диапазон его искусства широк. Написанные им портреты мастеровиты и академичны («Портрет жены», 1835; «Портрет униатского епископа Иосифа Семашко», 1838; «Портрет Потираловской», 1842), а иногда обнаруживает формальное, композиционное влияние венециановского круга («Семейный портрет», 1854). Венециановское воздействие, впрочем, весьма внешнее; оно сводится лишь к жан­ровой типологии — среди работ Хруцкого можно обнару­жить излюбленные учениками Венецианова интерьерные сцены («Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем ка­бинете доклад секретаря», 1854; «Мастерская художника»), панорамные пейзажи («Вид на Елагином острове в Пе­тербурге», 1839; «Вид в имении», 1847). Однако он ис­пытывал воздействие и иных традиций — так, «Старуха, вяжущая чулок» (1838) кажется сколком с тропининских «мещанских жанров», «Портрет молодой женщины с кор­зиной» (1835) может быть принят за произведение одного из эпигонов К. П. Брюллова. Так что восприимчивость Хруцкого не была ограничена рамками определенной стилистики или художественного круга.

Однако славу художнику принесли вовсе не эти разно­образные подражания. Для современников Хруцкий был в первую очередь автором натюрмортов, и в этом жанре круг вдохновлявших его импульсов был, во всяком случае, определенным и однозначным. Это — голландский и фла­мандский натюрморт XVII века, от Питера Класа до Франса Снейдерса.

Нередко натюрморты Хруцкого представляют собой сво­его рода живописные парафразы на тему выбранного ори­гинала, выполненные методом, близким к копированию — вплоть до спиралевидно сползающей кожуры лимона, не­медленно обнаруживающей голландский прототип, или же громоздящейся битой дичи, сразу вызывающей в памяти не менее точный «адрес» — Снейдерса, Жана-Батиста Удри или Яна Веникса-младшего.

Но есть у Хруцкого и иные натюрморты, позволяющие говорить о самостоятельном преломлении той же худо­жественной традиции. Через весь этот ряд натюрмортов проходят одни и те же предметы: громоздкий и нелепый по форме кувшин, облепленный натуралистическими рельефными собачками, выплывающие из романтического полумрака неправдоподобно роскошные, раскрытые бутоны 12 цветов, лоснящиеся фрукты, больше похожие на муляжи — тыквы, груши, виноград, клубника («Цветы и плоды», «Цветы и фрукты», «Цветы, фрукты, битая дичь»). Вещам тесно, они заполняют все пространство холста, заслоняя и «задавливая» друг друга. В их расположении нет со­подчинения или иерархии, но есть продуманность свето­теневой композиции, уверенное, выдающее руку мастера (правда, иногда механистическое) распределение бликов и цветовых пятен. Именно поэтому рядом с «плодово- ягодным» и цветочным изобилием может вдруг оказаться неизвестно откуда взявшийся перламутровый театральный бинокль — он нужен для показа еще одной фактуры, пре­ломляющей свет. Предметы не сопряжены никакими ассоциативными связями, за их постановкой не ощущается человек, которому они принадлежат и который пользуется ими и любит их. Голландский натюрморт был натюрмор­том «о людях» более, чем «о вещах» — просто эти люди умели дорожить вещами. То же можно сказать о натюр­морте венециановцев — там вещи значимы лишь своей человеческой обжитостью, неотделимостью от владельцев. В этом отношении подход Хруцкого венециановцам про­тивоположен: здесь господствует чисто декоративный прин­цип постановки, и салонная, равно мастерская и обезли­чивающая кисть живописца равнодушна к своему объекту. Вещи лишены не только бытового контекста, но зачастую и пластической фактурной определенности — от этих на­тюрмортов идет прямой путь к тиражированному салону второй половины 19 века. Быть может, не случайно не­которые натюрморты Хруцкого охотно воспроизводятся и теперь — они стали фактом современной массовой куль­туры.

