"Падение Икара" – гимн безразличию. Икар картина


"Падение Икара" - двусмысленная картина Брейгеля :: SYL.ru

«Падение Икара» - известная и узнаваемая во всем мире картина Питера Брейгеля-старшего, художника из Голландии. Это единственная его абота, написанная на мифологическую тематику. Картина была создана великим мастером в 1558 году.

Сюжет

В основе картины лежит сюжет, который был взят из мифологии древних греков. Островом Крит правил достославный Минос. В плену владыки были Дедал, великий изобретатель, и его сын Икар. Пленники мечтали покинуть остров, но для этого нужно было как-то пересечь море. Дедал смог смастерить крылья для своего отпрыска, с помощью которых можно было перелететь через морские просторы. Отец предостерег своего сына о том, что подниматься слишком высоко нельзя, так как перья на крыльях скреплены воском, который легко расплавиться под солнечным жаром. Но Икар не послушал отца. Он полетел прямо к солнцу. Это было большой ошибкой. Воск на крыльях растаял, что привело к гибели Икара в пучине моря. Древнегреческий поэт Овидий описал миф о Дедале и Икаре в своих «Метаморфозах». Брейгель, без сомнений, был знаком с его творчеством.

падение икара

Описание картины

«Падение Икара» обладает довольно оригинальной композицией. Персонажи второстепенного характера изображаются художником на первом плане. Пахарь, который идет за плугом - первое, что бросается в глаза. Но он отнюдь не главная фигура картины. Самый важный персонаж работы Брейгеля – это Икар. Но зрителю удается его заметить далеко не сразу. Лишь во время пристального изучения картины можно узреть ноги Икара, которые виднеются из воды, и перья, кружащиеся над морской гладью. Художник не изобразил и Дедала. Но можно подметить пастуха, пристальный взгляд которого устремлен вверх, а именно в том направлении, где скрылся изобретательный Дедал. На картине пастух смотрит ввысь, пахарь опустил свой взгляд, рыбак сосредоточен на удочке. Никто из них не замечает падения Икара. Корабль, изображенный в работе Брейгеля, проходит мимо главного персонажа. Матросы на палубе не видят Икара и смотрят совсем в другую сторону. Таким образом, никого из людей не интересует судьба тонущего.

падение икара картина

Кому на картине небезразличен утопающий Икар?

Интересна и оригинальна картина «Падение Икара». Художник изобразил единственное существо, которого интересует судьба Икара. Это куропатка серого цвета, сидящая на ветке возле края утеса. Эта малозаметная деталь очень важна и связана с мифом Овидия. В «Метаморфозах» поэт говорит, что Дедал должен был сбежать на Крит после убийства своего племянника Пердикса. Молодой родственник Дедала обладал блестящим разумом и составлял немалую конкуренцию своему дяде. По этой причине он и был убит завистливым Дедалом. Но милосердная богиня Афина пожалела мальчика и обратила его в сероватую куропатку, которая как раз изображена на картине Брейгеля. У этой куропатки есть много оснований злорадствовать над тонущим Икаром. Ведь он является сыном её убийцы. Пердикс в образе куропатки считает смерть Икра не трагической случайностью, а справедливым возмездием, которое должно было настигнуть Дедала.

падение икара картина брейгеля

Первое толкование работы Брейгеля

Картина «Падение Икара» имеет несколько толкований. Некоторые считают, что неудачно взлетевший в небеса Икар, противопоставляется твердо стоящему на земле пахарю. Пастух же, который изображен на втором плане, не понял даже, что случилось и кто над ним пролетел. Мораль данного толкования заключается в том, что люди, которые трудятся, а не мечтают, преуспевают в жизни и твердо стоят на земле. Икар же витал в облаках, поэтому и потерпел поражение.

Второе толкование

Есть и другое значение работы под названием «Падение Икара». Картина Брейгеля заинтересовала многих ученых и критиков своим двузначным смыслом. В то время, когда художник работал над своим произведением, происходили важные открытия в области географии. Весь мир для человечества изменился и стал похож на неизведанный бескрайний космос. После этого все великие героические деяния прошлых времен превратились в нечто ничтожное, лишенное всякого смысла. Полет Икара стал забавной шуткой для большинства людей. По одной из версий, Брейгель решил отобразить такое изменение парадигмы в своей картине «Падение Икара».

падение икара художник

Великолепный пейзаж

Картина Питера Брейгеля-старшего является не только иллюстрацией к древнему мифу о Дедале и Икаре. В ней отображаются давние традиции живописи первого из пейзажистов в Нидерландах – Иоахима Патинира. Главная роль в композиции картины отводится именно ландшафту. Солнце, изображенное Брейгелем, также занимает особое место. Оно бледное, почти прозрачное, а его лучи считаются предпосылкой гибели главного героя. Вся работа преподнесена в призрачном свете. Блестяще выполненным пейзажем считается «Падение Икара». Картина обладает особым очарованием, которое придают ей золотые солнечные блики на морской глади. Они появились с течением времени и являются эффектом старения красок.

www.syl.ru

"Падение Икара" – гимн безразличию

Питер Брейгель Старший считается жанровым живописцем. И действительно, на его картинах изображены сцены из жизни простых крестьян и горожан, которые обедают, катаются на коньках, пляшут на свадьбах, пашут землю.падение икара Но периодически в такие простые сюжеты он вводит библейские мотивы или легенды. Взгляд гениального художника на тему бывает неожиданным и парадоксальным. Такова картина Брейгеля «Падение Икара».

