Ханты-Мансийск-2004. Картины художника Игошева. Игошев картины


Игошев Владимир Александрович - Живопись

в наличии 0 работ

Владимир Александрович Игошев (28.10.1921г.р.)

Народный художник СССР (1991). Народный художник РСФСР (с 1961 г.), заслуженный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии России им. И.Е.Репина в 2001г.. Член СХ с 1944 г. Профессор Московского Педагогического Государственного Университета им. В. И. Ленина (с 1965 г.).

Родился в 1921 г. на Игошевском хуторе близ села Аскино, Башкирия. В 1940 г. окончил художественное училище в Уфе. Учился у И.И. Урядова и А.Э. Тюлькина и в МГХИ им. В.И.

Сурикова (1944-50 гг.) у Д.К. Мочальского, В.В. Почиталова.  Участник ВОВ. Награжден орденами и медалями. В 1950 г. окончил Московский госуд. худ. институт им. В.И. Суриков (мастерская Г. Ряжского). С 1944 г. участник выставок.

Творчество народного художника СССР Владимира Александровича Игошева неразрывно связано с Ханты-Мансийским автономным округом. Попав сюда в начале 1950-х гг., он всей душой полюбил эту землю и подолгу здесь работал, особенно в Березовском крае (Няксимволе и Саранпауле).

Персонажи тематических картин Игошева и герои его портретов всегда конкретны и в то же время приподняты над повседневностью, обобщены в своей образности, в них всегда присутствует эпическая нота, подчеркивается значимость личности. «Человека нужно узнать, выносить его образ в душе и только потом приступать к холсту. Натура – это всегда правда. Достоверность дает натура, а душа художника – жизнь холсту», - говорит Владимир Александрович. Жизнь людей, почти не затронутых цивилизацией, национальное своеобразие их быта и культуры стали мощной побудительной силой в творчестве Игошева. В образах жителей тайги, охотников, оленеводов художник подчеркивает достоинство, житейскую мудрость, несуетность, физическую выносливость. Именно произведения, созданные на Югорской земле, принесли и широкое общественное признание, и славу художнику.

            Персональные выставки: Москва, Ленинград (Русский музей), Звездный городок, Уфа, Тюмень, Пермь, Кострома, Горький, Свердловск,Черновцы, Тобольск, Чебоксары, Златоуст, Альметьевск, Ханты-Мансийск, Токио, Будапешт, Прага, Братислава, Гаага.

Более 250 работ В. Игошева находятся в крупных музеях и галереях бывшего СССР, из них девять – в Государственной Третьяковской галерее, одиннадцать – в Государственном Русском музее.

В 2001 году в Ханты-Мансийске открыт Дом-музей В. А. Игошева. Произведения В. А. Игошева хранятся в музеях и частных собраниях Австрии, Великобритании, Аргентины, Бельгии, Венгрии, Германии и др. стран.

Имеет почетные и ученые звания. 1965 г.- Профессор. 1982 г. - Лауреат Госпремии России им. И.Е. Репина. 2001 - В г. Ханты-Мансийске открыт дом-музей народного художника СССР Владимира Игошева.

www.antonia.lv

Холсты Сибири. Двойной юбилей В. А. Игошева

Сегодня, 28 октября, народному художнику СССР Владимиру Александровичу Игошеву исполнилось бы 95 лет. В этот же день свой юбилей отмечает дом-музей, посвященный жизни и творчеству живописца.

Фамилия Игошев уже полвека известна в самых разных точках земного шара. Работы заслуженного художника хранятся как в музеях, так и в частных галереях, а самого Владимира Александровича до сих пор вспоминают добрым словом в далеких северных селах. За время своих поездок художник создал более трех тысяч картин — на этих холстах живописец показал нетронутую природу и жителей таежного края в совершенно новом свете.

img_5554img_5562Именно портреты и пейзажы, посвященные неизведанным сибирским просторам и коренным народам Югры, принесли художнику его известность. Суровый Север покорил сердце живописца с первой поездки в 1954 году, а новые впечатления от югорских стойбищ тут же послужили основой для создания картин «Суеват-Пауль», «Степан Куриков» и других. Вскоре эти работы стали частью Всесоюзной художественной выставки в Москве, а уже два года спустя состоялось открытие персональной выставки Игошева.

img_5553img_5559За пятьдесят лет картины Владимира Александровича облетели не только всю страну, но и многие страны мира. Работы художника украшали стены крупнейших музеев и элитных частных собраний Австрии, Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии. В 2001 году в жизни Игошева случилось еще одно знаменательное событие: в Ханты-Мансийске открылся дом-музей, полностью посвященный творчеству живописца.

img_5533img_5536О том, как в столице Югры появилось уникальное учреждение культуры, нам поведала смотритель Эрика Богдановна. Она работает в музее с самого первого дня и помнит каждое событие, как будто это было вчера.

