Картины про смерть русских императоров. Император картина


История Российской империи в картинах российских художников

И. Айвазовский "Морской бой"

Почему иногда живописная историческая картина может сказать больше, чем словесный рассказ о событии? Видимо, потому, что всегда важнее увидеть, чем услышать. А живописцы стремятся не только и не столько точно показать происходящее, сколько выразить своё отношение к нему и передать атмосферу события.

В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. В это время Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой на фоне сочинённых архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа.

В России историческая картина появилась во второй половине XVIII в. и  сразу же заняла ведущее место в живописи. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» (1770) изображала сюжет из русской истории.

В данной статье речь пойдёт о некоторых живописных полотнах русских художников, которые обращались к теме истории Российской империи.

Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874)

Н. Ге "Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы"

Эта картина Н. Ге не пользовалась успехом ни при жизни художника, ни после его смерти. Да и сейчас полотно находится не в основной экспозиции Третьяковской галереи, а в её фондах. Существует мнение, что она написана не по творческому вдохновению, а к определенному событию или, как сейчас сказали бы, конъюнктурная работа.

Между тем, картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. Для того чтобы лучше понять смысл картины, давайте обратимся к «Запискам Екатерины II». Она пишет: «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают. Часто оно есть не что иное, как следствие верных и твердых мер, не замеченных толпою, но, тем не менее, подготовивших известное событие. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения. Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм: ПЕРВАЯ ПОСЫЛКА: качества и характер. ВТОРАЯ — поведение. ВЫВОД — счастие или несчастие. И вот тому два разительных примера: ПЕТР III — ЕКАТЕРИНА II».

Чтобы лучше понять эти рассуждения Екатерины II, вспомним её биографию и те обстоятельства, при которых она вступила на русский престол, об этом читайте на нашем сайте: Дворцовый переворот 1762 года, Петр III.

Любой человек, не лишённый нравственности, не может видеть в императрице Екатерине II только Екатерину Великую. Вот и художник, который проблему нравственного достоинства ставил превыше всего, не мог воспринимать Екатерину II как идеальную женщину, несмотря на её «величие». Но в то же время он не стремился её осуждать. Готовясь к написанию картины, он прочитал мемуарные источники, хорошо изучил время, в которое происходили события, изображённые в картине. Что же происходило? Кратко: в 1762 г. Екатерина Алексеевна захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III. «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III», — писал Н. Ге. Посмотрим, как это у него получилось.

Княгиня Е. Дашкова и сама Екатерина II утверждали, что сразу же после кончины императрицы Елизаветы Петровны ее племянник, Петр III, предался безудержному веселью, столь неуместному для такого случая. Вот что пишет Екатерина II: «Сей был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал, и имел совершенно позорное поведение, кривлаясь всячески, и не произнося окроме вздорных речей, не соответствующих ни сану, ни обстоятельствам, представляя более не смешного Арлекина, нежели инаго чево, требуя однако всякое почтение».

А вот воспоминания Е. Дашковой: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам и унтер-офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

На картине изображён момент неожиданной встречи Екатерины и Петра, после которой они расходятся каждый в свою сторону. Петр изображён со спины, поспешно удаляющимся; он в нарядном белом мундире (прусского образца). Екатерина в траурных одеждах приближается к гробу Елизаветы Петровны, который художник сделал недоступным для зрителей. Виден только стоящий в почётном карауле военный.

На первом плане картины – Екатерина. Поверх платья на ней широкая орденская лента из красного муара. Женский орден святой Екатерины был пожалован ей императрицей Елизаветой Петровной 9 февраля 1744 года — в день рождения великого князя Петра Федоровича, когда скромная немецкая принцесса София Фредерика Августа прибыла в Москву в сопровождении матери, чтобы стать невестой наследника российского престола.

Один миг из придворной жизни запечатлён на картине, но этот миг говорит зрителям о многом. «Картина не слово. Она дает одну минуту и в этой минуте должно быть всё — а нет — нет картины», — считал художник.

Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Н. Ге "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Эта картина впервые была выставлена на передвижной выставке в 1871 г. Обратимся снова к воспоминаниям художника. В 1892 г. он писал в своих «Записках»: «Две картины: «Петр I с царевичем Алексеем» и «Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы» — измучили меня. Исторические картины тяжело писать, такие, которые бы не переходили в исторический жанр. Надо делать массу изысканий, потому что люди в своей общественной борьбе далеки от идеала. Во время писания картины «Петр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал…».

В этой картине также на первом месте психология. Драма столкновения двух противоположных (хоть и родственных) личностей и жизненных ценностей. Известно, что царевич Алексей был прекрасно образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков. Обычно пишут, что он был противником отцовских реформ. Можно сомневаться в этом, потому что Алексей был слишком умён, чтобы не понимать их необходимость. Но вот деспотические и жесткие формы правления своего отца он принять не мог и бежал на Запад, откуда был возвращён и замучен до смерти под пытками в Петропавловской крепости с ведома и по распоряжению Петра. В картине ощущается это сильное эмоциональное напряжение, хотя внешне герои спокойны. Весь накал страстей и переживаний сконцентрирован внутри персонажей, и зрители это чувствуют.

Произведение художника было встречено с большим интересом и вызвало споры, обсуждавшие позицию автора и отношение Петра I к сыну.

Полотно сразу же приобрел П.М. Третьяков. Н.Н. Ге в следующем году сделал повторение своей картины, которое находится в Государственном Русском музее.

В. Перов «Суд Пугачева» ( 1875)

В. Перов «Суд Пугачева»

В начале 1870-х годов В. Перов искал новую тему для серьезной работы. В 1872 г. он писал портрет В. Даля, который сопровождал А.С. Пушкина во время поездки в Оренбург, когда он собирал материал для «Истории Пугачева», и вполне возможно, что именно В. Даль натолкнул художника  на этот сюжет. Первоначально Перов задумал серию из трех картин о Пугачёве, но работа остановилась только над одной из них.

Картина имеет явно антипугачёвский смысл. Она даже вызывает ужас перед всем изображённым: в центре картины кланяющийся в ноги Пугачёву человек и труп убитой жертвы. Чуть левее – помещик со связанными руками, к которому тянется калмык, чтобы схватить его за ворот. Возможно, он отказывается признавать в Пугачёве государя Петра III, и именно для него предназначена изображённая слева виселица…

Пугачев, в красном кафтане, сидит на крыльце, окруженный своими сообщниками. Лицо его не слишком выразительно – видимо, художник не ставил целью показать чувства и помыслы Пугачёва или просто у него это не получилось  — картина осталась неоконченной… А вот передать обстановку полного беззакония и самоуправства, стихийного бунта ему удалось. Вспоминаются слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

В. Верещагин «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон» (1899—1900)

В. Верещагин «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон»

Эта картина из серии, посвящённой Отечественной войне 1812 г. Наполеон, заняв Москву, надеялся на то, что Александр I пойдёт на его мирные предложения, заявленные ещё месяц назад в Смоленске. Наполеон видит, что его армия разваливается, что в России разворачивается народная война, что впереди – холода и непогода… Наполеону во что бы то ни стало нужен мир. 23 сентября он посылает к Кутузову, который в это время находился в Тарутино, своего генерал-адъютанта Лористона для предложения мирных переговоров. Кутузов принимает Лористона, но объявляет ему, что никаких переговоров о мире быть не может: «Не имею на это никакого наставления; при отправлении меня к армии и название мира ни разу не упомянуто. Впрочем — все сии слова, от вас мною слышанные, происходят ли они из собственного суждения, либо имеют источник свыше, я ни в каком случае передать своему Государю не желаю. Я подверг бы себя проклятию потомства, если бы сочли, что я подал повод к какому бы то ни было примирению; таков, в настоящее время, образ мыслей нашего народа».

На лице Наполеона мы не видим его обычной самоуверенности и превосходства – это лицо уставшего и надеющегося на благополучный исход переговоров человека.

Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года» (1873)

Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года»

Картина посвящена теме крестьянства после отмены крепостного права. Выражено неоднозначное отношение крестьян к Манифесту. В выражении лиц, позах крестьян, слушающих манифест, чувствуется разочарование: за помещиками сохраняется часть их прежних привилегий. Крестьяне не испытывают особого воодушевления от услышанного, но … русский мужик терпелив.

Каждый персонаж художник выписывает крупным планом. Поток света освещает крестьян вокруг читающего Манифест мальчика. Лица и фигуры героев жизненны и колоритны.

И. Крамской. Серия портретов Александра III

И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.

Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».

Александр III "Морской пейзаж"

Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.

Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.

И. Крамской "Император Александр III"

Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III  было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.

И. Левитан «Владимирка» (1892)

И. Левитан "Владимирка"

Казалось бы, какое отношение к истории может иметь простой сельский пейзаж, мастером которого был Левитан? На самом деле, Владимирка – это начальный каторжный этап, по которому арестанты в кандалах шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал в Сибирь. Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах. Кажется, настроение картины совершенно безнадёжно: грязная разбитая дорога, низкие свинцовые тучи, бескрайняя и горестная Россия. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути… Но надежда есть. И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта.

И. Левитан подарил эту картину Третьяковской галерее.

В. Суриков «Меншиков в Березове» (1883)

В. Суриков "Меншиков в Березове"

Пожалуй, это одна из самых известных картин В. Сурикова. Картина действительно производит сильное впечатление и останавливает внимание зрителя внутренней силой персонажей. Особенно это касается фигуры А. Меншикова. Из истории мы знаем, что сподвижник Петра I был в своё время всесильным человеком – и вот он, постаревший, но не сломленный, сидит в тесной и тёмной избе. Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. Рядом с ним — трое его детей. Перед нами настоящий шекспировский сюжет. Или русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. История здесь показана в движении.

И. Репин «Арест пропагандиста» (1880-1889)

И. Репин "Арест пропагандиста"

И. Репин был первым художником, который обратился к теме народничества, пытаясь показать взрывоопасность это движения. Революционеры «Народной воли» предстают на полотнах Репина борцами, но в то же время очевидно их внутреннее одиночество: отправившись «в народ», они не чувствовали поддержки тех, ради кого они работали – русские крестьяне были равнодушны к пропаганде. Иногда они таких пропагандистов сами выдавали властям…Очевидно, такой момент и запечатлён художником.

Картина была задумана под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х».

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899)

В. Суриков "Переход Суворова через Альпы"

В. И. Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву  группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.

Мастер батальной живописи В. Верещагин критиковал Сурикова за ошибки. По его мнению, конь не станет перед пропастью спокойно гарцевать. Но Суриков отвечал, что «уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца».

И. Айвазовский «Чесменский бой» (1848)

И. Айвазовский "Чесменский бой"

Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Но создаётся впечатление, что он присутствовал во время боя, где русскими моряками была одержана блестящая победа.

Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000.

Чесменская колонна в Царском Селе

Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.

В. Серов «Петр I» (1907)

В. Серов "Пётр I"

Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Приведем лишь слова художника и критика А. Бенуа, которые точно раскрывают её смысл: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».

www.rosimperija.info

Император Маттиас Картина Ханса Аахена

Искусство Германии 15 и 16-го веков Картина немецкого художника Ханса фон Аахена «Император Маттиас». Размер картины 150 x 105 см, масло, медь. Император Священно-Римской империи германского народа считался наместником Бога в делах светских, подобно тому, как папа был наместником Бога в делах духовных. Высший титул римского императора в первые века Германско-Римской империи (с Оттона I в 962 году) принимался немецким королем лишь тогда, когда он был коронован папой в Риме; впоследствии, с возникновением распри между папами и германскими королями, последние вместе с избранием в немецкие короли становились Императорами Священно-Римской империи. С нарождением новых могущественных монархий титул священно-римского императора потерял значение, окончательно утратил свою силу и был устранен в 1806 году.

Маттиас (или Матфий, Matthias), германский император (1612-1619), родился в 1557 году, был третьим сыном императора Максимилиана II. Воспитателем его был ученый дипломат Бусбек. В 1593 году император Рудольф назначил его своим наместником в эрцгерцогстве австрийском. Когда произвол императора вызвал войну с возмутившимися венграми и турками, Маттиас взял на себя восстановление мира (1606), когда же Рудольф не согласился с его решениями, Маттиас в союзе с венгерскими и австрийскими государственными чинами заставил его отказаться от власти над Австрией, Венгрией и Моравией (1608).