Злодеяние Дедала

Дедал был талантливым афинским ремесленником, потомком первого мифического короля Афин. Его жители Эллады знали и уважали за изобретательность и мастерство. Но однажды он позавидовал своему племяннику и ученику. Дедалу показалось, что ученик превзойдет его в мастерстве, что юноше суждено стать большим, чем простой удачливый ремесленник: на племянника снизошло вдохновение, когда он увидел движения и челюсти змеи и захотел создать пилу. В душе Дедала все перевернулось от зависти, и он сбросил ученика в море с насыпи Акрополя. Но богиня Афина помешала полной гибели юноши, превратив его в куропатку (ее зритель картины "Падение Икара" увидит на полотне).

Побег

Однако боги наказали Дедала, сослав на остров Крит, где и родился его сын Икар. Дедал задумал сбежать с сыном с Крита и создал крылья из перьев и воска. Он точно объяснил сыну, что надо лететь и не высоко, и не низко. Но Икар, увлеченный свободой полета, взлетел слишком высоко. Воск крыльев растаял.сюжет картины падение икара В результате произошло падение Икара в море, и он утонул. Его тело течением вынесло на остров, где и нашел его Геракл и предал земле. Таким образом, злодеяние Дедала по отношению к племяннику оказалось жестоко отомщенным.

Мирный быт

В центральной части композиции изображен пахарь, лица которого зритель не видит.брейгель падение икара Это типичное для Брейгеля безликое изображение. Крестьянин, которого ранее никто не осмеливался помещать в центр композиции, спокойно работает. Кстати сказать, это второстепенный персонаж, но именно он привлекает внимание. День ясен и прекрасен. Пахарь полон своих мыслей о посеве, о том, как пойдут всходы, и хорош ли будет урожай. Фигура крестьянина вполне пропорциональна, она играет, как это бывало в более ранних картинах Брейгеля, подчиненную роль. Итак, крестьянин спокоен и ничего вокруг себя не замечает. Никакое движение, никакое падение Икара пахаря не тревожит.

Пастух и корабли

Однако пастух, который следит за стадом овечек на краю обрыва, с удивлением смотрит на небо. Ибо там он видел небывалое. Возможно, он даже не понимал, что именно. А высоко в небе в ужасе парил Дедал. Он видел, что сын, забыв его наставления, взмыл к солнцу и уже упал в море. В море пастух и не смотрит. А рядом стоит корабль. На нем тоже все спокойно. Никто не замечает тонущего и не бросается ему на помощь. От Икара, если пристально вглядеться, осталась на поверхности только нога. Больше этого и горстки перьев от крыльев ничего не осталось. Но если кто и видит, что происходит, то это серенькая куропатка, сидящая на кустике, на обрыве над спокойным рыбаком, который тоже увлечен своим делом и не замечает тонущего. Пристальный интерес куропатки к происходящему понятен: она полностью отмщена. Возмездие свершилось. Таков сюжет картины «Падение Икара».

Пейзаж

Все действие происходит на фоне любимого Брейгелем спокойного мирного пейзажа. Коричневатые на первом плане тона земли и зеленоватые деревьев на втором, голубая гладь моря, залитого нерезким светом солнца, - типичный голландский пейзаж. И вся картина освещена его спокойным светом, дающим жизнь всему живому.

Если Дедал и был виновен, то именно он и должен понести наказание, а не юноша, к гибели которого оказались равнодушны все персонажи картины. Равнодушие и безразличие - главные герои, которых Брейгель («Падение Икара») создал. Это нашло продолжение и в нашей жизни: человек проходит мимо чьей-то беды с пустым взглядом и ничего не значащими стандартными словами.

fb.ru

Брейгель, "Падение Икара" - Живописцы, окуните ваши кисти...

Брейгель, "Падение Икара" [Jun. 4th, 2008|11:17 pm]

Живописцы, окуните ваши кисти...

У Брейгеля есть известная картина - "Падение Икара" (1558).

Самого Икара на этой картине сразу и не видно. Со временем можно обнаружить голые ноги, торчащие из воды. Судя по всему мужик свалился с огромной высоты прямо сейчас, и уж, наверное, шлепнулся в воду с шумом и воплями. Тем не менее, народ на картине не обращает на него никакого внимания. Люди, животные, - хоть бы кто повернул "головы качан"! Вот так и мы не замечаем важных вещей, происходящих вокруг, полностью погруженные в свою жизнь. А может просто художник показывает, что жизнь продолжает идти своим чередом, пусть хоть каждый день Икары падают?