«Строительство этого музея шло почти два года. Сначала в Москве проводились работы над архитектурой здания. В проектировании принимали участие московский архитектор Евгений Ингема, дизайнер и художник Сергей Горяев, а также сам Владимир Александрович и первый директор музея Светлана Скорикова, — рассказывает сотрудница. — Все очень спешили, чтобы успеть сделать подарок художнику при жизни, такое случается очень редко. Игошеву, конечно, повезло в этом плане, он был счастлив».

img_5531img_5534Открытие дома-музея состоялось 28 октября 2001 года, в день 80-летия художника. Главным гостем торжества стал сам живописец вместе с дочерью и внуком. Владимир Александрович не просто присутствовал, а принимал непосредственное участие в мероприятии: перерезал красную ленту, осматривал здание, в каминном зале сам разжигал камин.

Пышное открытие стало настоящим праздником не только для художника, но и для всей Югры. Однако, посетить новый музей любителям искусства удалось не сразу. Проработав около десяти дней, культурное учреждение снова закрыло свои двери, чтобы довести до конца некоторые незавершенные работы. Рабочие напросто не успевали сделать все ко дню рождения почетного гостя.

img_5547«На этапе проектирования предполагалось, что Владимир Александрович будет здесь работать. Он был вовсе не против и поэтому, кроме музейных залов, здесь есть специальные апартаменты, мастерская и кабинет. Он мог приезжать, здесь же жить и работать. Но, не случилось, здоровье уже было не то, — говорит Эрика. — Человек прошёл войну, имел ранения, после которых остался с одним лёгким и лишился нескольких ребер. Несмотря на все это он в течение 40 лет ежегодно приезжал в наш округ, в основном в Березовский и Кондинский районы. По два-три месяца он кочевал со своим скарбом в 80 килограмм из одной деревушки в другую, из стойбища в стойбище. Естественно, это тоже требовало много сил и здоровья».

img_5576img_5582Об этом упоминал и сам художник: «Если бы музей открылся на десять лет пораньше, я бы с удовольствием приезжал и работал в мастерской», — говорил Игошев.Сегодня в доме-музее хранится более ста работ живописца, большая часть которых относится к северному циклу. Стационарная выставка «Северный путь Мастера» состоит из произведений 1950-1990х годов, где изображены уникальные сибирские пейзажи и портреты коренных жителей югорской земли.

img_5568img_5579Помимо картин в мастерской художника можно увидеть его личную коллекцию декоративных предметов. Известно, что Владимир Александрович был не только талантливым живописцем, но и страстным путешественником. В 90-х годах он посетил Китай, Египет, Ливан, Монголию, Индию, Пакистан, Германию, Францию и часто привозил различные сувениры. К примеру, стол в кабинете украшает крайне необычная фигурка из Японии — сочетание головы дракона, туловища черепахи, птицы с зонтом в клюве и подсвечника заставляет восхищаться и задавать вопросы.

img_5578img_5584На полке можно увидеть огромное разнообразие сосудов. В Якутии художник получил в подарок два чорона для кумыса, украшенные традиционными узорами и с ножкой в виде копыта лошади.img_5591img_5593Здесь же можно найти подарки от коренных жителей Севера — новые и старые плетеные корневатики.

img_5590 img_5588Каждый предмет притягивает внимание — от декоративного топорика до необычной подставки для спичечного коробка. Однако, внешний вид сувениров не всегда раскрывает историю, связанную с каждым из них.