Государственным чинам Маттиас вынужден был сделать при этом некоторые уступки в религиозных вопросах. Вскоре Рудольф поссорился и с чехами; последние призвали Маттиаса который отнял у брата Богемию, Силезию и Лузацию (1611) и, по смерти его, был избран императором. Из внешних врагов ему пришлось бороться с беспокойным трансильванским князем Бетлен-Габором; внутри государства все более и более обострялась религиозная вражда; империя и наследственные владения отказали Маттиасу в средствах для ведения войны с Турцией, так что он был вынужден заключить в 1615 году не выгодный для него мир.

Уильям Голд William Gold

Враждебное отношение протестантов к Маттиасу усилилось, когда бездетный Маттиас, по настоянию других членов своей семьи, короновал королем Богемии (1617) и Венгрии (1618) фанатика Фердинанда Штирийского, впоследствии императора Фердинанда II. Попытки правительства уничтожить права, данные протестантам, и особенно "Грамоту Величества", дарованную Рудольфом II чехам в 1609 году, вызвали неудовольствие, которое в Богемии перешло, в мае 1618 года, в открытое восстание. Между тем как чехи организовали свое особое управление и сопротивлялись с оружием в руках, а жители Силезии и Моравии к ним примкнули, Фердинанд низверг в Вене советника императора, Клезеля, и вырвал бразды правления у больного и дряхлого Маттиаса, который вскоре после того и умер.

История искусства периода маньеризма. Далее →

Арбо Петер Николай Arbo Peter Nicolai

smallbay.ru

Русские императоры в живописи: igorinna

Александр МАКОВСКИЙ (1869-1924). Император Николай II. 1907. Холст, масло

 

 

 

 

Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет Петра I. 1770. Холст, масло.

 

 

 

Алексей АНТРОПОВ (1716-1795). Портрет Петра III. 1762. Холст, масло.

 

 

 

Неизвестный художник. Портрет императора Николая I. Холст, масло

 

 

 

Неизвестный художник. Портрет императора Николая I. Холст, масло

 

 

 

Николай АРГУНОВ (1771-после 1829). Портрет императора Павла I. Холст, масло

 

 

 

Николай ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Великий князь Сергей Александрович, царевич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском Селе. 1880

 

 

 

Николай ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Портрет императора Александра III. 1896. Холст, масло.

 

 

Николай ЛАВРОВ (1820-1875). Портрет императора Александра II. 1873. Холст, масло

 

 

 

Николай СВЕРЧКОВ (1817-1898). Александр III. 1881. Холст, масло

 

 

 

Николай СВЕРЧКОВ (1817-1898). Портрет Александра II. Холст, масло.

 

 

 

Николай ШИЛЬДЕР (1828-1898).Портрет Александра III. Холст, масло.

 

 

 

Сальватор ТОНЧИ (в России 1797-1844). Портрет императора Павла I. 1801. Холст, масло.

 

 

 

Сергей ЕГОРНОВ (1860-1920). Цесаревич Алексей Николаевич. Холст, масло

 

 

 

Степан ЩУКИН (1762-1828). Портрет Александра I. Холст, масло.

 

 

 

Степан ЩУКИН (1762-1828). Портрет императора Павла I. Холст, масло

 

 

 

Степан ЩУКИН (1762-1828). Портрет Павла I. Холст, масло.

 

 

 

Стефано ТОРЕЛЛИ (1712-1780). Портрет Павла Петровича с арапчонком. Холст, масло

 

 

 

Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ (1818-1903). Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году. 1884. Холст, масло.

 

 

 

Фёдор РОКОТОВ (1735-1808). Портрет Петра III. Холст, масло.

 

 

 

Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет цесаревича Александра Николаевича. Холст, масло

 

 

 

Эрнест ЛИПГАРТ (1847-1932). Император Николай II. 1914. Холст, масло.

