ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений). Худяков картины


ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений).

Открыть доступ

В.Г.ХУДЯКОВ

(1825 – 1871)

В 1856 году начинающий коллекционер Павел Михайлович Третьяков сделал своё первое приобретение для будущей галереи. Этим произведением оказалась картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Василия Худякова. 

Так имя этого мастера оказалось вписано в историю русского искусства. Худякову в 1856 исполнилось всего тридцать лет, но он уже пользовался большим успехом в художественных кругах. Его карьера складывалась очень успешно – живописец быстро получал звания: академика, потом (в 1861) и профессора, он имел многочисленных заказчиков, в том числе и в лице императора Николай I, почти на каждой академической выставке тех лет появлялись его произведения.

Заслуга Худякова состояла в том, что он, работавший преимущественно в жанре исторической и религиозной живописи, обращался к современным сюжетам, пытаясь реально их трактовать. Именно такой картиной и была ««Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков не только художественными достоинствами, но и оригинальностью сюжета.

Валерий Худяков был одним из первых знакомых Павла Третьякова в среде петербургских художников, многие отмечали, что он был для Третьякова безусловным авторитетом, что Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы».

Со временем все поменялось. П.М.Третьяков получил бесценный опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему все реже прибегать к помощи друзей-художников. К тому же В.Худяков негативно относился к творчеству таких мастеров, как Пукирев, Перов, Ге, Крамской, за творчеством которых Павел Михайлович с интересом следил и произведения которых все чаще приобретал в своё собрание.

Худяков съездил в Италию, потом два года провел в Москве, и окончательно переехал в С.Петербург. Его новые картины вызывали критику и обвинения в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность. Судьба, до селе благоволившая художнику, стала ему жестоко изменять — последние годы художник прожил в одиночестве и практически в полной нищете.

При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины 19 века. Он ярко проявил себя в создании новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины и как незаурядный портретист. И, конечно, он навсегда останется Первым – автором первой картины великой галереи.

Василий Григорьевич Худяков родился 24.12.1825 (05.01.1826 по новому стилю) в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определен в 1842 году.

Учился в Московском училище живописи и ваянии (конец 1843-1847), в 1847 за рисунок с натуры был награжден ИАХ большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Состоял вольнослушающим учеником ИАХ (1848-1850) в классе исторической живописи у А.Маркова.

В 1851 за портрет ректора ИАХ А.И.Мельникова удостоен звания академика. В начале 1850-х годов участвовал в росписях Исаакиевского собора в С.-Петербурге, а также других храмов в различных городах России.

В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе. В 1860 возвратился в Россию, за исполненную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. С марта 1860 по январь 1862 преподавал в МУЖВ в классе исторической живописи. В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань».

 