С позднего автопортрета Хруцкого (1884) на нас смотрит человек, менее всего похожий на художника — скорее, это произведение вызывает в памяти образцы купеческих портретов 19 века. Но сквозь благообразие и «чинность» облика пробивается и иное — спокойная уверенность, да­лекая от самодовольства, строгость, полнота самоосуществ­ления. В известной мере этот итоговый автопортрет вносит необходимый корректив в оценку творчества художника. Не так уж мало — прожив долгую творческую жизнь, вы­сказаться в ней до конца, даже не будучи мастером крупным, отразить какие-то черты своего времени (пусть те, что в перспективе времени приобрели негативный оттенок) и ос­таться в истории искусства величиной не столь значитель­ной, сколь характерной.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ

Khrutsky_8 Khrutsky_15

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

ХРУЦКИЙ Иван Фомич – Галерея произведений (44 изображения).

admin 20.08.2014 Галерея, Новости 1,481 Показы

Открыть доступ

И.Ф.ХРУЦКИЙ

(1806 – 1885)

Стремление с наибольшей точностью изображать различные предметы, поверхности, материалы, фактуру свойственно живописи Ивана Фомича Хруцкого, художника близкого к школе Венецианова. Он с удовольствием писал интерьеры, любовно воспроизводя все подробности обстановки, но прославили его в основном натюрморты – эффектные композиции из экзотических цветов и фруктов. 

Иван Хруцкий родился 27 января (8 февраля) 1810 в местечке Улла Лепельского уезда Витебской области. Профессиональное образование получил на факультете свободных художеств в Полоцком лицеуме, по окончании которого переехал в 1827 в Петербург.

Здесь он брал уроки у Джорджа Доу, посещал как вольноприходящий ученик занятия в Академии Художеств. Был награжден большой серебряной и малой золотой медалями. В 1839 «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика.

В 1844 купил имение Захарничи под Полоцком и с 1845 постоянно жил там. С 1845 по 1855 выполнил большое количество работ по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко: иконостасы для церквей в Вильно и Ковно, 32 портрета лиц духовного звания, виды Вильно и его окрестностей для городской и загородной резиденций митрополита.

 

 