img_5597img_5605В застекленном шкафу, среди декоративных подарков с Дальнего Востока, стоит довольно неприметная вещь — самодельная перечница из пробки. Ее Владимиру Александровичу вручил однополчанин в знак благодарности за то, что он рисовал товарищей между боями на Сталинградском фронте. Эти картины они высылали родным вместо фотографий.img_5598«Со дня открытия у нас было очень много посетителей. Гостей возили со всех городов нашего округа: приезжали детские сады, казачества, пенсионеры, студенты. Во время биатлона было очень много болельщиков из разных стран. Например, из Канады, Америки, Германии, Финляндии, Швеции. К нам приходили многие известные личности, в том числе бывший президент Украины Леонид Кучма, министр культуры Михаил Швыдкой. Первые несколько лет даже не хватало сотрудников, поэтому проводить экскурсии приходилось и нам смотрителям», — вспоминает Эрика Богдановна.

img_5614img_5649Часто гостями музея становятся и те, кто знал художника лично. Многие жители поселков и стойбищ приезжают в Ханты-Мансийск целенаправленно — они знают, что на работах Игошева изображены их родственники и знакомые. Представители коренных народов делились и своими историями: вспоминали визиты живописца, рассказывали о судьбе его моделей.

img_5564«Жители тех мест, где побывал Владимир Александрович, дали нам многие познания о его жизни и работах. Они знали его лично, знают тех, кто изображен на картинах. Иногда даже делали нам поправки, чтобы мы все правильно передали посетителям. Благодаря им мы уже по-другому рассказываем об этом», — поделилась сотрудница.

img_5602Бывший губернатор Югры Александр Филипенко очень дорожил музеем — именно благодаря его распоряжению в автономном округе появилось уникальное культурное учреждение. Глава региона был хорошо знаком с художником и хотел, чтобы посетители увидели именно его работы, поэтому временные выставки не приветствовались.

img_5557 img_5558«Было здорово, когда на всех трех этажах можно было увидеть картины Игошева. Но город у нас маленький, а в маленьком городе музей одного художника не может очень долго себя оправдывать. Конечно, его работы до сих пор смотрят с удовольствием и студенты, и школьники, и те, кто уже не раз видел эти картины. Но надо идти в ногу со временем, привлекать новых посетителей», — говорит Эрика.

img_5573img_5571Теперь в музее ежемесячно появляется новая временная выставка, а художники приезжают со всей страны. Тюмень, Челябинск, Петрозаводск — это лишь малая часть городов, которые сотрудничают с домом-музеем. Сегодня посетители могут увидеть множество направлений искусства — от выставки детских работ до экспозиции современного искусства. Здесь же свои творения регулярно презентуют учащиеся Центра искусств для одаренных детей Севера.

— Иными словами, наш музей живет полной жизнью!

img_5682ПОЛИНА ЗМАНОВСКАЯ

ugranow.ru

Владимир Александрович Игошев — Наш Урал

  • Маршруты
    • Свердловская область
    • Пермский край
    • Челябинская область
    • Башкортостан
    • Тюменская область
    • Курганская область
    • Оренбургская область
    • Ханты-Мансийский АО
    • Республика Коми
    • Ямало-Ненецкий АО
  • Столицы
    • Екатеринбург
    • Пермь
    • Челябинск
    • Уфа
    • Тюмень
    • Курган
    • Оренбург
    • Ханты-Мансийск
    • Сыктывкар
    • Салехард
  • Карта
  • Афиша
  • Книги
    • Книга-путеводитель: «Урал Бесконечный драйв!»
    • Книга-путеводитель «Урал: Бесконечный драйв-2!»
    • Книга-путеводитель «Урал: Бесконечный драйв-3!»
    • Книга «Уральский характер»
    • Книга «52 уральца рассказывают о Великой Отечественной»
    • Книга «Уральский сувенир»
    • Книга «Уральская кухня»
  • Статьи
    • История Урала
    • Непознанное
    • Промышленность Урала
    • Путешествия по Уралу
    • Советы
  • Уральское
    • Уральский характер
    • Уральская кухня
      • Рецепты уральской кухни
      • Гастротуры
      • Заведения уральской кухни
      • Статьи
      • Мастер-классы
    • Промышленный туризм
      • Уральская промышленность
    • Уральские подарки
      • Уральские сувениры
        • Уральское оружие
        • Предметы интерьера
        • Уральское ювелирное искусство
      • Уральские съедобные подарки
    • Уральские художники

nashural.ru

Ханты-Мансийск-2004. Картины художника Игошева.: musatych

Выкладываю обещанные отсканированные открытки с картинами ИгошеваАвтопортрет

Если определить грубо, то я взял у передвижников мысль, а у импрессионистов манеру письма. Русскими импрессионистами я называю В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, хотя Врубель более мистичен. Громадное влияние оказал на меня М.Нестеров, его поэзия русской души, а также П.Корин, глубоко русский художник, без внешних эффектов.