1. Худяков Василий "Девочка в русском костюме" 1844 Холст, масло 71,5х56,5 Ульяновский художественный музей 1. Худяков Василий «Девочка в русском костюме» 1844 Холст, масло 71,5х56,5 Ульяновский художественный музей2. Худяков Василий "Старик с палкой" 1844 Холст, масло 66,5х53,5 Ульяновский художественный музей 2. Худяков Василий «Старик с палкой» 1844 Холст, масло 66,5х53,5 Ульяновский художественный музей 3. Худяков Василий "Мужской портрет" 1844 Бумага, акварель 27,7х22,3 Курская государственная картинная галерея 3. Худяков Василий «Мужской портрет» 1844 Бумага, акварель 27,7х22,3 Курская государственная картинная галерея4. Худяков Василий "Женский портрет" 1847 Бумага, акварель 27,6х21,6 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 4. Худяков Василий «Женский портрет» 1847 Бумага, акварель 27,6х21,6 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Худяков Василий "Мифологическая сцена (Пан обучает Дафниса игре на свирели)" Бумага, сепия, перо, кисть, белила 21,9х15,9 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Худяков Василий «Мифологическая сцена (Пан обучает Дафниса игре на свирели)» Бумага, сепия, перо, кисть, белила 21,9х15,9 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань6. Худяков Василий "Торс Лаакона. Рисунок с гипсового слепка" 1849 Бумага, итальянский карандаш 62х43,8 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 6. Худяков Василий «Торс Лаакона. Рисунок с гипсового слепка» 1849 Бумага, итальянский карандаш 62х43,8 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 7. Худяков Василий "Лежащий натурщик" 1840-е Бумага, итальянский карандаш, мел 43х60 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 7. Худяков Василий «Лежащий натурщик» 1840-е Бумага, итальянский карандаш, мел 43х60 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань8. Худяков Василий "Натурщик, опирающийся на подставку с драпировкой" 1840-е Бумага, итальянский карандаш 70,7х55,1 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 8. Худяков Василий «Натурщик, опирающийся на подставку с драпировкой» 1840-е Бумага, итальянский карандаш 70,7х55,1 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 9. Худяков Василий "Пастух и крестьянка" 1849 Холст, масло 34х27 Государственный Русский музей 9. Худяков Василий «Пастух и крестьянка» 1849 Холст, масло 34х27 Государственный Русский музей10. Худяков Василий "Портрет А.С.Каминского" 1850 Холст, масло 81,6х68,8 Государственная Третьяковская галерея 10. Худяков Василий «Портрет А.С.Каминского» 1850 Холст, масло 81,6х68,8 Государственная Третьяковская галерея 11. Худяков Василий "Портрет неизвестной" 1852 Холст, масло 72,6х58,4 Государственная Третьяковская галерея 11. Худяков Василий «Портрет неизвестной» 1852 Холст, масло 72,6х58,4 Государственная Третьяковская галерея12. Худяков Василий "Портрет неизвестной с шляпой в руке" Холст, масло Владимиро-Суздальский музей-заповедник 12. Худяков Василий «Портрет неизвестной с шляпой в руке» Холст, масло Владимиро-Суздальский музей-заповедник 13. Худяков Василий "Женский портрет" 1853 Холст, масло 73х56 Частное собрание 13. Худяков Василий «Женский портрет» 1853 Холст, масло 73х56 Частное собрание14. Худяков Василий "Стычка с финляндскими контрабандистами" 1853 Холст, масло 95,6х133,6 Государственная Третьяковская галерея 14. Худяков Василий «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853 Холст, масло 95,6х133,6 Государственная Третьяковская галерея 15. Худяков Василий "Портрет неизвестной" 1856 Холст, масло 73,4х60,5 Государственная Третьяковская галерея 15. Худяков Василий «Портрет неизвестной» 1856 Холст, масло 73,4х60,5 Государственная Третьяковская галерея16. Худяков Василий "Римская Кампанья. Окрестности Рима" 1857 Холст, масло 55,7х73,4 Государственная Третьяковская галерея 16. Худяков Василий «Римская Кампанья. Окрестности Рима» 1857 Холст, масло 55,7х73,4 Государственная Третьяковская галерея 17. Худяков Василий "В Олевано. Этюд" 1850-е Бумага на холсте, масло 28,2х42,2 Государственная Третьяковская галерея 17. Худяков Василий «В Олевано. Этюд» 1850-е Бумага на холсте, масло 28,2х42,2 Государственная Третьяковская галерея18. Худяков Василий "Итальянский пейзаж" 1858 Холст, масло 73х55,5 Государственная Третьяковская галерея 18. Худяков Василий «Итальянский пейзаж» 1858 Холст, масло 73х55,5 Государственная Третьяковская галерея 19. Худяков Василий "Фиговое дерево" Холст, масло 55,5х73,5 Симферопольский художественный музей 19. Худяков Василий «Фиговое дерево» Холст, масло 55,5х73,5 Симферопольский художественный музей20. Худяков Василий "Итальянка" 1857 Холст, масло Иркутский художественный музей 20. Худяков Василий «Итальянка» 1857 Холст, масло Иркутский художественный музей 21. Худяков Василий "Странствующие музыканты" 1858 Холст, масло 114,8х99,8 Ульяновский художественный музей 21. Худяков Василий «Странствующие музыканты» 1858 Холст, масло 114,8х99,8 Ульяновский художественный музей22. Худяков Василий "Карнавал в Риме. Этюд" 1858 Холст, масло 42,5х53 Ульяновский художественный музей 22. Худяков Василий «Карнавал в Риме. Этюд» 1858 Холст, масло 42,5х53 Ульяновский художественный музей 23. Худяков Василий "Игра в шары. Сцена из римского народного быта" 1860 Холст, масло 149х198 Музей русского искусства, Киев 23. Худяков Василий «Игра в шары. Сцена из римского народного быта» 1860 Холст, масло 149х198 Музей русского искусства, Киев24. Худяков Василий "Пейзаж с пиниями" 1860 Бумага, карандаш, белила, черная акварель 19,2х29,1 Ульяновский художественный музей 24. Худяков Василий «Пейзаж с пиниями» 1860 Бумага, карандаш, белила, черная акварель 19,2х29,1 Ульяновский художественный музей 25. Худяков Василий "Часовня в итальянском селении" Вторая половина 1850-х Холст, масло 28,5х41,5 Государственный Русский музей 25. Худяков Василий «Часовня в итальянском селении» Вторая половина 1850-х Холст, масло 28,5х41,5 Государственный Русский музей26. Худяков Василий "Сатиры в Аркадии счастливой" Конец 1850-х - начало 1860-х Картон, масло 21,4х28,9 Государственная Третьяковская галерея 26. Худяков Василий «Сатиры в Аркадии счастливой» Конец 1850-х — начало 1860-х Картон, масло 21,4х28,9 Государственная Третьяковская галерея 27. Худяков Василий "Сатиры в Аркадии счастливой" 1861 Картон, масло 21,6х29,5 Государственная Третьяковская галерея 27. Худяков Василий «Сатиры в Аркадии счастливой» 1861 Картон, масло 21,6х29,5 Государственная Третьяковская галерея28. Худяков Василий "Нападение дикого кабана" Холст, масло 79х62 Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии 28. Худяков Василий «Нападение дикого кабана» Холст, масло 79х62 Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии 29. Худяков Василий "Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань" 1870 Холст, масло 140х226,5 Ульяновский художественный музей 29. Худяков Василий «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» 1870 Холст, масло 140х226,5 Ульяновский художественный музей30. Худяков Василий "У гробницы" 1871 Холст, масло 40,1х30,5 Государственная Третьяковская галерея 30. Худяков Василий «У гробницы» 1871 Холст, масло 40,1х30,5 Государственная Третьяковская галерея ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений). ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений).

cultobzor.ru

«Искусство глубокого погружения. Константин Худяков» в Галерее «Нагорная»

«Искусство глубокого погружения» – проект, который демонстрирует новейшие цифровые технологии, используемые в современном искусстве. С помощью персонального электронного устройства (смартфон, планшет) зритель получит возможность погрузиться в скрытый визуальный и анималистический ресурс произведения, а также в интерактивном режиме самостоятельно перемещаться в возникающей 3-D сцене, насыщенной спецэффектами, динамикой и звуком.

 

Технология добавленной виртуальности придает картине абсолютно новые, до этого невозможные, качества и свойства.