 

 

 

Эрнест ЛИПГАРТ (1847-1932). Портрет императора Николая II. 1900г.

 

 

 

Борис КУСТОДИЕВ (1878-1927). Император Николай II. 1915. Холст, масло.

 

 

 

Валентин СЕРОВ (1865-1911). Миропомазание императора Николая Александровича. Холст, масло.

 

 

 

Валентин СЕРОВ (1865-1911). Портрет Николая II. 1900

 

 

 

Василий ГОЛИКЕ (1802-1848). Николай I. 1843. Холст, масло

 

 

 

Василий ГОЛИКЕ (1802-1848). Портрет великого князя Николая Павловича. 1820-е. Холст, масло.

 

 

 

Василий ТИММ (1820-1895). Портрет императора Николая I на коне. 1840. Холст, масло.

 

 

 

Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет Александра I. Холст, масло.

 

 

 

Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801. Холст, масло.

 

 

 

Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло.

 

 

 

Владимир КУЗНЕЦОВ (1878-1960). Император Николай II. 1914. Холст, масло

 

 

 

Генрих МАНИЗЕР (1847-1925). Император Николая II с орденом святого Владимира. 1905

 

 

 

Георг ГРООТ (в России 1743-1747). Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е. Холст, масло.

 

 

 

Джордж ДОУ (в России 1819-1829). Портрет императора Александра I. Холст, масло

 

 

 

Егор БОТМАН (-1891). Император Александр II. 1875. Холст, масло

 

 

 

Егор БОТМАН (-1891). Портрет императора Николая I. 1849. Холст, масло

 

 

 

Егор БОТМАН (-1891). Портрет императора Николая I. 1856. Холст, масло.

 

 

 

Жан Марк НАТЬЕ (1685-1766). Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Холст, масло.

 

 

 

Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет Александра III. 1886. Холст, масло.

 

 

 

Иван НИКИТИН (1680-е — не ранее 1742). Петр I на смертном ложе. 1725. Холст, масло. 37х54 см

 

 

 

Иван ТЮРИН (1824-1904). Александр II. 1881. Холст, масло

 

 

 

Илья РЕПИН (1844-1930). Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны. 1894. Холст, масло

 

 

 

Илья РЕПИН (1844-1930). Николай II. 1895. Холст, масло.

 

 

 

Илья РЕПИН (1844-1930). Портрет императора Николая II. 1896

 

 

Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет Антона фон Ульриха. Холст, масло

 

 

 

Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет Петра II. Холст, масло

 

 

 

Иоганн ВЕДЕКИНД (1674-1736). Портрет царя Михаила Фёдоровича. 1728. Холст, масло

 

 

 

Иоганн ЛЮДДЕН (-1739). Портрет Петра II. Холст, масло

 

 

 

Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет Александра II. 1881. Холст, масло.

 

 

Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёва-Амурского. 1863. Холст, масло.

 

 

 

Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882. Холст, масло.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

igorinna.livejournal.com

Император Александр III в живописи. Краткий обзор.

Думаю, 13-й по счёту Император Всероссийский в особом представлении не нуждается. Посему ограничусь справкой. Итак, Александр III Александрович. Родился 26 февраля 1845 года. Внук Николая I. Сын Александра II от брака его с принцессой Марией Гессенской (Марией Александровной). Со смертью старшего брата – наследник престола. Женат на датской принцессе Дагмар (Марии Фёдоровне). Император Всероссийский с 1 марта 1881 года. Царь Польский, Великий князь Финляндский. Коронован 15 мая 1883. Отец императора Николая II. Скончался в Ливадии 20 октября 1894 года…

Александр III. (1).

Зарянко С.К. Портрет вел. кн. Александра Александровича в свитском мундире. 1867. ГРМ.

Александр III. (2).

Худояров В.П. Портрет вел. кн. цесаревича Александра Александровича. Конец 1870-х – начало 1880-х гг. Эрмитаж.

Александр III. (3).

Соколов А.П. Император Александр III в коронационном одеянии 15 мая 1883 года. Хромолитография из альбома «Описание священного коронования их императорских величеств Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны». СПб., 1883.