В.А.Игошев

Портрет М. Анямовой. 1984 г.Холст, масло. 127 х 101Из коллекции Дома-музея Народного художника СССР В.А. Игошева

На Оби. 1992 г.Картон, масло. 50 х 80Из коллекции Регионального Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Воспоминание о Суеватпауле. 1990 - 1991 гг.Холст, масло. 100 х 160Из коллекции Регионального Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Портрет В.И. Намина. 1975 - 1977 гг.Холст, масло. 143 х 125Из коллекции Регионального Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Девочка с красным шарфиком. 1989 г.Картон, масло. 50 х 40Из коллекции Регионального Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Оленевод Яков Рочев. 1958 г.Холст, масло. 82 х 104Из коллекции Государственного музея природы и Человека

Мансийский натюрморт. 1973 г.Холст, масло. 95 х 120Из коллекции Регионального Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Подарок жениха. Подруги. 1990 г.Холст, масло. 80 х 60Из коллекции Регионального Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

musatych.livejournal.com

В праздничный день - Игошев Владимир Владимир

художник

Художник

Владимир Алексеевич Игошев - художник известный, получивший в полной мере официальное признание и звания заслуженного, а затем и народного художника, лауреата Государственной премии России им. И. Е. Репина. Известность ему принесли в первую очередь картины, рассказывающие о жизни коренных народов Северного Урала с его суровым климатом и мужественными, открытыми людьми.

В. Игошев получил хорошее образование, окончив в Уфе театрально-художественное училище и хотел учиться дальше, но был призван в армию и служил до начала Великой Отечественной войны – воевал на Северо-Западном, Донском и Сталинградском фронтах до 1943 года, когда получил ранение и почти год лечился в госпиталях.  В 1944 году, еще не оправившись от болезни, Игошев поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. После института художник уехал в Свердловск, где преподавал в Уральском политехническом институте и числился при Свердловском отделении Союза художников. Переломным в жизни и творчестве художника стал 1954 год - первая поездка в Ханты-Мансийский автономный округ по заданию Союза художников для исполнения творческой работы.  Подобные творческие поездки в глубинку в то время не были редкостью - многие художники находили свою тему в отдаленных и, на свой лад, экзотичных районах СССР. Но для В. Игошева такая творческая командировка обернулась подлинной страстью на всю жизнь - более 40 лет каждый год выезжал мастер в Югру, подолгу жил в стойбищах и поселках, где писал покоривший его особый мир малочисленного народа манси[i].

В Югре ценят и любят творчество художника, в 2001 году в Ханты-Мансийске был открыт Дом-музей В.А. Игошева.        

 

 

 

[i] Ма́нси (манс. маньси; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят, на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 12 269 чел. (по переписи 2010).

произведение

Произведение «В праздничный день» было задумано еще во время первой поездки на Север в Суеватпауль. Сюжет был подсмотрен художником в жизни: девушки манси ради шутки прицепили нарты к машине «газику», и шофер прокатил их по селу. Эту веселую сцену и зарисовал В. Игошев, первое название композиции было «Эх, прокачу!». В этом же году художник начал активно работать над сюжетом, собирать типажи, сделал несколько эскизов карандашом. Он действительно загорелся идеей создать большую картину, так пишет сам художник: «Мне давно хотелось написать что-то значительное, хотелось обобщить полученные впечатления в большом тематическом полотне».

Но затем мастера отвлек другой сюжет «Песня старого манси» и к своей задумке он вернулся только в конце 1957 года. Для работы над этюдами в 1958 году В. Игошев вновь едет на Север. Художник всегда отдавал предпочтение портрету. И в сюжетной картине «В праздничный день» остался верен себе, создав практически групповой портрет. Без устали пишет В. Игошев своих героев, в каждом подготовительном этюде чувствуется искреннее теплое отношение автора к моделям, он стремится подметить и черты личности, и настроение, и портретное сходство. Манси называли художника – колдуном, шаманом, за способность открывать красоту мира, сохраняя ее на холсте.