«На мой взгляд, успешная попытка актуализировать художественные практики через активное использование цифровых технологий заслуживает уважения и самого внимательного изучения. Уверен, что инновации в области художественного языка, в том числе, в части цифровых технологий, позволят изобразительному искусству не только сохранить, но приумножить потенциал дальнейшего развития, сообразуясь к реалиям и вызовам текущего дня в быстро меняющемся социуме» - комментарий Министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского.

 

В рамках выставочного проекта 17 января 2015 года в 14:00 состоится творческая встреча с Константином Худяковым.

Константин Худяков является лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, находящимся в поисках новейших технических течений, осваивающим самые прогрессивные программы и аппаратуру. Он является создателем нового вида искусства «Мульти-тач–арт», в котором воспроизведенная на интерактивном экране множественная последовательность цифровых фотографических изображений в авторской компьютерной обработке создает полное и сложное художественное произведение с особым визуальным и эмоциональным эффектом.

 

К. Худяков родился в январе 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Закончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленная архитектура»). После окончания института в 1971 г. по распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И. Ленина в Москве. С конца 90-х занимается искусством с применением цифровых технологий. Действительный член Российской академии художеств, президент Творческого Союза художников, заслуженный Художник РФ. Участник Московской и Венецианской биеннале современного искусства, многих российских и зарубежных выставок. Работы К.Худякова находятся в коллекции многих мировых музеев, в том числе: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, в музее Российской академии художеств.

 

Участники проекта: Михаил Заикин (проект «DIGITAL UTOPIA»), Илья Рыжков (группа «Луна парк»), Андрей Галкин, Алексей Горяев, Михаил Садовников, Яна Калнберзин, Евгений Афонин, группа «VИТАМИН» (Андрей Хуссид, Ярослав Дунаев, Сергей Шишолик, Вячеслав Семенуха, Илья Сретенский)

Презентация проекта - 18 декабря в 18:00

Время проведения с 19 декабря 2014 по 18 января 2015

 

Организаторы:

Галерея «Нагорная» начала свою работу в 1978 году. Это первая государственная галерея в Москве. Изначально галерея показывала преимущественно академическую живопись (cоцреализм, критический реализм, «суровый стиль», «левый» МОСХ), но с годами фокус сместился в сторону современных цифровых технологий, мультимедиа, инсталляций, фотографии. Многие проекты галерея осуществляет в сотрудничестве с крупнейшими московскими и региональными музеями, культурными фондами, творческими союзами, художественными ВУЗами, культурными центрами при посольствах разных стран, а также наследниками художников и коллекционерами. С 2014 года куратор Лариса Гринберг. (www. galereya-nagornaya.ru)

Творческий союз художников России – общественная организация, объединяющая пятнадцать тысяч профессиональных художников по всей России. ТСХР проводит выставки, издает каталоги и книги по искусству, проводит занятия и мастер-классы по живописи, рисунку и скульптуре для профессионалов и любителей, организует конференции, симпозиумы, аукционы, благотворительные мероприятия, реализует масштабные международные проекты с участием художников и кураторов из разных стран (www.tcxp.ru).

Адрес: Галерея «Нагорная» (ул. Ремизова, д.10, тел.: +7 (499) 123-65-69)

Время работы галереи: вт. – вс. 11:00–20:00

gallerix.ru

Худяков Василий Григорьевич Картины биография Hudyakov Vasiliy

Худяков Василий Григорьевич — русский живописец, художник исторического, портретного и бытового жанра. Родился в 1825 году в селе Акшуат Корсунского уезда Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина сенатора Ивана Петровича Поливанова. В 1842-1843 годах учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Стычка с финляндскими контрабандистами, 1853, ГТГ Итальянка, 1857, Иркутскийобластной художественный музей Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи, 1861 Портрет неизвестной со шляпой в руке, 1850-е годы, Владимиpо-Суздальский художественный музей

Непосредственным наставником Худякова стал профессор Федор Семенович Завьялов, пригласивший его к себе в помощники при расписывании зала Святых Сеней в Кремлевском дворце. За время пребывания в Московском училище Худяков создал ряд эскизов на библейские и бытовые темы, а также портреты "Старик с палкой" и "Девочка в русском костюме".

В 1847 за представленные работы в Императорскую Академию художеств Худяков был удостоен звания художника XIV класса и награжден большой серебряной медалью.

В 1848 году художник переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Худяков стал обучаться в классе исторической живописи у профессора Алексея Тарасовича Маркова.

Но в 1850 году Василий Худяков поспешил взять аттестат на звание свободного художника, право на который предоставляла ранее полученная серебряная медаль, и в связи с этим лишился возможности участвовать в академических конкурсах на получение золотой медали. В Петербурге Худяков писал преимущественно портреты и образа по частным заказам. В 1851 году за портрет ректора архитектуры Абрама Ивановича Мельникова (в музее Академии художеств) был признан академиком. В начале 1850-х годов Худяков участвовал в росписях Исаакиевского собора в Петербурге, храма имения Топорнина в Симбирской губернии в 1852 году, сельской церкви в имении князя Михаила Викторовича Кочубея в Саратовской губернии (1852–1853), храма в Тульском кадетском корпусе (1854–1855). Кроме того в эти годы художником были исполнены, помимо портретов разных лиц, картины: "Стычка с финляндскими контрабандистами" (Третьяковская галерея, Москва), "Гонение христиан на Востоке" (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и "Куликовская битва" (куплена московским собирателем древнерусских рукописей, книг и картин Алексеем Ивановичем Хлудовым).