Александр III. (4).

Сверчков Н.Е. Портрет имп. Александра III в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1881. ГМЗ «Царское Село».

Александр III. (5).

Туксен Л. Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном Михаилом. 1893 (?).

Александр III. (6)

Туксен Л. Портрет семейства короля Кристиана IX и королевы Луизы Датской. 1883. Дворец Кристианборг. Копенгаген. Дания.

Александр III. (7).

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III. 1886. ГРМ.

Александр III. (8).

Репин И.Е. Приём волостных старшин имп. Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1885 – 1886. ГТГ.

Александр III. (9).

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III и имп. Марии Фёдоровны. 1885. Крепостной музей (?). Лаппеенранта. Финляндия.

Александр III. (10).

Неизвестный художник (?). Портрет имп. Александра III. Около 1890 (?) года.

Александр III. (11).

Сверчков Н.Е. Император Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо. 1888.

Александр III. (12).

Заболотский П.П. Портрет имп. Александра III. 1889. ГРМ.

Александр III. (13).

Корзухин А.И. Портрет имп. Александра III. До 1894. Гос. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Александр III. (14).

Келер И.П. (?) Портрет имп. Александра III. 1890-е гг.

Александр III. (15).

Неизвестный художник. Портрет имп. Александра III. 1895.

Александр III. (16).

Дмитриев-Оренбургский Н.Д. Портрет имп. Александра III. 1896. Гос. Исторический музей. Москва.

Александр III. (17).

Першаков А.Ф. Портрет имп. Александра III. 1890-е гг. Частное собрание.

Александр III. (18).

Серов В.А. Портрет имп. Александра III с рапортом в руках. 1900. ГРМ.

Александр III. (19).

Серов В.А. Император Александр III в форме Датского королевского лейб-гвардии полка на фоне северного фасада замка Фреденсборг. 1899. Собрание офицерского корпуса Датской королевской лейб-гвардии. Дания.

Александр III. (20).

Шильдер Н.Г. Портрет имп. Александра III. Конец XIX века. Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.

Александр III. (21).

Зичи М. Панихида по имп. Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии. 1895. Эрмитаж.

Александр III. (22).

Зичи М. Императрица Мария Фёдоровна рядом с телом Александра III. 1895. Эрмитаж.

P.S.

Буду признателен уважаемым сообщникам за уточнение авторства и местонахождения тех или иных полотен.

ru-history.livejournal.com

император Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#37990012 - The fifth generation of the Qing emperor

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#21138270 - The Roman emperor on a white background vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#24122868 - emperor romans

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#33742119 - Hua Mulan Chinese female hero Traditional Culture, vector illustration..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#15298069 - 3d people - man, person with a golden crown. King

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20686982 - Cartoon Illustration of Napoleon

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#22000322 - illustration of a man dressed in a suit of King

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#28498895 - Napoleon Bonaparte cartoon character holds sword

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#56089727 - Emperor Penguins with chick Snow Hill in Antarctica

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#25933738 - Emperor penguins. isolated on white

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#25159828 - Emperor penguins. isolated on white background

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20660310 - The Roman emperor on a white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47209976 - Emperor Penguin with two chicks in Antarctica

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Картины про смерть русских императоров : bykovvg_1952

Романовы в произведениях (и отнюдь не в шедеврах) русского искусства. Посвященных их трагической или же наоборот, весьма мирной кончине -- Репин, Маковский, Зичи, Тимм, Гау, Назаренко, Рыженко и многие другие, включая замечательных анонимов.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).

photo_208.jpg

НИКОЛАЙ ВТОРОЙ

Поскольку убили последнего русского императора примерно тогда же, когда сама собой  скончалась реалистическая живопись, никаких приличных художников, чтобы нарисовать достойную картину на этот сюжет и не нашлось, одни кадавры.