Сам художник рисовал на себя шаржи, изображая в огромных валенках, ушанке до носа, с рюкзаком за плечами, картонами, холстами, палитрами подмышками - творческая работа в условиях севера не проста, краски замерзали, приходилось отогревать на огне, пешком, иногда другой возможности просто не было, проходил мастер километры из одного стойбища в другое в поисках моделей для своих картин. Такое честное отношение к делу заслужило уважение и самих манси, которые с удовольствием позировали художнику. Главным стремлением В. Игошева как художника было желание создать правдивую летопись необычного народа, пытающегося сохранить свою идентичность в условиях надвигающегося технического прогресса.

 

детали

Солнечный зимний день вторит веселому настроению картины, лишь сумрачное темное нависшее небо на горизонте напоминает, что действие происходит в суровых северных широтах. Художник совсем не желает показывать тяжелые трудовые будни малочисленного народа, ему по душе веселость нрава собравшейся молодежи, с удовольствием пишет он подробности национальных одежд девушек и парней манси, одетых в традиционные распашные шубы, манси закрывали верхний мех светлым сукном, оставляя внизу меховой подбой, шубы всегда украшали вышивки со сложными не повторяющимися узорами. Яркие красные, желтые, оранжевые головные платки девушек будто вторят общему веселью сцены. Здесь же, лежат на снегу, отдыхая от трудов и с интересом наблюдая за сценкой, постоянные спутники жизни северного народа – олени. Автор не особенно любил пейзаж, в его творчестве практически нет изображения природного мотива, но здесь мастеру удался дальний план – вид поселка, со строящимся домом, темнеющие леса и бескрайняя пустыня белого-белого, ослепительно-белого снега.  Задорный легкий «нрав» полотна, немного наивный, немного нарочитый, но такой искренне жизнеутверждающий, передается зрителю. В этом, кажется и кроется удача художника.

Ольга Лебедева, искусствовед

в других музеях

www.histories.artmnt.ru

Игошев Владимир Александрович — Биография

Игошев Владимир Александрович ( 28 октября 1921 года – 8 января 2007 года) — живописец, Народный художник СССР (1991). Народный художник РСФСР (1961). Заслуженный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии России им. И.Е.Репина (2001). Член Союза художников СССР (1944). Участник Великой Отечественной войны.

Игошев Владимир Александрович родился 28 октября 1921 года на Игошевском хуторе у с. Аскино Бирского кантона БАССР.

В 1940 году окончил театрально-художественное училище в Уфе (педагоги И.И. Урядов, А.Э. Тюлькин).

С 1944 по 1950 год учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (педагог Г. Ряжский, Д. К. Мочальский, В. В. Почиталов).

В 1940 — 1943 годах воевал на на Северо-Западном, Донском и Сталинградском фронтах Великой Отечественной войны. В ноябре 1942 года был тяжело ранен при штурме высоты 568. Почти весь 1943 год провел в госпитале.

С 1951 года преподавал в Уральском политехническом институте, в 1968 – 1980 года – в Московском архитектурном институте и в Московском государственном педагогическом университете.

Живя с 1950-х годов в Ханты-Мансийском автономном округе много рисовал окружающую природу, особенно Березовский край (Няксимволе и Саранпауле). На Севере созданы картины «В родное стойбище», «На каникулах», «Старая манси», «Размечталась», «Озорница», «В праздничный день».

В 1950-1990 годах предпринимал поездки в Корейскую Народно-Демократическую республику, Китайскую Народную республику, Египет, Сирию, Ливан, Монгольскую Народную республику, Индию и Пакистан, Вьетнам, Голландию, Бельгию, Германию, Францию. Результатом поездок была выставка картин "По зарубежным странам".

Скончался в 2007 году в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины В. А. Игошева хранятся в музеях и частных собраниях Австрии, Великобритании, Аргентины, Бельгии, Венгрии, Германии и др.

Более 250 работ В. Игошева находятся в музеях и галереях бывшего СССР. Девять картин хранятся в Государственной Третьяковской галерее, одиннадцать – в Государственном Русском музее.

pomnipro.ru