Игра в шары,1860, Киевский музейрусского искусства, Украина Первый президент Академии художеств граф Иван Иванович Шувалов, 1864, видоизмененный портрет с оригинала Ж.-Л. де Велли, зал Академии художеств Плененная правительница Казанского ханства, царица Сююмбике, покидающая Казань, 1870, Ульяновский художественный музей Иероним Босх Hieronymus Bosch

В 1856–1860 годах на собственные средства Худяков совершил поездку по Германии, Франции, Италии. Жил преимущественно в Риме и Неаполе до тех пор, пока Московское общество любителей искусства в 1860 году не вызвало его для занятий в должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В том же году за написанную в Италии по заказу графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта "Игра в шары" Академия художеств возвела Худякова в звание профессора. Из произведений художника 1860-х годов достойны внимания картины: "Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи" (1861), "Тайное посещение" (1862), "Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион" (1867) и "Правительница Казанского ханства, царица Сююмбике, покидающая Казань" (1870).

Худяков не обладал особенно богатой фантазией, но был прекрасным рисовальщиком и колористом, умевшим прекрасно воспроизводить освещение и достигать большой рельефности изображаемых сцен и образов. Из работ художника, находящихся в общественных коллекциях, можно упомянуть этюды, писанные масляными красками, и две акварели: "Русские художники на карнавале в Риме" и "Проповедь в итальянской церкви" (в Русском музее в Санкт-Петербурге), а также картины "Стычка с финляндскими контрабандистами", "У гробницы" и "Этюд в Олевано, близ Рима" (в Третьяковской галерее в Москве).

Василий Григорьевич Худяков скончался от холеры в 1871 году в Санкт-Петербурге. Произведения художника хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ульяновском областном художественном музее, Симферопольском художественном музее и в других картинных галереях.

Танги Ив Tanguy Ives

smallbay.ru

художник Худяков Василий Григорьевич

Худяков (Василий Григорьевич, 1825 - 1871) - исторический, портретный и жанровый живописец, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ближайшим его наставником был профессор Ф.С. Завьялов , пригласивший его к себе в помощники при расписывании Святых Сеней в Кремлевском дворце.

 Еще в бытность свою в московском училище, Х., за присланные в императорскую академию работы, был награжден от нее большой серебряной медалью.

В 1848 г. он переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в академию, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль, и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали.

 В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 г. за портрет ректора архитектуры А.И. Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком.

После того им были исполнены, сверх портретов разных лиц и образов для церкви тульского кадетского корпуса и др. церквей, картины: "Финляндские контрабандисты" (находится в Третьяковской галерее в Москве), "Гонение христиан на Востоке" (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и "Куликовская битва" (куплена господином Хлудовым , в Москве). В 1857 г. Х. отправился в Италию, где провел, живя главным образом в Риме и Неаполе, четыре года - до тех пор, пока московское общество любителей искусства, в 1860 г., не вызвало его для занятия должности преподавателя в тамошнем училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г.А. Кушелева-Безбородки, картину из римского народного быта "Игра в шары", академия возвела Х. в звание профессора. В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: "Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи" (1861), "Тайное посещение" (1862), "Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион" (1867) и "Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань" (1870). Х. не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить и достигать большой рельефности изображенного.

Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны в Италии и в первое время по возвращении из нее. Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: "Русские художники на карнавале в Риме" и "Проповедь в итальянской церкви", в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге, на вышеупомянутых "Финляндских контрабандистов", на картину "У гробницы" и на "Этюд в Олевано, близ Рима", в Третьяковской галерее, в Москве.  

Картины художника

petroart.ru

Худяков Константин Васильевич - Музей современного искусства Эрарта

Сегодня творчество Константина Худякова любопытно рассмотреть как явление торжествующей цифровой эстетики.

Большинству авангардных видов искусства ХХ столетия мы обязаны появлению новых медиа. Возникшая в 50-е годы «цифровая живопись» являла собой скорее машинную графику из случайных комбинаций цифр и простейших изображений, в которых элемент случайности свидетельствовал о креативном начале машины, вступающем в сотворчество с человеком. Зарекомендовав себя в качестве авангардной художественной практики, осмысляющей актуальную по сей день проблему искусственного интеллекта, цифровая живопись долго оставалась искусством элитарным.

К 1970-м годам эксперименты с цифровым искусством уже прочно входят в творческие практики. Когда при помощи компьютера художники начали генерировать инопланетных монстров для эффектных сцен фантастических фильмов и видеоигр, авангардное цифровое искусство выродилось в китч.

Примерно в это же время к цифровому искусству обращается чуткий ко всем новшествам живописец Константин Худяков. Вероятно, художник открыл для себя цифровую живопись через моделирование. Важно отметить и архитектурную практику, которая лежит за плечами Константина Худякова. Компьютерная графика, позволяющая моделировать действительность, в настоящее время уверенно вытесняет рисунок и является неотъемлемым инструментом архитекторов.

В творчестве Константина Худякова авангардный футурологический пафос органично сочетается с визуальной эстетикой цифрового мифа.

Константин Худяков, по сути, является художником-визионером, предвосхитившим цифровой тоталитаризм и порабощение действительности глянцевой эстетикой, транслируемой гаджетами и масштабными рекламными конструкциями, поглощающими городскую среду.

Работа из коллекции музея современного искусства Эрарта «Прощание Славянки» —одно из произведений масштабного проекта Hotel Russia, посвященного эстетике советского тоталитаризма и утопической идее усовершенствования человеческого вида, путем клонирования или генной инженерии. Цифровой мир в работах Константина Худякова с аллюзией на безукоризненность и китч советского мифа, всегда сочетается с вставками фрагментов картины гипертрофированно изуродованной реальности. Сам автор называет свою серию Hotel Russia всероссийской цифровой кунсткамерой.