1. Хруцкий Иван "Портрет молодой женщины с корзиной" 1835 Холст, масло 88х66,5 Государственный Русский музей 1. Хруцкий Иван «Портрет молодой женщины с корзиной» 1835 Холст, масло 88х66,5 Государственный Русский музей2. Хруцкий Иван "Старуха, вяжущая чулок" 1838 Холст, масло 55,5х43,3 Государственная Третьяковская галерея 2. Хруцкий Иван «Старуха, вяжущая чулок» 1838 Холст, масло 55,5х43,3 Государственная Третьяковская галерея 3. Хруцкий Иван "Портрет униатского епископа Иосифа Семашко" 1838 Холст, масло 67х58 Государственный Русский музей 3. Хруцкий Иван «Портрет униатского епископа Иосифа Семашко» 1838 Холст, масло 67х58 Государственный Русский музей4. Хруцкий Иван "Портрет неизвестного" 1839 Холст, масло 31,5х26,9 Государственный Русский музей 4. Хруцкий Иван «Портрет неизвестного» 1839 Холст, масло 31,5х26,9 Государственный Русский музей 5. Хруцкий Иван "Цветы и плоды" 1836 Холст, масло 60,6х71,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Хруцкий Иван «Цветы и плоды» 1836 Холст, масло 60,6х71,5 Государственная Третьяковская галерея6. Хруцкий Иван "Натюрморт" 1852 Холст, масло 78х107 Севастопольский художественный музей 6. Хруцкий Иван «Натюрморт» 1852 Холст, масло 78х107 Севастопольский художественный музей 7. Хруцкий Иван "Цветы и плоды" 1839 Холст, масло 65,9х88,8 Государственная Третьяковская галерея 7. Хруцкий Иван «Цветы и плоды» 1839 Холст, масло 65,9х88,8 Государственная Третьяковская галерея8. Хруцкий Иван "Натюрморт с цветами и фруктами" 1839 Холст, масло 66х57,7 Государственный Русский музей 8. Хруцкий Иван «Натюрморт с цветами и фруктами» 1839 Холст, масло 66х57,7 Государственный Русский музей 9. Хруцкий Иван "Вид на Елагином острове в Петербурге" 1839 Холст, масло 48,5х65,5 Государственный Русский музей 9. Хруцкий Иван «Вид на Елагином острове в Петербурге» 1839 Холст, масло 48,5х65,5 Государственный Русский музей10. Хруцкий Иван "Натюрморт со свечой" Около 1839 Холст, масло 66х88 Государственный Русский музей 10. Хруцкий Иван «Натюрморт со свечой» Около 1839 Холст, масло 66х88 Государственный Русский музей 11. Хруцкий Иван "Цветы и фрукты" Около 1839 Холст, масло 66,5х49,5 Государственный Русский музей 11. Хруцкий Иван «Цветы и фрукты» Около 1839 Холст, масло 66,5х49,5 Государственный Русский музей12. Хруцкий Иван "Мясо и овощи" 1842 Холст, масло 138,5х117 Государственная Третьяковская галерея 12. Хруцкий Иван «Мясо и овощи» 1842 Холст, масло 138,5х117 Государственная Третьяковская галерея 13. Хруцкий Иван "Фрукты" Не ранее 1840 Холст, масло 71,5х88,5 Государственный Русский музей 13. Хруцкий Иван «Фрукты» Не ранее 1840 Холст, масло 71,5х88,5 Государственный Русский музей14. Хруцкий Иван "Битая дичь, овощи и грибы" 1854 Холст, масло 54,2х71,7 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 14. Хруцкий Иван «Битая дичь, овощи и грибы» 1854 Холст, масло 54,2х71,7 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 15. Хруцкий Иван "Фрукты и цветы" 1850 Холст, масло 46х59 Государственная Третьяковская галерея 15. Хруцкий Иван «Фрукты и цветы» 1850 Холст, масло 46х59 Государственная Третьяковская галерея16. Хруцкий Иван "Амуры с гирляндами" 1844 Холст, масло 61х49 Государственная Третьяковская галерея 16. Хруцкий Иван «Амуры с гирляндами» 1844 Холст, масло 61х49 Государственная Третьяковская галерея 17. Хруцкий Иван "Портрет неизвестного молодого человека" 1842 Холст, масло 67,8х54 Государственная Третьяковская галерея 17. Хруцкий Иван «Портрет неизвестного молодого человека» 1842 Холст, масло 67,8х54 Государственная Третьяковская галерея18. Хруцкий Иван "Портрет Потираловской" 1842 Холст, масло 85х67,5 Государственный Русский музей 18. Хруцкий Иван «Портрет Потираловской» 1842 Холст, масло 85х67,5 Государственный Русский музей 19. Хруцкий Иван "К святому месту" Конец 1840-х Холст, масло 40,7х50,5 Государственная Третьяковская галерея 19. Хруцкий Иван «К святому месту» Конец 1840-х Холст, масло 40,7х50,5 Государственная Третьяковская галерея20. Хруцкий Иван "Вид в имении" 1847 Холст, масло 17,5х25,5 Государственный Русский музей 20. Хруцкий Иван «Вид в имении» 1847 Холст, масло 17,5х25,5 Государственный Русский музей

cultobzor.ru

Русский художник Хруцкий Иван Трофимович. Биография. Картины

Хруцкий Иван Трофимович

Известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. Сын Полоцкого греко-католического священника. Обучался в Петербургской Академии художеств у Брюллова, Воробьева, Бруни, Варнека. Академик по живописи плодов и птиц. Пробовал себя в пейзажной живописи. Вернувшись на родину занимался написанием икон. Просмотреть картины Хруцкого

Биография и творческая деятельность

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. Он родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебкой губернии. Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником. Первоначальное художественное образование Иван Трофимович получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником. В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств. Преподавателями у него были известные русские художники К.П. Брюллов, М.Н. Воробьёв, А.Г. Варнек, Ф.А. Бруни.