Эту картину мы обсуждали с приятелями пару месяцев назад. А вот у Гениса я читаю 

другую интерпретацию:

Принято считать, что картина "Падение Икара" - притча о незамеченной трагедии. Непонятый гений, Икар погибает героической смертью, окруженный безразличием тех самых людей, которым он хотел дать крылья. Художник действительно демонстрирует нам, как все НЕ заметили падения Икара. На тонущего героя НЕ смотрят не только люди - пастух, рыбак, моряки и пахарь, но и животные - лошадь, собака, четыре птицы и двадцать овец. Но это еще не значит, что все они не заметили происшествия - оно их просто не заинтересовало. Окружающие не могли не слышать плеска и крика. Однако, неудача свалившегося с неба Икара им не казалась столь важной, чтоб перестать пахать, пастись или поднимать снасти.Герои Брейгеля игнорируют не только Икара. Они и друг на друга не смотрят. Не только на этой, на всех картинах Брейгеля люди не встречаются взглядом - и на пиру, и в танце, даже пустые глазницы слепых глядят в разные стороны. У них нет ничего общего. В том числе - и общего дела. Брейгелевские персонажи не могут охватить взглядом и тот мир, в котором живут.Целиком пейзаж способен воспринять только зритель - ему художник всегда дает высшую точку обзора. Наделяя нас птичьим зрением, он позволяет разглядеть сразу все - от былинки до гор, тающих за горизонтом. Лишь зрителю доступен и смысл свершающейся трагедии, которую он не в силах предотвратить. Поместив зрителя над миром, позволив осознать причины и следствия всего происходящего в нем, Брейгель в сущности поставил нас в положение Бога, всемогущество Которого равно лишь Его же беспомощности. Бог не может помочь Икару, ибо исправляя ошибки, Он лишь преумножает их.Падение Икара у Брейгеля происходит весной. То же солнце, что расплавило воск на крыльях Икара, пробудило природу. Что же делать? Отменить весну, чтобы спасти Икара?Добро всегда становится злом, когда вмешательство воли или чуда нарушает нормальный ход вещей. Ни мудрость, ни любовь - только безразличие природы способно решить это этическое уравнение.Икара нельзя спасти. Его провал - не роковая случайность, а трагическая закономерность. Смерть Икара не жертва, а ошибка, не подвиг, а промашка. И сам он не мученик, а неудачник. Изображая жалкую кончину Икара в "холодной зеленой воде", Брейгель взывает не к состраданию, а к смирению. Воля и мужество требуется не для того, чтобы исправить мир, а для того, чтобы удержаться от этой попытки. Помочь, ведь, вообще никому нельзя.

Что бы все это значило, а? 
Comments:
[User Picture]From: helen_celen2008-06-05 05:44 am (UTC)

Этическое уравнение

(Link)

Умно-хитро придумано. Балансировка на грани веры и атеизма. Но диспут можно продолжить...))

[User Picture]From: jenya4442008-06-05 03:36 pm (UTC)

Re: Этическое уравнение

(Link)

Я в теологическом аспекте слабоват :)А вот личность Икара мне интересна. Я бы выбрал середину между "мученик" и "неудачник", между "подвиг" и "промашка". Икар - мальчишка, восторженный, наивный и безалаберный. А слишком восторженных жизнь часто бьет ключом по голове.

[User Picture]From: helen_celen2008-06-05 07:29 pm (UTC)

Re: Этическое уравнение

(Link)

"Золотая середина" -хорошая позиция. Ваша оценка Икара мне по душе. Но такова жизнь. " И опыт друг ошибок трудных..."( далее см. оригинал)))

(Deleted comment)

Но читать его всегда интересно. Хотя я согласен, некоторые фразы выглядят странно. Например: "Непонятый гений, Икар погибает героической смертью, окруженный безразличием тех самых людей, которым он хотел дать крылья".

Откуда он это взял, Икар чай не Прометей...

(Deleted comment)

А, да? Этого я не помнил. Я понимаю, что "гордыня" это основная интерпретация, но мне она не близка. Как не близка и "героическая" версия. (Кстати, есть на эту тему замечательный мультфильм Хитрука:http://www.youtube.com/watch?v=BXpMJ2Npf2s)

Мне кажется так - молодой мальчик, дурачился, силы пробовал. Кровь бурлила! Дедал уж ему говорил, говорил, учил его дурака, учил - все без толку. Но без таких наивных, без таких непосредственных - скучно жить.

(Deleted comment)

Так я как раз и говорил, что мне не кажется, что сам Икар воспринимал ситуацию как "взлететь и сгореть" или как "безумству храбрых".

А насчет "бессмысленного героизма" - тонкий момент. Неоднозначный, на мой взгляд. С одной стороны, досадно, конечно. А с другой - можно привести разные исторические и литературные примеры. Рим, например, держал в Иудее 7 легионов, и все восстания были заведомо обречены на провал. Но вода камень точит, где теперь Рим?

Или известное

И всё так же, не проще,Век наш пробует нас:Можешь выйти на площадь?Смеешь выйти на площадь?Можешь выйти на площадь,Смеешь выйти на площадьВ тот назначенный час?!

Но, повторюсь, к Икару, на мой взгляд, это не имеет отношения, "героическая версия" мне не кажется оправданной.