Концептуальные «принт-скрины» фантазий Константина Худякова, где фрагменты знакомой реальности пробиваются сквозь характерные для глянца цифровые эффекты, являются воплощением проблемы актуального и виртуального.

www.erarta.com

Инсталляции и цифровые картины Константин Худяков

 

Российский соц-арт уже давно - если не звезда, то уж точно дойная корова в портфеле арт-товаров, где уже освободилось место и для более модной литургии. Где-то на границе социального и мистериального трендов Константин Худяков воздвиг апокалиптический храм - роскошный, как только может позволить себе патриарх цифрового арта и наивный, как душа «нового русского».

«Искусство высокого разрешения» (так называется ретроспективная выставка в филиале ММСИ на Гоголевском 10) -  хорошо выверенный, крепко сшитый, блестящий по исполнению концепт, в котором столица, как муха в застывшей смоле, обрела анатомически-изученный и товарно-приговоренный вид. И если соц-артистический китч лишь щекотал пухлую совесть олигарха, то нынешний лот выглядит как реализация Апокалипсиса на luxury-рынке, где потребитель и целевая аудитория -  антихристы. Достаточно представить себе, как будет выглядеть в громадной гостиной инвестора гиперреалистический, инкрустированный стервятниками, московский котлован.

 

Интересна творческая биография художника: он учился архитектуре у конструктивистов, живописи - у сюрреалистов и футуристов, дышал парами Николаевского Дома Коммуны, впервые камерой собственной конструкции снял изнутри бумажный «город будущего» и был главным оформителем множества музеев Ленина. Затем стал лучшим цифровым художником страны... И...сделал «Апокалипсис».

Парадокс в том, что освоив технологический и эстетический опыт мечтателей ХХ века в цифровой графике, видео и даже интерактиве, Худяков превратил его в оружие против виртуальной медийности и пошел бить  Кэрроловы зеркала, чтобы извлекать из них мучениц-Алис.

Сейчас кажется, что и ранние коллажи Худякова страдают от резаных ран, а в натюрмортах сквозит инфернальность будущих пришельцев. Но, возможно, это лишь отсвет его сегодняшних лампад с густым запахом православного ладана и московских дворов - как они есть нынче - в воронках котлованов и  наглости билбордов, истерике высоток и суете машин, золоте инвесторов и тоске стариков.

Выставка пронизана первобытными оппозициями: «свое-чужое», «человеческое-нечеловеческое», «целое- часть», «твердое-аморфное», «теплое-холодное», «постоянное-мутирующее», «доброе-злое», «истинное-ложное», «живое-мертвое»... И именно высокое разрешение, фараоновы форматы и невиданный на московской арт-сцене интерактивный потенциал сообщает им вселенский, сказочный дух.

Будто на шахматной доске художник разыгрывает партию между «реалистической» правдой и  «виртуальной» ложью, святой «иконой» и лживым «окладом». Каждое войско - набор злободневных «пешек» и символических «слонов», сделанных из особого материала. Правда играет кожаными фигурами, ложь - в кости.

Двадцать три Христовых соратника из проекта «Deisis. Предстояние» синтезированы из тысяч фотопортретов, прошедших сверку с иконографическими подлинниками. В результате сложнейшей работы получилось некое среднее арифметическое святости - одинаково правдиво израненной, с одинаково стоическим выражением глаз, будто в фильме Мэла Гибсона. Сквозь голливудскую патетику сквозит другая магия: превосходства сходства, как святости и ущербности мутации как первородного греха. Вряд ли кто смог дать столь мощное и убедительное воплощение сциентистского мифа и напрямую вывести христианскую антропософию из формально-логической рациональности, как это сделал Константин Худяков.

/800/600/http/s61.radikal.ru/i173/1009/95/b5a1974ec564.jpg

Иоанн. 2008

Худяковский Иисус

 

 

 

Лик ветхозаветной царицы Савской, однажды пришедшей испытать загадками мудрость царя Соломона, часть проекта "Предстояние"

 

 

"Глаз"

Каждый холст цикла — результат многократного наложения цифровых фотографий статистов одной на другую; каждый участок изображения (а их в одном портрете тысячи) состоит из множества деталей, имеющих свою, отличную от остальных, точку съемки и, как следствие, — точку наблюдения для зрителя. Освещение дискретное и сложносоставное, невозможное в традиционной живописи, — каждый фрагмент имеет собственный источник света, в результате чего на всей плоскости изображения проявляется люминофорная сеть. Каждая деталь портрета, по которой скользит взгляд зрителя, воспринимается словно с бесконечного расстояния — как и изображение в целом.Иконостас и инсталляцияПроект «Предстояние/Deisis» — один из наиболее прославленных объектов Худякова. Это 39 холстов общим размером 4,8 × 14,3 метра, среди них — 26 портретов. Исторически деисус (от греч. deisis — моление, прошение) — иконографическая композиция, состоящая из центрального изображения Христа и изображений Богоматери и Иоанна Предтечи — «предстоящих». В христианском мире она известна с VII века. В русской традиции деисус достаточно быстро перестал быть ограничен только тремя этими фигурами и к началу XVI века расширился до 20 или более икон. В деисусном чине появились апостолы, жены-мироносицы, местночтимые святые. Деисус был и остается основой первого, нижнего ряда традиционного православного иконостаса. В определенном смысле он и сформировал вокруг себя иконостас, символически отделяющий сакральное пространство от обыденного.

