Икона и картина • Картина (а. Икона картина


Чем икона отличается от картины?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Анатолий Влезько«Троица» Андрея Рублева и «Христос в Гефсиманском саду» Николая Ге, штампованные бумажные иконки и простенькие иллюстрации в детских изданиях Библии, и даже граффити на стенах домов… В чем принципиальная разница между иконой и произведением светского художника?

Икона — будь то старинная фреска или работа современного мастера — всегда написана по четким изобразительным канонам.

Если изучить свод «иконописных правил» подробно, можно узнать много интересного: например, что цвет одежд Христа на иконах — пурпурный с синим, а нимб вокруг Его главы особый — крестчатый. Или то, что, в отличие от картины и фотографии, мы видим предметы на иконе не в прямой, а в обратной перспективе.

Даже те, кто с этими канонами не знаком, чаще всего смогут отличить икону от картины — чисто интуитивно.

Чем икона отличается от картины?Глядя на картину, мы видим личность художника, его эмоции — душевную скорбь о крестных страданиях Христа, гнев на Его гонителей, ликование от воскресения. Картина может быть красива, даже гениальна, может волновать наше сердце, но на молитву мы встаем перед иконой. Икона бесстрастна — мысли и чувства иконописца остаются за ее рамками, а его талант служит одной главной цели — общению с Богом и преображению души человека.

Чем икона отличается от картины?

 

На заставке: Генрих Гоффман. Христос и богатый юноша, 1889 г.

foma.ru

Картины и иконы Ильи Репина (ФОТО)

24 июля [5 августа] 1844 года в Чугуеве родился великий русский живописец Илья Репин. В этот день мы предлагаем вниманию своих читателей подборку произведений художника – как знаменитых, так и малоизвестных.

Моление о чаше. Начало 1860-х

Моление о чаше. Начало 1860-х

Отыди от меня, Сатано. 1860-е

Отыди от меня, Сатано. 1860-е

Голгофа. 1869

Голгофа. 1869

Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий

Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий

Иов и его друзья. 1869

Иов и его друзья. 1869

Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. 1870.

Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. 1870.

Воскрешение дочери Иаира. 1870

Воскрешение дочери Иаира. 1870

Воскрешение дочери Иаира (1). 1871

Воскрешение дочери Иаира (1). 1871

Воскрешение дочери Иаира (2). 1871

Воскрешение дочери Иаира (2). 1871

Воскрешение дочери Иаира (3). 1871

Воскрешение дочери Иаира (3). 1871

Протодиакон. 1877

Протодиакон. 1877

Крестный ход. 1877

Крестный ход. 1877

Монахиня. 1878

Монахиня. 1878

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878

Богомолки-странницы. 1878

Богомолки-странницы. 1878

Паломник. 1880

Паломник. 1880

Паломник

Паломник

Этюд с иконой Спас. 1880-е

Этюд с иконой Спас. 1880-е

Выход патриарха Гермогена. 1881

Выход патриарха Гермогена. 1881

Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883

Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883

Христос. 1884

Христос. 1884

Иуда. 1885

Иуда. 1885

Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885

Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885

Отказ от исповеди. Начало 1880-х

Отказ от исповеди. Начало 1880-х

Взятие Христа стражею. 1886

Взятие Христа стражею. 1886

Монахиня. 1887

Монахиня. 1887

Христос и Никодим. 1887

Христос и Никодим. 1887

Инок Филарет в заточении в Антониево- Сийском монастыре.1888

Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре. 1888

Предательство в Гефсиманском саду. 1888

Предательство в Гефсиманском саду. 1888

Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х

Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х

Николай Чудотворец из Миры в Ликии избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888-89

Николай Чудотворец из Миры в Ликии избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888-89

Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. 1890

Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. 1890

Пророк. Около 1890

Пророк. Около 1890

Рождество Христово. 1890

Рождество Христово. 1890

Иди за мною, Сатано! 1891

Иди за мною, Сатано! 1891

Проповедь Кунцевича в Белоруссии. 1893

Проповедь Кунцевича в Белоруссии. 1893

Благословение детей. 1890-е

Благословение детей. 1890-е

Иди за мной, Сатано

Иди за мной, Сатано

Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. 1894

Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. 1894

Христос с чашей. 1894

Христос с чашей. 1894

Кузьма Минин. 1894

Кузьма Минин. 1894

Портрет императора Николая II. 1895.