(Deleted comment)

К Наталье Евгеньевне отношусь с большим пиететом, и я во многом с Вами согласен. А что думал Икар, взлетая к солнцу - мы просто не знаем. Мне бы не хотелось думать, что он выпендривался. Мне бы хотелось думать, что он наивно кричал "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным" (ответ ng68).Про спортсменов - я Вас понимаю. Но они показывают миру силу человеческих возможностей. И этим повышают веру каждого из нас в свои силы. По-моему, достойное занятие.

Если уж углубляться в символику этой картины, то нельзя не обратить внимание на самую значительную (по размеру и центральному положению) и знаковую фигуру - землепашца, которая очевидно противопоставлена Брейгелем главному "герою" сюжета. А уже далее - всё остальное.

А что можно сказать об этом землепашце, кроме того, что он так занят своим делом, что ничего не видит вокруг? А как, как Вам кажется, Брейгель относится к главному герою, дрыгающему ногами?

Из картины видно, что Брейгель не относится к Икару как к герою.Икар здесь не просто почти не заметен. И в такой сюжетной подаче можно было изменить акценты, чтобы выявить драматизм ситуации. Брейгель же полностью убирает всякую возможность пафоса, придает изображению характер пародии. Но пародия не ставится художником в центр картины, как это делал Федотов, у которого весь образ концентрировался, теснился в замкнуто-душном пространстве пародии. Брейгель в центр композиции помещает монументально решенную фигуру крестьянина, которая противопоставлена мелочно-хлипкому фрагменту фигуры "героя", не без труда отыскивамому нашим взглядом в пространстве картины. Это - изобразительные факты. Всё остальное - интерпретация.

[User Picture]From: ng682008-06-05 02:57 pm (UTC)

(Link)

Вот вернусь в Париж, вывешу свой цикл "Падение Икара" с комментариями.

Добрый день. Рад, что Вы зашли. Как говорил Журден, "как благодарить мне вас за ту честь... которую я имел честь... когда вы оказали мне честь" :)

С удовольствием посмотрел бы и обсудил Ваш цикл. Любопытно, правда, что народ в основном интересуется судьбой Икара и редко вспоминает о Дедале. Это ведь Дедал придумал крылья, это его дерзкая мысль! Причем он не только придумал, но и сделал! Обучил всему своего непутевого сына. Все объяснил, все рассказал, все предусмотрел, смог обмануть всех и вместе с сыном улететь. Вот он истинный герой. А Икар - так, непутевый мальчишка, дурака валял. Впрочем, кто знает, может, подлетая к солнцу, он кричал "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным"?

может вообще особенно об икаре автор не думал.важна ему была действительно тема смирения\по генису\, какая разница:икар-не икарглавное_ что бы не случилось у одного, пусть это и важное, и трагедия, эта трагедия не в силах весь мир к себе повернуть.естественный ход жизни смиряет трагедию одного\\?.

Приведу свой перевод стихотворения Одена об этой картине:

MUSĖE DES BEAUX ARTS

Что до страдания – тут они неизменно правы,Старые мастера… Как ясно они понималиМесто страдания в мире: длится оно и длится,А другие тем временем растворяют окно, сидят за обедом, гуляют в тиши дубравы;Мудрые старцы с трепетом, благоговейно, рожденья чудесного ждут,И тут же обычно дети, которым все нипочём,У окраины леса знай себе чертят коньками пруд;Не забывалиХудожники эти о том, что вотУжасающее мученичество где-нибудь в закутке неопрятномКак ни в чем не бывало потихоньку себе идёт,А собаки бегут по своим собачьим делам, и лошадь мучителя рядомПростодушно трётся о дерево невинным крестцом.

Взять хотя бы Икара у Брейгеля: все, кто вокруг,Равнодушно отводят взгляд от крушенья – свой плугПахарь, как раньше, ведёт: он слышал беспомощный крик, Но не тронут привычным несчастьем; солнца лучи блестелиНа белоснежной голени, исчезавшей во влаге зелёной;Мальчика, что упал с небес, заметили удивлённоС ажурного корабля – должно быть, всмотрелись на миг,Но корабль продолжал свой путь, уплывая вдаль к назначенной цели.

Перевод Сергея Сухарева(1983)

Оригинал здесь:http://drontophile.livejournal.com/11383.html?nc=7

Вот спасибо, так спасибо!Очень понравилось. Генис упомянул это стихотворение, а я поленился поискать и прочитать:

В "Заповеднике" герой, подойдя к дверям управления, за которыми его ждет майор КГБ, нажимает "симпатичную розовую кнопку". А вот как на измученного запоем героя обрушивается роковая весть: "Девица стыдливо отвернулась. Затем вытащила из лифчика голубоватый клочок бумаги, сложенный до размеров почтовой марки. Я развернул нагретую телеграмму и прочел: "Улетаем среду ночью. Таня. Маша".