 

 

В проекте Худякова совместились трехрядный русский иконостас и многофигурный деисус. В середине — изображение Христа, самое большое во всей композиции. Оно составляет центр каждого из трех рядов. Нижний ряд представляет традиционный деисус — справа и слева от Христа находятся Богородица и Иоанн Предтеча, далее изображены апостолы Пётр и Павел, равноапостольная Мария Магдалина и представители ликов христианской святости, наиболее чтимые в Русской православной церкви: Николай Чудотворец (святитель), Георгий Победоносец (мученик), Серафим Саровский (преподобный). По краям — святые самодержцы: равноапостольный Константин и царь-мученик Николай II.

Во втором ряду — изображения запястий Христа, пробитых гвоздями (это отсылает к помещению Распятия в центр иконостаса), и лица Адама и Евы. Адам и Ева образуют в этой структуре гендерное напряжение, которое порождает все человеческие поколения. Верхний ряд — в широком смысле праотеческий, он представляет праведников, живших до рождения Христа, — праотцев, пророков, философов. Среди других здесь помещены Сим, Хам и Иафет. Изображение Хама, в отличие от сложившейся традиции, несет здесь особый смысл, его роль в дохристианской истории этнообразующая, и этим обусловлено его появление в композиции «Предстояния».

 

 

 

 

 

Патроны Успение-1 и Успение-2.

 

increase (66 kb)

1.

Four Seasons. Winter.

November. Benitsy. Twins.

Digital print on canvas, 50x70 cm, 2002.

 

Правда поверхности индексируется и жанрами, и даже видами искусства. Со своими гиперреалистическими  полотнами, Худяков  выступает космическим «передвижником» и предает своих пращуров - Поленовых и Чайковских, христиански-жертвенному бичеванию и саркастическому окаламбуриванию. Так, «Лебединым озером» названо гнилое болото, «Московский дворик» едва виден из-за мыльной паутины, «Орлы прилетели» вместо грачей к котловану столичной стройки, «Не ждали» -  в дом к человечкам-клонам являются монструозные мухи «в натуральную величину». «Последний полет слепня» - апокалиптический привет композитору, впрочем, как и «Овод Войнич» - писателю.  Лирический герой Худякова - постсоветский московский обыватель, клонирующий в душе своей милую сердцу «похожесть» и предающий анафеме сюрреалистический фантазм. Есть в арсенале художника клон помощника и вдохновителя - Виктора Бондаренко, есть и сам Худяков - с чертами невинно-убиенного Николая II.

С одной из картин на нас смотрит каждой морщиной старушка в валенках, она сидит на развалинах своего века и избушки, которую вот-вот сотрет в порошок невидимый «топор инвестора». На другой картине под Булгаковской луной лежит нетленный и заветривший хлеб с последней Вечери. Сюрреализм Худякова в том, повторимся, что ни со старушкой, ни с хлебом ничего не происходит. Потому что самое худшее уже произошло и не произойдет никогда. В этом напряженном, до разрыва, противостоянии превращениям - магия и мистерия  его работ, столь ощутимая в гипер-героизме  мучеников «Предстояния».

Помнится, по слевыхода в свет фильма «Страсти Христовы», в СМИ ходил рассказ о том, что римский Папа Иоанн Павел II, посмотрев картину, заключил, что так оно на самом деле и было. А в финале Пелевинской Generation P, предсказывается, что вскоре предметом продвижения будет  не продукт потребления, а совесть и правда.  

Лебединое озеро. 2010

Выращенный из  резаной кожи Деисусный чин  противопоставлен  ювелирной роскоши сюрреалистических членистоногих, опутывающих и пожирающих лик святости, как оклад - икону. В дьявольской части проекта правит  не кожа и доска, а кость и мыло, пластик и стекло, а вместо синтеза, собирания и реставрации  святости - аналитика расчленания, размножения и перевоплощения.

Зародыш греха -  фрагмент, член, который вдруг начинает вести себя как целое, системообразующее, властно-абсурдное. Член - не жертва, а брутальный захватчик. По законам контагиозной магии из почитания «Челюсти Сталина» как антимощи (или иронично - зубу Будды)  вырастают безликие и бесцветные, прозрачные и зеркальные манекены, пожираемые более сложными членистоногими.

Народная шутка про «член партии» обретает здесь масштаб вселенского "ужастика": и вот уже пятиконечная (пятичленная) звезда прорастает брюхом и ножками насекомого.

То, что в русской историографии называют двоеверием, а точнее, взаимопроникновением языческого и христианского культов,  происходит теперь в лабораторной пробирке Худякова, чутко реагирующего на мифологию современного обывателя. Художник будто рассматривает мир сквозь выпукло-вогнутый объектив, по-мичурински выведенный из козлиного копытца и запретного библейского плода. Отведав его, Адам и Ева получают от Худякова по отростку-псевдоподии на каждой щеке. Так выглядели бы старинные русские сказки, если бы их пришлось писать сегодня, - считает коллекционер Виктор Бондаренко.

Новый череп Адама. 2010

Препарируя антинорму, художник выходит на своего «чужого» - навозную муху, слепня, шершня. Правда, в отличие от легендарного коллеги Ганса Рудольфа Гигера, эти существа не мутируют ни в кого, кроме самих себя. Поклонник трансперсональной психологии Станислова Грофа и особенно - его учения о так называемых пренатальных матрицах, Гигер с любопытством следит за судьбой своих многочисленных монстров, возникающих сейчас уже, скорее,  по фэшн-поводам - то из зиппера молнии, то из электрички. Не то - Худяков. Его мухи постоянны и орнаментальны, и именно в этой функции внушают детское восхищение и страх. Их предельно четкие фрагменты можно рассматривать, но это будут лишь «члены» одного и того же зла, которое есть зло и ничто больше. С этими существами, как с варварами времен античности или католиками времен падения Константинополя, не рекомендуется дышать одним воздухом. За ними нельзя гоняться по катакомбам, изучать их и даже жалеть, как это делали герои «Чужого». В православном каноне чистилища нет. И главное условие  арт-эксперимента Худякова - полный и бескомпромиссный вакуум. Не в силах мутировать ни во что, кроме самих себя, мухи наращивают вес, размер и роскошь. И круглая сумма на аукционе - безусловно, была бы частью концептуально-магического ритуала «отмывания неотмываемого».