В ранних работах художника обозначается основное направление его творчества этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», датированные 1832 годом. Также следует отметить несколько других подобных работ – «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». Но постепенно, во второй половине 1830-х годов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь».

В 1836 году художник получает Большую серебряную медаль за натюрморт «Цветы и плоды»; в тот же год ему было присвоено звание свободного художника. А в 1838 году живописец был удостоен Малой золотой медали за аналогичный натюрморт и картину «Старуха, вяжущая чулок» (1838). В 1839 году Хруцкий получает звание академика по живописи плодов и птиц. На протяжении всего своего творчества Иван Хруцкий занимался также пейзажной живописью. Наиболее известные пейзажи художника - «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839), «Вид в имении» (1847).

Во второй половине 1840-х годов художник возвращается на родину. С 1845 по 1855 годы Иван Трофимович по большей части выполнял заказы своего покровителя, литовского митрополита Иосифа Семашко. Среди его работ этого периода - иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850-1851). Для архиерейского дома в Вильно Хруцкий написал 32 портрета лиц духовного звания. Для городской и загородной резиденций митрополита живописец исполнил множество видов Вильно и его окрестностей, натюрмортов и интерьеров, копий с картин европейских мастеров. В этот период художник принимает участие в издании «Виленского альбома» Я.К. Вильчинского, в который вошли литографированные городские виды, изданные в Париже. Также к этому периоду творчества Хруцкого относятся ряд интерьеров: «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого. Захарничи» (1855), «Мастерская художника».

Среди портретных произведений художника следует отметить портреты Иосифа Семашко (1842), Потираловской (1842), неизвестного молодого человека (1842). Лучшим произведением этого жанра считается портрет Миколая Малиновского, написанный в 1855 году. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), Иван Трофимович усиливает выразительность образа удачным использованием контрастного освещения. Среди групповых портретов выделяется «Семейный портрет», написанный в 1854 году. В нем семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа.

Умер Иван Трофимович Хруцкий 13 января 1885 года в своем имении Захарничи, близ Полоцка, Витебская губерния. Произведения Хруцкого имеются в различных музеях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее. Его интерьеры с человеческими фигурами отчасти близки работам художников венециановской школы, от которой, однако, Хруцкого отделяет стремление к эффектности красок и иллюзорности письма, присущее академическому направлению того времени. Особенно это характерно для натюрмортов. В подборе предметов - ярких садовых цветов, красивых плодов, нарядной посуды - и в их трактовке очевидно стремление живописца к условной праздничной декоративности.

Картины Хруцкого  

art19.info

Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История создания

Белорусский и российский живописец Иван Фомич Хруцкий появился на свет двадцать седьмого января тысяча восемьсот десятого. Будущий художник получил среднее образование в Полоцком училище и в тысяча восемьсот двадцать седьмом приезжает в Петербург.

Спустя три года Иван Фомич начинает обучение в знаменитой Академии Художеств. Этот человек вошел в историю искусства своими великолепными натюрмортами. А одно из наиболее известных творений – это картина Хруцкого "Цветы и плоды".

Великолепный натюрморт, или Строгие каноны Академии

Казалось бы, что может быть невиннее, чем изображение щедрых даров земли и к тому же с таким вниманием и любовью к мельчайшим подробностям, декоративностью и одновременно натурализмом. Даже вездесущая муха, севшая на грушу, написана так, что только после неудачной попытки смахнуть ее с полотна, понимаешь, что это лишь живописный прием автора произведения.картина хруцкого цветы и плоды

Но в те времена, когда была создана картина Хруцкого "Цветы и плоды", обращение к натюрморту было тем более странным, что по утвердившейся в Академии строгой иерархии жанра описание цветов и фруктов считалось достойным лишь учеников. Тех, кто только начинал осваивать живопись. Или вообще для девиц-любительниц. Так как цветы – это приятнейшее для дамского пола украшение.

Картина Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды". Описание творчества художника

Именно в этом видел смысл натюрморта преподаватель академии и автор правил о рисовании цветов и фруктов художник Яков Иванович Басин. Но самое странное, что как раз эти натюрморты и принесли известность художнику Хруцкому.