"Нагретая телеграмма" - моя любимая героиня Довлатова. Она напоминает одно стихотворение Одена. В нем он хвалит старых мастеров за то, что изображая казнь, они не забывали показать и лошадь палача, почесывающуюся о дерево.

http://www.svoboda.org/programs/cicles/dovlatov/dovlatov.14.asp

Спасибо, интересно. Действительно, превзошли Лайоша Мештерхази :)А вот тут тоже есть подробный разбор катастрофы с естественно-научных позиций:

1. Икар каким-то чудом достиг довольно значительной высоты (где-то около четырёх-пяти тысяч метров над уровнем моря). Это было самое настоящее чудо, ведь несчастный должен был сломать и непрочные крылья свои, и куда более прочную шею при первой же попытке взлететь! Но в мифах, как известно, случаются чудеса! 2. На указанной высоте, как правило, происходит обледенение конструкции летательного аппарата, и крылья Икара, в строгом соответствии с законами природы (см. уравнение Менделеева–Клайперона), обледенели. А поскольку Дедал не сконструировал в дополнение к крыльям ни герметичной кабины, ни скафандра, то наш античный герой также обледенел и утратил возможность поддерживать требуемый угол атаки. 3. Обледенение конструкции вкупе с пилотом в разряжённых слоях атмосферы привело к увеличению веса, снижению подъёмной силы, потере управления и устойчивости, прямым следствием чего стало, как говорят в авиации, опрокидывание в неуправляемый плоский штопор, завершившийся падением героя в море, тотчас же получившее название Икарийского.

Икарлсон - это хорошо. А как Вам версия про связь Икара с земплепашцем (в центре картины) через ивритское слово "икар" - крестьянин? :)

(там комментарий почему-то удален, оригинал вот тут)

А Ариадна то, проспала Тесея. Зато потом за бога замуж вышла. Все, что не делается - все к лучшему!

ивритского совсем не знаю (кроме ключевых выражений вроде "лехаим" или "манишь, ма? - Машлом. Ха!!"Что икар - христианин (а знаете ведь, конечно, этимологию слова крестьянин) не знал. Удивительно.Но самое важное, что мне сейчас открылось (с Вашей помощью, до того не догадался): что смазка и крылья - ерунда, не в них дело. Сам Икар замерз (без скафандра-то) - оцепенел в ледяном разреженном воздухе, да и низринулся. Аппарат-то, может, Дедал сделал и безупречный - да вот человеческий фактор подвел.

А родителей надо слушаться потому что. Вот основной урок этой легенды, а вовсе не про "никогда не отрывался бы от коллектива" или "всяк сверчок знай свой шесток". В таком ключе детям и изложу :)

"с паршивый сверчок -хоть клочный шерсток"

мы называем это дидактикой

со времён Брейгеля мало что изменилось

французы, например, не могут создать нормальную семью: на сексе она держится недолго, а экономические взаимоотношения у них по большей части раздельны

все европейцы - индивидуалисты

поэтому и деградируют ;)

classic-art-ru.livejournal.com

Падение Икара — WiKi

«Падение Икара» — одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина, написанная Брейгелем на мифологический сюжет[1]. Принадлежность картины кисти Брейгеля оспаривается специалистами — скорее всего, речь идёт о более поздней копии с утраченного оригинала.

Сюжет

Сюжет картины заимствован из греческой мифологии. Минос, царь острова Крит, держал в плену талантливого изобретателя Дедала и его сына Икара[2]. Чтобы покинуть остров, Дедал решил сделать для себя и для сына крылья и перелететь через море. Перед полётом он предупредил сына, чтобы тот не поднимался слишком высоко: перья, из которых Дедал смастерил крылья, были скреплены воском и солнечный жар мог растопить его. Однако Икар ослушался отца и взлетел к самому солнцу. Воск растаял; Икар упал в море и утонул. Миф об Икаре подробно излагается в «Метаморфозах» Овидия, и Брейгель, несомненно, был знаком с этим источником. Вот как у Овидия говорится о полете Дедала и Икара:

« 

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, –Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу,За неземных принимали богов[3]. (пер. С. Шервинского)

» 

Рыбак, пастух и пахарь — именно эти персонажи присутствуют на картине Брейгеля, хотя сцена в целом интерпретируется художником в совершенно ином ключе (см. Описание).

Описание

Композиция картины весьма оригинальна: на первом плане изображены второстепенные фигуры (в частности, пахарь, идущий за плугом), в то время как главный персонаж — Икар — даже не сразу бросается в глаза. Лишь внимательно вглядевшись, можно заметить торчащие из воды ноги и несколько кружащихся над поверхностью моря перьев. Отсутствует на картине и Дедал: лишь пристальный взгляд пастуха, устремлённый в небо, позволяет предположить, в каком направлении он скрылся. Падение Икара проходит незамеченным: ни пастух, смотрящий ввысь, ни пахарь, опустивший глаза к земле, ни рыбак, слишком сосредоточенный на своей удочке, не видят его. Мимо проходит корабль, но лица матросов обращены в противоположную сторону; впрочем, если кто-то из них и заметил тонущего, то едва ли огромный корабль замедлит свой ход ради его спасения.Однако есть на картине одно малозаметное существо, которому судьба Икара должна быть небезразлична. Это существо — серая куропатка, сидящая на ветке на краю утеса. И в этой детали Брейгель следует мифу в изложении Овидия: в «Метаморфозах» говорится, что отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса[4]. Пердикс был учеником Дедала и обнаружил столь блестящие способности, что Дедал стал опасаться соперничества с его стороны. Он столкнул Пердикса с Афинского акрополя, но Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку (лат. perdix). Так что у маленькой куропатки есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын её обидчика: для неё гибель Икара — не трагическая случайность, а справедливое возмездие, настигшее Дедала.