Как передвижники при мучениках, при мухах есть свои помощники-«пешки» - их нетрудно вычленить из образной системы экспозиции.

Это... «Черный квадрат» Малевича. «Так называемый» - уточняет художник. Заполняющие его, будто пиксели, навозные мухи рифмуются с делающими то же самое в воздухе американскими орлами-стервятниками (теми, что прилетели вместо Саврасовских грачей).  В свою очередь, стервятники (они, заметим, как и мухи, питаются падалью)  расправляются с купающимися детьми и угрожают миру вместе с затонувшими страшными, как черепа, противогазами. А уж от средств защиты от газовой атаки до членистоногих - один шаг.

Словно пузыри на болоте, появляются и начинают хозяйничать в гиблом месте разорения прозрачные пустые человечки - бывшие пластиковые бутылки.И над этим страшным сном московского обывателя, как зияющим котлованом, царит Нью-Йоркский стеклобетонный небоскреб, или  его "член" -  билборд с инфернальной надписью  «Интерьеры. Flat» - апокалипсис бумажного «города будущего», сделанного художником еще в юности, в человеческий рост, и обозренного изнутри самодельной камерой.  Восторженная линза адепта Авангарда превратилась в судмедэкспертный зрачок Ангела Апокалипсиса. Воистину биография художника - и символи, и концепт.

Так называемый Черный квадрат. 2000-2005

«Не имущий сраму» Ангел одинаково пристально рассматривает и грязную свалку, и прихотливые янтарные узоры из насекомых. Оказывается, на производство аморального «мыла» идет все: московские сносы и пластиковые пакеты, пена Афродиты и золотой дождь Данаи, крем Маргариты, искушение и даже простой взгляд в зеркало. Даже облака и снег, уловленные вогнутой, всеподозревающей линзой, умудряются служить Антихристу.

Аморфная орально-вагинальная, рождающая и жрущая, скользкая и прозрачная, греховная и неотвязная масса бесконечна не только во времени, но и в пространстве: возможно, впервые безразмерность и полиэкран столь ярко символизируют конец света. Громадный формат  и недвусмысленный декор вынуждает зрителя копошиться внутри помпезного, как Пергамский алтарь, апокалиптического капища.  Последнее изобретение художника - «мульти-тач-арт». Эта штука цепляет отнюдь не разнообразием миров или интерактивных манипуляций (все это приелось уже  в детских компьютерных игрушках), а самим фактом хилерского погружения рук в мутирующую массу.  Под блокбастерный саундтрек нас красиво окунают в переливающуюся купель греха. Обратная связь  - неизбежна.

Рождение Легенды-2. 2010

Медиа-война с медиа-реальностью кажется и современным аналогом средневекового дидактического юродства во Христе, характерным как для Афанасия Никитина, так и для Олега Кулика времен «человека-собаки». Название выставки «Искусство высокого разрешения» -  каламбур.     

Шутка законов оптики или мировой мифологии -  но опутывающие мир бесконечные виртуальные сетки и модули, и постоянно выделяющие  зыбких двойников тела близки к живописным опусам уже знакомого читателям психоделика Алекса Грея, только с обратным знаком: что для Грея - скрупулезно изученная и прорисованная медитация, очищение и просветление, то для Худякова - скверна. Это не попытка «закрутить» в нужную сторону арийскую свастику или добраться до исконной многозначности пентаграммы, а желание искоренить символ как класс, медиа как месседж.

И в этом смысле квинтэссенцией и связующим звеном между правой и неправой частями проекта, безусловно, является алфавит из гниющей банановой кожуры, собранный в на одной из картин в мусорную анаграмму хаоса. Расползающийся в мыло, источающий сладкий запах гнили «член», быстро сгорающий в желудках спортсменов и нищих, символ благополучия советского гетто и  нынешней «банановой республики», «одна нога твоя в могиле, а другая поскользнулась на банановой кожуре» - строчка из американского вестерна... Воплощение конвенции с Князем Тьмы, банан достоин быть «просфорой» в его храме.

Выстави этот алфавит отдельно, он смотрелся бы просто остроумным нон-конформистским опусом периода стабилизации. Но в царстве мух банановая типографика стала живым нервом и осью.

Буква «Д» 2005

Любопытно посмотреть на творения Константина Худякова в ряду близких компьютерных произведений других художников, например, группы АЕS+F и Би-Флауерса. Гедонистическая пантомима персонажей АЕS+F переродилась в свальный грех мутантов. А из сдержанных композиций  Би Флауерса выветрилось «сакральное бессознательное.  Беньяминов «момент вне времени» перестал завораживать  мифологической структурой и забавлять аллегориями и превратился в нано-технологию расчленения и синтеза податливой и аморфной культ-массы, жестко распределяемой между псалмом и караоке и тут же скармливаемой народу. До прозрачного 7 ноября.

Апокалипсис. Ангел прилетел. 2010

 

 

В рамках выставочного проекта 17 января 2015 года в 14:00 состоится творческая встреча с Константином Худяковым.

Константин Худяков является лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, находящимся в поисках новейших технических течений, осваивающим самые прогрессивные программы и аппаратуру. Он является создателем нового вида искусства «Мульти-тач–арт», в котором воспроизведенная на интерактивном экране множественная последовательность цифровых фотографических изображений в авторской компьютерной обработке создает полное и сложное художественное произведение с особым визуальным и эмоциональным эффектом.