Картина с изораженеим царской семьи, имя автора утеряно в интернетах.xQk5eG17h-E.jpg

Поэтому пояснительный текст, сопровождающий данный сюжет, будет состоять из одного лишь классического анекдота:

Поймал Никита Михалков золотую рыбку. Та его умоляет, отпусти, мол, любое желание исполню.Михалков:— Хочу быть русским царем!Махнула рыбка хвостиком, он тут же очутился в незнакомой комнате в окружении каких–то старомодно одетых людей. Открывается дверь, входит хмырь в кожанке:— Гражданин Романов! Пожалуйте в подвал, фотографироваться!

Автор утерян, источник - отличный форум с кучей илл.post-1-1371720686.jpg

Вот эти изображения, судя по открытке, созданы еще белоэмигрантами.Имя художника на открытке не разберу.

post-1-1371720673.jpg1.jpg

551891_rasstrel.jpg

Вот это мой любимец, представитель наивного искусства. Почему наивное искусство -- это в принципе хорошо и прикольно, я рассказывала тут.

Художник Михаил Антонов (источник: roizman.livejournal.com)Михаил Антонов.jpgМихаил Антонов 2.jpg

А вот это нарисовал некий профессиональный живописец. Вернее -- иконописец.Клеймо Бостонской иконы новомучеников.Бостонский образ Святых Новомучеников Российских.jpg

На фоне всего этого сие произведение прямо кажется шедевром.Помимо того, что человек все-таки доучился в художественной школе, у него хватило разумения не писать трупы, действуя на эмоции "в лоб", а показать только последствия. Сломанные игрушечки -- это конечно не бином Ньютона для передачи трагедии, но все же.

Павел Рыженко. Ипатьевский дом. Расстрел(№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2) 2004 г.photo_208.jpg

АЛЕКСАНДР III

Предпоследний император умер в 1894 году своей смертью.В стране все было хорошо, при дворе работали профессиональные художники, тема раскрыта грамотно.

Вот это самое трогательное - вдова у тела мужа.

Художник Михал Зичи (он же выполнил остальные листы этой серии)Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии

Изображены: Александр III на смертном ложе; слева протоиерей И.Н. Янышев с кадилом; вокруг члены семьи, среди которых императрица Мария Федоровна, великая княгиня Мария Александровна, греческая королева Ольга Константиновна, принцесса Алиса Гессенская, великая княгиня Елизавета Федоровна и другие; справа группа великих князей, среди которых Сергей Александрович и Владимир Александрович.

Посмертная маска Александра Третьего

Аллегорическая картинаАлександр III на смертном одре, окруженный ангелами со скорбящим юношей, символизирующим династию Романовых

Вынос тела из Малого дворца в Ливадии(тяжело больной император долго умирал в Крыму, но санаторные условия не помогли)Спуск гроба с телом Александра III на корабль в Севастополе

Это уже прибытие в Питер?или наоборот, поезда из дворца на севастопольскую пристань? что за храмы сзади?

Вынос гроба с телом Александра III

АЛЕКСАНДР II

Император-освободитель умер в 1881 году от нападения террориста-революционера, взорвавшего бомбу у него под ногами.

Известные художники на эту тему не рисовали, это делали только газетные иллюстраторы-анонимы.Помимо императора от бомбы пострадало еще много простого народаВот наконец что-то цветное, но тоже от анонимаВообще понятно, почему известные мастера не брались за эту скользкую тему. Ведь совершенно непонятно, как ее рисовать, чтобы не получилась газетная желтуха.Вот пример решения подобной художественной задачи -- картина про покушение на того же императора пятнадцатью годами ранее, во Франции.

Жан-Батист Карпо, "Покушение на имп. Александра II". 1867

Ну, в общем, убили Александра, лежит весь в дыму

Принесли его домой, оказался он отнюдь не живой. Далее читайте тут http://wyradhe.livejournal.com/96160.html

Следующую стадию не зазорно уже знаменитому автору рисовать.