Несмотря на столь пристальное внимание к мельчайшим подробностям сюжета, картина Брейгеля — не только иллюстрация античного мифа, но также и великолепный пейзаж. Брейгель продолжает здесь живописные традиции первого пейзажиста Нидерландов — Иоахима Патинира. В пейзажах этого художника люди нередко изображались маленькими, еле заметными, а основную роль в композиции играл ландшафт[5]. Влияние Патинира прослеживается и в цветовом решении картины: так, для его пейзажей характерно изображение переднего плана в коричневых тонах, среднего — в зелёных, дальнего — в голубых[5].Особое место в композиции картины занимает солнце. Бледное, полупрозрачное, садящееся за горизонт, оно, тем не менее, приковывает к себе взгляд. И это не случайно: ведь солнце — полноправный «герой» картины[6]: именно его лучи стали причиной гибели Икара. Весь пейзаж предстаёт перед нами в его призрачном свете, а композиция выстраивается вокруг трёх ключевых точек: фигуры крестьянина на переднем плане, тонущего Икара и солнечного диска на горизонте. Вместе с тем, специалисты отмечают, что золотистые отблески солнца на воде, придающие пейзажу особое очарование — всего лишь эффект старения лака[7]. Изначально картина имела более холодный колорит.

Толкования

Смысл, который Брейгель вкладывал в своё произведение, оставляет широкое пространство для интерпретаций. Чаще всего картину считают воплощением нидерландской пословицы «Geen ploeg staat stil om een stervend mens» («Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает»). Жизнь сурова, и гибель одного человека не может даже на миг прервать её течения.[8] Долгое время аргументом в пользу именно такого понимания картины считалась одна малозаметная деталь: бледное пятнышко в левой части холста, выделяющееся на темном фоне кустов. Многие исследователи толковали этот элемент как лицо спящего или умершего человека и видели в нём дополнительную иллюстрацию основной идеи картины. Однако исследование в инфракрасном излучении показало, что речь идёт о совсем другой части тела, принадлежащей человеку, присевшему на корточки и справляющему нужду[7]. Эта деталь вполне в духе эпохи; она присутствует и на других картинах Брейгеля («Сорока на виселице», «Детские игры»).По иной версии, художник осуждает гордыню Икара, противопоставляя его безрассудному порыву скромный повседневный труд простого пахаря[9]. Не случайно фигура пахаря является и композиционным центром, и самым ярким цветовым пятном на картине. Кроме того, в глаза бросаются ноги пахаря в тяжелых башмаках: они представляют собой своеобразную антитезу ногам Икара, беспомощно болтающимся в воздухе. Пахарь твердо стоит на земле, а мечтатели, витающие в облаках, подобно Икару, рано или поздно будут оттуда низвергнуты.Есть и прямо противоположное понимание картины: она повествует о гибели одного из самых смелых, дерзких и прекрасных героев человечества[10]. Полёт Икара символизирует полёт человеческой мысли и фантазии; стремление человека к новым открытиям, достижениям, завоеваниям. В этом случае картину можно интерпретировать как поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету[9].

Авторство

  «Падение Икара», ок.1587. Из собрания музея Ван Бюрен

Известны две версии знаменитой картины: одна из них находится в собрании Королевского музея изящных искусств в Брюсселе, другая — в собрании музея Ван Бюрен (Брюссель, Бельгия). Между двумя картинами есть существенные расхождения, но всемирную известность получило полотно из собрания Королевского музея и везде, где специально не оговаривается иное, речь идет именно о нём.Среди искусствоведов нет единого мнения о том, принадлежит ли этот вариант «Падения Икара» кисти самого Питера Брейгеля Старшего. Сторонники подлинности картины склоняются к тому, что картина была написана самим Брейгелем на деревянной основе и впоследствии перенесена на холст[11]. Однако большинство экспертов сходятся на том, что знаменитая картина является копией неизвестного происхождения с оригинала, задуманного и выполненного Питером Брейгелем. В пользу этого мнения говорят, в частности, результаты исследования, проведённого в 2011 году бельгийскими исследователями Доминик Аллар и Кристиной Кюрри. Проведённая ими инфракрасная рефлектография показала, что под слоем живописи находится рисунок, служивший, несомненно, вспомогательным этапом в копировании оригинала[7]. Техника рисунка не имеет ничего общего с техникой самого Брейгеля; более того, рисунок выполнен столь неумело, что это позволяет отмести версии об авторстве Питера Брейгеля Младшего (который создал немало копий полотен отца) или одного из учеников Брейгеля Старшего. Доминик Аллар и Кристина Кюрри приводят и другие аргументы в пользу своей версии и завершают своё исследование следующими словами:

«  Картина в очень плохом состоянии: полотно местами прорвано, утрачены фрагменты красочного слоя, присутствуют позднейшие записи. Но, парадоксальным образом, все превратности судьбы, выпавшие на её долю, в итоге обернулись в её же пользу. Необычный вид картины, странности в трактовке сюжета и густой слой золотистого лака, скрывающий дефекты и придающий картине налёт таинственности — всё это оказывает сильное воздействие на современного зрителя. Поэтому те, кто живо чувствует обаяние этой картины и искренне восхищается ей, не должны разочаровываться в ней только потому, что она не принадлежит кисти Брейгеля[7]. » 

Под «странностями в трактовке» сюжета здесь понимается отсутствие фигуры Дедала на полотне и изображение солнца садящимся в море, в то время как небосвод явно залит сиянием солнца, стоящего в зените. На картине из музея Ван Бюрен эти противоречия отсутствуют: Дедал изображён там парящим в небе, а солнце стоит там, где ему положено стоять. Не исключено, что именно это изображение ближе к оригинальному замыслу Брейгеля, хотя некоторые искусствоведы убеждены в противоположном: композиция картины из музея Ван Бюрен достаточно банальна и традиционна, тогда как эффектную и парадоксальную композицию полотна из Королевского музея мог создать только гений[12].Как бы то ни было, оригиналом картина из музея Ван Бюрен также не является. Рефлектография показала, что и здесь под слоем живописи присутствует «черновой» рисунок, однозначно не принадлежащий руке самого Брейгеля[7].Он не принадлежит также и автору копии, находящейся в Королевском музее. Вероятно, обе картины были созданы где-то во второй половине XVI века, но установить достоверно их авторство не представляется возможным[7].

Влияние на другие произведения искусства

Созданная по мотивам литературного произведения, картина Брейгеля сама стала источником вдохновения для ряда прозаиков и поэтов. Уистен Хью Оден посвятил ей одно из самых известных своих стихотворений, «Musée des Beaux Arts»[13], Уильям Карлос Уильямс написал стихотворение «Landscape with the Fall of Icarus»[14], Готфрид Бенн в стихотворении «Ikarus» создал своеобразный «модернистский экфрасис»[15].

Наталья Горбаневская создала поэтическое описание картины Брейгеля в цикле восьмистиший «Падение Икара»[16][17].

Образ упавшего Икара с картины Брейгеля регулярно используется в произведениях художественной группы «Митьки»[18].

Примечания

  1. ↑ Грегори Мартин. Брейгель. — М.: Иск-во, 1992. — ISBN 4-210-02378-8
  2. ↑ Мифы народов мира. В 2-х т. — М., 1991—1992. — Т. 1. — С. 363.
  3. ↑ Овидий. Собрание сочинений. В 2-х т. – СПб, Биографический институт «Студиа Биографика», 1994. – T. 2. – C. 170
  4. ↑ Овидий. Собрание сочинений. В 2-х т. — СПб, Биографический институт «Студиа Биографика», 1994. — T. 2. — C. 171
  5. ↑ 1 2 К. Богемская. Пейзаж: страницы истории. — М., Галактика, 1992. — ISBN 5-269-00053-9
  6. ↑ Брейгель. Великие художники, т. 49. — М., Директ-Медиа, 2010. — С. 7
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 Dominique Allart et Christina Currie. " Trompeuses séductions. La Chute d’Icare des Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique "
  8. ↑ С. Л. Львов. Питер Брейгель Старший. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — С. 171
  9. ↑ 1 2 В. Ф. Мартынов. Фундаментальная культурология [Электронный ресурс]. -Минск : Современные знания, 2010. — С. 276
  10. ↑ С. Л. Львов. Питер Брейгель Старший. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — С. 172
  11. ↑ P. Kockaert. «La chute d’Icare au laboratoire». Nuances, 2003, № 31.
  12. ↑ Karl Kilinski. Bruegel on Icarus: Inversions of the Fall.
  13. ↑ См. оригинальный текст стихотворения и русский перевод П. Грушко
  14. ↑ См. оригинал стихотворения и русские переводы
  15. ↑ Анализ стихотворения на русском языке
  16. ↑ Наталья Горбаневская «13 восьмистиший и ещё 67 стихотворений» М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2000. — 80 с.
  17. ↑ Комментарий Натальи Горбаневской в её блоге к циклу «Падение Икара»
  18. ↑ 1990 г. Ред. Г. М. Шукан, илл. Александр О. Флоренский. «Митьки, описанные Владимиром Шинкаревым и нарисованные Александром Флоренским». Изд. СП «СМАРТ», 32 с., тираж 100000 экз. Глава «Реферат по статье А.Флоренского „Митьки и культура“»

Литература

  • С. Л. Львов. Питер Брейгель Старший. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — С. 169—173.
  • Клод-Анри Роке. Брейгель, или мастерская сновидений. — Москва : Мол. гвардия: Палимпсест, 2000. — 298 с.
  • Pietro Allegretti, Brueghel, Skira, Milano 2003. ISBN 00-0001-088-X
  • Beat Wyss, «Pieter Bruegel, Landschaft mit Ikarussturz. Ein Vexierbild des humanistischen Pessimismus», Fischer Verlag, Frankfurt am Main 1990. ISBN 3-596-23962-1