 

К. Худяков родился в январе 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Закончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленная архитектура»). После окончания института в 1971 г. по распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И. Ленина в Москве. С конца 90-х занимается искусством с применением цифровых технологий. Действительный член Российской академии художеств, президент Творческого Союза художников, заслуженный Художник РФ. Участник Московской и Венецианской биеннале современного искусства, многих российских и зарубежных выставок. Работы К.Худякова находятся в коллекции многих мировых музеев, в том числе: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, в музее Российской академии художеств.

 

 

 

 

 

maxpark.com

Мольберт арт-галерея

Выставка произведений живописи Василия Худякова и Дмитрия Пермякова в галерее «МОЛЬБЕРТ» в марте 2015 года – живое свидетельство подвижнического следования русской реалистической школе. Оба художника, несмотря на недавнее творческое сотрудничество, придерживаются единого взгляда на искусство, на его задачи и цели. Основная стихия творческого поиска В.Худякова и Д.Пермякова – это цвет. Цвет для них является инструментом выявления индивидуального темперамента. Наслаждение оттенками, гармонизация общего колорита, острота натурного впечатления – вот те средства живописи, которые художники используют для передачи собственного видения картины мира.

    Истинный колористический дар, полноценная живописная работа в русле реалистической традиции в настоящее время - редкость. Для отечественного искусства рубеж XX-XXI веков знаменуется переходом в новую фазу – фазу открытого выхода на международную арт-сцену. С одной стороны, русская культура встает лицом к лицу с уникальной востребованностью всего «русского» как продукта на глобальном арт-рынке. А с другой, она сталкивается, в течение нескольких последних десятилетий, с проблемой утраты собственной национальной идентификации.

     С конца 1980-х годов, для всего мира художник из-за «железного занавеса» во всем, что бы он ни делал, от заказных, идеологически выдержанных полотен соцреализма до экспериментов художников андеграунда, он становится событием. Это, в конце концов, развращает многих мастеров, заставляя их идти на поводу у капризов толпы. Тем не менее, закрытость нашей страны приводит к накоплению бесценного опыта в области реалистического искусства. Несмотря на это, год за годом, молодые художники теряют интерес к историческим корням, они ищут себя в новых «измах», заимствованных из других культур.  В эпоху, когда общество давно больно идеей «ноофилии», то есть любви ко всему новому, удивительному, небывалому, заявить своей выставкой тему «Русского пейзажа» - это смелый и патриотический шаг. И этот шаг осуществляется сильными молодыми живописцами – Дмитрием Пермяковым и Василием Худяковым.

     Художники проходят этапы своего творческого формирования в разных школах и городах. Василий Худяков оканчивает Челябинское художественное училище, Дмитрий Пермяков - Вятское художественное училище им. А.А. Рылова. Следующей ступенью обучения ремеслу становится Российская Академия Живописи Ваяния и Зодчества И.С. Глазунова, для одного из художников – в Москве, для другого – в Уральском филиале.

     Живопись Дмитрия Пермякова неотделима от его природного юмора, от живой и ироничной наблюдательности. Работая в различных жанрах живописи, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, автор стремится к раскрытию социальных проблем. И в этюде, и в жанровых зарисовках художник тяготеет к картине. Он ищет пластическую выразительность в остро найденной композиции, в эмоциональном вихре пастозных мазков, в неожиданных цветовых контрастах. За каждым холстом Пермякова видна неравнодушная, трепетная личность. В работах «Всё у нас хорошо!» (2011), «Дорога в детство» (2012), «Земля. Вятка» (2013), «Наши дворы» (2013) ощущается личное отношение к изображаемому месту. Для той или иной избы, окна, околицы художником найден свой характер, в котором отражается течение быта, нрав хозяина, простая, без прикрас, жизнь.  

     Василий Худяков – тонкий колорист. Сфера его реализации – в максимальном приближении к правде природного состояния. В своем творчестве он стремится средствами живописи передать не ледоход, но его тревожно-стремительную весеннюю влажность («Ледоход. Поленово», 2010-2011), в зимнем пейзаже - пронзительную ясность морозного дня («Март», 2009). В охристом богатстве осени – уходящую грусть последних теплых дней («Родные поля», 2012). Ему удается отразить нюансы освещения, глубину пространства, материальность и фактуру коры, листвы, земли. Худяков чувствует прозрачность теней, они не ломают его пространства. Он предельно внимателен к живописным касаниям, - они и создают особое лирическое начало в его живописи.

     Экспозиция выставки «Русский пейзаж» сочетает эмоциональный напор Дмитрия Пермякова и деликатную лиричность Василия Худякова. Помимо крепкой школы, их объединяет любовь к работе на пленэре. Художники единодушны во мнении, что лучшая мастерская для художника – это природа. Русской природой они вдохновляются и дышат, каждый раз находя в ней что-то новое для себя и для зрителя. Оба уверены, что патриотическая нота – вовсе не в репортаже на «злобу» дня, а в глубоком знании истории и жизни своей страны.

     Можно долго рассуждать о разнице тенденций дореволюционной живописи и творчестве художников советского периода. Можно говорить о специфике «московской» и «ленинградской» школ. Упоминать о том, что слово «реализм» имеет свою специфику и особые исторические коннотации. Эти слова робеют перед живописью. Любые рассуждения не смогут заменить главного – истинной русской души, подлинно русского, мощного колористического дара и того восхищающего чувства жизни присущие обоим живописцам.

Вера Лагутенкова

кандидат искусствоведения

www.molbertgallery.ru