Константин Маковский. Александр II на смертном одре. 1881

Обратите внимание, эта картина (репродукция) висит справа на стене вот в этом интерьере про возвращение в родимый дом ссыльно-каторжного. А не за участие ли в покушении товарища сослали? Тогда это прямо трофей, как голова лося на стене.Впрочем, срок отсутствия по приговору маловат для такого серьезного дела -- картина-то Репина 1884-8 годов

Вообще, с убийцами Александра II ("первомартовцы", т.к. это случилось 1 марта),было вот так потом (опять спасибо газетным иллюстраторам)

Художник А.А.Несветевич «Казнь первомартовцев 3 апреля 1881 года»картина советской художницыКартина Татьяны Назаренко "Казнь-народовольцев" (1969). x1-Y29.jpg

НИКОЛАЙ I

Этот император умер в 1855 году,  в разгар Крымской войны, своей смертью (по неубедительной версии - самоубийство).

Портрет Николая I на смертном ложе.Художник Henri Philippe HeidemannsП. Клодт. Посмертная маска Николая Первого

Художник Владимир Гау

Тело в кабинете, среди картин и статуйРисунок В. Тимма

Там же, ранее:Император Николай I благословляет сына Александра

Сохранились изображения похорон.

Художник Василий Тимм

А это - страница их погребального альбома -- с 18 века существовала традиция выпускать такие альбомы с изображением похоронных процессий. Этот обычай изображений ведет свою историю еще со времен европейского средневековья и книжной миниатюры.

Художник К. Гесс (источник http://aldusku.livejournal.com)

АЛЕКСАНДР I

Император Александр I Благословенный умер в Таганроге в 1825 году от естественных причин. (Говорят, правда, что он сбежал в Сибирь, отрастил бороду и стал гусаром-схимником, но это совсем другая история).

В провинциальном Таганроге приличного художника не нашлось, поэтому свидетельства о сем событии мы имеем только вот такие простенькие.

Вдовица роняет слезу, свита рыдает и заламывает руки. Facepalm в обилии детектедТа же тема без зума и в цвете

То же самое, вырезанное из бивня мамонта.Классно смотритсяфото lj-user vaga-land

Похороны Александра также запечатлели в альбоме с изображением процессии.

В реальности эти альбомы выглядят вот так (фото мое)Кстати, интересующимся темой рекомендую книгу -- Марина Логунова "Печальные ритуалы императорской России"

Портретов на смертном ложе, в отличие от остальных императоров, с Александра также не сняли, возможно, опять-таки в виду дефицита кадров.Зато есть посмертная маска (фото мое).

После смерти Александра из-за тайного отречения его брата Константина и т.д. случилось Декабрьское восстание на Сенатской площади.Которое законилось, вполне симметрично к уже приведенным выше картинкам, пятью висельниками.

Автограф Пушкина с изображением повешенных декабристов, которые были его друзьямиА вот картин на эту тему интересных даже в советское время не писали.Так что вот скульптура.Ск. Митрофановы. "Декабристы"

На сегодня пока всеПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТВ СЛЕДУЮЩУЮ СРЕДУ

Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".

***НОВИНКА! я запустила свой канал на ютубе с видеоуроками об искусстве. Подписывайтесь на видео!

bykovvg-1952.livejournal.com

Фавориты Екатерины II и других императоров: портреты возлюбленных монархов.

Дамы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них — и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние.

Василий Голицын

Неизвестный художник. Портрет Василия Голицына. XVII век. Государственный исторический музей

Фаворит царевны Софьи Алексеевны — регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I. Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям — в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, — вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.

Мария Кантемир

Иван Никитин. Предположительно, портрет Марии Кантемир. 1710–20-е. ГМЗ «Новый Иерусалим»

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она — фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным — первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.

Эрнст Бирон

Неизвестный художник XIX века (с оригинала Луи Каравака, 1730). Портрет Эрнста Бирона. Государственный исторический музей

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет — бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) — самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.

Иван Шувалов

Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова. 1760. Государственный Эрмитаж

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки — вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову — по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.

Елизавета Воронцова

Алексей Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой. 1762. Государственный исторический музей

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет — знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно — во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы — редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.

Платон Зубов

Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет Платона Зубова. 1793. Третьяковская галерея

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова — последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).

Екатерина Нелидова

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1793. Русский музей

Фаворитка императора Павла I, который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла — рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй — императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки — кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.

Мария Нарышкина

Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Павловск»

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I. Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир — никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.

На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается — император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки — фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.

www.culture.ru