Ссылки

  • В. Ф. Мартынов. Фундаментальная культурология [Электронный ресурс]. — Минск: Современные знания, 2010. — 336 с. ISBN 978-985-6885-86-3
  • Dominique Allart, Christina Currie. «Trompeuses séductions. La Chute d’Icare des Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique», CeROArt [En ligne], | 2013, mis en ligne le 16 janvier 2013, consulté le 25 juillet 2014. (фр.)
  • P. Kockaert. «La chute d’Icare au laboratoire». Nuances, 2003, № 31. (фр.)
  • Lyckle de Vries. Bruegel’s «Fall of Icarus»: Ovid or Solomon? // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. Vol. 30, No. 1/2 (2003), pp. 4-18 (англ.)
  • Karl Kilinski. Bruegel on Icarus: Inversions of the Fall // Zeitschrift für Kunstgeschichte 67. Bd., H. 1 (2004), pp. 91-114 (англ.)

ru-wiki.org

Икар. - Кусочки моей жизни...

ДюДюдя- Цветные сны....

Вчера были Принц Даниил + Рапунцель..., а сегодня представитель античной мифологии - Икар.

Дедал и Икар (Римский рельеф 2 века) Рим, Музей виллы Альбани.Landscape with the Fall of Icarus. Pieter the Elder Bruegel (1525 - 1569). 1558.

Caída de Icaro, Studiolo de Francesco I, Palazzo Vecchio (Florencia). 1570.

Rubens, Peter Paul - The Fall of Icarus. 1636.

Hans Bol (1534–1593). Landscape with the Fall of Icarus.

Daedalus and Icarus. Anthony van Dyck. 1630.

Шарль Лебрен. Дедал и Икар. 1645-46 г.г.

Daedalus and Icarus. Domenico Piola (1627 - 1703). 1670.

Laurent Pécheux. Daedalus and Icarus. XVIII.

Джузеппе Чезари. Дедал и Икар.

Карло Сарачени Падение Икара Национальный музей di Capodimonte, Неаполь.

Дедал и Икар. Людовицо Лана.

Неизвестный художник. Падение Икара (гравюра XVIII века).

П.И. Соколов (1753—1791). Дедал привязывает крылья Икару. 1776.

Daedalus and Icarus. Antonio Canova (1757 - 1822). 1777-1779.

Charles Paul Landon. Icarus and Daedalus. 1799.

Daedalus and Icarus. Lord Frederick Leighton (1830 - 1896).1869.

Icarus. Alfred Gilbert (1854 - 1934). 1884.

Lament for Icarus. Herbert James Draper.

Икар. (др.-греч. Ἴκαρος) в древнегреческой мифологии — сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью.Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и советовал сыну не подниматься при полёте слишком высоко. Икар не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого растопили воск, и Икар утонул недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном по его имени Икария.

Продолжение следует....

yassena.livejournal.com

Икар - человек, неудачно оторвавшийся от Земли...

Мечта о полёте зародилась у человека в глубокой древности. Желание летать подобно птице нашло отражение в античных легендах и мифах. Со временем появились попытки реализовать этот замысел. Путь к нему, казалось, был очевиден – следует сделать из прутьев и полотна или перьев большие крылья и, подражая движениям птиц, подняться в воздух. Но в действительности всё оказалось не так просто. На таких “крыльях” экспериментаторы не могли летать и часто платили за свою смелость жизнью.Легенда об ИкареВеличайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрхетея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал, был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи. «Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!»

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Наконец Дедал кончил свою работу: готовы были крылья. Дедал привязал крылья на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.Отец с сыном надели крылья на руки и легко поднялись в воздух. Те, кто видел их полет высоко над землёй, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!Нет ответа. Увидел Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским. Наконец прибили волны тело Икара к берегу острова, там нашел его Геракл и похоронил. Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.

ИсточникГалерея очень разных Икаров - живописных и скульптурных:Светлана Пугачева

Сергей Соломко

Владимир Карташов

Галина Шилина "Икар"

Галина Шилина "Хочу летать"

Лейтон Фредерик (Leighton Frederick), (1830–1896) "Дедал и Икар"

"Падение Икара" Якоб Петер Гоуи, ок. 1636-1637 гг. Мадрид, музей Прадо

Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) "Падение Икара"

Тамара Колесниченко "Икар. Полеты во сне и на яву" (из серии «Икар»)

Николай Москвин "Икар"

Карен Саркисов

Сергей Белов

Кузнецов В. И.

Виктор Митрошин

Соколов П. И.

Лебрен

Berlov Sergey. Ikar

Американский скульптор Глеб Дерюжинский (1888-1975)

Владимир Гобозов

"Икар" Гришина Алина, г. Лакинск Владимирской области, Детский дом

Фрэнк Фразетта

Геннадий

Стадникова Елена

Панов Игорь   "Икар и Дедал"

Шарль-Поль Ландон  "Дедал и Икар" 

anastgal.livejournal.com


Смотрите также