Портрет императора Николая II. 1895.

Портрет императора Николая II. 1895

Портрет императора Николая II. 1895

Портрет императора Николая II. 1896

Портрет императора Николая II. 1896

Иди за мною, Cатано. 1895

Иди за мною, Cатано. 1895

Искушение Христа. 1896

Искушение Христа. 1896

Богоматерь с младенцем. 1896

Богоматерь с младенцем. 1896

Если все, то не я. . . 1896

Если все, то не я. . . 1896

Николай Гоголь и отец Матвей. 1902

Николай Гоголь и отец Матвей. 1902

Иди за мной, Сатано (Искушение Христа). 1901-1903

Иди за мной, Сатано (Искушение Христа). 1901-1903

Тайная вечеря. 1903

Тайная вечеря. 1903

Иисус в терновом венце. 1913

Иисус в терновом венце. 1913

Давид и Голиаф. 1915

Давид и Голиаф. 1915

Большевик. 1918

Большевик. 1918

«Голгофа». 1921-1922

«Голгофа». 1921-1922

www.pravmir.ru

Что такое икона? Значение икон. Отличия иконы от картины. Особенности икон. Появление икон. Иконописная мастерская "Божией матери". Заказать иконы.

Что такое икона

Икона — это книга о вере

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и
Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. 12 век., Новгород

Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. 12 век., Новгород

нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». (Подробнее об истории Нерукотворного образа.)

***

Икона - это образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Икона рассчитана только на молящегося перед ней верующего христианина, ее назначение — содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Языком линий и красок икона раскрывает учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

В иконе церковь хочет выразить свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви.

Мир не видит святых, как слепой не видит света. Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, она видит невидимое; во временном потоке жизни она видит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе.

Но как можно выразить невыразимое, показать святость, благодать? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного. Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости - значение икон гораздо глубже. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу.

Нашим далеким предкам, жившим во времена расцвета иконописи в допетровской Руси, был вполне доступен язык иконы, поскольку язык этот понятен для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами академического письма – по сути картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в Синодальный период истории Русской Православной Церкви.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Но при этом нередко возникает вопрос: а зачем же тогда необходимо придерживаться древних правил иконописного изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности – и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? Может быть, древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквях и дома вместо икон добротно написанные картины?

Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.

Живописная картина

Икона

Внутренние отличия картины и иконы

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконопись - не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Выделить внешние отличия, может показаться затруднительным, поскольку живопись за века своего существования породила множество техник, школ, направлений. Но при всем этом многообразии, икону от живописной картины отличает целый ряд очень важных моментов:

  • Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило удлиненные, пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем.
  • Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Но при этом на канонических иконах не всегда присутствуют изображения только в обратной перспективе. На одной и той же иконе, в зависимости от богословской идеи, могут встречаться изображения и в обратной, и в прямой перспективе. (читайте интересную статью об обратной перспективе)
  • Отсутствие внешнего источника света. . Икона светоносна сама по себе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой (левкас) просвечивает сквозь краски (см. раздел Как мы пишем иконы (техника иконописи).
  • На некоторых иконах мы можем видеть единовременность изображения: несколько событий происходят сразу. Так, например, на иконе Введения юная Пресвятая Дева изображена на ней дважды: перед ступенями храма и в самом храме, в общении с архангелом Гавриилом.
  • Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства (см. раздел Что означает икона (символика иконы).
  • Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.
  • Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними иконописцами, поскольку его функция – чисто декоративная.

Именно сравнивая икону с живописной картиной зачастую гораздо легче вникнуть смысл, понять икону.На нашем сайте вы также можете ознакомиться со статьей С.В.Алексеева "Икона и картина" (из книги "Зримая истина").

Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно – мастерство иконописца. Икона (в особенности древнерусская) является частью мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру.

 

ivepar.ru

Икона и картина Картина а

Икона и картина Икона и картина

 • Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но • Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. • Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. • Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

 • Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и • Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. • Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. • Икона – вне времени, она отображение инобытия в нашем мире.

 • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении.

 • Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – • Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. • Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.

 • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному. • Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

 • Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, • Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. • Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Отличие иконы от картины Отличие иконы от картины

Отличие первое • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. • Изображается не столько сам Отличие первое • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. • Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. • Отсюда деформированные, как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

 • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. • В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.

Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые поособому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.

 • Другой пример: изображение гор на православных иконах. • Это не синие рериховские • Другой пример: изображение гор на православных иконах. • Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. • Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

Отличие второе • Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Отличие второе • Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.

Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет.

 • На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их • На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. • Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон – не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображение элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.

Отличие третье • Отсутствие внешнего источника света. • Свет исходит от ликов и фигур, Отличие третье • Отсутствие внешнего источника света. • Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.

 • Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии • Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости– важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. • Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. • Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри.

Отличие четвёртое • Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Отличие четвёртое • Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. • Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. • Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. • Глухой черный цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

Отличие пятое • Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. • На Отличие пятое • Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. • На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа.

 • Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и • Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто «Рождество Иоанна Крестителя» представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник. • На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождестве Христовом, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах.

 • Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже • Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов. • Таковы, в общих чертах, основные отличия иконы от картины.

Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ. ОФОРМИТЬ РЕЗУЛЬТАТ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ. ОФОРМИТЬ РЕЗУЛЬТАТ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВИТЬ ЗАЩИТУ ПРОЕКТА.

present5.com

Икона и картина • Картина (а

Икона и картина Икона и картина

 • Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но • Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. • Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. • Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

 • Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и • Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. • Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. • Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире.

 • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении.

 • Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – • Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. • Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.

 • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному. • Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

 • Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, • Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. • Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Отличие иконы от картины Отличие иконы от картины

Отличие первое • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. • Изображается не столько сам Отличие первое • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. • Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. • Отсюда деформированные» , как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

 • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. • В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.

Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые поособому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.

 • Другой пример: изображение гор на православных иконах. • Это не синие рериховские • Другой пример: изображение гор на православных иконах. • Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. • Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

Отличие второе • Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Отличие второе • Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.

Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет.

 • На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их • На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. • Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон – не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображение элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.

Отличие третье • Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из Отличие третье • Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.

 • Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии • Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. • Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. • Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри.

 • • Отличие четвёртое Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет • • Отличие четвёртое Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Глухой черный цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

Отличие пятое • Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Отличие пятое • Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа.

 • Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и • Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто «Рождество Иоанна Крестителя» представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник. • На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождестве Христовом, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах.

 • Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже • Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов. • Таковы, в общих чертах, основные отличия иконы от картины.

Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона

 • Источники: • http: //azbyka. ru/tserkov/ikona_i_karti na-all. shtml • Источники: • http: //azbyka. ru/tserkov/ikona_i_karti na-all. shtml

present5.com

Икона и картина - Академия "Фомы"

Ирина Языкова, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Первое тысячелетие христианской культуры было основано на том, что иконография была тем общим языком, что был понятен по всей христианской ойкумене – от Испании до Грузии, от Константинополя до Венеции. А в эпоху Возрождения мы уже видим, что сформировался тип нового религиозного изображения – религиозные картины.

Чем икона отличается от картины? Как западное искусство сформировало новый религиозный моленный образ? Он остается таким же моленным, помещается так же в церквях, монастырях, даже в домашних молельнях, но это совершенно другой образ. Икона, как мы сказали, изображает человека с точки зрения Бога, то, как видит Бог человека, как человек преображенный являет себя, или Бог его являет в Царстве Божием. Картина, даже религиозная, изображает ли она Христа, Божью Матерь, Мадонну, как говорили итальянцы, или Святое семейство, любого святого, изображает совершенно новый образ. Это не икона, это человек в этом мире, в реальности, но при этом он святой. Да, изображается он идеально, но уже перспектива этого мира, в отличие от обратной перспективы иконы.

Если в иконе свет, идущий изнутри, не свет от внешнего светильника, а свет, в котором сияет сам святой, то в картине это всегда свет дневной или от какого-то источника света.