Ни его портреты, где хорошенькие женщины представлены в идее современных флор и помон, ни картины, повествующие о тихих житейских радостях, а именно эти несколько архаичные по своей манере и лишенные логики по подбору предметов натюрморты. Чем объяснить неожиданную популярность еще недавно презренного жанра?картина хруцкого цветы и плоды сочинение

Глубокий смысл в создании великолепных произведений

Натюрморт предстает своеобразной игрой или курьезом. Главная его ценность заключалась в создании иллюзии реальности, в обмане зрителя. Отсюда и его название. Но стоит вспомнить, что в эпоху петровских времен кроме натюрморта-обманки вошел в моду и натюрморт-аллегория. Он языком символов раскрывал свой потаенный смысл.

Каждый предмет и растение, абсолютно все, что присутствовало на полотне, соответствовало какому-либо понятию. Розы и пионы говорили посвященному зрителю о быстротечности жизни. Виноград напоминал об искупительной крови Христа. Погасшая свеча заставляла задумываться о смерти. А что касается образа реалистично написанной мухи, то картина Хруцкого "Цветы и плоды" представляет ее, вероятно, лишь для сугубо практических целей. Видимо, считалось, что она отпугнет от произведения других насекомых.

Отношение зрителя к произведениям Ивана Фомича

Светский этикет восемнадцатого столетия подразумевал обязательное знание языка аллегорий. Остатки этих знаний, вероятно, дошли и до начала девятнадцатого века. И натюрморты Ивана Фомича привлекали одних своей декоративностью, других же влекли своей мыслью о суетности бытия, призывом к умеренности и заботам о своей бессмертной душе.картина ивана трофимовича хруцкого цветы и плоды описание

Так и картина Хруцкого "Цветы и плоды", история создания которой приходится на начало тридцатых годов, не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Роскошный натюрморт с предметами, которые художник особенно любил. Фаянсовый кувшин, наполненный богатым сочетанием разнообразных цветов. Рядом простой лубяной туесок. На столе огромное количество самых разнообразных плодов. Персики и груши, тыква и лимон, виноград и яблоки. Изобилие, которое дарит сама матушка-природа.

Восторг людей разного поколения, вызванный шедевром

Многие люди, взорам которых предстает картина Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды", долго не могут забыть впечатление, полученное от этого произведения. Причем восторг этот присутствует у публики совершенно разного возраста. Кто-то серьезно рассматривает этот натюрморт, пытаясь постичь все его тайны, а кто-то просто умиляется сочетанию необычных красок.картина хруцкого цветы и плоды история создания

Особенно дорого внимание школьников, которое вызывает картина Хруцкого "Цветы и плоды". Сочинение ребенка, приходящего в музей полюбоваться на это произведение, безумно ярко описывает этот шедевр со всеми его земными дарами из неведомых стран и собранных даже на собственных грядках. И порой именно это мнение гораздо дороже для любого автора, нежели критика известных деятелей культуры.

Значение натюрмортов Ивана Фомича для России

Картина Хруцкого "Цветы и плоды" приобрела огромное значение для искусства. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году автор был даже удостоен золотой медали за свои творения. При помощи таких шедевров художник ввел натюрморт в круг признанных жанров, который открыл для России язык вещей, иносказаний. Иван Трофимович выразил мысль о необходимости нравственных ориентиров. Об утонченности души и уходе в личный мир высоких идеалов.картина ивана трофимовича хруцкого цветы и плоды

Но в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году деятельность восхитительного художника Ивана Хруцкого резко обрывается. Человек, оставивший громадное творческое наследие во всех известных жанрах, находясь в самом зените славы, вдруг исчезает. Растворяется в полной безвестности.

Поселившись в поместье, он превращается в настоящего помещика, который активно занимается хозяйством и рисует преимущественно портреты своих любимых и близких. И, возможно, даже не узнал о том, что его знаменитый натюрморт приобрел для своей галереи сам Третьяков. А ведь это означало признание бесспорного художественного достоинства творения.

fb.ru


Смотрите также