Если в иконе это лик, то в картине это лицо. Лицо может быть прекрасным, идеальным, как, например, говорили, что Мадонны Боттичелли прекрасны, как Венера, а Венера целомудренна, как Мадонна. Но если посмотреть, то в типаже между Венерой и Мадонной особой разницы нет: и та, и другая пишется с живых прекрасных женщин. Для иконы это невозможно. Даже если позднее предание говорит нам о том, что Сама Богородица позировала апостолу Луке, но это позднесредневековое предание. Ни в античное время, ни в средневековье невозможно представить, что кто-то позирует для иконы. А для картины, начиная с эпохи Возрождения, и для поздних картин можно было спокойно взять человека и написать с него Христа, Богородицу, святого и так далее. То есть это две совершенно разные системы. Мы сейчас не говорим, какая из них хуже, какая лучше, какая «духовнее», какая художественнее. Это разные системы, которые по-разному понимают священный образ.

В древности Запад тоже знает икону. И продолжение почитания икон мы видим и в эпоху Возрождения, и барокко, и до сегодняшнего дня. Но рожденная в эпоху Возрождения религиозная картина на Западе будет превалировать вплоть до настоящего времени, когда уже появится тяга к чему-то другому. Это интересный феномен, потому что он тоже отражает религиозные представления. Представления о человеке. Это зеркало, которое когда-то отражало небо, теперь оно отражает землю и самого человека. И стремление сделать как можно более похоже, как можно более натуральным, осязаемым тоже ведь происходит от желания как бы приблизить святое, священное, понять, что Богородица была такой же женщиной, ходила по этой же земле, что младенец Иисус был маленьким. Иконы часто очень абстрактно изображают Младенца Христа, младенца в нем почти и не видно. А художники Возрождения, особенно итальянские, хотели показать человечность.

Идея гуманизма – человек в центре Вселенной – идет и в священном образе: показать именно человеческую природу Христа, то, что Он был таким же, проходил все те же стадии ребенка, отрока, юноши и уже взрослого человека. Поэтому интерес к земной жизни Христа на Западе больше. В западной религиозной картине гораздо больше внимания уделяется страстям Христовым. Как известно, в западной традиции разработан даже цикл 14 стояний. В иконе все сосредотачивается на событии Креста. Крест показывается как уже победа над смертью.

Если сравнить два распятия, например Дионисия или любую византийскую икону «Распятия» и «Распятие» одного из самых духовных западных художников Эль Греко, то у него это сосредоточенность на событии смерти: все мускулы напряжены – вот свершилось, и тьма пала с часа шестого до часа девятого, и ангелы, невидимый мир, плачут, и видимый мир весь рыдает, Богородица просто в конвульсиях. Все сосредоточивается на переживании, на человеческом, на часе смерти, и дальше – тупик. А икона показывает сияние славы Креста: «Радость Крестом приходит всему миру», как поет Церковь, и Христос не напряженный, а, наоборот, раскрывший объятия всему миру, обращается к нам с Креста. Там смерть тоже присутствует в образе ада, который внизу, в образе костей и черепа Адама, но это все равно торжество жизни, торжество победы, прорыв через видимое, через трагедию в победу над смертью. А религиозная картина всегда фиксирует исторический момент.

 

academy.foma.ru

Икона и картина • Картина

> Икона и картина Икона и картина

> • Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, • Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. • Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. • Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

> • Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано • Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. • Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. • Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире.

> • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении.

> • Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение • Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. • Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.

> • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному. • Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

> • Картина – средство для общения с автором, с его идеями • Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. • Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

> Отличие иконы от картины Отличие иконы от картины

>Отличие первое • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. • Изображается Отличие первое • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. • Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. • Отсюда деформированные» , как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

> • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. • В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.

>Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по- особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.

> • Другой пример: изображение гор на православных иконах. • Это • Другой пример: изображение гор на православных иконах. • Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. • Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

> Отличие второе • Отличие стилистики иконы от реалистической картины Отличие второе • Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.

>Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет.

> • На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, • На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. • Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон – не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображение элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.

> Отличие третье • Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов Отличие третье • Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.

> • Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной • Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. • Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. • Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри.

> Отличие • четвёртое Цвет не является Отличие • четвёртое Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. • Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. • Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. • Глухой черный цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

> Отличие пятое • Для икон характерна единовременность изображения: все Отличие пятое • Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа.

> • Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для • Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто «Рождество Иоанна Крестителя» представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник. • На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождестве Христовом, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах.

> • Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных • Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов. • Таковы, в общих чертах, основные отличия иконы от картины.

>Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона

present5.com


Смотрите также